КОНТРОЛЬНЫЕ ВОПРОСЫ И ТЕСТОВЫЕ ЗАДАНИЯ ПО «ЭКСПЕРИМЕНТАЛЬНОЙ

КОНТРОЛЬНЫЕ ВОПРОСЫ И ТЕСТОВЫЕ ЗАДАНИЯ ПО «ЭКСПЕРИМЕНТАЛЬНОЙ

ПСИХОЛОГИИ»‘

Для студентов ОЗО

Разработано на кафедре общей и прикладной психологии ЛГУ имени А. С. Пушкина. Исполнитель

Константинов В.В.

  1. Впервые опытное знание начало распространяться:

еще в античные времена (6-5 века до н э.)

Алкмеон, Гиппократ, Гален на арабском востоке. Ибн аль Хайтама, Ибн рош.

2Принцип детерминизма в психологии:

принцип причинности означает, что все психологические явления детерминированы, т.е. причинно обусловлены какими-либо внешними или внутренними факторами. Ориентирует исследователя на поиск этих связей.

3Идея детерминизма впервые была высказана:

Демокритом в 6 веке до нашей эры. Началось все с физики (Галилей, Ньютон) 16-18 века.

4.Сторонниками эмпирического направления в философии и психологии Нового времени были:

Галилей, Ньютон, Декарт, Бэкон, Гоббс, Джон Локк, Гартли, Юм.

  1. Впервые идею рефлекторного механизма высказал:

Прохазке, Мажанди, Белл.

  1. Под экспериментальной психологией понимается:

область психологии, упорядочивающая знания об общих для большинства психологических направлений проблемах исследований и способах их решения. Экспериментальную психологию называют научной дисциплиной о методах психологических исследований.

  1. Под теорией понимается:

Научная система знания. Результат процесса осознания.

в широком смысле — система взглядов, представлений идей, направленных на объяснение явлений какой-либо области окр. Мира.

В узком смысле — высшая форма организации научного знания, дающая целостное представление о закономерностях и связях определенной области действительности-объекта данной теории.

  1. Под методологией понимается:

Учение о методах научного познания.

(путь+слово) система принципов и способов организации и построения теоретической и практической деятельности, а также учение об этой системе.

под методологией понимается: совокупность приемов исследования, применяемых в данной науке (узк. смысле), учение о методах научного познания и способах построения системы этого знания.

  1. Эксперимент это:

Эмпирическое исследование, проводится с целью выявления причинно-следственных связей.

19 стр., 9199 слов

Социальная психология как наука, подход к проблеме, место соц. ...

... соц. психология. Своебразный подход к выделению основной проблематики соц. психологии проявили представители таких научных направлений, как психология народов ... народной мудростью. Профессиональная –складывается из научных картин мира и знаний в области общения. Имеет особое значение ... Урегулирование конфликтов 27 Психология с греческого – психея (душа) и логос (учение). Взаимодействие людей образует ...

научно поставленный опыт, наблюдение исследуемого явления в точно учитываемых условиях, позволяющих следить за ходом явления, измерять и регистрировать изменения и многократно воспроизводить его при повторении этих условий.

  1. Наблюдение это:

метод, способ, процесс целенаправленного, организованного восприятия регистрации поведения какого-либо объекта. Старейший психологический метод.

  1. Контент — анализ это:

(содержание) формализованный метод изучения текстовой и графической информации, заключающийся в переводе изучаемой информации в количественные показатели и ее статистической обработки.

  1. В чем состоит отличие термина «психология эксперимента» от «экспериментальной психологии»?

Экспериментальная психология — область психологии, упорядочивающая знания об общих для большинства психологических направлений проблемах исследований и способах их решения.

Психология эксперимента — это психология опыта, наблюдения, конкретного объекта в данном случае – эксперимента. Разница в объекте наук))

  1. Основными методами психологического исследования являются:

-наблюдение

-эксперимент

-психологическое измерение

-методы математико-статистической обработки и интерпретации данных.

  1. К основным принципам экспериментальной психологии относятся:

принцип детерминизма и принцип каузальных взаимосвязей.

  1. Сущностью экспериментального метода является:

отличается от наблюдения активным вмешательством со стороны исследователя, осуществляющего планомерное манипулирование одной или несколькими переменными и регистрацию сопутствующих изменений в поведении объекта.

  1. К основным формам экспериментального исследования относятся:

–лабораторный

-естественный

-традиционный

-факторный

-пилотажный

-решающий

-контрольный

-формирующий

  1. К основным структурным элементам экспериментального метода относятся:

-Изучение состояния проблемы, выявление актуальности ее исследования. Определение целей и задач, предмета и объекта исследования. Обзор имеющихся по данной проблеме публикаций.

-Разработка и уточнение исходной исследовательской концепции. Построение модели явления. Выдвижение гипотез.

— План. Определение этапов, выборки испытуемых. Выбор методов и методик. Организационно-методическое обеспечение проведения психологических обследований, экспериментов.

— проведение психологических обследований, экспериментов. Сбор эмпирических данных и их систематизация. Составление сводных таблиц, их проверка, преобразование формы информации, при необходимости — ее кодирование.

— Обработка данных, в том числе с использованием математико-статистических методов. Представление результатов.

— обсуждение и интерпретация результатов в рамках исходной исследовательской концепции. Оценивание результатов проверки гипотез.

7 стр., 3278 слов

1. Охарактеризуйте распространение эксперимента на исследование ...

... установленные в экспериментах, показывали, что многие перцептивные акты определяются не только характеристиками объекта, но что ... были противоречивы. Результаты проводимых им экспериментальных исследований часто противоречили идеалистическим концепциям психики, и ... субъективному (психическому) фактору восприятия. Выдвинутая ученым гипотеза утверждала факт реального существования неосознаваемой части ...

— Соотнесение результатов с существующими концепциями и теориями. Формулирование общих выводов, в которых указывается: подтвердилась или опровергнута теория, достигнута ли цель и как решены задачи исследования (эксперимента), какие результаты достигнуты. При необходимости разрабатываются практические рекомендации. Оцениваются перспективы дальнейшей разработки проблемы. ( Своими силами и не только)

  1. Какое высказывание характеризует понятие «каузальный» подход в исследовании?

Взаимозависимость.

Причинно-следственная зависимость.

Сущность причинности является производство причиной следствия.

  1. Гипотеза в психологическом исследовании:

Гипотеза — научное представление в виде высказывания, истинность или ложность которого недоказуемы дедуктивно, неизвестны, но могут быть проверены опытным путем (эмпирически) в ходе эксперимента.

Гипотеза-Система умозаключений, посредством которой на основании ряда фактов делается вывод о существовании явления связи, причины. Причем этот вывод нельзя считать абсолютно достоверным.

Психологическая гипотеза — научные предположения, сформулированные относительно психологической реальности в рамках определенных психологических представлений. Соответствующие теоретическим представлениям понятия выступают в гипотезе в качестве гипотетических конструктов.

  1. Сущностью экспериментальной гипотезы является:

Она служит для организации эксперимента.

Является гипотезой о причинно — следственных связях.

  1. Эксперимент позволяет проверять гипотезы:

1)гипотезы о связи

2) гипотезы каузальные

  1. Какое суждение относится к определению понятия «независимая переменная»?

Экспериментальное воздействие и экспериментальный фактор — управляемая переменная, активно изменяемая исследователем

  1. Какое суждение относится к определению понятия «зависимая переменная»?

Переменная (любое психическое явление, характеристика) изменения, которой рассматриваются как следствия изменения на экспериментальное воздействие. Проще говоря, это так называемая реакция или отклик на экспериментальное воздействие.

24.К какому типу экспериментальных переменных относятся «дополнительные» и «побочные» переменные?

(управляемые — существующая система обучения, аспекты социальной среды. Физиологические переменные)

Неосновные, возникающие помимо воли и желания экспериментатора и испытуемого.

Но требующие также тщательного фиксирования, измерения и обработки.

  1. К какому типу выборки испытуемых относится следующее суждение: «Выборка испытуемых, на которую направлено экспериментальное воздействие…»?

Называется экспериментальной группой.

  1. К какому типу выборки испытуемых относится следующее суждение: «Выборка испытуемых, на которую не направлено воздействие независимой переменной…»?

Называется контрольной группой.

8 стр., 3873 слов

Экспериментальные выборки

... Следовательно, простая генерализация (обобщение) данных, полученных при исследовании одного испытуемого, невозможна. Однако на практике, например в лабораторных экспериментах по исследованию сенсорных процессов, ... были поставлены задачи: .составить общее представление о экспериментальной выборке; .определить основные критерии экспериментальной выборки; .показать важность и значение знания и владение ...

  1. К какому типу выборки испытуемых относится следующее суждение: ‘Выборкой испытуемых, отражающей качественные и количественные характеристики генеральной совокупности является…»

Ограниченная по численности группа объектов, специально отобранная из ген. Совокупности для изучения ее свойств.

  1. Рандомизация это стратегия формирования выборки, которая определяется как:

Простой случайный отбор. Каждый член генеральной совокупности имеет равные права с другими попасть в выборку.

  1. Репрезентативное моделирование выборки это стратегия формирования выборки, которая определяется как:

Способность выборки представлять изучаемые явления максимально полно (с точки зрения их изменчивости в генеральной совокупности).

  1. Сущность эксперимента заключается:

В выявлении причинно — следственных связей явления.

Является важнейшим составным элементом психологического обследования.

  1. В первую очередь контрольная группа применяется:

Для проверки результатов полученных на экспериментальной выборке.

  1. Чем квазиэксперимент отличается от эксперимента:

Квазиэксперимент — с ограниченными формами контроля условий независимой переменной.

-использование в качестве эксп, и контр, неэквивалентных групп.

-осуществление контроля после проведения исследования.

  1. Как интерпретируется отрицательный результат эксперимента:

Также, как и положительные.

Это объяснение психологического смысла полученных количественных и качественных результатов исследования, исходя из выдвинутых теоретических положений.

  1. Что ограничивает перенос выводов эксперимента на генеральную совокупность:

Репрезентативность выборки. С точки зрения изменчивости изучаемых явлений в генеральной совокупности.

  1. «L«-, «О»-, «Т» — данные в психологическом исследовании личности различаются:

В зависимости их достоверности и надежности.

  1. «L«- данные:

Данные, полученные путем регистрации реального поведения человека в жизни. Успеваемость, дисциплина, обращение к врачу и т.д.

Внешний критерий.

  1. «О»- данные:

Данные личностных опросников, методов самооценок.

— Миннесотский многопрофильный личностный перечень.

— Шестнадцатифакторный личностный опросник Кэтелла.

— тест Гилфорда-Циммермана (темперамент)

— Личностный опросник Айзенка.

  1. «Т»- данные:

Данные тестов на умение, знания. Касаются испытуемых по отношению к чему-либо.

8 стр., 3579 слов

Сущность выборки, ее значение в социологическом исследовании

... работниках предприятий, базы данных абонентов телефонных сетей, списки избирателей и т.п. Основы выборки должны обладать следующими свойствами: полнотой (наличие всех единиц исходной совокупности) точность (отсутствие дублирования ... испытуемых. Однако и в этом случае должна соблюдаться однородность выборки, но уже по другим критериям, в первую очередь таким, как возраст, пол. Основаниями для ...

— Физические тесты.

— Физиологические тесты.

  1. Методы параметрической статистики используются в случае:

Если характер распределения показателей психологического признака является нормальным или близким к нормальной форме распределения признака, описываемой кривой Гаусса.

Примеры методов:

— Сравнительный анализ

— Расчет достоверности отличий признака между выборками по т-критерию Стьюдента, ф-критерию Фишера.

  1. Методы непараметрической статистики используются в случае:

Если кривая распределения показателей далека от нормальной.

Примеры методов:

— Расчет достоверности отличий по критерию Q Розенбаума

— ПО критерию U Манна-Уитни

— коэффициент ранговой корреляции Спирмена

— Факторный, многофакторный, кластерный и другие методы анализа.

  1. Кривая нормального распределения (кривая Гаусса)

Модель варьирования некоторой случайной величины, значение которой определяется множеством одновременно действующих независимых факторов.

  1. Эксцесс и асимметрия кривой распределения:

Второстепенные Характеристики распределения показателей признака.

Эксцесс-показатель островершинности. Кривые, высокие в своей средней части-эксцессивные.

Коэффициент ассиметрии-показатель скошенности распределения в левую или в правую сторону по оси абсцисс.

  1. Оценка достоверности отличий по параметрическому 1-критерию Стьюдента:

Предназначен для того, чтобы выяснить, насколько достоверно различаются показатели одной выборки от другой. Имеет две формы: 1)несвязанный t-критерий — чтобы выяснить, имеются ли различия между оценками, полученными при использовании одного и того же теста для тестирования двух групп из разных людей.

2) связанный t-критерий – для 2 групп, между которыми существует специфическая связь.

  1. Оценка достоверности отличий по не параметрическому критерию. О Розенбаума, критерию 1Л Манна-Уитни:

Когда данные не подчиняются нормальному закону распределения, используется непараметрические критерии. Можно сравнивать результаты двух групп, полученные с использованием одного и того же теста.

  1. Корреляционный анализ (коэффициент корреляции г-Пирсона, г-Спирмена):

Выявление взаимосвязи между двумя и более наборами данных. Дает возможность точной количественной оценки степени согласованности изменений двух и более признаков.

Пирсона — мера корреляции между двумя переменными, распределенными по нормальному закону.

Спирмена — возможность проведения не очень сложных математических вычислений калькулятором для небольших по объему выборок.

  1. Уровень статистической значимости показывает:

Вероятность того, что данный результат правильно представляет популяцию, выборка из которой исследовалась.

10 стр., 4977 слов

1.1 Определение сегментации рынка товаров, критерии, признаки………5

... изделий «Ударница». 1. Понятие «сегментация рынка» 1.1 Определение сегментации рынка товаров, критерии, признаки Фирмы, действующие на современном рынке, осознают, что их товары или услуги не ... стратегии маркетинга. МАССОВЫЙ МАРКЕТИНГ. При массовом маркетинге продавец занимается массовым производством, массовым распределением и массовым стимулированием сбыта одного и того же товара для всех ...

  1. Процедура стандартизации шкал методик используется:

Чтобы оценить индивидуальный результат тестирования путем сопоставления его с тестовыми нормами.

Когда возникает необходимость сравнить показатели испытуемого, полученные по разным методикам.

  1. Кодирование и преобразование формы информации используется:

В исследованиях, проводимых с целью сравнения психологических характеристик, особенностей проф. деятельности работников госсфер и коммерческих организаций.

С целью упрощения и соотношения с разных секторов.

  1. Операция ранжирования:

группирование по различным классам так, чтобы внутри группы они были идентичны по измеряемому свойству, признаку, качеству. Каждому классу дается наименование и обозначение.

Ранговая или порядковая шкала-результат ранжирования.

Приоритет, ранг или старшинство операции или оператора — формальное свойство оператора/операции, влияющее на очередность его выполнения.

  1. Ссылки на используемые литературные источники по тексту:

Если вы ссылаетесь на факты, мысли авторов, ссылка на первоисточник может даваться в квадратных скобках, в которых указывается номер литературного источника.

В круглых скобках указывается фамилия автора, год издания и страница. При цитировании ссылка на страницу обязательна.