Психология памяти, внимания, сознания

3. ПСИХОФИЗИОЛОГИЯ ПАМЯТИ, ВНИМАНИЯ, СОЗНАНИЯ

Внимание как особый процесс, организующий психическую деятельность. Виды и свойства внимания. Особенности внимания в различных видах труда. Методы изучения внимания. Память: ее виды, типы и индивидуальные особенности. Элементарные процессы памяти. Профессиональная память, ее развитие и укрепление. Мышление как высшая форма отражения действительности. Мышление и интеллект. Виды и свойства мышления. Профессиональный склад мышления.

Во многом современное представление о внимании и его фун­кциях интуитивно было описано более 100 лет назад Уильямом Джеймсом (W. James), который дал следующую характеристику вниманию. Внимание — «это овладение умом в четкой и яркой форме одним из нескольких наличествующих объектов. Суть этого процесса — фокусирование, концентрирование сознания. Внима­ние приводит к отвлечению от некоторых вещей для того, чтобы можно было эффективно заняться другими. Состояние внимания противоположно рассеянному, затемненному состоянию». Сегод­ня внимание определяют как «сосредоточенность деятельности субъекта в данный момент времени на каком-либо реальном или иде­альном объекте (предмете, событии, образе, рассуждении и т.д.)» (Пси­хология. Словарь, 1990. С. 54), что по существу мало чем отличается от его описания, сделанного У. Джеймсом.

К характеристикам внимания относят его селективность, объем, устойчивость, возможность распределения и переключения. Селек­тивность, или избирательность, внимания характеризует его на­правленность на любой аспект стимула: на его физическую или лингвистическую характеристику. Изменение селективности вни­мания подобно изменению фокуса проектора, создающего либо точечное изображение, либо расплывчатое пятно, которое не за­висит от физических характеристик стимула. Поэтому внимание может характеризоваться либо узкой, либо широкой настройкой селективности. Под влиянием стресса фокус внимания обычно су­жается. Объем внимания измеряется количеством одновременно от­четливо осознаваемых объектов и характеризует ресурсы внима­ния человека. Объем внимания близок объему кратковременной памяти и составляет 7—9 стимулов, или элементов. Эффективность выполнения второго задания часто используют в качестве меры запасов ресурсов внимания, не востребованных первым, основ­ным заданием. Распределение внимания предполагает распределе­ние его ограниченных ресурсов для одновременного выполнения двух или более заданий. Оно часто измеряется в экспериментах с дихотическим прослушиванием. Устойчивость внимания определя­ется по длительности выполнения задания, требующего непрерыв­ного внимания или «бдительности», например, оператора при обнаружении им редких и слабых сигналов на экране локатора. Под переключением внимания понимается возможность более или менее легкого перехода от одного вида деятельности к другому.

10 стр., 4762 слов

Классификация видов памяти. Основные направления и результаты исследований

... виды памяти исследовались разными авторами. Образная память изучалась в когнитивной ориентации (сенсорная память - Сперлинг, вербально-логическая память ... [5] *_ по объему сенсорной памяти (методика частичного отчета соотносилась ... мышление (рабочая, оперативная, первичная); ДП - основа индивидуального опыта (знаний, навыков, закономерностей, автобиографическая память). 5. Долговременная память ...

Психологи выделяют три вида внимания. Произвольное, или активное, внимание характеризуется направленностью субъекта на сознательно выбранную цель. Описанные выше характеристики внимания в основном рассмотрены на примерах произвольного внимания. Однако существует форма и пассивного, или непроиз­вольного, внимания. Оно выражается в переключении внимания на неожиданное изменение физических, временных, пространствен­ных характеристик стимулов или на появление значимых сигналов. Третий вид внимания называется постпроизвольным вниманием, которое появляется в процессе освоения деятельности и увлечен­ности выполняемой работой. Оно не требует усилий воли, так как поддерживается интересом к ней.

Непроизвольное внимание оперирует только в настоящем вре­мени, тогда как произвольное внимание может быть обращено как в прошлое, так и в будущее. Например, мы можем направить свое внимание на след в эхоической памяти, т.е. на те стимулы, кото­рые звучали несколько секунд назад, — случай, когда мы пытаем­ся восстановить смысл слов, только что сказанных нашим собе­седником, которого мы невнимательно слушали. Другой пример обращения внимания в прошлое — попытка извлечь определен­ную информацию из долговременной памяти. Примером внима­ния, направленного в будущее, является антиципирующее внима­ние, когда человек ожидает появления определенного сигнала, со­бытия, на которое он должен отвечать некоторой реакцией. Функция антиципирующего внимания состоит в облегчении и ускорении опознания цели. Информация, содержащаяся в предупреждающем сигнале о месте появления императивного сигнала — стимула, на который нужно реагировать, влияет на время реакции. Если пре­дупреждающий сигнал правильно указывает место появления им­перативного, то латентное время реакции сокращается. При фор­мировании предупреждающим сигналом ошибочной установки на место появления императивного стимула время реакции на него уд­линяется. Правильное ожидание стимула гарантирует «успех», оши­бочное ведет к потерям при обнаружении релевантного стимула.

В основном разработаны методики для произвольного внимания. Это метод корректурной пробы – на концентрацию внимания. Методика чисел – на объем внимания. Таблица Бурдона – (зачеркивание букв различным способом) на определение переключение и распределения внимания.

10 стр., 4543 слов

Практическое задание №9 по теме: «Психологическая подготовка спортсменов»

... получается у него удачно. Тренер перед соревнованиями неоднократно напоминает спортсмену об этой ошибке и просит, чтобы он в этот момент был особенно внимательным. 5) Боксер, ... использовать тренировочные занятия с предельными нагрузками и минимальным отдыхом между упражнениями. применять задания, превышающие фи

1. Методика “Изучение переключения внимания”

Цель: изучение и оценка способности к переключению внимания.

Оборудование: таблица с числами черного и красного цветов от 1 до 12, написанными не по порядку; секундомер.

Порядок исследования. По сигналу исследователя испытуемый должен назвать и показать числа : а) черного цвета от 1 до 12; б) красного цвета от 12 до 1; в) черного цвета в возрастающем порядке, а красного — в убывающем (например, 1 — черная, 12 — красная, 2 — черная, 11 — красная и т.д.).

Время опыта фиксируется с помощью секундомера.

Обработка и анализ результатов. Разность между временем, необходимым для завершения последнего задания, и суммой времени, затраченного на работу над первым и вторым, будет тем временем, которое испытуемый расходует на переключение внимания при переходе от одной деятельности к другой.

2. Оценка устойчивости внимания методом корректурной пробы

Цель: исследование устойчивости внимания учащихся.

Исследование производится при помощи специальных бланков с рядами расположенных в случайном порядке букв. Инструкция предусматривает зачеркивание одной или двух букв (выбор их определяется исследующим).

При этом каждые 30 или 60 с исследующий делает отметку в том месте таблицы, где в это время находится карандаш больного. Регистрируется также время, затраченное испытуемым на выполнение всего задания. Проверка выполнения производится по заранее тщательно подготовленному образцу путем сопоставления. Отмечается количество ошибок и темп выполнения задания. Существенное значение имеет распределение ошибок в течение опыта — равномерно ли они встречаются во всей таблице, или наблюдаются преимущественно в конце исследования в связи с истощаемостью. Учитывается характер ошибок — пропуски отдельных букв или строчек, зачеркивание других, расположенных рядом или внешне похожих букв. В ряде случаев целесообразно повторное исследование, изменение результатов при этом может свидетельствовать не только об изменении состояния больного, но и об особенностях его отношения к исследованию. При органической церебральной патологии обследуемому часто не удается улучшить качество выполнения задания. Здоровые обследуемые выполняют задания (вычеркивают две буквы на приведенном бланке) за 6 — 8 мин и допускают при этом не более 15 ошибок. Аналогичное значение имеют таблицы Крепелина состоящие из столбиков цифр, которые испытуемый должен складывать в течение длительного времени. Продуктивность работы и число допускаемых ошибок могут служить показателем колебаний внимания.

Таблицы Шульте используются для исследования для исследования распределения внимания. На этих таблицах изображены 2 ряда беспорядочно разбросанных цифр, красных и черных. Испытуемый должен в определенной последовательности называть серию цифр, чередуя каждый раз красную и черную цифру. Иногда эксперимент усложняют — на красную цифру надо показывать в прямом порядке, а на черную — в обратном. Как показали исследования, у отдельных испытуемых здесь отчетливо выступают значительные индивидуальные различия. Исследователи (в частности, А.Р.Лурия) считают, что эти различия могут надежно отражать некоторые вариации силы и подвижности нервных процессов и с успехом использоваться в диагностических целях.

13 стр., 6227 слов

Практические рекомендации по улучшению памяти, мнемотехнические ...

... т. е. применение того, что требуется запомнить, в самом процессе усвоения. Память -- это сохранение информации о сигнале после того, как действие сигнала уже прекратилось. В процессе ... а и то, что имело место в прошлом. Память -- это отражение опыта человека путем запоминания, сохранения и воспроизведения. Память участвует уже в акте восприятия, так как без ...

Исследование объема внимания обычно производится путем анализа числа одновременно предъявляемых элементов (чисел, букв и т.п.), которые могут быть с ясностью восприняты субъектом. Для этих целей используется прибор, позволяющий предъявить определенное число раздражителей так быстро, чтобы испытуемый не мог перевести глаза с одного объекта на другой. Это позволяет измерить число объектов, доступных для одновременного опознания, с помощью прибора, называемого тахистоскопом. Обычно он состоит из окошечка, отделенного от рассматриваемого объекта падающим экраном, прорезь которого может произвольно изменяться так, что рассматриваемый объект появляется в ней на очень короткий промежуток времени (от 10 до 50—100 мс).

число ясно воспринимаемых предметов и является показателем объема внимания. Если предъявляемые объекты достаточно просты и разбросаны по демонстрируемому полю в беспорядке, объем внимания колеблется от 5 до 7 одновременно ясно воспринимаемых объектов. Вообще-то объем внимания — величина индивидуально изменяющаяся, но классическим показателем объема внимания у людей считается равный 5+2.

Память – ряд сложных психических процессов, активно овладевая которыми человек управляет приобретением и сохранением в сознании полезной информации, ее воспроизведением в нужный момент.

Память – запоминание, сохранение и воспроизведение обстоятельств жизни и деятельности личности.

Виды: по модальности: наглядно-образная, эмоциональная, словесно-логическая;

по длительности сохранения: долговременная, кратковременная, оперативная, промежуточная,;

по целям деятельности: произвольная, непроизвольная;

по преобладающему анализатору: двигательная, зрительная, слуховая, обонятельная.

У дочеловеческих организмов есть только два вида памяти: генетическая и механическая. Первая проявляется в передаче генетическим путем из поколения в поколение жизненно необходимых биологических, психологических и поведенческих свойств. Вторая выступает в форме способности к научению, к приобретению жизненного опыта, который иначе, как в самом организме, нигде сохраняться не может и исчезает вместе с его уходом из жизни.

Ассоциативные механизмы памяти: по смежности во времени, по смежности в пространстве, по сходству, по контрасту.

У человека, наконец, есть три вида памяти, гораздо более мощных и продуктивных, чем у животных: произвольная, логическая и опосредствованная. Первая связана с широким волевым контролем запоминания, вторая — с употреблением логики, третья — с использованием разнообразных средств запоминания, большей частью представленных в виде предметов материальной и духовной культуры.

Виды памяти.

Три вида: словесно-логическая, образная и эмоциональная.

Словесно-логическая – память на знания в речевой форме, логические схемы, математическую символику.

Образная – память на представления. Выделяют зрительную, слуховую, двигательную, обонятельную, вкусовую и др.

9 стр., 4014 слов

Мнемонические процессы (память: запоминание, сохранение, забывание, ...

... Запоминание, припоминание, воспроизведение, узнавание, которые включаются в память, строятся на этой основе, но никак не сводятся к ней. Это специфические процессы, в которые очень существенно включаются мышление ... воспроизвести этот ряд. Как только схватывается смысл того, что подлежит запоминанию, легко воспроизвести в памяти то, что надлежало запомнить. Таким образом, смысловые связи могут быть ...

Эмоциональная память это память на переживания. Она участвует в работе всех видов памяти, но особенно проявляется в человеческих отношениях. На эмоциональной памяти непосредственно основана прочность запоминания материала: то, что у человека вызывает эмоциональные переживания, запоминается им без особого труда и на более длительный срок.

Мгновенная, или иконическая, память связана с удержанием точной и полной картины только что воспринятого органами чувств, без какой бы то ни было переработки полученной информации. Эта память — непосредственное отражение информации органами чувств. Ее длительность от 0,1 до 0,5 с. Мгновенная память представляет собой полное остаточное впечатление, которое возникает от непосредственного восприятия стимулов. Это — память-образ. •

Кратковременная память представляет собой способ хранения информации в течение короткого промежутка времени. Длительность’ удержания мнемических следов здесь не превышает нескольких десятков секунд, в среднем около 20 (без повторения).

В кратковременной памяти сохраняется не полный, а лишь обобщенный образ воспринятого, его наиболее существенные элементы. Эта память работает без предварительной сознательной установки на запоминание, но зато с установкой на последующее воспроизведение материала Кратковременную память характеризует такой показатель, как объем. Он в среднем равен от 5 до 9 единиц информации и определяете по числу единиц информации, которое человек в состоянии точно1 воспроизвести спустя несколько десятков секунд после однократного предъявления ему этой информации.

Оперативной называют память, рассчитанную на хранение информации в течение определенного, заранее заданного срока, в диапазоне от нескольких секунд до нескольких дней. Срок хранения сведений этой памяти определяется задачей, вставшей перед человеком, и рассчитан только на решение данной задачи. После этого информация может исчезать из оперативной памяти. Этот вид памяти по длительности хранения информации и своим свойствам занимает промежуточное положение между кратковременной и долговременной.

Долговременная это память, способная хранить информацию в течение практически неограниченного срока. Информация, попавшая в хранилища долговременной памяти, может воспроизводиться человеком сколько угодно раз без утраты. Более того, многократное и систематическое воспроизведение данной информации только упрочивает ее следы в долговременной памяти. Последняя предполагает способность человека в любой нужный момент припомнить то, что когда-то было им запомнено. При пользовании долговременной памятью для припоминания нередко требуется мышление и усилия воли, поэтому ее функционирование на практике обычно связано с двумя этими процессами.

Процессы памяти. Индивидуальные различия памяти.

13 стр., 6384 слов

Психологические аспекты восприятия, запоминания и воспроизведения ...

... являлись психологические аспекты восприятия, запоминания и воспроизведения информации о признаках внешности человека, возможности извлечения такой информации из памяти субъекта, носителя образа лица, е ... логический метод применялся при классификации полученной информации о внешних признаках человека, способах получения данной информации, метод системно структурного анализа был использован ...

Запоминание. Протекает в трех формах: запечатление, непроизвольное запоминание, произвольное запоминание.

Запечатление – прочное и точное сохранение в кратковременной и долговременной памяти событий в результате однократного предъявления материала на несколько секунд.

В кратковременной памяти возникают эйдетические образы – образ виденного сохраняется в сознании целиком, сохраняется цвет и устойчивая форма.

В долговременной памяти запечатление происходит под сильным эмоциональным впечатлением.

Непроизвольное запоминание – сохранение в памяти событий в результате их многократного повторения.

Непроизвольное запоминание отражает постоянно действующие, повторяющиеся события

Произвольное запоминание – возникло в трудовой деятельности, чаще свего человек прибегает к заучиванию.

Заучивание – запоминание с целью сохранить в памяти тот или иной материал.

По отношению к исходному тексту различают дословное, близкое к тексту и смысловое.

По характеру связей выделяют механическое и смысловое запоминание.

Закономерности запоминания:

1. по цели. 2. по средству предъявления материала. 3. по логической структуре. 4. по организации процесса заучивания.

Сохранение. Более или менее длительное удержание в памяти сведений, полученных в опыте.

Сохранение имеет две стороны: собственно сохранение и забывание.

Воспроизведение. Воссоздание в деятельности и общении сохраненного в памяти материала.

Включает в себя три уровня: узнавание, воспроизведение, припоминание.

Соотношение уровней развития запоминания и сохранения.

  1. Быстрое запоминание – быстрое забывание.
  2. Медленное запоминание – медленное забывание.
  3. быстрое запоминание – медленное забывание.
  4. медленное запоминание – быстрое забывание.

Наше познание от ощущения и восприятия переходит к мышлению. Отправляясь от того, что дано в ощущениях и восприятиях, мышление, выходя за пределы чувственно данного, расширяет границы нашего познания. Что достигается мышлением в силу его характера, позволяющего ему опосредованно – умозаключением – раскрыть то, что непосредственно – в восприятии не дано. С расширением познания благодаря мышлению связано и углубление познания.

Мышление– есть опосредованное, обобщенное отражение действительности человеком в ее существенных связях и отношениях.

Начальным моментом мыслительного процесса обычно является проблемная ситуация, которая является задачей и включает в себя цель соотнесенную с условиями. Мышление начинается с потребности что-то понять. М. совершается в виде операции, направленных на разрешение определенных задач, мыслительный процесс является активным, целеустремленным волевым актом. Совершающиеся в ходе мышления проверка, критика, контроль характеризуют мышление как сознательный процесс.

5 стр., 2238 слов

Восприятие. Мышление. Память

... девочка. - Займемся диктантом. (А.Толстой). Вид мышления – теоретически-образное. Девочка пыталась извлечь образы у Буратино непосредственно из памяти. Школьникам была предложена задача: уравновесить свечу на ... о топке печи, об аварии). Вид мышления – наглядно-образное. Мы воспринимаем окружающую действительность и представляем необходимые образы в памяти. Удивление перед тайной является само по ...

Задача м. заключается в том, чтобы выявить существенные, необходимые связи, основанные на реальных

зависимостях. Раскрывая существенные связи м. обобщает.

М. как познавательная теоретическая деятельность связано с действием – первичная форма мышления.

Реальное м. – это движение мысли

Инструмент мышления – движение ротового аппарата. Физическое (проговаривание), тоническое (повышение речедвигательной активности), внешняя, внутренняя, эгоцентрическая речь.

Активизация мышления: 1) мотивация; 2) осознание способов мышления; 3) развитие мыслительных качеств; 4) развитие дивергентного (открытого) мышления; 5) развитие умения саморегуляции.

М Часто развертывается как процесс решения задачи, в к-рой выделяется условия и требования. Задача должна быть не только понята субъектом, но и принята им, т. е. соотнесена с потребностно-мотивационной сферой личности. Мыслительная деятельность побуждается мотивами, которые являются не только условиями ее развертывания, но и факторами, влияющими на ее продуктивность. М. человека характеризуется единством осознанного и неосознанного.

Три вида мышления : практически-действенное, наглядно-образное и словесно-логическое.

Практически — действенное мышление. Мысл. задача решается непосредственно в процессе деятельности. П-д. м. является и исторически и онтогенетически наиболее ранним видом мышления. С этого вида начинается развитие мышления в онтогенезе. Этот вид мышления применяется и оказывается наиболее целесообразным и при решении более сложных задач.

Наглядно – образное мышление. Характеризуется тем, что здесь содержание мыслительной задачи основано на образном материале. Человек, решая задачу, анализирует, сравнивает, стремится обощить различные образы предметов, явлений, событий.

Значение н-о м. в том, что оно позволяет человеку более многогранно и разнообразно отражать объективную действительность. В целом ряде других случаев схематическое и символическое отражение действительности оказывается весьма продуктивным и позволяет достаточно точно и обобщенно отразить действительность.

Словесно – логическое мышление. Задача здесь решается в словесной (вербальной) форме. Используя словесную форму, человек оперирует наиболее отвлеченными понятиями, подчас такими, которые вообще не имеют прямого образного выражения (например, экономическими понятиями: цена, количество, стоимость, прибыль; социально-историческими: государство, класс; нравственными: честность, принципиальность).

С помощью слова человек не только обозначает, но и обобщает различный образный материал, практические действия.

Только развитие всех видов мышления в их единстве может обеспечить правильное и достаточно полное отражение действительности человеком.

Профессиональное мышление — это одна из форм мышления. Она имеет целый ряд отличительных особенностей и свойств:

1. Активная преобразующая позиция субъекта мышления;

8 стр., 3811 слов

Происхождение и развитие сознания человека

... структурами, входящими в передний мозг, определяет особенности функционирования сознания и мышления человека. Центральная нервная система связана со всеми органами и тканями человеческого ... могут быть классифицированы по уровню развития психики; • уровень психического развития животного тесно связан с уровнем развития его нервной системы; • человек, обладая сознанием, обладает наивысшим уровнем ...

2. Специфичность объекта мысли, которым является не сам объект изучения или труда, а вся взаимодействующая система (субъект действия, его воздействие на объект и сам объект труда);

3. Индивидуализированность мышления, обобщенность знания, т.е. практическое мышление зависит от индивидуальных приемов действия, от имеющихся средств исследования, от конкретной профессиональной деятельности;

4. Действенная природа практического мышления, т.е. внесение изменений, преобразований;

5. Преобладает неспецифическая мотивация профессионального мышления, т.к. мышление включено в практическую деятельность и неразрывно с ней связано;

6. Процесс мышления характеризуется наличием процессов оценивания — своеобразных форм анализа с акцентом не на решении, а на обнаружении проблемности и формулировании проблемной ситуации