СТРУКТУРНО-ФУНКЦИОНАЛЬНЫЙ ПОДХОД

СИСТЕМНЫЙ ПОДХОД В СОЦИОЛОГИИ

Системный подход -совокупность методов и средств, позволяющих исследовать свойства и структуру объекта в целом, представив его в качестве системы, подготовить и обосновать комплексные управленческие решения с учетом всех взаимосвязей отдельных структурных частей, их взаимовлияния и выявления воздействия системы в целом на каждый элемент системы – важнейшая в исследовательской и практической деятельности форма организации использования во взаимной связи и зависимости принципов и методов исследования, логических форм для познания предметов, явлений, процессов как систем. Основоположниками системного подхода являются: А.А.Богданов, Л. фон Берталанфи, Э. де Боно, Л. ла Руш, Г. Саймон, П. Друкер, А.Чандлер, С.А.Черногор, Малюта А.Н. Развёрнутое определение системного подхода включает также обязательность изучения и практического использования следующих восьми его аспектов:

1. системно-элементного или системно-комплексного, состоящего в выявлении элементов, составляющих данную систему. Во всех социальных системах можно обнаружить вещные компоненты (средства производства и предметы потребления), процессы (экономические, социальные, политические, духовные и т. д.) и идеи, научно-осознанные интересы людей и их общностей;

2. системно-структурного, заключающегося в выяснении внутренних связей и зависимостей между элементами данной системы и позволяющего получить представление о внутренней организации (строении) исследуемой системы;

3. системно-функционального, предполагающего выявление функций, для выполнения которых созданы и существуют соответствующие системы;

4. системно-целевого, означающего необходимость научного определения целей и подцелей системы, их взаимной увязки между собой;

5. системно-ресурсного, заключающегося в тщательном выявлении ресурсов, требующихся для функционирования системы, для решения системой той или иной проблемы;

6. системно-интеграционного, состоящего в определении совокупности качественных свойств системы, обеспечивающих её целостность и особенность;

7. системно-коммуникационного, означающего необходимость выявления внешних связей данной системы с другими, то есть её связей с окружающей средой;

8. системно-исторического, позволяющего выяснить условия во времени возникновения исследуемой системы, пройденные ею этапы, современное состояние, а также возможные перспективы развития.

Практически все современные науки построены по системному принципу. Важным аспектом системного подхода является выработка нового принципа его использования — создание нового, единого и более оптимального подхода (общей методологии) к познанию, для применения его к любому познаваемому материалу, с гарантированной целью получить наиболее полное и целостное представление об этом материале.

11 стр., 5377 слов

3.Место педагогики в общей системе наук о человеке, связь педагогики ...

... результат вовлечения личности в систему социальных отношений, социальную практику в целом; усвоение и воспроизводство человеком социального опыта. Говоря о связи педагогики с другими ... различия, темперамент, наследственные основы поведения) дают основу для педагогической деятельности. Система обучения обязана учитывать физиологические особенности человека, иначе в педагогическом процессе ...

СТРУКТУРНО-ФУНКЦИОНАЛЬНЫЙ ПОДХОД

Структурно-функциональный анализ — один из важнейших исследовательских подходов к изучению социальных явлений. Основателем концепции функционализма считают Э. Дюркгейма, который первым сформулировал проблему, связанную с функциональным разделением труда в организации, и проблему взаимосвязанности функций отдельных системных единиц. В дальнейшем проблемы функционализма разрабатывались антропологами Б. Малиновским и А. Редклифф-Брауном, которые рассматривали социальный объект (в частности, общество) как адаптивную систему, в которой все части служат удовлетворению потребностям системы как целого, обеспечивая ее существование во внешней среде.

Согласно теории структурно-функционального анализа, любая системная единица организации обязана быть функциональной, т.е. вносить свой вклад в деятельность по достижению организационных целей, а значит, способствовать адаптации системы в целом: повышать ее устойчивость, эффективность взаимодействия с другими организациями (адаптивная часть функции), осуществлять регуляцию внутренних связей и поведения отдельных частей системы (регулятивная часть функции).

и финансовыми организациями, входящими во внешнюю среду.

Структурно-функциональный подход -один из наиболее развитых и детально разработанных подходов в социогуманитарном знании 20 в., задающий принципы исследования социокультурных явлений и процессов как системно-организованной структурной целостности, в которой каждый элемент имеет определенное функциональное значение.

 

ОСОБЕННОСТИ И СУЩНОСТЬ РОССИЙСКОЙ СОЦИОЛОГИИ

 

Национальные традиции и специфика российской социологии:

1) в русской культуре и традициях русского освободительного движения;

2) в развитии капитализма в России;

3) во взаимосвязи с европейской культурой. Российская социология — ее интегральная часть, испытывала на себе влияние Конта, Спенсера, Вебера, Дюркгейма, Маркса и сама вносила свой оригинальный вклад в западноевропейскую социологию.

В развитии социологической мысли в России обычно выделяют четыре основных этапа: с середины XIX века до 1918 г.; с начала 20 г.г. XX века до конца 50-х г.г.; с начала 60-х г.г. до начала 90-х г.г.; с начала 90-х г.г. XX века до наших дней.

Первый этап – этап институционализации социологии (становления как самостоятельной науки).

Одним из заметных направлений на этом этапе является субъективная социология (Петр Лаврович Лавров – 1823-1900; Николай Константинович Михайловский – 1842-1904).

В центре внимания субъективных социологов разработка учения об обществе, выявление закономерностей его развития, теория общественного прогресса.

Заметным направлением была социология марксизма. Она представлена ортодоксальным марксизмом (Георгий Валентинович Плеханов — 1856-1918 и Владимир Ильич Ленин — 1870-1924) и легальным марксизмом (Петр Бернгардович Струве — 1870-1944, Михаил Иванович Туган-Барановский — 1865-1919, Николай Александрович Бердяев — 1874-1948).

7 стр., 3449 слов

Особенности развития российской социологии в XIX – начале XX века

... наукой. Третьей и, пожалуй, главной особенностью начального этапа развития социологии в России было почти одновременное зарождение ... рассматривается как целостная система, некий «морфологический принцип», структурный план которого «начертан рукою промысла». «Человечество», по ... социологическая наука. 2. Основные течения российской социологии в XIX - начале XX века социологический философия тектология ...

Марксисты главное видели в раскрытии закономерностей перехода от частной к общественной собственности. Они утверждали, что политические взгляды и социальные отношения общества базируются на экономических отношениях; экономически господствующий класс формирует господствующую в обществе идеологию и политику; государство – продукт классовых противоречий и защищает интересы господствующего класса. С исчезновением классов исчезнет и государство.

Историческое направление русской социологии представлял Николай Яковлевич Данилевский (1822-1885).

Он обосновал теорию культурно-исторических типов, утверждал, что каждое общество (цивилизация) в процессе своего развития закономерно проходит следующие обязательные стадии (этапы): возникновение – возмужание – дряхление – гибель.

Психологическое направление(Лев Иосифович Петражицкий (1867-1931), Николай Иванович Кареев (1850-1931)).

Оно опиралось на позитивизм Конта, рассматривало формы и мотивы участия индивида в общественной жизни, связывало социальные явления с фактами сознания.

Плюралистическое направление (Максим Максимович Ковалевский — 1851-1916), в противовес экономическому детерминизму марксистов в объяснениях социальных явлений наряду с экономическими факторами учитывало влияние на общество географического, биологического, психологического факторов. Основным законом общественного развития считал социальный прогресс как расширение сфер солидарности и единства людей. Нормальный исторический процесс основан на гармонии всех сторон общества. Если она нарушена, появляется почва для революции. Государство должно способствовать гармонии труда и капитала и все конфликты решать мирным путем. Ковалевский активно продолжал идеи позитивизма.

Второй этап развития социологической мысли в России отличается продолжением становления социологии как самостоятельного института.

В 30-е г.г. XX века марксизм в СССР стал господствующей идеологией. Социология отождествлена с историческим материализмом, а конкретные эмпирические исследования по выявлению проблем общественного развития были не нужны и не проводились до 60-х г.г.

Третий этап. Возрождение социологии как науки с начала 60-х г.г. с «хрущевской оттепели». В 1962 г. создана Советская социологическая ассоциация, в 1969 г. – Институт конкретных социологических исследований АН СССР. В вузах создаются факультеты и кафедры социологии. С 1974 г. издается специализированный журнал «Социологические исследования». С середины 60-х г.г. развиваются исследования в различных отраслях промышленности, так называемая «заводская социология». В 1991 г. образован институт социологии РАН, а в 1992 г. – российская социологическая ассоциация.

Четвертый этап. К 1990 году налицо кризис советского общества и кризис социологии. В начале 1990-х гг. произошли радикальные изменения в российской социологии. Она освободилась от гегемонии марксистского метода. Не стало запретных тем и сфер. В стране сформировался рынок социологических услуг, созданы негосударственные социологические учреждения, десятки фирм специализируются на изучении спроса и предложения, организации предвыборных кампаний, управленческом консультировании.

3 стр., 1210 слов

«Эргономическое исследование восприятия человеком зрительной информации»

... положениями, задачей данной ла­бораторной работы является исследование влияния условий предъявления ви­зуальной информации на эффективность её приема и переработки ... Эргономическое исследование восприятия человеком зрительной информации» Вопрос №3: Какие способы кодирования информации Вам известны? Как зависит вероятность правильного восприятия информации от способа кодирования информации при ...

Сложился предпринимательский стиль социологической работы даже в государственных научных и учебных заведениях. Это было следствием рынка и сокращения государственного бюджетного финансирования. Издается довольно обширная социологическая периодика и литература.

Тематика исследований в значительной степени связана с вопросами социально-экономического реформирования России и прежде всего проблемами власти, распределения доходов, бедности и богатства, положения элиты, ситуации в регионах, этническими конфликтами. Десятки студентов и аспирантов получили возможность учиться в европейских и американских университетах. Начался процесс интеграции российской социологии в мировую науку.

В российской социологии идет диверсификация. Возникло множество центров, занятых сбором, анализом информации. Но академическая социология оказалась в неопределенном положении. Ей и не стать на ноги без государственной поддержки.

 

КЛАССИФИКАЦИЯ СОЦИОЛОГИЧЕСКИХ ИССЛЕДОВАНИЙ

В зависимости от целей, возникающих в процессе управленческой деятельности, а также имеющихся ресурсов (временных, финансовых, кадровых и т. д.) социологические исследования проводятся в различных модификациях.

Все социологические исследования делятся на две большие группы: теоретико-прикладные и прикладные.

Теоретико-прикладныеисследования ориентированы на содействие решению социальных проблем путем разработки новых принципиальных подходов к их изучению, формулированию общей стратегии их решения. Исследования этого типа выполняются, как правило, в рамках перспективной исследовательской программы, в которой наряду с прикладными предусмотрено решение достаточно крупной социальной проблемы.

Прикладные исследованиянаправлены на изучение и решение конкретных социальных проблем. Результатом исследований этого типа являются социально-технологические разработки, в реализации которых часто участвуют сами социологи. Иногда они называются социально-инженерными и выполняются по прямому заказу заинтересованного лица или организации. В качестве исходного знания здесь используются выводы и теоретические подходы, полученные другими учеными, в том числе и по преимуществу — социологами, которые реализуются здесь в конкретном приложении к определенной проблеме.

Практичность прикладного исследования — в его непосредственной устремленности на решение социальных проблем в конкретных условиях пространства и времени — «здесь и сейчас». Этим и определяются их основные особенности.

1.В прикладном исследовании, в отличие от теоретико-прикладного, четко определены объект и предмет исследования.

2.Время на проведение теоретико-прикладного исследования определяет социолог исходя из объема и сложности задачи. В прикладном исследовании время определяет заказчик. Он же устанавливает сроки и форму представления результатов. Здесь главное не объемы фактуры и качество текста, а полученный результат.

3.В прикладном исследовании социолог может по максимуму использовать готовые методики и их адаптации. В теоретико-прикладном, напротив, оригинальность замысла и программы предопределяет нестандартность всех ме­тодических процедур.

5 стр., 2461 слов

Опрос целевых групп турфирмы

... после окончания поездки могут предложить клиентам своей турфирмы заполнить анкету. А н к е т а Опрос целевых групп турфирмы   Уважаемые клиенты туристической фирмы «_________________»! С ... для Вас интереснее и полезнее, нами проводится анкетный опрос. Мы просим Вас ответить на вопросы нашей анкеты. Заполненные анкеты ПРИСЫЛАЙТЕ, пожалуйста, на адрес фирмы: ­____________________ Все сведения ...

4.В прикладном исследовании этапность и сроки работы предопределяются логикой практического использования получаемой информации для управленческих решений, тогда как в теоретико-прикладном определяющий фактор — это логика осмысления предметной области.

5.Итоговый документ теоретико-прикладного исследования — научная публикация, прикладного — социально-технологическая разработка.

СУЩНОСТЬ И СОДЕРЖАНИЕ ПРОГРАММЫ СОЦИОЛОГИЧЕСКОГО ИССЛЕДОВАНИЯ

Программа социологического исследования — документ, который организует и направляет в определенное русло исследовательскую деятельность, намечая пути ее осуществления. Подготовка ее требует высокой профессиональной квалификации и затрат времени. От качества программы социологического исследования во многом зависит успех социологического исследования.

Программа содержит теоретическое обоснование методологических подходов и методических приемов изучения определенного явления или процесса. Неслучайно программу называют стратегическим документом, где выражены концепция исследования проблемы, те вопросы, которые особо заинтересовали организаторов и побудили их предпринять попытку осуществить научный анализ.

Программа социологического исследования обычно включает в себя подробное, четкое и завершенное изложение следующих разделов: методологическая часть, указание цели, определение объекта и предмета исследования, логический анализ основных понятий, формулировка гипотез и задач исследования; методическая часть — определение обследуемой совокупности, характеристика используемых методов сбора первичной социологической информации, логическая структура инструментария для сбора этой информации, логические схемы ее обработки.

 

СОЦИОЛОГИЧЕСКИЙ ОПРОС КАК МЕТОД ПОЛУЧЕНИЯ ПЕРВИЧНОЙ СОЦИОЛОГИЧЕСКОЙ ИНФОРМАЦИИ

Социологический опрос — это метод получения первичной социологической информации, основанный на непосредственной или опосредованной связи между исследователем и респондентом с целью получения от последнего необходимых данных в форме ответов на поставленные вопросы. Опрос — это форма социально-психологического общения между исследователем и респондентом, благодаря которому появляется возможность в короткие сроки получить значительную информацию от многих людей по широкому кругу интересующих исследователя вопросов. Результаты опроса зависят от ряда обстоятельств:

— психологического состояния респондента в момент опроса;

— ситуации опроса (условия, которые должны быть благоприятны для общения);

— содержания анкеты или устного опроса.

Существует два основных вида опроса: интервью и анкетирование

Анкетирование – письменная форма опроса, осуществляемая, как правило, заочно, т.е. без прямого и непосредственного контакта интервьюера и респондента. Заполнение анкет происходит либо в присутствии анкетера, либо без него.

8 стр., 3614 слов

Методы исследования малой группы (социометрия, методики по изучению ...

... в следующем. После постановки задач исследования и выбора объектов измерений формулируются основные гипотезы и положения, касающиеся возможных критериев опроса членов групп. Здесь не может быть полной ... и др. Авторы дают классификации методик, описывают ососбенности их проведения, обсуждают вопросы достижения валидности и надежности получаемых данных. Цель данного реферата: Обобщить представленные ...

Интервью– это прямой контакт (беседа) интервьюера с респондентом с фиксированием ответов респондента. В современной практике социологических опросов метод интервью используется реже анкетирования. Однако, интервьюирование имеет свои достоинства и недостатки по сравнению с анкетированием.

 

19.АНКЕТИРОВАНИЕ В СОЦИОЛОГИЧЕСКОМ ИССЛЕДОВАНИИ: РАЗНОВИДНОСТИ, ОСОБЕННОСТИ

 

Анкетный опрос(анкетирование) – разновидность метода опроса, при которой общение между исследователем и респондентом опосредуется анкетой.

Анкетаэто упорядоченный по содержанию и форме набор вопросов и высказываний в виде опросного листа, вопросника. Первоначально в период становления так называемой политической арифметики, разрабатываемой в XYII в. англичанином У. Петти и его сторонниками, анкетой называли процесс систематического сбора эмпирических данных с помощью формуляров (наборов вопросов).

При разработке анкеты необходимо соблюдать следующие правила:

Содержание анкеты должно быть подчинено теме и задачам исследования. Для этого каждый из вопросов нужно соотнести с исследовательскими задачами.

Язык анкеты должен быть освобожден от распространенных клише, газетных штампов и стереотипных оборотов. Он должен быть близок к разговорной речи обследуемой совокупности лиц и оперировать ситуациями, достаточно близкими и понятными респондентам. Последовательность вопросов следует строить таким образом, чтобы в течение всего процесса заполнения анкеты, опроса у отвечающего сохранялся интерес к ней и стимулировалось желание отвечать на вопросы.

При формулировках “подсказок” — избираемых вариантов ответа — нужно избегать психологического давления на респондента, навязывания ему точки зрения, наиболее удобной для исследователя. Необходимо соблюдать пропорции в подборе “положительных” и “отрицательных” суждений, обращать внимание на их расположение в самой анкете.

Респондент не должен решать в ходе опроса сложных задач, отнимающих у него много времени.

Анкета должна быть выверена во времени и построена с учетом обстоятельств, проистекающих из места проведения опроса.

Анкету необходимо оформлять аккуратно, в ее полиграфическом оформлении рекомендуется использовать разные шрифты, отделяющие формулировки вопросов ответов, пояснения респондентам относительно способа ее заполнения.

Основные виды анкетирования:

По числу опрашиваемых различают групповое и индивидуальное анкетирование.

По месту проведения выделяют анкетирование дома, на работе и в целевых аудиториях (посетители магазинов, выставок и т.п.).

По способу распространения анкет различают: раздаточную анкету (раздается респондентам самим анкетером); почтовую (рассылается по почте) и прессовую (публикуется в газете или журнале).

Различные сочетания названных признаков могут образовывать множество разновидностей анкетного опроса.

Анкетер, работающий с группой опрашиваемых из 20-30 человек, объясняет цели исследования, правила заполнения анкеты и в случае неясностей при заполнении анкеты индивидуально консультирует респондентов. Анкеты заполняются в присутствии анкетера и возвращаются ему сразу после заполнения. Эта форма опроса обеспечивает почти стопроцентный возврат и краткие сроки сбора данных.

10 стр., 4824 слов

IV. Основные виды вопросов и правила их постановки и формулирования.

... получить дополнительные сведения, важные для оценки объекта исследования; • возможность оценить ситуацию опроса; • возможность наблюдать реакцию респондента на вопрос; • возможность проверить, понятны ли индикаторы респонденту. ... проекта может проводиться от 3 до 15 фокус-групп. Преимущества метода: фокус-группа дает возможность получения глубокой качественной информации при изучении ...

При использовании индивидуального анкетирования с помощью раздаточной анкеты анкетер либо вручает анкету респонденту, договариваясь о сроке возврата при повторной встрече, либо, объяснив правила заполнения и цели опроса, ожидает заполнения анкеты. Ясно, что при первом варианте респондент получает больше времени на заполнение анкеты, обдумывание ответов, но при этом осложняются проблемы возврата и появляются возможности для обсуждения темы опроса с посторонними людьми, для замены респондента.

Почтовый опрос также достаточно популярный метод опроса больших совокупностей людей. Его слабые стороны — низкий процент возврата без применения специальных приемов (около 30%).

Не поддающаяся контролю ситуация заполнения анкет (кто и в каких условиях заполнял анкету) и связанные с этими особенностями трудности обоснования репрезентативности выборки целевой совокупности.

Публикация анкеты в газетах или журналах активно используется в журналистской практике, однако познавательные возможности этого вида опроса ограничены в связи с проблемой возврата заполненных анкет. Среди других существенных недостатков раздаточного анкетирования следует указать на необходимость использования в этом случае очень простых по структуре анкет.

СОЦИОМЕТРИЯ В СОЦИОЛОГИИ

Социометрия – теория и целостный практический метод психодиагностического социально-психологического измерения межличностных и внутригрупповых отношений, автором которой является австрийско-американский психолог и социолог Джекоб (Якоб) Леви Морено. По его мнению, психическое состояние, адекватность поведения человека во многом зависит от занимаемого им положения в неформальной структуре малой группы. Недостаток симпатий становится одновременно и следствием межличностных проблем, и их источником. Согласно Дж. Морено, социометрия – это способ первичной диагностики наличия определённых проблем во взаимоотношениях. Несомненное достоинство данного метода в том, что внутригрупповые отношения получают конкретное выражение в виде таблицы, схем, графиков, числовых величин.

Метод социометрии относится к инструментарию социально-психологического исследования структуры малых групп, а также исследования личности как члена группы. Методика «Социометрия» используется для измерения групповых свойств, фиксирует определённые свойства группы как целостного образования. Методологически оправданное использование арсенала социометрического метода позволяет получить серьёзные теоретические выводы о процессах функционирования, развития группы, а также, в итоге, достигать практических результатов. Повторные измерения, проведённые в той же группе, позволяют исследовать динамику отношений в группе.

С помощью социометрического метода изучают типологию социального поведения в условиях групповой деятельности, оценивают сплочённость, совместимость членов группы. Метод социометрии был разработан Дж. Морено как способ исследования эмоционально непосредственных отношений внутри малой группы. Измерение предполагает опрос каждого члена малой группы с целью установления тех членов группы, с которыми он предпочел бы (выбрал) или, напротив, не захотел бы (не выбрал) участвовать в определённом виде деятельности или взаимодействовать в какой-либо ситуации. Процедура социометрического измерения включает следующие элементы: определение варианта (числа) выборов (отклонений); выбор критериев (вопросов) опроса; организация и проведение опроса; обработка и интерпретация результатов с использованием количественных (социометрические индексы) и графических (социограммы) методов анализа.

13 стр., 6361 слов

Анкетный опрос как метод сбора социальной информации

... для приращения научного знания или в практике управления общественной жизнью. Опрос -- самый распространенный метод сбора первичной информации. С его помощью получают почти 90% всех ... прессовый ( вопросник печатают в газете, журнале ) ; почтовый ( рассылают анкеты по почте ) и раздаточный ( анкетер раздает их группе респондентов ). В первых двух случаях (заочное анкетирование) нет непосредственного ...