Двойственная природа перцептивного образа.

1.

Психология — наука, изучающая психику человека. В переводе с греческого психология означает “наука о душе”. Так как человеческую душу постигнуть до конца никто не смог, то психология ставит перед собой цель изучать наши чувства, представления, мысли, стремления, желания, хорошо знакомые каждому человеку по его собственному опыту. К психике относятся также интересы и способности человека, его темперамент и характер. Каковы законы памяти, воображения, мышления? Как развиваются способности и формируется характер человека? Вот вопросы, которыми занимается психология.

Историю становления психологической науки и ее развитие, можно представить следующим образом:

Люди начали задумываться над существованием некого духовного начала, направляющего их поведение, в очень далекие доисторические времена.

Первые теории, выдвигавшиеся для объяснения поведения, привлекали для этого факторы, внешние по отношению к индивидууму, будь то “тень”, обитающая в теле и покидающая его после смерти человека, или боги, которых считали ответственными за все действия людей. Надо сказать, что огромная часть населения и в наше время верит в сверхъестественное предназначение и тому подобное. Справедливости ради стоит отметить, что это далеко не невежественная часть населения и раз она верует, то на то есть какие-то неизвестные науке причины.

Древнегреческие философы, в особенности Аристотель, выдвигали идею о существовании души, находящейся в единстве с телом и контролирующей мысли и чувства, которые опираются на опыт, накапливаемый в течение жизни

Философы средневековья, не располагая новыми данными, не смогли продвинуть вперед изучение психики. Лишь в 17 веке благодаря теориям Декарта зарождается современная психология, в основе которой лежит представление о соотношении между нервной системой и поведением. Однако Декарт все еще полагал, что за действия человека ответственна душа.

Научная психология родилась, однако, лишь в конце 19 века в результате применения научного метода в лабораториях. В этом участвовали две школы, занимавшие в то время видное место: структуралисты, пытавшиеся описать структуры, лежащие в основе сознания, и функционалисты, изучавшие его адаптивную роль. Однако метод интроспекции, используемый, хотя и по-разному, обеими школами, все еще сильно страдает субъективизмом.

В начале 20 века бихевиористы заявили, что если психология хочет стать настоящей наукой, то она должна опираться исключительно на поведенческие акты, доступные для объективного наблюдения, и на их связь с теми ситуациями, которые их вызывают. Согласно теории бихевиористов, поведение индивидуума в основном определяется средой и поэтому укладывается в схему S — R (стимул — реакция).

8 стр., 3557 слов

Психология человека в Исламе

... кровной мести, не говоря уже об основных положениях веры. Итак, рассмотрим психологию человека в Исламе. 1. Бытие с Аллахом. А когда спрашивают тебя ... 15 Список литературы:............................................................................. 16 Введение. Тема представленной работы – “Психология человека в Исламе”. Ислам - многогранная и мудрая религия, со своими, ...

Биологический подход, которого придерживаются психофизиологи, ставит своей целью понять, как различные формы поведения связаны с функционированием нервной и гормональной систем.

Когнитивный подход делает упор на то, что формирующиеся в мозгу человека знания и выводы идут дальше той простой информации, которую мозг получает из внешней среды или уже содержит в себе от рождения. Согласно гештальтистам, исходная запрограммированность определенных внутренних структур уже заранее ориентирует ряд перцептивных и когнитивных процессов, тогда как, по мнению конструктивистов, наследственно детерминированные интеллектуальные функции создают возможность для постепенного, шаг за шагом, построения интеллекта в результате активных воздействий индивидуума на среду. Со своей стороны, когнитивная психология пытается выяснить способы совершенствования мыслительных процессов и переработки информации.

В центре внимания психоаналитического и гуманистического подходов находится развитие личности. Если для психоаналитиков поведение отдельного человека детерминируется прошлым опытом, который был вытеснен в подсознание, то для гуманистического направления оно, напротив, ориентировано на самореализацию в соответствии с потенциальными возможностями каждого из нас.

Социально-психологический подход видит в индивидууме лишь общественное существо, находящееся в постоянном взаимодействии с другими, чем и определяется по большей части его поведение независимо от индивидуальных особенностей.

В процессе эволюции психологии предлагалось немало определений этой науки. В настоящее время ее определяют как научное исследование поведения и внутренних психических процессов, так и практическое применение получаемых данных.

Специфика психологического знания.
Специфика психол. знания связана с ее объектом. Метод — косвенное познание и через другие св. с псих. явления — объекты через кот. отраж. психика, общение, поведение (пр.: детектор лжи — косвенное познание).

Другие особенности психол. знания: 1. Сливается субъект и объект познания. Мысль совершила поворот на себя. Научное сознание человека становится его научным самосознанием. 2. Психологический факт зависит от теоретического представления о нем (зависит от того как его представляет исследователь).

3. Психологический факт зависит от субъективного представления о нем (как представляет сам испытуемый).

4. Уникальные практические средства. Новое знание о человеке делает его другим: меняет его отношения, цели, его состояния и переживания. Т.е. психология – это наука, не только познающая, но и созидающая, конструирующая человека.
Отрасли психологии
Психология нах. в центре наук — опирается на разн. науки, и м. сказать, что она м. б. > гуманитарна, а м.б. > научная (психофизиология).

Если формально разделить, то можно выделить: 1. собственно психолог. — общая (занимается анализом психических процессов абстрактного человека. Она дает основания для отделения других ветвей), дифференциальная (индивидуальные различия, конкретными особенностями; возможности и ограничения психических процессов)., отраслевые (развитие, социальная, и др.) и 2. прикладные (военная, общения, управления)

12 стр., 5714 слов

Процесс разделения людей на социальные слои

... как форма чувственного познания - это: 1. воспроизведение в сознании образов тех предметов, которые раньше воздействовали на органы чувств 53. Социальная стратификация – это: процесс разделения людей на ... 1. формы существования материи 2. априорные формы сознания 3. взаимосвязь объектов и процессов 4. формы индивидуального сознания 5. взаимопереходящие сущности   97. Какое высказывание ...

2.

Двойственная природа перцептивного образа.

С одной стороны, образ восприятия результат чувственного познания – качество объекта (А.Н. Леонтьев – чувственная ткань у каждого своя), с другой стороны — предметен по содержанию.

Леонтьев выделил чувственную ткань и предметное содержание. Это значит, что всякая вещь первично положена объективно – в объективных связях предметного мира; что она – вторично – полагает себя также и в субъективности, чувственности человека, и в человеческом сознании (в своих идеальных формах).

Из этого нужно исходить и в психологическом исследовании образа, процессов его порождения и функционирования. Факт состоит в том, что когда я воспринимаю предмет, то я воспринимаю его не только в его пространственных измерениях и во времени, но и в его значении. Когда, например, я бросаю взгляд на ручные часы, то я, строго говоря, не имею образа отдельных признаков этого предмета, их суммы, их «ассоциативного набора». На этом, кстати сказать, и основана критика ассоциативных теорий восприятия. Недостаточно также сказать, что у меня возникает прежде всего картина их формы, как на этом настаивают гештальтпсихологи. Я воспринимаю не форму, а предмет, который есть часы.

Конечно, при наличии соответствующей перцептивной задачи я могу выделить и осознать их форму, отдельные их признаки – элементы, их связи. В противном случае хотя все это и входит в фактуру образа, в его чувственную ткань, но фактура эта может свертываться, стушевываться, замещаться, не разрушая, не искажая предметности образа.

Включенность живых организмов, системы процессов их органов, их мозга в предметный, предметно-дискретный мир приводит к тому, что система этих процессов наделяется содержанием, отличным от их собственного содержания, содержанием, принадлежащим самому предметному миру.

Восприятие — это:

1.субъективный образ предмета, явления или процесса, непосредственно воздействующего на анализатор или систему анализаторов.

2.процесс формирования этого образа. Иногда термином «восприятие» обозначается также система действий, направленных на ознакомление с предметом, воздействующим на органы чувств, т. е. чувственно-исследовательская деятельность наблюдения.

Восприятие — единство двух разнонаправленных процессов:

1) от внешнего мира к субъекту

2) от субъекта к внешнему миру

Чувственный образ рождается на стыке двух этих процессов. Двойственная природа образов нашла отражение в следующих теориях:

Титченер — чувственная основа и воспринимаемый смысл

Гельмгольц — первичный образ и образ представления

Леонтьев — чувственная ткань и предметное содержание (состав слога и его значение).

Чувственная ткань – образует чувственный состав конкретных образов реальности. Образы эти различаются по своей модальности, чувственному тону, степени ясности, большей или меньшей устойчивости. Особая функция чувственных образов – придание реальности сознательной картине мира (мир сознается как существующий не в сознании, а вне его сознания – как объективное поле и объект его деятельности).

Предметное содержание образа соответствует скорее дистальному стимулу, нежели проксимальному, хотя органы чувств имеют дело с проксимальным, а не дистальным стимулом.

Двойственная природа образа выступает в следующих феноменах:

1) непроизвольность, навязчивость образа, НО: и активная работа по его построению

2) образ — чувственный, НО: и интеллектуальный (знание есть условие восприятия)

3) модальность (зрит., слух. и т.п.), НО: и амодальность (с помощью зрения судим о тяжести и т.п.)

4) зависимость, НО: и относительная независимость от стимуляции (“рожа на обоях”)

5) идентичность у разных людей, НО: и достаточная индивидуальность образов

Основная проблема при выделении чувственной основы образа — невозможность “чистого ощущения”. Правда, это пытались сделать структуралисты с помощью интроспекции.

Еще одним доказательством двойственной природы восприятия могут служить результаты экспериментов на инвертированное зрение. В первые дни ношения очков, “переворачивающих” мир, у испытуемых было четкое ощущения двойственности мира (образы памяти не соответствовали перцептивным образам).

Переживание нереальности зрительной картины. Трудность идентификации знакомых предметов и особенно человеческих лиц, аконстантность. Отсутствие прямой отнесенности инвертированного зрительного образа к объективному предметному миру свидетельствуют о том, что на уровне рефлексирующего сознания субъект способен дифференцировать восприятие реального мира и свое внутреннее феноменальное поле. Первое представлено сознательными значимыми образами, второе – собственно чувственной тканью. Адаптация к инвертируемому зрению – восстановление предметного содержания зрительного образа.

Глубокая природа психических чувственных образов состоит в их предметности, в том, что они порождаются в процессах деятельности, практически связывающие субъекта с внешним предметным миром.

Перцептивный образ имеет двойственную природу: чувственный и предметный план.

1. Куб Неккера. Изображение трёхмерного прозрачного куба может восприниматься двояким образом. Его изображение порождает два различных образа. Но у этих образов одна чувственная основа (один и тот же состав ощущений), но они организованы в разное восприятие.

1. Титченер выделял в образе его чувственную основу и воспринимаемый смысл.

2. Гельмгольц. Различал первичные образы и образы восприятия. Первичные образы содержат только непосредственные чувственные данные. В образах восприятия первичная чувчтвенная форма становится знанием о свойствах мира.

3. Гибсон считал, что в зависимости от установки возможны 2 способа восприятия.

a) Восприятие видимого мира;

b) Восприятие видимого поля.

4. Леонтьев. Выделял в образе восприятия чувственную ткань и предметное содержание. Чувственная ткань возникает в результате воздействия внешнего мира на органы чувств. В предметном содержании представлено сознательная картина мира, построенная на основании присвоенных значений.

 

Все теории можно условно разделись на две большие группы по представлению о детерминантах процесса восприятия. Это субъект- ориентированный и объект-ориентированный подходы.

Выделяются три основных различия между этими подходами:

1. Различие в степени участия S и О внешнего мира в процессе В. внешнего мира, в качестве основных факторов, обуславливающих процесс В. S —————-> Процесс В. <—————— O Спор ведется о пропорции участия. -> . Для субъект-ориентированной теории главная детерминанта — субъект (для которого большую роль играет познавательный опыт, мотивы, избирательность сознания, функция внимания — пример: все тот же «Coctail Party»).

-> . Для объект-ориентированной главная детерминанта — объект. (образ мира — итог преобразования внешних воздействий в чувственную форму).

2. Различия в содержании процесса В.: -> . Для объективистов: В. — процесс отражения, копирования объективных свойств внешней среды в субъективной форме, пример: если общественный опыт — это тоже явления внешнего мира, то восприятие цвета вполне от него зависит — всех нас просто научили называть траву зеленой (не уверен, что этот пример максимально показателен).

-> . Для субъективистов: в образе представлен не только внешний мир, но и наши собственные когнитивные конструкты, наши собственные представления. Примеры: Грегори — пока не открыли кольца Сатурна, воспринимали его как нечто «странной формы». Иллюзия Уоллаха: полосатая линия движется вниз, однако строй полосок задает восприятие движения направо.

3. Свойства процесса В.: -> . Для объективистов: процесс В. происходит вне зависимости от субъекта — в это вкладывалось два смысла: а. процесс протекает автоматически по неким непреложным законам, он детерминирован внешним миром. б. процесс, его механизм, одинаков для всех субъектов, они (S’ы) взаимозаменяемы. Образ индифферентен по отношению к объекту. -> . Для субъективистов: В. — активный процесс построения образа, тесно связан с познавательными и жизненными задачами субъекта. Пример: эксперимент Ярнуса — Репин «Не ждали», в зависимости от разных инструкций по-разному объясняли картину. Процесс В. — активный, индивидуально-пристрастный процесс, зависит от конкретной личности, ее эмоционального состояния, опыта, целей. Подобная, четко прослеживаемая двойственная природа процессов восприятия подчеркивает прежде всего разнородность этих самых процессов. Вот несколько примеров подобных раздвоений: — наши образы являются произвольными, они носят навязчивый характер, с другой стороны они все-таки результат определенной активности с нашей стороны: смотрим семантику — слышать или слушать? смотреть или видеть? 😉 — с одной стороны образ восприятия является чувственным образом, т.к. напрямую зависит от органов чувств, однако при этом он является и интеллектуальным образом. — образ восприятия во многом сходен для всех людей, однако у каждого «сове видение». Короткая схемка для запоминания: (где схемка ― неясно)

 

Терии ООП СОП
Что представляет собой субъект восприятия Физическое тело либо техническое устройство по прееработке информации Целеполагающий субъект
Функция восприятия Отражение внешнего мира Представление знаний субъекта о мире
Чем детерминируется восприятие Внешнее воздействие Цель
Что есть восприятие. Его свойства Пассивный процесс Индифферентность Активный процесс Пристрастность

4.

Теория Структур-зм Гештальт Гибсон
Какие феномены изучает Сенсорн. кач-ва Конфигурат. Феномены Сенс.кач-ва Конфигур. Констант-сть Предмет-сть
Что есть воздейст-я внешнего мира Отдельные виды физич. энергии Потоки физич. Энергии Структурные характ-ки потока физич. энергии
Мех-зм порожд-я перцепт. Образов Две ступени: 1) возникн. ощущения 2) суммация ощущ-й по законам НС 1. Закон перцеп. орг-ции 2. Взмд-е разнонапр. сил 3. Принцип изоморфизма Акт извлечения информации

5.

Теория Гельмгольц Брунер Найссер
Изучаемые феномены Предмет-сть Конфигур. Предмет-сть Установка Установка Предмет-сть
Что есть знание субъекта о мире Образ представ-ния Система категорий Когнитивная схема
Механизм порождения перцепт. Образов Бессознат. умозаключ-я Процесс категоризац. (4 стадии) Перцептивн. цикл

 

3.

Ощущение —психический процесс отражения отдельных элементарных свойств действительности, непосредственно воздействующих на наши органы чувств.

На ощущениях основаны более сложные познавательные процессы: восприятие, представление, память, мышление, воображение. Ощущения являются как бы “воротами” нашего познания.

Ощущением называется простейший, далее не разложимый психический процесс. Например, говоря об ощущении цвета, мы имеем в виду совершенно однородный цвет, отвлекаясь от величины и формы предмета.

Ощущения —это чувствительность к физическим и химическим свойствам среды.

Ощущения и возникшие на их основе восприятия и представления есть и у животных, и у человека. Однако ощущения человека отличаются от ощущений животных. Ощущения человека опосредованы его знаниями, т.е. общественно-историческим опытом человечества. Выражая то или иное свойство вещей и явлений в слове (“красный”, “холодный”) , мы тем самым осуществляем элементарные обобщения этих свойств. Ощущения человека связаны с его знаниями, обобщенным опытом индивида.

В ощущениях отражаются объективные качества явлений (цвет, запах, температура, вкус и др.) , их интенсивность (например, более высокая или более низкая температура) и продолжительность. Ощущения человека так же взаимосвязаны, как взаимосвязаны различные свойства действительности.

Ощущение —превращение энергии внешнего воздействия в акт сознания.

Они обеспечивают чувственную основу психической деятельности, предоставляют сенсорный материал для построения психических образов.

Способность к ощущениям имеется у всех живых существ, обладающих нервной системой. Что же касается осознаваемых ощущений, то они есть только у живых существ, имеющих головной мозг и кору головного мозга. Это, в частности, доказывается тем, что при торможении деятельности высших отделов центральной нервной системы, временном отключении работы коры головного мозга естественным путем или с помощью биохимических препаратов человек утрачивает состояние сознания и вместе с ним способность иметь ощущения, т.е. чувствовать, осознанно воспринимать мир. Такое происходит, например, во время сна, при наркозе, при болезненных нарушениях сознания.

В эволюции живых существ ощущения возникли на основе первичной раздражимости, представляющей собой свойство живой материи избирательно реагировать на биологически значимые воздействия среды изменением своего внутреннего состояния и внешнего поведения. По своему происхождению ощущения с самого начала были связаны с деятельностью организма, с необходимостью удовлетворения его биологических потребностей. Жизненная роль ощущений состоит в том, чтобы своевременно и быстро доводить до центральной нервной системы как главного органа управления деятельностью сведения о состоянии внешней и внутренней среды, наличии в ней биологически значимых факторов.

Ощущения в своем качестве и многообразии отражают разнообразие значимых для человека свойств окружающей среды. Органы чувств, или анализаторы человека, с рождения приспособлены для восприятия и переработки разнообразных видов энергии в форме стимулов-раздражителей (физических, химических, механических и других воздействий).

К основным свойствам ощущений относятся: качество, интен­сивность, длительность и пространственная локализация.

Качество – это специфическая особенность данного ощущения, отли­чающая его от всех других видов ощущений и варьирующаяся в пределах конкретной модальности.

Например, к качествам зрительной модальности относятся

· яркость,

· насыщенность,

· цветовой тон.

Качества слуховых ощуще­ний:

· высота,

· громкость,

· тембр;

Качества тактильных ощуще­ний:

· твердость,

· шероховатость и т.д.

В зарубежной литературе синонимом понятия «качества ощущения» выступает термин «субмодальность».

Интенсивность ощущения – характеристика, определяемая силой действующего раздражителя и функциональным состоянием анализатора. это их количественная характеристика. Ощущение одного и того же качества всегда бывают сильнее или слабее. Интенсивность определяется силой раздражителя. Количественная и качественная характеристика раздражителя тесно связаны между собой.

Длительность ощущения – его временная характеристика, определяе­мая длительностью воздействия раздражителя, его интенсивностью, а также функциональным состояни­ем анализатора.

При воздействии раздражителя на орган чувств ощущение возникает не сразу, а спустя определенный отрезок времени, получивший название «латентный (скрытый) период ощущения». Для тактильных ощуще­ний латентный период составляет 130 мс, для болевых – 370 мс, для вку­совых – 50 мс.

При прекращении действия раздражителя ощущение не ис­чезает одновременно с ним, но продолжается еще некоторое время в его отсутствие. Этот эффект получил название «последействие (или инерция) ощущения». Непродолжительное по времени сохранение сенсорного сле­да воздействия раздражителя осуществляется в виде последовательного образа, который может быть либо положительным (соответствующим по характеристикам вызвавшему его стимулу), либо отрицательным (обладающим противоположными характеристиками, например, окрашенным в допол­нительный цвет).

Пространственная локализация – это характеристика ощущения, по­зволяющая определить местонахождение воздействующего раздражителя. Цвет, свет, звук соотносятся с источником. Тактильные, болевые, температурные ощущения — с той частью тела, которая вызывает данное ощущение. При этом локализация болевых ощущений бывает более размытой и менее точной.

 

Классификация ощущений

Существуют различные подходы к классификации ощущений. Издавна принято различать пять (по количеству органов чувств) основных видов ощущений: обоняние, вкус, осязание, зрение и слух.

Широко распространенной является классификация по модальности ощущений (специфичности органов чувств) – это разделение ощущений на зрительные, слуховые, вестибулярные, осязательные, обонятельные, вкусовые, двигательные, висцеральные. Существуют интермодальные ощущения – синестезии.

Известной является классификация Ч. Шеррингтона, выделяющая следующие виды ощущений: экстероцептивные ощущения (возникающие при воздействии внешних раздражителей на рецепторы, расположенные на поверхности тела, снаружи); А)Дистальные – запах, слух, обоняние

Б)Контактные – вкус, тактильная чувствительность

проприоцептивные (кинестетические) ощущения (отражающие движение и относительное положение частей тела при помощи рецепторов, расположенных в мышцах, сухожилиях, суставных сумках);

интероцептивные (органические) ощущения – возникающие при отражении обменных процессов в организме с помощью специализированных рецепторов. возникают во внутренних органах, регулируют процессы обмена и гомеостаза. Чувство голода, болевые ощущения: “бок болит”.

Существуют генетический подход X. Хэда. к классификации ощущений, выделяющий два вида чувствительности:

  1. протопатическую (более примитивную, аффективную, менее дифференцированную и локализованную, к которой относятся органические чувства – голод, жажда и др.);
  2. эпикритическую (более тонко дифференцирующую, объективированную и рациональную), к которой относят основные виды ощущений человека.

Эпикритическая чувствительность более молодая в генетическом плане, и она осуществляет контроль за протопатической чувствительностью.

Классификация рецепторов:

ЭКСТЕРОРЕЦЕПТОРЫ. Воспринимают сигналы внешней среды. В большинстве своем мономодальные. К ним относят:

ü Фоторецепторы (сетчатка глаза)

ü Фонорецепторы (кортиев орган)

ü Вкусовые рецепторы (язык)

ü Обонятельные рецепторы (нос)

ü Тактильные

ü Температурные кожа и слизистые оболочки

ü Болевые

ИНТЕРОРЕЦЕПТОРЫ предназначены для детекции сигналов внутренней среды и представляют собой различные хемо-, механо-, термо- и вестибулорецепторы, а также ноцицепторы внутренних органов.

Разновидность интерорецепторов являются проприорецепторы – мышечные веретена, сухожильные и суставные рецепторы, т.е. рецепторы опорно-двигательного аппарата. Мультимодальные.

Разница в порогах восприятия у мономодальных выше, чем у полимодальных рецепторов.

Стимул.

Стимул есть «толчок», воздействие внешней среды на наши органы чувств. По Гибсону основная характеристика стимула — его структура. Стимул — это код, благодаря которому внешний мир сообщает о своих свойствах.

Для зрения принято различать дистальный и проксимальный стимулы. В классической теории (не-гибсон) считается, что глазу доступен лишь световой поток, отражённый от дистального стимула, а собственно стимул – это какие-либо параметры или структура потока, которые называются проксимальным стимулом

4.

Образ — это субъективный феномен, возникающий в результате предметно-практической, сенсорно-перцептивной, мыслительной деятельности, составляет целостное и интегральное отражение действительности, в котором одновременно представлены основные персептивные категории (пространство, движение, цвет, форма, фактура и т.п.), это чувственная форма психического явления, содержащей в идеальном плане пространственную организацию и временную динамику, это субъективная картина мира или его фрагментов, включающая самого субъекта, других людей, пространственное окружение и временную последовательность событий.

Различают несколько видов образных явлений:

Мысленные образы — образы памяти и воображения. Их основная характеристика состоит в том, что, несмотря на возможную ясность1 и отнесенность к определенной модальности, они лишены чувственной основы.

Образы памяти возникают в отсутствие относящихся к ним объектов и являются следом прошлых восприятий, имевших под собой конкретную чувственную основу. Они менее реальны, менее конкретны, более обобщены и схематизированы по сравнению с образами восприятия.

— образ восприятия — отражение в идеальном плане внешнего объекта (сцены), которое влияет на органы чувств;

— образ воображения — вымышленный образ, который подан в представлении;

Компоненты образа воображения берутся из образов прошлых восприятий и перекомбинируются, формируя тем самым новые представления и фантазии. Иногда люди используют образы воображения для творческих решений, как, например, архитектор, который формирует образ новой идеи системы канализации. Кроме того, люди используют воображаемые образы, чтобы помечтать.

— послеобраз — модифицированное произвольное восприятие объекта представляется и недавно рассматривался при строго неподвижном взгляде;

Это остаточное явление, сохраняющееся после удаления внешнего стимула. Есть «негативные» и «позитивные» послеобразы. Например, если в течение нескольких секунд пристально смотреть на объект красного цвета, а затем перевести взгляд на белую стену, то можно «увидеть» спроецированный на эту стену зеленый цвет, противоположный красному на цветовом кругу – это негативный. Но может появиться и позитивный послеобраз-остаточное впечатление красноты.

— эйдетичный образ — четкое, полное и детальное представление объекта (сцены) в течение определенного времени после прекращения его рассмотрения, отличается от послеобраза независимостью от движения глаз и стабильностью во времени; Л.С.Выготский писал, что человек, обнаруживающий эйдетические способности, может «видеть в буквальном смысле этого слова на пустом экране отсутствующую картину или предмет, который перед тем находился перед его глазами»

— фосфена — спонтанные световые ощущения; Они представляют собой локализованные на сетчатке и не имеющие предметного характера световые ощущения в виде отдельных точек, пятен или узоров. Фосфены могут появляться при механическом или электрическом раздражении глаза или других отделов зрительного анализатора

— фантом — ощущение утраченной части тела;

Это вариант нарушения образа тела, настолько своеобразный, что получил отдельное клиническое название. Переживание фантомной конечности следует за ампутацией или потерей части тела. Например, около четверти женщин, удаливших одну грудь, сообщают об ощущениях фантомной груди.

— галлюцинация — иллюзорное восприятие предмета, который реально отсутствует, субъективно неотделимо от образа восприятия.

Это образ внутреннего происхождения, который кажется столь же действительным, ярким и внешним, как и восприятие объекта. Этот эпизод почти всегда считается непроизвольным переживанием, а не результатом преднамеренного процесса мышления. Галлюцинации происходят в любой сенсорной модальности. Больные шизофренией, например, чаще сообщают о слуховых галлюцинациях, чем о зрительных. Не все галлюцинации неприятны, и некоторые люди получают большое удовольствие, и даже приходят в восторг, от своих видений. Галлюцинации возникают в любом состоянии сознания, в том числе при полном бодрствовании.

Синестезия- смесь образов более чем одной модальности. например, услышав имя Маша, я вижу в моем сознании зеленое пятнышко слева и желтое пятнышко справа, их края зазубрены.

ПСЕВДОГАЛЛЮЦИНАЦИЯ. Все тоже, что при галлюцинациях, но образы воспринимаются не как предметы, а именно как «образы предметов», т.е. воспринимаются субъективно.

Специфика перцептивного образа

1. Отличие перцептивных образов от всех перечисленных образных явлений состоит в том, что они формируются под действием реально присутствующего объекта

2. Процесс формирования именно таких образов мы и будем называть восприятием.

Перцептивный образ относится к восприятию, сопровождающемуся соотнесением, взаимодействием чувственных ощущений и прошлого опыта. Понимание способствует скорейшему возникновению правильного перцептивного образа. Первичный образ — совокупность впечатлений, формирующихся без каких бы то ни было реминисценций — и прежнего опыта и содержащих то, что вытекает из непосредственных чувственных ощущений. Все в нашем чувственном восприятии, что может быть преодолено и обращено в свою противоположность, не является ощущением. Все, что может быть обращено в свою противоположность — это продукт опыта и тренировки. Чистое ощущение — это только качества ощущения.

Перцептивным образом является фигура в перцептивном пространстве. В отличие от ощущений, которым соответствуют свойства, признаки, параметры внешних воздействий, в восприятии получает воспроизведение объективная целостная связность явления. Если ощущения локализованы в пространстве, центром координатных осей которого является человеческое тело (определенный анализатор), то для восприятий в первую очередь характерна отнесенность к объективному пространству, вынесенность, проецированность образов вовне. Но возможность изучения восприятия как определенного рода психического феномена мы получаем лишь тогда, когда мы способны дифференцировать субъективные и объективные составляющие образа. Образ восприятия является, как правило, продуктом интеграции сенсорных данных, получаемых от многих рецепторов, и собственной активности субъекта, его перцептивных действий. В этом смысле образы восприятия более субъективны, чем ощущения, которые возникают как эффект преимущественно экстрапсихического воздействия. Однако будучи спроецированными во внешнее пространство, их свойства переживаются именно как свойства самого объекта.

К основным свойствам перцептивных образов относят предметность, целостностность, константность. Предметность при этом трактуется как воспроизводимость в перцептивном образе связности его свойств как свойств самого объекта. Иначе говоря, восприятие тогда полноценно, когда итогом субъективных действий является возможность дифференциации объективных и субъективных компонентов образа. (Воспринимая края (границы) образа размытыми, я понимаю, что это следствие дефекта моего зрения. Оценивая пищу как аппетитную или неаппетитную, я понимаю, что это может быть в значительной мере обусловлено тем, насколько я голоден.) В понятие предметности восприятия включается и такое его свойство, как опознаваемость, т.е. осознание производности образа, отдельных его свойств от свойств объекта как источника его образа, его характеристик. (Можно говорить о восприятии звука, когда я воспринимаю его, например, как звук проезжающей машины; о восприятии цвета, когда я воспринимаю его, например, как цвет спелой вишни и т.д.)

Свойство целостности перцептивного образа обнаруживается тогда, когда, например, неполнота или выпадение, искажение каких-либо деталей изображения объекта не мешают его узнаванию (слово, написанное с «ошипкой»), когда мы группируем разрозненные детали, структурируем нерасчлененную совокупность так, что они образуют осмысленное целое (фразанаписаннаябезпропусковмеждусловами), либо, наоборот, воспринимаем некоторое изображение как изображение невозможного объекта (например, фигуры Пенроуза).

Свойство целостности восприятия впервые экспериментально-психологически было изучено представителями гештальтпсихологии. В их исследованиях целостность восприятия была осмыслена именно как свойство самого процесса восприятия, как механизм, который по присущим ему законам упорядочивает многообразие отдельных сенсорных данных, как гештальт. Были сформулированы законы гештальта: тяготение частей к образованию симметричного целого, группировка этих частей в направлении максимальной простоты и близости, тенденция каждого психического феномена принять более определенную, отчетливую, завершенную форму (прегнантность).

 

6.

ПОРОГИ ОЩУЩЕНИЙ (англ. thresholds of sensations) — основные характеристики любого анализатора.

ЧУВСТВИТЕЛЬНОСТЬ — способность организма запоминать и реагировать на воздействия среды, не имеющие непосредственного биологического значения, но вызывающие психологическую реакцию в форме ощущений.

Не всякий раздражитель, воздействующий на рецепторные окончания того или другого анализатора, способен вызвать ощущение. Для этого необходимо, чтобы раздражитель имел определенную величину или силу.

Нижним абсолютным порогом ощущенияназывается минимальная величина, или сила, раздражителя, при которой он оказывается способным вызывать в анализаторе нервное возбуждение, достаточное для возникновения ощущения.

Абсолютная чувствительность того или другого органа чувств характеризуется величиной нижнего порога ощущения. Чем меньше величина этого порога, тем выше чувствительность данного анализатора. Большинство анализаторов обладает очень высокой чувствительностью. Например, абсолютный нижний порог слухового ощущения, измеряемый в единицах давления воздушных звуковых волн на барабанную перепонку, равняется у человека в среднем 0,001 бора. Насколько велика эта чувствительность, можно судить по тому, что один бор равняется одной миллионной части нормального атмосферного давления. Еще выше чувствительность зрительного анализатора. Абсолютный нижний порог ощущения света равняется 2,5—10″» эрг/сек. При такой чувствительности человеческий глаз может заметить на расстоянии одного километра свет, интенсивность которого составляет всего несколько тысячных долей нормальной свечи.

Верхний абсолютный порог ощущения соответствует той максимальной величине раздражителя, сверх которой этот раздражитель перестает ощущаться. Так, абсолютный верхний порог слышимости тонов составляет у человека в среднем 20 000 колебаний звуковых волн в секунду.

В величинах абсолютных порогов ощущения наблюдаются значительные индивидуальные различия. У одних людей они выше, у других ниже. Изменяется величина порогов также и с возрастом. Так, у стариков абсолютный верхний порог слышимости тонов составляет 15 000 колебаний в секунду и ниже.

Разностным порогом ощущения(порогом различения) называется минимальная разница в интенсивности двух однородных раздражителей, которую человек способен ощутить. Не всякая разница в интенсивности двух однородных раздражителей ощущается. Необходимо, чтобы эта разница достигала определенной величины. Например, звуки в 400 и 402 колебания в секунду воспринимаются как звуки одинаковой высоты; два груза весом 500 и 510 г кажутся одинаково тяжелыми.

Величиной разностного порога ощущения определяется разностная чувствительность, или чувствительность различения. Чем меньше величина разностного порога, тем выше способность данного анализатора дифференцировать раздражения.

Чувствительность анализаторов повышается или понижается в зависимости: а) от внешних условий, сопутствующих основному раздражителю (острота слуха более высока в тишине и понижается при наличии шумной обстановки); б) от состояния рецептора (глаз, утомленный интенсивным светом, снижает свою чувствительность); в) от состояния центральных отделов анализаторов (при болезненном состоянии организма, при наличии значительного умственного утомления или при перетренировке чувствительность снижается).

Немецкий анатом и физиолог Э.Г.Вебер (1795—1878), исследуя зависимость интенсивности ощущений от изменений интенсивности раздражений, установил (1846, 1851), что между величиной раздражения и вызываемой им интенсивностью ощущения нет прямого соответствия. Например, чтобы ощутить едва заметное различие в тяжести, необходимо груз в 100 г увеличить или уменьшить примерно на 10 г. Но едва заметная разница в ощущении для груза в 1000 г будет вызываться прибавкой к основному грузу уже не 10, а 100 г. Это показывает, что величина разностного порога зависит не от абсолютной, а от относительной величины раздражителей: чем больше интенсивность исходного раздражителя, тем больше его надо увеличить, чтобы получить едва заметную разницу в ощущениях.

Увеличение интенсивности раздражителя, способное вызвать едва заметное увеличение интенсивности ощущения, всегда составляет определенную часть первоначальной величины или силы раздражителя. Например, для ощущений света эта прибавка составляет 0,01 первоначальной величины раздражителя, а для слуховых ощущений 0,1; для ощущений тяжести (при взвешивании на руке) —1/17 первоначального груза, для ощущения давления — 1/30 исходного давления и т. д.

Немецкий врач и философ Г.Т.Фехнер (1801 —1887), продолжая исследования Вебера по измерению ощущений, выразил вскрытую Вебером закономерность в математической формуле (1860), показав, что ощущение изменяется пропорционально логарифму раздражения. По этому психофизическому закону зависимость интенсивности ощущения от силы раздражителя может быть выражена следующим образом:интенсивность ощущений изменяется в арифметической прогрессии, тогда как интенсивность соответствующих раздражений изменяется в геометрической прогрессии (закон Вебера — Фехнера).

Основные факты, положенные в основу закона Вебера — Фехнера, не могут вызывать сомнения: действительно, величина разностного порога относительна и в пределах средних интенсивностей раздражителей меняется в зависимости от абсолютной величины раздражителя. Однако попытка придать исследуемой закономерности строго математическое выражение оказалась несостоятельной, поскольку едва заметные различия в ощущениях не являются постоянными величинами. Нельзя считать, что едва заметное ощущение различия грузов в 100 и 110 г равняется едва заметному ощущению при сравнении грузов в 1000 и 1100 г. Таким образом, закон Вебера — Фехнера должен рассматриваться как имеющий всего лишь относительное значение для раздражителей средней интенсивности. В этих пределах он имеет большое практическое значение. Например, разностный порог при подъеме штанги будет неминуемо возрастать по мере увеличения ее веса; мышечная чувствительность борца ухудшается при встрече с противником более тяжелого веса; точность зрительной оценки расстояний при игре с мячом (футбол, хоккей, теннис и др.) меняется в связи с дальностью этих расстояний; сопротивление воздуха при прыжках на лыжах с трамплина ощущается с разной степенью точности в зависимости от силы ветра и т. д.

Как абсолютные, так и разностные пороги имеют большое значение в практической деятельности человека. Например, усвоение сложных видов физических упражнений облегчается в тех случаях, когда спортсмен имеет высокий разностный порог мышечно — двигательной и вестибулярной чувствительности. Это позволяет ему заметить и исправить малейшие отклонения в совершаемых им движениях.

Абсолютный порог ощущения.

Например, если человека слегка уколоть иголкой в руку, когда у него закрыты глаза, он может не почувствовать укола (сила раздражения в данный момент ниже порога ощущения).

Если постепенно увеличивать интенсивность укола, в конце концов, настанет момент, когда воздействие укола станет ощутимым. Отсюда мы можем определить абсолютный порог ощущения. Наименьший по интенсивности стимул, способный вызвать ощущение, называется абсолютным порогом ощущения. Он не одинаков у разных людей и может изменяться у одного и того же человека в зависимости от функционального состояния организма.

Дифференциальный порог или порог различения.

Например, перед человеком находятся красные нитки разных оттенков, человек пытается подобрать нитку по цвету одинаковую с цветом его красной кофты. Этот выбор так же зависит от порога ощущения, и в данном случае порог ощущения называется порогом различения или дифференциальным порогом. Между красными нитками есть такие оттенки, которые очень похожи друг на друга, и они кажутся просто одинаковыми, хотя имеют небольшое различие оттенка цвета с физической точки зрения (например, это волны света разной длины).

И только если отличия в раздражителе достаточной разницы для субъекта, то есть он отличает один цвет от другого. То есть новый раздражитель должен быть такой силы, чтобы быть ощутимым.

Субсенсорный диапазон. Соколов, Гершуни. Они больше всего работали с улитково-зрачковым рефлексом. Звук появляется – диаметр зрачка изменяется, при этом звука не слышно. Это было нужно для того, чтобы можно было наблюдать как человек (например после кантузии, который стал плохо слышать) поправляется.

Современная психология различает у человека два диапазона восприятия информации: сенсорный (осознанный) и субсенсорный (неосознанный), при котором информация усваивается, минуя сознание. Так, например, при проецировании на экран слайдов (диапозитивов), содержащих информацию, с частотой смены кадров равной 1 кадр/с, восприятие информации будет происходить в режиме осознанного восприятия, так как сознание человека будет успевать осознанно усваивать эту информацию. Если те же самые слайды предъявлять испытуемому с частотой 25 кадр/с, то сознание человека не будет успевать воспринимать эту информацию. На первый взгляд кажется, что информация, предъявляемая с такой большой частотой, должна безвозвратно утрачиваться для человеческой памяти, однако не все так просто с нашим бессознательным, и оно нам может выдавать различные сюрпризы. Считается, что 97% психической деятельности человека происходит на уровне подсознания и только 3% на уровне сознания.

Приведем одно мистическое явление — «мышечное чтение мыслей». Когда-то в Англии бытовала следующая салонная игра. Один человек (отгадчик) кладет свою руку на руку другого человека, который задумывает какое-либо конкретное желание — например, решает подойти к столу и взять тетрадь. Оказывается, что отгадчики обладают удивительной способностью — достаточно прикосновения, чтобы он «прочитал» мысль, в данном случае выраженную в форме двигательного намерения. Как же объяснить это таинственное явление? Дело все в том, что ведомый, отгадчик, непременно контактирующий с испытуемым, время от времени говорит: «Думайте, думайте, думайте». Тем самым он как бы вынуждает испытуемого представлять себе движение, которое тот собирается совершить. Оказывается, что при этом двигательное намерение выражает себя в неосознаваемых микродвижениях. Означает ли это, что отгадчик осознанно прочитывает и расшифровывает эти микродвижения и таким путем узнает о намерении испытуемого? Нет. Он получает эти сигналы, но не отдает себе в них отчет, так как они находятся в субсенсорном диапазоне. Тем не менее, ориентируясь именно на субсенсорные сигналы, отгадчик, подобно разведчику, в большинстве случаев безошибочно расшифровывает, «прочитывает» двигательное намерение.
Первые коммерческие эксперименты по разработке методик влияния на подсознание начали проводиться в конце 1950-х годов. Осенью 1957 года кинозрители г. Форт Ли, американский штат Нью-Джерси, смотрели фильм, над которым предварительно поработали экспериментаторы. Фильм назывался «Picnic», один из самых популярных триллеров того времени. Во многих местах в кинопленку были вставлены единичные кадры с надписями «Вы голодны? Ешьте поп-корн» и «Пейте кока-колу». Кадры мелькали на экране слишком быстро для того, чтобы их можно было осознать. Джеймс Вайкери, до этого не слишком успешный консультант по рекламе, тайно вмонтировал эти фразы, появлявшиеся на 1/зооо секунды во время демонстрации кинофильма. На такой бешеной скорости зрители не успевали их даже заметить. Маркетинговое агентство, разработавшее план этого эксперимента, сообщило, что во время антракта объем продаж поп-корна вырос на 50%, а потребление прохладительных напитков — на 18%.
Этот механизм мы знаем под названием эффект «25-го кадра». Однако этот термин используется только в популярных статьях, т.к. считается ненаучным. Вместо него применяется более конкретный и определенный научный термин «подпороговый (субсенсорный, неосознаваемый) раздражитель (стимул)». Фактически понятие «25 кадр» и «подпороговый (субсенсорный, неосознаваемый) раздражитель (стимул)» — одно и то же понятие.

 

7.

Структуралистская теория восприятия.

 

Теория восприятия в структурализме — первая теория в психологии как научной и экспериментальной области знаний, выделившейся из философии. Исследования ощущений и восприятий прежде всего связаны с именами В.Вундта и Э.Титченера и работой их лабораторий в Германии и США. Определив психологию как науку о сознательном опыте, они полагали одной из главных задач психологии анализ основных элементов сознания — ощущений. Именно Э.Титченер выделил пять основных характеристик ощущений (см. гл. 1, 2).

Восприятие какого-либо предмета в структурализме рассматривалось как структура, или комбинация, отдельных ощущений.

Указывая на объект, предмет и метод своего исследования, Э.Титченер писал: «Цель психолога троякая, он стремится: 1) анализировать конкретное данное душевное состояние, разложив его на составные части; 2) найти, каким образом соединены эти составные части, какие законы управляют их комбинацией и 3) привести эти законы в связь с физиологической (телесной) организацией» [106, 10]. Таким образом, построив научную психологию по образцу естественных наук, исследование восприятия рассматривалось структуралистами так же, как, например, в химии: необходимо разложить целое на элементы — ощущения и, поняв законы их соединения, познать суть психического явления — восприятия. Поскольку, как полагали структуралисты, элементы сознательного опыта едины у людей, то психология действительно изучает базовые механизмы сознания.

Второй класс элементов сознательного опыта представляют образы памяти, или представления. Восприятие как явление сознания представляет собой сумму двух этих основных элементов — ощущений и образов памяти. Еще один принципиальный вопрос — каким образом формируются образы восприятия? Ответ структуралистов конкретен и ясен: образы восприятия получаются в результате работы двух механизмов — суммации отдельных ощущений и их ассоциации (соединения) с образами памяти. Чтобы пояснить, как работает данный механизм, рассмотрим предлагаемое структуралистами объяснение процесса формирования образа восприятия удаленного объекта. Восприятие удаленности складывается из суммы множества двумерных зрительных ощущений, поступающих от сетчатки глаза, которые, соединяясь (по принципу ассоциации) с кинестетическими образами памяти, хранящими наш двигательный опыт передвижения в пространстве, создают трехмерное восприятие удаленного объекта.

Таким образом, в структурализме постулируется наличие двух гипотетических механизмов, опосредствующих возникновение образов ощущений из двух элементов сознания, — механизмов суммации и ассоциации.

В соответствии с гипотезой суммации, или, как ее иначе называл К.Коффка, гипотезой констант, перцептивный эффект от суммы ощущений равен эффекту от всех ее составляющих. Из этого следует, что если имеется постоянная связь между воздействием некоторого стимула и соответствующим ощущением (что, как правило, и происходит), то, когда этот стимул проявляется в окружении других стимулов (естественно вызывающих другие ощущения), его вклад в восприятие будет точно таким же, как и в том случае, когда он предъявляется отдельно от других. В этой связи мы можем сделать очень важный вывод: в соответствии с гипотезой суммации вклады в образ восприятия каждого его элемента независимы друг от друга.

Физиологической основой построения перцептивного образа являлась закономерная связь между ощущениями и природой соответствующего рецептора. Эта связь выражается в принципе специфических энергий органов чувств И.Мюллера (см. разд. 1.6).

Таким образом, в структурализме выстраивается строго детерминистическое и естественно-научное понимание механизмов формирования образов восприятия: стимульная энергия однозначно преобразуется в специфическую энергию органов чувств, отображается в сознании в виде ощущения, а затем различные ощущения структурируются с помощью механизма суммации.

Еще один базовый механизм формирования восприятий — ассоциация наличных ощущений с образами памяти. Использование структуралистами известного принципа образования ассоциации предполагает, что если два ощущения повторялись совместно много раз, то появление в сознании одного его элемента — ощущения влечет за собой появление и другого элемента — обра-за памяти. Образование ассоциаций, в свою очередь, может определяться сходством двух содержаний сознания (красный—оранжевый), их контрастом (сладкий—горький) или смежностью во времени и пространстве (после вспышки молнии — удар грома) и другими причинами. Этот механизм придает образу восприятия значение, или, пользуясь терминологией Э.Титченера, контекст. Таким образом, означенный образ восприятия формируется из соединения в единую структуру контекста в виде ассоциаций и сердцевины образа — сенсорного опыта.

В рамках структурализма появился специфический метод изучения восприятия — метод аналитической интроспекции. Эта сугубо эмпирическая процедура самонаблюдения была направлена на анализ сенсорного опыта специально обученного испытуемого и требовала от него расчленения образа восприятия на базовые составляющие элементы — ощущения. При самоотчете в виде описания объекта восприятия испытуемый мог использовать только названия ощущений и их основные свойства. Главная трудностьзаключалась в том, чтобы не допустить так называемую ошибку стимула — не использовать в описании объекта элементы прошлого опыта или воспринимаемый контекст, т.е. избегать сообщений о значении объекта. Как пишет известный американский исследователь перцептивных процессов Дж.Хохберг, можно попробовать воспроизвести эту процедуру, если взять какое-либо очень знакомое и наполненное смыслом слово, например «мама» и произнести его несколько десятков раз. При некотором усилии и тренировке вы сможете воспринять произносимые звуки, полностью отвлекшись от смысла этого слова, так, как будто это звуки незнакомого языка.

Оценивая структуралистскую теорию восприятия, отметим, что, хотя в настоящее время структурализм представляет лишь исторический интерес, в рамках этого направления были заложены общие представления о специфике ощущений и восприятий, многие термины используются до сих пор, а нерешенные проблемы остаются теми же самыми.

Критический анализ данной теории восприятия позволяет заключить следующее.

1. Гипотеза суммации противоречит многим феноменам восприятия. Имеющиеся факты говорят о том, что перцептивные эффекты от воздействия отдельных стимулов зависят также от присутствия других стимулов, т.е. наше восприятие не может рассматриваться как сумма независимых ощущений. Более того, одни и те же ощущения могут приводить к совершенно разным восприятиям.

2. И главное — это критика метода аналитической интроспекции, с помощью которого были получены основные эмпирические факты. Анализ протоколов с самоотчетами испытуемых свидетельствует о том, что в принципе невозможно преодолеть эффектов контекста, установок, влияния состояния испытуемого, его прошлого опыта. Таким образом, ставится под сомнение основная теоретическая посылка — возможность экстрагирования из опыта так называемых чистых ощущений.

 

8.

Гибсон (экологическая теория восприятия).

Восприятие — то, что индивид достигает. Оно представляет собой процесс напосредственного контакта с внеш. миром, процесс переживания, впечателений о предметах. Это психологич. акт живого наблюдения. Источник извлечения возможности — окружающая среда. Экологическая оптика. Зрительная информация извлекается из светового потока. Предметы освещены — каждая точка жизненного пространства обеспечена световым потоком. Воспринимаем не свет, а объемлемые им поверхности. Поверхности имеют текстуру, которая закономерно меняется. Градиент текстуры — закономерное, инвариантное изменение текстуры поверхности. Градиенты — источники зрительной информации. В мире нет разницы между тем, что кажется, и тем, что есть на самом деле. “Изучаю только реальное восприятие”. Основной механизм извлечения возможности — внимание к объекту. Это есть активность. Из светового строя субъект извлекает информацию не только о мире, но и о себе. На границах поля происходит постоянные изменения, которые дают субъекту информацию о себе. Процесс восприятия подчинаяется з-нам перцептивной организации: а) близость (чем я ближе, тем больше организация в целые образы); б) сходства; в) замкнутости (чем она больше, тем больше организ. в отд. образы. Воспринимающие с-мы:5 типов их типов соотве. 5 орг. чувств, но отлич. от них: а) специфику чувств опред. набором рецепторов и проекционн. ц. мозга, а в.с. — органом и его настройкой; б) рецепторы — пассивны, а в.с. — получают инфо. активно; в) результат работы орг. чувств — набор врожд. ощущений, а в.с. — способн-ть к соверш.

I. Тип теории.

Объектно-ориентированная (см. выше).

II. Характеристика теории.

Восприятие – это процесс категоризации прошлого опыта. Т.е. одна из главных характеристик восприятия совпадает с характеристикой познавательного процесса вообще. Бессознательное движение от признаков к категориям.

Чем более адекватна система категорий, построенная для кодирования окружающего мира, тем больше истинность восприятия в смысле успеха предсказания.

Свойства восприятия:

1. Восприятие – это процесс принятия решения. MEN L*VE WOMEN! Решить подобную задачу может как наблюдатель сам, так и его ЦНС (бессознательно – связь с Гельмгольцем).

2. Этот процесс основан на использовании отличительных признаков.

3. Процесс использования признаков содержит операцию умозаключения. Стадии: первичное выделение объекта из потока внешней стимуляции → поиск признаков, соответствующих отличительным свойствам имеющихся в распоряжении организма категорий («поиск по каталогу») → предварительная категоризация → поиск подтверждающих признаков → окончательная категоризация с резким сокращением поиска признаков.

4. Категория – набор правил, по которым можно объединять явления.

5. Категории различаются по степени готовности. Готовность полезна, т.к. она минимизирует неожиданности внешней среды и максимизирует успех в получении объектов.

6. «Истинность» восприятия – правильное отнесение объектов к категориям.

7. При неоптимальных условиях восприятие истинно в той мере, в которой готовность систем категорий отражает вероятность события.

Стадии категоризации.

ü Первичная категоризация. Явления перцептивно изолируются и оказываются обладающими пространственными, временными и количественными характеристиками (Что это: объект? звук? движение?).

ü Поиск признаков. Идет поиск признаков, соответствующих отличительным свойствам имеющихся в распоряжении организма категорий; если таких не оказалось – сознательный вопрос: «что это?». Тогда начинается поиск дополнительных признаков, которые помогут более точно отнести объект в ту или иную категорию.

ü Подтверждающая проверка.Наступает предварительная категоризация. Поиск ограничивается кругом признаков, могущих подтвердить найденную, предварительную категорию.

ü Завершение проверки.Окончание поиска признаков. Несоответствующие признаки блокируются.

Перцептивная готовность.

Перцептивная готовность – готовность категорий к восприятию. Чем больше готовность, тем меньше информации необходимо для отнесения объекта к категории. Готовность зависит от:

  1. Мотивации субъекта.
  2. Вероятности появления объекта (частоты появления).

    Пр.: за окном мелькнула какая-то тень, человек не видел что это было, но он скоре подумает, что это была кошка, чем то, что это был Карлсон.

 

11.

Один из наиболее общих взглядов на природу перцептивных процессов принадлежит известному американскому психологу Ульриху Найссеру (род. в 1928 г.), а его книга «Когнитивная пси- хология» [188] дала название целому направлению психологических исследований. Позже в своей монографии «Познание и реальность» [88], написанной во многом под влиянием общения с Дж.Гибсоном, он попытался обобщить имеющиеся теории восприятия и сформулировать интегральный взгляд на проблемы формирования перцептивного образа, вписав их в более общий контекст проблем когнитивной психологии. Мы относим его теорию к субъектно-ориентированному подходу, поскольку в ней делается акцент на внутренних когнитивных структурах субъекта, опосредующих возникновение образов восприятия.

Общая направленность теории У.Найссера — согласовать имеющиеся теории восприятия, разработав для описания перцептивного процесса достаточно общие и универсальные когнитивные структуры.

В силу своей обобщенности и поэтому значительной объясняющей силы, теория У.Найссера занимает место общей методологии в психологии восприятия, или, как еще принято говорить, метатеории.

Центральное понятие в этой теории когнитивная схема— это психическая структура, предвосхищающая принятие перцептивной системой поступающей информации. Следовательно, когнитивные схемы управляют познавательной активностью человека. В качестве набора предвосхищений схемы выступают как своего рода планы для перцептивных действий, эти планы имеются до появления образа и постоянно модифицируются в процессе его создания. Предвосхищающая функция схем обеспечивает нашему чувственному познанию преемственность прошлого опыта.

Когнитивные схемы опосредствуют восприятие на разных уровнях формирования перцептивного образа — от установочных движений органов чувств до межмодального взаимодействия анализаторных систем. Они представляют собой иерархическое образование. Фактически представление о разноуровневых схемах снимает в теории У.Найссера вопрос о традиционном различении уровней восприятия — сенсорная основа образа, его предметное значение и наполненность личностным смыслом. По У.Найссеру, уровни репрезентации чувственного опыта отражают включение в процесс восприятия различных когнитивных схем.

Когнитивные предвосхищающие схемы не имеют модальноспецифического характера, т.е. это не зрительные, слуховые или тактильные способы отображения информации, скорее это обобщенные способы поиска, получения, переработки и обобщения любой чувственной информации. Функционально схемы — это широкие распределенные системы, создающиеся для осуществления разного рода познавательной активности. Для более широкого описания этого понятия У.Найссер использовал термин из

программирования — «формат», как своего рода план или общая рамка представления чувственного опыта или осуществления перцептивной активности.

Возможность создания схем различной степени обобщенности и их постоянная модификация в ходе получения нового опыта обеспечивает нашему восприятию неограниченное развитие.

Сопоставляя понятия «схема» и «восприятие», автор вводит понятие перцептивного цикла, в котором схема — это фаза цикла, а восприятие — сам непрерывный во времени цикл. Схематическое изображение перцептивного цикла дано на рис. 24. В этом цикле схема направляет нашу перцептивную активность, выбирая объект и исследуя чувственные качества объекта, извлекая информацию, в ходе этого процесс сама модифицируется. Образ восприятия можно, таким образом, представить в виде временного среза этого цикла.

У.Найссер подчеркивал относительную независимость схемы и цикла: одинаковые схемы могут входить в различные циклы, и различные циклы могут быть реализованы разными схемами. В качестве наглядного примера циклического перцептивного процесса У.Найссер приводил гаптическое восприятие: активное осязание, ощупывание незнакомого предмета связано с осуществлением целого ряда моторных и перцептивных действий, в нем наглядно проявляется слитность сенсорной стимуляции, ее интерпретации и начала новой фазы обследования.

По своей структуре восприятие — это действие, точнее, одна из форм действия — действия внутреннего, ментального, почти скрытого от непосредственного наблюдения или самонаблюдения. Его структура аналогична предметному действию, включающему общую ориентировку в ситуации, поиск способов выполнения, исполнение и коррекцию плана действия после его окончания. Резюмируя описание функций когнитивной схемы, сформулируем ее общее определение — это внутренняя часть перцептивного цикла, специфичная воспринимаемому объекту, событию, ситуации, которая модифицируется опытом. Физиологически — это распределенная система, состоящая из функциональных единиц: рецептор, анализаторная система, эффекторы. Предвосхищающая функция перцептивных схем обеспечивает восприятию его избирательность, поскольку ничто не может быть воспринято без предвосхищения. Каждая схема обеспечивает исполнение плана перцептивного действия, поэтому это не только структура (состав) действия, но и, как отмечал У.Найссер, структура для развертывания самого действия.

Рассуждая о проблеме активности восприятия, У.Найссер писал о самоактивности перцептивных схем: для их функционирования нужна лишь чувственная информация адекватного вида. В данном смысле познавательная мотивация — это схема большой степени общности, в которую иерархически включены или «вложены» другие более элементарные схемы

Вопрос о развитии восприятия в теории У.Найссера решается достаточно ясно и логично. Человек уже рождается с ограниченным набором достаточно общих и готовых к модификации перцептивных схем, например: установочные движения органов чувств, выделение контуров из фона, грубая оценка удаленности объектов в поле зрения и др.

Оценивая данную теорию как описывающую различные уровни переработки сенсорной информации, отметим, что восприятие понимается в ней не как линейная последовательность определенных этапов, а как циклический процесс одновременного анализа и синтеза информации, который описывается как параллельная работа нескольких вложенных друг в друга схем. Мы воспринимаем объекты и события, а не сенсорные сигналы. Это означает, что при поступлении информации к органам чувств параллельно включаются схемы самого разного уровня, поэтому наш перцептивный образ оказывается детальным, означенным и эмоционально окрашенным.

I. Тип теории.

Субъектно-ориентированная (см. выше).

II. Характеристика теории. Центральным понятием для теории Найссера является понятие когнитивной схемы

Центральным понятием для теории Найссера является понятие когнитивной схемы. Норман сравнивает схемы с семантическими сетями и сценариями. Семантические сети – наиболее простое образование, оно нужно для представления формальных отношений между вещами. Большое влияние на семантические сети оказывают прототипы. Сценарий подсказать, что надо делать дальше, так как сценарии возникают при ситуациях, которые уже были раньше (рутина).

Пр.: как вести себя в ресторане.

Когнитивная схема – более сложное образование, это пакет знаний. Когнитивные схемы дополняют семантические сети, это комплексы знаний какой-то определенной сферы жизни. Основные свойства когнитивных схем (по Норману):

· Схема может содержать как знания, так и правила его использования

· Схемы могут состоять из ссылок на другие схемы

· Схемы могут быть специальные и общие

Найссер: схема принимает информацию как только та оказывается на сенсорных поверхностях, и изменяется под влиянием этой информации; схема направляет движения и исследовательскую активность, благодаря которым открывается доступ к новой информации, вызывающей новые изменения схемы. См. ниже функции схем.

Когнитивная схема — средство описания и фиксации феноменологии, касающейся знаний человека о мире. Т.е., наши знания о мире представлены в виде когнитивных схем.

Основные положения теории:

1) Любая познавательная деятельность должна рассматриваться в контексте естеств. целенапр. деятельности.

2) Восприятие должно изучаться в реальных условиях, в которых живет человек (экологичность).

3) Восприятие должно рассматриваться как непрерывно протекающий процесс научения. Аспекты восприятия:

1) это активный познават. процесс (направляемый когнитивными схемами).

2) это непрерывно развивающийся процесс (по мере развития знаний чел-ка о мире).

Функции схем.

I. Предвосхищение;

II. Ориентировочно-исследовательская деятельность;

III. Интерпретация.

Перцептивный цикл.Компоненты перцептивного цикла и их функции:

ü Когнитивные схемы. Они направляют перцептивные процессы

ü Перцептивно-исследовательские реакции. Они отбирают информацию

ü Фактические стимулы физической среды.

Информация, полученная таким образом, изменяет существующие когнитивные схемы, влияющие на процессы исследования, и так далее по циклу. Этот термин был введен Найссером, но общее представление об обратной связи и регулировании разделяются многими теориями восприятия.

13.

Мышление – опосредованное и обобщенное познание объективной реальности.

Мышление – деятельность субъекта, взаимодействующего с объективным миром. Мышление потому и является процессом, что оно есть непрерывное взаимодействие человека с объектом.

Фазы мыслительного процесса:

§ Осознание проблемной ситуации. Постановка проблемы – мыслительный акт, который часто требует большой и сложной работы.

§ Разрешение проблемы. Поиск возможных решений.

Процесс мышления:

ü Сравнение – это та конкретная форма взаимосвязи анализа и синтеза, посредством которой осуществляются эмпирическое обобщение и классификация. Сравнение часто является первичной формой познания.

ü Анализ — мысленное расчленение предмета на части, но правильный анализ является анализом не только частей, но их связей и отношений.

ü Синтез — соотнесение, сопоставление, всякое установление связи между различными элементами. Синтез объединяет части, полученные путем анализа, по-новому.

Анализ и синтез неразрывно связаны. Основным психологическим процессом мышления при решении задачи является «анализ через синтез». Этот процесс рассматривается как универсальный, позволяющий вскрыть внутренние механизмы мышления субъекта и, в частности, выделить психологические стадии процесса решения задачи.

 

ü Абстракция — это выделение, вычленение одной какой-нибудь стороны, свойства, момента явления или предмета, в каком-нибудь отношении существенного, и отвлечение от остальных; это специфическая форма анализа, форма, которую анализ приобретает при переходе к дискурсивному мышлению (оно же словесно-логическое или абстрактно-понятийное).

Дискурсивное мышление – это процесс логического рассуждения, в котором каждая последующая мысль, обусловлена предшествующей.

ü Обобщение – одна из основных характеристик познавательных процессов, состоящих в выделении, фиксации относительно устойчивых свойств предметов и их отношений.

Абстракция и обобщение – две взаимосвязанные стороны единого мыслительного процесса раскрытия связей, отношений, при помощи которых мысль идет ко все более глубокому познанию объективной реальности в ее существенных свойствах и закономерностях.