Тема 9. Биологические основы психики Образовательные задачи:

20

–       Понять взаимосвязь между развитием мозга, психикой и нервной системой человека.

–       Осознать адаптивную роль психики в эволюции животных.

–       Усвоить основные положения гипотез о происхождении психики животных.

–       Сформировать представление о рефлекторной деятельности, и этапах формирования психики.

Содержание

1.       Мозг и психика. Строение нервной системы.

2.       Функциональное деление мозга. Блоки мозга.

3.       Работа нервной системы человека. Рефлекторная деятельность мозга.

4.       Возникновение и развитие психики в филогенезе.

1. Мозг и психика. Строение нервной системы

Психика есть свойство высокоорганизованной материи – нервной системы. У человека носителем психики является головной мозг.

Нервная система осуществляет две важнейшие функции: связь человека с окружающим миром и согласование, координацию работы всех частей организма, управление им.

Высшая нервная деятельность является физиологической основой психики. Вот почему для понимания разнообразных проявлений психической жизни нужно быть знакомым со строением и основными законами деятельности нервной системы.

Нервная система отличается очень большой сложностью. Нервная система представлена в организме нервной тканью (совокупность клеток, имеющих одинаковое строение и функции).

Основной ее элемент – нервная клетка – нейрон.

В состав нейрона входят:

5 стр., 2066 слов

Значение нервной системы.Моз и психика

... деятельности и поступков людей определяется не только мозгом, но и обстановкой, в которой находится человек. Итак, нервная система поддерживает постоянство ... внутренней среды, обеспечивает согласованную работу органов, взаимосвязь организма и окружающей среды и как высшее проявление – психика, ...

         клеточная оболочка (поддерживает целостность, защищает, транспортирует, обмен веществ через мембрану);

         тело нейрона (в нем находится все органоиды, “законсервированные” в цитоплазме).

         ядро (сохраняет, передает и реализует наследственную информацию).

Каждая нервная клетка состоит из цитоплазмы, ядерной части и отростков.

Отростки нервных клеток являются проводниками нервных импульсов. Среди отростков нервной клетки выделяют два вида: дендриты и аксоны (нейриты).

Дендриты – древовидноветвящиеся отростки – проводят возбуждение к телу клетки. У каждой клетки обычно несколько дендритов.

Аксон, или нейрит, обеспечивает проведение импульса от нервной клетки к рабочему органу или к другой нервной клетке. Каждая нервная клетка имеет только один аксон.

Отдельные нейроны соединяются друг другом посредством особых контактных организмах, называемых синапсами (“синапс” – от греческого слова “застежка”), которые во множестве покрывают нейрон. При помощи синапсов осуществляется переход возбуждения от одной нервной клетки к другой.

В итоге получается нервная сеть (рис. 9.1).

Скопления тел нервных клеток вместе с дендритами составляют серое вещество головного и спинного мозга; Роль серого мозгового вещества заключается в накапливании, усилении и переработке возбуждения;

скопления нервных волокон – белое вещество. роль белого вещества – в передачи возбуждения от одних нервных клеток к другим. Нервы проводят возбуждение только в одном направлении – от разных частей тела к мозгу (центростремительные нервы) или, наоборот, от мозга к различным частям тела (центробежные нервы).

Рис. 9.1. Нервная сеть

Нервные импульсы – серия электрических и химических изменений в нервном волокне. Нервные импульсы бывают афферентными (к ЦНС) и эфферентными (от ЦНС к рабочей мышце).

Различают центральную и периферическую нервную систему. Периферическая нервная система представляет собой совокупность нервных волокон, осуществляющих связь центральной нервной системы с различными частями тела и внутренними органами.

Центральная нервная система состоит из спинного и головного мозга (см. рис. 9.2).

Рис. 9.2. Строение головного мозга

Спинной мозг расположен внутри позвоночного столба и представляет собой толстый шнур, состоящий из нервной ткани.

В спинном мозгу расположены центры целого ряда врожденных безусловных рефлексов. Он регулирует мускульные движения человеческого тела и конечностей, а также работу внутренних органов.

Головной мозг находится в костной черепной коробке, надежно защищающей его от повреждений. Он является исторически более поздним образованием, чем спинной мозг. Головной мозг человека представляет собой значительно более сложное образование, чем мозг даже самых высших животных.

14 стр., 6683 слов

Упражнения гимнастики мозга- пересекающие среднюю линию тела.

... делают дыхание более глубоким и спокойным. 1.6. Обсуждение   Упражнения гимнастики мозга- пересекающие среднюю линию тела. 2.1. «Ритмирование» (см. п.1.5.) 2.2. Обсуждение прошедшей недели и выполнения ... повторите «Ритмирование» 2-3 Упражнения гимнастики мозга- пересекающие среднюю линию тела. Повторите дома, те упражнения из пересекающих среднюю линию тела, которые вам понравились и те в ...

Головной мозг человека состоит из ряда отделов, связанных друг с другом. Нижний его отдел называется продолговатым мозгом, который соединяет спинной мозг с головным.

Над продолговатым мозгом находится средний мозг, мозжечок, еще выше – промежуточный мозг. Все эти отделы покрыты большими полушариями.

Продолговатый мозг играет большую роль в жизнедеятельности организма. В нем расположены центры, регулирующие дыхание, сердечно-сосудистую деятельность органов пищеварения.

Средний мозг управляет положением и координацией тела в пространстве, регулирует мышечный тонус (напряжение мускулатуры).

Мозжечок регулирует равновесие и обеспечивает координацию произвольных движений.

Промежуточный мозг (вместе с подкорковыми узлами он образует так называемую подкорку).

Имеет большое значение в инстинктивных и эмоциональных проявлениях человека. Здесь же находятся центры обмена веществ в организме, терморегуляции тела.

В продолговатом и среднем мозгу находится особая нервная ткань, которая под микроскопом имеет вид густой сеточки из нейрона с их отростками особого вида. Эта нервная ткань получила название ретикулярной формации (в переводе “сетчатое образование” от латинского слова “ретикула” – сеточка).

Она является возбудителем коры больших полушарий, регулирует системы активности человека.

Все отделы мозга взаимосвязаны между собой и представляют единую цельную систему. При этом в их деятельности наблюдается строгая иерархия, т. е. подчинение низших отделов мозга высшим отделам, над которыми доминируют большие полушария [5].

Наиболее развитая часть головного мозга – его большие полушария.

Большие полушария – парное образование, состоящее из правой и левой половин, соединенных между собой так называемым мозолистым телом. Снаружи большие полушария покрыты тонким слоем мозгового вещества толщиной 3–4 мм.

Этот слой серого вещества называется корой больших полушарий. Остальная часть полушарий представляет собой белое мозговое вещество и состоит из нервных волокон, которые соединяют отдельные участки полушарий (ассоциативные волокна) и одно полушарие с другим (спаечные волокна).

Кора – непосредственная материальная основа психических процессов у животных, мышления и сознания у человека. В коре обоих полушарий головного мозга различают четыре части:

лобную,

затылочную,

теменную и

височную.

Лобные доли – высшие отделы человеческого мозга. Они последними появились в процессе эволюции. Лобные доли играют важнейшую роль в организации целенаправленной деятельности, подчинении ее стойким намерениям, побудительным причинам (мотивам).

Остальные доли ведают приемом, переработке и хранением информации, поступающей от органов чувств.

В затылочной доле находятся центры зрения,

в височной – центры слуха и обоняния,

в теменной – центры кожных ощущений (тепла, холода, давления).

Область передней центральной извилины – моторная (или двигательная) область коры, причем верхняя ее часть управляет движением ног, середина – движением рук, нижняя – движением лица. Клетки премоторной зоны, лежащие перед передней центральной извилиной, обеспечивают объединение отдельных движений в плавный поток [3].

2. Функциональное деление мозга. Блоки мозга Блоки мозга

На основе изучения нарушений психических процессов при различных локальных поражениях центральной нервной системы Лурия разработал общую структурно-функциональную модель мозга. Согласно этой модели весь мозг может быть разделен на три основных блока, характеризующихся определенными особенностями строения и ролью в исполнении психических функций [3; 7; 8].

1-й блок – энергетический. Включает ретикулярную формацию ствола мозга, неспецифические структуры среднего мозга, диэнцефальные отделы, лимбическую систему, медиобазальные отделы коры лобных и височных долей.

Блок регулирует:

         общие изменения активации мозга (тонус мозга, необходимый для выполнения любой психической деятельности, уровень бодрствования)

         локальные избирательные активационные изменения, необходимые для осуществления высших психических функций.

Специфика работы 1-го блока прослеживается в организации ориентировочного рефлекса: энергетическая мобилизация организма порождается появлением нового стимула, требующего к себе экстренного внимания и сличения с имеющимися в памяти старыми раздражителями, а также последующим переводом полученных итогов в плоскость эмоциональных категорий “вредности-полезности”.

2-й блок – приема, переработки и хранения экстероцептивной (внешней) информации. Включает в себя центральные части основных анализаторных систем: зрительной, слуховой и кожно-кинестетической, корковые зоны которых расположены в затылочных, теменных и височных долях мозга.

Основу данного блока составляют первичные или проекционные зоны коры (поля), выполняющие узкоспециализированную функцию отражения только стимулов одной модальности. Их задача – идентифицировать стимул по его качеству и сигнальному значению.

Работа второго блока подчиняется трем законам:

         Закон иерархического строения.

         Закон убывающей специфичности.

         Закон прогрессирующей латерализации.

3-й блок – программирования, регуляции и контроля. Осуществляет регуляцию и контроль за протеканием психической (сознательной) деятельности включает моторные, премоторные и префронтальные отделы коры лобных долей мозга – кпереди от передней центральной извилины (медиобазальные отделы лобных долей входят в первый блок).

Основная цель работы третьего блока – формирование планов действий, то есть создание программы психического акта и развертка последовательности исполнения его во времени в реальном поведении.

Свойства мозга

1.       Локализация (специализация групп нервных клеток, выражающаяся в том, что они играют различную роль и выполняют различные функции).

Определенные участки коры отвечают за выполнение определенных функций. Например, центры речи расположены в левом полушарии (правое полушарие в этом смысле “немое” и “глухое”).

Можно выделить и другие участки, или поля (группы клеток, отличающихся специфической формой, величиной и строением), работа которых связана с теми или иными психическими проявлениями.

2.       Избыточность (наличие достаточно большого количества областей мозга, которые не несут каких либо определенных функций).

3.       Пластичность (свободные участки коры могут брать на себя функции поврежденных).

4.       Функциональная ассиметрия. Правое и левое полушария головного мозга в отношении осуществляемых функций не являются симметричными. Они “ведают” противоположными половинами тела (левое полушарие – правой половиной тела, и наоборот).

Данное явление получило название латерализации (см. табл. 9.1).

Таблица 9.1

Латерализация функций в левом и правом полушариях головного мозга

Функции левого полушария

Функции правого полушария

Хронологический порядок

Текущее время

Чтение карт, схем

Конкретное пространство

Запоминание имен, слов, символов

Запоминание образов, конкретных событий, узнавание лиц людей

Речевая активность, понимание смысла

Восприятие эмоционального состояния

Детальное восприятие

Целостное восприятие

Видение мира веселым

Видение мира мрачным

Специализация полушарий позволяет человеку рассматривать мир с двух различных точек зрения, познавать его объекты, пользуясь не только словесно-грамматической логикой, но и интуицией с ее пространственно-образным подходом к явлениям и моментальным охватом целого. Каждое полушарие вносит свой вклад: правое лепит образ, а левое подыскивает для него словесное выражение [8].

3. Работа нервной системы человека. Рефлекторная деятельность мозга

Материальные процессы, протекающие в коре головного мозга, иначе говоря, высшая нервная деятельность, являются материальной основой психики. Поэтому законы высшей нервной деятельности, открытые И. П. Павловым, имеют важное значение в психологии.

Основная форма взаимодействия организма со средой – рефлекс – ответное действие организма на раздражение. Действие это осуществляется с помощью центральной нервной системы. Рефлекторные действия организма могут возникать под влиянием внешних или внутренних раздражителей.

В рефлекторном организме принято различать три части:

чувствующую,

центральную,

двигательную.

Раздражитель вызывает процесс возбуждения в концевых разветвлениях чувствующего нерва. Возбуждение по чувствующему нерву передается в центр (мозг), где переключается на двигательный нерв и по нему идет к рабочему органу. Возникает ответная реакция на раздражение. Эти три части рефлекторного механизма вместе называются рефлекторной дугой.

Однако, согласно исследованиям физиологов установлено, что структура сложного рефлекса имеет не три, а четыре части. Эта последняя часть контролирует и корректирует протекание третьей части – двигательной. Четвертое звено рефлекторного акта получило название обратной связи.

Благодаря наличию обратной связи обеспечивается саморегуляция, самоуправление организма в процессе правильного приспособления к окружающей среде. Без этого мы никогда не могли бы научиться ходить, писать, одеваться, совершать различного рода профессиональные движения, овладевать спортивными навыками.

Рефлексы по происхождению бывают двух видов:

врожденные и приобретенные, или, по классификации И. П. Павлова, безусловными и условными.

Безусловные рефлексы являются функцией главным образом низших отделов центральной нервной системы, которые расположены под корой. Безусловный рефлекс совершается автоматически и никакой предварительной тренировки не требует. Он приобретен данным видом животного в процессе всего предыдущего исторического развития и передается по наследству. Условный рефлекс требует определенных условий для возникновения.

Условные рефлексы являются функцией высшего отдела мозга – коры больших полушарий.

Условный рефлекс возникает при неоднократном сочетании безразличного для организма раздражителя с безусловным раздражителем. В этом случае в коре полушарий устанавливается связь между двумя центрами возбуждения. Связь эта, разумеется, не механическая связь типа нервного волокна, а проторение нервного пути, связанное с изменением состояния клеток. Это приводит к облегчению передачи возбуждения в соответствующем направлении.

Безусловные и условные рефлексы выполняют функцию связи организма с окружающей средой, обеспечивают его приспособление к этой среде и нормальную жизнедеятельность в ней. Одни безусловные рефлексы не могут обеспечить всесторонних связей с внешней средой. Во-первых, потому что, являясь количественно немногочисленными, они дают лишь ограниченную ориентировку в окружающей среде. Во-вторых, безусловные рефлексы могут обеспечивать уравновешивание организма со средой лишь при абсолютном постоянстве этой внешней среды. А так как внешняя среда при своем чрезвычайном разнообразии находится в беспрерывном колебании, то безусловных связей как связей постоянных недостаточно и необходимо дополнение их временными связями [5].

Таким образом, если безусловные рефлексы дают лишь строго ограниченную ориентировку в окружающей среде, то условные рефлексы обеспечивают универсальную ориентировку.

Координация функций коры больших полушарий головного мозга осуществляется благодаря взаимодействию двух основных нервных процессов – возбуждения и торможения. По характеру деятельности эти процессы противоположны друг другу. Если процессы возбуждения связаны с активной деятельности коры, с образованием новых условных нервных связей, то процессы торможения направлены на изменения этой деятельности, на прекращение возникшего в коре возбуждения, на блокирование временных связей [3].

И. П. Павлов подчёркивал защитную, охранительную роль торможения. В длительном процессе возбуждения нервные клетки утомляются и истощаются, выносливость и работоспособность их не беспредельны. Торможение обеспечивает необходимые условия для восстановления их работоспособности.

Существуют два основных вида коркового торможения: внешнее торможение и внутреннее торможение.

Внешнее торможение – результат действия какого-либо внешнего сильного постороннего раздражителя. Внешнее торможение выражается в уменьшении эффективности или временном прекращении условной реакции.

Внутреннее торможение есть проявление внутренних закономерностей работы коры и не связано с действием сильного постороннего раздражителя. Примером внутреннего торможение может служить угасание условных рефлексов. Если условный раздражитель несколько раз подряд давать без подкрепления его безусловным раздражителем, то он перестает вызывать условный рефлекс [4].

Динамика нервных процессов

Деятельность коры в любой момент представляет собой сложную мозаику процессов возбуждения и торможения, которые между собой тесно связаны и постоянно взаимодействуют. Это взаимодействие подчиняется двум основным законам: закону иррадиации и концентрации и закону взаимной индукции [8].

Закон иррадиации и концентрации заключается в следующем: когда под влиянием того или иного раздражителя в каком-либо участке коры возникает возбуждение, то оно не остается в одном месте, а распространяется (иррадиирует) по коре больших полушарий. Это явление называют иррадиацией возбуждения.

Одновременно на границе иррадиирующего очага возбуждения возникает другой процесс – торможение, которое ограничивает и направляет процесс возбуждения в определенное русло и к определенному пункту. Это явление называется концентрацией возбуждения.

С аналогичным явлением мы встречаемся и при изучении процесса торможения. Торможение, возникшее в соответствующем пункте коры, вначале также иррадиирует, а затем концентрируется.

Процессы иррадиации возбуждения и торможения совершаются более быстро, чем процессы концентрации.

Закон взаимной индукции заключается в том, что нервный процесс вызывает (индуцирует) в соседних участках противоположный процесс. Например, если в каком-либо участке коры возникает возбуждение, то в соседних с ним других участках коры развивается процесс торможения. Это явление называется отрицательной индукцией. Соответственно очаг торможения индуцирует вокруг себя поле возбуждения (положительная индукция).

Первая и вторая сигнальные системы

Кора больших полушарий мозга испытывает воздействие разнообразных сигналов, идущих как извне, так и из самого организма. И. П. Павлов различал два принципиально отличных друг от друга типа сигналов, или сигнальных систем, как он их обозначал.

Сигналы – предметы и явления окружающего мира. Эти разнообразные зрительные, слуховые, осязательные, вкусовые, обонятельные раздражители Павлов назвал первой сигнальной системой. Она имеется у человека и животных.

Но кора головного мозга человека способна реагировать и на слова. Слова и сочетания слов также сигнализируют человеку об определенных предметах и явлениях действительности. Слова и словосочетания И. П. Павлов назвал второй сигнальной системой.

Первой и второй сигнальными системами называют как системы самих сигналов, так и системы временных связей в коре, возникающие в связи с этими сигналами.

Вторая сигнальная система – продукт общественной жизни человека и присуща только ему, у животных нет второй сигнальной системы.

4. Возникновение и развитие психики в филогенезе

Развитие психики животных происходит в процессе их биологической эволюции и подчинено общим законам этого процесса. Каждая новая ступень психологического развития имеет в своей основе переход к новым внешним условиям существования животных и новый шаг в усложнении их физической организации.

Существуют 2 истории развития психики:

1)      филогенез – историческое развитие (охватывает весь процесс эволюции вида, более глобальная);

2)      онтогенез – развитие от рождения и до смерти вида, более конкретная и короткая для определённой особи).

Выделяют несколько стадий развития психики.

1.       Развитие сенсорных процессов животных. На начальных этапах развития психики животных осуществляется:

–        совершенствование их двигательного аппарата;

–        постепенно развивается их способность дифференцированно отвечать на воздействие внешних и внутренних раздражителей;

–        одновременно развиваются органы рецепции – обоняния зрения, слуха, осязания и др., позволяющие более точно дифференцировать внешние раздражения.

2.       Развитие перцептивных процессов животных. На этом этапе происходят следующие процессы:

–        появляется сложная нервная система;

–        наблюдается значительное развитие и усложнение рецепторных процессов, а также усложняется их роль в поведении;

–        совершенствуются центральные отделы нервной системы, позволяющие образовывать связи между анализаторами;

–        появляется предметно-образное отражение действительности;

–        появляются эмоции.

3.       Развитие интеллектуальных действий животных. Этот этап характеризуется тем, что у животных:

–        появляется способность к интеллектуальному поведению при возникновении препятствий на пути достижения цели;

–        интеллектуальные действия носят примитивный характер и не являются следствием знания объективных законов природы;

–        интеллектуальные действия не занимают главенствующего положения в их поведении;

–        изобретенные способы действий не передаются от одного животного к другому и не являются, таким образом, продуктом видового развития.

4.       Физическое и психологическое развитие человека в процессе труда. На этом этапе в процессе труда у человека:

–        руки становятся не только органом движения, но и осязания, помогая человеку познавать важные для процесса труда особенности предметов;

–        появляется способность к мышлению;

–        появляется потребность к общению с другими людьми;

–        появление речи содействовало развитию абстрактного мышления;

–        отражательная деятельность начинает носить сознательный характер.

Существуют и другие подходы к рассмотрению стадий развития психики у животных. Например, концепция Леонтьева-Фабри, представленная здесь в виде таблицы (см. табл. 9.2).

Таблица 9.2

Развитие психики

Стадия развития психики

Уровень психического отражения

Особенности поведения

Виды живых существ, достигших этого уровня развития

I. Стадия элементарной сенсорной психики

А. Низший уровень

Развитая раздражимость. Отсутствие чувствительности, ее примитивные элементы. Элементарные формы движений

Простейшие. Многие низшие многоклеточные организмы, живущие в водной среде

 

Б. Высший уровень

Наличие элементарных ощущений. Наличие чувствительности. Появление важнейшего органа манипулирования – челюстей. Способность к формированию элементарных условных рефлексов. Индивидуальный опыт и научение играют небольшую роль. Главное значение в поведении имеют инстинкты

Высшие (кольчатые) черви, брюхоногие моллюски (улитки), некоторые другие беспозвоночные

II. Стадия перцептивной психики

А. Низший уровень

Отражение действительности в форме образов предметов. Главный орган манипулирования – челюсти. Наряду с инстинктами возникают более гибкие формы приспособительного поведения в виде сложных, изменчивых двигательных навыков

Рыбы и другие низшие позвоночные, некоторые высшие беспозвоночные (членистоногие и головоногие моллюски).

Насекомые

 

Б. Высший уровень

Элементарные формы мышления, способность к решению задач в наглядно-действенном плане. Способность к научению

Высшие позвоночные (птицы и некоторые млекопитающие)

 

В. Наивысший уровень

Выделение специализированных органов манипулирования: лап и рук. Способность к практическому решению задач, требующих исследования и манипулирования с предметами. Наличие ориентировочно-исследовательской фазы (изучение ситуации прежде, чем приступить к практическим действиям).

Способность решать задачу разными методами. Научение происходит через механизмы подражания и переноса. Создание и использование примитивных орудий. Перенос однажды найденного принципа решения задачи в новые условия

Обезьяны, некоторые другие высшие позвоночные (дельфины, собаки)

1-я стадия. На стадии элементарной чувствительности животное реагирует только на отдельные свойства предметов внешнего мира и его поведение определяется врожденными инстинктами (питания, самосохранения, размножения и т. п.).

2-я стадия. На стадии перцептивной психики отражение действительности осуществляется в виде целостных образов предметов и животное способно обучаться, появляются индивидуально приобретенные навыки поведения.

3-я стадия интеллекта характеризуется способностью животного отражать межпредметные связи, отражать ситуацию в целом, в результате животное способно обходить препятствия, “изобретать” новые способы решения двухфазных задач, требующих предварительных подготовительных действий для своего решения. Интеллектуальное поведение животных не выходит за рамки биологической потребности, действует только в пределах наглядной ситуации.

Резюме

Психика есть свойство высокоорганизованной материи – нервной системы. У человека носителем психики является головной мозг.

Существует функциональное деление мозга. С этой точки зрения различают три основных блока мозга, каждый из которых выполняет свои функции в организации психической деятельности. Кроме того, важным является выделение латерализации (функциональная ассиметрия) мозга.

Нервная система осуществляет две важнейшие функции: связь человека с окружающим миром и согласование, координацию работы всех частей организма, управление им. Иначе говоря, высшая нервная деятельность – физиологическая основа психики.

Координация функций коры больших полушарий головного мозга осуществляется благодаря взаимодействию двух основных нервных процессов – возбуждения и торможения. Динамика нервных процессов представлена прежде всего законами: иррадиации и концентрации (заключается в распространении (иррадиации) по коре больших полушарий возникающего возбуждения); взаимной индукции (нервный процесс вызывает (индуцирует) в соседних участках противоположный процесс).

Вторая сигнальная система свойственна только человеку.

Историческое развитие психики и сознания неразрывно связано с развитием нервной системы. Развитие психики животных происходит в процессе их биологической эволюции и подчинено общим законам этого процесса. Каждая новая ступень психологического развития имеет в своей основе переход к новым внешним условиям существования животных и новый шаг в усложнении их физической организации (рис. 9.3).

Рис. 9.3. Стадии развития психики

Вопросы и задания для самопроверки:

1.       Каковы особенности строения коры больших полушарий мозга?

2.       Какие факторы ответственны за возникновение устойчивых нервных связей?

3.       Какие стадии развития психики вы знаете?

4.       Раскройте сущность и условия возникновения сознания как высшего, специфически человеческого уровня развития психики.

5.       Дайте психологическую характеристику и выделите разницу понятий “раздражимость” и “чувствительность”.

6.       Перечислите главные отличия интеллектуального поведения животных от поведения человека

7.       Каковы особенности строения коры больших полушарий мозга?

8.       Как образуются условные рефлексы, и в чем их значение?

9.       Как соотносятся процессы возбуждения и торможения в коре больших полушарий?

10.   Какие виды торможения вы знаете?

11.   Что характерно для деятельности первой и второй сигнальных систем?

Библиографический список

1.       Гиппенрейтер, Ю. Б. Введение в общую психологию: курс лекций / Ю. Б. Гиппенрейтер. – М., 2006.

2.       Годфруа, Ж. Что такое психология: в 2 т. / Ж. Годфруа. – М., 2004. – Т. 1.

3.       Карвасарский, Б. Д. Клиническая психология: учеб. / Б. Д. Карвасарский. – М., 2004.

4.       Маклаков, А. Г. Общая психология: учеб. для вузов / А. Г. Маклаков; под общ. ред. Е. Строганова. – СПб., 2005.

5.       Немов, Р. С. Психология: учеб. для студ. высш. учеб. заведений: в 3 т. / Р. С. Немов. – М., 2005. – Т. 1: Общие основы психологии.

6.       Петровский, А. В. Основы теоретической психологии / А. В. Петровский, М. Г. Ярошевский. – М., 2003.

7.       Общая психология: курс лекций для первой ступени пед. образования / авт.-сост. Е. И. Рогов. – М., 2001.

8.       Романов, К. М. Практикум по общей психологии: учеб. пособие / К. М. Романов, Ж. Г. Гаранина; под ред. К. М. Романова. – Изд. 2-е, стер. – М. [и др.], 2002.