- Причины, обусловившие развитие и успех групповых форм работы.
- Потенциальные преимущества условий группы.
- Предпосылки эффективности групповых форм работы.
- Механизмы лечебного действия групповой психотерапии.
- Изменения, происходящие с участниками психологических групп.
- Разновидности групповых методов работы с кризисной личностью.
1. Причины, обусловившие развитие и успех групповых форм работы
Групповая психотерапия – метод, заключающийся в целенаправленном психотерапевтическом использовании всей совокупности взаимодействий и взаимоотношений, возникающих между участниками в группе, включая и психотерапевта.
Практически все психотерапевтические системы адаптировали свои методики для использования в формате группы.
Понятие «групповая психотерапия» применяется в двояком смысле:
- в более узком – как использование группового метода в лечебных целях, для лечения различных психических расстройств,
- в более широком – как психотерапевтический метод, использующий факторы групповой динамики для решения эмоциональных, личностных, поведенческих проблем людей, а также для совершенствования личности.
С более широким пониманием групповой психотерапии связано и содержание понятия
Психотерапевтическая группа — это группа, в которой психотерапевтические методы могут применяться не только для лечения психических нарушений, но и для реализации более широких целей, например, улучшения самопонимания и самопознания, уточнения своих жизненных целей, направления и способов желаемых изменений и т.п.
В этом смысле:
- к психотерапевтическим можно отнести не только группы, стремящиеся к достижению лечебных, коррекционных целей,
- но и различные группы самопомощи, совершенствования личности, развития самосознания, решения проблем, модификации поведения и т.п., а также разного рода учебные и профессиональные группы.
Цели групповой психотерапииможно определить как раскрытие, изучение и переработку проблем клиента, его личностных и межличностных конфликтов и коррекция неадекватных отношений, установок, эмоциональных и поведенческих стереотипов на почве анализа использования межличностных взаимодействий.
Место групповой работы в общей системе консультирования
... самыми разнообразными проблемами и интересами. Однако группы нельзя рассматривать как панацею, подходящую всем людям для решения любых проблем. Эта форма консультирования имеет определенные ограничения и недостатки. Например, групповая работа подходит ...
Существует ряд причин, обусловивших развитие и успех групповой терапии:
1. Объединяясь в различного рода психотерапевтические группы, люди пытаются найти утерянные социальные чувства.
2. Вторая причина заключается в том, что групповая терапия стихийно превратилась в средство воздействия на людей, в способ организации их поведения. Сегодня социальные психологи рассматривают эти группы как своего рода школу, в которой люди развивают «внутреннюю и социальную чувствительность», интернационализируя приобретенный опыт и перенося его в свою повседневную жизнь в реальных социальных группах.
2. Потенциальные преимущества условий группы
Хотя очевидно, что любому отдельно взятому участнику в группе уделяется внимания меньше, чем при индивидуальной терапии, существует ряд причин, обусловивших развитие и успех групповой терапии, считает Козлов В.В..
Первое заключается в том, что жизнь — это, прежде всего, социальное явление. В сфере межличностных отношений, в других жизненных ситуациях человек испытывает потребность в эмоциональном тепле и контакте с другим человеком. В конечном итоге опыт, приобретаемый в условиях группы, обычно переносится на внешний мир.
Второепотенциальное преимущество группы состоит в возможности получить обратную связь и поддержку от других её членов, имеющих сходные проблемы и переживания с участником группы и способных благодаря этому оказать помощь.
Третье — в группе можно быть не только непосредственным участником событий, но и просто зрителем, идентифицировать себя с активными участниками сцены, наблюдая её со стороны.
Четвёртое —группа может способствовать личностному росту. Наконец, групповая форма работы имеет экономические преимущества.
У групповой формы есть и экономические преимущества. Обычно одновременная встреча шести, десяти или более человек обходиться менее дорого и терапевту-руководителю, и пациенту-участнику, чем контакты один на один.
Другие преимущества групповой формы обусловливаются функцией группового метода. Гибкость групповой терапии делает ее доступной и действенной для большого контингента людей, имеющих различные топологические затруднения.
За последние полвека групповая терапия получила очень широкое распространение. Оставаясь одним из методов психиатрии и клинической психологии, она стала также заметным феноменом социальной жизни общества.
3. Предпосылки эффективности групповых форм работы
1. Эволюционной целесообразностью.
На самых ранних этапах развития человеческого общества люди собирались в группы, которые способствовали выживанию и развитию. У племен и молитва, и веселье выражались в соответствующих тому времени ритуалах и танцах; многие греческие философы использовали групповую форму для поиска истины; средневековые монахи объединялись в религиозные ордена для очищения души и постижения божественной сущности человеком. Во все времена духовный поиск опирался на поддержку группы, при этом группа с одной стороны способствовала просто биологическому выживанию, с другой стороны она оказывала энергетическую и , что еще более важно, психологическую поддержку. Во всех аспектах человек является существом групповым. Существование в группе является естественным и необходимым способом бытия человека.
Понятие арт-терапии.Функции групповой арт-терапии.Сущность консультативного ...
... групповых арт-терапевтических методов работы с детьми. Возрастающая популярность арт-терапии обусловлена наличием ряда её преимуществ ... психотерапия искусством представлена следующими основными направлениями: арт-терапией, драматерапией, музыкотерапией и танцедвигательной терапией. ... арт-терапии в работе с группами детей, ... как специфического вида деятельности человека). 2) метод коррекционного ...
2. Разработанностью группового подхода в структуре социальной психологии и психотерапии.
Одним из первых примеров оказания группой положительного влияния на психическое здоровье в европейской традиции могут служить опыты, проведенные австрийским психиатром Францем Антоном Месмером (1734-1815), который лечил людей, страдавших различными соматическими и психическими болезнями, собирая группы пациентов, где процесс лечения состоял в передаче флюида от врача к больному. В результате у некоторых больных отмечалось улучшение состояния.
До XIX-XX столетий поведение людей в группах и способность групп оказывать лечебное воздействие систематически не изучались.
В США в начале ХХ столетия доминировала ориентация на групповую терапию и называлась “репрессивно-вдохновляющей”. Одним из первых специалистов, практиковавших данный подход, был Джозеф Пратт, бостонский врач- интерн, лечивший больных туберкулезом, которые не могли себе позволить пребывание в стационаре. Он собирал больных в группы, рассказывая им о гигиене, необходимости отдыха, свежего воздуха и хорошей пищи. Первоначально Пратт рассматривал групповую работу как экономически выгодную и не видел в ней терапевтических возможностей. В 1930 г. он пришел к убеждению, что в психотерапии главная роль принадлежит группе, ее воздействие сводится к эффективному влиянию одного человека на другого, и разработал методику групповой терапии для людей, не имевших соматических нарушений.
Наиболее сильное влияние на развитие группового движения оказали теория и практика психоанализа, берущая свое начало от работ Зигмунда Фрейда, который интересовался группами главным образом с позиции изучения психологии масс. Он не особенно симпатизировал групповой психотерапии, но его ближайший ученик Альфред Адлер попытался применить методы индивидуальной терапии для охвата большого количества людей. Посредством групповой работы он преодолевал элитарность индивидуальной психотерапии, делал ее доступной для более бедных слоев общества.
Раннюю историю движения групповой психотерапии можно рассматривать как американское явление. Последователи Фрейда Луис Уэндер (1929) и Пауль Шильдер (1934) первыми использовали психоаналитическое лечение в условиях группы.
Тригант Барроу применил термин “групповой анализ” еще в 1925 г. После нескольких лет практической работы он разочаровался в психоанализе, убедившись в том, что для понимания людей надо изучать те социальные группы, к которым они принадлежат.
Методические указания к учебно-методическому комплексу «Основы ...
... свои планы; – способность изменять поведение в зависимости от жизненных ситуаций и обстоятельств. Преимущества групповой психотерапии Психологические проблемы люди испытывают во взаимодействии и ... методы индивидуальной психотерапии в группе для охвата большего количества пациентов с целью удешевления процесса лечения. Долгий период времени групповая психотерапия рассматривалась преимущественно ...
Во время второй мировой войны обнаружился недостаток в опытных психотерапевтах, так как возникла необходимость в специальной психологической помощи инвалидам. Это послужило импульсом к развитию практической психологии.
Среди ученых, тех, кто развивал психоаналитически ориентированную групповую психотерапию, можно назвать С. Славсона и А. Вольфа. Славсон организовывал “деятельные группы”, где детей поощряли проигрывать свои конфликты. Вольф применял в групповых условиях такие традиционные психоаналитические методы, как интерпретация сновидений, свободные ассоциации.
Наконец, говоря о роли тех, кто первым внес свой вклад в современную групповую терапию, нельзя не назвать Якоба Морено, основателя психодрамы. Ему приписывают введение в 1932 г. термина “групповая психотерапия”. Ему также принадлежит приоритет в создании первой профессиональной организации групповых психотерапевтов в 1942 г.
Если первый сильный импульс развитию групповой терапии был дан “репрессивно- вдохновляющим” подходом Пратта, второй- применением психоаналитической теории, то третьим стало гуманистическое направление, возникшее в 60-е годы.
В 50-е и 60-е годы возрастал интерес психотерапевтов к работе с группами. Роджерс применил свой подход центрированный на клиенте в группах встреч, его недирективная психотерапия способствовала развитию новы подходов к групповой работе.
Психотерапевтами не вполне признано и не до конца оценено изучение групповой динамики академическими психологами и социологами.
4. Механизмы лечебного действия групповой психотерапии
Гласс проанализировал данные 375 исследований, опубликованных за последние 20 лет. Он сравнил, результаты наблюдений за 25000 человек, подвергавшихся психотерапии и 25000 человек, которые страдали сходными расстройствами, но никакого лечения не получали. Ученый пришел к выводу, что 75 % больных, подвергавшихся терапии, чувствовали себя лучше, чем те, кто обходился без лечения.
В процессе происходящих в группе взаимодействий участники могут
- идентифицировать себя с другими,
- использовать установившуюся эмоциональную связь при оценке собственных чувств и поведения. Значимая ОС оказывает влияние на оценку индивидуумом своих установок и поведения, формирование его Я — концепции.
- Введение одного или нескольких человек в терапевтическую диаду создает обычно не встречающееся во взаимоотношениях двоих напряжение, которое помогает прояснить психологические проблемы каждого члена группы.
По оценке Рудестама, “группа может облегчить процесс самоисследования и интроспекции.
Когда попытка самораскрытия и изменения поощряется другими, то, как следствие, усиливается уверенность в себе.
И. Ялом (1970) выделил механизмы лечебного действия группы:
(1) сообщение информации: в процессе общения с другими и знакомства с их проблемами клиент получает разнообразные сведения об особенностях человеческого поведения, межличностного взаимодействия, нервно-психическом здоровье и пр.;
42. Специфика группового поведения в организациях. Природа групп в организации
... членов группы на поведение ее участников. Групповые санкции – это механизмы, посредством которых группа вынуждает или стимулирует своего члена к соблюдению групповых норм. + Идиосинкразический кредит — разрешение группы на девиантное (отклоняющееся от групповых норм) поведение, ...
(2) внушение надежды: появление надежды на успех лечения под влиянием улучшения состояния других пациентов и собственных достижений; успешные, продвинутые в психотерапии клиенты служат остальным в качестве позитивной модели;
(3) универсальность страданий: понимание клиентом того, что он не одинок, что другие члены группы также имеют проблемы, переживания; такое понимание повышает самооценку;
(4) альтруизм: помогая другим в процессе групповой психотерапии, клиент ощущает себя способным быть полезным и нужным;
(5) коррекция опыта первичной семейной группы: клиент осознает свои модели поведения, проблемы и переживания, идущие от родительской семьи; это дает возможность терапевтической переработки проблемы клиента; психотерапевт, моделируя семейную ситуацию клиента, выступает в роли его отца или матери, а другие участники в роли братьев, сестер и других членов семьи.
(6) развитие техники межличностного общения: пациенты имеют возможность за счет обратной связи и анализа собственных переживаний увидеть свое неадекватное межличностное взаимодействие и изменить его, выработать более конструктивные способы поведения и общения;
(7) имитационное поведение: пациент может обучиться более конструктивным способам поведения за счет подражания психотерапевту и другим успешным членам группы;
(8) интерперсональное влияние: получение новой информации о себе за счет обратной связи (расширению образа Я); возникновения в группе эмоциональных ситуаций, с которыми пациент ранее не мог справиться, их осознание, анализ;
(9) групповая сплоченность: привлекательность группы, чувство принадлежности к ней, доверие, принятие группой и взаимное принятие друг друга; рассматривается как фактор, аналогичный отношениям «психотерапевт — пациент» в индивидуальной психотерапии;
(10) катарсис: отреагирование сильных чувств в группе.
С. Кратохвил (1978) указывал следующие:
- участие в группе,
- эмоциональную поддержку,
- самоисследование и самоуправление,
- обратную связь, или конфронтацию,
- контроль,
- коррективный эмоциональный опыт,
- проверку и обучение новым способом поведения,
- получение информации и
- развитие социальных навыков.
В.В.Козлов добавляет к вышесказанному следующее:
- Приходит принятие ценностей и потребностей других.
- В группе человек чувствует себя принятым и принимающим, получающим доверие и доверяющим, окруженным заботой и заботящимся, получающим помощь и помогающим.
- Участники могут идентифицировать себя с другими и использовать установившуюся эмоциональную связь при оценке собственных чувств и поведения.
Важнейшими психотерапевтическим факторами в групповой работе, как утверждает Р. Кочунас, являются взаимоотношения участников группы и их взаимодействие с терапевтом.
Группа и групповое поведение в организации
... принятие решений. 2. Этапы развития группы При исследовании группового поведения метафора "жизненный цикл" часто используется для описания развития группы как "биологического" процесса, начиная с ... этапу. Продуктивность.На этой стадии развития достигается самая высокая производительность. Группа постоянно обсуждает работу, стремится к улучшениям, чтобы повысить свою производительность. Здесь можно ...
Групповая динамика [от греч. dynamis — сила] — весь комплекс интрагрупповых социально-психологических процессов, феноменов, явлений, эффектов, раскрывающий психологическую природу существования малой группы, особенности ее жизнедеятельности, основные этапы ее жизненного пути и функционирования с момента зарождения до «умирания» и окончательного распада как единой, целостной общности
В групповой работе используются не только навыки терапевта, но и психотерапевтический потенциал отдельных участников и группы в целом.
В групповой динамике можно выделить три уровня:
- отдельная личность и ее внутрипсихическая динамика;
- межличностное взаимодействие участников группы;
- ситуация и динамика группы как одного целого.
Эти три уровня присутствуют в любой психотерапевтической группе; их динамичное взаимодействие и правильное использование помогают терапевту реализовать психотерапевтический потенциал группы.
5. Изменения, происходящие с участниками психологических групп
Главное в групповой психотерапии — ее влияние на последующее поведение у участников, уже вне группы.
- У участников групповой психотерапии менялось их представление о себе, когда в обстановке понимания и заботы они раскрывали свои чувства и встречали понимание и участие слушателей.
- Многие коренным образом меняли свою жизнь под влиянием группы: ломались прежние представления и принципы, менялись образ жизни, мыслей.
- Для некоторых участие в группе прошло бесследно, без существенных изменений.
- У других же сначала изменений как будто не наблюдалось, но они проявлялись позднее.
- Наблюдаются изменения и взаимоотношениях. В семейных отношениях, на пример, взаимоотношения с супругом (супругой) и детьми порою углублялись, становились более откровенными.
Ярче и сильнее всего изменения проявились у тех из участников, кто на ночь уходил домой, или же при участии в группах супружеской пары и всей семьи. По мере сознания своих чувств они начинают обмениваться впечатлениями, мыслями, постепенно осмеливаясь выражать эмоции открыто, как положительные, так и отрицательные. Мужчины, отцы семейства, впервые за много лет находят общий язык с сыновьями, матери — со своими детьми. С полным основанием можно заявить, что чаще всего во взаимоотношениях людей происходят значительные изменения, в большинстве случаев — положительные.
Итак, групповая психотерапия может вызвать глубокие изменения в отдельных людях и их поведении, в различных видах межличностных отношений, в методах работы и структуре целой организации.
Динамические процессы в малой группе Вопросы
... действия, направленные на достижение стоящей перед группой цели, он организует работу группы. Эмоциональный (экспрессивный) лидер — поддерживает внутренний климат, занимается групповой интеграцией: сплачивает группу, улаживает конфликты и оказывает поддержку. ...
Групповая работа нашла широкое применение на промышленных предприятиях. В ряде случаев в организациях:
- менялась практика работы с подчиненными,
- появлялась система обратной связи, при которой во взаимоотношениях появлялись взаимопонимание и человечность.
Церкви довольно быстро приняли на вооружение метод групповой психотерапии. Широкое применение в духовных семинариях. Были сформированы группы из церковнослужителей, из членов религиозных общин католической церкви, а также из прихожан. Главная задача церкви — воспитание чувств единения, развития у прихожан истинной внутренней веры, укрепление связи между священниками и паствой, старшим и младым поколением верующих.
Для предотвращения или разрешения конфликтов в семье.
6. Разновидности групповых методов работы с кризисной личностью
Бывают динамические и тренинговые группы.
Динамические группы – целенаправленное использование групповой ждинамики. Направленность на осознание. Позиция ведущего более директивная
Тренинговые группы – заранее определен план, упражнения имеют цели и задачи. Этарпвы работы: информирование, мотивация, прповерка навыка. Рабочий цикл состоит из разминки, инф.. основных упражнений, обратной связи. Направленность на поведение. Позиция ведущего недирективная.
Используется для обучения, коррекции поведения (уверенности в себе, проф.навыков, продаж, проф.коммуникации).
В группе для воздействия на личность и поведение участника используются не только навыки терапевта, но и психотерапевтический потенциал отдельных участников и группы в целом.
Психологический тренинг (от англ. train — тренировать, тренироваться) — один из ведущих методов практической психологии. В самом общем виде он направлен на повышение общей, когнитивной и профессиональной компетентности каждого участника группы, в том числе на развитие навыков самопознания, саморегуляции, общения, межличностного и межгруппового взаимодействия, профессиональных умений и т. п.
Появились теоретические работы, позволяющие классифицировать психологические тренинги по ряду оснований. В. В. Никандров предлагает группировать тренинги по следующим критериям:
I. По ведущей цели:
А. Психокоррекционный Т, направленный «на изменение психической сферы человека, совершенствование самосознания, поведения или профессиональной деятельности людей или групп». К этому виду Т. относятся:
1)психотерапевтический Т., нацеленный на разрешение внутриличностных конфликтов и кризисных состояний человека (изменение самосознания);
2) Т. личностного развития, направленный на совершенствование личностных качеств человека, оптимизацию его поведения и самореализацию;
3) обучающий Т., нацеленный на приобретение знаний, умений и навыков в определенных областях социальной активности человека;
Коррекционно-педагогическая работа по развитию готовности к овладению ...
... и воспитания, соответствующих запросам современного общества. Таким образом, коррекционно-педагогическая работа по развитию готовности к овладению навыками письма у старших дошкольников с ... недостаточностью средствами дидактических игр и упражнений. Гипотеза исследования: коррекционно-педагогическая работа по развитию готовности к овладению навыками письма у старших дошкольников с интеллектуальной ...
4) организационный Т., направленный преимущественно на совершенствование совместной деятельности коллективов и получение организационного эффекта (совершенствование структуры, организации, улучшение социально-психологического климата, повышение профессиональной компетентности сотрудников и т. п.).
Б. методический Т. — направлен на подготовку профессиональных тренеров.
II. По конкретным задачам:
1) психотерапевтические Т.;
2) Т. личностного развития;
3) обучающий Т. — перцептивный Т., Т. коммуникативной компетентности, Т. индивидуального стиля общения, Т. жизненных (и других) умений, Т. разрешения конфликтов, Т. преодоления страхов и др.;
4) организационный Т. — формирования команды, гармонизации социально-психологического климата, оптимизации управленческих структур, Т. взаимодействия в экстремальных ситуациях, ведения предвыборных кампаний, др.
III. По типу объекта психологического воздействия:
1) работа с индивидом — психотерапевтический Т., Т. личностного роста;
2) работа с искусственной экспериментальной группой — разновидность группового Т., когда члены группы изначально не связаны между собой никакой системой отношений, при этом налаживание внутренних связей происходит в процессе Т. (например, группы встреч по К. Роджерсу, Т-группы по К. Левину);
3) работа с реальной группой — как правило это производственный коллектив, спортивная команда, семья, школьный класс и т. п.;
4) работа с организацией:
а) работу по просвещению, обучению, диагностике, консультированию, социально-психологическому экспериментированию, организационно-деловых игр и проч.;
б) возможность работы как в искусственных, так и в естественных условиях;
в) работу как в групповой, так и в индивидуальной формах;
г) работу с представителями разных функциональных уровней;
5) работа с учебно-тренировочной группой — представляет собой тренинговую работу в контексте образовательного процесса.
V. По числу ведущих (тренеров):
1) без ведущего — форма психокоррекционной работы, осуществляемая собственными силами людей, стремящихся к определенным психологическим изменениям своей личности и поведения (группы взаимопомощи);
2) с одним ведущим;
3) с несколькими ведущими;
VI. По временному режиму:
1) кратковременный, разовый (от 2 до 12 часов);
2) цикличный, многоразовый (число занятий от 2 до 20 продолжительностью от 4 до 10 часов в зависимости от типа решаемых задач);
3) долговременный («марафон») — круглосуточное психокоррекционное занятие в течение нескольких дней;
Контрольная работа — Методы социально-психологического исследования
... также единицы наблюдения. Объект исследования - это социально-психологический процесс, социально-психологические условия, индивид, группа людей, коллектив, общность и т.п. явно или ... как компонент исследовательской работы. 7. Создание классификаций, типологий: разработка и соотнесение классификаций с теорией; определение видов, типов, групп и описание их ...
4) длительный — ведётся в течение ряда месяцев и даже лет (например, личностное развитие ребенка, консультативное сопровождение клиента, психоаналитическая терапия)
VII. По типу руководства:
А. Общестратегический подход: 1) директивный Т., в определенной степени манипулятивный, поскольку участники Т. обязаны строго следовать указаниям ведущего, инициатива допускается только в разрешенных пределах; 2) недирективный Т. — часть полномочий по управлению группой передается ее членам, что создает благожелательную атмосферу и стимулирует партнерские отношения.
VIII. По техническому обеспечению:
1) безаппаратурный Т.;
2) аппаратурный Т. — ведется с использованием аудио и видео аппаратуры, игровых средств, ЭВМ и др.
IX. По составу (контингенту) объекта воздействия:
А. По однородности состава: 1) работа с однородной, сплоченной (гомогенной) группой; 2) работа с неоднородной по составу, полу, возрасту, уровню образования и т. п. (т. е. гетерогенной) группой.
Б. — По возрасту: детские и взрослые группы.
В. — По полу: женские, мужские и смешанные группы.
Г. — По степени знакомства участников друг с другом: группы незнакомых, слабо знакомых и хорошо знакомых.
Д. — По состоянию психического здоровья: 1) работа со здоровыми клиентами; 2) работа с клиентами, имеющими психические расстройства в пределах медицинской нормы (акцентуации); 3) работа с пациентами (больными).
Е. — По специфике структуры группы (внутренние и внешние связи): Е-1: По внутренним связям: 1) Т. семейных отношений; 2) Т. межличностных отношений (дружественных, враждебных, любовных и проч.); 3) профессиональные Т.; 4) Т. с лечебными группами; 5) Т. с неспецифическими группами. Е-2: По внешним связям: 1) открытые группы; 2) закрытые (корпоративные) группы.
Ж. — По роду ведущей социальной деятельности участников: 1) работа с предпринимателями; 2) работа с руководителями и менеджерами; 3) работа с государственными служащими; 4) работа с политиками и общественными деятелями; 5) работа с учащимися; 6) работа с педагогами; 7) работа с врачами; 8) работа с торговыми работниками; 9) работа по связям с общественностью (public relations — PR); 10) работа с населением (без профессиональной специфики) и т. д. Социальная и профессиональная специфика тренинговой группы требует от тренера разработки адекватных методов и приемов работы с ней.
Можно выделить также группы решения проблем; группы развития межличностных навыков; группы личностного развития; собственно терапевтические группы.
Важнейшим психотерапевтическим фактором в групповой работе, как утверждает Р. Кочунас, являются взаимоотношения участников группы и их взаимодействие с терапевтом.
8