Типовые контрольные задания или иные материалы

Методические указания студентам заочной формы обучения

К изучению дисциплины

С2. Б.5 АНТРОПОЛОГИЯ

Специальность подготовки

37.05.02 Психология служебной деятельности

Специализация подготовки

Морально-психологическое обеспечение служебной деятельности

 

 

Новокузнецк 2016

1. Перечень планируемых результатов обучения по, соотнесенных с планируемыми результатами освоения образовательной программы «Антропология»

 

В результате освоения ООП специалитета обучающийся должен овладеть следующими результатами обучения по дисциплине

 

Код компетенции Содержание компетенций Перечень планируемых результатов обучения по дисциплине
  ОК– 15 способность работать с различными источниками информации, информационными ресурсами и технологиями, применять основные методы, способы и средства получения, хранения, поиска, систематизации, обработки и передачи информации, использовать в профессиональной деятельности автоматизированные информационно-справочные, информационно-поисковые системы, автоматизированные рабочие места, проводить информационно-поисковую работу с последующим использованием данных при решении профессиональных задач Знать:основные этапы развития Homo sapiens, значимость антропологии человека в естественно — научном образовании будущего психолога. Особенности происхождении и эволюции морфологической организации человека и его рас. Систему понятий, используемых для изучения закономерностей эволюционного формирования и развития человека, расового и морфологического полиморфизма вида. Уметь: пользоваться методами и приемами изучения типа конституции человека, знаниями о практическом применении антропологии в медицине, психологии и о значении ее в системе подготовки будущего специалиста, изучающего и работающего с человеком. Владеть: информацией по разделам антропологии: морфология, соматология, этническая антропология, навыками самонаблюдения и исследовательской культуры

 

Объем дисциплины в зачетных единицах с указанием количества академических часов, выделенных на контактную работу обучающихся с преподавателем и на самостоятельную работу обучающихся

Общая трудоемкость (объем) дисциплины (модуля) составляет _3_ зачетных единицы (ЗЕ), 108 академических часов.

 

Вид учебной работы Всего часов
Общая трудоемкость базового модуля дисциплины
Аудиторные занятия(всего)
В томчисле:  
Лекции
Семинары
Самостоятельнаяработа
В томчисле:  
контрольная работа
и (или) другие виды самостоятельной работы
Вид промежуточного контроля  
Вид итогового контроля зачёт

Содержание дисциплины , структурированное по (разделам с указанием отведенного на них количества академических часов и видов учебных занятий

Наименование раздела Содержание раздела дисциплины
Введение в антропологию Предмет антропологии и его разделы в отечественной и западной науке. Методы антропологии. Антропология и психология
Происхождение человека Инстинктивное поведение животных Формирование человека по данным антропологии и археологии.

Проблема грани между человеком и животным. Движущие силы антропогенеза.

Происхождение сознания и развитие психики Возникновение сознания и проблема мифологического сознания, появление языка, искусства как знаковой деятельности и средства коммуникации. Возникновение духовной жизни. Исторические особенности психики.
Антропология и этология Сравнение поведения человека и животных: социально значимых эмоциональных состояний, доминирования, иерархии ит.д. Необходимость корректного сопоставления явлений животной и человеческой жизни.
Полиморфизм рода Homo Видовое единство и морфологическое многообразие рода Homo. Адаптивная роль расовых признаков. Расы и популяции. Расизм и ксенофобия.
Ауксология и конституционол огия Возрастная периодизация постнатального онтогенеза человека. Биологический возраст и показатели зрелости. Конституция и половой диморфизм. Психологические аспекты конституции.
Жизненная среда и экология человека. Человеческая экология – изучение адаптации человека к природной среде, распространения болезней, влияния систем питания, закономерностей демографии. Пространственные потребности человека, группы, народа («жизненное пространство»).
Девиантность и агрессия Девиатное и делинквентное поведение человека. Различные подходы к определению агрессии. Виды агрессии. Проблема преодоления деструктивных форм агрессии
Расоведение Расы. Малые и большие расы. Нация, народность, ареалы происхождения. Теории распространения. Гипотезы.
Антропосоциогененез Понятие антропосоциогенеза. Биологические и социальные факторы происхождения человека. Приоритетность социальных факторов гоминизации.

 

Типовые контрольные задания или иные материалы

В качестве формы промежуточного контроля знаний по дисциплине «Антропология» предусмотрен зачет. Допускается устная и письменная (в форме теста) сдача зачета.

Вопросы к зачету

1. Предмет антропологии и ее методы.

2. Человек как биопсихосоциальное существо.

3. Место человека в животном мире.

4. Тело человека как посредник между биологическим и социальным.

5. Современные представления о происхождении и физической эволюции человека.

6. Дискуссионные проблемы антропогенеза.

7. Движущие силы антропогенеза.

8. Антропогенез и психогенез.

9. Межполушарная асимметрия мозга.

10.Происхождение языка. Язык и искусство как виды знакового поведения первобытного человека

11.Возрастная периодизация постнатального онтогенеза человека.

12.Конституция и половой диморфизм.

13.Психологические аспекты человеческой конституции.

14.Основные типы телосложения мужчин.

15.Основные типы телосложения женщин.

16.Акселерация и ее социальный аспект.

17.Полиморфизм вида Homo sapiens. Факторы расообразования.

18.Классификация человеческих рас.

19.Экология человека. Основные факторы, влияющие на рост и развитие человека: генетические, гормональные, средовые.

20. Воздействие факторов среды на организм человека 21.Жизненное пространство человека и проблема коммуникации.

22.Девиантное и делинквентное поведение

23.Феномен агрессии. Основные объяснения человеческой агрессивности.

24.Проблема контроля над агрессией.