Текст к презентации Средства общения

Слайд 2

Средства общения это способы кодирования, переработки и расшифровки передаваемой в процессе общения информации.

Все средства общения делят на две группы: вербальные (речевые) и невербальные (неречевые).

Вербальное общение – осуществляется с помощью слов.

В вербальном общении обычно применяются два варианта речи: письменная и устная. К своеобразной форме вербальной коммуникации относится дактильная речь. Это – ручная азбука, служащая для замены устной речи при общении глухих и слепых людей между собой и лицами, знакомыми с дактилологией. Дактильные знаки заменяют буквы (похожие на буквы печатного шрифта).

Невербальное общение – информация передаётся с помощью несловесных знаков. Невербальные средства общения, как правило, не могут самостоятельно точно передавать значения (за исключением некоторых жестов).

Они обычно оказываются так или иначе скоординированными между собой и словесными текстами.

Слайд 3

Невербальные средства общения делятся на: визуальные, акустические, тактильно-кинестезические и ольфакторные. 1. Визуальные средства общения: — кинесика — движение рук, ног, головы, туловища; . направление взгляда и визуальный контакт; •  выражение глаз; •  выражение лица; •  поза (в частности, локализация, смена поз относительно словесного текста); — кожные реакции (покраснение, появление пота); •  дистанция (расстояние до собеседника, угол поворота к нему, персональное пространство); •  вспомогательные средства общения, в том числе особенности телосложения (половые, возрастные) и средства их преобразования (одежда, косметика, очки, украшения, татуировка, усы, борода, сигарета и т.п.).

2. Акустические (звуковые) средства общения: •  паралингвистические, т.е. связанные с речью (интонация, громкость, тембр, тон, ритм, высота звука, речевые паузы и их локализация в тексте); •  экстралингвистические, т.е. не связанные с речью (смех, плач, кашель, вздохи).

3. Тактильно-кинестезические средства общения: •  физическое воздействие (ведение слепого за руку); •  такесика (хлопанье по плечу).

4. Ольфакторные средства общения: •  приятные и неприятные запахи окружающей среды; •  естественный и искусственный запахи человека.

Слайд 4

Жестика. Жесты — это разнообразные движения руками и головой. Язык жестов — самый древний способ достижения взаимопонимания. Интенсивность жестикуляции может расти вместе с возрастанием эмоциональной возбужденности человека, а также при желании достичь более полного понимания между партнерами, особенно если оно затруднено.

23 стр., 11175 слов

Портрет как средство познания внутреннего мира человека в условиях ...

... не что иное, как «живое созерцание», органически связанное с осмыслением воспринимаемого. Переход от ощущений к ... искусства при рисовании портрета, передаче внутреннего мира человека. Гипотеза исследования - развитие художественно-творческих способностей ... творческих способностей школьников; Наглядные пособия и технические средства обучения на уроках изобразительного искусства при рисовании ...

Жестика — язык жестов неслышащих. Жестика (мимика) как знаковая система, отличается от языка слов. Развитие жестики наблюдается при потере слуха. Глухота, особенно наступившая в раннем детстве, нарушает нормальное развитие речи. Потеря слуха не позволяет ребенку принимать речевые сигналы, следствием чего является немота — словесная речь без специального обучения не формируется.

Слайд 5

Зрение — именно оно помогает неслышащему человеку, позволяет ему ориентироваться в пространстве, познавать окружающий мир. О своих потребностях, желаниях, намерениях глухой ребенок «говорит» движениями рук: указывает, изображает, рисует то, что видит. Так, например, когда ребенок замечает на столе чашку и при этом хочет пить, то он, естественно, тянется за ней рукой, что равнозначно просьбе, выраженной словом дай или пить, в другой раз он укажет на чашку и на себя, как бы говоря: Дай мне пить.

Указательным жестом, как доступным и простейшим речевым сигналом, можно обратить внимание кого-либо из окружающих на свое желание (хочу это — куклу, мяч, картинку), передать просьбу (идем гулять), обозначить место предмета в пространстве (там, наверху), показать направление (вперед, туда), «сказать», что болит (ухо, живот, нога) и т. д.

При этом у слепоглухонемого ребенка часто могут быть развиты все усложняющиеся формы общения — от элементарных жестов (воспринимаемых посредством осязания) до вербальной речи.

Слайд 6

Мимика. Мимика — это движения мышц лица, главный показатель чувств. Эмоции радости, страха, печали, удивления, отвращения и гнева «кодируются» на человеческом лице непроизвольными движениями лицевых мимических мышц. Мимику определяют прежде всего брови, глаза, щеки, рот и челюсти. 

Визуальный контакт, также является исключительно важным элементом общения. Смотреть на говорящего — означает не только заинтересованность, но и помогает сосредоточить внимание на том, что нам говорят. Общающиеся люди обычно смотрят в глаза друг другу не более 10 секунд. Если на нас смотрят мало, мы имеем основания полагать, что к нам или к тому, что мы говорим, относятся плохо, а если слишком много, это может восприниматься как вызов или же хорошее к нам отношение.

Слайд 7

Пантомимика — это походка, позы, осанка, общая моторика всего тела.

Походка — это стиль передвижения человека. Ее составляющими являются: ритм, динамика шага, амплитуда переноса тела при движении, масса тела. По походке человека можно судить о самочувствии человека, его характере, возрасте. В исследованиях психологов люди узнавали по походке такие эмоции, как гнев, страдание, гордость, счастье.

Такесика — роль прикосновений в процессе невербального общения. Здесь выделяются рукопожатия, поглаживания, отталкивания и т.п. Доказано, что динамические прикосновения являются биологически необходимой формой стимуляции.

Слайд 8

В настоящее время большое внимание уделяется детям с проблемами в развитии. Научные исследования и педагогическая практика свидетельствуют о том, что число детей, имеющих сочетанные отклонения в развитии очень велико и неуклонно возрастает. Современный этап развития общества выдвигает новые задачи воспитания детей с комплексными нарушениями в развитии. Большое значение придается проблеме психологической подготовки детей к школе, в решении которой ведущую роль играет общение с взрослым как центральное звено когнитивного волевого развития ребенка.

4 стр., 1649 слов

Развитие личности донаучн. период

... семье, чтобы по крайней мере один родитель имел возможность заботиться о воспитании детей. Объясняя развитие, Аристотель, в противоположность Платону, ориентиро­вался на биологию. Вся жизнь, по ... возрастные периоды. Аффекты же эти возникают обычно при общении с родителями, при их воздействии. Соответственно, вызывая у ребенка те или иные аффекты, взрослые формируют его натуру, его ...

Общение имеет огромное значение для развития ребенка. В ходе коммуникации ребенок усваивает общественно-исторический опыт.. Взаимодействие со взрослыми представляет собой важный источник усвоения и приобретения детьми опыта предыдущих поколений. В ходе общения со взрослыми дети впервые обучаются пониманию сложных задач, пытаются их решать. Общение играет решающую роль не только в обогащении содержания детского сознания, но в приобретении ребенком новых знаний. Общение со сверстниками  играет не менее важную роль в развитии детей, чем общение со взрослыми. Развитие ребенка особенно успешно происходит в коллективных видах деятельности, в первую очередь в игре, которая стимулирует развитие общения между детьми, а, следовательно, и речи. Общение со сверстниками — это особая сфера жизнедеятельности ребенка.

У детей с сочетанным дефектом отмечаются большие трудности в использовании средств общения, непонимание ситуации, отображаемой в игре. Это ведет к тому, что у детей не возникает общения как со взрослыми, так и со сверстниками. На сегодняшний день задачами в воспитании детей с комплексными нарушениями, при определенной несформированности у них навыков коммуникации, является:

1. обучение их умению эффективно общаться

2. снижение агрессивных тенденций в поведении

3. снятие защитных реакций обособленности

4. включение в жизнь группы

5. накопление опыта положительного взаимодействия

Слайд 9 В основе общения ребенка со взрослым лежит эмоциональный контакт взрослого и ребёнка, постепенно перерастающий в сотрудничество, которое становится необходимым условием развития ребёнка. У детей с комплексным  нарушением эмоциональный контакт со взрослым, а также потребность в общении с ним в раннем возрасте часто не возникает, следовательно, не формируются и необходимые предпосылки для развития речи и общения.

Изучение сформированности навыков речевого общения и их коррекция у детей с комплексными нарушением в развитии  в настоящее время является актуальным.

Речь как основное средство общения развивается через движение и в социальном контакте, и ее основа закладывается еще на первом году жизни ребенка. Когда у ребенка при комплексном нарушении, имеются отклонения сенсомоторной сферы, управления мимикой лица и жестами, кинестетического восприятия, контроля за дыханием и передвижением, артикуляции, звукопроизношения, исчезает возможность самостоятельно реализовывать себя в окружающем мире. Все это оказывает непосредственное влияние на развитие коммуникативной деятельности и психическое развитие в целом.

13 стр., 6430 слов

Развитие музыкально-творческих способностей детей среднего дошкольного ...

... активно воздействовать на развитие воображения, которое составляет основу творческой способности. Педагоги оценивают проявление творческих способностей в пении, ритмике, игре на ... способностей дошкольников, установить закономерности; - провести диагностику музыкально-творческих способностей детей среднего дошкольного возраста. МЕТОДОЛОГИЧЕСКОЙ основой исследования послужили концептуальные подходы к ...

У детей с комплексным нарушением функция общения развивается неравномерно, в отличие от здоровых детей. Наиболее развитыми при комплексном нарушении  оказываются мотивы, формы и потребности общения. Последнее место занимают средства общения. Нарушение артикуляции и координации движений неблагоприятно отражается на процессе общения со взрослым. Также отрицательно сказывается на общении неспособность выразить собственное эмоциональное состояние.

У детей с комплексными дефектами развития неполноценны все предпосылки, необходимые для формирования и развития процесса общения: познавательная и речевая активность, речемыслительная деятельность, не сформированы все виды речевой деятельности и её компоненты. Общение со сверстниками носит эпизодический характер. Дети, не имеющие отклонений в развитии, обычно общаются с такими детьми редко, почти не принимают их в свои игры.

В отличие от здоровых дети с комплексными нарушениями ведут себя пассивно и не проявляют особого желания к сотрудничеству со взрослым. Они не стремятся по собственной инициативе к общению, но при настойчивом побуждении и поддержке устанавливают контакты.

При обращении к ним взрослого дети обмениваются впечатлениями и периодически ищут поддержки и внимания взрослого. Экспрессивно-мимической речью, в отличие от здоровых детей пользуются крайне редко, чаще употребляют жесты.

Детям, страдающим комплексным нарушением, требуются побуждения взрослого, для того, чтобы принять участие в процессе общения. Их действия с игрушками и предметами носят единоличный характер, редко появляется желание действовать совместно со взрослым или подражать его действиям. Дети не обращают внимание на взрослого, игрушка или какое-нибудь новое занятие интересуют их больше, чем вступление в контакт со взрослым. Не наблюдается активного стремления разделить игру с партнером или обратиться к нему.

Слайд 10 В процессе общения дети с комплексными нарушениями крайне редко пользуются речью. Экспрессивно-мимические средства общения, оживленный взгляд, двигательные спонтанные реакции появляются не сразу и являются кратковременными, монотонными и маловыразительными. В процессе общения дети с  предпочитают использовать жесты, сопровождают их резкой мимикой и гримасами подчеркнуто восклицательного характера, выражая, таким образом, свои эмоции (например, вместо слова «дай» дети используют гримасы, как бы разговаривая сами с собой).

Установление контакта со взрослым происходит только при его инициативе и поддержке. Слабо проявляется эмоциональное состояние или желание поделиться впечатлениями.

Таким образом, у детей с комплексными нарушениями формируются те же мотивы и формы общения, что и у здоровых детей. Однако потребность в общении выражена менее интенсивно. Это можно объяснить как естественной гиперопекой взрослых по отношению к больному ребенку, так и слабой познавательной активностью детей, обусловленной сенсомоторной недостаточностью и социальной изоляцией в домашних условиях.

11 стр., 5051 слов

Рабочая Программа государственной аттестации

... освоению профессиональных образовательных программ; систематически повышать свою профессиональную квалификацию, быть готовым участвовать в деятельности различных профессиональных объединений педагогов, осуществлять связь с ... исследование в педагогике. Методы и логика педагогического исследования. Обучение детей младшего школьного возраста. Обучение как способ организации педагогического процесса. ...

Слайд 11

Программы образования для детей с комплексными нарушениями

Для того чтобы помочь детям решить проблему общения с окружающими можно использовать образовательные программы. Они построены таким образом, чтобы в процессе их реализации можно было решать весь спектр педагогических задач. Предложенные следующие образовательные программы, которые можно использовать в работе по формированию коммуникативных возможностей у детей с комплексным нарушением.

Программа «Сказка» Программа «Адаптация»

Программа «Сказка». Эта программа была разработана педагогом В.М. Ивановой. В программе «Сказка» на первый план выступают задачи формирования коммуникации и первичных познавательных интересов у детей с комплексными нарушениями. Программа «Сказка», прежде всего, направлена на то, чтобы сформировать интерес к прослушиванию сказок, научить воспринимать иллюстрации и приобщить ребенка к чтению. Детей сразу обучают не только восприятию (слушанию) сказок, но и их драматизации, что в дальнейшем будет способствовать развитию коммуникативной деятельности и сюжетно-ролевой игры. При этом учитывается ситуативно — личностный характер общения детей со взрослыми в этом возрасте, ведущая роль предметно — манипулятивной деятельности. Психофизиологическая основа программы состоит в развитии ориентировочно-познавательной деятельности с использованием эмоционально-значимого материала. Опираясь на уже имеющиеся у детей функции отображения, передвижения, манипулирования, педагог стимулирует развитие функций имитирования, соотнесения, обозначения, осмысления и замещения в процессе работы со сказочными сюжетами. Требуется специальная работа по вовлечению детей в сказку, формированию интереса к ней, способности к осмыслению сюжета и включению в сказочное действие. Основная цель этой программы состоит в формировании речевых средств общения и первичной коммуникации, направленной на развитие духовных интересов личности. Работа ведется поэтапно. Выделяют 5 этапов. На первом этапе формируются предпосылки к восприятию сказки. Педагог разыгрывает перед детьми элементарные сюжеты с речевым сопровождением, при этом достигает сосредоточения внимания детей и проявления положительной эмоциональной реакции. Короткие сюжеты составляются педагогом (например, «Кто в домике живет?»), могут быть использованы стихотворения-потешки для малышей, стихи А. Барто «Игрушки» и т.п. В качестве наглядного материала используются сюжетные игрушки. На втором этапе педагог обучает детей восприятию простых сказок, содержащих повторы, связанные с поочередным появлением персонажей. Эти повторы позволяют заучивать речевые обороты и осуществлять перенос коммуникативных умений. Здесь могут использоваться сказки «Репка», «Теремок», «Колобок». Возможна первоначальная работа с сокращенными вариантами сказок. Педагог изображает сказку с использованием игрушек или различных видов кукольного театра. На третьем этапе педагог начинает обучение запоминанию сюжета сказки. Используются те же сказки, что и на предыдущем этапе, и короткие сказки с простыми сюжетами (например, сказки В. Сутеева).

Педагог рассказывает сказку с использованием плоских предметных изображений и фланелеграфа. Далее педагог повторяет сказку, стимулируя детей к совместному рассказу с опорой на полученное изображение. Затем педагог предлагает детям найти персонажей сказки и расположить их на фланелеграфе в последовательности появления. Эта работа сопровождается совместным рассказыванием сказки. Только на четвертом этапе можно приступить к обучению детей слушанию и пониманию текста сказки. Используются сказки «Маша и медведь», «Волк и семеро козлят», «Чьи башмачки?». Педагог читает сказки с показом иллюстраций и последующей беседой по содержанию. После чтения педагог предлагает детям разыграть отдельные элементы сюжета с помощью кукольного театра. На пятом этапе детей обучают драматизации сказок. Используются сказки В. Сутеева, другие занимательные простые сказки. Педагог постепенно включает детей в драматизацию со сменой ролей, исполняемых каждым ребенком.

5 стр., 2484 слов

Психолого-педагогическое сопровождение детей дошкольного возраста ...

... возрасте закладываются основы развития детей, и от того, как мы (педагоги-психологи, воспитатели, родители) развиваем детей, во многом зависит ... направления развития на том или ином этапе жизни. Формирование личности ребенка происходит в его активной деятельности. Автором ... речи ребенка и понимание речи взрослого в процессе совместной деятельности. Есть одна известная психологическая сказка о ...

В результате работы с детьми по этой программе достигаются следующие первичные умения: — слушать педагога; — отвечать на вопрос педагога; — воспроизводить речевой материал с соответствующей интонацией и мимикой: — аккуратно обращаться с игровыми предметами: — подражать манипуляциям с игровыми предметами; — воспринимать отдельные плоские изображения и видеоряд; — воспринимать сюжет с опорой на наглядность.

Однако, главным достижением в усвоении этой программы следует считать не перечисленные умения, а формирование познавательных интересов, что в дальнейшем позволит ребенку перейти к внеситуативно-познавательному общению.

Слайд 12 Программа «Адаптация». Социальная адаптация предполагает наличие способности активного приспособления личности к меняющимся социальным условиям. Эта способность развивается по мере ознакомления с окружающим и включает умение объективно оценивать обстановку и приводить свое поведение в соответствие с условиями окружающей среды. При этом у человека должен быть набор алгоритмов поведения в разных ситуациях, умение выбирать наиболее оптимальный вариант поведения и способность к самостоятельному принятию решения.

Целью данной программы является обеспечение оптимального вхождения детей в общественную жизнь детей с комплексными нарушениями. Программа включает темы: — Человек: тело человека, одежда, личность и семья. — Квартира: комната, кухня, ванная и туалет, прихожая и коридор. — Двор и улица: части двора, растительный и животный мир, улицы, проспекты, площади, транспорт. — Городской дом: квартира, подъезд, дом. — Город: магазин, парикмахерская, почта, ателье по ремонту обуви, швейная фабрика, больница, кафе, школа, театр. — Село: сельский дом, усадьба, совхоз или ферма. — Город и село. — Лес и луг. — Вода и воздух. — Земля и космос. — Личность и общество. Одним из важнейших условий успешной работы является совместная реализация программы персоналом учреждения и семьей ребенка. Для этого педагоги проводят консультации, дают задания родителям. В процессе работы формируется правильное отношение детей и их родителей к болезни и возможностям ребенка, дается установка на то, что все люди (и здоровые тоже) различны и имеют разные возможности реализации своих желании.