РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
по дисциплине «Технология социальной работы»
для студентов специальности 040101.65
«Социальная работа»
очной/заочной формы обучения
Лекций 58/26
Практических занятий 58/6
Самостоятельная работа 181/265
Всего часов 297/297
Зачет, экзамен экзамен
Тольятти 2010
Рабочая программа разработана на основании Государственного образовательного стандарта по специальности «Cоциальная работа».
Составил д.с.н. Щукина Н.П.
Рассмотрена на заседании кафедры теории и практики социальной работы
Протокол № от 200 г.
Зав. кафедрой теории и практики
социальной работы, к.с.н., доцент Закомолдина Т.О.
Одобрено Методическим советом филиала
Протокол № от 200 г.
Председатель Методического совета филиала Демченкова Н.А.
Дополнительные изменения к рабочей программе на 2010/2011учебный годВ рабочую программу вносятся следующие изменения:
1. Произведено добавление следующих разделов:
— методические материалы для преподавателя;
— методические указания для студентов;
— материалы, устанавливающие содержание и порядок проведения
промежуточных и итоговых аттестаций;
— темы курсовых работ.
Рабочая программа пересмотрена и одобрена на заседании кафедры
« ______» __________________200____г. Протокол № ________________
Зав. кафедрой теории и практики
социальной работы, к.с.н., доцент Закомолдина Т.О.
Внесенные изменения утверждаю.
Зам. директора по УР Муртаева И.И.
«_______» ________________________________200___г.
Стандарт дисциплины
Требования к обязательному минимуму содержания и уровню подготовки выпускника вуза, предъявляемые Государственным образовательным стандартом высшего профессионального образования по дисциплине «Технология социальной работы»
Специалист должен:
Знать | Теоретические основы, формы и методы работы по решению проблем человека в трудной жизненной ситуации. |
Уметь | Оказать социальную помощь, услуги, содействие различным группам населения и отдельным лицам в решении трудной жизненной ситуации |
Иметь представление | О специальных вопросах деятельности социальных учреждений и служб |
Уметь использовать информацию в ситуациях | Связанных с деятельностью по оказанию помощи, услуг и содействия в процессе социальной работы |
Обязательный минимум содержания профессиональной образовательной программы по дисциплине
Технология социальной работы
Индекс | Дидактические единицы | Всего часов |
ОПД Ф.9 | Сущность, принципы и основные понятия технологии социальной работы. Проблемы технологизации процессов социальной работы. Основные виды, формы и методы технологии социальной работы в различных сферах жизнедеятельности человека и с различными группами людей. Особенности реализации социальной диагностики, профилактики, социальной адаптации, социальной терапии и социальной реабилитации. Технология социальной экспертизы и моделирования. Проблемы новаторства в технологии социальной работы: закономерности, механизм, процедура, методы. Проблемы научной организации труда в социальной работе. Опыт технологической деятельности в системе социальной работы в России и за рубежом. |
I. ЦЕЛИ И ЗАДАЧИ ДИСЦИПЛИНЫ
1.1. Цели и задачи изучения дисциплины
Цель дисциплины – описание и анализ теории социальной работы как прикладной науки.
Задачи дисциплины: изучение особенностей предметной области теории социальной работы;
сравнительный анализ концепций социальной работы, представленных в современной теории;
описание проблемного поля социальной работы;
определение эффективности социальной работы как теоретической проблемы.
1.2. Требования к уровню подготовки студента, завершившего изучение данной дисциплины
Студенты, завершившие изучение данной дисциплины, должны:
иметь представление об особенностях взаимодействия технологии социальной работы с теорией и историей социальной работы, социологией, социальной психологией, медициной и социальной педагогикой;
знать: предметную область технологии социальной работы, ее проблемное поле, основные труды отечественных и зарубежных ученых по данному предмету;
— уметь: оперировать понятийным аппаратом и методами технологии социальной работы и осуществлять отбор этих методов в целях оказания помощи клиенту социальной службы;
высказывать свою точку зрения по дискуссионным вопросам дисциплины, оперируя материалам изученной научной литературы и сложившейся практики социальной работы, знакомство студентов института с которой предусмотрено с первого курса;
устанавливать профессиональное взаимодействие со специалистами и людьми, пребывающими в трудной жизненной ситуации;
— владеть методами социономической деятельности, понимать разницу между «хорошим соседом» и социономом.
Изучение дисциплины производится в ходе лекционных, практических занятий, а также во время самостоятельной работы. На лекции выносятся узловые вопросы, дающие студентам возможность ориентироваться в содержании данного раздела. Для самостоятельной работы представляются домашние задания, контрольные вопросы, методические рекомендации, списки обязательной и дополнительной литературы.
Для студентов очной/заочной формы обучения, имеющих среднее базовое образование, со сроком обучения 5/6 лет, курс состоит из: лекций в объеме – 58/26часов, практических занятий в объеме — 58/6 часов, самостоятельной работы в объеме — 181/265 часов. Общее время, отводимое на изучение курса, составляет — 297.297 часов. Курс завершается выполнением курсовой работы и экзаменом на 4 курсе
1.3.Связь с предшествующими дисциплинами: история, история социальной работы, антропология, психология, педагогика, основы социальной медицины.
1.4.Связь с последующими дисциплинами: методы исследований в социальной работе, технология социальной работы, профессионально-этические основы социальной работы, социология, философия, социальное право, экономика, социальная психология, социальная педагогика.
II. СТРУКТУРА И ОБЪЕМ ДИСЦИПЛИНЫ. 1. Для студентов очной / заочной форм обучения, имеющих среднее (полное) общее образование, со сроком обучения 6 лет
1. Для студентов очной / заочной форм обучения, имеющих среднее (полное) общее образование, со сроком обучения 6 лет
№ т е м ы | Разделы, темы | Количество часов | |||||||
Все-го | Аудиторных занятий | Сам. раб. | |||||||
Все-го | Лекц. | Прак. зан. | Сем. | Лаб. раб. | Конс. | ||||
о/з | о/з | о/з | о/з | о/з | о/з | о/з | о/з | ||
Раздел 1. Основы технологии социальной работы | 54/ | 10/4 | 6/2 | 4/2 | 44/ | ||||
1.1 | Предмет и задачи курса «Технология социальной работы» | 16/ | 2/2 | 2/2 | -/- | 14/ | |||
1.2 | Технологический процесс: сущность и содержание | 14/ | 2/- | 2/- | -/- | 12/ | |||
1.3 | Типология социальных технологий | 4/4 | 2/- | 2/- | -/- | 2/4 | |||
1.4 | Стандарты в социальной работе | 20/ | 4/4 | 2/2 | 2/2 | 16/ | |||
2. | Раздел 2. Общие социальные технологии | 143/143 | 22/6 | 10/4 | 12/2 | 121/ | |||
2.1 | Посредничество в социальной работе | 32/ | 4/2 | 2/2 | 2/- | 28/ | |||
2.2 | Социальная диагностика | 16/ | 2/- | 2/- | -/- | 14/ | |||
2.3 | Профилактика в социальной работе | 24/ | 4/2 | 2/2 | 2/- | 20/ | |||
2.4 | Социальное консультирование | 16/ | 2/2 | 2/2 | -/- | 14/ | |||
2.5 | Социальная экспертиза | 20/ | 2/- | 2/- | -/- | 18/ | |||
2.6 | Интервью в социальной работе | 16/ | 4/- | 2/- | 2/- | 12/ | |||
2.7 | Групповая социальная работа | 10/ | 2/- | 2/- | -/- | 8/ | |||
2.8 | Работа с общественностью в социономической деятельности | 9/11 | 2/2 | 2/- | -/2 | 7/9 | |||
Раздел 3. Частные социальные технологии | 80/ | 24/6 | 12/4 | 12/2 | 56/ | ||||
3.1 | Социальная работа с бедными | 12/ | 4/4 | 2/2 | 2/2 | 8/10 | |||
3.2 | Социальная работа с бездомными | 6/6 | 2/- | 2/- | -/- | 4/6 | |||
3.3 | Социальная работа с семьей | 16/ | 4/2 | 2/2 | 2/- | 12/ | |||
3.4 | Социальная работа с семьями больных алкоголизмом | 8/8 | 4/- | 2/- | 2/- | 4/8 | |||
3.5 | Социальная работа с одинокими людьми | 8/8 | 4/- | 2/- | 2/- | 4/8 | |||
3.6 | Социальная работа с пожилыми людьми | 12/ | 2/2 | 2/- | -/- | 10/ | |||
3.7 | Социальная работа с людьми с ограниченными возможностями здоровья | 10/ | 2/- | 2/- | -/- | 8/10 | |||
3.8 | Работа со спонсорами в социономии | 8/8 | 2/- | 2/- | -/- | 6/8 | |||
Раздел 4. Творчество и новаторство в социальной работе | 20/ | 8/2 | 4/2 | 4/- | 12/ | ||||
4.1 | Творчество и новаторство в социальной работе. Само – и взаимопомощь: общее и особенное. | 20/ | 8/2 | 4/2 | 4/- | 12/ | |||
Итого: | 297/297 | 64/ | 58/26 | 58/6 | 181/265 |
III. СОДЕРЖАНИЕ ДИСЦИПЛИНЫ
Раздел I. Основы технологии социальной работы
I.1. Предмет и задачи курса «Технология социальной работы»
Специфика технологического подхода к социальной сфере. Фундамент технологического подхода. Технология социальной работы как основа общепрофессиональной подготовки специалиста по социальной работе. Технология и практика социальной работы. Эволюция понятия «практика социальной работы».
Задачи курса «Технология социальной работы».
I.2. Технологический процесс: сущность и содержание
«Технология», «социальная технология», «технология социальной работы»: общее и особенное. Технология социальной работы как «совокупность методов воздействия на социальные субъекты с целью изменения их ситуации». Структура и содержание технологического процесса в социальной работе. Теоретический, методический и процедурный этапы технологии социальной работы. Способы отбора методов вмешательства в социальной работе. Метод и техника: общее и особенное. Критерии эффективности технологии социальной работы.
I.3. Типология социальных технологий
Типология как метод научной деятельности. Типология и классификация: общее и особенное. Эмпирическая и содержательно — аналитическая типологии социальных технологий. Общие и частные, субъектные, деятельностные и средовые технологии социальной работы.
I.4. Стандарты в социальной работе
Стандарты и оценка деятельности социальных служб. Критерии эффективности деятельности социальных служб и приоритетные ценности социальной работы. Условность стандартов социальной работы. Дифференциация социальной помощи и стандарты социальных услуг в учреждениях стационарного и нестационарного обслуживания. Проблемы соответствия отечественных нормативов социального обслуживания международным стандартам.
Раздел 4. Творчество и новаторство в социальной работе
Инновационные процессы в социальной работе: сущность, этапы, типы. Взаимопомощь как инновационный процесс. Само – и взаимопомощь: общее и особенное. Терапевтические группы и группы взаимопомощи. Причины взаимопомощи. Цели взаимопомощи. Организация групп взаимопомощи: этапы. Подготовительный, начальный этапы и этап совершения действий как технологический процесс. Эффективность взаимопомощи.
IV. СОДЕРЖАНИЕ ПРАКТИЧЕСКИХ ЗАНЯТИЙ
1. По теме 1.4.- 2/-часа.
Стандарты в социальной работе
Цель занятия: изучить процесс принятия социальных стандартов в современной России, его особенности и содержательные характеристики.
Содержание занятия: решение задач и упражнений на усвоение базовых стандартов социономической деятельности в аспекте анализа их практической применимости.
2. По теме 2.1 — 2/- часа
Посредничество в социальной работе
Цель занятия: изучить посредничество как метод социономической деятельности в аспекте сравнения его с принципом посредничества.
Содержание занятия: ролевые игры на закрепление типичных техник посредничества.
3. По теме 2.3.- 2/-часа
Профилактика в социальной работе
Цель занятия: изучить современные практики применения метода социального посредничества с акцентом на анализе практик разработки и реализации профилактических социальных программ.
Содержание занятия: ролевые игры на закрепление типичных способов и техник профилактики.
4. По теме 2.4.- 2/-часа.
Интервью в социальной работе.
Цель занятия: выявить и проанализировать особенности в социономическом интервью.
Содержание занятия: ролевые игры на закрепление типичных техник интервью.
5. По теме 3.1.- 2/-часа.
Социальная работа с бедными
Цель занятия: изучить типичные способы социальной работы с бедными, с акцентом на обеспечении научных оснований соответствующей деятельности.
Содержание занятия: решение задач и упражнений на усвоение базовых способов социальной работы с бедными людьми.
6. По теме 3.3. – 2/- часа.
Социальная работа с семьей.
Цель занятия: изучить особенности процесса организации социальной работы с семьей.
Содержание занятия: решение задач и упражнений на усвоение базовых способов социальной работы с семьей с акцентом на обеспечении научных оснований соответствующей деятельности.
7. По теме 3.4. – 2/- часа.
Социальная работа с семьями больных алкоголизмом
Цель занятия: изучить особенности процесса организации социальной работы с семьями больных алкоголизмом с акцентом на анализе роли метода интервенции, его «сильных» и «слабых» сторон.
Содержание занятия: решение задач и упражнений на усвоение базовых способов социальной работы с семьями больных алкоголизмом в контексте «Анонимных алкоголиков».
8. По теме 3.5. – 2/- часа.
Социальная работа с одинокими людьми
Цель занятия: выявление и анализ особенностей в организации социальной работы с одинокими людьми в аспекте изучения миссии соционома в соответствующей деятельности.
Содержание занятия: ролевая игра по созданию службы знакомств в г.о. Тольятти.
9. По теме 4.1. – 4/- часа.
Само – и взаимопомощь в социономической деятельности
Цель занятия: выявление и анализ особенностей в организации само-и взаимопомощи клиентов социальных служб.
Содержание занятия: ролевая игра по созданию группы взаимопомощи на базе реабилитационного центра «Преодоление» г.о. Тольятти.
V. СОДЕРЖАНИЕ САМОСТОЯТЕЛЬНОЙ РАБОТЫ
Самостоятельная работа студентов является составной частью учебной работы и имеет целью закрепление и углубление полученных знаний и навыков, поиск и приобретение новых знаний, в том числе с использованием автоматизированных обучающих курсов (систем), а также выполнение учебных заданий, в том числе контрольных работ, подготовку к предстоящим занятиям, зачетам.
Самостоятельная работа организуется, обеспечивается и контролируется кафедрой. Время для нее отводится не менее 3-4 часов ежедневно.
1. Содержание самостоятельной работы для студентов очной/заочной формы обучения, имеющих среднее (полное) общее образование, со сроком обучения 5/6 лет
№ темы | Темы занятий | Всего время, часов | Содержание самостоятельной работы и распределение времени |
Раздел 1. Основы технологии социальной работы | 44/50 | 1.Изучение конспекта лекций и рекомендованной литературы – 20/24 часа 2. Ответы на контрольные вопросы к темам раздела– 10/10 часа 3.Решение задач и упражнений, представленных в авторском учебнике по технологии социальной работы в 2 ч. (Самара, 2007-2008) – 10/10 4. Составление задач и упражнений потемам раздела – 4/6 | |
Раздел 2. Общие социальные технологии | 121/ | 1.Изучение рекомендованной литературы – 32/36 часов 2. Ответы на контрольные вопросы к теме – 24/32часов 3.Решение задач и упражнений, представленных в авторском учебнике по технологии социальной работы в 2 ч. (Самара, 2007-2008) – 56/56 4. Составление задач и упражнений потемам раздела – 9/13 | |
Раздел 3. Частные социальные технологии | 56/74 | 1.Изучение рекомендованной литературы – 24/32 часов 2. Ответы на контрольные вопросы к теме – 16/24часов 3.Решение задач и упражнений, представленных в авторском учебнике по технологии социальной работы в 2 ч. (Самара, 2007-2008) – 8/12 часов 4. Составление задач и упражнений по темам раздела – 8/6 часов | |
Раздел 4. Творчество и новаторство в социальной работе | 12/18 | 1.Изучение рекомендованной литературы – 6/8 часов 2. Ответы на контрольные вопросы к теме – 2/6 часов 3.Решение задач и упражнений, представленных в авторском учебнике по технологии социальной работы в 2 ч. (Самара, 2007-2008) – 2/2часа. 4. Составление задач и упражнений по темам раздела – 2/2 часа. |
VI. ВОПРОСЫ К ЭКЗАМЕНУ
.1.Социальная технология и технология социальной работы: соотношение понятий.
Современные классификации социальных технологий.
2.Социальная технология как процесс: этапы.
3.Методы практики социальной работы: понятие, принципы отбора.
4.Критерии эффективности социальной технологии.
5.Интервью в социальной работе: его особенности.
6.Типичные ошибки интервью.
7.Техника интервью.
8.Теоретическая база метода групповой работы.
9.Этапы групповой социальной работы.
10.Метод номинальных групп: назначение, этапы.
11.Эффективность групповой социальной работы.
12.Связь с общественностью в социальной работе.
13.Реклама в социономической деятельности.
14.Посредничество как метод социальной работы.
15.Принципы и функции посредничества.
16.Техника посредничества.
17. Особенности социального консультирования.
18.Организация процесса социального консультирования.
19.Начальный этап социального консультирования
20..Консультирование “ трудного клиента “.
21. Теоретическая база метода социальной профилактики.
22.Способы социальной профилактики.
23.Технология разработки профилактических программ.
24.Критика социальной профилактики.
25.Современные модели социальной диагностики.
26.Социальная диагностика как процесс: этапы.
27.Техника социальной диагностики.
28.Типичные ошибки социальной диагностики.
29.Социальная терапия.
30.Социальная адаптация в технологии социальной работы.
31.Социальная реабилитация и абилитация. Техника социальной реабилитации.
32.Теоретическая база социальной работы с одинокими людьми.
33.Способы организации социальной работы с одинокими людьми.
34.Теоретическая база социальной работы с бедными людьми.
35.Уроки “ безусловной войны” с бедностью.
36.Социальная работа с бедными.
37.Концепция Минучина как научная основа социальной работы с семьей.
38.Принципы социальной работы с семьей.
39.Особенности организации социальной работы с семьей.
40.Социальная работа с семьями больных алкоголизмом.
41. Интервенция в социальной работе с больными алкоголизмом.
42.Социальная работа с военнослужащими и их семьями.
43.Социальная работа с женщинами.
44.Социальная работа с молодежью.
45.Социальная работа с пожилыми людьми.
46.Социальная работа с инвалидами.
47.Социальная работа с заключенными и бывшими заключенными.
48..Социальная работа с бомжами.
49.Социальная работа с больными наркоманией.
50.Современные антинаркотические программы: теоретическая база, цели, этапы осуществления, эффективность.
51.Социальная работа с суицидентами.
52.Критерии готовности к работе со спонсорами.
53.Этапы работы со спонсорами.
54.Принципы социальной работы со спонсорами.
55.Техника работы со спонсорами.
56.Социальная работа с переживающими утрату.
57.Технология становления и развития групп взаимопомощи.
58.Эффективность практики социальной работы.
VII.Задачи и упражнения по курсу
1.Некоторые специалисты убеждены, что наличие жалоб клиентов — показатель неэффективности их обслуживания. Другие оспаривают саму постановку такого вопроса. Какую позизию занимаете Вы в данном вопросе? Аргументируйте свою точку зрения.
2.Ваш клиент — пожилая женщина, 82 лет, говорит о том, что никому не нужна: ни детям, ни внукам. Она просит о помощи в определении ее в дом престарелых. Какими принципами отбора методов вмешательства воспользуетесь Вы в данном случае?
3.Какая из известных Вам моделей эффективной деятельности наиболее применима в практике социальной работы? Дайте обоснование своему выбору.
4.Клиент, назвавший себя Еленой Ивановной, которой на вид 35 лет, рассказывает о муже: «Впервые он напился « в усмерть» пять лет тому назад, на третью годовщину нашего брака… У нас двое детей… Семилетняя дочка и шестилетний сын… Сейчас муж выпивает регулярно, каждую неделю. У него даже нелады с законом были … Но, слава богу, не забрали… Скажите, он алкоголик или нет ?» — спрашивает клиент. Данный вопрос Елена Ивановна повторяет дважды во время общения с Вами. Ее волнует будущее детей, особенно сына, который старается во всем походить на своего отца. «Но трезвый он хороший семьянин», — утверждает клиент. Елена Ивановна cпрашивает: «Что мне сделать, чтобы он не пил?»
Какие способы вмешательства возможны в данной ситуации? Какой будет Ваша стратегия и тактика в работе с этим клиентом?
5.Некоторые специалисты, например, авторы ряда учебных пособий по социальной работе фактически отождествляют посредничество и консультирование. Какую аргументацию они используют в данном случае? Какова Ваша позиция в этом вопросе?
6.На территории школы, в которой учится 10 – летний Дима, стоит трансформаторная будка. Она была открыта, и Дима решил в ней спрятаться, когда играл с друзьями в прятки. Тут – то и случилось непредвиденное: мальчика обеими руками притянуло к щиту высокого напряжения. В результате Диме ампутировали обе руки и на правой ноге удалили четыре пальца. Лечащий врач рекомендовал отправить мальчика на протезирование за границу. Семья ждет вызова и Америки и нуждается в помощи. Об этом рассказала Вам мать Димы, будучи у Вас – директора центра «Семья» на приеме.
Какой будет Ваша стратегия и тактика в данной ситуации? Какие методы вмешательства Вы обязательно используете
7.Поразмышляйте на тему: «Мои способы оказания поддержки другому».
8.Ряд социономов отказываются от использования термина «диагностика» в социальной работе. Каковы их аргументы? Разделяете ли Вы их точку зрения?
9.Некоторые специалисты утверждают Что вопросы – лучшая форма диагностики ситуации клиента. Другие убеждены, что умение слушать клиента – главное в диагностике его ситуации.
Какую позицию занимаете Вы в данном вопросе?
10.В некоторых публикациях социальная диагностика определяется как функция, в других – как технология или метод социономической деятельности.
Что же такое социальная диагностика? Какова ее связь с практикой социальной работы?
11.Диагноз надо ставить правильный, — замечает в одном из своих выступлений А.Г.Вишневский, — он должен быть основан на фактах». Что есть факты в случае социальной диагностики?
12.Существует мнение, что диагноз – навешивание «ярлыков» на клиента, это сбывшееся предсказание. То есть способ обозначения проблемы нередко определяет ее становление и развитие. Какова Ваша точка зрения в этом вопрос.
13.Известно, что около 3% обращений в Телефоны доверия – розыгрыши типа: «Мне нечего делать, решил (а ) позвонить». В чем проблема данного типа клиентов и являются ли такие абоненты клиентами Телефона доверия?
14.Критики первичной профилактики утверждают, что профилактика предполагает знание причин проблемы. Но выявит конкретные и единственные проблемы очень трудно, практически невозможно. Поэтому профилактика неэффективна. Разделяете ли Вы данную точку зрения? Подкрепите свою точку зрения анализом научной литературы по данной теме.
15.Ряд профилактических программ, осуществляемых в социальной сфере современной России, имеют своей целью “ совершенствование работы “ в том или ином направлении социономической деятельности и рассчитаны, как правило, на пятилетие.
Проанализируйте одну из таких программ с точки зрения заданных ее параметров.
16.Допустим, Ваш клиент — 28 – летний мужчина, больной алкоголизмом, рассказывает, что, если он не бросит пить, то от него уйдет любимая жена и шестилетняя дочь. Жена действительно настроена решительно и готова принять такое решение, убежден клиент. Он говорит, что хочет, но не может бросить пить и просит о помощи.
Какие способы вмешательства в данную ситуацию Вы готовы использовать? Возможно ли в данном случае использование метода профилактики?
17.Более полувека назад известный соционом Х.Фолкс свою статью «Готовим президента 1980» ( 1950 г. ) завершает фундаментальной для всей профилактической работы фазой: «Поскольку мы не можем предсказать в какой семье воспитывается будущий президент, мы должны решить, что необходимо дать всем детям, дабы они могли стать полезными, компетентными и воспитанными в духе гражданственности людьми».
Какую технику используют социономы, прежде всего, при решении подобного рода задач? Какими принципами при этом они руководствуются?
18.Представим ситуацию: Вам, ведущему специалисту Департамента социальной защиты населения Администрации Самарской области, поручены разработка программы и ведение обучающего семинара по профилактике синдрома сгорания для специалистов социальных служб. Какие задачи Вы обязательно решите на подготовительном и начальном этапе организации соответствующей деятельности?
19.Известно, что не менее 2% звонящих по Телефону доверия, являются лицами с суицидальными намерениями. Допустим Вас, руководителя данной социальной службы, в целях профилактики самоубийств попросили написать статью в местную молодежную газету.
Какое название Вы дадите своей статье? Изложите в письменной форме содержание последней.
20.Допустим, Вам ведущему специалисту УСОиЗН одного из районов города поручено на базе данной организации создать Телефон доверия для ее клиентов. Будете ли Вы привлекать добровольцев в качестве консультантов или прибегнете к помощи только высококвалифицированных специалистов?
21.Представим, что Ваш клиент — 69 – летняя женщина – находится на надомном обслуживании. Во время последней встречи с Вами она прибегла к огульной критике Вашего подчиненного: квалифицированного специалиста ( социального работника с 15 – летним стажем работы ), обслуживающего ее на дому. Клиент, оценивая работу своего социального работника, постоянно повторяет: «Не социальный работник, а бог знает что»… «Сплошное безобразие»… «Вопиющая некомпетентность»…
Какая техника вмешательства наиболее уместна в данном случае? Дайте обоснование своей точки зрения.
22.Ваш клиент оказался весьма разговорчивым. Он интересен и приятный собеседник. Но он отнимает у Вас много времени. Какую технику консультирования Вы готовы использовать в данном случае?
23.Используя модель изменений Э.Шейна, помогите молодому человеку произвести благоприятные изменения в установках девушки, с которой он хочет встретиться.
24. «Разумно привлекать к обсуждению проблем клиента как можно больше людей, но вовсе не обязательно учитывать их мнение. В конце концов, консультант существует для того, чтобы решать проблемы».
Разделяете ли Вы такое видение предназначения консультанта?
25. Допустим, Ваш клиент демонстрирует противоречивость и непоследовательность своего поведения. К какой технике интервью уместно в данном случае прибегнуть? Продемонстрируйте ее содержание.
26.Клиент впервые в социальной службе, волнуется, не знает, как он говорит, с чего начать. Какая техника интервью эффективна на начальном этапе обслуживания данного клиента.
27.Покидая социальную службу, клиент говорит специалисту: «Большое спасибо за совет. Я обязательно им воспользуюсь».
Судя по такому завершению разговора с клиентом, можно ли считать состоявшееся интервью с специалистом социальной службы эффективным? Дайте обоснование своей позиции в данном вопросе.
28.Некоторые посредники ( ведущие группу ) предлагают группе те или иные упражнения или другие действия фразой: «А сейчас мы все…».
Какие профессиональные ошибки допускаются в подобных случаях посредниками?
29. «Если в группе возникает серьезная ситуация (например, кто – то очень странно ведет себя, проявляя элементы психопатии), я полагаюсь на участников: они не менее, а иногда более меня способы успешно проводить терапию», — постулировал в работе «О групповой психотерапии» К.Роджерс.
Разделяете ли Вы точку зрения этого ученого? Аргументируйте свою позицию в данном вопросе.
30.Докажите, что упражнение «Позитивный анализ ситуации» – одна из техник групповой социальной работы. Суть упражнения: каждый участник выбирает самую напряженную для него ситуацию, бывшую на данном собрании группы. Анализ ситуации проводится в тройках поочередно каждым из участников при поддержке и контроле двух других по алгоритму позитивного мышления ( Технологии социально-психологических тренингов / Под ред. С.А.Беличевой. М., 2001. Разд.4 ) :
*дать ситуации полезное название;
* выявить ресурсы ( Что мне удалось? ;
* ситуация как учитель (Что важного открыла для меня эта ситуация ? Чему она меня научила? Кого и за что я могу поблагодарить? Что я им скажу?);
* ступенька прогресса – выработка выполнимых продуктивных решений по улучшению ситуации ( Что мне еще надо сделать?).
31. У Вас — руководителя социальной службы — есть список ваших реальных и потенциальных клиентов? Он абсолютно достоверен? Информация не дублируется? Нет никаких «мертвых душ»? А явных ошибок? Тогда скажите, когда последний раз Вы обращались к ним по телефону? Если это имело место более 6 месяцев назад, возможно, пора позвонить им? О чем Вы будете говорить со своим потенциальным клиентом в этот раз? Проиграйте в парах ( один участник – потенциальный клиент. Другой – соционом ) данный разговор, акцентируя внимание на роли соционома.
32.Завершите следующее предложение: “ У специалиста по работе с общественностью всегда должна быть наготове информация, предназначенная…”
33.Е.Джеймс и Т.Хант, говоря о важном значении работы с общественностью современных организаций, выделяют пять целей, которых достигают организации, делающие упор на показ успехов своей деятельности и получение от нее выгод ( См.Кабреро Х. Связи с общественностью… С. 42).
Являются ли цели, которые ставят перед собой предприятия в работе с общественностью, идентичными целям социальных служб в соответствующей деятельности? Назовите типичные цели, которые ставят перед собой социальные службы в работе с общественностью.
34. С.Кюнле пишет, что помощь бедным как организованная забота о бедных первоначально отпугивала людей. К этому заключению ученый приходит, изучая историю социальной помощи XIVII – XVIII вв. Что, на Ваш взгляд, позволило ученому сделать такое заключение?
35. Г.Спенсер был убежден, что методы, используемые государственной системой социальной поддержки, неэффективны. В целом данная система оценивалась им неудовлетворительно. Изучите аргументацию ученого, изложенную в его “ Основаниях этики”, и оцените подход ученого к организации государственной поддержки бедных. Насколько актуальна его точка зрения в современном российском обществе?
36.Допустим, Ваш клиент – 39-летняя одинокая мама – имеет двоих детей: 10-летнего мальчика и 8-летнюю девочку. Живут они в доме бабушки- матери клиента- 78-летней пенсионерки. Клиент просит о материальной помощи, необходимой для подготовки детей к новому учебному году, ссылаясь на то, что ее заработная плата составляет 1800 руб. Какие методы вмешательства будут использованы Вами в работе с данным клиентом? Имеет ли он право на получение социальной помощи?
37.Составьте список слов, которыми, по Вашему мнению можно заменить слово «бедный» и проанализируйте, сколько из них негативных и позитивных по сути.
38.Завершите, пожалуйста, следующее предложение «Социальная помощь – это…»
39.Предположим, что Ваш клиент – женщина 36 лет — рассказывает, что последнее время ее муж регулярно – два-три раза в месяц – напивается « в стельку». Обычно это происходит в дни зарплаты. «Он алкоголик или нет?»- задает Вам вопрос клиент.
Как ответите на вопрос клиента? Что скажете этой даме?
40. Допустим, что к Вам за консультацией обратился мужчина. Его проблема с 65-летним отцом заключается в следующем. Клиент с женой и ребенком проживают с отцом в одной квартире. Раньше отец пил, но лет 20 назад прекратил. Что послужило причиной этого сын не знает. Полгода назад умерла мать — рассказывает клиент- и отец запил снова, превратив жизнь семьи в кошмар. Попытки сына остановить пьющего отца дают результаты на два-три дня.
Объясните механизм возвратного алкоголизма этого пожилого человека .Какой план действий Вы предложите своему клиенту? Назовите основные способы вмешательства, к которым прибегнете Вы в данной ситуации.
41. Представим ситуацию: Вы соционом, которого редакция одной из местных газет попросила ответить на письмо недавно опубликованное в данной газете за подписью «Таня Т.». Содержание письма следующее: «Открываю газету и просто слезы наворачиваются…»имею рост Венеры»… «мой любимый должен»… «привлекательная блондинка»… Какая наивность: делать через газету себе жизнь».
Подготовьте, пожалуйста, письменный ответ на письмо Тани Т.
42.Допустим, Вы руководитель городской службы знакомств. Ваш клиент — дама возраста 40 лет. Она просит помочь ее хорошему знакомому, которому 42 года. Он никогда не состоял в браке – рассказывает клиент- хороший человек, монтажник… переживает свое одиночество.
Какой будет Ваша стратегия в данной ситуации? Какими способами вмешательства Вы обязательно воспользуетесь в работе с данным клиентом?
43.Врачуют одиночество вином,
Ведут его под женскую опеку.
Врачуют ядом, баней, мертвым сном –
Все способы подвластны человеку.
Но жизнь была б безгрешна и пуста,
Когда бы врачеванье исцеляло “
Существуют ли эффективные средства терапии одиночества? Аргументируйте свою мысль.
44.Отредактируйте брачное объявление следующего содержания: «Журналист, 38 лет, 170 см., 75 кг, кареглазый, темноволосый, интеллигентный желает познакомиться с женщиной не старше 29 лет, образованной, доброй, привлекательной, романтичной и искренней, Пишите, жду».
VIII. УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКИЕ МАТЕРИАЛЫ
Основная литература
1.Циткилов, П.Я. Технология социальной работы [Текст]: учебное пособие / П. Я. Циткилов. — М : Дашков и К, 2011. -448с.
2.Ерохин, Ю.С. Технология социальной работы [Электронный ресурс] : электронный учебно-методический комплекс системы дистанционного обучения РГСУ / Ю. С. Ерохин. — М. : Изд-во РГСУ, 2008.
Дополнительная литература
- Абрамова Г.С. Практикум по психологическому консультированию. Екатеринбург, 1995.
- Аберкромби Н. и др. Социологический словарь. Казань, 1997.
- Акофф Р. Искусство решения проблем. М.,1982.
- Алешина Ю.В. Индивид и семейное психологическое консультирование. М.,1994.
- Албегова И.Ю. Социальные технологии: теория и практика// Cсциальная работа: история, теория и технология. Ярославль, 1997 .
- Алексеева Л.С. Ведение документации на клиента в центрах социального обслуживания // Российский журнал социальной работы, 1996, № 2. С. 57 – 62.
- Бреева Е.Б. Программа социальной работы с безработными и их семьями. М., 1994.
- Данакин Н.С. Смысл и профессиональные особенности социальной работы // Российский журнал социальной работы, 1995, № 1. С. 28 -33.
- Доти Д. Паблисити и паблик рилейшнз. М., 1996.
- Доэл М., Шадлоу С. Практика социальной работы. М., 1995.
- Ерасова П.Б. и др. Теория поведения и практика социальной работы // Социальные и гуманитарные науки. РЖ. Серия 11. Социология, 1994, № 3. С.75-94.
- Кабреро Х.Д. Связи с общественностью в мире финансов. М., 1996.
- Гордон Д. Терапевтические метафоры. СПб.,1995.
- Копина О.С.,Алистер М. Подходы к изменению поведения населения // Вопросы психологии, 1995. № 5. С.128-141.
- Куттер П. Элементы групповой терапии. СПб., 1998.
- Линде Н.Д. Психотерапия в социальной работе. М., 1992.
- Макаревич В.Н. Групповая работа как метод конструктивной социологии //Социс, 1993, № 11. С.
- Макаревич В.Н. Игровые методы в социологии: теории и алгоритмы. М., 1994.
- Мароши М. Организация — эффективность – стимулирование. М., 1980.
- Москаленко В.Д. Программа социальной работы с семьями больных алкоголизмом. М.,1992.
- Настольная книга социального работника/ Под ред. В.И.Жукова и др. Рек УМО.. М.: «Изд. «Гном и Д», 2008. 352 с.
- Пинкус А., Минахан А.Практика социальной работы . М.,1993.
- Российская энциклопедия социальной работы : В 2 ч. / Под ред. Холостовой Е.И. М., 1997.
- Роджерс К. О групповой психотерапии. М.,1993.
- Синк Д. Управление производительностью. М.,1989..
- Современная энциклопедия социальной работы/Под ред. В.И. Жукова. М.: Союз, 2008. 407 с.
- Социальная профилактика правонарушений: советы, рекомендации. Практическое пособие. М.,1990.
- Социальная работа с пожилыми людьми / Под ред. Е.И.Холостовой. М., 1996.
- Социальная работа с инвалидами / Под ред. Е.И.Холостовой М., 1996.
- Старость. Популярный справочник /Зав. ред. Л.И. Петровская. М., 1996.
- Технология социальной работы/Под ред. И.Г.Зайнышева. М.,2000.
- Технология социальной работы/Под ред. Е.И.Холостовой. М.: ИНФРА, 2001. 400 .
- Щукина Н.П.Технология социальной работы: В 2 ч. Самара: Изд-во Самарский университет», 2006-2007. 174/222 с
- Щукина Н.П. Институт взаимопомощи в социальной поддержке пожилых людей. М.,2004.
- Энциклопедия социальной работы: В 3 т. М., 1993-1994.
- Эриксон М. Мой голос останется с вами. М., 1995.
Приложение 1
Методические рекомендации (материалы) для преподавателя
Основными формами обучения студентов являются: аудиторные занятия, включающие лекции, семинарские занятия, самостоятельная работа, а также научно-исследовательская работа.
Тематический план и учебная программа соответствуют содержанию программы «Технология социальной работы», дают представление об объеме и содержании учебного курса в целом.
Подготовка дипломированного специалиста должна обеспечиваться доступом каждого студента к библиотечным фондам и базам данных, по содержанию соответствующих полному перечню дисциплины «Технология социальной работы», наличием методических пособий и рекомендаций по всем видам занятий.
Студентам необходимо ознакомиться по возможности с большим количеством учебной и монографической литературой (основной и дополнительной), общий список которой приведен в разделе «Учебно-методическое обеспечение». Предлагаемый список рекомендуемой литературы не должен ограничивать студента в поиске ответа на тот или иной вопрос.
Лекционный курс необходимо сочетать с коллективной работой студентов на занятии. В аудиторных занятиях следует применять и индивидуальные задания студентов в форме сообщений, докладов, работы по понятийному аппарату.
Практические (семинарские) занятия со студентами состоят из следующих этапов:
1. проверка и уточнение усвоенных ранее знаний (с помощью вопросов для самоконтроля);
2. доклады и сообщения студентов;
3. обсуждение вопросов в аудитории;
4. промежуточное тестирование, предусмотренное тематическим планом и учения дисциплины;
5. подведение итогов занятия.
На лекционных и семинарских занятиях необходимо вырабатывать навыки и умения студентов по применению полученных знаний в конкретной жизненной ситуации, связанной с профессиональной деятельностью.
Самостоятельная работа студентов проводится вне аудиторных часов, включает в себя работу с литературой, информационными источниками, подготовку докладов и рефератов по выбранной теме.
ИННОВАЦИОННЫЕ МЕТОДЫ
В современном вузе классические формы обучения (лекции и практические занятия) становятся все менее популярными, переходят на периферию образовательного процесса, а на передний план выходят те формы учебно-познавательной деятельности, которые решают задачу формирования научно- профессиональной деятельности.
Под инновационными методами в высшем образовании подразумеваются методы, основанные на использовании современных достижений науки и информационных технологий в образовании. Они направлены на повышение качества подготовки путем развития у студентов творческих способностей и самостоятельности.
Инновационные методы:
- Методы проблемного и проективного обучения;
- Исследовательские методы;
- Тренинговые формы, предусматривающие актуализацию творческого потенциала и самостоятельности студентов;
- Деловые игры;
- Научно- поисковая и исследовательская работа;
- Различные виды сотворчества преподавателя и студента;
- Самостоятельная работа студентов.
- И другие методы.
Для преподавателей приоритетными становятся:
- Организация и управление самостоятельной работой студентов;
- Создание учебных пособий;
- Написание методических рекомендаций ;
- Подготовка дидактического материала для самообразования и контроля знаний студентов.
Инновационные методы могут реализовываться как в традиционной, так и в дистанционной технологии обучения. При этом использование модульно- кредитных и модульно- рейтинговых систем обучения и контроля знаний, как правило, также способствует развитию самостоятельности и ответственности будущих специалистов.