Таблица «Теории личности»
Название |
Исследователи |
Основные положения, термины |
Учения, идеи, теории |
Структура и стадии развития личности |
Цель психологич. Консультирования |
Когнитивная психология |
Основоположник этого подхода – американский психолог Дж. Келли (1905-1967) |
+Главный источник развития личности, согласно Келли, является среда, социальное окружение. +Огромное влияние интеллектуальных процессов на поведение человека. +Любой человек сравнивается с ученым, проверяющим гипотезы о природе вещей и делающим прогноз будущих событий. Любое событие открыто для многократного интерпретирования. +Келли открыл и описал главные механизмы функционирования личностных конструктов, а также сформулировал основополагающий постулат и 11 следствий. Постулат утверждает, что личностные процессы психологически канализированы таким образом, чтобы обеспечить человеку максимальное предсказание событий. Все остальные следствия уточняют этот основной постулат. +Главное понятие в этом направлении – конструкт (от англ. Сonstruct — строить) – это особенности всех известных познавательных процессов (восприятия, памяти, мышления и речи). Благодаря конструктам человек не только познает, но и устанавливает межличностные отношения. Конструкты, которые лежат в основе этих отношений, называются личностными конструктами. Конструкт — это своеобразный классификатор нашего восприятия других людей и себя. +Каждый конструкт имеет «дихотомию» (два полюса): «спортивный и неспортивный», «музыкальный и немузыкальный» и т.д. Человек выбирает произвольно тот полюс конструкта, тот исход, который лучше описывает событие, т.е. обладает лучшей прогностической ценностью. Одни конструкты пригодны для описания лишь узкого круга событий, в то время как другие обладают широким диапазоном применимости. Например, конструкт «умный-глупый» не годиться для описания погоды, а вот конструкт «хороший-плохой» пригоден фактически на все случаи жизни. +Люди отличаются не только количеством конструктов, но и их местоположением. Те конструкты, которые актуализируются в сознании быстрее, называются суперординатными, а которые медленнее — субординатными. Например, если, встретив какого-то человека, вы сразу оцениваете его с точки зрения того, является ли он умным или глупым, и только потом — добрым или злым, то ваш конструкт «умный-глупый» является суперординатным, а конструкт «добрый-злой» — субординатным. +Дружба, любовь и вообще нормальные взаимоотношения между людьми возможны только тогда, когда люди имеют сходные констукты. +Келли полагал, что личность обладает ограниченной свободой воли. Конструктная система, сложившаяся у человека в течение жизни, содержит в себе известные ограничения. Однако он не считал, что жизнь человека полностью детерминирована. В любой ситуации человек способен сконструировать альтернативные предсказания. Внешний мир — не злой и не добрый, а такой, каким мы конструируем его в своей голове. В конечном итоге, по мнению когнитивистов, судьба человека находится в его руках. Внутренний мир человека субъективен и является, по мнению когнитивистов, его собственным порождением. Каждый человек воспринимает и интерпретирует внешнюю реальность через собственный внутренний мир. Термины: Конструкт, Конструктивный альтернативизм, Личностный конструкт |
+Теория личностных конструктов Дж. Келли +Социально-когнитивная теория личности А.Бандуры +Социально-когнитивная теория личности Дж. Роттер |
+Личность — это система организованных личностных конструктов, в которых перерабатывается (воспринимается и интерпретируется) личный опыт человека. +Структура личности в рамках данного подхода рассматривается как индивидуально своеобразная иерархия конструктов. +Целостные свойства личности выступают как результат совместного функционирования обоих блоков, всех конструктов. Выделяют два типа целостной личности: когнитивно сложная личность (личность, у которой имеется большое количество конструктов) и когнитивно простая личность (личность с небольшим набором конструктов). +Когнитивно сложная личность, по сравнению с когнитивно простой, отличается следующими характеристиками: -имеет лучшее психическое здоровье; -лучше справляется со стрессом; -имеет более высокий уровень самооценки; -более адаптивна к новым ситуациям. |
По мнению когнитивистов, судьба человека находится в его руках. Келли видел задачу терапевтического процесса в том, чтобы помочь людям изменить их конструктную систему, улучшив ее прогностическую эффективность. Терапевтическое учреждение — это лаборатория, в которой психотерапевт помогает клиенту развивать и апробировать новые гипотезы, как в клинической ситуации, так и вне ее. Психотерапевт активно направляет и стимулирует клиента интерпретировать события по-новому, не так, как он делал это раньше. Если новые конструкты подходят, клиент может использовать их в будущем; если нет -разрабатываются и проверяются другие гипотезы. Также, Келли разработал собственный специфический метод — терапию фиксированной роли. Она основана на положении, что люди — это не только то, чем они себя представляют, но также и то, что они делают. Более конкретно, Келли полагал, что роль психотерапевта — воодушевить клиента и помочь ему изменить свое открытое поведение. В свою очередь, это изменение позволит клиенту осознать и интерпретировать себя иначе, тем самым становясь новым, более эффективным человеком. Важно помнить: Келли не верил, что терапия фиксированных ролей пригодна для всех. По его убеждению психотерапевты должны творчески подходить к выбору метода, который необходим, чтобы «человек вновь мог функционировать, и жизнь продолжалась» |
Теория интеллектуального развития Пиаже |
Жан Пиаже |
+Развитие личности через развитие познавательной сферы человека, как непрерывная смена неизменной последовательности стадий, каждая из которых подготовлена предыдущей и подготавливает последующую. +На каждой стадии развития формируются новые познавательные навыки, которые определяют пределы того, чему можно научить человека в этот период, например, способность к логическому мышлению закладывается в младенчестве и совершенствуется от года к году, подчиняясь определенным закономерностям. +Навыки мыслительной деятельности приобретаются естественным образом — по мере того, как происходит общее развитие детского организма и расширяются горизонты изучаемого ребенком мира. Значительная часть активности детей приходится на игры, которые являются важным компонентом их исследования окружающих объектов — людей, явлений, предметов. Пиаже считал, что такая форма обучения необходима для нормального умственного развития и успешного процесса его взросления. +Центральное понятие в концепции Пиаже – операция. Это мысленное действие ребенка, которое обладает очень важным свойством – обратимостью. Это свойство заключается в том, что человек может вернуться к началу мыслительного процесса. Например, планируя серию ходов в шахматной игре, человек каждый раз возвращается к началу комбинации. Обратимость дает свободу мысли и позволяет действовать «в уме» относительно независимо от конкретной ситуации. Пиаже полагал, что овладение операциями и становление обратимости – это ядро умственного развития ребенка. +Когнитивные структуры – это главный способ мышления ребенка, который определяет его активность и понимание мира. +В основе теории Пиаже лежит представление об исходной активности детского организма, врожденной потребности в познании и действии. Эта исходная активность ребенка сталкивается с внешним окружающим миром, включающим требования и запреты взрослых, предметы, звуки и пр. Ребенок сталкивается с необходимостью приспособить себя и свое поведение к требованиям окружающей среды. Этот процесс приспособления Пиаже называл адаптацией. +Адаптация осуществляется через ассимиляцию и аккомодацию. Сами эти термины заимствованы из биологии. Как известно, ассимиляцией в биологии называют процесс поглощения и усвоения организмом элементов среды, а аккомодацией – процесс подстраивания живого организма к окружающим условиям. Общее значение этих понятий Пиаже переносит на развитие интеллекта ребенка. +Ассимиляция заключается в стремлении включить новые, непривычные явления в уже имеющиеся у ребенка готовые мыслительные структуры, а аккомодация – в изменении готовых схем и приспособлении их к окружающим явлениям. +Когда мыслительная схема не подходит к свойствам реального предмета, ребёнок отказывается от наложения готовых схем и вырабатывает новые представления (т. е. осуществляет аккомодацию), таким образом достигая равновесия – соответствия своих мыслительных структур с объектами реальности. Процесс уравновешивания – один из главных в концепции Пиаже – происходит благодаря практическому опыту ребенка, когда этот опыт не может быть в готовом виде ассимилирован и требует построения новых умственных конструктов. Таким образом достигаются равновесие со средой и адаптация ребенка к внешним условиям. |
Как и Фрейд, Пиаже опирался на фундаментальное значение исходного пункта детского развития и на природные, врожденные способности ребенка. Но в центре его концепции находятся не личностные проблемы и чувства ребенка, а его мышление и понимание окружающей реальности. Опираясь на теорию биологической эволюции Ч. Дарвина, Пиаже рассматривал умственное развитие ребенка как процесс адаптации (приспособления) к окружающему миру. |
Стадии когнитивного развития личности: 1.Сенсомоторная (от рождения до 2 лет). На этой стадии у детей формируется способность сохранять в памяти образы предметов окружающего мира. До завершения этой стадии детям кажется, что предметы перестают существовать, когда они на эти предметы не смотрят. 2.Предоперациональная (от 2 до 7 лет). В это время дети учатся различать символы и их значения. 3.Стадия конкретных операций (от 7 до 11 лет). В этот период дети учатся мысленно совершать действия, которые раньше они выполняли только руками. 4.Формальных операций (от 12 до 15 лет). На этой стадии подростки овладевают навыками решения абстрактных математических и логических задач, осмысливать нравственные проблемы, а также рассуждать о будущем. |
|
Гуманистическая психология |
+Гуманистическая психология противостоит мрачному пессимизму и безнадежности Психоанализа и роботизации человека в Бихевиоризме. Она смотрит на человека с большей надеждой и оптимизмом и верит в то, что любой человек обладает возможностью к здоровому и творческому росту. Неудачи в осуществлении этой возможности связаны с удушающими и извращающими влияниями родительского воспитания, обучения и иных социальных прессов. Тем не менее, этот вредный эффект может быть преодолен, если индивид хочет принять ответственность за собственную жизнь. +Организмическая теория – личность как единое целое, включающее много частных функций. |
+Теория личностных черт Олпорта, +Теория самоактуализации Маслоу, +Теория и индирективная психотерапия Роджерса, +Представления Бюлер о жизненном пути личности, +Идеи Мэйя. |
|||
Центрированная на человеке теория Роджерса |
Карл Роджерс |
+Индивид существует в постоянно изменяющемся мире, центром которого является он сам. Это индивидуальное пространство (феноменальныq мир) включает в себя все, что чувствует человек (организм) не зависимо от того, осознанно или не осознанно это чувство. Осознание того или иного чувства – символизация объекта. Подлинный смысл индивидуального опыта известен только самому индивиду. +Организм реагирует на окружение так, как оно дано ему в опыте и восприятии. Именно эта сфера — восприятие событий является реальной. Иными словами, человек реагирует не на какую-то абсолютную реальность, а на свое восприятие этой реальности. Это положение раскрывается через три принципа: 1) поведение человека можно понять не с позиций объективного наблюдателя, а с позиций самой личности, ее субъективного восприятия и познания действительности; 2) человек сам определяет свою судьбу, свободен в выборе и принятии решения; 3) люди по природе добры и стремятся к совершенству. +Организм реагирует на определенное феноменальное поле как организованное целое. Это положение противопоставляется функционализму, раскладывающему личность и познавательные процессы на отдельные составляющие. + Личность имеет одну основную тенденцию и стремление – потребность в самоактуализации, которая заложена в каждом человеке от рождения, однако воспитание и нормы, установленные обществом, принуждают его забыть о собственных чувствах и потребностях и принять ценности, навязанные другими. Это отклонение – источник аномалий поведения. Чем больше проявлений опыта доступно сознанию, тем больше у человека возможностей отразить общую картину своего феноменального мира в поведении; чем меньше защитных, искажающих содержание опыта представлений, тем адекватнее они выражаются в общении. + Со временем часть личного мира человека, его восприятия начинают осознаваться и оформляться в отдельную структуру — Я-концепцию – это воспринимаемое индивидом «Я» или то, что человек имеет в виду, когда говорит «Я» или «мне». На начальном этапе Я-концепция обычно формируется на основании личного опыта и событий, происходящих в феноменальной сфере. Также она формируется при взаимодействии с другими людьми, которые имеют для них значение и обращаются с ними как с отдельными «Я». +Основанием невроза служит рассогласование, неконгруэнтность (несоответствие) истинного содержания личности (опыта) и его «Я-концепции», самости. Термины: феноменальное поле, символизация объекта, условия ценности, конгруэнтность, эмпатия, индирективная психотерапия |
+Создание собственного направления в психотерапии – индирективная психотерапия. +Теория терапии и личностных изменений – процесс изменений клиента приходит в движение, когда он видит безусловное положительное отношение к себе со стороны терапевта и эмпатическое понимание своей системы ориентации. Во время этого процесса у клиентов возрастает осознание истинных своих чувств и переживаний, а их представление о себе становится более конгруэнтным с общим опытом организма. +Общая теория межличностных отношений: «При допущении а) минимального желания со стороны двух людей быть в контакте; б) способности и минимального желания со стороны каждого получать коммуникацию от другого и в) продолжительности контакта в течение некоторого времени – последующие отношения предположительно будут истинными. |
Стадии развития не выделяются. В целом большое значение придается тому, получает ли личность безусловное позитивное внимание со стороны значимых других (полное принятие и уважение), либо это позитивное внимание носит условный характер (принятие одних поведенческих появлений и отвергание других). Если имеет место безусловное позитивное внимание, то Я-концепция отражает все то, что содержится во внутренних потенциалах личности («Я» воспринимается как конгруэнтное потенциалам). Если же личность в процессе развития испытывала к себе условное позитивное внимание, у нее сформируются условия ценности (оценочные стандарты того, какое поведение ценно, а какое нет). В этом случае Я-концепция детерминирована обществом и поэтому неконгруэнтна внутренним потенциалам. Для того, чтобы эта неконгруэнтность не стала осознаваемой (и, следовательно, для того, чтобы избежать связанной с ощущением малоценности тревоги), личность демонстрирует защитное поведение, которое выражается либо как подавление, либо как искажение. Типы личности как совокупности черт: 1) Полноценно функционирующая личность (идеальная личность) получала безусловное позитивное внимание. Поэтому у нее нет условий ценности, нет тенденции к защитному поведению; такую личность характеризует конгруэнтность между «Я» и потенциалами. Такой личности свойственны открытость к переживаниям (эмоциональная глубина и рефлексивность), экзистенциальность образа жизни (гибкость, адаптивность, спонтанность, индуктивное мышление), организмическое доверие (интуитивность, уверенность), эмпирическая свобода (субъективное ощущение свободы воли) и креативность (склонность к продуцированию новых действенных мыслей, действий и объектов). 2) Дезадаптированная личность получала условное позитивное внимание, поэтому у нее сформировались условия ценности и неконгруэнтность между «Я» и потенциалами, тенденция к защитному поведению. Кроме того, такая личность живет в соответствии с составленным заранее планом, а не экзистенциально и пренебрегает собственным организмом, вместо того чтобы доверять ему, чувствует, что ею манипулируют и не дают поступать в соответствии с собственными желаниями, ведет себя не креативно, а конформно. Роджерс придает огромное значение индивидуальности человека и поэтому выделяет лишь два типа личности. Если бы он определил содержание постулированных им внутренних потенциалов, было бы возможным построение подклассификаций. |
Цель – добиться в диалоге с клиентом осмысления кризисной ситуации самим клиентом, которое в ходе последующих бесед может смениться переосмыслением данной ситуации и нахождением возможных путей выхода из нее. Психотерапевтические приемы, применяемые Роджерсом, получили название индирективной психотерапии, или «клиент-центрированный» психотерапии. Позднее этот термин был заменен более подходящим — понятием «личностно-центрированная терапия». Цель личностно-центрированной психотерапии – достижение человеком состояния полностью функционирующей личности, посредством развития таких качеств, как открытость переживаниям и опыту, рациональность и отсутствие стремления к самообороне, вовлечение в экзистенциальный процесс жизни, взятие на себя ответственности, творческое отношение к жизни, принятие других людей как уникальных личностей, высокая самооценка, открытое и свободное реагирование на основе непосредственного переживания событий. Основными условиями личностно-центрированного подхода являются — эмпатия, конгруэнтность и безусловное положительное принятие клиента. Эмпатия — ощущение внутреннего мира клиента как своего собственного, но при сохранении качества «как будто». Это способность человека эмоционально отзываться на переживания других людей. Консультант должен быть чувствительным к потоку переживаний, возникающих как у клиентов, так и у него самого в каждый конкретный момент. Он также должен ощущать нюансы, которые не могут почувствовать клиенты. Консультант должен передавать клиенту свое восприятие его внутреннего мира и личных смыслов, а также часто проверять точность своего понимания и показывать готовность учесть замечания и внести поправки. Конгруэнтность = подлинность, реальность, открытость, прозрачность, присутствие. Конгруэнтность — это соответствие между Я-концепцией и опытом, или Я-концепцией и организмическим Эго. Отвергание и искажение опыта приводит к неконгруэнтности. Консультант должен поддерживать прямой контакт с клиентами, воспринимать чувства, которые они испытывают, быть в состоянии их осознавать, избегать интеллектуального подхода, быть самим собой, быть готовым разделить чувства клиента и дать ему обратную связь. Конгруэнтность клиента означает, что при соответствующих условиях, которые создают терапевты, клиенты имеют возможность поделиться той частью себя, которую они считают смущающей, пугающей, неправильной. В результате клиенты начинают интегрировать в Я неискаженный личностный опыт. Безусловное положительное отношение (бескорыстная теплота, забота, высокая оценка, принятие, уважение) включает в себя готовность консультанта отражать разнообразные чувства клиента — любовь, радость, гнев, негодование и др. Суть этой позиции состоит в том, что вероятность продвижения клиента вперед увеличивается, если его хвалят за гуманность и они испытывают чувства безопасности и свободы. |
Ассоциативная психология |
|||||
Теория Монтессори |
|||||
Теория морального выбора |
|||||
Теория личностных черт Г. Олпорта |
Гордон Олпорт (1897-1967) |
+Персонологическая концепция — человек как сложная «открытая» система. +Особое место в этой сложно организованной системе занимает мотивационно-потребностная сфера. В ней выделяются два уровня функционирования: уровень мотивов нужды и уровень высших мотивов (мотивов развития). |
+Диспозициональный подход: 1) люди обладают широким набором предрасположенностей реагировать типичным образом на различные ситуации; 2) каждый единичный человек уникален, непохож по своему психическому складу (системе черт) на других людей. |
+Интегративные уровни взаимодействия индивида с миром: -условные рефлексы, -навыки, -черты личности, -системы черт, варьирующие в разных случаях и образующие множественные Я-личности. +Стадии развития не выделены. Предполагается, что в момент рождения организм оппортунистичен, он нуждается в питании и заботе. Если удовлетворению биологических потребностей ничто не препятствует, то формируется проприативное функционирование. К концу первого года жизни начинает формироваться ощущение своего тела, на втором и третьем годах формируется самоидентичность и затем «Я»-образ, в период между 6 и 12 годами – способность рационального решения проблем. В подростковом возрасте увеличивается проприативное стремление. Хотя различные проприативные функции начинают формироваться в разные периоды жизни, к моменту достижения взрослости они уже выражаются в комплексе. Предпосылкой такого функционирования является достаточный уход и поддержка в детстве. Если их недостаточно, проприативное развитие нарушается и во взрослом возрасте оппортунистическое функционирование продолжает играть главенствующую роль. Переход от оппортунистического к проприативному функционированию совершается в соответствии с принципом функциональной автономии, заключающимся в том, что поведенческий паттерн, изначально нацеленный на удовлетворение биологических потребностей, может стать абсолютно самостоятельным аспектом существования и проявляться уже после того, как данная биологическая потребность утеряла свою значимость. |
|
Теория самоактуализации Абрахама Маслоу |
Абрахам Маслоу (1908-1970) |
Термины: Самоактуализация, мотивация, метапотребности, |
+Холистико-динамическая точка зрения; + Психическое нужно рассматривать как единое целое, избегая проведения «анализа по единицам». +Выводил свои представления о личности из исследований здоровых и творческих людей; +Изучал личность только через её положительные стороны (силу, добродетель, активность, радость, счастье и т.д.); +1967 г. Теория человеческой мотивации: -базовые потребности — это потребности в пище, привязанности, безопасности, самоуважении и т.п. -метапотребности – это потребности в справедливости, доброте, красоте, порядке, единстве и т.п. Это потребности роста личности. Базовые потребности в большинстве случаев сильнее и организованы иерархически. Метапотребности не имеют иерархии – они одинаково сильны – и могут легко замещаться одна другой. Метапотребности также инстинктивны или врождены, как и базовые, и, когда они не удовлетворяются, человек заболевает. Эта метапатология представлена такими состояниями, как отчужденность, страдание, апатия, цинизм. +Определил черты самоактуализирующейся личности, через клиническое исследование таких выдающихся людей, как Линкольн, Бетховен, Элеонор Рузвельт, Эйнштейн и др. +Исследовал природу «пиковых переживаний» (самые замечательные переживания жизни). Люди, подверженные пиковым переживаниям, чувствуют большую интеграцию, единство с миром, владение собой, спонтанность, более восприимчивы и т.д. |
Развитие личности не разработано, хотя в своих общих положениях схоже с теорией Роджерса. Если тенденция к выживанию не блокируется окружающими, то тенденция к актуализации может быть реализована, в противном случае человек демонстрирует защитное поведение. Пирамида потребностей Маслоу:
Каждая из этих потребностей становится важной лишь тогда, когда удовлетворены все нижележащие. Когда удовлетворены все потребности, связанные с выживанием, на первый план выходят потребности в актуализации. Рассматривается единственный тип личности – Самоактуализирующаяся личность (удовлетворившая потребности выживания) отличается реалистичностью восприятия, принятием себя, других и окружающего мира, спонтанностью, ориентацией на решение задачи, потребностью в уединении, независимостью, духовностью, которая не обязательно носит религиозный характер, чувством общности с человечеством, глубокими межличностными отношениями (такие отношения обычно устанавливаются лишь с несколькими людьми), приверженностью демократическим ценностям, разграничением средств и целей, чувством юмора (скорее философского, чем злого), креативностью и нонконформизмом. |
Вернуть человека на путь самоактуализации и развития в том направлении, которые диктует его внутренняя природа. Попытка актуализовать внутренние потенциалы и попытка удовлетворить потребности, отвечающие за физическое и психологическое выживание организма. Тенденция к актуализации обеспечивает улучшение жизни (и называется мотивацией роста), тогда как тенденция к выживанию обеспечивает лишь ее поддержание (и называется мотивацией депривации). |
Теория Болби |
Таблица по теориям личности — Стр 2
Использованная литература:
+Харламенкова Н.Е. – Психология личности
+Холл К.С., Линдсей Г. – Теории личности
+Хьелл Ларри А. и Зиглер Дэниел Дж. – Теории личности