Тема 1.3. Методы психологических исследований 2

1.4. Методы исследования в педагогической психологии. Классификации методов

Метод — это способ исследования явлений природы, подход к изучаемым явлениям, планомерный путь научного познания и установления истины; прием, способ или образ действия.

Метод позволяет рассматривать явления в их взаимосвязи и взаимообусловленности, когда одно становится причиной появления другого. Другими словами, метод позволяет построить обоснование какого-либо знания. Психологические словари определяют его как способ познания психологической реальности.

Методы психолого-педагогического исследования должны отвечать следующим требованиям: объективность; валидность; надежность.

Объективность научного метода определяется прежде всего тем, что его использование предполагает объединение внешних и внутренних проявлений психики исходя из объективной природы психического.

Валидность — это качество метода, которое выражается в соответствии тому, для изучения и оценки чего он предназначен.

Надежность — это качества метода исследования, позволяющие получать одни и те же результаты при многократном использовании данного метода.

В истории общей и педагогической психологии предпринимались попытки создания различных классификационных систем методов исследования. Вариативность таких систем определяется набором признаков, являющихся основанием классификации. Мы разделяем позицию Л.А. Григорович, которая считает, что методы могут быть разделены:

1) по уровню научного познания;

2) по цели и продолжительности исследования;

3) по действиям с объектом исследования;

4) исходя из особенностей самого объекта изучения.

Рассмотрим каждую из выделенных классификаций подробнее.

Классификация методов

Одна из наиболее известных классификаций психологических методов принадлежит Б.Г. Ананьеву, который, выделив в качестве основания для классификации характер действий исследователя, рассматривал четыре группы методов:

Организационные методы:

1. Сравнительный метод используется для сопоставления различных групп испытуемых или «выборок». В педагогической психологии в качестве таких групп могут выступать школьные классы, педагогические коллективы и др.

Одной из модификаций сравнительного метода выступает сравнительно-возрастной метод или метод «поперечных» срезов. Он дает возможность сопоставить отдельные возрастные особенности с целью выявления динамики изучаемого психического процесса.

7 стр., 3122 слов

Методология и методика педагогических исследований. Методы научно-педагогического ...

... что человек рассматривается как сложная, открытая, саморазвивающаяся система. В психолого-педагогических исследованиях применяется общенаучная методология системного подхода, и в частности теория "синергетики" ( ... программы, учебный план, учебники и учебные пособия и др.); * формы и методы организации образования (формы организации занятий - уроки, дискуссии, конференции, экскурсии и т.д., ...

2.. Лонгитюдный метод предполагает многократные обследования одних и тех же лиц на протяжении достаточно длительного отрезка времени. Этот метод позволяет проследить эволюцию явления, его становление и формирование. Отличием лонгитюда от других методов является возможность изучения индивидуальности, специфически онтогенетических изменений, уникальности в динамике личностного роста.

Своеобразным синтезом сравнительного и лонгитюдного методов выступает «близнецовый» метод.

3. Комплексный метод применяется в исследованиях, в которых наряду с психологами, участвуют представители других наук (педагоги, этнографы, социологи, физиологи и др.).

Такие комплексные программы создаются, как правило, для решения крупных практических задач. Исследования такого рода позволяют устанавливать связи и закономерности между явлениями разного типа, например, физиологическим, психологическим и социальным развитием личности. В комплексную программу по проблеме социализации подростков в современных условиях могут войти возрастные, педагогические и социальные психологи, социологи, педагоги, физиологи, медики, дефектологи. При наличии общего объекта такого комплексного исследования, специалисты разных научных областей будут изучать его разными средствами.

Группа методов обработки данных представлена двумя основными методами:

1) количественный (математико-статистический) анализ;

2) качественный анализ (дифференциация материала по группам, вариантам, описание случаев, как наиболее полно выражающих типы и варианты, так и являющихся исключением).

4. Интерпретационные методы близки по содержанию к методам качественного, содержательного анализа и представляют собой логическое и необходимое продолжение работы по анализу полученных данных. Специфика исследований в области педагогической психологии (предмет, цели, проблематика таких исследований) позволяет сделать вывод о том, что эти методы работы с полученными данными являются первостепенными по отношению к методам математической обработки.

Б.Г. Ананьев к интерпретационным методам относит:

  1. генетический метод, который дает возможность интерпретировать весь отработанный материал исследования в характеристиках развития, выделяя фазы, стадии, критические моменты становления психических новообразований и позволяет выявить «вертикальные» генетические связи между уровнями развития;
  2. структурный метод, который позволяет устанавливать «горизонтальные» структурные связи между всеми изучаемыми характеристиками личности.

Эмпирические методы включают наблюдение, самонаблюдение, опросные методы (анкетирование и интервьюирование), эксперимент и т.д.

Метод анкетирования широко применяется прикладными психологическими науками, в том числе и педагогической психологией.

3 стр., 1482 слов

Какие методы лучше позволяют оценить аффективно-эмоциональные ...

... и задачами психолого-педагогической диагностики: Постановка основной диагностической задачи (или задач) и подбор методов обследования Ответ 1 Выберите... Формирование психодиагностического комплекса Изучение запроса (жалобы, вопроса, сомнения) Формулировка ...

Анкетный опрос — это опросный метод, суть которого заключается в том, что опрашиваемые отвечают в письменной форме на вопросы, предъявляемые им в виде опросных листов, т.е. взаимодействие между исследователем и респондентом осуществляется посредством анкеты.

По масштабам охвата генеральной совокупности выделяют:

1) сплошные опросы (охватывается все население, составляющее исследуемую группу или общность; например: перепись населения города, страны);

2) выборочные опросы (опрашивается небольшая часть изучаемой группы или общности).

Главная трудность применения анкетного опроса — разработка конкретного перечня вопросов, включаемых в анкету. Метод имеет возрастные ограничения, так как не может быть применен к тем, у кого нет навыков чтения и письма. Поэтому анкетирование в педагогической психологии и практике образовательного процесса применяют начиная со среднего звена общеобразовательной школы.

Одно из основных достоинств анкетного опроса — массовый характер сбора информации. Открытая анкета содержит вопросы без сопровождающих готовых ответов. Анкета закрытого типа построена так, что на каждый вопрос анкетируемому предлагается выбрать один из вариантов ответов (часто выбор составляют ответы «да» или «нет»).

Смешанная анкета содержит элементы того и другого типа.

В педагогической практике на анкетирование отводится до 30—40 минут. Порядок следования вопросов чаще всего определяется методом случайных чисел. Полученные данные подвергаются количественной и качественной обработке. Однако при обработке закрытых анкет качественный анализ практически невозможен, так как при схожести выборов («да» или «нет») у разных людей причины таких выборов остаются непроясненными и их нельзя сопоставить. Главные требования, которым должно отвечать анкетирование — репрезентативность и однородность выборки.

Метод анкетирования предполагает возможность использования принципа анонимности, что может влиять на степень откровенности при ответах (например, анкета, выявляющая отношение учеников к учебным предметам и педагогам).

При анкетировании следует учитывать, что мысль, высказанная в форме вопроса, всегда предполагает то или иное внушающее влияние на отвечающего, поэтому при формулировке вопросов следует максимально оградить анкетируемого от этого. В практической психологии выделяют несколько форм вопросов в зависимости от их степени внушающего влияния (см. табл. 1).

2) выборочные опросы (опрашивается небольшая часть изучаемой группы

Таблица 1

(Источник: Григорович Л.А. Педагогическая психология.М., 2003.)

Интервью — это один из основных видов опроса, предполагающий проведение (по определенному плану) беседы, основанной на непосредственном, личном контакте исследователя и респондента.

Интервьюирование по сравнению с анкетированием имеет свою специфику. Главное отличие состоит в способе общения. При анкетировании общение полностью опосредовано анкетой: анкетер пассивен, а при проведении интервью контакт осуществляется непосредственно: интервьюер организует интервью, задает вопросы, ведет беседу, направляет ее, фиксирует полученные ответы.

19 стр., 9232 слов

Специфика методов опроса интервью и беседы

... по данной тематике. Рассмотрю специфику методов опроса, интервью и беседы. Рассмотрю разновидности этих методов. 1. Методы психологии 1.1 Понятие о методе науки Метод - это путь научного исследования ... и обработки полученных данных. На основе определенного метода может быть создано множество методик. Например, экспериментальный метод в психологии воплощен в методиках изучения интеллекта, ...

Для получения одного и того же объема информации в случае использования метода интервью будет затрачено большее количество времени, нежели при использовании анкетного опроса, кроме того, оно предполагает также наличие штата специально обученных интервьюеров, что требует определенных дополнительных финансовых и временных затрат.

По степени формализации интервью делится на:

  1. стандартизованное, или формализованное (беседа по жестко фиксированному опроснику),
  2. нестандартизованное, или неформализованное (отсутствие жесткой детализации поведения исследователя и респондента),
  3. полустандартизованное, (сочетающее в себе элементы формализованного и неформализованного интервью).

По процедуре проведения интервью делятся на:

1) индивидуальные,

2) групповые,

3) однократные,

4) многократные.

Беседа — один из эмпирических методов, предусматривающий прямое или косвенное получение сведений путем речевого общения.

Беседа может быть формализованной (стандартизированная постановка вопросов и регистрация ответов на них) и неформализованной (дает возможность ставить дополнительные вопросы исходя из сложившейся ситуации).

Одна из главных задач исследователя при использовании этого метода — построение контакта с собеседником, который во многом определяется созданием атмосферы непринужденности и доброжелательности, т.е. беседа в отличие от других опросных методов (интервью, анкетирования) может проходить в свободной форме, и ее ход определяется непосредственным контактом с респондентом, его личностными коммуникативными особенностями, включенностью, психическим состоянием.

Негативно повлиять на атмосферу непринужденности во время беседы может запись исследователем ответов испытуемого. Поэтому следует заранее продумать способ фиксации ответов. Это мо,жет быть, например, аудио- или видеозапись.

Информацию в беседе можно получать не только прямым, но косвенным путем. Например, для выявления нравственной позиции школьника лучше побеседовать о героях фильма или литературного произведения. Такая проективная беседа может быть использована уже в дошкольном возрасте.

Беседа является субъективным психодиагностическим методом, поскольку исследователь или педагог субъективно оценивает и интерпретирует ответы, поведение собеседника, при этом сам своим поведением (интонационными, мимическими и пантомимическими проявлениями) воздействует на учащегося, обусловливая ту или иную степень доверия, открытости, искренности и естественности обследуемого.

Одним из вариантов беседы в детской психологии является клиническая, разработанная Ж. Пиаже. Это своеобразное сочетание беседы с экспериментом. Ребенка ставят в условия, требующие от него решения специально подобранных задач и ответов на поставленные вопросы. Такие клинические беседы применялись для исследования особенностей детского мышления, например для понимания установления существенных связей между предметами, явлениями и их свойствами (независимость количества предметов от расстояния между ними, величины, формы расположения и др.).

21 стр., 10094 слов

1.Психология как наука. Предмет, функции и задачи различных отраслей ...

... исследования и специфика их применения в общей психологии, психологии развития, педагогической и социальной психологии Методы иссл-ия в психологии: наблюдение- целенаправленное, ... объекта; пристрастность (эмоц-я окрашенность) наблюдения; сложность (порой – невозможность) повторного наблюдения. Эксперимент –планомерное манипулирование одной или несколькими переменными(факторами) ...

Анализ продуктов деятельности — это метод опосредованного эмпирического изучения человека через распредмечивание, анализ, интерпретацию созданных им материальных и идеальных продуктов (вербальных, графических, изобразительных).

Анализ продуктов деятельности используется в самых разнообразных целях, например, многочисленные рисуночные методики (рисунки семьи, человека, друга, школы, дома, дерева, неизвестного животного) служат инструментом диагностики интеллектуальной сферы, эмоциональных и личностных особенностей и детей, и взрослых. Сравнение рисунков школьника (с натуры, на предложенную тему) дает возможность выявлять особенности взаимоотношения анализа и синтеза в процессе рисования с натуры, роль зрительной памяти в создании тематических композиций, определить уровень овладения графическими умениями и навыками, развития творческого воображения.

В педагогической практике педагог на основе ученических или студенческих конспектов, рефератов, выступлений, сочинений, контрольных работ, рисунков и т.д. решает свою профессиональную задачу по анализу обратной связи (степени усвоения изучаемого предмета и отношения к нему) и индивидуальных особенностей учащихся, что позволяет ему корректировать свои профессиональные действия, повышать их эффективность.

Метод анализа продуктов деятельности в педагогической психологии часто совмещается с методом тестирования. Например, используются проективные рисуночные тесты, позволяющие исследовать личностные качества (такие, как самооценка, уровень притязаний, уверенность, агрессивность, тревожность, инфантильность, стремление к лидерству и др.), так как предполагается, что ребенок приписывает персонажам выполненного им рисунка свои чувства и переживания. Например, рисуночный тест «Несуществующее животное», который можно использовать в работе уже с детьми 4,5—5 лет.

Метод анализа продуктов деятельности может предполагать оценку не только продукта (теста, рисунка), но и процесса его создания (сочинения, рисования), а также степень соответствия конечного продукта первоначальному замыслу.

Интерес представляет метод изучения педагогической документации как продуктов деятельности педагога, который включает анализ классных журналов, протоколов собраний, личных дел учащихся и предоставляет исследователю некоторые объективные данные, которые дают представление о реально сложившейся практике организации образовательного процесса и о личности самого педагога (направленности его профессионального внимания, тщательности, добросовестности, импульсивности и др.).

Социометрия — метод психологического исследования межличностных отношений в группе, коллективе с целью определения структуры взаимоотношений и психологической совместимости.

Основателем этого метода в психологии является Дж. Морено, который считал, что результаты такого исследования составляют основу для терапевтического изменения существующих социальных отношений.

12 стр., 5706 слов

Прикладной характер метода эксперимента в социологии

... Е. Ф. Ф. Бэкон. Его жизнь, научные труды и общественная деятельность. - СПб. - 1891. Далее метод эксперимента получил свое развитие в работах таких психологов и социологов, как У. Мак- ... Д. Модели экспериментов в социальной психологии и прикладных исследованиях / Пер. с англ. Сост. и общ.ред. М.И.Бобневой. М.: Прогресс. - 1980; Дружинин Н.К. Выборочное наблюдение и эксперимент. М.: ...

Завершается проведение социометрии построением социограммы, которая является графическим изображением эмоциональной структуры группы.

На основе социометрической процедуры диагностики в практике образования мы можем ответить на вопросы:

  • Кто неформальный лидер группы (класса, педагогического коллектива)? (Соответствующие исследования показали, что индивиды с высоким социометрическим статусом являются как бы референтами групп, т.е. носителями основных норм и ценностей этих групп).
  • Каково распределение статусов?
  • Какова эмоциональная сплоченность группы?
  • Кто кому оказывает предпочтение в общении?
  • Через кого лучше оказывать влияние на конкретного учащегося?

Социометрия как эмпирический метод изучения внутригрупповых межличностных связей широко используется в педагогической практике для формирования и перегруппирования учебных коллективов, особенно для решения воспитательных задач образовательного процесса.

Тестирование — это диагностическая процедура, где тест выступает как стандартизированное психологическое испытание, в результате которого делается попытка оценить тот или иной психический процесс или личность в целом.

В настоящее время в педагогической психологии широко используются тесты, определяющие уровень интеллектуального развития, пространственной ориентации, психомоторики, памяти, способности к профессиональной деятельности, тесты личностных качеств и др.

Форма организации тестирования может быть индивидуальной или групповой. При фронтальном (групповом) тестировании, если тест направлен на изучение индивидуальных способностей, очень важно организовать тестирование так, чтобы его участники могли выполнить задания изолированно и самостоятельно.

Актуальной проблемой использования тестов в современной практике образования является учет их социокультурной детерминации при адаптации зарубежных тестов. Она характеризуется следующими трудностями: а) языковой трансплантацией тестовых заданий; б) трансформацией системы значений и семантических отношений между ними при восприятии и понимании тестового задания, сформулированного в другом культурном контексте.

Использование тестирования в педагогической психологии и образовательной практике требует соблюдения норм профессиональной этики и специальной подготовки. Одним из основных этических требований к проведению тестирования стало положение о невозможности формулирования выводов на основании результатов отдельных, единичных тестов. Многогранность, сложность, динамичность и уникальность человеческой личности требуют обязательного комплексного подхода к ее изучению. Поэтому в педагогической психологии активно разрабатываются и апробируются диагностические комплексы, позволяющие определить количественные и качественные показатели интегративных психических способностей, в первую очередь интеллектуальных. Примером такого комплексного теста является ШТУР — Школьный тест умственного развития (К.М. Гуревич, М.К. Акимова, Н.М. Борисова, В.Т. Козлова, Г.П.Логинова, В.П.Зархин), который предназначен для диагностики умственного развития учащихся подросткового и юношеского возраста, контроля за процессами умственного развития в период школьного обучения.

11 стр., 5324 слов

Методы психолого-педагогического исследования; Теоретические методы исследования

... конфликтующих сторон, т. е. учителя и ученика. Результат исследования, в котором используется метод наблюдения, в значительной степени зависит от самого исследователя, от ... длительного периода времени; • комплексный — как исследование одного объекта представителями разных наук. 2. К эмпирическим: • обсервационные методы (наблюдение и самонаблюдение); • эксперимент (лабораторный, полевой, ...

Одним из наиболее распространенных в педагогической психологии эмпирических методов исследования является наблюдение.

Наблюдение — целенаправленное, планомерное и систематическое восприятие и фиксация проявлений психолого-педагогических явлений и процессов.

Необходимыми условиями наблюдения являются: постановка цели; разработка плана; выбор объекта и ситуации наблюдения; поддержание естественных условий жизни; невмешательство в деятельность испытуемого; объективность и систематичность наблюдений; разработанность способов фиксации результатов.

Трудности использования метода объективного наблюдения:

  • чрезвычайная трудоемкость;
  • большие временные затраты;
  • пассивная, выжидательная позиция исследователя;
  • необходимость психологической образованности наблюдателя;
  • высокая вероятность пропуска психологических фактов, если они новые или слиты со множеством попутных явлений;
  • опасность субъективности при сборе и обработке данных, при интерпретации результатов;
  • невозможность проверки;
  • ограниченное использование математических методов обработки данных.

Наблюдение является незаменимым методом в работе с маленькими детьми.

Наблюдение может быть сплошным и выборочным:

  1. Сплошное наблюдение охватывает одновременно многие стороны поведения ребенка в течение длительного времени и, как правило, проводится в отношении одного или нескольких детей. Не исключена при этом определенная избирательность.
  2. Выборочное наблюдение охватывает какую-либо сторону поведения ребенка или поведение в определенных ситуациях, в определенные промежутки времени.

По условиям организации наблюдение делится на:

  1. лабораторное (осуществляемое в искусственно созданных и контролируемых исследователем условиях);
  2. полевое (проводится в естественной обстановке, в реальной жизненной ситуации).

По регулярности проведения наблюдение делится на:

1) систематическое (проводится по строго регламентированному графику, с регулярной фиксацией заранее обусловленных признаков);

2)эпизодическое (в ходе наблюдения фиксируются факты, однако регламент такой регистрации программой наблюдения строго не фиксируется, хотя наблюдатель рассчитывает получить эти факты в какой-либо момент исследования);

3) случайное (единицы наблюдения заранее не определяются, а фиксируются интересные, по мнению исследователя, факты).

Для фиксации результатов наблюдения используется дневник, в который вносятся описание наблюдаемого явления, реакция членов наблюдаемой группы, примечания наблюдателя.

Ценный материал предоставляют дневники родителей, отражающие ход развития ребенка. Систематически заполняемые, они дают относительно полную историю индивидуального развития. Интересны в этом отношении дневники психологов Н.А. Менчинской и B.C. Мухиной.

15 стр., 7039 слов

Эксперимент как метод психологического исследования

... однозначной. Объект нашего исследования - метод эксперимента в психологии. Предмет исследования - специфические особенности эксперимента как метода опробования теории опытными данными. Цель исследования - охарактеризовать эксперимент и выявить ... можно, например, фиксировать длительность каждого случая агрессивного поведения. Это метод наблюдения, при котором время делится на интервалы, например, по ...

Главная специфическая особенность наблюдения заключается в том, что оно не воздействует на объект изучения, не вызывает интересующие его явления, а ждет их естественного выражения, что, с одной стороны, составляет преимущество метода наблюдения, так как позволяет регистрировать естественное поведение человека, а с другой — создает определенные трудности для исследователя, так как он вынужден ждать, когда сможет наблюдать интересующее его явление, а следовательно, должен неопределенное время находиться в «режиме ожидания». Другим недостатком этого метода является то, что на его результаты оказывают влияние личностные особенности (установки, интересы, психические состояния) исследователя.

На повышение фактора объективности метода влияют следующие приемы:

  1. проведение систематического, а не отрывочного наблюдения (когда изучаемое явление наблюдается неоднократно и в разных условиях);
  2. проведение параллельных наблюдений группой исследователей и последующее сравнение сделанных записей, выделение общих особенностей наблюдаемого явления;
  3. профессиональная рефлексия по определению собственного отношения к наблюдаемым явлениям и людям. Это помогает осознать, насколько пристрастное отношение (например, собственная симпатия или антипатия), а также направленность и привычные способы взаимодействия с окружающим миром (на- пример, проекция собственных мыслей и чувств на другого человека), особенности саморегуляции, а также ситуативное состояние во время проведения наблюдения, могли повлиять на выделение и регистрацию признаков и сторон изучаемого явления;
  4. использование для регистрации объекта наблюдения технических средств (в первую очередь, видеозаписи), особенно в случаях сплошного наблюдения. Это позволяет иметь более полную и объективную картину явления.

Метод интроспекции — самонаблюдения важен для педагогической психологии, так как его регулярное применение с последующим составлением самоотчетов формирует умение замечать свое состояние и изменения в нем, навыки рефлексивного анализа, а в дальнейшем — саморегуляции, что является фундаментом профессиональной деятельности педагога.

Эксперимент — это метод сбора и анализа эмпирических данных, с помощью которого путем планомерного управления условиями научно проверяются гипотезы о причинных связях явлений.

Выделяют:

  1. Лабораторный эксперимент проводится в преднамеренно созданных условиях, с использованием специальной аппаратуры; действия испытуемого определяются инструкцией. В лабораторном эксперименте осуществляется особо строгий контроль зависимых и независимых переменных. Недостатком лабораторного эксперимента является крайняя затруднительность переноса результатов на условия реальной жизни.
  2. Естественный эксперимент проводится в естественной обстановке. Идею естественного эксперимента выдвинул А.Ф. Лазурский (1874—1917).

    Чтобы организовать естественный эксперимент, надо выбрать такие виды деятельности, в которых особенно характерно выявлялись бы типические или индивидуальные особенности исследуемых. После чего создается модель деятельности, весьма близкой к тем занятиям, которые обычны (естественны) для участников. Например, естественный эксперимент в группе детского сада часто строится в виде дидактической игры.

  3. Констатирующий эксперимент направлен на выявление наличного уровня психологического явления или качества. Примером констатирующего экспериментального исследования может служить тестовое обследование интеллекта детей, проводимое с помощью различных методик (тест А. Бине, тест Векслера и др.).
  4. Формирующий эксперимент состоит в искусственном воссоздании (моделировании) процесса психического развития. Цель — изучение условий и закономерностей происхождения того или иного психического новообразования. Ставится задача формирования новой для испытуемого способности. Исследователь теоретически намечает и эмпирически подбирает подходящие пути и средства достижения искомого результата, стремясь добиться заранее «запланированных» показателей сформированности способности.

Главное отличие эксперимента от наблюдения состоит в том, что экспериментатор воздействует на исследуемый объект в соответствии с гипотезой исследования. Он не ждет случайного проявления интересующих его психических процессов, а сам создает условия, вызывающие эти процессы у испытуемых. Целенаправленное изменение некоторых условий позволяет на основе сравнительных наблюдений сделать вывод об их вкладе в характер протекания психического процесса, лучше понять механизм такого процесса, выделить основные факторы, влияющие на его качество и динамику.

5 стр., 2148 слов

Эксперимент как метод исследования. Психологический эксперимент

... Список литературы……………………………………………………….15 1. ЭКСПЕРИМЕНТ. ВИДЫ ЭКСПЕРИМЕНТА. Экспериме́нт (от лат. experimentum — проба, опыт) в научном методе — метод исследования некоторого явления в управляемых условиях. Отличается от наблюдения активным взаимодействием с ...

В эксперименте обычно выделяются следующие этапы (которые соотносятся с этапами общих психологических исследований):

1) теоретический — формулировка проблемы, определение цели; объекта, предмета, задач и гипотезы, которая может быть проверена экспериментально;

2) методический — разработка методики исследования: плана, программы, методов обработки получаемых данных;

3) собственно эксперимент — создание экспериментальных ситуаций, наблюдение, управление и коррекция экспериментального воздействия;

4) аналитический — количественный и качественный анализ, интерпретация полученных данных, формулировка выводов и практических рекомендаций.

Для установления общих закономерностей развития эксперимент проводят на больших выборках. И тогда крайне важным становится обязательное соблюдение общих, одинаковых условий его проведения (формулировка инструкции, внешний вид и размещение стимульного материала, время на выполнение заданий и т.д.).

Результаты эксперимента, также как и при наблюдении, фиксируются в специальных протоколах, где, кроме сведений о каждом испытуемом (фамилия, имя, возраст и пр.), записываются его реакции (эмоциональные и поведенческие), дословные речевые высказывания, время выполнения заданий.

Выделяют традиционные и факторные виды экспериментов. В традиционном предполагается изменение лишь одной независимой переменной, а в факторном — нескольких. Во втором варианте появляется возможность оценки взаимодействия факторов — изменения характера влияния одной из переменных в зависимости от значения другой. В этом случае для статистической обработки результатов эксперимента применяется дисперсионный анализ.

1. Понятие о методах психологических исследований. Критерии оценки качества и эффективности метода

Для изучения психологических процессов, психологических особенностей личности и различных видов деятельности, психология применяет определенные методы исследования.

Метод – это способ, прием получения научной информации для теоретического и практического исследования.

Знакомство с методами психологического исследования имеет большое значение в профессиональной деятельности учителя, воспитателя. Дело в том, что многие из методов пригодны не только для собственно-научного исследования, но и для организации углубленного изучения детей в практических учебно-воспитательных целях. Например, индивидуальный подход в обучении и воспитании предполагает хорошее знание и понимание индивидуально-психологических особенностей детей, своеобразие их личности, что предполагает подбор наиболее эффективных и целесообразных методов, приемов и форм работы с ними.

Прежде чем методы могут быть использованы для практических целей, они должны пройти проверку по ряду критериев, доказывающих их качество и эффективность.

К числу основных критериев оценки качества методов относятся надежность и валидность.

Большой вклад в разработку этих понятий внесли зарубежные психологи А.Анастази, Дж. Гилфорд, Р.Торндайк, Е.Хаген и др. Благодаря их исследованиям появилась возможность оградить психологию от всевозможных безграмотных подделок, претендующих на научность и точность определенного метода.

В традиционной психологии термин «надежность» означает относительное постоянство на одних и тех же испытуемых.

Отсюда следует, что повторное применение надежных методов должно давать сходные оценки или совпадение результатов. Хотя при повторном обследовании, возможно некоторое расхождение результатов, но важно, чтобы они были незначительными.

Показателем надежности метода является коэффициент корреляции, который может колебаться от 0 до 1. Надежность тем выше, чем ближе полученный коэффициент корреляции к 1, например, повторное обследование испытуемых с помощью того же метода было проведено через 6 месяцев.

Коэффициент корреляции между 1 и 2 обследованием составил +0,70, что свидетельствует о стабильности и надежности метода.

Валидность метода – понятие, указывающее на измеряемое свойство, проявляющееся в определенных жизненных ситуациях или деятельности, а также насколько хорошо метод это делает. Отсюда следует, что валидность — комплексная характеристика, включающая сведения о том, пригоден ли метод для измерения того, для чего он был создан, и какова его действенность, практическая полезность. Например, если метод разработан для диагностики умственного развития детей, то необходимо проанализировать действительно ли он измеряет умственное развитие, а не какие-то другие особенности. Данная проверка может показать, насколько замысел автора и результаты методы совпадают.

Но также необходимо знать, что результаты психологического исследования во многом зависят от стандартизации метода.

Стандартизация – это единообразие процедуры проведения и оценки выполнения метода. Стандартизация предполагает:

1.Выработку единых требований к процедуре проведения метода.

2.Единый критерий оценки результатов метода.

Стандартизация предполагает:

  • единообразие инструкций, бланков и других материалов;
  • единая система регистрации результатов;
  • одинаковые временные ограничения для выполнения заданий;
  • ровное отношение экспериментатора ко всем испытуемым;
  • проведение исследования с разными группами предполагает одно и то же время дня в сходных условиях.

Если методы психологии соответствуют данным критериям, то результаты исследования должны быть объективными, давать достоверный, надежный материал, свободный от искажений, субъективного толкования и скороспелых выводов.

2. Классификация методов психологии

В психологии существует несколько подходов к классификации методов.

Традиционная психология выделяет две группы методов: основные и дополнительные. К основным методам относится наблюдение и эксперимент. К дополнительным методам – беседа, анкета, анализ продуктов деятельности, тестовый метод, социометрия.

Современная психодиагностика разделяет методы исследования на следующие группы:

1) Строгоформализованные методы: тесты, опросники, методики проективной техники, психофизиологические методики;

2) Малоформализованные методы: наблюдение, беседа, интервью, анализ продуктов деятельности.

Также интересна классификация И.В. Дубровиной, в которой психологические методы подразделяются на исследовательские, психодиагностические, развивающие, психокоррекционные, психопрофилактические, которые могут выступать в нескольких ролях.

Например, беседа может выступать как диагностический, развивающий или психопрофилактический метод; тест может быть диагностическим и психокоррекционным методом.

Однако, наиболее подробной является классификация отечественного психолога Б.Г. Ананьева, в которой выделяется две группы методов: теоретические и эмпирические.

1.Теоретические методы.

1.1.Организационные методы:

  • постановка цели, задач, гипотезы исследования;
  • планирование этапов исследования;
  • изучение литературы.

1.2.Обрабатывающие методы:

  • количественная и качественная обработка результатов практических исследований;
  • оформление результатов (графики, таблицы, схемы).

1.3.Интерпретирующие методы:

  • формирование выводов;
  • разработка рекомендаций.

2. Эмпирические (практические) методы.

2.1.Диагностические методы:

  • тесты;
  • социометрия;
  • эксперимент.

2.2.Ориентировочные методы:

  • наблюдение;
  • беседа;
  • анкета;
  • анализ биографических и медицинских показателей;
  • анализ процесса и продуктов деятельности.

Анализ основных классификации позволяет выявить разнообразие методов психологии, а также проследить этапы психологического исследования.

3.Характеристика методов психологических исследований.

Наблюдение – это метод, состоящий в преднамеренном и целенаправленном восприятии психических явлений с целью изучения их специфических особенностей в определенных условиях.

Разумеется, психику непосредственно наблюдать нельзя, только в деятельности, в действиях и поступках выражается личность человека, его психика.

Методика проведения наблюдения была предложена отечественным психологом М.Я. Басовым в 20г. ХХ столетия. В своих исследованиях М.Я. Басов провел резкую грань между обычным наблюдением и научным:

  • обычные наблюдения используются педагогом каждый день, но в них педагог выступает «пассивным воспринимателем», его наблюдения случайны, нецеленаправленны, а поэтому достаточно поверхностны;
  • в научных наблюдениях педагог становится в позицию активного наблюдателя, истинного исследователя поведения ребенка, поскольку осуществляет наблюдение на основе продуманного плана, предварительной подготовки.

Научное наблюдение как метод психологических исследований характеризуется:

1.Постановкой проблемы.

2.Выбором ситуации для наблюдения.

3.Определением психологических качеств или особенностей поведения, которые должны стать объектом наблюдения.

4.Разработкой системы фиксации и записи результатов.

То есть, наблюдение как метод включает цель и схему.

В психологических исследованиях применяются различные виды наблюдения.

1.Наблюдения хронологические, лонгитюднные (длительные) наблюдения, или «продольные». Проводятся в течение длительного времени при изучении возрастных особенностей детей. Например, могут изучаться особенности развития речи и мышления детей, эмоциональные проявления, интересы, черты характера и способности. Результаты данного наблюдения фиксируются в дневнике, где анализируют процессы психологического развития ребенка. Периодические — проводятся в течение определенных промежутков времени. Единичные – описание отдельного случая.

2.В зависимости от позиции наблюдателя выделяют:

  • Внутренние наблюдение (интроспекция) – человек наблюдает за своими чувствами, мыслями, образами, анализирует свое поведение.
  • Внешнее (стороннее) наблюдение за объектом со стороны.
  • Включенное – исследователь является членом группы и полноправным ее участником.
  • Открытое наблюдение – наблюдатель известен.
  • Скрытое наблюдение — наблюдатель действует инкогнито.

3.В зависимости от ситуации наблюдения:

  • Полевые – предполагают естественные условия для наблюдаемого.
  • Лабораторные – объект наблюдается в специально созданных, искусственных условиях.
  • Перечисленные виды наблюдения противостоят друг другу и в исследованиях педагога могут сочетаться.

Достоинства метода наблюдения:

1.Изучение внешних особенностей проявления психики происходит в естественных жизненных условиях.

2.Для проведения наблюдения исследователю не требуется согласие со стороны испытуемого и кооперирование с ним.

Недостатками метода наблюдения является:

1.Нет критериев анализа и оценки результатов наблюдения.

2.Затрачивается большой объем времени, чтобы пронаблюдать необходимое психическое явление.

3.Субъективное мнение исследователя влияет на результаты наблюдения.

4.Единичное наблюдение не дает возможность сделать вывод об уровне развития определенного психического явления или свойства личности.

Эксперимент – метод психологического исследования, предполагающий активное вмешательство в ситуацию со стороны экспериментатора.

Экспериментатор не только создает необходимые условия, чтобы вызвать интересующие психические явления у испытуемого, а также контролирует их.

Проводя исследование при одинаковых условиях с разными испытуемыми, экспериментатор может установить возрастные и индивидуальные особенности протекания психических процессов у каждого из них.

В психологии различаются следующие виды эксперимента:

1.Лабораторный эксперимент. Он был предложен В.Вундтом в 1879 году, который в Германии открыл первую экспериментальную лабораторию. Лабораторный эксперимент проводится в условиях специально оборудованного помещения, что обеспечивает особенно строгий контроль всех воздействий на испытуемого и регистрацию его ответов и действий.

Психологическая лаборатория оснащена специальным оборудованием, которое может быть и очень сложным и очень простым. Важно, чтобы оборудование обеспечивало реализацию основных целей эксперимента.

2.Естественный эксперимент. Его предложил русский психолог А.Ф.Лазурский в конце XIX века. Данный вид эксперимента предполагает проведение исследования под контролем экспериментатора, но в естественных условиях.

Естественный эксперимент строится так, что испытуемые подвергаются психологическому исследованию – это обеспечивает естественность их поведения. При организации естественного эксперимента также возможно применение технических средств, но испытуемый не должен об этом знать.

И лабораторный, и естественный эксперименты могут быть констатирующими и формирующими.

Констатирующий эксперимент выявляет факты, закономерности, сложившиеся в ходе развития человека.

Формирующий эксперимент выявляет условия, психологические механизмы развития определенных качеств, способностей, свойств путем активного их формирования.

Синонимами к понятию формирующий эксперимент могут быть – метод активного формирования психики, преобразующий, воспитывающий, обучающий, созидательный. Формирующий эксперимент не ограничивается регистрацией выявляемых фактов, а предполагает создание специальных ситуаций, в которых экспериментатор активно воздействует на испытуемого.

Беседа – метод получения информации на основе вербальной коммуникации.

При правильном ее проведении можно выявить индивидуально-психологические особенности личности: склонности, интересы, вкусы, отношения человека к жизненным фактам и явлениям, к другим людям, собственным поступкам, событиям прошлого и настоящего.

Сущность этого метода заключается в том, что исследователь задает испытуемому заранее подготовленные и тщательно продуманные вопросы, на которые тот отвечает.

Содержание и форма вопросов определяются:

1.Задачами исследования.

2.Возрастом испытуемого.

В процессе беседы вопросы изменяются и дополняются в зависимости от ответов испытуемых. Ответы тщательно, точно записываются. Одновременно исследователь наблюдает за характером речевых высказываний, а также за поведением, выражением лица, мимикой испытуемого.

Беседа должна быть живой и непринужденной, проводиться в атмосфере доверия, доброжелательности и искренности, в обстановке максимальной естественности, не настораживающей человека.

В качестве специфических видов беседы можно выделить следующие:

  • Интервью – проводимая по определенному плану беседа.
  • Анкета – перечень вопросов, которые дают изучаемым лицам для письменного ответа.
  • Социометрия – метод, применяемый для оценки межличностных эмоциональных связей, отношений в группе.
  • Тест – система заданий, позволяющих измерить уровень развития определенного психологического качества личности.
  • Анализ процесса и продуктов деятельности. В психической жизни, об особенностях человека можно судить косвенно – по продуктам его деятельности, т.е. по таким материалам, как рисунки, письменные сочинения, технические поделки, тематические альбомы, коллекции и т.д.

Когда изучают творческую деятельность ребенка, очень важно анализировать не только продукты, но и проследить сам процесс создания им этого продукта, выяснить, как ребенок добился определенных результатов. Оценивается не только содержательная сторона этих продуктов деятельности, но и оформление.

Все это позволяет раскрыть не только особенности творческой деятельности, интересов, способностей человека, но и получить дополнительные данные об его отношении к тем или иным явлениям окружающей жизни.

Итак, в психологии используют разнообразные методы исследований. Какие из них рационально применить решают в зависимости от целей и объекта исследования.

Вопросы и задания

1.Какие методы психологических исследований вы знаете?

2.Что такое тест?

3.В чем отличие научного наблюдения от обыденного, житейского?

4.Какие виды эксперимента используются в психологических исследованиях?

5.Какие из методов вызвали у вас наибольший интерес? Почему?

Комментарии основных понятий

Наблюдение — наиболее распространенный метод, с помощью которого изучают психологические явления в различных условиях без вмешательства в их течение. Наблюдение бывает житейским и научным, включенным и невключенным.

Житейское наблюдение ограничивается регистрацией фактов, носит случайный, неорганизованный характер.

Научное — является организованным, предполагает четкий план, фиксацию результатов в специальном дневнике.

Включенное — предусматривает участие исследователя в деятельности, которую он изучает; в невключенном этого не требуется.

Эксперимент — метод, предполагающий активное вмешательство исследователя в деятельность испытуемого с целью создания наилучших условий для изучения конкретных психологических явлений.

Эксперимент может быть лабораторным, когда он протекает в специально организованных условиях, а действия испытуемого определяются инструкцией; естественным, когда изучение осуществляется в естественных условиях; констатирующим, когда изучаются лишь необходимые психологические явления; формирующим, в процессе которого развиваются определенные качества испытуемых.

Метод обобщения независимых характеристик предполагает выявление и анализ мнений о тех или иных психологических явлениях и процессах, полученных от различных людей.

Анализ результатов деятельности — метод опосредованного изучения психологических явлений по практическим результатам и предметам труда, в которых воплощаются творческие силы и способности людей.

Опрос — метод, предполагающий ответы испытуемых на конкретные вопросы исследователя. Он бывает письменным (анкетирование), когда вопросы задаются на бумаге; устным, когда вопросы ставятся устно; и в форме интервью, во время которого устанавливается личный контакт с испытуемым.

Тестирование — метод, во время применения которого испытуемые выполняют определенные действия по заданию исследователя.

Различают тестирование проективное, исследующее разнообразные проявления психики индивидов (обычно оно включает использование конститутивных, интерпретативных, катарсических, импрессивньгх, экспрессивных и аддитивных методик) и тестирование психокоррекционное (обычно предполагающее применение методик поведенческой и когнитивистикой коррекции, психоанализа, гештальт- и телесно-ориентированной терапии, психодрамы, психосинтеза и трансперсонального подхода).

  1. Методы психологии

Комментарии:

Изучение состояния проблемы, разработка программы исследования, формулировка гипотез, выбор методов исследования Этот этап предполагает:

— выявление и использование психологом результатов исследований, ранее проводившихся по этой теме;

— составление программы исследования, которая обычно включает:

формулировку проблемы, определение объекта и предмета изучения; 2) определение цели и задач; 3) объяснение и анализ основных задач; 4) предварительный системный анализ объекта исследования; 5) выдвижение рабочих гипотез, 6) составление принципиального (стратегического) плана изучения; 7) составление наброска основных процедур сбора и анализа первичных данных.

Сбор фактических данных. На этом этапе психолог-исследователь с помощью выбранных методов и методик изучает конкретное явление для того, чтобы правильно понять его сущность и своеобразие.

Качественная и количественная обработка данных Качественная обработка предполагает предварительное определение показателей, по которым можно судить о конкретных особенностях исследуемых психологических явлений в процессе анализа фактического материала. Впоследствии на их основе осуществляется описание и обобщение результатов исследования. Однако одной качественной обработки недостаточно. Требуется еще и количественная обработка данных. Обычно она включает применение методов альтернативного, корреляционного, дисперсионного и факторного анализов.

Интерпретация данных, формулирование выводов, практических рекомендаций, разработка прогноза развития явлений. На этом этапе на основе качественной и количественной обработки полученных данных исследователь описывает изучаемое явление, констатирует наличие его определенных свойств и особенностей, делает обобщающие умозаключения относительно закономерностей его функционирования и проявления.

При необходимости (или если это предполагают тема и программа исследования) может быть осуществлена выработка практических рекомендации для других исследователей, которые впоследствии будут заниматься изучением этого или схожего психологического феномена. И, наконец, может составляться прогноз развития изучаемого явления.

Литература

1.Введение в психодиагностику ./Под ред. К.М. Гуревича.-М.: «Академия», 1997.

2.Дубровина И.В. Психология. Учебник для студентов пед. учеб. заведений. – «Академия», 1999.

3.Крутецкий В.А. Психология. — М.: Просвещение, 1980.

4.Психологический словарь /Под ред. Петровского АВ. — М.,1985.

1.3Методы психологического исследования

1.3.1 Тест

1. Кратковременное стандартизированное психологическое испытание, в результате которого делается попытка оценить тот или иной процесс или личность в целом:

  1. беседа
  2. метод социометрии
  3. тест.

2. На основании предварительно сформулированных критериев выбора, испытуемого спрашивают, например, о том, кого он взял бы в помощники при выполнении задания, к кому обратился за помощью, с кем бы провел свободное время:

  • интервью
  • метод социометрии
  • беседа.

3. Испытуемое явление изучается в специальных условиях, используется специальная аппаратура:

  • наблюдение
  • эксперимент.

4. Исследование проходит в обычной повседневной жизни, в естественных условиях, без вмешательства в ход событий:

  • наблюдение
  • эксперимент.

5. Метод, позволяющий проследить измерение отдельных психических качеств у одних и тех же людей на протяжении длительного времени называется …

1.3.2 Дополните текст пропущенными понятиями

В классификации методов в отечественной психологии выделяются _______ группы методов (по _______):

I группа — _______, включающие наблюдение и самонаблюдение, анализ продуктов деятельности, биографические, экспериментальные, _______ (тесты, анкеты, опросники, социометрия, интервью, беседа):

_______ — основной метод исследовательской работы психолога.

_______- метод получения информации на основе вербальной коммуникации, выявляющий интересующие исследователя связи в ходе живого двустороннего общения с испытуемым.

_______- система специальных заданий, позволяющих измерить уровень развития определенного психологического качества или свойства отдельного индивида – объекта наблюдения.

II группа — _______, включающие 3 метода: _______, _______, _______.

III группа — _______, включающие 2 метода: генетический и _______.

IV группа — _______, включающие 2 метода: _______, _______.