Таблица по теориям личности

Таблица «Теории личности»

Название

Исследователи

Основные положения,

термины

Учения, идеи, теории

Структура и стадии развития личности

Цель психологич. Консультирования

Когнитивная психология

Основоположник этого подхода – американский психолог Дж. Келли (1905-1967)

+Главный источник развития личности, согласно Келли, является среда, социальное окружение.

+Огромное влияние интеллектуальных процессов на поведение человека.

+Любой человек сравнивается с ученым, проверяющим гипотезы о природе вещей и делающим прогноз будущих событий. Любое событие открыто для многократного интерпретирования.

+Келли открыл и описал главные механизмы функционирования личностных конструктов, а также сформулировал основополагающий постулат и 11 следствий. Постулат утверждает, что личностные процессы психологически канализированы таким образом, чтобы обеспечить человеку максимальное предсказание событий. Все остальные следствия уточняют этот основной постулат.

+Главное понятие в этом направлении – конструкт (от англ. Сonstruct — строить) – это особенности всех известных познавательных процессов (восприятия, памяти, мышления и речи).

Благодаря конструктам человек не только познает, но и устанавливает межличностные отношения. Конструкты, которые лежат в основе этих отношений, называются личностными конструктами. Конструкт — это своеобразный классификатор нашего восприятия других людей и себя.

+Каждый конструкт имеет «дихотомию» (два полюса): «спортивный и неспортивный», «музыкальный и немузыкальный» и т.д. Человек выбирает произвольно тот полюс конструкта, тот исход, который лучше описывает событие, т.е. обладает лучшей прогностической ценностью. Одни конструкты пригодны для описания лишь узкого круга событий, в то время как другие обладают широким диапазоном применимости. Например, конструкт «умный-глупый» не годиться для описания погоды, а вот конструкт «хороший-плохой» пригоден фактически на все случаи жизни.

+Люди отличаются не только количеством конструктов, но и их местоположением. Те конструкты, которые актуализируются в сознании быстрее, называются суперординатными, а которые медленнее — субординатными. Например, если, встретив какого-то человека, вы сразу оцениваете его с точки зрения того, является ли он умным или глупым, и только потом — добрым или злым, то ваш конструкт «умный-глупый» является суперординатным, а конструкт «добрый-злой» — субординатным.

+Дружба, любовь и вообще нормальные взаимоотношения между людьми возможны только тогда, когда люди имеют сходные констукты.

+Келли полагал, что личность обладает ограниченной свободой воли. Конструктная система, сложившаяся у человека в течение жизни, содержит в себе известные ограничения. Однако он не считал, что жизнь человека полностью детерминирована. В любой ситуации человек способен сконструировать альтернативные предсказания. Внешний мир — не злой и не добрый, а такой, каким мы конструируем его в своей голове. В конечном итоге, по мнению когнитивистов, судьба человека находится в его руках. Внутренний мир человека субъективен и является, по мнению когнитивистов, его собственным порождением. Каждый человек воспринимает и интерпретирует внешнюю реальность через собственный внутренний мир.

Термины: Конструкт, Конструктивный альтернативизм, Личностный конструкт

+Теория личностных конструктов Дж. Келли

+Социально-когнитивная теория личности А.Бандуры

+Социально-когнитивная теория личности Дж. Роттер

+Личность — это система организованных личностных конструктов, в которых перерабатывается (воспринимается и интерпретируется) личный опыт человека.

+Структура личности в рамках данного подхода рассматривается как индивидуально своеобразная иерархия конструктов.

+Целостные свойства личности выступают как результат совместного функционирования обоих блоков, всех конструктов. Выделяют два типа целостной личности: когнитивно сложная личность (личность, у которой имеется большое количество конструктов) и когнитивно простая личность (личность с небольшим набором конструктов).

+Когнитивно сложная личность, по сравнению с когнитивно простой, отличается следующими характеристиками:

-имеет лучшее психическое здоровье;

-лучше справляется со стрессом;

-имеет более высокий уровень самооценки;

-более адаптивна к новым ситуациям.

По мнению когнитивистов, судьба человека находится в его руках.

Келли видел задачу терапевтического процесса в том, чтобы помочь людям изменить их конструктную систему, улучшив ее прогностическую эффективность. Терапевтическое учреждение — это лаборатория, в которой психотерапевт помогает клиенту развивать и апробировать новые гипотезы, как в клинической ситуации, так и вне ее. Психотерапевт активно направляет и стимулирует клиента интерпретировать события по-новому, не так, как он делал это раньше. Если новые конструкты подходят, клиент может использовать их в будущем; если нет -разрабатываются и проверяются другие гипотезы.

Также, Келли разработал собственный специфический метод — терапию фиксированной роли. Она основана на положении, что люди — это не только то, чем они себя представляют, но также и то, что они делают. Более конкретно, Келли полагал, что роль психотерапевта — воодушевить клиента и помочь ему изменить свое открытое поведение. В свою очередь, это изменение позволит клиенту осознать и интерпретировать себя иначе, тем самым становясь новым, более эффективным человеком. Важно помнить: Келли не верил, что терапия фиксированных ролей пригодна для всех. По его убеждению психотерапевты должны творчески подходить к выбору метода, который необходим, чтобы «человек вновь мог функционировать, и жизнь продолжалась»

Теория интеллектуального развития Пиаже

Жан Пиаже

+Развитие личности через развитие познавательной сферы человека, как непрерывная смена неизменной последовательности стадий, каждая из которых подготовлена предыдущей и подготавливает последующую.

+На каждой стадии развития формируются новые познавательные навыки, которые определяют пределы того, чему можно научить человека в этот период, например, способность к логическому мышлению закладывается в младенчестве и совершенствуется от года к году, подчиняясь определенным закономерностям.

+Навыки мыслительной деятельности приобретаются естественным образом — по мере того, как происходит общее развитие детского организма и расширяются горизонты изучаемого ребенком мира. Значительная часть активности детей приходится на игры, которые являются важным компонентом их исследования окружающих объектов — людей, явлений, предметов. Пиаже считал, что такая форма обучения необходима для нормального умственного развития и успешного процесса его взросления.

+Центральное понятие в концепции Пиаже – операция. Это мысленное действие ребенка, которое обладает очень важным свойством – обратимостью. Это свойство заключается в том, что человек может вернуться к началу мыслительного процесса. Например, планируя серию ходов в шахматной игре, человек каждый раз возвращается к началу комбинации. Обратимость дает свободу мысли и позволяет действовать «в уме» относительно независимо от конкретной ситуации. Пиаже полагал, что овладение операциями и становление обратимости – это ядро умственного развития ребенка.

+Когнитивные структуры – это главный способ мышления ребенка, который определяет его активность и понимание мира.

+В основе теории Пиаже лежит представление об исходной активности детского организма, врожденной потребности в познании и действии. Эта исходная активность ребенка сталкивается с внешним окружающим миром, включающим требования и запреты взрослых, предметы, звуки и пр. Ребенок сталкивается с необходимостью приспособить себя и свое поведение к требованиям окружающей среды. Этот процесс приспособления Пиаже называл адаптацией.

+Адаптация осуществляется через ассимиляцию и аккомодацию. Сами эти термины заимствованы из биологии. Как известно, ассимиляцией в биологии называют процесс поглощения и усвоения организмом элементов среды, а аккомодацией – процесс подстраивания живого организма к окружающим условиям. Общее значение этих понятий Пиаже переносит на развитие интеллекта ребенка.

+Ассимиляция заключается в стремлении включить новые, непривычные явления в уже имеющиеся у ребенка готовые мыслительные структуры, а аккомодация – в изменении готовых схем и приспособлении их к окружающим явлениям.

+Когда мыслительная схема не подходит к свойствам реального предмета, ребёнок отказывается от наложения готовых схем и вырабатывает новые представления (т. е. осуществляет аккомодацию), таким образом достигая равновесия – соответствия своих мыслительных структур с объектами реальности. Процесс уравновешивания – один из главных в концепции Пиаже – происходит благодаря практическому опыту ребенка, когда этот опыт не может быть в готовом виде ассимилирован и требует построения новых умственных конструктов. Таким образом достигаются равновесие со средой и адаптация ребенка к внешним условиям.

Как и Фрейд, Пиаже опирался на фундаментальное значение исходного пункта детского развития и на природные, врожденные способности ребенка. Но в центре его концепции находятся не личностные проблемы и чувства ребенка, а его мышление и понимание окружающей реальности. Опираясь на теорию биологической эволюции Ч. Дарвина, Пиаже рассматривал умственное развитие ребенка как процесс адаптации (приспособления) к окружающему миру.

Стадии когнитивного развития личности:

1.Сенсомоторная (от рождения до 2 лет).

На этой стадии у детей формируется способность сохранять в памяти образы предметов окружающего мира. До завершения этой стадии детям кажется, что предметы перестают существовать, когда они на эти предметы не смотрят.

2.Предоперациональная (от 2 до 7 лет).

В это время дети учатся различать символы и их значения.

3.Стадия конкретных операций (от 7 до 11 лет).

В этот период дети учатся мысленно совершать действия, которые раньше они выполняли только руками.

4.Формальных операций (от 12 до 15 лет).

На этой стадии подростки овладевают навыками решения абстрактных математических и логических задач, осмысливать нравственные проблемы, а также рассуждать о будущем.

Гуманистическая психология

+Гуманистическая психология противостоит мрачному пессимизму и безнадежности Психоанализа и роботизации человека в Бихевиоризме. Она смотрит на человека с большей надеждой и оптимизмом и верит в то, что любой человек обладает возможностью к здоровому и творческому росту. Неудачи в осуществлении этой возможности связаны с удушающими и извращающими влияниями родительского воспитания, обучения и иных социальных прессов. Тем не менее, этот вредный эффект может быть преодолен, если индивид хочет принять ответственность за собственную жизнь.

+Организмическая теория – личность как единое целое, включающее много частных функций.

+Теория личностных черт Олпорта,

+Теория самоактуализации Маслоу,

+Теория и индирективная психотерапия Роджерса,

+Представления Бюлер о жизненном пути личности,

+Идеи Мэйя.

Центрированная на человеке теория Роджерса

Карл Роджерс

+Индивид существует в постоянно изменяющемся мире, центром которого является он сам. Это индивидуальное пространство (феноменальныq мир) включает в себя все, что чувствует человек (организм) не зависимо от того, осознанно или не осознанно это чувство. Осознание того или иного чувства – символизация объекта. Подлинный смысл индивидуального опыта известен только самому индивиду.

+Организм реагирует на окружение так, как оно дано ему в опыте и восприятии. Именно эта сфера — восприятие событий является реальной. Иными словами, человек реагирует не на какую-то абсолютную реальность, а на свое восприятие этой реальности. Это положение раскрывается через три принципа:

1) поведение человека можно понять не с позиций объективного наблюдателя, а с позиций самой личности, ее субъективного восприятия и познания действительности;

2) человек сам определяет свою судьбу, свободен в выборе и принятии решения;

3) люди по природе добры и стремятся к совершенству.

+Организм реагирует на определенное феноменальное поле как организованное целое. Это положение противопоставляется функционализму, раскладывающему личность и познавательные процессы на отдельные составляющие.

+ Личность имеет одну основную тенденцию и стремление – потребность в самоактуализации, которая заложена в каждом человеке от рождения, однако воспитание и нормы, установленные обществом, принуждают его забыть о собственных чувствах и потребностях и принять ценности, навязанные другими. Это отклонение – источник аномалий поведения. Чем больше проявлений опыта доступно сознанию, тем больше у человека возможностей отразить общую картину своего феноменального мира в поведении; чем меньше защитных, искажающих содержание опыта представлений, тем адекватнее они выражаются в общении.

+ Со временем часть личного мира человека, его восприятия начинают осознаваться и оформляться в отдельную структуру — Я-концепцию – это воспринимаемое индивидом «Я» или то, что человек имеет в виду, когда говорит «Я» или «мне». На начальном этапе Я-концепция обычно формируется на основании личного опыта и событий, происходящих в феноменальной сфере. Также она формируется при взаимодействии с другими людьми, которые имеют для них значение и обращаются с ними как с отдельными «Я».

+Основанием невроза служит рассогласование, неконгруэнтность (несоответствие) истинного содержания личности (опыта) и его «Я-концепции», самости.

Термины: феноменальное поле, символизация объекта, условия ценности, конгруэнтность, эмпатия,

индирективная психотерапия

+Создание собственного направления в психотерапии – индирективная психотерапия.

+Теория терапии и личностных изменений – процесс изменений клиента приходит в движение, когда он видит безусловное положительное отношение к себе со стороны терапевта и эмпатическое понимание своей системы ориентации. Во время этого процесса у клиентов возрастает осознание истинных своих чувств и переживаний, а их представление о себе становится более конгруэнтным с общим опытом организма.

+Общая теория межличностных отношений: «При допущении а) минимального желания со стороны двух людей быть в контакте; б) способности и минимального желания со стороны каждого получать коммуникацию от другого и в) продолжительности контакта в течение некоторого времени – последующие отношения предположительно будут истинными.

Стадии развития не выделяются. В целом большое значение придается тому, получает ли личность безусловное позитивное внимание со стороны значимых других (полное принятие и уважение), либо это позитивное внимание носит условный характер (принятие одних поведенческих появлений и отвергание других).

Если имеет место безусловное позитивное внимание, то Я-концепция отражает все то, что содержится во внутренних потенциалах личности («Я» воспринимается как конгруэнтное потенциалам).

Если же личность в процессе развития испытывала к себе условное позитивное внимание, у нее сформируются условия ценности (оценочные стандарты того, какое поведение ценно, а какое нет).

В этом случае Я-концепция детерминирована обществом и поэтому неконгруэнтна внутренним потенциалам. Для того, чтобы эта неконгруэнтность не стала осознаваемой (и, следовательно, для того, чтобы избежать связанной с ощущением малоценности тревоги), личность демонстрирует защитное поведение, которое выражается либо как подавление, либо как искажение.

Типы личности как совокупности черт:

1) Полноценно функционирующая личность (идеальная личность) получала безусловное позитивное внимание. Поэтому у нее нет условий ценности, нет тенденции к защитному поведению; такую личность характеризует конгруэнтность между «Я» и потенциалами. Такой личности свойственны открытость к переживаниям (эмоциональная глубина и рефлексивность), экзистенциальность образа жизни (гибкость, адаптивность, спонтанность, индуктивное мышление), организмическое доверие (интуитивность, уверенность), эмпирическая свобода (субъективное ощущение свободы воли) и креативность (склонность к продуцированию новых действенных мыслей, действий и объектов).

2) Дезадаптированная личность получала условное позитивное внимание, поэтому у нее сформировались условия ценности и неконгруэнтность между «Я» и потенциалами, тенденция к защитному поведению. Кроме того, такая личность живет в соответствии с составленным заранее планом, а не экзистенциально и пренебрегает собственным организмом, вместо того чтобы доверять ему, чувствует, что ею манипулируют и не дают поступать в соответствии с собственными желаниями, ведет себя не креативно, а конформно. Роджерс придает огромное значение индивидуальности человека и поэтому выделяет лишь два типа личности. Если бы он определил содержание постулированных им внутренних потенциалов, было бы возможным построение подклассификаций.

Цель – добиться в диалоге с клиентом осмысления кризисной ситуации самим клиентом, которое в ходе последующих бесед может смениться переосмыслением данной ситуации и нахождением возможных путей выхода из нее.

Психотерапевтические приемы, применяемые Роджерсом, получили название индирективной психотерапии, или «клиент-центрированный» психотерапии. Позднее этот термин был заменен более подходящим — понятием «личностно-центрированная терапия».

Цель личностно-центрированной психотерапии – достижение человеком состояния полностью функционирующей личности, посредством развития таких качеств, как открытость переживаниям и опыту, рациональность и отсутствие стремления к самообороне, вовлечение в экзистенциальный процесс жизни, взятие на себя ответственности, творческое отношение к жизни, принятие других людей как уникальных личностей, высокая самооценка, открытое и свободное реагирование на основе непосредственного переживания событий.

Основными условиями личностно-центрированного подхода являются — эмпатия, конгруэнтность и безусловное положительное принятие клиента.

Эмпатия — ощущение внутреннего мира клиента как своего собственного, но при сохранении качества «как будто». Это способность человека эмоционально отзываться на переживания других людей. Консультант должен быть чувствительным к потоку переживаний, возникающих как у клиентов, так и у него самого в каждый конкретный момент. Он также должен ощущать нюансы, которые не могут почувствовать клиенты. Консультант должен передавать клиенту свое восприятие его внутреннего мира и личных смыслов, а также часто проверять точность своего понимания и показывать готовность учесть замечания и внести поправки.

Конгруэнтность = подлинность, реальность, открытость, прозрачность, присутствие. Конгруэнтность — это соответствие между Я-концепцией и опытом, или Я-концепцией и организмическим Эго. Отвергание и искажение опыта приводит к неконгруэнтности. Консультант должен поддерживать прямой контакт с клиентами, воспринимать чувства, которые они испытывают, быть в состоянии их осознавать, избегать интеллектуального подхода, быть самим собой, быть готовым разделить чувства клиента и дать ему обратную связь. Конгруэнтность клиента означает, что при соответствующих условиях, которые создают терапевты, клиенты имеют возможность поделиться той частью себя, которую они считают смущающей, пугающей, неправильной. В результате клиенты начинают интегрировать в Я неискаженный личностный опыт.

Безусловное положительное отношение (бескорыстная теплота, забота, высокая оценка, принятие, уважение) включает в себя готовность консультанта отражать разнообразные чувства клиента — любовь, радость, гнев, негодование и др. Суть этой позиции состоит в том, что вероятность продвижения клиента вперед увеличивается, если его хвалят за гуманность и они испытывают чувства безопасности и свободы.

Ассоциативная психология

Теория Монтессори

Теория морального выбора

Теория личностных черт Г. Олпорта

Гордон Олпорт

(1897-1967)

+Персонологическая концепция — человек как сложная «открытая» система.

+Особое место в этой сложно организованной системе занимает мотивационно-потребностная сфера. В ней выделяются два уровня функционирования: уровень мотивов нужды и уровень высших мотивов (мотивов развития).

+Диспозициональный подход: 1) люди обладают широким набором предрасположенностей реагировать типичным образом на различные ситуации; 2) каждый единичный человек уникален, непохож по своему психическому складу (системе черт) на других людей.

+Интегративные уровни взаимодействия индивида с миром:

-условные рефлексы,

-навыки,

-черты личности,

-системы черт, варьирующие в разных случаях и образующие множественные Я-личности.

+Стадии развития не выделены. Предполагается, что в момент рождения организм оппортунистичен, он нуждается в питании и заботе. Если удовлетворению биологических потребностей ничто не препятствует, то формируется проприативное функционирование. К концу первого года жизни начинает формироваться ощущение своего тела, на втором и третьем годах формируется самоидентичность и затем «Я»-образ, в период между 6 и 12 годами – способность рационального решения проблем. В подростковом возрасте увеличивается проприативное стремление. Хотя различные проприативные функции начинают формироваться в разные периоды жизни, к моменту достижения взрослости они уже выражаются в комплексе. Предпосылкой такого функционирования является достаточный уход и поддержка в детстве. Если их недостаточно, проприативное развитие нарушается и во взрослом возрасте оппортунистическое функционирование продолжает играть главенствующую роль. Переход от оппортунистического к проприативному функционированию совершается в соответствии с принципом функциональной автономии, заключающимся в том, что поведенческий паттерн, изначально нацеленный на удовлетворение биологических потребностей, может стать абсолютно самостоятельным аспектом существования и проявляться уже после того, как данная биологическая потребность утеряла свою значимость.

Теория самоактуализации

Абрахама Маслоу

Абрахам Маслоу

(1908-1970)

  1. у человека есть собственная сущностная природа, некий скелет психологической структуры;
  2. человек обладает врожденными потребностями, способностями и тенденциями, некоторые из которых характерны для человеческого рода в целом, пересекают все культурные линии, а некоторые – индивидуально уникальны. Эти потребности по своему типу не злы, а добры или нейтральны;
  3. полностью здоровое, нормальное и желательное развитие состоит в актуализации сущностной природы, в осуществлении этих возможностей, в движении к зрелости;
  4. психопатология в целом является результатом отрицания, фрустрации или искажения сущностной природы человека;
  5. Эта внутренняя природа не столь сильна, сверхвлиятельна и безошибочна, как инстинкты животных. Она слаба, хрупка, тонка, легко одолевается привычкой, давлением культуры, неправильным к ней отношением. Но, даже будучи слабой, она вряд ли исчезает у здорового человека – а быть может и у больного. Даже отвергаясь, она продолжает подпольное существование, вечно стремясь к актуализации.

Термины: Самоактуализация, мотивация, метапотребности,

+Холистико-динамическая точка зрения;

+ Психическое нужно рассматривать как единое целое, избегая проведения «анализа по единицам».

+Выводил свои представления о личности из исследований здоровых и творческих людей;

+Изучал личность только через её положительные стороны (силу, добродетель, активность, радость, счастье и т.д.);

+1967 г. Теория человеческой мотивации:

-базовые потребности — это потребности в пище, привязанности, безопасности, самоуважении и т.п.

-метапотребности – это потребности в справедливости, доброте, красоте, порядке, единстве и т.п. Это потребности роста личности.

Базовые потребности в большинстве случаев сильнее и организованы иерархически. Метапотребности не имеют иерархии – они одинаково сильны – и могут легко замещаться одна другой. Метапотребности также инстинктивны или врождены, как и базовые, и, когда они не удовлетворяются, человек заболевает. Эта метапатология представлена такими состояниями, как отчужденность, страдание, апатия, цинизм.

+Определил черты самоактуализирующейся личности, через клиническое исследование таких выдающихся людей, как Линкольн, Бетховен, Элеонор Рузвельт, Эйнштейн и др.

+Исследовал природу «пиковых переживаний» (самые замечательные переживания жизни).

Люди, подверженные пиковым переживаниям, чувствуют большую интеграцию, единство с миром, владение собой, спонтанность, более восприимчивы и т.д.

Развитие личности не разработано, хотя в своих общих положениях схоже с теорией Роджерса. Если тенденция к выживанию не блокируется окружающими, то тенденция к актуализации может быть реализована, в противном случае человек демонстрирует защитное поведение.

Пирамида потребностей Маслоу:

  1. физиологические потребности (вода, пища и т.д.),
  2. потребности в безопасности (избегание боли),
  3. потребности в принадлежности и любви (близость, принадлежность к группе, идентификация),
  4. потребность в уважении (одобрение самого себя и одобрение со стороны окружающих),
  5. потребность в самоактуализации (акцент на особые способности),
  6. потребность в когнитивном понимании (акцент на информационный голод и потребность в стимуляции).

Каждая из этих потребностей становится важной лишь тогда, когда удовлетворены все нижележащие. Когда удовлетворены все потребности, связанные с выживанием, на первый план выходят потребности в актуализации.

Рассматривается единственный тип личности – Самоактуализирующаяся личность (удовлетворившая потребности выживания) отличается реалистичностью восприятия, принятием себя, других и окружающего мира, спонтанностью, ориентацией на решение задачи, потребностью в уединении, независимостью, духовностью, которая не обязательно носит религиозный характер, чувством общности с человечеством, глубокими межличностными отношениями (такие отношения обычно устанавливаются лишь с несколькими людьми), приверженностью демократическим ценностям, разграничением средств и целей, чувством юмора (скорее философского, чем злого), креативностью и нонконформизмом.

Вернуть человека на путь самоактуализации и развития в том направлении, которые диктует его внутренняя природа.

Попытка актуализовать внутренние потенциалы и попытка удовлетворить потребности, отвечающие за физическое и психологическое выживание организма. Тенденция к актуализации обеспечивает улучшение жизни (и называется мотивацией роста), тогда как тенденция к выживанию обеспечивает лишь ее поддержание (и называется мотивацией депривации).

Теория Болби

Таблица по теориям личности — Стр 2

Использованная литература:

+Харламенкова Н.Е. – Психология личности

+Холл К.С., Линдсей Г. – Теории личности

+Хьелл Ларри А. и Зиглер Дэниел Дж. – Теории личности