Специальное образование при аутизме и аутических чертах личности

АУТИЗМ – отрыв от реальности, уход в себя, отсутствие или парадоксальность реакций на внешние реакции на внешние воздействия, пассивность и сверхранимость в контактах со средой.

В случаях, если аутизм проявляется рано (в первые месяцы жизни) и занимает ведущее место в клинической картине и оказывает негативное влияние на все психическое развитие – то такое состояние называется синдром раннего детского аутизма (РДА).

При РДА отдельные психические функции развиваются замедленно, а другие – ускоренно.

При аутических чертах личностиотмечаются:

1. Качественные нарушения в сфере социального взаимодействия;

2. Качественные нарушения способности к общению;

3. Ограниченные повторяющиеся и стереотипные модели поведения, интересов и видов деятельности.

Причины аутизма

Общепризнана большая роль генетических факторов в РДА, причем передается не сама патология, а предрасположенность к ее развитию и реализуется при наличии провоцирующего фактора, как внешнего, так и внутреннего.

Клинико-психолого-педагогическая картина

Аутизм проявляется наиболее ярко в возрасте 3-5 лет. Наиболее характерные проявления в раннем возрасте:

— аутичный ребенок не фиксирует взгляд, особенно на лице, не выносит прямого зрительного контакта «глаза в глаза».

— первая улыбка не адресуется кому-то конкретно, не провоцируется смехом, радостью, другими реакциями других людей.

— на руки ребенок не просится, на руках остается напряженным.

— своих близких ребенок узнает, но не проявляет яркой эмоциональной реакции.

— к ласке иногда относится равнодушно или неприязненно.

— к дискомфорту (например нарушение режима питания) относится либо совершенно безразлично, либо вообще не переносит.

— потребности в контактах с другими людьми либо не испытывает или быстро пресыщается, либо стремится избегать, либо относится безразлично, вяло.

— в поведении характерен феномен тождества, т.е.:

1. Стремление к сохранению постоянства. Внешние реакции на изменении проявляются в беспокойстве, страхе, агрессии;

2. Многократное повторение одних и тех же движений и действий; звуков и слов; ритмичное постукивание по окружающим предметам; постоянство в бытовых привычках (пища, посуда, одежда и т.д.);

4 стр., 1723 слов

Эмоционально положительная сенсомоторная реакция ребенка двух-трехмесячного ...

... является Д.Б. Эльконин; Эмоционально положительная сенсомоторная реакция ребенка двух-трехмесячного ребенка на близкого для него человека комплекс ... отечественной психологии. К их числу прежде всего относится разработанная Л.С. Выготским,при уча­стии А.Р. Лурии ... какого-либо процесса или явления из внешнего для человека (ребенка) во внутреннее, называется интериоризация; Экстериоризация – обратный ...

3. В игре – бессмысленное повторение одних и тех же действий, любят переливать воду, играть с сыпучими материалами (но только пересыпать).

— Особенности моторики. Движения угловатые, вычурные, несоразмерные по силе и амплитуде. Иногда мелкая моторика развивается раньше, чем общая.

— Страхи проявляются очень рано, стойкие и труднопреодолимые (если испугался укола, то почти всю жизнь будет бояться белых халатов).

— Особенности речевого развития:

1. Отсутствие речи;

2. Повторение слов, фраз, сказанных другими, через некоторое время;

3. Большое количество слов-штампов;

4. Позднее появление в речи местоимений и другие отклонения.

Дети с РДА в той или иной степени страдают интеллектуальной недостаточностью, но примеры того, что некоторые люди с диагнозом РДА поднимаются на высокие ступени социальной иерархии говорят о том, что правильная и своевременная коррекция аутизма становится условием интеллектуального прогресса. Но такие случаи нечасты.

Встречаются дети, у которых помимо аутических нарушений есть органические поражения мозга. Это уже сложное нарушение, которое затрудняет коррекционное вмешательство.

К оценке интеллектуальных возможностей аутического ребенка следует относиться осторожно. Например, отличные вычислительные способности (складывает, умножает, делит) сочетается с неспособностью понять смысл простой задачи. (У тебя 2 яблока, мама дала 3. Сколько стало?)

Поскольку первичный дефект не выявлен, то представляет интерес точка зрения Лебединской, Никольской. Они считают, что основной дефект – это низкий психический тонус и повышенная чувствительность.

Низкий психический тонус означает, что взаимодействие с окружающим миром ограничено быстрым пресыщением, аутист как бы выхватывает из окружающего только отдельные фрагменты, не связанные между собой, формирование целостной картины мира затруднено или невозможно.

Повышенная чувствительность означает, что любые воздействия становятся источниками неприятных ощущений. Поэтому непереносимы человек, лицо, взгляд.

В такой ситуации мир становится непонятным и пугающим и тогда ребенок как бы прячется в аутизм как в скорлупу, ему там спокойно, но за этой скорлупой он не может развиваться. Если вовремя не помочь, то ребенок становится тяжелым психическим инвалидом.

Аутизм можно скомпенсировать, но аутические черты остаются.

Развитие, образование и социализация

Развитие, образование и социализация зависят от своевременной правильной коррекционной работы. По данным Института коррекционной педагогики 60% аутических детей получают возможность учиться в массовой школе, 30% по программе специальной школы и 10% адаптируются в условиях семьи.

5 стр., 2454 слов

Развитие бытовой деятельности в дошкольном возрасте(с рождения до 7 лет)

... ре­зультат. При формировании навыков ребенок учится удержи­вать цель деятельности, не отвлекаться. Культурно-гигиенические навыки направлены на самого ребенка. Выполняя санитарно-гигиенические ... особенности развития бытовой деятельности в раннем возрасте: бытовые процессы способствуют расширению сферы само­стоятельности ребенка; - у малыша формируются культурно-гигиенические навыки, которые ...

Если коррекция не проводится, то 75% вообще социально не адаптируются, 22% нуждаются в постоянной опеке, 3% достигают удовлетворительного уровня социальной адаптации.

Известны случаи, когда аутисты профессионально и успешно занимались искусством (Левитан, Ван Гог, Гоголь), наукой, становились людьми обычных профессий, не требующих общения с людьми. Общим является то, что если аутичный ребенок обучен чему-либо, он будет работать так как его научили. Работать плохо он не может (в силу своих стереотипов).

Если ребенок попадает в массовую школу, то с невыученными уроками он в школу не пойдет. Если правильно воспитывать, то общество получает ответственного, добросовестного человека.

Система помощи аутичным детям

В США распространено оперантное обучение(поведенческая терапия).

Метод предполагает создание внешних условий, формирующих желаемое поведение. Проще говоря, механическое заучивание навыков, умений. Эффективность высокая, 50-60% способны овладеть программой массовой школы, но проблема в том, что полученные навыки с трудом переносятся в другие условия, а поэтому гибкости, адаптации к жизни в обществе, как правило, не происходит.

ТЕАССН – программараспространена в Европе, Азии, Африке. Усилия направляются на развитие невербальных форм общения, на формирование простых бытовых навыков. Эта программа не обеспечивает высокого уровня адаптации к жизни, но позволяет добиться возможности жить «независимо и самостоятельно» в особых, искусственно созданных условиях (домашние условия).

В России разработана методика комплексной медико-психолого-педагогической коррекции (Лебединская, Никольская).

Усилия направляются на коррекцию эмоциональной сферы. Но метод эффективен только при легких формах РДА.

Тем не менее государственной системы помощи детям, страдающим РДА в России не создано.

Специализированных коррекционно-образовательных государственных учреждений 2 в Москве и Санкт-Петербурге. В основном дети с РДА находятся в других видах специальных школ. С легкими формами РДА обучаются в массовой школе. Но таким детям необходима специальная психолого-педагогическая поддержка, которую чаще всего оказать не могут.

Существует и негосударственное образовательное учреждение – общественная организация «Добро» под рук. С.А. Морозова. Специфика организации социально-педагогической помощи аутичным детям состоит в том, что она направлена на развитие коммуникативной деятельности. Развитие умения общаться с разными людьми в разных ситуациях помогает аутичному ребенку научиться контролировать свое поведение.

Важным в работе педагога является умение преодолеть неконтактность ребенка. Поэтому прежде чем идти на контакт, педагог должен выяснить пристрастия ребенка, его особенности, игровые возможности, уровень развития навыков самообслуживания и социальных навыков, какие обстоятельства могут вызвать дискомфорт у ребенка, а какие удовольствие. Важным является общение с родителями.

7 стр., 3148 слов

Копия 2 распр.нарушения у детей

... в зависимости от его интеллектуальных возможностей. Для развития зрительно‑двигательной координации полезны занятия перед зеркалом, когда ребенок вместе со взрослым смотрит на свое отражение и повторяет ... Детям с данным нарушением в развитии свойственны механические стереотипные движения (раскачивания, кружения). Они болезненно реагируют на ...

При установлении первого контакта избегать любых ситуаций, предполагающих давление на ребенка, атмосфера общения должна вызвать у ребенка интерес, чувство защищенности и положительные эмоции. В окружающей обстановке не должно быть факторов, раздражающе действующих на ребенка (яркий свет, резкий звук).

Специальное образование лиц с нарушениями опорно-двигательного аппарата

I. Виды нарушений опорно-двигательного аппарата

Нарушения функций опорно-двигательного аппарата могут носить как врожденный, так и приобретенный характер.

Виды патологий опорно-двигательного аппарата.

1. Заболевания нервной системы: детский церебральный паралич; полиомиелит.

2. Врожденная патология ОДА; врожденный вывих бедра; кривошея; косолапость; аномалии развития позвоночник (сколиоз); недоразвитие и дефекты конечностей; аномалии развития пальцев кисти; артрогрипоз (врожденное уродство).

3. Приобретенные заболевания и повреждения ОДА; травматическое повреждение спинного мозга, головного мозга и конечностей; полиартрит; заболевания скелета (туберкулез, опухоли костей); системные заболевания скелета (рахит).

У детей с нарушениями ОДА ведущим является двигательный дефект. Основную массу составляют дети с церебральным параличом (89%).

У детей с ДЦП двигательные расстройства сочетаются с психическими и речевыми нарушениями, поэтому большинство из них нуждаются в лечебной и социальной помощи, психолого-педагогической и логопедической коррекции.

Другие категории детей с нарушениями ОДА не имеют нарушений познавательной деятельности и не требуют специального обучения и воспитания.

Но все дети нуждаются в особых условиях жизни, обучения и последующей трудовой деятельности.

В их социальной адаптации определяются 2 направления.

1 направление — приспособить к ребенку окружающую среду. Для этого существуют технические средства передвижения (коляски, костыли, трости, велосипеды), предметы обихода (тарелки, ложки, особые выключатели электроприборов), пандусы, съезды на тротуарах.

2 направление – приспособить его самого к обычным условиям окружающей среды.

2.Общая характеристика дцп

ДЦП за последние годы стал одним из распространенных заболеваний нервной системы у детей. В среднем на 1000 новорожденных – 6 больных ДЦП (по Москве около 4 тыс.детей, страдающих ДЦП).

ДЦП возникает в результате недоразвития или повреждения в раннем онтогенезе (формирование основных структур психики).

При ДЦП страдают самые важные для человека функции: движение, психика, речь. Расстройства варьируются в широком диапазоне. Например, при грубых двигательных нарушениях, психические и речевые расстройства могут отсутствовать или быть минимальными и наоборот. При легких двигательных нарушениях наблюдаются грубые психические и речевые расстройства.

3 стр., 1493 слов

Готовность студентов к профессиональной деятельности как педагогическая проблема

... студентов к профессиональной деятельности. Личностная готовность отражается в формировании свойств личности, являющихся адекватными требованиям профессии. Опираясь на анализ педагогической литературы, можно ... формам подготовки специалистов через реализацию системы мер, обеспечивающих оптимальные педагогические условия для самосовершенствования и саморазвития, входящих в нее субъектов. ...

Причины ДЦП: неблагоприятные факторы, воздействующие во внутриутробном периоде, в момент родов, на первом году жизни.

Так, на каждые 100 случаев ДЦП – 30 возникает внутриутробно, 60 – в момент родов, 10 – после рождения.

Вредные факторы:

1)инфекционные заболевания, перенесенные будущей матерью во время беременности (вирусные инфекции, краснуха);

2)сердечно-сосудистые и эндокринные нарушения матери;

3) токсикозы беременности;

4)физические травмы, ушибы плода;

5)психические травмы и отрицательные эмоции;

6)физические факторы (перегревание или переохлаждение), облучение (ультрафиолетовое в больших дозах);

7)некоторые лекарственные препараты;

8)экология (загрязнение, наличие в продуктах нитратов, ядохимикатов, синтетических добавок).

Доказано, что более 400 факторов могут оказать повреждающее действие на нервную систему плода. Одна из наиболее частых причин – родовая травма – асфиксия (недостаток кислорода в крови, нарушение дыхания и сердечной деятельности) или клиническая смерть.

После рождения ЦП возникает в результате перенесенных нейроинфекций (менингита, энцефалита) и тяжелых ушибов головы.

Нарушения двигательного аппарата при ДЦП.

Тяжелая степень.Ребенок не овладевает навыками ходьбы и манипулятивной деятельности. Не может самостоятельно обслуживать себя.

Средняя степень.Дети овладевают ходьбой, но ходят неуверенно, при помощи специальных приспособлений. Не в состоянии передвигаться самостоятельно. Навыки самообслуживания развиты не полностью.

Легкая степень.Дети ходят самостоятельно, уверенно. Полностью себя обслуживают, развита манипулятивная деятельность. Но наблюдаются неправильные позы и положения, нарушение походки, движения замедленны, не ловки.

Нарушения психики при ДЦП

Нарушения включают в себя нарушения формирования познавательной деятельности, эмоционально-волевой сферы и личности.

По состоянию интеллекта дети с ЦП делят на несколько групп.

1.имеют нормальный интеллект

2.ЗПР (частое явление) (т.к. ограничены в познании окружающего мир)

3.олигофрения.

Дети без отклонений в психическом развитии встречаются редко. Естественно, что у этих детей наблюдаются нарушения эмоционально-волевой сферы (повышенная эмоциональная возбудимость; заторможенность, робость, склонность к колебаниям настроения, безразличие, равнодушие, безучастность).

У детей с ЦП своеобразная структура личности.

Достаточное интеллектуальное развитие сочетается с неуверенностью в себе, отсутствием самостоятельности, повышенной внушаемостью личности. Незрелость проявляется в наивности суждений, слабой ориентированностью в бытовых и практических вопросах. Легко формируются иждивенческие установки, нежелание к самостоятельной практической деятельности и т.д.

18 стр., 8819 слов

Особенности учебной деятельности детей с проблемами в развитии

... - выявить особенности учебной деятельности детей с проблемами в развитии. Задачи исследования: 1.Проанализировать психологическую, педагогическую, методическую литературу по теме ... дальнейшей дифференциации умственной отсталости и других клинических нарушений познавательной деятельности. Комплексные психолого-педагогические исследования детей с диагностированной ЗПР в течение последующих ...

Речевые нарушения при ДЦП

1)Зависят от тяжести поражения мозга.

2)Ограниченный объем знаний об окружающем.

3)Речевые нарушения зависят от степени двигательного нарушения. Например, тяжесть нарушений артикуляции (произнесение речевых звуков) зависит от тяжести нарушения функции рук.

Коррекционная работа при ДЦП

Основная цель К.Р. – оказание детям медицинской, психологической, педагогической, логопедической и социальной помощи, обеспечение максимально полной и ранней социальной адаптации, общего и профессионального обучения.

Принципы коррекционно-педагогической работы с детьми, страдающими ЦП.

1. Комплексный характер коррекционно-педагогической работы. Это постоянный учет взаимовлияний двигательных, речевых и психических нарушений. Необходима стимуляция развития всех сторон психики, речи и моторики.

2. Раннее начало воздействия, опирающегося на сохранные функции. В последние годы уже на первых месяцах возможно установить диагноз ЦП, выявить патологию речевого развития и нарушения познавательной деятельности. Но к сожалению, коррекционно-педагогическая работа начинается только с 3-4 лет. В этом случае работа направлена на исправление уже сложившихся дефектов речи и психики, а не на предупреждение.

Раннее выявление патологии и своевременное воздействие в младенческом и раннем возрасте позволяют уменьшить и даже исключить психоречевые нарушения.

3. Организация работы в рамках ведущей деятельности. Нарушения психического и речевого развития при ДЦП чаще всего связаны с отсутствием деят-ти детей.

Поэтому при коррекционно-педагогических мероприятиях стимулируется основной для данного возраста вид деятельности.

В младшем (до 1) – эмоциональное общение со взрослыми; от 1 до 3 –предметная деятельность, от 3 до 7 – игровая, в школьном возрасте – учебная.

4. Родители – основные участники педагогической помощи при ДЦП.

Для создания благоприятных условий воспитания в семье необходимо знать:

1)особенности развития ребенка, его возможности и перспективы развития,

2)соблюдать правильный распорядок дня,

3)организовать целенаправленны коррекционные занятия,

4)сформировать адекватную самооценку и правильное отношение к дефекту,

5)развить необходимые в жизни волевые качества.

Для этого необходимо:

1. включение ребенка в повседневную жизнь семьи,

2. в посильную трудовую деятельность, стремление к тому, чтобы ребенок обслуживал не только себя, но и имел определенные обязанности по дому.

26 стр., 12739 слов

Основы методики коррекционно-развивающей работы с детьми с тяжёлыми ...

... раскрывают направленность и механизм компенсаторных процессов, обеспечивающих их преодоление. Сущность коррекционно-развивающей работы с детьми с ТМНР представляется как профилактика и преодоление ограничений ребё ... и др. Но их объединяет общая характеристика – многофункциональный характер нарушения развития. У детей с ТМНР страдают интеллект, сенсорная сфера, речь и коммуникация, общая ...

Часто родители, желая избавить ребенка от трудностей, постоянно опекают его, не дают ничего делать самостоятельно. Такое воспитание приводит к пассивности, отказу от деятельности.

Доброе, терпеливое отношение близких должно сочетаться с определенной требовательностью к ребенку.

Наблюдение за ребенком.

Полное взаимодействие с родителями и окружающими. В зависимости от реакции и поведения родителей, ребенок будет рассматривать себя или как инвалида, не имеющего шансов занять активное место в жизни, или как вполне способного достичь определенных успехов. Родители не должны стыдиться своего ребенка. Тогда и он сам не будет стыдиться своей болезни.

Основные направления коррекционно-педагогической работы в раннем и дошкольном возрасте

1. развитие эмоционального, предметного, игрового общения с окружающими

2. стимуляция зрительных функций (зрительного, слухового, кинестетического восприятия), формирование пространственных и временных представлений

3. развитие предпосылок к интеллектуальной деятельности

4. формирование математических представлений

5. подготовка к овладению письмом

6. воспитание навыков самообслуживания и гигиены

Значительное место в коррекционно-педагогической работе отводится логопедической работе.

6. Система специализированной помощи детям, страдающим дцп

Система предусматривает раннюю диагностику и раннее начало лечебно-педагогической работы.

В нашей стране создана сеть специализированных учреждений Министерств здравоохранения, образования и социальной защиты, поликлиники, неврологические отделения и психоневрологические больницы, специализированные санатории, ясли-сады, школы-интернаты, дома ребенка и реабилитационные центры.

Учреждения, в которых осуществляется длительное восстановительное лечение и помощь специалистов, существуют только в ряде крупных городов.

В амбулаторных условиях достаточно эффективно осуществляется лечение легких форм ДЦП. При выраженных нарушениях оно должно сочетаться со стационарным лечением.

Дети, для которых любое лечение неэффективно или родители не могут обеспечить лечение и воспитание в домашних условиях берутся государством под временную или постоянную опеку. Дома ребенка, затем интернаты Министерства социальной защиты.

Для дошкольников существуют специализированные детские сады, для школьников школы-интернаты.

Перед школами-интернатами стоит задача не только учебная и лечебная, но и проведение трудового обучения и профессиональная ориентация.

Но дети, проживающие в маленьких городах и селах в настоящее время, лишены возможности обучения в специализированных учреждениях. Они учатся или в обычных школах или на дому, что снижает качество усвоения знаний, лишает возможности приобретения необходимых трудовых навыков.

После окончания школы подростки продолжают профессиональное обучение в профтехучилищах, техникумах, ВУЗах, для поступления в которые имеют определенные льготы.

6 стр., 2969 слов

Организация игровой деятельности незрячих детей в условиях школы-интерната ...

... детской группы и каждого отдельного ребенка, уметь выделять все существенные для педагогического воздействия условия, средства, методы, конкретно ... социального опыта, базовых умений, полученных в различные периоды воспитания. Решающим также является то, когда начато специальное обучение, ... ряда задач, как в области диагностики, так и лечения. Подвижные игры можно упрощать или усложнять в зависимости ...

При сохранении интеллекта овладевают профессиями программиста, экономиста, бухгалтера, библиотекаря, переводчика и др.

Тесты, определяющие патологию физического состояния ребенка

Наблюдение за позой младенца во время сна и бодрствования. У нормального младенца во время сна локотки согнуты, руки сжаты в кулачки, большой палец находится поверх кулачка.

Во время бодрствования здоровый младенец двигает кистями рук и всей рукой продолжительно и активно. Движения рук ребенка, имеющего нарушения, очень ограничены или отсутствуют вовсе.

Здоровый младенец, лежа на спине энергично ударяет ступней о ступню. Ребенок, имеющий нарушения, всегда находится в расслабленной позе, ноги неподвижны.

Важным признаком двигательных нарушений является асимметрия расположения тела и ног в позе на спине. Ноги или полностью вытянуты, иногда скрещены, или одна нога лежит на другой, лодыжка неестественно вытянута. Младенец не колотит ножками.

Когда младенца держат вертикально, его ножки не двигаются, они вытянуты, иногда скрещены, стопы находятся в вытянутом положении.