Социологическое исследование 2

1. Понятие социологического исследования и его виды.

2. Этапы и программа социологического исследования.

3. Основные методы сбора первичной социологической информации.

  1. Понятие социологического исследования и его виды.

Социология – это наука, которая занимается проведением прикладных исследований, сбором первичной социологической информации, на основании которой делаются выводы. Социологическое исследование представляет собой тщательно продуманное и хорошо организованное изучение и решение актуальной социальной проблемы.

Часто социологическим исследованием называют любой непрофессиональный анкетный опрос, но это не так.

Социологическое исследование– это система методологических, методических и организационно-технических процедур, взаимосвязанных единой целью: получить достоверные данные об изучаемом явлении или процессе для их последующего использования в научной или практической деятельности.

Характеристики социологического исследования:

Достоверность– истинность знания об объективной действительности, которая должна быть обеспечена на всех этапах: сборе информации, выборе инструментария и т.д.

Объективность– стремление воспроизвести и объяснить процесс или явление, отвлекаясь от ценностной точки зрения социолога, его теоретической предубежденности, отказ от социологизма.

Надежность– уверенность в том, что исследователь имеет дело с подлинными фактами и они сгруппированы по определенным правилам, а не собраны случайно. Факторы, влияющие на надежность (валидность): методологическая доброкачественность, профессионализм технических работников, качество обработки первичной информации, собранные данные должны быть в рамках выбранной темы, выводы должны быть обоснованы.

Правдивость

Относительная обоснованность– выражение точности результатов в отношении преследуемой цели.

Проверяемость

Репрезентативность (представительность)– достаточно точное отражение генеральной совокупности выборкой по данному составу и состоянию репрезентируемых признаков. Способность отражать реальную ситуацию в объекте исследования

11 стр., 5081 слов

Метод социологического исследования. Социологический опрос

... результатов оценивать эффективность рекламных мероприятий. социологический опрос исследование 2.2 Сущность метода соцопроса Социологический опрос - это метод сбора первичной социологической информации об изучаемом объекте посредством обращения ...

Действенность

Потребительская ценность

Готовность выхода на обратную связьи т.д.

Специалисты считают, что единой схемы СИ, годящегося на разные случаи жизни, не существует. Выбор вида исследования диктуется характером поставленной цели и выдвинутых задач. Иными словами, глубиной требуемого анализа социальной проблемы, масштабом охвата событий.

Выделяют несколько видов эмпирического исследования– по критерию, положенному в основание классификации.

1. По степени сложности решаемых задач, в зависимости от глубины анализа социальной проблемы и масштаба охвата событий:

Разведывательное (пробное)– для предварительного ознакомления с явлением. Близкое к нему –пилотажное – применяется для испытания методики, анкеты. Разведывательные (зондажные, пилотажные, пробные) – наиболее простой вид конкретного социологического анализа, поскольку решает весьма ограниченные задачи. Оно основывается на простой проблеме и сжатому инструментарию. Инструментарий (в прикладной социологии) – методический инструмент, с помощью которого осуществляется сбор первичной социологической информации (анкета, опросный лист, бланк интервью).

Описательное – дает системное описание изучаемого явления. Описательные – более сложный вид КСИ. По целям и задачам предполагает получение эмпирических сведений, которые дают относительно целостное представление об изучаемом явлении и его структурных элементах. Описательное исследование проводится по подробно разработанной программе и на базе методически строгого инструмента. Оно должно быть надежно оснащено методологически и методически → группировка и классификация элементов исследуемого объекта по тем характеристикам, которые выделяются в качестве существенных в изучаемой проблеме → структура и взаимосвязь элементов.

Аналитическое– кроме описания, дает понимание причин и факторов, определяющих развитие данного явления. Аналитические (объяснительные) – самый углубленный вид социального анализа. Цель – не только описание структурных элементов явлений или процессов, но и выяснение причин, которые лежат в основе и обуславливают характер явлений исследуемого процесса. Аналитические СИ имеют большую практическую ценность. Методы имеют комплексный характер. Если в ходе описательного исследования устанавливается, есть ли связь между характеристиками данного явления или процесса, то в ходе аналитического выясняется, носит ли связь причинный характер. Поскольку на любое социальное явление и процесс воздействует множество социальных обстоятельств, в аналитическом исследовании изучается множество факторов. Из этого множества выделяются основные и неосновные, временные и постоянные, управляемые и неуправляемые, контролируемые и неконтролируемые факторы. Подготовка АИ требует значительного времени, тщательной программы и инструментария. Для этого часто при помощи разведывательного или описательного исследования собираются предварительные сведения. Они дают представление об отдельных сторонах изучаемого явления и позволяют выбрать оптимальные пути их дальнейшего анализа.

2 стр., 808 слов

Даю согласие на обработку своих персональных данных, указан-ных в анкете в целях организации социальной работы прихода.

ВНИМАНИЕ! Все данные, указанные Вами в анкете не будут нигде распространяться и никому передаваться. Они необходимы исключительно для организации более продуктивной социальной деятельности прихода. Вы можете пропустить любые вопросы, не отвечая на них! Ф.И.О. Дата и год рождения / / г.День Ангела Домашний адрес:город / округ / село метро Адрес Контактный телефон: e-mail Образование (специальность) ...

2. По характеру изучения объекта, т.е. в зависимости от того, изучается ли интересующий исследователя объект в статике или в динамике:

  1. Точечное (разовое)– дает информацию о состоянии или характеристиках социального явления на момент изучения.
  2. Повторные исследования— это совокупность нескольких исследований, проведенных по единой программе и инструментарию последовательно через определенные промежутки времени и призванных получить результаты, характеризующие динамику изменения объекта. Они представляют собой средство сравнительного анализа. К ним относят следующие виды исследований(к практическому занятию):
  • лонгитюдные— длительное изучение одной совокупности лиц;
  • когортные— изучение лиц одного возраста (поколение) на про­тяжении длительного времени (цель: анализ изменений в образе жизни, ориентация людей одного поколения; объекты исследования меняются, но люди сохраняются);
  • трендовые— на одной и той же генеральной совокупности с интервалом во времени и с соблюдением относительно одинаковой методики (цель — установление тенденций (трендов) социальных изменений; пример — переписи населения);
  • панельные— исследования по единой программе и методике на одной и той же выборке через определенный интервал времени (цель — анализ динамики событий; люди могут меняться, но объекты исследования — цех, предприятие — сохраняются).

3. По масштабу исследования:

12 стр., 5571 слов

Глава 1. Теоретический анализ проблемы содержательных особенностей учебно-познавательной мотивации младших школьников с разным уровнем академической успева

... приобретение знаний. Задачи исследования: • провести теоретический анализ проблемы учебно – познавательной ... и, соответственно, потребности в новой информации и новых способах действия, деятельности); ... результатам освоения основной образовательной программы, является развитие учебной мотивации ... разным уровнем академической успеваемости. Гипотеза исследования: познавательная мотивация младших школьников ...

1) Локальные (определенный объект, район)

2) Региональные (область, несколько областей)

3) Отраслевые (преобладали в советской социологии)

4) Общегосударственные (общенациональные)

5) Международные

4. В зависимости от применяемого метода сбора данных (опрос, наблюдение, анализ документов).

2. Этапы и программа социологического исследования

Конкретные социологические исследования в своей сущности представляют собой целостную систему теоретических и эмпирических процедур, способствующих получению нового знания об исследуемом объекте для решения конкретных теоретических и практических социальных проблем. Прикладное социологическое исследование имеет ряд этапов:

1. Подготовительный этап. Обсуждение вопросов СИ с заказчиком. Разработка программы СИ – ответ на вопрос «что и как будет изучаться». Разработка организационного плана («кто участвует и за что отвечает»).

Подготовка СИ не может быть сведена только к одному ее элементу. Она завершается, если разработаны все ее элементы в отдельности и одновременно выяснены все ее взаимосвязи.

2. Полевой этап или этап сбора первичной социологической информации. Составление графика работ, который осуществляет взаимодействие между исполнителями в пространстве и во времени. Решение организационно-технических проблем (финансы, инструментарий).

6 стр., 2845 слов

Методы анализа документов

Метод анализа документов Метод анализа документов – метод сбора данных в ходе проведения исследований систем управления, основанный на применении информации ... влияние этих процессов. Эмпирическая программа анализа дискурса выглядит как ряд ... исследования, сформулировать гипотезу. Но и на этом, разведывательном этапе и отмечается главная черта неформализованного анализа документа как метода исследования ...

Инструктаж руководителей опросной сети и интервьюеров. Сбор информации (может осуществляться разными методами).

Контроль за работой интервьюеров (логический контроль инструментария и телефонный).

3. Этап обработки информации. Подготовка информации к обсчету (выбраковка, кодировка, ремонт выборки).

Ввод информации в ЭВМ. Основные вычислительные работы (одномерное распределение, группировки, классификации, вычисление зависимостей между признаками переменных).

Проверка вычислений (для исключения ошибок ввода).

Дополнительные вычисления на основе результатов обработки информации (неопределенное количество раз).

4. Анализ информации и подготовка итоговых документов. Качественный анализ информации. Написание текстов. Техническое оформление итоговых документов (информационная справка – разведывательное исследование, информационная записка – описательное исследование, аналитическая записка и отчет о НИР – аналитическое исследование).В ходе анализа делаются выводы о подтверждении или опровержении гипотез, выявляются социальные связи, тенденции, противоречия, парадоксы, новые социальные проблемы. Аналитическая записка и отчет должны содержать выводы и рекомендации по разрешению той проблемы, изучению которой было посвящено социальное исследование.

После уточнения темы и определения вида исследования на подготовительном этапе разрабатывается программа исследования. Это один из важнейших социологических документов. Программа представляет собой теоретико-методологическую основу процедур всех этапов исследования: сбора, обработки и анализа информации. Программа как научный документ должна отвечать ряду необходимых требований.

Программы различных СИ не являются трафаретными. Уникальность программы определяется:

  • Специфическим содержанием изучаемой проблемы.
  • Теоретическим и практическим опытом социолога.
  • Приоритетами социолога к методам научного поиска и приверженности к определенным школам.
  • Своеобразным видением проблемы и индивидуальным научным знанием.
  • Изменением объекта во времени.

Программа социологического исследования — это систематизированное изложение теоретико-методологических предпосылок, общей концепции исследовательского проекта в соответствии с основными целями и задачами предпринимаемой работы, методических и процедурных основ ее выполнения, выдвигаемых гипотез и логически последовательных операций для их проверки

11 стр., 5324 слов

Методы психолого-педагогического исследования; Теоретические методы исследования

... 10) оценка информации для подтверждения или опровержения гипотезы исследования. В современных психолого-педагогических науках интерпретация используется как самостоятельный метод исследования. По словам ... и регистрацию сопутствующих изменений в поведении изучаемого объекта. Правильно поставленный эксперимент позволяет проверять гипотезы в причинно-следственных казуальных отношениях, не ...

Программа социологического исследования состоит из 2 основных частей: методологической и процедурной.

  1. Методологический раздел программыимеет ряд важных структурных элементов.

Анализ проблемы и определение проблемной ситуации. Проблемная ситуация — это реально существующее в социальной действительности противоречие, способы разрешения которого в настоящее время еще не известны или неясны. Случаи появления социальной проблемы:

  1. Недостаточная осведомленность о реальной социальной ситуации, вследствие чего невозможно использовать имеющиеся знания для регистрирования социальных процессов.
  2. Обнаружение таких явлений и процессов природа которых теоретически неконкретна, а следовательно нет соответствующих алгоритмов для их описания, прогнозирования и воздействия со стороны общества.
  3. Социальная проблема может существовать и не осознаваться как общественная потребность, поскольку провоцируемые ее последствия не достигли того уровня, на котором они станут очевидными.
  4. Будучи осознанной, социальная проблема не обязана становиться предметом анализа и целенаправленных действий, т.к. для этого нужны активная заинтересованность и готовность к практическим преобразованиям. Именно такая заинтересованность и готовность образуют основу социального заказа.

Определение объекта исследования и его предварительный анализ. Объект — это совокупность явлений, процессов или определенная сфера социальной действительности, выступающие в качестве факторов проблемной ситуации, на которые направлена познавательная деятельность социолога.

Определение предмета исследования и его предварительный анализ. Предмет исследования — это определенная сторона или свойство (свойства), особенностиобъекта заданные для непосредственного изучения именно в данном прикладномисследовании.

15 стр., 7313 слов

Методы исследования и этапы псих экспериментов

Среднерусский университет (гуманитарный институт) Курсовая работа по общей психолгии На тему: «Методы исследования и этапы психологических экспериментов» Выполнила студентка 1 курса Группы ПМ-07 Мальцева Екатерина Обнинск, 2008 Содержание: Введение Глава 1. 1.1. Классификация методов психологического исследования 1.2. Характеристика методов психологического исследования 1.2.1. Основные 1.2.1.1. ...

Определение целей и задач исследования. Цель — это важнейшее методологическое требование к программе. Задачи исследования — это совокупность конкретных целевых установок, в которыхформулируются основные и дополнительные требования к анализу и решению проблемы.

Формулирование гипотезы. Гипотеза является формой предположения или допущения об изучаемом объекте, его структуре, особенностях, тенденциях развития, взаимосвязях с другими объектами.По содержанию предположений относительно изучаемого объ­екта гипотезы подразделяются на описательные, объяснительные и прогнозные. Описательные гипотезы — это предположения о свойст­вах объекта, характере связей между его отдельными элементами (структурные), о степени тесноты взаимодействия (функциональные).Объяснительные — это такие гипотезы, которые содержат пред­положения о причинно-следственных зависимостях в изучаемых яв­лениях и процессах. Прогнозные — это такие гипотезы, которые рас­крывают тенденции развития изучаемых объектов.По степени общности гипотезы делятся на гипотезы основания и гипотезы следствия. Гипотезы-основания несут в себе предположе­ния широкой общности, гипотезы-следствия — предположения менее широкой общности.

Вычленение основных понятий, их интерпретация и операционализация.Интерпретация — логический анализ основного понятия, его теоретическая трактовка. Операционализация — дальнейшее членение и детализация понятия до уровня однозначно понимаемых терминов, нахождение их аналогов в реальной жизни (эмпирических индикаторов).

Конечной целью всей этой работы является выработка таких понятий, которые доступны учету и регистрации. Понятия, обозначающие такие элементарные фрагменты социальной реальности, называются понятиями-индикаторами. При этом социолог должен стремиться обеспечить максимальное описание изучаемого предмета в понятиях-индикаторах.

  1. Методико-процедурный раздел включает:

Определение общего плана исследования.

Построение требуемого планом типа выборки.

Определение основных процедур сбора и анализа исходных данных.

Программа конкретного социологического исследования выполняет 3 основные функции:

1. Теоретико-методологическая функцияпризвана определить требующую своего разрешения научную проблему и наметить основные принципы ее решения.

  1. Методическая функция заключается в определении способов сбора эмпирических данных, описания и интерпретации ожидаемых результатов.

  2. Организационная функция состоит в планировании деятельности исследовательского коллектива с определением видов предлагаемых результатов по каждому из намеченных этапов.

3. Основные методы сбора первичной социологической информации

Научный метод (метод – с греч. «путь») – система правил в теоретической и практической деятельности, а также способ обоснования и построения системы знаний. Разрабатывается на основе знания закономерностей изучаемого объекта, т.е. у каждой науки есть свои, специфические методы.

Объект изучения социологии – общество, которое изучают на макро и микроуровне, поэтому используют две группы методов: теоретические и эмпирические.

Изначально социологами применялись теоретическиеметоды. Конт, Дюркгейм, Маркс, Спенсер использовали логический, исторический, сравнительный, структурный методы. В ХХ веке Парсонс использует структурно-функциональный метод. Во второй половине ХХ века с развитием кибернетики появляются системный метод, метод моделирования социальных явлений, метод социального прогнозирования.

Сейчас теоретические методы используются в комплексе с эмпирическими.

Эмпирические– считалось, что социология должна быть строгой, доказательной наукой. Конт впервые применяет наблюдение, эксперимент (как и в естественных науках – физики, биологии).

Далее в социологии используется метод анализа документов, а Маркс и Энгельс впервые применяют метод опроса.

Наблюдение– метод прямой регистрации событий очевидцем в процессе их протекания. Наблюдение отличается от простого созерцания. Научное наблюдение имеет четко поставленную цель, ведется по разработанному плану, его результаты фиксируются. Основныевиды наблюдения: включенное – наблюдатель сам является участником событий (например, участвует в митинге), невключенное – наблюдает со стороны. Сильные стороны наблюдения – его непосредственный характер (не с чьих-то слов), точность, оперативность. Недостатки – влияние наблюдателя как на наблюдаемое явление, так и на его результаты; сложность наблюдения и одновременного фиксирования результата; локальность, фрагментарность. Часто наблюдение в социологии используется вместе с другими методами.

Примеры:Уильям Уайт «Общество на углу улицы» — бедный итальянский квартал Бостона, Франк Канинг – изучение индейцев зуни в штате Нью-Мексико, Ирвинг Гофман – поведение людей в психиатрической лечебнице.

Эксперимент– метод выявления причинно-следственных связей между изучаемыми явлениями посредством внесения целенаправленных изменений в изучаемые объекты. В социологии эксперимент применяется нечасто, т. к. является одним из самых сложных методов. Сильная сторона – объективность. Недостаток – проблема чистоты эксперимента, т. к. участниками эксперимента в социологии являются люди, они должны знать об этом, о целях эксперимента, участвовать в нем добровольно. Это оказывает влияние на ход эксперимента.

Важное значение имеет типологизация социальных экспери­ментов, которая проводится по различным основаниям. В зависимо­сти от объекта и предмета исследования различают экономические, социологические, правовые, психологические, экологические экспе­рименты.

По характеру экспериментальной ситуации эксперименты в социологии подразделяются на полевые и лабораторные, контроли­руемые и неконтролируемые (естественные).

Полевой социологический экспериментпредставляет собой та­кую разновидность экспериментального исследования, в котором воз­действие экспериментального фактора на изучаемый социальный объект происходит в реальной социальной ситуации при сохранении обычных характеристик и связей этого объекта (производственного коллектива, студенческой группы, политической организации и т.п.).

По степени активности исследователя среди полевых экспери­ментов выделяют контролируемые и естественные. В случае проведе­ния контролируемого эксперимента исследователь изучает отноше­ние факторов, составляющих в своей совокупности социальный объ­ект, и условий его функционирования, а затем вводит в действие не­зависимую переменную в качестве гипотетической причины предпо­лагаемых в будущем изменений.

Естественный эксперимент — это такая разновидность полево­го эксперимента, в которой исследователь заранее не выбирает и не подготавливает независимую переменную (экспериментальный фак­тор) и не вмешивается в ход событий.

Лабораторный эксперимент— это такая разновидность экспе­риментального исследования, при которой экспериментальный фак­тор введен в действие в созданной исследователем искусственной си­туации. Искусственность последней состоит в том, что исследуемый объект переводится в нее из своей обычной, естественной среды в обстановку, которая позволяет отвлечься от случайных факторов, увеличить возможность более точной фиксации переменных. Вслед­ствие этого вся исследуемая ситуация становится более повторяемой и управляемой.

По характеру объекта и предмета исследования, особенностям применяемых процедур различают реальные и мысленные экспери­менты.

Реальный эксперимент— это такая разновидность эксперимен­тальной исследовательской деятельности, которая осуществляется в сфере функционирования реального социального объекта путем воз­действия экспериментатора через введение независимой переменной (экспериментального фактора) в реально существующую и привыч­ную для исследуемой общности ситуацию.

Мысленный эксперимент— специфическая разновидность экс­перимента, проводимого не в социальной реальности, а на основе ин­формации о социальных явлениях и процессах. В последнее время все более широко используемой формой мысленного эксперимента является манипулирование на математических моделях социальных про­цессов, осуществляемое с помощью компьютеров.

По характеру логической структуры доказательств исходных гипотез выделяются параллельные и последовательные эксперимен­ты Параллельный эксперимент— эта такая разновидность исследова­тельской деятельности, при которой выделяются экспериментальная и контрольная группа, а доказательство гипотезы опирается на сравне­ние состояний двух исследуемых социальных объектов (эксперимен­тального и контрольного) в одном и том же временном отрезке Экс­периментальной в таком случае называется группа, на которую ис­следователь воздействует независимой переменной (эксперименталь­ным фактором), т.е. га, в которой реально осуществляется экспери­мент. В качестве контрольной выступает та группа, которая является идентичной первой по своим основным характеристикам (размеру, составу и т.п.), подлежащим исследованию, на которую не влияют вводимые исследователем в изучаемую ситуацию экспериментальные факторы, т.е. в которой эксперимент не проводится. Сравнение со­стояния, деятельности, ценностных ориентации и т.п. обеих этих групп и дает возможность найти доказательства выдвинутой исследо­вателем гипотезы о влиянии экспериментального фактора на состоя­ние изучаемого объекта.

Последовательный экспериментобходится без специально вы­деленной контрольной группы. Одна и та же группа выступает в нем в качестве контрольной до введения независимой переменной и в ка­честве экспериментальной — после того, как независимая переменная (экспериментальный фактор) оказала на нее предусмотренное дейст­вие. В такой ситуации доказательство исходной гипотезы опирается на сравнение двух состояний исследуемого объекта в разное время: до и после воздействия экспериментального фактора.

Примеры:эффект плацебо, хотторнский эффект, исследование Филиппа Зомбардо в тюрьмах (тюрьма порождает насилие даже у эмоционально здоровых людей).

Метод анализа документовподразделяется на два вида: традиционный – изучается время появления, авторство, надежность источника;контент-анализ– метод извлечения информации из больших текстовых массивов с помощью выделения смысловых единиц, к которым относятся определенные понятия, имена и т. п. Суть метода состоит в переводе качественных показателей информации в количественные.

Пример: анализ СМИ перед выборами.

Опрос– метод сбора первичной социологической информации посредством обращения с вопросами к определенной группе людей (респондентам).

Ключевой метод социологии (используется в 90% случаях).Варианты опроса: анкетирование, интервью, социометрический опрос, экспертный опрос.

Социологические опросы в совре­менном понимании этого метода стали явно использо­ваться в науке во второй половине XIXвека. Известно, что одними из первых их стали использовать К. Маркс и Ф. Энгельс при подготовке своих работ о положении ра­бочего класса. Но особенно широкое распространение этот метод получил в началеXXвека с развитием эмпи­рической (прикладной) социологии. В настоящее время он настолько широко используется в социологическом исследовании, что в какой-то мере стал даже своеобраз­ной визитной карточкой самой этой науки.

Этот метод эффективен при получении информации как объективного (о фактах и продуктах жизнедеятельности людей), так и субъективного характера (о мотивах деятельности, мнениях, оценках, ценностных ориентациях) в сжатые сроки и при сравнительно небольших организационных и материальных затратах.

Роль и значение опроса тем больше, чем слабее обеспеченность изучаемого явления статистической и документальной информацией и они меньше доступны непосредственному наблюдению.

Виды опроса:

По способу получения информации и её интерпретации:анкетный опрос; социологическое интервью; экспертный опрос.

По степени охвата генеральной совокупности:сплошные опросы; выборочные опросы.

По процедуре проведения:индивидуальные опросы;групповые опросы.

По форме проведения:устные (интервью);письменные опросы (анкетирование).

По способу коммуникации:контактные (интервью и некоторые виды анкетных опросов);бесконтактные опросы (почтовые и прессовые).

По частоте проведения:разовые (по определенным проблемам);повторные (мониторинг, лонгитюдные исследования).

Социологическое интервью — метод научного исследования, который использует процесс вербальной коммуникации для получения необходимой информации в зависимости от намеченной цели исследователя.

Преимущества интервью: личный контакт интервьюера и респондента, который обеспечивает

• максимальную полноту реализации познавательных задач вопросника через приспособление бланков-интервью к возможностям отвечающих;

• снижение количества пропусков в ответах;

• лучшую реализацию функции контрольных вопросов;

• возможность получения достаточно полной информации о мнениях, оценках, мотивах респондентов;

• непосредственное общение, способствующее созданию благоприятной обстановки, повышающей искренность ответов;

• возможность получить дополнительные сведения, важные для оценки объекта исследования;

• возможность оценить ситуацию опроса;

• возможность наблюдать реакцию респондента на вопрос;

• возможность проверить, понятны ли индикаторы респонденту.

Трудности при проведении интервью:

а) требуются значительно большие временные и материальные затраты, чем при анкетировании, и подготовленные интервьюеры, владеющие необходимыми приемами;

б) неумелое поведение интервьюера приводит как к отказу от интервью, так и (в случае согласия) к неточным (осознанно или неосознанно), искаженным ответам;

в) интервьюеры оказываются источником сильного воздействия на респондента.

В зависимости от формы, техники опроса выделяют:

— стандартизованное (формализованное, структурированное) интервью. Предполагает беседу по жестко фиксированному опроснику, где четко представлены варианты ответа на вопросы.

— полустандартизованное (полуформализованное) интервью.

— нестандартизованное (свободное).

Не предполагает жесткой детализации поведение интервьюера и респондента во время беседы.

Вопрос полной фиксации ответов респондента стоит очень остро и имеет большое значение. Одним из приемов преодоления трудностей является использование карточек интервью.Использование карточек целесообразно также при выяснении в интервью интимно-личностных вопросов, и в условиях, ограничивающих возможность людей воспринимать информацию на слух.Применение карточек позволяет придать интервью более наглядный характер; конкретизировать обсуждаемый вопрос; формализовать ответ, унифицировав тем самым получаемую информацию; увеличить количество респондентов путем включения тех, кто плохо воспринимает на слух и отказывался отвечать на «некорректно поставленные», с их точки зрения, вопросы; нормализовать темп проведения интервью, сокращая время записи и интерпретацию ответов интервьюера. Исчезают «временные провалы» для респондента, в течение которых интервьюер занят фиксацией ответов, а респондент ожидает.

Анкетирование- письменная форма опроса, осуществляющаяся, как правило, заочно, т.е. без прямого и непосредственного контакта интервьюера с респондентом.Оно целесообразно в двух случаях:

а)когда нужно спросить большое число респондентов за относительно короткое время,

б)респонденты должны тщательно подумать над своими ответами, имея перед глазами отпечатанный вопросник.

Применение анкетирования для опроса многочисленной группы респондентов, особенно по вопросам, не требующим глубоких размышлений, не оправдано. В такой ситуации уместнее побеседовать с респондентом сглазу на глаз.Анкетирование редко бывает сплошным (охватывающим всех членов изучаемой общности), гораздо чаще оно имеет выборочный характер. Поэтому достоверность и надежность полученной анкетированиеминформации зависит, прежде всего, от репрезентативности выборки.

Преимущества метода анкетирования:

1) влияние исследователя на ход и результат опроса сведено к минимуму (т. е. нет так называемого «эффекта интервьюера»);

2) высокая степень анонимности;

3) конфиденциальность информации;

4) оперативность (возможность использования в ОСИ);

5) массовость (возможность использования для опроса больших совокупностей людей по различной тематике);

6) репрезентативность полученных данных;

4) полное отсутствие коммуникативного, психологического барьера между социологом (анкетером) и респондентом.

Недостаток анкетного опроса: невозможность уточнить, конкретизировать ответ респондента, пояснить содержание вопроса.

Само название этого метода предполагает его струк­туру: два крайних полюса — исследователь (сложное по­нятие, включающее в себя как разработчиков основных документов опросного метода, так и тех, кто непосредст­венно осуществляет опрос анкетеров) и респондент (тот, кого опрашивают — анкетируемый), а также звено, опо­средующее их отношения, — анкета (или инструмента­рий).

Каждое конкретное социологическое исследование требует создания особой анкеты, но все они имеют об­щую структуру. Любая анкета включает в себя три основ­ные части: вводную, содержательную (основную часть) и заключительную (паспортичку).

Во введенииуказывается, кто проводит исследова­ние, его цель и задачи, способ заполнения анкеты, под­черкивается анонимный характер ее заполнения, а также выражается благодарность за участие в анкетировании. К вводной части примыкает и инструкция по заполнению анкеты.

Паспортичка(демографическая часть) содержит в себе сведения о респондентах с целью проверки надеж­ности информации. Это вопросы, касающиеся пола, воз­раста, образования, места жительства, социального поло­жения и происхождения, стажа работы респондента и др.

Особое внимание должно быть уделено оформлению анкеты.

  • Сформированная система вопросов должна быть проста для заполнения и обработки. Все разделы анкеты могут иметь пояснения и выделяться особым шрифтом перед соответствующими блоками вопросов. Все блоки вопросов и сами вопросы логически связаны между со­бой, но логика построения анкеты может не совпадать с логикой обработки информации. При необходимости пе­ред каждым блоком вопросов можно давать пояснения, как работать с вопросом (особенно это важно при нали­чии вопросов-таблиц), как отмечать выбранный вариант ответа.
  • Все вопросы анкеты должны быть пронумерованы по порядку, варианты ответов на вопрос также нумеру­ются по порядку.
  • Категорически запрещается разрывать текст вопроса и переносить его на другую страницу.
  • Хо­рошо использовать разный шрифт при печатании вопро­сов и ответов, при возможности использовать цветную пе­чать.
  • Можно использовать рисунки для оживления текста анкеты, снятия психологического утомления респондента. Иллюстративно могут быть оформлены и некоторые во­просы, что разнообразит технику заполнения анкеты, по­зволяет избежать монотонности восприятия текста.
  • Анкета должна быть исполнена четким шрифтом, преду­сматривать достаточное место для записи ответов на от­крытые вопросы и четкие стрелки-указатели переходов от одних вопросов к другим при фильтрации респондентов.

Сама же последовательность вопросовможет быть сформирована либо методом воронки (компоновка вопро­сов от наиболее простых к более сложным), либо опреде­лена методом постадийного развертывания вопросов (пя­тимерный план Гэллапа).

Гэллапом предложена техника постадийного развертывания вопроса, состоящая и пяти вопросов:

  1. фильтр, для выяснения об осведомленности респондента.
  2. выяснение того, как опрашиваемых в общем относится к данной проблеме (открытый).
  3. для получения ответов по конкретным моментам проблемы (закрытый).
  4. помогает выявить причины взглядов опрашиваемого и употребляется в полузакрытой форме.
  5. направлен на выявление силы этих взглядов, их интенсивности и применяется в закрытой форме.

 

При этом необходимо помнить, что в любом случае количество вопросов в анкете лими­тировано. Практика показывает, что анкета, требующая для заполнения более 45 минут, несет в себе больше слу­чайной или недостаточной информации (что связано с эмоционально-психологической усталостью респондента).

Поэтому оптимальным считается время заполнения анке­ты в течение 35-45 минут (чему соответствует 25-30 вопро­сов по теме исследования).

Использование каких-либо видов вопросов в анкете определяется целями и за­дачами исследования, спецификой выборки и уровнем культурной и образовательной подготовки респондентов. При этом каждый вопрос должен быть задан нейтрально со стороны исследователя, не должен быть двусмыслен­ным. Каждый поставленный вопрос должен предполагать точный ответ. Эти общие требования к постановке и фор­мулировке самого вопроса учитываются при составлении разделов анкеты.

Проведение социологических исследований в РБ: история и современность.

В современный (постсоветский) период в Республике Беларусь существуют научно-исследовательские учреждения, занимающиеся разработкой теоретико-методологических и методических вопросов социологии, проведением конкретных социологических исследований, подготовкой социологических кадров, в том числе высшей квалификации. Социологические центры функционируют в виде специализированных структур социологического профиля – институтов, лабораторий, факультетов и кафедр вузов, отделов, секторов и т.д. Наряду с государственными существуют общественные, акционерные, частные социологические службы. Наиболее крупным социологическим учреждением страны является Институт социологии НАН Беларуси, созданный в 1990 г. на базе Республиканского центра социологических исследований (первый директор: профессор, академик НАН Беларуси Е.М.Бабосов).

В настоящее время Институт социологии возглавляет И.В Котляров. Институт ежегодно осуществляет выпуск научных трудов, ведёт подготовку аспирантов. За 20 лет деятельности его сотрудниками защищено более 20 докторских, около 40 кандидатских диссертаций, опубликовано более 150 монографий, учебников и учебных пособий. В институте проводятся конференции по широкому кругу актуальных социологических проблем.

В 1997 г. был создан Институт социально-политических исследований при Администрации Президента Республики Беларусь, в структуре которого функционирует центр социологических исследований, объединяющий отделы оперативных и мониторинговых исследований. Институт проводит оперативные социологические опросы общественного мнения по актуальным проблемам социально-политического характера.

При государственных органах исполнительной власти также существуют научные подразделения, которые занимаются изучением общественного мнения, например: Научно-исследовательский институт социально-экономических и политических проблем Мингорисполкома; Могилёвский областной социологический центр.

В Белорусском государственном университете в составе факультета философии и социальных наук существует отделение социологии, осуществившее первый выпуск специалистов в 1994 г. Кафедру социологии, которая открылась в 1989 г. возглавил профессор А.Н. Елсуков. Сегодня кафедра социологии является крупным научным подразделением факультета философии и социальных наук Белорусского государственного университета. С 2005 г. кафедрой социологии заведует член-корреспондент НАН Беларуси, доктор социологических наук, профессор А.Н. Данилов. В настоящее время профессорско-преподавательский состав кафедры состоит из 18 штатных сотрудников. За период работы кафедры ее сотрудниками подготовлены фундаментальные издания по различным проблемам социологии, а также учебные пособия по основным и специальным курсам социологии. Публикации преподавателей кафедры социологиипосвящены актуальным проблемам современного общества; вопросам истории, методологии и методики социологии; отражают результаты крупных социологических исследований и научно-исследовательских проектов. Преподаватели кафедры являются авторами научных монографий, учебных и методических пособий, учебно-методических комплексов, статей в отечественных и зарубежных научных журналах, в сборниках научных трудов. Так, только в 2008 году сотрудниками кафедры издано: 10 монографии, 2 учебных пособия, 2 учебно-методических комплекса, 58 научных статей (в том числе в зарубежных изданиях).

В 2003 г. в Беларуси была издана первая «Социологическая энциклопедия» (под общей редакцией А.Н.Данилова), которая в полной мере отвечает современному уровню социально-гуманитарного знания.

В республике осуществляется подготовка кандидатов и доктора социологических наук. Первыми докторами социологических наук, подготовленными в республике стали Н.Н. Белякович, А.П. Вардомацкий, А.Н. Данилов, И.В. Котляров, И.И, Куропятник, К.Н. Кунцевич, С.В. Лапита, И.В. Левко, О.Т. Манаев, Г.А. Несветайлов, Д.Г. Ротман, А.В. Рубанов, В.И. Русецкая, Л.Г. Титаренко, С.А. Шавель и др.

Среди вузовских научно-исследовательских социологических подразделений самым крупным является Центр социологических и политических исследований БГУ, образовавшийся в 1996 г. (руководитель – Ротман Д.Г.).

Центр ведет научные социологические разработки по следующим направлениям:

— исследование проблем молодежи (политическое и патриотическое воспитание, отношение к учебе и труду, досуговые проблемы и др.);

— мониторинг политической и экономической ситуации в стране;

— изучение особенностей электорального поведения граждан Беларуси;

— изучение межэтнических и религиозных отношений в обществе;

— изучение рынка и рекламы.

Центром осуществляются и фундаментальные разработки и оперативные социологические замеры.

Из числа социологических организаций негосударственной формы собственности, возникших в 90-е г. ХХ ст. следует отметить исследовательское частное предприятие (лабораторию «НОВАК»), «Независимый институт социально-экономических и политических исследований».

В Беларуси с 1997 г выходит журнал «Социология». В 2000 г. создано белорусское общественное объединение «Социологическое общество». Современные белорусские социологи изучают проблемы эволюции национальной системы образования в условиях системной трансформации общества, ее социально-культурные особенности (А.И. Левко, С.Н. Бурова, И.Н. Андреева, Д.Г. Ротман, Л.Г. Новикова, Н.А. Местовский, В.А. Клименко); проблемы развития белорусской нации, социкультурной динамики в ее национальных традициях (Е.М. Бабосов, А.Н. Елсуков, С.В. Лапина, Э.К. Дорошкевич, И.Г. Игнатович, А.Н. Покровская, Е.В. Патлатая); политическое поведение различных групп населения (Д.Г. Ротман, С.А. Шавель, В.А. Бобков, В.В. Бущик, Ж.М. Грищенко, А.П. Вардомацкий, И.В. Котляров, Г.М. Евелькин, В.Н. Тихонов, А.В. Рубанов, Л.Н. Михейчиков, Р.А. Смирнова, Н.Г. Глушонок, Л.А. Соглаев, Е.И. Дмитриев, Е.А. Корастелева, А.А. Тарнавский и др.); проблемы культурной идентичности и самоопределения народов, межнациональные отношения в условиях становления суверенитета, проблемы региональной политики, развития массового самоуправления (Е.М. Бабосов, П.П. Украинец, В.И. Русецкая, И.Д. Розенфельд, Г.Н. Щелбанина, В.В. Кириенко, Е.Е. Кучко, Н.Е. Лихачев, А.Г. Злотников, В.П. Шейнов, Д.К. Безнюк и др.); проблемы молодёжи (Е.П. Сапелкин, Т.И. Матюшкова, Н.Я. Голубкова, И.Н. Груздова, Н.А. Залыгина, О.В. Иванюто, Н.П. Веремеева) и др.

Успехи белорусских социологов определяются тем, что они не замыкаются в узких рамках местных интересов, активно участвуют в реализации международных проектов с учеными США, Англии, Франции, Германии, Израиля, Польши. Международное сотрудничество проявляется в совместных публикациях, научных конференциях и совещаниях, в обмене студентами, аспирантами и преподавателями.

11