Учебно-методическое и информационное обеспечение дисциплины
Список основной литературы
1. Лурия А.Р. Основы нейропсихологии / А.Р. Лурия. – М.: Издательский центр «Академия», 2004. – 384 с.
2. Филимонов В.И. Физиологические основы психофизиологии / В.И. Филимонов. – М.: МЕДпресс-информ, 2003. – 320 с.
3. Блум Ф. Мозг, разум, поведение / Ф. Блум, А. Лайзерсон, Л. Хорстедтер. – М.: Мир, 1998. – 246 с.
4. Физиология человека / под ред. Р. Шмидт, Г. Тевса. – М.:МИР, 2003. – 600 с.
5 Анатомия человека /под ред. М.Р.Сапина; учеб.пособие для вузов.– Ростов н/Д.: Феникс; Красноярск: Издат.проекты, 2006.– 325 с.
6. Антонова О.А. Возрастная анатомия и физиология /О.А.Антонова; пособие для сдачи экзамена.– М., 2008.– 250 с.
7. Гайворонский И.В. Анатомия и физиология человека /И.В.Гайворонский; учеб. для сред. проф.образ.– М.: Академия, 2007.– 492 с.
8. Иваницкий М.Ф. Анатомия человека /М.Ф.Иваницкий; учеб.для вузов.– М.: Тера-Спорт: Олимпия Пресс, 2008 – 623 с.
9.Курепина М.М. Анатомия человека /М.М.Курепина; учеб.для вузов.– М.: Владос, 2002.– 384 с.
10.Козлов В.И. Анатомия человека /В.И.Козлов; учеб. пособие для вузов. – М.: Изд-во РУДН, 2005.–187 с.
Список дополнительной литературы
1. Синельников Р.Д. Атлас анатомии человека (в 4 томах) /Р.Д.Синельников.- М.: Медицина, 1989.
2. Борисевич А.И. Словарь терминов и понятий по анатомии человека /А.И.Борисевич. – М.: Высшая школа, 1990. – 150 с.
3. Куприянов В.В. Общая анатомия центральной и периферической нервной системы /В.В.Куприянов.– М.: Медицина, 1981. – 180 с.
4. Сапин М.Р. Анатомия человека (в 3 т.) / М.Р. Сапин, Д.Б. Никитюк. –М.: Элиста, 1998 – 400 с.
5.Сапин М.Р. Атлас анатомии человека /М.Р.Сапин, Д.Б.Никитюк. –М.: АПП «Джангар»,2002.- 280 с.
6.Яковлев М.В. Нормальная анатомия человека (конспект лекций) / М.В.Яковлев. –М.: Эксмо, 2007.– 160с.
7. Батуев А.С. Мозговые механизмы поведения и высших психических функций /А.С.Батуев, С.В. Соколова // Журнал высшей нерв.деят.– 2001.– Т.51.– № 5.– С.533-544.
8. Боголепова И.Н. Структурные основы индивидуальной вариабельности мозга человека / И.Н.Боголепова //Вест. Акад.мед.наук.– 2002.– № 10.– С.30-35.
Психологические факторы успешной учебы студентов вуза
... а другие – неблагоприятными. Организационные формы обучения в современной школе и вузе более благоприятны для людей с сильной и подвижной нервной системой, поэтому среди них больше тех, ... вопрос необходимо хотя бы кратко рассмотреть основные виды психологических и психофизиологических особенностей людей, а также имеющиеся данные об их влиянии на учебную деятельность студентов. ...
9. Григорьева В.Н. Типы когнитивно- поведенческих реакций на стресс /В.Н.Григорьева , А.М.Тхостов //Вестник новых медицинских технологий.– 2002.–Т.9.–№3.– С.67.
10. Данилова Н.Н. Функциональные состояния /Н.Н.Данилова //Основы психофизиологии. – М.: ИНФРА – М, 1997. – С.168-181.
11. Ильин Е.П. Дифференциальная психофизиология /Е.П.Ильин.– СПб.: Питер, 2001.–464с.
12. Костандов Э.А. Условнорефлекторное переключение и когнитивная установка /Э.А. Костандов //Ж-л высш. нерв. деят.– 2003. – Т.53. – № 3. – С.268-278.
13. Пшенникова М.Г. Эмоциональный стресс и его роль в патологии / М.Г. Пшенникова //Патол. физиол. и экспер. терап. –2001. –№ 1–С.1-10.
14. Салтыков А.Б. Теория функциональных систем и целенаправленное поведение /А.Б. Салтыков, Н.К. Хитров // ж-л высш. нерв.деят. – 2001. – Т.51. – № 2. – С.279-287.
15. К.В. Судаков Теория функциональных систем и вероятностное прогнозирование повеления /К.В.Судаков // ж-л высш. нерв. деят. – 2003. – Т.53. – № 2. – С.249-252.
16. Шуваев В.Т. Специфические и неспецифические корково-подкорковые механизмы организации поведения /В.Т.Шуваев //Рос. Физиол. журн. им. И.М.Сеченова. – 2000. – Т.86. –№11. – С.1388-1403.
17. Шуваев В.Т. Базальные ганглии и поведение /В.Т.Шуваев //Рос. Физиол. журн. им. И.М.Сеченова. – 1999. – Т.85. – № 9-10. – С.1216-1229.
Тематическое планирование дисциплины «Основы нейрофизиологии и высшей нервной деятельности»
№ модуля |
Название раздела |
Количество часов |
||||
Всего |
Аудиторная работа |
Самостоятельная (внеаудиторная) работа |
||||
Лекции | Лабораторные работы | Практические занятия | ||||
1 | Раздел 1. Физиологические основы нейрофизиологии | 4 | ||||
Физиологические аспекты мыслительной деятельности человека | 2 | |||||
Речь как основа сознания | 2 | |||||
2 | Раздел 2. Психические процессы и их мозговая организация | 4 | ||||
Нейрофизиология эмоций | 1 | |||||
Общая характеристика памяти человека | 1 | |||||
Сознание как физиологическая проблема | 2 | |||||
Всего | 4 | 4 |
Терминологический минимум
Аксон (от греч.-ахоn-ось) — отросток нервной клетки, по
которому нервный импульс направляется от тела клетки к
окончанию. Длина его в отдельных случаях достигает 1 м. Концевые
разветвления А. оканчиваются на клетках исполнительных
(рабочих) органов, образуя синапсы (контакты).
Альвеола (от лат. Alveolus — ячейка, пузырек).
1. Выпячивания
концевых разветвлении бронхиального дерева в виде пузырьков
неправильной формы, разделенных межальвеолярными
перегородками, расположенные на альвеолярных ходах.
Количество альвеол в обоих легких человека 600-700 млн., их
общая поверхность в пределах 40-120 м2. Диаметр каждой
альвеолы взрослого человека около 280 мкм. Альвеолы выстланы
изнутри плоскими дыхательными альвеолоцитами (преобладают),
через которые осуществляется газообмен, и большими
альвеолоцитами, которые вырабатывают сурфактант.
2. Зубные альвеолы — углубления в альвеолярных дугах верхней и нижней челюстей, в которых располагаются корни зубов. Зубные альвеолы разделены межальвеолярными перегородками.
Анализаторы — комплекс анатомических структур, которые воспринимают энергию внешнего раздражителя, превращают ее в нервный импульс и передают в кору головного мозга, где происходит высший анализ. Каждый А. состоит из трех частей: 1) периферическая, которая воспринимает энергию внешнего раздражения и перерабатывает ее в нервный импульс; 2) проводящие пути, по которым нервный импульс следует к нервному центру; 3) корковый конец анализатора, расположенный в соответствующих участках коры головного мозга. Анастомоз (от грёч. anastomosis — спайка, соединение, соустье) — это любой третий сосуд, который соединяет два других, участвуя в перераспределении жидкости (крови, лимфы).
Анатомия человека (от греч. anatome — рассечение, расчленение) — наука о форме и строении человеческого организма, его органов человека">систем и органов, включая их микроскопическое и ультрамикроскопическое строение.
Аорта (от греч. -aortae) — основной артериальный сосуд, выходящий из левого желудочка сердца и на своем пути отдающий ветви ко всем частям тела человека. А. начинается луковицей, переходящей в восходящую аорту; дуга аорты изгибается влево, переходит в нисходящую аорту, которая делится на грудную и брюшную. Последняя делится на две общие подвздошные артерии уровне IV поясничного позвонка. Аорта относится к артериям эластического типа.
Апоневроз (от греч. аро — из, от, neuron — жила) или сухожильное растяжение. Широкое, плоское сухожилие мышц, участвующих в формировании полостей тела.
Апофизы (от греч. apophysis) — выступы костей, расположенные вблизи эпифиза, к которым прикрепляются мышцы и связки.
Аппараты органов — объединение органов или систем по
функциональному признаку. Органы, объединенные в аппараты органов, зачастую имеют различное строение и происхождение, не связаны анатомически, но их объединяет участие в выполнении общей функции (например, опорно-двигательный, эндокринный аппараты), они могут иметь общее происхождение (например, мочеполовой аппарат).
Артериолы — наиболее тонкие артерии, которые имеют диаметр менее 100 мкм. Артериолы — начальный сосуд микроциркуляторного русла. Артерия (от греч arteria — дыхательное горло) — кровеносный сосуд, который несет кровь от сердца к органам.
Базальная мембрана — слоймежклеточного вещества -белков и мукополисахаридов, располагающийся на границе различных тканей, например между эпителиальным пластом и подлежащей соединительной тканью.
Базальные ядра — скопления серого вещества, образующего отдельно лежащие ядра или узлы, в толще белого вещества каждого полушария большого мозга. К ним относят полосатое тело (хвостатое и чечевицеобразное ядра), ограда и миндалевидное тело.
Барабанная полость — воздухоносная полость, объемом около 1 см3, расположена в толще основания пирамиды височной кости.
Влагалище прямой мышцы живота — соединительно-тканное вместилище мышцы, образованное сухожильными растяжениями (апоневрозами) наружной и внутренней косых и поперечных мышц живота.
Влагалище синовиальное – замкнутая щелевидная полость, заполненная небольшим количеством жидкости, ограниченная висцеральным и париетальным листками.
Внутреннее ухо — расположено в толще пирамиды височной кости между барабанной полостью латерально и внутренним слуховым проходом медиально и состоит из преддверия, сообщающегося с тремя полукружными каналами, и улитки.
Внутренняя капсула — слой белого вещества между чечевицеобразным ядром (с латеральной стороны) и хвостатым ядром и задним таламусом (с медиальной), состоящий из пучков нервных волокон (проводящих путей), несущих нервные импульсы в соответствующее полушарие большого мозга из нижележащих отделов ЦНС и в противоположном направлении.
Водопровод мозга (Сильвиев) — узкий канал, который соединяет III желудочек с IV желудочком.
Водянистая влага — прозрачная жидкость, которая содержится в задней и передней камерах глаза.
Воздухоносные кости – имеют в своем теле полость, выстланную слизистой оболочкой и заполненную воздухом.
Воротная система — система вен, которые в органе распадаются на капилляры, из которых вновь формируются вены этого органа.
Ворсинки кишечные — выросты собственной пластинки слизистой оболочки, в результате чего ее свободная поверхность существенно возрастает.
Вспомогательные органы глаза — включают фасции глазницы, веки, конъюнктиву, слезный аппарат, глазодвигательные мышцы.
Гематоэнцефалический барьер (от греч. haima- кровь, encephalon-мозг)- барьер между кровью и тканью мозга, состоящий из эндотелия капилляров, лежащего на плотной базальной мембране и препятствующий прохождению многих макромолекул, токсинов, лекарств из крови в головной мозг.
Гипофиз — железавнутренней секреции, которая регулирует деятельность ряда эндокринных желез (щитовидной, половых, коры надпочечников).
Г, расположен в гипофизарной ямке турецкого седла клиновидной кости, состоит из передней и задней долей и соединен с гипоталамусом воронкой.
Гиппокамп — так называется выступающая в полость нижнего рога бокового желудочка его медиальная стенка. По форме это выпячивание напоминает морского конька.
Глаз — орган зрения, состоит из глазного яблока и вспомогательных органов зрения.
Глазница — симметричная полость в черепе, в которой расположен глаз (глазное яблоко) с его вспомогательным аппаратом. По форме глазница напоминает четырехгранную пирамиду, основание которой (вход в глазницу) обращено кпереди, а вершина — кзади.
Головной мозг — главный отдел центральной нервной системы располагается в полости черепа. У головного мозга выделяют полушария большого мозга, ствол мозга, мозжечок.
Голосовая щель — часть полости гортани, ограниченная голосовыми складками. Форма голосовой щели меняется в зависимости от натяжения голосовых связок.
Голосовые связки — плотные края эластического конуса гортани, идущие от внутренней поверхности угла щитовидного хряща к голосовым отросткам черпаловидных хрящей, состоят из пучков эластических волокон.
Гомеостаз (от греч. Homoios — подобный) — состояние, способность организма сохранять относительное постоянство внутренней среды-объема крови и внеклеточной жидкости, концентрации в ней различных веществ, температуры, рН и др.
Гормоны — биологически активные вещества, которые вырабатываются эндокринными железами и выделяются непосредственно в кровь или лимфу.
Обонятельная луковица — парная структура переднего мозга, расположенная на нижней поверхности лобной доли. В обонятельной луковице залегают нейроны, на которых оканчиваются волокна обонятельных нервов.
Орган — часть организма, имеющая определенное, только ему присущее строение и выполняющая определенную функцию. Каждый орган содержит в себе все виды тканей. Одна из тканей является основной, выполняющей главную функцию органа.
Орган обоняния — состоит из рецепторных клеток, расположенных в слизистой оболочке верхней носовой раковины и соответствующем ей участка носовой перегородки; воспринимает химические раздражения пахучих веществ, находящихся во вдыхаемом воздухе.
Организм — особь, индивидуум, построенный из систем и аппаратов органов. Тело человека состоит из головы, туловища и конечностей.
Паренхима (от греч. parenhyma) — главная, основная функционирующая ткань, например в печени, легких, почках, железах — эпителиальная.
Передний мозг — отдел центральной нервной системы, из которого в процессе онтогенеза формируются конечный мозг и промежуточный мозг.
Передняя черепная ямка — углубление на внутреннем основании черепа, в котором лежат лобные доли полушарий большого мозга. Передняя черепная ямка образована внутренней поверхностью лобной кости, решетчатой пластинкой одноименной кости, частью тела и малыми крыльями клиновидной кости. Задний край палых крыльев отделяет переднюю черепную ямку от средней черепной ямки.
Перешеек ромбовидного мозга — образован верхними мозжечковыми ножками, верхним мозговым парусом, треугольником петли. Находится на границе между средним и задним мозгом.
Перикард — соединительнотканная оболочка, окружающая сердце, состоит из наружной фиброзной и внутренней серозной пластинок. Серозная пластинка перикарда продолжается в серозный покров сердца — эпикард.
Периферическая нервная система — часть нервной системы, образованная спинно-мозговыми нервами (31 пара), черепными нервами (12 пар), вегетативными нервами и узлами и нервными окончаниями (рецепторами и эффекторами).
Подвисочная ямка — находится на боковой поверхности черепа, является продолжением височной ямки книзу, отделена от нее подвисочным гребнем. Передняя стенка подвисочной ямки образована подвисочной поверхностью верхней челюсти и нижней частью скуловой кости, верхняя — нижняя поверхность большого крыла клиновидной кости, медиальная — латеральная пластинка крыловидного отростка клиновидной кости, латеральная — ветвь нижней челюсти.
Требования к экзамену
После изучения курса студенты должны знать и уметь:
— освоить методические подходы к изучению основ нейрофизиологии и ВНД;
— роль социальных и биологических факторов на различных этапах онтогенеза в организации психических процессов;
— изучить механизмы, мозговую организацию психических процессов человека с учётом структурно-функциональной организации нервной системы организма, а также его взаимосвязи с окружающей природной средой;
— научиться анализировать и конспектировать учебно-методическую литературу;
— уметь пользоваться атласами по физиологии высшей нервной деятельности и нейрофизиологии;
Список вопросов к экзамену
1.Общие принципы регуляции физиологических функций: гуморальная, нервная регуляция, иммунные механизмы регуляции; взаимодействие различных систем регуляции.
2.Понятие о гомеостазе.
3.Общая физиология возбудимых тканей.
4. Строение нервной системы человека: центральная, периферическая нервная система. 5.Строение нервных волокон.
6. Общая физиология центральной нервной системы.
7. Основы рефлекторной деятельности ЦНС.
8.Онтогенез нервной системы.
9. Вегетативная нервная система.
10.Физиологические основы сложных форм взаимодействия организма с реальными условиями жизни: инстинкты, условные рефлексы, импринтинг, динамический стереотип.
11. Три источника знаний о функциональной организации мозга.
12. Локальные поражения мозга и основные принципы локализации.
13.Синдромный анализ и системная организация психических процессов.
14.Три основных функциональных блока мозга: блок регуляции тонуса и бодрствования; блок приёма, переработки и хранения информации; блок программирования, регуляции и контроля сложных форм деятельности.
15. Взаимодействия трёх основных функциональных блоков мозга.
16.Локальные системы мозга и их функциональный анализ.
17. Затылочные отделы мозга и организация зрительного восприятия.
18.Височные отделы мозга и организация слухового восприятия.
19.Третичные зоны коры и организация симультанных синтезов.
20.Сенсорные и премоторные отделы мозга и организация движений.
21.Лобные отделы мозга и регуляция психической деятельности.
22.Восприятие.
23. Движение и действие: психофизиология и мозговая организация.
24.Внимание: психология, физиологические индикаторы внимания, мозговая организация. 25.Память: психология, модально- специфические и модально-неспецифические формы памяти.
26. Нарушение памяти как мнестической деятельности.
27. Речь: психофизиология речевой деятельности, импрессивная и экспрессивная речь. 28.Мышление: виды, механизм мыслительной деятельности.
29.Вербально-логическое (дискурсивное) мышление. Решение задач.
Тестовые задания по курсу «Основы нейрофизиологии и ВНД»
1. Какой подход к определению «функциональные состояния мозга» не существует:
а) комплексный; б) эргономический; в) психофизиологический; г) нейроанатомический.
2. Аксоны модулирующих нейронов выделяют: а) ацетилхолин; б) норадреналин; в) энкефалины; г) дофамин
3. При спокойном бодрствовании преобладает: а) τ ритм; б) α – ритм; в) γ – ритм; г) β- ритм.
4. Какие показатели не применяют для анализа биологически обратной связи: а) потенциалы мышц; б) потенциалы мозга; в) показатели артериального давления; г) типы ВНД.
5. Под подвижностью нервных процессов И.П. Павлов понимал: а) ускорение; б) скорость; в) угловую скорость; г) расстояние.
6. Типы ВНД формируются на основе: а) генотипа; б) генотипа и фенотипа; в) фенотипа; г) влияния факторов окружающей среды.
7. Какой из перечисленных типов не относится к акцентуированным: а) гипертимный; б) гипотимный; в) неврастенический; г) астенический.
8. Какая из стадий отсутствует при выработке условного рефлекса : а) генерализация; б) специализация; в) дифференциация.
9. Какой из видов обучения отсутствует: а) неассоциативное; б) ассоциативное; в) когнитивное; г) перспективное.
10. Гипноз – это выработка условного рефлекса на: а) раздражитель; б) слово; в) цифру; г) предмет.
Лекция № 1 (2 часа)