Структурализм

ФЕДЕРАЛЬНОЕ АГЕНСТВО ПО ОБРАЗОВАНИЮ

КАЗАНСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ УНИВЕРСИТЕТ

им. В.И. Ульянова — Ленина

Факультет психологии

Зачетная работа на тему:

Методическая разработка учебной лекции

И конструирование теста по теме

«Структурализм »

Работу выполнила

студентка 4 курса гр.1731

Гиниятова А.Ф.

Работу проверила

Фоминых Е.К.

Казань — 2007

Методическая разработка учебной лекции

I.Тема: Структурализм

Данная тема является ключевой для понимания студентов того, как происходило развитие определенных взглядов в процессе становления психологии и как происходило изменение этих взглядов.

Для проведения данной лекции был использован материал Шульц Д.П. «История современной психологии»

II. Форма организации лекции

Лекция проводилась со студентами 4 -го курса психологического факультета.

Цель лекциипоказать основные взгляды Э. Титченера, прочувствовать это время.

Основные задачи:

1. Дать видение изучения элементов сознания в сравнении взглядов Вундта и Титченера.

2. Оценить вклад Титченера в психологию, а также развитие структурализма.

3. Сравнить взгляды Вундта и Титченера о чувствах (отказ от трехмерной теории чувств Вундта).

Характер задач:

1. информационные (дать полную информацию о данном периоде)

2. систематизирующие (обобщение полученных знаний, конкретизация их).

При овладении данного материала студентам необходимо овладеть следующими понятиями:

14 стр., 6958 слов

Лекция 2: Развитие экспериментальной психологии в России (И.М. ...

... которых внесли наибольший вклад в разработку и развитие проблем экспериментальной психологии. В России в этот период открываются ... параллелизма», восходящая к психофизическому параллелизму Фехнера и Вундта. В исследов аниях восприятия пространства и времени он ... лежащих в основе процессов мышления.   Лекция 2: Развитие экспериментальной психологии в России (И.М. Сеченов, Г.И. Челпанов, ...

§ структурализм

§ ошибка стимула

§ сознание

§ разум

§ интроспекция

§ реагенты

§ структурная психология

В ходе проведения занятия наблюдалась заинтересованность студентов в получении данной информации, их включенность в работу. В целом аудитория была настроена доброжелательна.

Мое занятие предполагало монологическое высказывание с элементами эвристической беседы (использование вопросов).

III. Содержание лекции

План:

1. Титченер — основоположник структурализма

2. система взглядов: содержание сознательного опыта

§ понятие ошибки стимула

§ определение сознание и разума. Сравнение сознания и разума

§ понятие структурной психологии

3.интроспекция:

§ систематическая экспериментальная интроспекция по Кюльпе

§ понятие реагентов- субъектов исследования

4.элементы сознания:

а) три основные задачи психологии

б) три основных элементов сознания

в) четыре основных характеристики ощущения

г) исследования аспирантов Титченера: отказ от трехмерной теории чувств Вундта

д) отказ Титченера от собственных взглядов.

Конспект лекции

Моя лекция является начальной в теме «Структурализм». В ней я лишь начну описывать взгляды Титченера.

I. Титченер всегда заявлял о себе как о приверженце системы Вундта, с которой он познакомился во время своего пребывания в Германии. При этом, приехав в США он произвел в ней впечатляющие изменения и разработал свою собственную теорию, получившую название структурализма. Структурализм- система психологии Титченера, которая имеет дело с сознательным опытом, зависящим от испытывающего его субъекта.

Титченер сосредоточил свои усилия на изучении элементов психики и их механической связи посредством ассоциации.

Далее интересно отметить следующий факт:

Первой аспиранткой, защитившей докторскую диссертацию по психологии, была Маргарет Флой Уошбэрн. Она была автором серьезного исследования по проблемам сравнительной психологии «Разум животных».

Около 1910 года Титченер начал писать книгу, в которой собирался наиболее полно отразить свою систему взглядов. Но он умер в возрасте 60 лет от опухоли мозга, прежде чем смог закончить работу.

Теперь обратимся к основной части теории Титченера:

II. Система взглядов: содержание сознательного опыта.

10 стр., 4965 слов

2.2.1. Экспериментальная психология сознания

... «О памяти», 1885). Ученик Вундта Титченер разработал метод аналитической интроспекции, усилив тем самым ориентацию его версии психологии сознания на разложение сложных состояний сознания на простейшие элементы. Главным в ...

Предмет психологии заключается в изучении сознательного опыта, так как именно такой опыт зависит от испытуемого субъекта.

Титченер предупреждал, что при изучении сознательного опыта нельзя допускать так называемой ошибки стимула- то есть смешение психических процессов восприятия объекта и влияния самого объекта. Объект наблюдения должен описываться не обыденным языком, а языком терминов осознанного его восприятия.

Титченер определял сознание как сумму наших переживаний, существующих в данный момент времени, а разум как сумму наших переживаний, накопленных в течение жизни. Сознание и разум во многом схожи — за исключением того, что сознание включает в себя психические процессы, происходящие в текущий момент, а разум содержит в себе общий итог этих процессов.

Структурная психология представляла собой чистую науку, не имеющую прикладного значения. Титченер заявлял, что в ее задачи не входит лечение «больной психики», изменение человеческого сознания. Ее единственно правильной целью является открытие сути или структуры психики.

III. Интроспекция.

Для описания своего собственного метода Титченер применял термин систематический экспериментальной интроспекции, введенный Кюльпе. Он использовал подробные, качественные, субъективные сообщения о психической деятельности наблюдаемых субъектов в процессе интроспекции.

В своих работах он иногда называет субъектов исследований реагентами (подобно химическим веществам).

Титченер писал, что отлаженное наблюдение должно стать настолько привычным и машинальным, чтобы превратиться в практически бессознательный процесс.

По мнению Титченера, эксперимент представляет собой наблюдение, которое может быть повторено, изолировано и изменено. Чем чаще можно повторить наблюдение, тем вероятнее, что можно ясно увидеть исследуемые явления и можно их подробно их описать. Теперь обратимся к немаловажной части лекции как:

IV. Элементы сознания.

Согласно Титченеру, тремя основными задачами психологии являются:

1. разбиение сознательных процессов на простейшие составляющие

2. определение законов, по которым происходит их объединение

3. связь элементов сознания с физиологическими состояниями.

Кроме того, им были выделены три основных элементов структуры сознания:

1. ощущения

2. образы

3. эмоциональные состояния.

Ощущения, по Титченеру, — элементы восприятия, образы— элементы идей, отражающих переживания, которые не связаны с текущим моментом, эмоциональные состояния — душевные переживания.

18 стр., 8822 слов

6. Классическая психология сознания (в.Вундт, э.Титченер, у.Джеймс)

... автобиографии, результаты выполнения тестов) Предмет психологии: психические процессы (ощущения, восприятия, представления, воображение, мышление, эмоции, желания, память, внимание – вся психика, сознание человека) психологические черты личности ... Феноменология (непосредственная субъективная данность опыта): образы восприятия, представления, воспоминания, переживания и т.д. 2. Поведение (позы, ...

Далее следует отметить четыре основные характеристики ощущений:

§ качество

§ интенсивность

§ длительность

§ отчетливость.

Ощущения и образы обладают всеми четырьмя признаками, а эмоциональные состояния отличаются только тем, что у них отсутствует отчетливость: концентрация внимания непосредственно на эмоциях невозможна.

Аспиранты Титченера выполнили в Корнелле множество исследований, посвященных анализу эмоциональных состояний. Их результаты позволили ему отказаться от трехмерной теории чувств Вундта. Титченер выдвинул предположение о том, что чувства имеют всего одну ось измерения: удовольствие / неудовольствие. Он отрицал предположение Вундта о других параметрах измерения чувств — напряжение/ расслабление и возбуждение/ депрессия.

Ближе к концу жизни Титченера начал кардинально менять свою систему взглядов. Он стал высказывать предположения о том, что психология должна изучать не базовые психические элементы, а преимущественно различия в процессах восприятия, оценивая такие характеристики, как качество, интенсивность, длительность, отчетливость и экстенсивность.

В начале 20-х годов Титченер начал подвергать сомнению даже сам термин «структурная психология» и предпочитал называть свою систему экзистенциальной психологией.

Основные взгляды Э. Титченера. Интроспекция и элементы сознания. Структурализм как система психологии Титченера, которая имеет дело с сознательным опытом, зависящим от испытывающего его субъекта. Система взглядов: содержание сознательного опыта.

IV. Целостный образ преподавателя

Так как я имею немалый опыт выступления перед аудиторией, то в целом особого страха не было. Я учитывала и сотрудничество с аудиторией, используя визуальный контакт.

Я не испытывала волнения, поэтому не возникало особых затруднений в употреблении определенных терминов. При выступлении я использовала уверенные жесты, что касается интонации — четкая дикция, громкая, в тоже время небыстрая речь, нужные моменты я выделяла голосом, делая логические ударения.

Тест по теме: «Структурализм»

Инструкция: «Здравствуйте! Перед вами тест, состоящий из 10 вопросов. При заполнении будьте предельно внимательны. На выполнении данного задания Вам отводится 10 -15 минут. Желаем удачи!»

1. Приверженцем чьей теории был Титченер?

а) Фрейда

б) Фромма

в) Вундта

2. Титченер разработал:

А) бихевиоризм

Б) психосинтез

В) структурализм

3. Структурализм —

а) система психологии Вундта

б) система Фрейда

в) система психологии Титченера, которая имеет дело с сознательным опытом, зависящим от испытывающего его субъекта.

6 стр., 2600 слов

Раздел «Физиология сенсорных систем»

... мира, 3. речевая модель мира Принципы кодирования информации в сенсорных системах: кодирование интенсивности и модальности стимула, его временных характеристик.  характеристики кодирования сенсорных стимулов ... Кодирование информации в обонятельной системе.  роль хеморецепция играет в жизни человека, предоставляя ему жизненно необходимую информацию о качестве окружающей и внешней среды, ...

4. Предмет психологии по Титченеру:

а) сам испытывающий субъект

б) объект исследования

в) сознательный опыт

5. Ошибка стимула:

а) смешение психических процессов восприятия объекта и влияния объекта.

б) неправильность подсчета

в) смешение психических процессов восприятия объекта и субъекта.

6. Сознание-

а) сумма наших переживаний, которые не связаны с текущим моментом

б) сумма наших переживаний, существующих в данный в данный момент времени

в) качественное отличие человека от животного.

7. Структурная психология (отметьте неправильный вариант)

а) не занимается лечением «больной психики»

б) не является прикладной наукой

в) изменяет человеческое сознание

8. Как назывался термин Титченера в интроспекции?

А) интроспективный метод

Б) эксперимент

В) систематическая экспериментальная интроспекция

9. Назовите основных элемента структуры сознания:

А) ощущение, восприятие, эмоциональное состояние

Б) образы, ощущение

В) ощущение, образы, эмоциональное состояние

10. Какими характеристиками обладают ощущение и образы:

а) качество, интенсивность, длительность

б) качество, экстенсивность, интенсивность

в) качество, интенсивность, длительность, отчетливость