Информационные и коммуникационные технологии в деятельности психолога

Магистратура

К ЗАЧЁТУ (22 декабря) Требования:

Посещение практических занятий и активное участие.

Выполнение заданий самостоятельно письменно и в аудитории.

 

Задание 1Самостоятельная работа

Провести 2 интервью с одним респондентом, зафиксировать ответы – оформить письменно. Под респондентом понимается любой человек, личность остается анонимной, указывается пол и возраст.

1. Интервью «Ваше представление о себе как о коммуникаторе»

2. Интервью «Диагностика актуального жизненного стиля»

Задание 2Аудиторная работа

Сформулировать вопросы клиенту к трём терапевтическим случаям. 7 – 10 вопросов, которые бы проясняли ключевые моменты проблемы и давали диагностическую информацию о дальнейшей работе психологу.

Прочитать статью: Малкова М.Н. Психотерапевтические отношения: анализ трех встреч // Консультативная психология и психотерапия. 1997. №3.

Задание 3Самостоятельная и аудиторная работа

Самостоятельное домашнее задание выполняется индивидуально, письменно.

Подобрать и описать 3 упражнения/техники, направленные на развитие коммуникативных качеств, преодоление затруднений в общении (название, цель, инструкция).

Провести в аудитории: озвучить инструкцию, следить за ходом выполнения, организовать обратную связь.

Литература

  1. Вердербер Р., Вердербер К. Психология общения. СПб., ПРАЙМ-ЕВРОЗНАК, 2005.
  2. Куницына В.Н., Казаринова Н.В., Погольша В.М. Межличностное общение. Учебник для вузов. – СПб.; Питер, 2001.
  3. Горянина В. А. Психология общения. 3-е изд., М.: Академия, 2005.
  4. Нэпп М., Холл Дж. Мимика, жесты, движения, позы. М., 2004.
  5. Пиз А. Язык жестов. – М., 1999.

 

Литература практикоориентированная

1. Богданович Н. Г. Эффективное общение как фактор социальной адаптации. М., 2004.

2. Дерманова И.Б., Сидоренко Е.В. Межличностные отношения (психологический практикум).

СПб., 2001.

3. Жуков Ю.М. Коммуникативный тренинг. М., 2004.

4. Монина Г.Б., Лютова-Робертс Е.К. Коммуникативный тренинг. СПб. 2005.

5. Прутченков А.С. Тренинг коммуникативных умений. М., 2001.

6. Ромек В.Г. Тренинг уверенности в межличностных отношениях. СПб. 2005.

7. Сидоренко Е.В. Тренинг коммуникативной компетентности. СПб. 2005.

8. Суховершина Юлия Валерьевна. Тренинг коммуникативной компетенции. — Изд. 2-е. — Москва : Академический Проект : Фонд «Мир», 2009.

2 стр., 730 слов

Домашнее задание по психологии

... человекане есть преступление это всего лишь сотрясение воздуха голосовыми связками. ДОМАШНЕЕ ЗАДАНИЕ №3 На выбор: 1.Выработка условного двигательного рефлекса на ориентировочном подкреплении Оснашение: ... можно воспользоваться газетными текстами, предварительно просмотрев, какие буквы лучше вычеркнуть. Домашнее задание №4 Приведите примеры внутригрупповых процессов, подобных тем, которые вы сможете ...

  1. Федотов А.Ю. Клиент центрированная терапия Роджерса // http://psyera.ru/4487/klient-centrirovannaya-terapiya-rodzhersa
  2. Цзен Н.В., Пахомов Ю.В. Психотренинг: игры и упражнения. Изд. 2-е, доп. — М.: Независимая фирма “Класс”, 1999.

 

Интервью Ваше представление о себе как о коммуникаторе

 

1. Какое место в вашей жизни занимает общение с другими людьми? Сколько времени в течение дня вы проводите в общении с людьми? Хотелось бы проводить с людьми больше времени или предпочитаете одиночество?

У вас много друзей или очень мало? Много ли времени вы проводите друзьями?

Можно ли сказать, что ваша жизнь переполнена людьми?

Можно ли сказать, что в вашей жизни слишком мало людей, и вы очень часто испытываете чувство одиночества?

Что для вас предпочтительнее – небольшие компании, большие группы или вы предпочли бы большую часть времени проводить лишь с одним человеком?

Планируете ли вы встречи с другими или это происходит случайно?

 

2. Что является для вас важным, когда вы общаетесь с людьми?

Что вам нравится в других: ум; физическая привлекательность; то, что они ценят то же, что и вы; их происхождение? Может быть, вы выбираете общество этих людей потому, что они обладают влиянием и властью?

Выбираете ли вы среди людей тех, кто будет делать то, что вы хотите?

Выбираете ли вы среди людей тех, кто будет принимать решения за вас двоих?

Те люди, с которыми вы общаетесь, скорее похожи на вас, отличаются от вас или в чем-то они подобны вам, а в чем-то отличны? В чем?

Чувствуете ли вы, что нуждаетесь в друзьях больше, чем они в вас (или наоборот)?

Даёте ли вы другим знать, что хотите от них? Даёте ли Вы им знать прямо, или они выясняют, что вы хотите, косвенным путем?

 

3. Как вы строите свои отношения с коллегами и друзьями?

Нравится ли вам управлять людьми? Позволяете ли вы другим управлять собой? Часто ли вы уступаете другим?

Ожидаете ли вы, что с вами будут обращаться как с равным? Хотите ли вы обращаться с другими, особенно с друзьями, как с равными?

О чем вы просите друзей? О чем друзья просят вас?

Манипулируете ли вы людьми? Легко ли вами манипулировать?

Ощущаете ли вы ответственность за то, что происходит в ваших отношениях с другими людьми или предоставляете, чтобы все шло свои ходом?

Каковы ваши отношения с начальством?

Не мешают ли ваши личные отношения с коллегами выполнять работу?

 

4. Каковы ваши основные ценности в межличностном общении? Готовы ли вы принимать людей такими, какие они есть? Важно ли для вас быть самим собой в общении с другими?

В чем вы чересчур осторожны и внимательны, общаясь с людьми? С чем связаны ваши страхи? Можете ли вы общаться с людьми, чьи взгляды, мнения, поведение отличны от ваших?

Есть ли у вас предрассудки в отношении других людей? Обсуждаете ли вы свои взгляды и представления с другими? Можете ли вы придавать такое значение отношениям (например, дружеским), что они могут повлиять на вашу работу или другие занятия? Готовы ли вы работать, рисковать, ставить себя на место другого для того, чтобы обогатить свое общение с людьми?

6 стр., 2586 слов

1. Тренинг «Тайм-драйв»

... ситуаций. 5. Тренинг партнерского общения. 6. Арттерапия. 7. Психодрама. 8. Техники ведения переговоров с трудными людьми. 9. Управление конфликтами. 10. Телесно-ориентированная терапия. 6. Тренинг конструктивных родительских отношений (для родителей ...

Интервью Диагностика актуального жизненного стиля

 

1. Какие фильмы Вы любите смотреть?

 

2. Назовите 5 последних фильмов, которые вы смотрели. Чем был вызван выбор именно этих фильмов для просмотра?

 

3. Назовите любимых киногероев. Что вас в них привлекает?

 

4. Какие книги вы любите читать?

 

5. Назовите последние прочитанные книги. Чем был вызван выбор именно этих книг для прочтения?

 

6. Назовите любимых книжных героев. Что вас в них привлекает?

 

7. Назовите свою любимую сказку. О чем она?

 

8. Назовите любимых сказочных героев. Что вам в них нравится?

 

9. Любите ли вы театр?

 

10. Назовите последние спектакли, которые вы смотрели. Чем был вызван выбор именно этих спектаклей?

 

11. Какую музыку вы любите слушать?

 

12. Какое у Вас хобби?

 

13. Говорили ли в Вашем доме/родительской семье о мировоззрении?

 

14. Что является смыслом жизни родительской семьи (здоровье, работа, семья, друзья, религия, телевизор)?

 

15. Какие пословицы, поговорки и принципы имели наибольшую ценность для ваших родителей?

 

16. Кто вам читал (рассказывал) сказки, истории (мать, отец, бабушка, дедушка, воспитательница в детском саду, другие)? Ваша любимая сказка?

 

17. Как вы себя чувствовали, слушая/читая истории (сказки)?

 

 

Интерпретация. Драматургические жанры призваны воспроизводить на сцене внешний мир – взаимоотношения людей, возникающие между ними конфликты, в которых проявляются характеры. На книжных героев проецируются собственные качества личности.

 

Ситуации

 

Тэд – мужчина средних лет, недавно разведен. Он очень худой, потому что практически перестал есть. Два месяца назад он пытался покончить с собой и после этого не выходит из депрессии. Проблемы: одиночество, отсутствие друзей, отсутствие любовных связей, за исключением случайных, «одноразовых» встреч, все усиливающееся раздражение от работы, которую раньше он искренне любил.

 

Дейв хозяйничает на маленькой ферме и одновременно подрабатывает ассистентом в государственной больнице. Он говорит, что посещает консультации, чтобы, наконец, определиться и принять одно из следующих трех решений: продолжать работать и на ферме и в больнице; продать ферму, чтобы заплатить за учебу; бросить работу в больнице, чтобы полностью посвятить себя фермерскому труду. Вместо того, чтобы выбирать, он изводил себя мыслями: «Я боюсь, что, какое бы решение я ни принял, буду сожалеть об этом всю оставшуюся жизнь.

 

Девочка-подросток страдает из-за семейных конфликтов. Причиной этих ссор является она сама, вернее её воспитание. Родители упрекают друг друга, обвиняют, скандалят. Каждый считает, что вина в том, что дочь отбивается от рук, в другом. Девочка тяжело переживает эти раздоры, очень эмоционально реагирует на них. Главное заключается в том, что она считает себя хорошей и ей обидно, когда в неё не верят.

12 стр., 5640 слов

О некоторых средствах создания психологии героев романа Ф.М. ...

... расскажу»). Трудность охватить все возникающие сюжетные воз­можности рассказом от имени героя, неизбежно отсекающим все эпизоды, в которых сам рассказчик не участвует, заставляет ... горемыка. Бедность в обоих случаях является главной побудительной причиной»3 . 2. Речь героев романа Художественное внимание Достоевского распределяется между двумя задачами: во-первых, проанализировать сложные ...

 

Женщина испытывает большие нагрузки на работе, кроме того, ей постоянно и беспричинно делают замечания, попрекают. Ей кажется, что все ополчились против неё. На неё бросают косые взгляды, перешептываются за спиной, но в глаза никто ничего не высказывает. Она очень дорожит своей работой, но условия в коллективе становятся невыносимыми.

 

Старшеклассница жалуется на отсутствие друзей, с ней никто не хочет дружить, из компаний её просто прогоняют. Она думает, что это связано с её некрасивой внешностью, которая всех отталкивает. Надежду обрести друзей она уже утратила. Одиночество стало таким всеобъемлющим, что ей уже не хочется жить.

 

Пожилая женщина недовольна своим сыном и его женой, которая постоянно им командует. Пока матери удается помогать сыну, спасти его от ситуации подкаблучника, но её мучают опасения, что после её смерти всё изменится к худшему и сын попросту пропадет Ведь даже для своих детей он не авторитет, как их мать скажет, так и будет.

 

Молодая женщина находится в растерянности: муж накануне вечером сообщил ей, что у него есть другая и он решил уйти к ней. Уговоры не возымели никакого действия. Он заявил, что всё равно с ней жить не будет. Сегодня утром он собрал вещи и ушел, сказав, что навсегда.

 

Мать не знает, что делать со своей выросшей дочерью, которая ни её, ни отца не слушает, хамит. Может по несколько дней не появляться дома, при этом ничего родителям не сообщает. Хотя они знают, что у неё уже регулярно меняются партнеры, её интимное поведение попросту называется развратом. Дочь становится всё более развязной, грубой, ничего не делает по дому — только ест, спит, меняет наряды и постоянно требует денег.