Технология социальной работы 6

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА

по дисциплине «Технология социальной работы»

для студентов специальности 040101.65

«Социальная работа»

 

очной/заочной формы обучения

 

 

Лекций 58/26

Практических занятий 58/6

Самостоятельная работа 181/265

Всего часов 297/297

Зачет, экзамен экзамен

 

Тольятти 2010

 

 

Рабочая программа разработана на основании Государственного образовательного стандарта по специальности «Cоциальная работа».

 

Составил д.с.н. Щукина Н.П.

 

 

Рассмотрена на заседании кафедры теории и практики социальной работы

 

Протокол № от 200 г.

 

 

Зав. кафедрой теории и практики

социальной работы, к.с.н., доцент Закомолдина Т.О.

 

Одобрено Методическим советом филиала

 

Протокол № от 200 г.

 

Председатель Методического совета филиала Демченкова Н.А.

 

 

Дополнительные изменения к рабочей программе на 2010/2011учебный годВ рабочую программу вносятся следующие изменения:

1. Произведено добавление следующих разделов:

— методические материалы для преподавателя;

— методические указания для студентов;

— материалы, устанавливающие содержание и порядок проведения

промежуточных и итоговых аттестаций;

— темы курсовых работ.

 

Рабочая программа пересмотрена и одобрена на заседании кафедры

 

« ______» __________________200____г. Протокол № ________________

 

 

Зав. кафедрой теории и практики

социальной работы, к.с.н., доцент Закомолдина Т.О.

 

 

Внесенные изменения утверждаю.

 

Зам. директора по УР Муртаева И.И.

 

«_______» ________________________________200___г.

 

 

Стандарт дисциплины

Требования к обязательному минимуму содержания и уровню подготовки выпускника вуза, предъявляемые Государственным образовательным стандартом высшего профессионального образования по дисциплине «Технология социальной работы»

Специалист должен:

Знать Теоретические основы, формы и методы работы по решению проблем человека в трудной жизненной ситуации.
Уметь Оказать социальную помощь, услуги, содействие различным группам населения и отдельным лицам в решении трудной жизненной ситуации
Иметь представление О специальных вопросах деятельности социальных учреждений и служб
Уметь использовать информацию в ситуациях Связанных с деятельностью по оказанию помощи, услуг и содействия в процессе социальной работы

Обязательный минимум содержания профессиональной образовательной программы по дисциплине

Технология социальной работы

Индекс Дидактические единицы Всего часов
ОПД Ф.9 Сущность, принципы и основные понятия технологии социальной работы. Проблемы технологизации процессов социальной работы. Основные виды, формы и методы технологии социальной работы в различных сферах жизнедеятельности человека и с различными группами людей. Особенности реализации социальной диагностики, профилактики, социальной адаптации, социальной терапии и социальной реабилитации. Технология социальной экспертизы и моделирования. Проблемы новаторства в технологии социальной работы: закономерности, механизм, процедура, методы. Проблемы научной организации труда в социальной работе. Опыт технологической деятельности в системе социальной работы в России и за рубежом.

 

 

I. ЦЕЛИ И ЗАДАЧИ ДИСЦИПЛИНЫ

1.1. Цели и задачи изучения дисциплины

Цель дисциплины – описание и анализ теории социальной работы как прикладной науки.

Задачи дисциплины: изучение особенностей предметной области теории социальной работы;

сравнительный анализ концепций социальной работы, представленных в современной теории;

описание проблемного поля социальной работы;

определение эффективности социальной работы как теоретической проблемы.

1.2. Требования к уровню подготовки студента, завершившего изучение данной дисциплины

Студенты, завершившие изучение данной дисциплины, должны:

иметь представление об особенностях взаимодействия технологии социальной работы с теорией и историей социальной работы, социологией, социальной психологией, медициной и социальной педагогикой;

знать: предметную область технологии социальной работы, ее проблемное поле, основные труды отечественных и зарубежных ученых по данному предмету;

— уметь: оперировать понятийным аппаратом и методами технологии социальной работы и осуществлять отбор этих методов в целях оказания помощи клиенту социальной службы;

высказывать свою точку зрения по дискуссионным вопросам дисциплины, оперируя материалам изученной научной литературы и сложившейся практики социальной работы, знакомство студентов института с которой предусмотрено с первого курса;

устанавливать профессиональное взаимодействие со специалистами и людьми, пребывающими в трудной жизненной ситуации;

владеть методами социономической деятельности, понимать разницу между «хорошим соседом» и социономом.

 

Изучение дисциплины производится в ходе лекционных, практических занятий, а также во время самостоятельной работы. На лекции выносятся узловые вопросы, дающие студентам возможность ориентироваться в содержании данного раздела. Для самостоятельной работы представляются домашние задания, контрольные вопросы, методические рекомендации, списки обязательной и дополнительной литературы.

 

Для студентов очной/заочной формы обучения, имеющих среднее базовое образование, со сроком обучения 5/6 лет, курс состоит из: лекций в объеме – 58/26часов, практических занятий в объеме — 58/6 часов, самостоятельной работы в объеме — 181/265 часов. Общее время, отводимое на изучение курса, составляет — 297.297 часов. Курс завершается выполнением курсовой работы и экзаменом на 4 курсе

 

1.3.Связь с предшествующими дисциплинами: история, история социальной работы, антропология, психология, педагогика, основы социальной медицины.

 

1.4.Связь с последующими дисциплинами: методы исследований в социальной работе, технология социальной работы, профессионально-этические основы социальной работы, социология, философия, социальное право, экономика, социальная психология, социальная педагогика.

 

II. СТРУКТУРА И ОБЪЕМ ДИСЦИПЛИНЫ. 1. Для студентов очной / заочной форм обучения, имеющих среднее (полное) общее образование, со сроком обучения 6 лет

 

1. Для студентов очной / заочной форм обучения, имеющих среднее (полное) общее образование, со сроком обучения 6 лет

 

№ т е м ы Разделы, темы Количество часов
Все-го Аудиторных занятий Сам. раб.
Все-го Лекц. Прак. зан. Сем. Лаб. раб. Конс.
о/з о/з о/з о/з о/з о/з о/з о/з
Раздел 1. Основы технологии социальной работы 54/ 10/4 6/2 4/2       44/
1.1     Предмет и задачи курса «Технология социальной работы» 16/ 2/2 2/2 -/-       14/
1.2     Технологический процесс: сущность и содержание 14/ 2/- 2/- -/-       12/
1.3   Типология социальных технологий 4/4 2/- 2/- -/-       2/4
1.4 Стандарты в социальной работе 20/ 4/4 2/2 2/2       16/
2. Раздел 2. Общие социальные технологии 143/143 22/6 10/4 12/2       121/
2.1   Посредничество в социальной работе 32/ 4/2 2/2 2/-       28/
2.2 Социальная диагностика 16/ 2/- 2/- -/-       14/
2.3   Профилактика в социальной работе 24/ 4/2 2/2 2/-       20/
2.4 Социальное консультирование 16/ 2/2 2/2 -/-       14/
2.5 Социальная экспертиза 20/ 2/- 2/- -/-       18/
2.6 Интервью в социальной работе 16/ 4/- 2/- 2/-       12/
2.7   Групповая социальная работа 10/ 2/- 2/- -/-       8/
2.8 Работа с общественностью в социономической деятельности 9/11 2/2 2/- -/2       7/9
Раздел 3. Частные социальные технологии 80/ 24/6 12/4 12/2       56/
3.1   Социальная работа с бедными 12/ 4/4 2/2 2/2       8/10
3.2   Социальная работа с бездомными 6/6 2/- 2/- -/-       4/6
3.3   Социальная работа с семьей 16/ 4/2 2/2 2/-       12/
3.4     Социальная работа с семьями больных алкоголизмом 8/8 4/- 2/- 2/-       4/8
3.5   Социальная работа с одинокими людьми 8/8 4/- 2/- 2/-       4/8
3.6   Социальная работа с пожилыми людьми 12/ 2/2 2/- -/-       10/
3.7   Социальная работа с людьми с ограниченными возможностями здоровья 10/ 2/- 2/- -/-       8/10
3.8 Работа со спонсорами в социономии 8/8 2/- 2/- -/-       6/8
    Раздел 4. Творчество и новаторство в социальной работе 20/ 8/2 4/2 4/-       12/
4.1 Творчество и новаторство в социальной работе. Само – и взаимопомощь: общее и особенное. 20/ 8/2 4/2 4/-       12/
  Итого: 297/297 64/ 58/26 58/6       181/265

 

III. СОДЕРЖАНИЕ ДИСЦИПЛИНЫ

Раздел I. Основы технологии социальной работы

 

I.1. Предмет и задачи курса «Технология социальной работы»

Специфика технологического подхода к социальной сфере. Фундамент технологического подхода. Технология социальной работы как основа общепрофессиональной подготовки специалиста по социальной работе. Технология и практика социальной работы. Эволюция понятия «практика социальной работы».

Задачи курса «Технология социальной работы».

 

I.2. Технологический процесс: сущность и содержание

«Технология», «социальная технология», «технология социальной работы»: общее и особенное. Технология социальной работы как «совокупность методов воздействия на социальные субъекты с целью изменения их ситуации». Структура и содержание технологического процесса в социальной работе. Теоретический, методический и процедурный этапы технологии социальной работы. Способы отбора методов вмешательства в социальной работе. Метод и техника: общее и особенное. Критерии эффективности технологии социальной работы.

 

I.3. Типология социальных технологий

 

Типология как метод научной деятельности. Типология и классификация: общее и особенное. Эмпирическая и содержательно — аналитическая типологии социальных технологий. Общие и частные, субъектные, деятельностные и средовые технологии социальной работы.

 

I.4. Стандарты в социальной работе

 

Стандарты и оценка деятельности социальных служб. Критерии эффективности деятельности социальных служб и приоритетные ценности социальной работы. Условность стандартов социальной работы. Дифференциация социальной помощи и стандарты социальных услуг в учреждениях стационарного и нестационарного обслуживания. Проблемы соответствия отечественных нормативов социального обслуживания международным стандартам.

Раздел 4. Творчество и новаторство в социальной работе

Инновационные процессы в социальной работе: сущность, этапы, типы. Взаимопомощь как инновационный процесс. Само – и взаимопомощь: общее и особенное. Терапевтические группы и группы взаимопомощи. Причины взаимопомощи. Цели взаимопомощи. Организация групп взаимопомощи: этапы. Подготовительный, начальный этапы и этап совершения действий как технологический процесс. Эффективность взаимопомощи.

IV. СОДЕРЖАНИЕ ПРАКТИЧЕСКИХ ЗАНЯТИЙ

 

1. По теме 1.4.- 2/-часа.

 

Стандарты в социальной работе

 

Цель занятия: изучить процесс принятия социальных стандартов в современной России, его особенности и содержательные характеристики.

 

Содержание занятия: решение задач и упражнений на усвоение базовых стандартов социономической деятельности в аспекте анализа их практической применимости.

 

2. По теме 2.1 — 2/- часа

 

Посредничество в социальной работе

 

Цель занятия: изучить посредничество как метод социономической деятельности в аспекте сравнения его с принципом посредничества.

 

Содержание занятия: ролевые игры на закрепление типичных техник посредничества.

 

3. По теме 2.3.- 2/-часа

 

Профилактика в социальной работе

Цель занятия: изучить современные практики применения метода социального посредничества с акцентом на анализе практик разработки и реализации профилактических социальных программ.

Содержание занятия: ролевые игры на закрепление типичных способов и техник профилактики.

4. По теме 2.4.- 2/-часа.

 

Интервью в социальной работе.

 

Цель занятия: выявить и проанализировать особенности в социономическом интервью.

 

Содержание занятия: ролевые игры на закрепление типичных техник интервью.

5. По теме 3.1.- 2/-часа.

 

Социальная работа с бедными

Цель занятия: изучить типичные способы социальной работы с бедными, с акцентом на обеспечении научных оснований соответствующей деятельности.

 

Содержание занятия: решение задач и упражнений на усвоение базовых способов социальной работы с бедными людьми.

6. По теме 3.3. – 2/- часа.

 

Социальная работа с семьей.

 

Цель занятия: изучить особенности процесса организации социальной работы с семьей.

 

Содержание занятия: решение задач и упражнений на усвоение базовых способов социальной работы с семьей с акцентом на обеспечении научных оснований соответствующей деятельности.

 

7. По теме 3.4. – 2/- часа.

Социальная работа с семьями больных алкоголизмом

 

Цель занятия: изучить особенности процесса организации социальной работы с семьями больных алкоголизмом с акцентом на анализе роли метода интервенции, его «сильных» и «слабых» сторон.

Содержание занятия: решение задач и упражнений на усвоение базовых способов социальной работы с семьями больных алкоголизмом в контексте «Анонимных алкоголиков».

 

8. По теме 3.5. – 2/- часа.

 

Социальная работа с одинокими людьми

 

Цель занятия: выявление и анализ особенностей в организации социальной работы с одинокими людьми в аспекте изучения миссии соционома в соответствующей деятельности.

 

Содержание занятия: ролевая игра по созданию службы знакомств в г.о. Тольятти.

 

9. По теме 4.1. – 4/- часа.

 

Само – и взаимопомощь в социономической деятельности

 

Цель занятия: выявление и анализ особенностей в организации само-и взаимопомощи клиентов социальных служб.

 

Содержание занятия: ролевая игра по созданию группы взаимопомощи на базе реабилитационного центра «Преодоление» г.о. Тольятти.

 

V. СОДЕРЖАНИЕ САМОСТОЯТЕЛЬНОЙ РАБОТЫ

 

Самостоятельная работа студентов является составной частью учебной работы и имеет целью закрепление и углубление полученных знаний и навыков, поиск и приобретение новых знаний, в том числе с использованием автоматизированных обучающих курсов (систем), а также выполнение учебных заданий, в том числе контрольных работ, подготовку к предстоящим занятиям, зачетам.

Самостоятельная работа организуется, обеспечивается и контролируется кафедрой. Время для нее отводится не менее 3-4 часов ежедневно.

 

1. Содержание самостоятельной работы для студентов очной/заочной формы обучения, имеющих среднее (полное) общее образование, со сроком обучения 5/6 лет

№ темы Темы занятий Всего время, часов Содержание самостоятельной работы и распределение времени
  Раздел 1. Основы технологии социальной работы   44/50     1.Изучение конспекта лекций и рекомендованной литературы – 20/24 часа 2. Ответы на контрольные вопросы к темам раздела– 10/10 часа 3.Решение задач и упражнений, представленных в авторском учебнике по технологии социальной работы в 2 ч. (Самара, 2007-2008) – 10/10 4. Составление задач и упражнений потемам раздела – 4/6
Раздел 2. Общие социальные технологии 121/ 1.Изучение рекомендованной литературы – 32/36 часов 2. Ответы на контрольные вопросы к теме – 24/32часов 3.Решение задач и упражнений, представленных в авторском учебнике по технологии социальной работы в 2 ч. (Самара, 2007-2008) – 56/56 4. Составление задач и упражнений потемам раздела – 9/13
Раздел 3. Частные социальные технологии 56/74 1.Изучение рекомендованной литературы – 24/32 часов 2. Ответы на контрольные вопросы к теме – 16/24часов 3.Решение задач и упражнений, представленных в авторском учебнике по технологии социальной работы в 2 ч. (Самара, 2007-2008) – 8/12 часов 4. Составление задач и упражнений по темам раздела – 8/6 часов
Раздел 4. Творчество и новаторство в социальной работе 12/18 1.Изучение рекомендованной литературы – 6/8 часов 2. Ответы на контрольные вопросы к теме – 2/6 часов 3.Решение задач и упражнений, представленных в авторском учебнике по технологии социальной работы в 2 ч. (Самара, 2007-2008) – 2/2часа. 4. Составление задач и упражнений по темам раздела – 2/2 часа.

 

 

VI. ВОПРОСЫ К ЭКЗАМЕНУ

 

.1.Социальная технология и технология социальной работы: соотношение понятий.

Современные классификации социальных технологий.

2.Социальная технология как процесс: этапы.

3.Методы практики социальной работы: понятие, принципы отбора.

4.Критерии эффективности социальной технологии.

5.Интервью в социальной работе: его особенности.

6.Типичные ошибки интервью.

7.Техника интервью.

8.Теоретическая база метода групповой работы.

9.Этапы групповой социальной работы.

10.Метод номинальных групп: назначение, этапы.

11.Эффективность групповой социальной работы.

12.Связь с общественностью в социальной работе.

13.Реклама в социономической деятельности.

14.Посредничество как метод социальной работы.

15.Принципы и функции посредничества.

16.Техника посредничества.

17. Особенности социального консультирования.

18.Организация процесса социального консультирования.

19.Начальный этап социального консультирования

20..Консультирование “ трудного клиента “.

21. Теоретическая база метода социальной профилактики.

22.Способы социальной профилактики.

23.Технология разработки профилактических программ.

24.Критика социальной профилактики.

25.Современные модели социальной диагностики.

26.Социальная диагностика как процесс: этапы.

27.Техника социальной диагностики.

28.Типичные ошибки социальной диагностики.

29.Социальная терапия.

30.Социальная адаптация в технологии социальной работы.

31.Социальная реабилитация и абилитация. Техника социальной реабилитации.

32.Теоретическая база социальной работы с одинокими людьми.

33.Способы организации социальной работы с одинокими людьми.

34.Теоретическая база социальной работы с бедными людьми.

35.Уроки “ безусловной войны” с бедностью.

36.Социальная работа с бедными.

37.Концепция Минучина как научная основа социальной работы с семьей.

38.Принципы социальной работы с семьей.

39.Особенности организации социальной работы с семьей.

40.Социальная работа с семьями больных алкоголизмом.

41. Интервенция в социальной работе с больными алкоголизмом.

42.Социальная работа с военнослужащими и их семьями.

43.Социальная работа с женщинами.

44.Социальная работа с молодежью.

45.Социальная работа с пожилыми людьми.

46.Социальная работа с инвалидами.

47.Социальная работа с заключенными и бывшими заключенными.

48..Социальная работа с бомжами.

49.Социальная работа с больными наркоманией.

50.Современные антинаркотические программы: теоретическая база, цели, этапы осуществления, эффективность.

51.Социальная работа с суицидентами.

52.Критерии готовности к работе со спонсорами.

53.Этапы работы со спонсорами.

54.Принципы социальной работы со спонсорами.

55.Техника работы со спонсорами.

56.Социальная работа с переживающими утрату.

57.Технология становления и развития групп взаимопомощи.

58.Эффективность практики социальной работы.

 

VII.Задачи и упражнения по курсу

1.Некоторые специалисты убеждены, что наличие жалоб клиентов — показатель неэффективности их обслуживания. Другие оспаривают саму постановку такого вопроса. Какую позизию занимаете Вы в данном вопросе? Аргументируйте свою точку зрения.

2.Ваш клиент — пожилая женщина, 82 лет, говорит о том, что никому не нужна: ни детям, ни внукам. Она просит о помощи в определении ее в дом престарелых. Какими принципами отбора методов вмешательства воспользуетесь Вы в данном случае?

3.Какая из известных Вам моделей эффективной деятельности наиболее применима в практике социальной работы? Дайте обоснование своему выбору.

4.Клиент, назвавший себя Еленой Ивановной, которой на вид 35 лет, рассказывает о муже: «Впервые он напился « в усмерть» пять лет тому назад, на третью годовщину нашего брака… У нас двое детей… Семилетняя дочка и шестилетний сын… Сейчас муж выпивает регулярно, каждую неделю. У него даже нелады с законом были … Но, слава богу, не забрали… Скажите, он алкоголик или нет ?» — спрашивает клиент. Данный вопрос Елена Ивановна повторяет дважды во время общения с Вами. Ее волнует будущее детей, особенно сына, который старается во всем походить на своего отца. «Но трезвый он хороший семьянин», — утверждает клиент. Елена Ивановна cпрашивает: «Что мне сделать, чтобы он не пил?»

Какие способы вмешательства возможны в данной ситуации? Какой будет Ваша стратегия и тактика в работе с этим клиентом?

5.Некоторые специалисты, например, авторы ряда учебных пособий по социальной работе фактически отождествляют посредничество и консультирование. Какую аргументацию они используют в данном случае? Какова Ваша позиция в этом вопросе?

6.На территории школы, в которой учится 10 – летний Дима, стоит трансформаторная будка. Она была открыта, и Дима решил в ней спрятаться, когда играл с друзьями в прятки. Тут – то и случилось непредвиденное: мальчика обеими руками притянуло к щиту высокого напряжения. В результате Диме ампутировали обе руки и на правой ноге удалили четыре пальца. Лечащий врач рекомендовал отправить мальчика на протезирование за границу. Семья ждет вызова и Америки и нуждается в помощи. Об этом рассказала Вам мать Димы, будучи у Вас – директора центра «Семья» на приеме.

Какой будет Ваша стратегия и тактика в данной ситуации? Какие методы вмешательства Вы обязательно используете

7.Поразмышляйте на тему: «Мои способы оказания поддержки другому».

8.Ряд социономов отказываются от использования термина «диагностика» в социальной работе. Каковы их аргументы? Разделяете ли Вы их точку зрения?

9.Некоторые специалисты утверждают Что вопросы – лучшая форма диагностики ситуации клиента. Другие убеждены, что умение слушать клиента – главное в диагностике его ситуации.

Какую позицию занимаете Вы в данном вопросе?

10.В некоторых публикациях социальная диагностика определяется как функция, в других – как технология или метод социономической деятельности.

Что же такое социальная диагностика? Какова ее связь с практикой социальной работы?

11.Диагноз надо ставить правильный, — замечает в одном из своих выступлений А.Г.Вишневский, — он должен быть основан на фактах». Что есть факты в случае социальной диагностики?

12.Существует мнение, что диагноз – навешивание «ярлыков» на клиента, это сбывшееся предсказание. То есть способ обозначения проблемы нередко определяет ее становление и развитие. Какова Ваша точка зрения в этом вопрос.

13.Известно, что около 3% обращений в Телефоны доверия – розыгрыши типа: «Мне нечего делать, решил (а ) позвонить». В чем проблема данного типа клиентов и являются ли такие абоненты клиентами Телефона доверия?

 

14.Критики первичной профилактики утверждают, что профилактика предполагает знание причин проблемы. Но выявит конкретные и единственные проблемы очень трудно, практически невозможно. Поэтому профилактика неэффективна. Разделяете ли Вы данную точку зрения? Подкрепите свою точку зрения анализом научной литературы по данной теме.

 

15.Ряд профилактических программ, осуществляемых в социальной сфере современной России, имеют своей целью “ совершенствование работы “ в том или ином направлении социономической деятельности и рассчитаны, как правило, на пятилетие.

Проанализируйте одну из таких программ с точки зрения заданных ее параметров.

 

16.Допустим, Ваш клиент — 28 – летний мужчина, больной алкоголизмом, рассказывает, что, если он не бросит пить, то от него уйдет любимая жена и шестилетняя дочь. Жена действительно настроена решительно и готова принять такое решение, убежден клиент. Он говорит, что хочет, но не может бросить пить и просит о помощи.

Какие способы вмешательства в данную ситуацию Вы готовы использовать? Возможно ли в данном случае использование метода профилактики?

 

17.Более полувека назад известный соционом Х.Фолкс свою статью «Готовим президента 1980» ( 1950 г. ) завершает фундаментальной для всей профилактической работы фазой: «Поскольку мы не можем предсказать в какой семье воспитывается будущий президент, мы должны решить, что необходимо дать всем детям, дабы они могли стать полезными, компетентными и воспитанными в духе гражданственности людьми».

Какую технику используют социономы, прежде всего, при решении подобного рода задач? Какими принципами при этом они руководствуются?

 

18.Представим ситуацию: Вам, ведущему специалисту Департамента социальной защиты населения Администрации Самарской области, поручены разработка программы и ведение обучающего семинара по профилактике синдрома сгорания для специалистов социальных служб. Какие задачи Вы обязательно решите на подготовительном и начальном этапе организации соответствующей деятельности?

 

19.Известно, что не менее 2% звонящих по Телефону доверия, являются лицами с суицидальными намерениями. Допустим Вас, руководителя данной социальной службы, в целях профилактики самоубийств попросили написать статью в местную молодежную газету.

Какое название Вы дадите своей статье? Изложите в письменной форме содержание последней.

 

20.Допустим, Вам ведущему специалисту УСОиЗН одного из районов города поручено на базе данной организации создать Телефон доверия для ее клиентов. Будете ли Вы привлекать добровольцев в качестве консультантов или прибегнете к помощи только высококвалифицированных специалистов?

 

21.Представим, что Ваш клиент — 69 – летняя женщина – находится на надомном обслуживании. Во время последней встречи с Вами она прибегла к огульной критике Вашего подчиненного: квалифицированного специалиста ( социального работника с 15 – летним стажем работы ), обслуживающего ее на дому. Клиент, оценивая работу своего социального работника, постоянно повторяет: «Не социальный работник, а бог знает что»… «Сплошное безобразие»… «Вопиющая некомпетентность»…

Какая техника вмешательства наиболее уместна в данном случае? Дайте обоснование своей точки зрения.

 

22.Ваш клиент оказался весьма разговорчивым. Он интересен и приятный собеседник. Но он отнимает у Вас много времени. Какую технику консультирования Вы готовы использовать в данном случае?

 

23.Используя модель изменений Э.Шейна, помогите молодому человеку произвести благоприятные изменения в установках девушки, с которой он хочет встретиться.

 

24. «Разумно привлекать к обсуждению проблем клиента как можно больше людей, но вовсе не обязательно учитывать их мнение. В конце концов, консультант существует для того, чтобы решать проблемы».

Разделяете ли Вы такое видение предназначения консультанта?

 

25. Допустим, Ваш клиент демонстрирует противоречивость и непоследовательность своего поведения. К какой технике интервью уместно в данном случае прибегнуть? Продемонстрируйте ее содержание.

 

26.Клиент впервые в социальной службе, волнуется, не знает, как он говорит, с чего начать. Какая техника интервью эффективна на начальном этапе обслуживания данного клиента.

 

27.Покидая социальную службу, клиент говорит специалисту: «Большое спасибо за совет. Я обязательно им воспользуюсь».

Судя по такому завершению разговора с клиентом, можно ли считать состоявшееся интервью с специалистом социальной службы эффективным? Дайте обоснование своей позиции в данном вопросе.

 

28.Некоторые посредники ( ведущие группу ) предлагают группе те или иные упражнения или другие действия фразой: «А сейчас мы все…».

Какие профессиональные ошибки допускаются в подобных случаях посредниками?

 

29. «Если в группе возникает серьезная ситуация (например, кто – то очень странно ведет себя, проявляя элементы психопатии), я полагаюсь на участников: они не менее, а иногда более меня способы успешно проводить терапию», — постулировал в работе «О групповой психотерапии» К.Роджерс.

Разделяете ли Вы точку зрения этого ученого? Аргументируйте свою позицию в данном вопросе.

 

30.Докажите, что упражнение «Позитивный анализ ситуации» – одна из техник групповой социальной работы. Суть упражнения: каждый участник выбирает самую напряженную для него ситуацию, бывшую на данном собрании группы. Анализ ситуации проводится в тройках поочередно каждым из участников при поддержке и контроле двух других по алгоритму позитивного мышления ( Технологии социально-психологических тренингов / Под ред. С.А.Беличевой. М., 2001. Разд.4 ) :

*дать ситуации полезное название;

* выявить ресурсы ( Что мне удалось? ;

* ситуация как учитель (Что важного открыла для меня эта ситуация ? Чему она меня научила? Кого и за что я могу поблагодарить? Что я им скажу?);

* ступенька прогресса – выработка выполнимых продуктивных решений по улучшению ситуации ( Что мне еще надо сделать?).

 

31. У Вас — руководителя социальной службы — есть список ваших реальных и потенциальных клиентов? Он абсолютно достоверен? Информация не дублируется? Нет никаких «мертвых душ»? А явных ошибок? Тогда скажите, когда последний раз Вы обращались к ним по телефону? Если это имело место более 6 месяцев назад, возможно, пора позвонить им? О чем Вы будете говорить со своим потенциальным клиентом в этот раз? Проиграйте в парах ( один участник – потенциальный клиент. Другой – соционом ) данный разговор, акцентируя внимание на роли соционома.

 

32.Завершите следующее предложение: “ У специалиста по работе с общественностью всегда должна быть наготове информация, предназначенная…”

 

33.Е.Джеймс и Т.Хант, говоря о важном значении работы с общественностью современных организаций, выделяют пять целей, которых достигают организации, делающие упор на показ успехов своей деятельности и получение от нее выгод ( См.Кабреро Х. Связи с общественностью… С. 42).

Являются ли цели, которые ставят перед собой предприятия в работе с общественностью, идентичными целям социальных служб в соответствующей деятельности? Назовите типичные цели, которые ставят перед собой социальные службы в работе с общественностью.

 

34. С.Кюнле пишет, что помощь бедным как организованная забота о бедных первоначально отпугивала людей. К этому заключению ученый приходит, изучая историю социальной помощи XIVII – XVIII вв. Что, на Ваш взгляд, позволило ученому сделать такое заключение?

 

35. Г.Спенсер был убежден, что методы, используемые государственной системой социальной поддержки, неэффективны. В целом данная система оценивалась им неудовлетворительно. Изучите аргументацию ученого, изложенную в его “ Основаниях этики”, и оцените подход ученого к организации государственной поддержки бедных. Насколько актуальна его точка зрения в современном российском обществе?

 

36.Допустим, Ваш клиент – 39-летняя одинокая мама – имеет двоих детей: 10-летнего мальчика и 8-летнюю девочку. Живут они в доме бабушки- матери клиента- 78-летней пенсионерки. Клиент просит о материальной помощи, необходимой для подготовки детей к новому учебному году, ссылаясь на то, что ее заработная плата составляет 1800 руб. Какие методы вмешательства будут использованы Вами в работе с данным клиентом? Имеет ли он право на получение социальной помощи?

 

37.Составьте список слов, которыми, по Вашему мнению можно заменить слово «бедный» и проанализируйте, сколько из них негативных и позитивных по сути.

 

38.Завершите, пожалуйста, следующее предложение «Социальная помощь – это…»

 

39.Предположим, что Ваш клиент – женщина 36 лет — рассказывает, что последнее время ее муж регулярно – два-три раза в месяц – напивается « в стельку». Обычно это происходит в дни зарплаты. «Он алкоголик или нет?»- задает Вам вопрос клиент.

Как ответите на вопрос клиента? Что скажете этой даме?

 

40. Допустим, что к Вам за консультацией обратился мужчина. Его проблема с 65-летним отцом заключается в следующем. Клиент с женой и ребенком проживают с отцом в одной квартире. Раньше отец пил, но лет 20 назад прекратил. Что послужило причиной этого сын не знает. Полгода назад умерла мать — рассказывает клиент- и отец запил снова, превратив жизнь семьи в кошмар. Попытки сына остановить пьющего отца дают результаты на два-три дня.

Объясните механизм возвратного алкоголизма этого пожилого человека .Какой план действий Вы предложите своему клиенту? Назовите основные способы вмешательства, к которым прибегнете Вы в данной ситуации.

 

41. Представим ситуацию: Вы соционом, которого редакция одной из местных газет попросила ответить на письмо недавно опубликованное в данной газете за подписью «Таня Т.». Содержание письма следующее: «Открываю газету и просто слезы наворачиваются…»имею рост Венеры»… «мой любимый должен»… «привлекательная блондинка»… Какая наивность: делать через газету себе жизнь».

Подготовьте, пожалуйста, письменный ответ на письмо Тани Т.

 

42.Допустим, Вы руководитель городской службы знакомств. Ваш клиент — дама возраста 40 лет. Она просит помочь ее хорошему знакомому, которому 42 года. Он никогда не состоял в браке – рассказывает клиент- хороший человек, монтажник… переживает свое одиночество.

Какой будет Ваша стратегия в данной ситуации? Какими способами вмешательства Вы обязательно воспользуетесь в работе с данным клиентом?

 

43.Врачуют одиночество вином,

Ведут его под женскую опеку.

Врачуют ядом, баней, мертвым сном –

Все способы подвластны человеку.

Но жизнь была б безгрешна и пуста,

Когда бы врачеванье исцеляло “

Существуют ли эффективные средства терапии одиночества? Аргументируйте свою мысль.

 

44.Отредактируйте брачное объявление следующего содержания: «Журналист, 38 лет, 170 см., 75 кг, кареглазый, темноволосый, интеллигентный желает познакомиться с женщиной не старше 29 лет, образованной, доброй, привлекательной, романтичной и искренней, Пишите, жду».

 

VIII. УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКИЕ МАТЕРИАЛЫ

Основная литература

1.Циткилов, П.Я. Технология социальной работы [Текст]: учебное пособие / П. Я. Циткилов. — М : Дашков и К, 2011. -448с.

 

2.Ерохин, Ю.С. Технология социальной работы [Электронный ресурс] : электронный учебно-методический комплекс системы дистанционного обучения РГСУ / Ю. С. Ерохин. — М. : Изд-во РГСУ, 2008.

 

Дополнительная литература

  1. Абрамова Г.С. Практикум по психологическому консультированию. Екатеринбург, 1995.
  2. Аберкромби Н. и др. Социологический словарь. Казань, 1997.
  3. Акофф Р. Искусство решения проблем. М.,1982.
  4. Алешина Ю.В. Индивид и семейное психологическое консультирование. М.,1994.
  5. Албегова И.Ю. Социальные технологии: теория и практика// Cсциальная работа: история, теория и технология. Ярославль, 1997 .
  6. Алексеева Л.С. Ведение документации на клиента в центрах социального обслуживания // Российский журнал социальной работы, 1996, № 2. С. 57 – 62.
  7. Бреева Е.Б. Программа социальной работы с безработными и их семьями. М., 1994.
  8. Данакин Н.С. Смысл и профессиональные особенности социальной работы // Российский журнал социальной работы, 1995, № 1. С. 28 -33.
  9. Доти Д. Паблисити и паблик рилейшнз. М., 1996.
  10. Доэл М., Шадлоу С. Практика социальной работы. М., 1995.
  11. Ерасова П.Б. и др. Теория поведения и практика социальной работы // Социальные и гуманитарные науки. РЖ. Серия 11. Социология, 1994, № 3. С.75-94.
  12. Кабреро Х.Д. Связи с общественностью в мире финансов. М., 1996.
  13. Гордон Д. Терапевтические метафоры. СПб.,1995.
  14. Копина О.С.,Алистер М. Подходы к изменению поведения населения // Вопросы психологии, 1995. № 5. С.128-141.
  15. Куттер П. Элементы групповой терапии. СПб., 1998.
  16. Линде Н.Д. Психотерапия в социальной работе. М., 1992.
  17. Макаревич В.Н. Групповая работа как метод конструктивной социологии //Социс, 1993, № 11. С.
  18. Макаревич В.Н. Игровые методы в социологии: теории и алгоритмы. М., 1994.
  19. Мароши М. Организация — эффективность – стимулирование. М., 1980.
  20. Москаленко В.Д. Программа социальной работы с семьями больных алкоголизмом. М.,1992.
  21. Настольная книга социального работника/ Под ред. В.И.Жукова и др. Рек УМО.. М.: «Изд. «Гном и Д», 2008. 352 с.
  22. Пинкус А., Минахан А.Практика социальной работы . М.,1993.
  23. Российская энциклопедия социальной работы : В 2 ч. / Под ред. Холостовой Е.И. М., 1997.
  24. Роджерс К. О групповой психотерапии. М.,1993.
  25. Синк Д. Управление производительностью. М.,1989..
  26. Современная энциклопедия социальной работы/Под ред. В.И. Жукова. М.: Союз, 2008. 407 с.
  27. Социальная профилактика правонарушений: советы, рекомендации. Практическое пособие. М.,1990.
  28. Социальная работа с пожилыми людьми / Под ред. Е.И.Холостовой. М., 1996.
  29. Социальная работа с инвалидами / Под ред. Е.И.Холостовой М., 1996.
  30. Старость. Популярный справочник /Зав. ред. Л.И. Петровская. М., 1996.
  31. Технология социальной работы/Под ред. И.Г.Зайнышева. М.,2000.
  32. Технология социальной работы/Под ред. Е.И.Холостовой. М.: ИНФРА, 2001. 400 .
  33. Щукина Н.П.Технология социальной работы: В 2 ч. Самара: Изд-во Самарский университет», 2006-2007. 174/222 с
  34. Щукина Н.П. Институт взаимопомощи в социальной поддержке пожилых людей. М.,2004.
  35. Энциклопедия социальной работы: В 3 т. М., 1993-1994.
  36. Эриксон М. Мой голос останется с вами. М., 1995.

 

Приложение 1

 

 

Методические рекомендации (материалы) для преподавателя

 

Основными формами обучения студентов являются: аудиторные занятия, включающие лекции, семинарские занятия, самостоятельная работа, а также научно-исследовательская работа.

Тематический план и учебная программа соответствуют содержанию программы «Технология социальной работы», дают представление об объеме и содержании учебного курса в целом.

Подготовка дипломированного специалиста должна обеспечиваться доступом каждого студента к библиотечным фондам и базам данных, по содержанию соответствующих полному перечню дисциплины «Технология социальной работы», наличием методических пособий и рекомендаций по всем видам занятий.

Студентам необходимо ознакомиться по возможности с большим количеством учебной и монографической литературой (основной и дополнительной), общий список которой приведен в разделе «Учебно-методическое обеспечение». Предлагаемый список рекомендуемой литературы не должен ограничивать студента в поиске ответа на тот или иной вопрос.

Лекционный курс необходимо сочетать с коллективной работой студентов на занятии. В аудиторных занятиях следует применять и индивидуальные задания студентов в форме сообщений, докладов, работы по понятийному аппарату.

Практические (семинарские) занятия со студентами состоят из следующих этапов:

1. проверка и уточнение усвоенных ранее знаний (с помощью вопросов для самоконтроля);

2. доклады и сообщения студентов;

3. обсуждение вопросов в аудитории;

4. промежуточное тестирование, предусмотренное тематическим планом и учения дисциплины;

5. подведение итогов занятия.

На лекционных и семинарских занятиях необходимо вырабатывать навыки и умения студентов по применению полученных знаний в конкретной жизненной ситуации, связанной с профессиональной деятельностью.

Самостоятельная работа студентов проводится вне аудиторных часов, включает в себя работу с литературой, информационными источниками, подготовку докладов и рефератов по выбранной теме.

ИННОВАЦИОННЫЕ МЕТОДЫ

В современном вузе классические формы обучения (лекции и практические занятия) становятся все менее популярными, переходят на периферию образовательного процесса, а на передний план выходят те формы учебно-познавательной деятельности, которые решают задачу формирования научно- профессиональной деятельности.

Под инновационными методами в высшем образовании подразумеваются методы, основанные на использовании современных достижений науки и информационных технологий в образовании. Они направлены на повышение качества подготовки путем развития у студентов творческих способностей и самостоятельности.

 

Инновационные методы:

  • Методы проблемного и проективного обучения;
  • Исследовательские методы;
  • Тренинговые формы, предусматривающие актуализацию творческого потенциала и самостоятельности студентов;
  • Деловые игры;
  • Научно- поисковая и исследовательская работа;
  • Различные виды сотворчества преподавателя и студента;
  • Самостоятельная работа студентов.
  • И другие методы.

Для преподавателей приоритетными становятся:

  • Организация и управление самостоятельной работой студентов;
  • Создание учебных пособий;
  • Написание методических рекомендаций ;
  • Подготовка дидактического материала для самообразования и контроля знаний студентов.

Инновационные методы могут реализовываться как в традиционной, так и в дистанционной технологии обучения. При этом использование модульно- кредитных и модульно- рейтинговых систем обучения и контроля знаний, как правило, также способствует развитию самостоятельности и ответственности будущих специалистов.

 

Приложение 2