Психологическая характеристика общения

Общение – это процесс обмена информацией и взаимодействия между людьми, основанный на восприятии и понимании людьми друг друга

Основные функции общения:

1. Информационно-коммуникативная — передача и обмен инфор­мации;

2. Регуляторно-коммуникативная — регуляция деятельности и поведения;

3. Аффективно-коммуникативная — передача и обмен внутренне­го эмоционального отношения к кому-либо или к чему-либо.

Многообразные отношения с другими людьми реализуются в разных видах общения, которые классифицируются по двум основным критериям — это функции и характер проявления отношений. В зависимости от функции различают: формальное общение — регламентировано по содержанию и форме; неформальное — обусловлено личными отношениями. По проявлению отношений выделяют общение: социально ориентированное (доклад, лекция); групповое предметно ориентированное (общение в процессе учебы, труда) и личностно ориентированное (общение одного человека с другим.

Можно также выделить следующие виды (уровни) общения:

1) «контакт масок» — формальное общение, когда отсутствует стремление понять и учитывать особенности личности собеседника, исполняются привычные маски (вежливости, строгости, безразличия и т.д.);

2) примитивный — когда оценивают человека как нужный или мешающий объект: если нужно, то активно вступают в контакт, если мешает — оттолкнуть. Примитивные межличностные реакции: амбиции, самодовольства, зависти, злорадства, агрессии и т.д.;

3) формально-ролевое — когда регламентированы и содержание и средства общения, и вместо знания личности собеседника обходятся знанием его социальной роли;

4) деловое — когда учитываются особенности личности, характера, но интересы дела более значимы;

5) духовное — когда можно затронуть любую тему и не обязательно прибегать к помощи слов, друг поймет по движениям и т.д.;

6) манипулятивное — направлено на извлечение выгоды от собеседника, используя различные приемы (лесть, запугивание и т.д.).

уровни общения:

1. Макроуровеньвыражается в том, что человек общается с дру­гими людьми в соответствии со сложившимися обстоятельствами, традициями или обычаями.

2. Мезауровеньпредполагает общение в пределах содержатель­ной темы, оно может быть единичным или носить многоразовый характер.

3. Микроуровеньнесет элемент содержания и выражается в оп­ределенных показателях, которые характерны и- для других уров­ней: вопрос — ответ, рукопожатие, мимика, пантомимика и т. д.

17 стр., 8041 слов

Компетентность в общении и развитие личности в период зрелости

... не только отдельных психических функций, процессов и свойств человека, но и личности в целом. Реальность и необходимость общения определена совместной деятельностью: чтобы жить люди вынуждены взаимодействовать. Общение позволяет организовывать общественную ...

Структуру общения можно охарактеризовать путем выделения в ней трех взаимосвязанных сторон: перцептивной, коммуникативной и интерактивной

Коммуникация означает обмен информацией. В качестве инфор­мации могут выступать идеи, мысли, чувства, события и др. Инфор­мация передается с помощью двух основных средств общения: вер­бального и невербального. Вербальные средства общения — это язык, речь (устная и письменная).

Коммуникативный процесс строится по схеме: А Б, где А- коммуникатор, который передает информацию, Б -респондент, принимающий информацию. Но респондент не только принимает информацию, он ее перерабатывает, анализирует, осмыс­ливает, и только после этого сам начинает выступать в роли комму­никатора. То есть, общение — это процесс взаимного обмена инфор­мацией. Передаваемая информация, как правило, кодируется на оп­ределенный язык. В процессе общения важно говорить на одном язы­ке в смысле взаимопонимания или, другими словами, необходимо уметь подстроится под аналоговое восприятия своего партнера по коммуникации. В противном случае взаимопонимание между людь­ми отсутствует.

Интеракция, или межличностное взаимодействие, есть совокуп­ность связей и взаимовлияний людей, складывающихся в процессе их совместной деятельности. Необходимым условием успешности процесса общения является соответствие поведения взаимодействую­щих людей ожиданиям друг друга. В межличностном взаимодействии можно выделить два взаимосвязанных компонента: внутренний или, отношение к другому человеку, и внешний, или общение, в котором отношение к другим людям проявляется по-разному.

Межличностная перцепция означает восприятие человека чело­веком, в ходе которого происходит познание не только других лю­дей, но и самого себя. В психологии выделяют следующие основные механизмы межличностной перцепции:

— идентификация — отождествление себя с другим или умение поставить себя на место другого человека;

— эмпатия — способность к сочувствию, сопереживанию другим людям;

— рефлексия — осознание человеком того, как его воспринимают

окружающие люди;

— каузальная атрибуция — причинное объяснение поступков дру­гого человека путем приписывания ему чувств, намерений, мыслей и мотивов поведения;

— стереотипизация — классификация форм поведения и интерпре­тация их причин путем отнесения к уже известным или кажущимися известными явлениям, т.е. отвечающим социальным стереотипам.

 

Выделяют вербальные и невербальные средства общения.

Вербальное общение (знаковое) осуществляется с помощью слов. К вербальным средствам общения относится человеческая речь. Язык — это система знаков и способов их соединения, которая служит орудием выражения мыслей, чувств и волеизъявлений людей и является важнейшим средством человеческого общения.

Под речевой деятельностью понимается ситуация, когда для общения с другими людьми человек использует язык. Существует несколько видов речевой деятельности:

— говорение — использование языка для того, чтобы что-то сообщить;
— слушание — восприятие содержания звучащей речи;
— письмо — фиксация содержания речи на бумаге;
— чтение — восприятие зафиксированной на бумаге информации.

7 стр., 3014 слов

Формы общения между людьми, выражение своих чувств и эмоций, ...

... настоящее время  принято относить аффекты, собственно эмоции и чувства.     2. Формы общения между людьми: Общения между людьми происходит в различных формах, которые зависят от уровня ... отмечаемые культурные различия в мимике и эмоциональных жестах. Таким образом, эмоции и эмоциональные выразительные движения человека – представляют собой не  рудиментарные явления его ...

К основным невербальным средствам общения относятся:
Кинестика — рассматривает внешнее проявление человеческих чувств и эмоций в процессе общения. К ней относятся:

— жестика;
— мимика;
— пантомимика.

Жесты — это разнообразные движения руками и головой. Во всех культурах есть сходные жесты, среди которых можно выделить:
• Коммуникативные (жесты приветствия, прощания, привлечения внимания, запреты, утвердительные, отрицательные, вопросительные и т.д.)
• Модальные, т.е. выражающие оценку и отношение (жесты одобрения, удовлетворения, доверия и недоверия и т.п.).
• Описательные жесты, которые имеют смысл только в контекст речевого высказывания.

Мимика — это движения мышц лица, главный показатель чувств. Основную информативную нагрузку в мимическом плане несут брови и губы.

Визуальный контакт, также является исключительно важным элементом общения. Смотреть на говорящего — означает не только заинтересованность, но и помогает сосредоточить внимание на том, что нам говорят.

Пантомимика — это походка, позы, осанка, общая моторика всего тела.

Походка — это стиль передвижения человека. Ее составляющими являются: ритм, динамика шага, амплитуда переноса тела при движении, масса тела.

Поза — это положение тела. Человеческое тело способно принять около 1000 устойчивых различных положений. Поза показывает, как данный человек воспринимает свой статус по отношению к статусу других присутствующих лиц.

Экстралингвистика — это включение в речь пауз и различных не морфологических явлений человека: плача, кашля, смеха, вздоха и т.д.

Голос содержит в себе очень много информации о хозяине. Опытный специалист по голосу сможет определить возраст, место проживания, состояние здоровья, характер и темперамент его обладателя.

Хотя природа и наградила людей уникальным голосом, окраску ему они придают сами. Те, кому свойственно резко менять высоту голоса, как правило, бодрее. Общительнее, увереннее, компетентнее и гораздо приятнее, чем люди, говорящие монотонно.

Чувства, испытываемые говорящим, отражаются, прежде всего, в тоне голоса. В нем чувства находят свое выражение независимо от произносимых слов. Так, обычно легко распознаются гнев и печаль.

Немало информации дают сила и высота голоса. Некоторые чувства, например энтузиазм, радость и недоверие, обычно передаются высоким голосом, гнев и страх — тоже довольно высоким голосом, но в более широком диапазоне тональности, силы и высоты звуков. Такие чувства, как горе, печаль, усталость обычно передаются мягким и приглушенным голосом с понижением интонации к концу каждой фразы.

3 стр., 1052 слов

Позы и жесты, способствующие эффективному общению

... этой классификации особенно важное место занимают кинесические средства общения, к которым, прежде всего, относят позы и жесты. ... средств общения, к которым относят все движения тела, интонационные характеристики голоса, тактильное воздействие, пространственную организацию общения. В ...

Скорость речи также отражает чувства. Человек говорит быстро, если он взволнован, обеспокоен, говорит о своих личных трудностях или хочет нас в чем-то убедить, уговорить. Медленная речь чаще всего свидетельствует об угнетенном состоянии, горе, высокомерии или усталости.