МИНИСТЕРСТВО ВЫСШЕГО И ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ
КАФЕДРА ПЕДАГОГИКИ ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО
ОБРАЗОВАНИЯ И СОЦИАЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
Курсовая работа
Социальный работник: личность и профессия
Содержание
Введение
Глава I. Теоретико-методологические основы развития личности и деятельности социального работника
.1 Личность социального работника, его психолого-педагогические характеристики и особенности
.2 Качественная характеристика социального работника
Глава 2. Основные тенденции и условия профессионально-личностного становления и развития социального работника.
.1 Взаимообусловленность личности и профессиональной деятельности социального работника.
.2 Непрерывность и целостность профессионально-личностного развития социального работника
Заключение
Литература
Введение
Закономерность институирования социальной работы в России на современном этапе подтверждается мировым опытом, свидетельствующим о том, что процессы политического и экономического развития основ рыночных отношений и профессионализация социальной работы идут параллельно, находятся в тесном взаимодействии и взаимосвязи. Поэтому социальная защищенность отдельного человека, различных групп и сообществ может быть достигнута, в первую очередь, благодаря социальной политике общества и развитию государственных форм социальной помощи и поддержки. Все это приводит к активизации деятельности социальных служб, учреждений, а также усилению внимания к вопросам профессиональной подготовки и переподготовки квалифицированных специалистов, социальных работников.
Социальная работа, имея многовековую традицию в отечественном и мировом опыте, как специфический вид профессиональной деятельности впервые у нас в России узаконена в 1991 г. С этого периода обозначился активный интерес философов, историков, социологов, педагогов, психологов, правоведов, медиков и представителей других наук к проблематике социальной работы, социальной помощи населению, к профессиональной подготовке кадров для социальных служб.
Теоретико-методологические аспекты социальной работы как научной теории, учебной дисциплины и профессиональной деятельности нашли отражение в исследованиях А.Г.Асмолова, С.А.Беличевой, В.Г.Бочаровой, С.И.Григорьева, Л.Г.Гусляковой, Н.С.Данакина, Н.Ф.Дементьевой, И.Г.Зайнишева, И.А.Зимней, В.Н.Келасьева, А.А.Козлова, В.В.Колкова, Е.И.Комарова, Ю.А.Кудрявцева, В.А.Лукова, В.М.Маневича, А.М.Панова, Л.В.Топчего, М.В.Фирсова, Е.И.Холостовой, З.АЛнковой, В.Н.Ярской и др.
Непрерывное профессиональное развитие социальных работников
... профессиональных и популярных журналах, газетах о проводимой работе и внедрении новых социальных технологий, заниматься научной деятельностью. 16. Функциональные обязанности социального работника по оказанию социальной ... инициативных клубов, тренинговой деятельности, волонтерство), документации по нормативно-правовым актам, социальный паспорт семьи с планом развития семьи, отчеты о проделанной ...
Психолого-педагогические основы социальной работы раскрываются в исследованиях Б.Н.Боденко, В.Л.Болобанова, А.Я.Варги, Б.З.Вульфова, В.Ш.Масленниковой, Н.Ф.Масловой, А.В.Мудрика, Т.В.Мухаметзяновой, В.А,Никитина, Л.Я.Олиференко, В.С.Торохтия, Г.Н.Филонова, Б.Ю.Шапиро, Т.Д.Шевеленковой, и др.
Процесс становления социального работника как профессионала проанализирован В.Г.Бочаровой, Л.Д.Деминой, И.А.Зимней, В.И.Курбатовым, И.МЛаврененко, А.И.Ляшенко, И.В.Неретиным, К.М.Оганяном, П.Д.Павленком, З.М.Саралиевой и др.
С учетом вышеизложенного и в ходе развития педагогической науки нами была поставлена проблема исследования: социальный работник: личность и профессия. Решение этой проблемы составило цель настоящего исследования и позволило решить следующие задачи:
обосновать совокупность положений, определяющих теоретические основы профессионально-личностного развития социального работника;
выявить сущностные и структурно-содержательные характеристики социальной работы как профессиональной деятельности;
определить базовые основания и характеристики личности социального работника;
разработать и проверить опытным путем теоретическую модель профессионально-личностного развития специалиста социальной сферы;
вскрыть и обосновать ведущие тенденции и педагогические условия профессионально-личностного развития социального работника;
Методологическую основу исследования составляли важнейшие положения философской и педагогической антропологии о человеке как субъекте, личности и индивидуальности, о социальной детерминации его общего и профессионального развития.
В качестве специальной методологии исследования выступали системно-целостный, личностно-деятельностный, культурологический, индивидуально-творческий, акмеологический подходы к общему и профессиональному образованию и развитию специалиста социальной сферы.
В своей работе я стремилась доказать, что совокупность полученных в ней объективных результатов заключает в себе решение актуальной научной проблемы выявления тенденций создания и организации условий профессионально-личностного развития специалиста социальной работы. В соответствии с этим:
выдвинута и обоснована идея субъектного развития и саморазвития социального работника в процессе его подготовки и профессионального функционирования;
осуществлен теоретико-методологический анализ, в результате которого определены сущность, структурно-уровневые характеристики и личностные особенности социального работника;
Социальная работа как профессиональный вид деятельности
... практической социальной работой профессионально или на общественных началах: • организаторы-управленцы и исполнители; • практические социальные работники, оказывающие непосредственную помощь, поддержку, обеспечивающие социальную ... сексуальному поведению, содействие подготовке молодежи к семейной жизни, развитие трудотерапии, способствование формированию здорового образа жизни; 8.Социально-бытовая ...
построена прогностическая модель профессионально-личностного развития социального работника;
вскрыты и обоснованы ведущие педагогические условия и тенденции профессионально-личностного развития специалиста социальной работы.
Глава I. Теоретико-методологические основы развития личности и деятельности социального работника
.1 Личность социального работника, его психолого-педагогические характеристики и особенности
Улучшение социального самочувствия человека, совершенствование условий его жизни, обеспечение достойного, комфортного существования являются непосредственно практическими задачами социальной работы. Осуществлять компетентно эти и другие задачи призван специалист, профессионал высокой квалификации, обладающий личностно-нравственной направленностью, профессионально необходимыми качествами.
Исследователи и практические работники единодушны в том, что социальный работник должен владеть немалым арсеналом умений, навыков, обладать глубокими знаниями в области наук о человеке: психологии, медицины, социологии, педагогики, экономики, права, этики и др. Знание теории, методики и технологии социальной работы и умение их применять в сочетании с соответствующими личностными качествами и способностью к творчеству могут рассматриваться как готовность специалиста к профессиональной деятельности.[2]
Однако представляется, что невозможно объективно выстроить структуру и содержание квалификационных характеристик только при помощи сопоставления теоретической и практической моделей профессионалов. Необходимо учитывать требования к свойствам, качествам личности и развитости различных компонентов сознания, психологии и практической деятельности социального работника, которые сегодня предъявляет реальная жизнь. Безусловно, профессионально обусловленные качества являются необходимым условием для эффективной деятельности. Однако не менее важны такие компоненты личности, как мировоззрение, его культура, гуманистическая и этическая направленность всей жизни. Существенно влияют на личностные и профессиональные качества специалиста пространство социальных отношений в обществе, становление нового типа взаимодействия специалиста по социальной работе и клиента, морально-правовой статус социального работника в обществе и др.
Рассматривая личностные образования, свойства социального работника, следует подчеркнуть концептуальную идею исследования, которая заключается в следующем: профессия, деятельность, ее специфика и особенности требует (вызывает) развития и формирования определенных профессионально важных качеств.
Обратимся к историческим примерам, которые обосновывают данную идею. В частности, основатель социальной школы в США, М.Ричмонд, акцентировала внимание в деятельности социального работника на индивидуальной социально-психотерапевтической помощи человеку, клиенту, разрабатывая принципы и технологии «ментальной гигиены». При этом подходе ведущими, определяющими профессиональными качествами личности социального работника выступали, прежде всего, коммуникативность, толерантность, ответственность, аналитичность, наблюдательность, прогностичность, реактивность, эмпатийность, рефлексивность и др.
Направленность и мотивы деятельности личности
... источников активности личности являются потребности. Потребность выражает зависимость личности от конкретных условий существования. Специфика человеческих потребностей определяется социальной природой деятельности человека, прежде ... процессов, отвечающих за побуждение и деятельность (В. К. Вилюнас). Рассмотрению вопросов потребностно-мотивационной сферы личности и посвящена данный реферат. 1. ...
Аналогичную вариативность развития необходимых профессиональных и личностных качеств специалиста социальной работы мы отмечаем и в работах российских исследователей: В.Г.Бочаровой, Л.Д.Деминой, И.А.Зиминой, А.И.Ляшенко, Е.И.Холостовой, Б.Ю.Шапиро, Т.Д. Шевеленковой, Н.Б.Шмелевой и др.
Деятельность, ее специфика в работе с различными направлениями, категориями и группами людей, их проблемами требует определенных личностно-профессиональных качеств и образований, характеристик, свойств, специалиста социальной работы.
Но вместе с тем следует учитывать следующие концептуальные положения:
Личность социального работника есть субъект профессиональной деятельности, включенный в конкретные социокультурные условия.
Личность социального работника — это человек, осуществляющий свою профессиональную деятельность в системе «человек-человек», в которой особую роль играют процессы общения, взаимоотношений, взаимодействия.
Личность социального работника есть целостность, но не замкнутая в себе, а находящая выход в профессиональной деятельности. Целостность личности можно представить как единство природного и результатов социализации и персонализации; единство социального, нравственного, психологического, общекультурного, профессионального; нерасторжимость профессионально обусловленных качеств личности с деятельностью.
Личность социального работника формируется, развивается, самореализуется, самосовершенствуется в профессиональной деятельности и, как активный субъект этой деятельности, она изменяет себя и деятельность.
В итоге профессиографического анализа исследователями была построена обобщенная прогностическая модель профессионально-личностного развития социального работника. Метод моделирования широко используется в современной науке, включая педагогическую. «В педагогике моделирование приобретает особое значение в связи с задачей повышения теоретического уровня науки, поскольку оно неразрывно связано с абстрагированием и идеализацией, посредством которого происходит выделение моделируемых объектов, отображаемых в модели,» — отмечает В.В.Краевский.
Проблемы моделирования исследуются известными педагогами и психологами (работы С.И.Архангельского, П.Я.Гальперина, Б.С. Гершунского, В.В.Давыдова, Ю.А.Конаржевского, В.В.Краевского, Н.В.Кузьминой, Н.Г.Салминой, В.А.Сластенина, Л.М.Фридмана, Т.И. Шамовой, Н.М. Яковлевой и др.), которые придерживаются понимания модели как системы, исследование которой служит средством для получения информации о другой системе. Моделирование трактуется как метод познания объекта через модель. Действия с моделями позволяют исследовать отдельные новообразования, качества, стороны или свойства объекта. Причем, несмотря на то, что модель многозначна, в основе своей она сводится к условному образу (изображению, схеме, описанию) некоторого объекта или системы объектов. (см: схему 1).
Схема 1
Представим характеристику отдельных компонентов личности социального работника как профессионала. Исследователи (И.А. Зимняя, И.И. Ляшенко, А.К. Маркова, В.А. Сластенин, Е.Н. Шиянов и др.) подчеркивают, что чем труднее для освоения профессия, чем значимее она в социальном отношении, тем крупнее должны быть блоки личностных свойств, принимаемых в качестве основы профессиональной пригодности. Эта позиция имеет прямое отношение к личности социального работника.
Тема: Профессиональная подготовка социальных работников: отечественный ...
... к системе высшего образования. Курсы подготовки социальных работников и социальных педагогов предлагают также и некоторые ... работник сферы социального обеспечения», «работник благотворительного учреждения»», «народный опекун».В 1980 году в Германии утвержден Закон «О высшей школе».И только после этого стало употребляться наименование—«дипломированный социальный работник».Сфера деятельности ...
Как показывают исследования, практико-гуманистическая направленность деятельности составляет определяющее базовое основание социальной работы. Важнейшей же характеристикой личности социального работника, в полной мере обусловливающей эффективность его деятельности, является ее «гуманистический потенциал» и ценностная ориентация, определяющая личностный смысл профессиональной деятельности, отражение действительного отношения личности к тем объектам, ради которых развертывается его деятельность.[1] Для эффективного социального работника характерна ориентация на человека как высшую ценность, осознание и принятие его самоценности, неповторимой индивидуальности и творческой сущности. Ценностные ориентации представляют собой тот компонент структуры личности, который определяет ее поведение и отношение к окружающему миру.
В частности, М. Рокич уделял большое внимание изучению ценностей. Он определял ценности личности как «абстрактные идеи положительные или отрицательные, не связанные с определенным объектом или ситуацией, выражающие человеческие убеждения о типах поведения и предпочтительных целях»[2]
М. Рокич писал о том, что «все люди обладают похожими ценностями, но в разной значимости для каждого. Все личностные ценности организованы в системы…»
Ниже приводятся таблицы, отражающие ценностные ориентации (ценностей — целей и ценностей — средств) студентов и работающих кадров — социальных работников.
Среднегрупповой проранжированный ряд жизненных ценностей имеет следующее представление (См. Таблицу № 1):
Таблица № 1
Ценности-целиРанговое местоСредний баллсоц. р-кстудентсоц. р-кстудентБезопасность своей семьи, родных, близких115,04,8Отсутствие войн и межнациональных конфликтов234,94,6Безопасность страны374,54,0Счастье, преданная дружба444,94,5Внутренняя гармония (отсутствие конфликта с собой)564,14,1Выполнение своих обязанностей (профессиональных, семейных)6104,03,5Признание в обществе, в кругу людей, коллег753,94,2Независимость, свобода выбора893,83,8Активная жизнь, внутренний подъем983,63,9Спокойная, благополучная жизнь10133,63,0Равенство (равные возможности для всех), спасение души, вечная жизнь11143,42,9Красота природы и искусства12123,33,1Духовная и физическая близость1323,24,7Удовольствия (приятная, с достатком жизнь, свободная от дел и забот)14112,33,3
Инструментальные ценности (т.е. ценности — средства) отражают следующие позиции респондентов социальных работников (См. таблицу № 2) :
Таблица № 2
Ценности-цели Ранговое местоСредний баллсоц. р-кстудентсоц. р-кстудентОтветственность (надежность)174,73,8Широта взглядов (терпимость к чужому мнению)284,33,7Умение отстоять свою позицию, мнение314,44,7Сдержанность, самоконтроль464,23,9Участливость (забота о благополучии других)594,03,6Упорство в работе, стремление к успеху, признанию633,74,2Искренность, справедливость723,54.3Интеллектуальность, осведомленность843,44,1Независимость (во взглядах и поведении)953,34,0Нежность, гибкость10113,23,2Вежливость, учтивость11122.93,2Последовательность, рациональность12102,83,4Чистоплотность, аккуратность13132.72,9Исполнительность, почтительность, повиновение14142,52,5
Смысложизненные ориентации и эмоциональный интеллект в структуре ...
... деятельности социального работника, а также описанию личности представителей данной профессии посвящено немало исследований [1, 2 и др.]. Поскольку важность социальных служб и людей, ... развивающего воздействия в процессе психологического обеспечения профессиональной деятельности социального работника. Смысложизненные ориентации социальных работников структурированы и сформированы на высоком уровне. ...
Как видно из приведенных данных, социальные работники отдают приоритет общечеловеческим ценностям (забота о семье, ближнем, мир без войн и конфликтов и т.д.), выполнению своих служебно-профессиональных, семейно-личных обязанностей. Но вместе с тем середина эталонного ряда отражает личностно-прагматическую ценностную ориентацию: признание своей профессии в обществе, личное движение к успеху в жизни, в деятельности, независимость, внутренний подъем и др. И такое же ранговое место имеет ценность — цель, как спокойная, благополучная жизнь. Это, несомненно, отражает современные реалии общественно-политической, социально-экономической, нравственной сфер жизни общества и человека.[3]
А в ценностях-средствах первые два места занимают ответственность, надежность, широта кругозора. Высоко ценят социальные работники и умение отстоять свою позицию, свое мнение, а также такие качества, как сдержанность, самоконтроль. Эти данные, видимо, характеризуют позицию и мотивацию современного руководителя, управленца. Поэтому, возможно, последний ранговый ряд занимают такие качества, как исполнительность, почтительность. К сожалению, респонденты не слишком высоко оценивают значение в своей жизни и деятельности интеллектуальности и независимости во взглядах и поведении. В этом плане имеется расхождение в анализе и ценностей-целей и ценностей-средств.
Наряду с такими ценностями, указанными социальными работниками, как безопасность своей семьи, близких, родных, отсутствие конфликтов, для студентов важны духовная и физическая близость с любимым человеком, счастье, преданная дружба. При этом признание в обществе, в кругу людей у студентов даже выше и по рангу, и по баллам, чем у работающих специалистов.
Личностно-возрастные закономерности подчеркивают связи ценностных ориентации с особенностями личности, ее мировоззрением, интересами, идеалами, потребностями, жизненным опытом, социальным окружением, положением и статусом в социуме на макро- и микроуровнях и др. Это показатель динамичности развития личности, ее изменений (иногда и не в лучшую сторону).
Как свидетельствуют данные, среди инструментальных ценностей студентов первые ранговые места получили: «умение отстоять свою позицию, мнение, справедливость, искренность; стремление к успеху, признанию; широта кругозора, осведомленность; независимость во взглядах и поведении». Эта картина соответствует психологической характеристики личности юношеского возраста (И.С.Кон, В.А.Крутецкий, А.В.Мудрик, Ю.М.Орлов и др.).
В непрерывном развитии качеств личности и деятельности, в их взаимодействии и возникает, а затем «вызревает» мотивационно-ценностное отношение к профессии, формируется профессионально-ценностная ориентация, которая начинает «подпитывать» ту или другую стороны личности, способствующие их дальнейшему развитию и саморазвитию.
Организация деятельности социального работника в психиатрической больнице
... 6. Диагностика в деятельности социального работника в учреждении социальной направленности. 7. Проектирование социальной помощи. 8. Особенности профилактической деятельности учреждения социальной направленности. 9. Профессионально-этическое взаимодействие социального работника с клиентами. 10. Аналитическая деятельность социального работника. Индивидуальный план работы ...
Именно профессионально-ценностная ориентация является основанием деятельности. Но ее роль значительно шире: она проясняет сам смысл социальной работы, определяет ее характер и желаемый (прогнозируемый) результат. Позитивная ценностная ориентация на другого человека как личностно-профессиональное основание социального работника базируется и развивается в характеристике «Я — концепции», «Я — образа». Решающую роль в развитии человека имеют его представления о самом себе — «Я — концепция», центральным звеном которой является «самоценность».
.2 Качественная характеристика социального работника
Современные исследователи выделяют три группы качеств социального работника:
первая группа — психологические характеристики, являющиеся составной частью способности к данному виду деятельности;
вторая — психолого-педагогические качества, ориентированные на совершенствование социального работника как специалиста-профессионала;
третья — психолого-педагогические качества, направленные на создание эффекта личного обаяния.
В первую группу качеств включаются требования, предъявляемые профессиональной деятельностью к психическим процессам: восприятию, памяти, воображению, мышлению, психическим состояниям (усталости, апатии, стрессу, тревожности, депрессии, вниманию как состоянию сознания); эмоциональным (сдержанность, индифферентность) и волевым (настойчивость, последовательность, импульсивность) характеристикам. Некоторые из этих психологических оснований являются главными, без которых вообще невозможна качественная профессиональная деятельность. Они входят в структуру задатков. В работе с людьми, как правило, психологические требования основываются на собранности и внимательности, понимании другого, проявлении таких волевых качеств как терпение, самообладание и т.д. Без этих, ведущих для данной профессии характеристик психики, невозможна эффективная работа.
Ко второй группе качеств относятся психоаналитические качества, направленные на совершенствование специалиста как личности, как работника. Это такие качества, как самоконтроль, самокритичность, самооценка своих поступков, а также стрессоустойчивые качества — физическая тренированность, самовнушаемость, умение переключиться и управлять эмоциями.
К третьей группе качеств относятся: коммуникабельность, эмпатичность, визуальность (внешняя привлекательность личности), красноречивость и др.
Названные качества личности многие зарубежные исследователи считают наиболее важными (А.Пинкус, А.Манахан, М.Пейн и др.).
В частности, третья группа качеств связана и базируется на некоторых психологических теориях коммуникаций (самопредъявление или самопрезентация).
Данной проблеме посвящены различные исследования, которые опубликованы, в основном, в зарубежной литературе. Они разноречивы. Однако умением правильно (адекватно ситуации) подать себя — должен владеть специалист в любой сфере социального взаимодействия. Идеи самопредъявления себя отражены в исследованиях У.Джеймса, МАргила, Д. Мида, Э.Гоффмана и др.
Психологические черты, свойства и качества личности, необходимые ...
... группе относятся психофизиологические качества личности, от которых зависят особенности к данному виду деятельности. Ко второй – психологические качества, характеризующие социального работника как личность. К третьей группе – ... вспомнить первых людей в истории, которые дали “толчок” к дальнейшему развитию психологии. Первое систематическое изложение психологических фактов дал Аристотель 1 в сво ...
В связи с качественной характеристикой «самопредъявление себя», можно выделить и такую личностную особенность социального работника, проявляющуюся в способности формировать адекватную позицию в межличностном взаимодействии (вслед за Бёрне), как позиция «Я в порядке — вы в порядке». Эта позиция соотносится с уверенностью в себе, отзывчивостью на нужды другого. Человек, придерживающийся данной позиции, как правило, вызывает доверие у других людей, спокоен, легко адаптируется к изменению ситуации. Такое личностное качество социального работника свидетельствует, как правило, об уважении к другому человеку, дает ему надежду на улучшение ситуации, на то, что у самого подопечного есть силы для того, чтобы с этой ситуацией справиться, дает возможность социальному работнику проявить заботу и инициативу в необидной, не ущемляющей достоинство его клиента форме, не ставит последнего в зависимость от социального работника.
Другие жизненные позиции не являются адекватными для работы в системе «человек-человек».
Т.Д.Шевеленкова особую роль в личностной характеристике социального работника отводит эмоциональной стороне.[5] К эмоциональным особенностям, определяющим профессиональную пригодность, она относит следующее:
легкость выражения эмоций, эмоциональная открытость и теплота («экстравертированность»), т.е. направленность психической деятельности вовне, на окружающий мир и других людей;
эмоциональная устойчивость, стабильность, являющаяся психической саморегуляцией и залогом устойчивости к стрессогенным факторам;
синтетический характер эмоциональных переживаний, преобладание положительных эмоций, ощущение эмоционального комфорта;
оптимальный уровень тревожности, отсутствие тревожности как личностной черты;
толерантность как способность переносить фрустрацию без деструктивных следствий для самого себя и клиента;
неагрессивное, нестабильное поведение в конфликтных ситуациях; эмпатийность — способность быть готовым к эмоциональному проникновению в мир другого, сопереживанию, оказанию эмоциональной помощи и поддержки.
В частности, социальному работнику, подчеркивает Т.Д.Шевеленкова, должны быть присущи такие личностные особенности, как: гибкость, проявляющаяся на интеллектуальном, эмоциональном, поведенческом уровнях; высокая степень личностной и социальной ответственности; адаптированность, которая проявляется как открытость в общении, способность принять и разделить нормы, ценности и образ жизни другого человека; умение контролировать свое поведение в различных жизненных ситуациях и ситуациях общения; способность отстаивать свои убеждения, создавать и поддерживать эмоциональный комфорт в ситуации межличностного общения.[21]
Лабораторная работа № 2 Исследование психологических профессионально-важных ...
... качества человека. Двухэтапная стратегия отбора персонала предполагает два уровня отбора. Целью отбора первого уровня является определение противопоказаний к отдельным видам профессиональной деятельности, для ... N и М соответственно. Шкала I (невротичность) характеризует уровень невротизации личности. Высокие оценки соответствуют выраженному невротическому синдрому астенического типа со значительными ...
Другой исследователь Б.Ю.Шапиро к числу профессионально желательных личностных характеристик относит: способность к эмпатии, сопереживанию; внутренний локус контроля; высокий социальный интеллект; коммуникативность; субъект-субъектный характер отношений; умение отчуждаться от собственных установок; умение слушать, терпение, стрессоустойчивость.[6]
Опрос, проведенный среди социальных работников, показал, что из предлагаемого максимального набора качеств и свойств респонденты (93 человека) выделяют несколько позиций, повторяющихся в разной последовательности, но одинаково часто. Из этого мы смогли выделить группы профессионально обусловленных личностных качеств и свойств, необходимых социальному работнику и выступающих одновременно основанием для его профессионально-личностного развития и саморазвития:
интеллектуальные (профессиональная компетентность, эрудиция, пластичность, аналитичность, гибкость, сообразительность, рассудительность, критичность ума, хорошая обучаемость);
моральные (гуманность, гражданственность, доброжелательность, тактичность, терпимость, принципиальность, уважение к людям, честность, находчивость, оптимистичность);
коммуникативные (общительность, адаптивность, контактность, эмпатичность, умение слушать, умение убеждать, чувство юмора);
волевые (настойчивость, выдержка, решительность, организованность, уравновешенность, смелость, требовательность, дисциплинированность);
организаторские (активность, инициативность, ответственность, уверенность в себе, целеустремленность, объективность, работоспособность, самостоятельность, предприимчивость).
Таким образом, процесс профессионального и личностного развития раскрывается как постепенное приобретение профессионально-значимых характеристик и новообразований, овладение профессиональными знаниями, технологиями, ролевыми функциями.
Отметим некоторые особенности этого процесса:
. Профессиональное-личностное развитие не может происходить в отрыве от общего развития человека, поэтому включает все компоненты целостного развития личности;
. Этот процесс имеет ряд стадий, для выделения которых могут быть самые различные основания; каждая стадия характеризуется единством и достаточностью личностных признаков, удерживающих период в границах качественной определенности;
. Становление человека как профессионала тесно связано с его развитием как личности; личностное пространство шире профессионального и существенно влияет на него.[7] Личность человека обычно оказывает позитивное влияние на выбор профессии, на ход профессиональной адаптации, профессиональной самореализации, стимулирует профессиональное мастерство и творчество.
. Профессиональные качества личности по мере их становления и развития начинают оказывать обратное (позитивное или негативное) влияние на личность;
. Профессиональное развитие социального работника — это процесс встречного движения социума и индивида; он характеризуется единством социального заказа и потребностей человека в создании собственной жизни как уникальной;
. Содержание профессионального развития как социально-педагогического явления включает единство и борьбу противоположностей: внутренних потребностей, мотивов и внешних целей и задач, процессов внешнего воздействия и интериоризации, взаимодействия и взаимосодействия, что обеспечивает его реальную динамику и полноценное достижение профессионализма личности и деятельности;
. Профессиональное становление зависит как от факторов субъективного характера (например, склонности, возможности, способности, ценностные ориентации, мотивационная готовность и т.д.), так и от объективных (например, значимость профессии в обществе, правовой и общественной ее статус и др.);
. Профессиональное развитие будущего социального работника предстает как органическое единство внешнего и внутреннего мира индивида, объективных и субъективных факторов, а непрерывное профессиональное образование выступает как средство, условие этого взаимодействия, основание для достижения высокого профессионализма личности и деятельности.
Целостность и непрерывность профессионально-личностного развития специалиста мы рассматриваем как процесс, сопровождающий человека на всем профессионально-трудовом «маршруте» его жизни. Системно-целостный подход, используемый в исследовании, объединяет все звенья профессионального образования, социального и профессионального становления специалиста в единую непрерывную «цепь» (В.А. Сластенин).
Это способствует максимальному стимулированию активного состояния всех основных структурных компонентов личности социального работника в их взаимодополнении и сочетании.
Глава 2. Основные тенденции и условия профессионально-личностного становления и развития социального работника
.1 Взаимообусловленность личности и профессиональной деятельности социального работника
социальный работник личность профессиональный
Рассматривая профессионально-личностное развитие социального работника как проблему исследования, в частности, выделяя тенденцию взаимообусловленности личности и деятельности, считаем правомерным обратиться к некоторым понятийным характеристикам, позволяющим определить и обосновать этот процесс.
В частности, понятие «профессиональное становление» и «профессиональное развитие» некоторыми исследователями используются как тождественные. Но вместе с тем, некоторое различие в данных понятиях присутствует. В частности, Е.М.Борисова рассматривает профессиональное становление как развернутый во времени процесс овладения профессией, включающий определенные этапы, стадии, каждая из которых имеет особые характеристики тех психофизиологических и социально-психологических особенностей, которые обеспечивают успешное осуществление профессиональной деятельности.[8]
В этом контексте наиболее близким к нему по смыслу выступает понятие профессионального развития, которое предусматривает закономерное изменение индивида, личности в ходе профессиональной подготовки и деятельности и, как всякий процесс развития, характеризуется количественным, качественным и структурным преобразованиями, обеспечивающими нормальное функционирование человека как субъекта труда.
Термин «идентификации личности с профессией», часто используемый зарубежными исследователями, означает слияние жизни человека, профессионала с его деятельностью, когда приобретенные им профессионально обусловленные качества и свойства начинают проявляться во всех других сферах его жизнедеятельности и определяют его отношение к деятельности. Данные понятийные характеристики в контексте нашей проблемы включают и личностный компонент, активность человека как в профессиональной подготовке, самой деятельности, так и в профессиональном становлении и развитии.
Ввиду этого, выделенный компонент в нашем исследовании как «готовность личности к развитию и саморазвитию» выступает важной основой подготовке будущего специалиста социальной сферы. Личностная готовность означает стремление личности к саморазвитию, самоизменению, самокоррекции, рефлексии в выработке индивидуального стиля поведения и деятельности.
Как показало наше исследование, основной тенденцией профессионально-личностного развития специалиста социальной сферы выступает тенденция взаимообусловленности формирования профессиональной деятельности и личности социального работника. Эта тенденция отражает известную закономерность: личность развивается и проявляет себя, свою сущность в деятельности.
Ориентируясь на гуманистическую стратегию в профессиональном образовании, формировании специалиста в вузе, в данном случае — социального работника, мы рассматриваем его как субъект деятельности, как субъект развития и саморазвития.
Характеризуя единство личности и его деятельности, Б.Г.Ананьев пишет: «Внутренний мир человека и мера напряженности его работы… является показателем духовного богатства индивидуальности».[9] Таким образом, он утверждает, что, отражая и осваивая в процессе деятельности внешний мир, человек творит свой внутренний мир, который, в свою очередь, направляет, регулирует, активизирует деятельность.
По определению Л.П.Буевой, «сущность человека значительно богаче, разностороннее и сложнее, чем его деятельность. Вне деятельности нет человека, но его сущность не исчерпывается ею, не может быть к ней сведена и отождествлена»[10] Соответственно и деятельность социального работника не может осуществляться без готовности личности к деятельности, наличия личностных и профессионально необходимых качеств субъекта, которые воплощаются в профессиональной деятельности.
Вместе с тем, личность и деятельность социального работника имеют относительную самостоятельность и характеризуются несводимостью друг к другу.
Внешнее воздействие дает развивающий эффект лишь в том случае, когда личность это воздействие внутренне приняла как органическую часть своей жизненной позиции (К.А.Абульханова-Славская, Б.Г.Ананьев, Л.И.Анцыферова, А.А.Деркач, Н.В.Кузьмина и др.).
Внешнее по отношению к личности воздействие (например, специально-профессиональное образование), с одной стороны, прямым образом влияет на развитие личности социального работника, с другой — и это главное — создает «образовательную среду» (В.Розин) для стимулирования самоорганизации личности, для ее профессионализма. Социальное и образовательное воздействие извне создает предпосылки для проявления механизма саморазвития, но лишь сама личность способна развернуть в себе духовный и профессиональный потенциал. По мере профессионализации личности (абитуриент, студент, специалист) соотношение между внешним воздействием и самоорганизацией в профессионально-личностном развитии меняется в сторону усиления самоорганизации личности.
Деятельность социального работника не может осуществляться без развития профессионально обусловленных личностных качеств. Качества же воплощаются в профессиональной деятельности, оцениваются и получают развитие с позиций требований деятельности. Деятельность не получает успешного, продуктивного результата без готовности личности ее выполнять. Процесс взаимодействия личности и профессиональной деятельности в широком смысле является двусторонним. Формируясь в деятельности, приобретая свойственные представителям той или иной социально-профессиональной группы типичные свойства, качества, личность оказывает преобразующее воздействие на саму деятельность.
«Строя» себя в деятельности, личность формирует и профессиональную среду, общность, вносит вклад в развитие и совершенствование социальной работы, осуществляет индивидуально-творческое переосмысление задач, содержания, форм, видов и технологий социальной помощи и поддержки, реабилитации как отдельного человека, так и группы лиц, оказавшихся в сложных социальных условиях жизни.
В то же время, взаимосвязь и взаимовлияние личности и деятельности социального работника показывают их относительную самостоятельность и несводимость друг к другу. Во-первых, личность выражается прежде всего в совокупности профессионально необходимых характеристик. Во-вторых, все проявления личности, в том числе индивидуальные, не покрываются деятельностью, так как личность проявляется во всем многообразии форм жизнедеятельности, а не только в профессиональном труде. В-третьих, личность социального работника как человека сама по себе представляет высшую человеческую ценность.
Философы предупреждают о несводимости личности к выражению только в формах деятельности, ибо такое сведение неизбежно ведет к чисто инструментальной трактовке человека как орудия стоящей над ним деятельности.[11] Вместе с тем, и деятельность нельзя растворять в личности специалиста, она обладает своими функциями, направленностью, структурой, качественными характеристиками. Однако в длительном, сложном процессе профессионализации осуществляется движение в сторону их единства, понимаемого как взаимовлияние в развитии.
Личность через индивидуальность активно влияет на нормативные требования к деятельности, придает ей индивидуально-творческий, уникальный характер. И только в случае достижения единства профессионально необходимых качеств личности и деятельности социального работника можно говорить о явлении профессионализма деятельности.
Итак, целевой задачей взаимообусловленности единства личности и деятельности служит идентификация человека с профессией, с его деятельностью. Другими словами, профессионально обусловленные личностные качества и свойства, приобретенные в процессе деятельности, начинают проявляться и во всех других сферах его жизнедеятельности, определяя его отношение к действительности.
По мере профессионализации личности соотношение между внешним воздействием и самоорганизацией в профессионально-личностном развитии меняется в сторону активности самой личности. Создание оптимальных внешних предпосылок усиливают внутренние предпосылки активности личности, повышая ее субъективность, рефлексивность, креативность, что обуславливает ее профессионально-личностное развитие, саморазвитие как специалиста-профессионала.
Рассмотренная тенденция подводит к выводу о взаимодействии, единстве, взаимосочетании и взаимообусловленности личности и деятельности в плане профессионального и личностного развития специалиста в области социальной работы. Включение интегративно-модульной, рефлексивно-управленческой технологии позволило внешнее «воздействие» осуществлять «прицельно» на определенную сторону личности и учебно-профессиональную деятельность, формируя личностно-профессиональные основания, свойства, качества.
Создание оптимальных внешних условий (в организации и содержании профессионального обучения) усиливает внутренние предпосылки личности, повышая ее субъектность, творческую активность.
2.2 Непрерывность и целостность профессионально-личностного развития социального работника
Понять личность можно в ее предметных, социальных связях, которые изменяются и развиваются в реальных жизненных циклах. Личность, как отмечал Б.Г.Ананьев, всегда моложе «индивида» в одном и том же человеке. История личности или ее жизненный путь (биография), хотя и отмечается датой рождения, начинается, однако, много позже. Развитие личности проявляется в смене ее общественных функций, ролей и состояний. Наступление зрелости человека как индивида, личности, субъекта познания и труда по времени не совпадает.[12]
В ходе нашего исследования выявлена и обоснована тенденция целостности и непрерывности профессионально-личностного развития специалиста социальной работы. Эта тенденция отражает противоречие между сложившимися образованиями личности и внешними условиями ее жизнедеятельности. Для разрешения этого противоречия необходимо обеспечить единство довузовского, вузовского и послевузовского этапов подготовки и профессионального функционирования социального работника, их гибкость, динамизм и преемственность.
Основным диалектическим противоречием профессионального развития является противоречие между сложившимися качествами личности и объективными требованиями, нормами, стандартами профессиональной деятельности, обусловливающей дальнейшее развитие личности через интеграцию ее различных свойств. Каждая стадия личностного развития знаменуется своим типом задач — познавательных, нравственных, коммуникативных, трудовых, ценностно-смысловых и др. — и специфическими способами их решения. Эффективные способы решения задач закрепляются в форме психологических механизмов, стратегий и тактик, а также в виде профессионально обусловленных качеств личности. С этих позиций профессиональное развитие личности характеризуют качественные изменения ее структуры и содержание решения профессиональных задач.
В силу малочисленности исследований, рассматривающих целостность и непрерывность профессионально-личностного развития, в отечественной теории, обратимся к некоторым зарубежным исследованиям, которые ведутся в пяти направлениях:
дифференциально-диагностическом;
психоаналитическом;
в рамках теории решении;
в рамках теории развития;
В системе постулатов первого направления можно выделить следующие: а) каждый человек по своим индивидуальным качествам, прежде всего профессионально значимым, наиболее оптимально подходит к единственной профессии;
б) профессиональная успешность и удовлетворенность профессией обусловлены степенью соответствия индивидуальных качеств и требований профессии;
в) профессиональный выбор является, в сущности, сознательным и рациональным процессом, в котором или сам индивид, или профконсультант определяет диспозицию индивидуальных качеств и соотносит ее с уже имеющимися диспозициями требований различных профессий.[13]
Позднее эти основания несколько изменились, что нашло свое отражение в следующих положениях: необходимо говорить о комплексах индивидуальных качеств, соотносимых с целой группой профессий; наряду со способностями большое значение для профессиональной успешности и удовлетворенности имеют личностные характеристики, прежде всего интересы; для профессионального обучения важны, в первую очередь, индивидуальные качества, а точнее — их соотношение. Но неизменным остается основное положение о том, что проблема профессионального выбора решается «встречей» структуры личности и структуры профессиональных требований, исходящих от деятельности. Для диагностики индивидуальных качеств личности авторы рекомендуют использовать характерологический опросник Кеттела, анкеты интересов Стронга и Кьюдера, интеллектуальный тест Амтхауэра.
Второе — психоаналитическое направление — отражает следующую идею: главная роль в выборе профессии принадлежит различным формам потребностей. Еще З.Фрейд рассматривал профессиональную деятельность как форму удовлетворения ранних детских инстинктивных потребностей благодаря «канализации» в ту или иную профессиональную область либидной (нарцистической, агрессивной или собственно эротической) энергии. Выбор профессии понимается с этой точки зрения как процесс сублимации. Например, выбор педагогической профессии происходит из-за стремления к власти.
Близкой к психоаналитическим теориям является теория профессионального развития А.Рой, в которой профессиональный выбор рассматривается как прямое или косвенное удовлетворение потребностей личности.[14] По ее мнению, к избираемой профессии должно быть безусловное удовлетворение группы первичных потребностей человека, а также требование — удовлетворение потребностей более высокого уровня. Идеальным вариантом в этом случае она считала выбор человеком такой профессии, которая предоставляла бы ему возможность для непрерывного совершенствования и развития.
Огромное значение в процессе профессионального самоопределения индивида автор отводит раннему опыту и, в первую очередь, характеру его отношений с родителями. А.Рой предполагает, что теплые отношения между ребенком и родителями предопределяют выбор профессий, «направленных» на человека, связанных с общением; холодные — формируют направленность на профессии, не связанные с общением, ориентированные на объект. В соответствии с этим ученая разработа свою классификацию профессий. В основе профессионального выбора она положила различные типы внутрисемейных взаимоотношений родителей и ребенка, обуславливающие структуру его профессиональных интересов и склонностей, дальнейшее его личностное и профессиональное развитие.
Третья — теория решений — связана с именами Д.Тидеман и О’Хара, которые считают, что центральным компонентом выступают варианты профессиональной карьеры, а она определяется последовательностью выбираемых профессиональных позиций. При этом необходимо учитывать возможное поражение и свою готовность к риску. Внутренним содержанием профессионального развития выступает структура процессов решения и социальный контекст, на основе которого происходит прогнозирование и осуществление решений.
Четвертая — теория развития (Д.Сьюпер, М.Бон, Дж. Крайтс) — опирается на следующие положения: люди характеризуются их способностями, интересами и свойствами личности; на этой основе каждый человек соответствует ряду профессий, а профессия — ряду индивидов; в зависимости от времени и опыта меняются как объективные, так и субъективные условия профессионального развития, которое имеет ряд последовательных стадий и фаз; особенности процесса развития определяются социально-экономическим положением родителей, свойствами индивида, его профессиональными способностями и т.д.; на разных стадиях развития им можно управлять, способствуя формированию у индивидов интересов, способностей, «Я — концепции». Д.Сьюпер связывает профессиональное развитие личности с развитием и реализацией «Я — концепции», которая понимается им как «мнение субъекта» о своих качествах и знания о социальных требованиях. Это и определяет как актуальное, так и будущее его профессиональное поведение. В процессе профессиональной жизни происходит развитие представлений человека о самом себе, формирование его профессиональной «Я-концепции» в три этапа:
) формирование представления о себе и окружающем мире (становление «Я-концепции», образа «Я»);
) взаимодействие «Я-концепции» с представлением о профессии (представление себя в профессиональной жизни);
) реализация «Я-концепции» (в зависимости от успешности или неуспешности профессиональной деятельности здесь происходит либо закрепление, либо модификация профессиональной «Я-концепции»).
Согласно этим представлениям, Д.Сьюпер считает (и мы склонны поддержать его позицию), что человек выбирает профессии, требования которых предусматривают роль, соответствующую его представлениям о себе, и выбор профессии фактически является выбором способа «самовыражения». Он рассматривает профессиональное становление человека как длительный жизненный процесс, формирующийся под воздействием ряда факторов, среди которых первостепенное значение отводится субъективным факторам (интересы, мотивация, способности и др.).[15]
Основателем теории «стадий профессиональной жизни» по праву считается Ш. Бюллер (Ch. Buler, 1961), которая еще в 30-е годы разработала концепцию о пяти фазах жизненного цикла человека, которые выявляются на основе анализа линии развития трудовой, профессиональной и семейной сфер.
-я фаза: от 16 до 20 лет, названная автором предшествующей самоопределению личности в профессии, в жизни.
-я фаза: от 16-20 лет до 25-30 лет, характеризуется поисками своего призвания как в жизни, так и в профессии. Именно в этот период человек ищет наиболее соответствующую его способностям и стремлениям область деятельности.
-я фаза: называется «порой зрелости» личности, от 25 до 45-50 лет. Здесь осуществляется профессиональное и личностное развитие в выбранной деятельности наиболее оптимально, эффективно. Отмечается высокий (или наоборот) уровень удовлетворения профессиональной деятельностью. Но, вместе с тем, отмечаются и различные кризисы, спады в профессиональной и личностной сферах (которые объясняются порой объективными, субъективными факторами, обстоятельствами жизни).
Следующая фаза жизненного цикла — от 45-50 лет до 65-70 лет период завершения профессиональной деятельности.
И наконец, фаза старости — от 70 лет до смерти; в этот период ведущим типом деятельности становится общение.
С точки зрения Д. Сьюпера, процесс профессионального развития индивидуально своеобразен и определяется неповторимостью тех условий, в которых он протекает. Вместе с тем он отмечает, что можно выделить общие возрастные и профессиональные стадии жизни, через которые проходит каждый индивид:
Первая — стадия роста или пробуждения (от рождения до 14 лет); определителями в выборе профессии в этом возрасте являются фантазия, интересы, способности;
Вторая — стадия «разведки» или поиска (от 15 до 24 лет) — реальный «мир работы или учебы»;
Третья — стадия упрочения и стабилизации (от 25 до 44 лет) охватывает «пробную» и «стабильную» подстадии;
Четвертая — стадия сохранения (от 45 до 64 лет), профессиональное развитие личности на этом этапе идет в одном, заданном направлении;
Пятая — стадия спада (после 65 лет), в это время происходит замедление профессионального продвижения (до 70 лет).
Таким образом, по Сьюперу, профессиональное развитие представляет собой длительный, обычно необратимый процесс, имеющий вполне определенную, «регулярную» структуру. Он вводит термин — «профессиональная зрелость», понимаемый им как соответствие поведения личности задачам профессионального развития данного возраста. Каждый человек, характеризуемый способностями, интересами и свойствами личности, подходит к ряду профессий, а профессия, соответственно, — к ряду индивидов. С течением времени меняются объективные и субъективные условия управляемого процесса профессионального развития. В сущности оно состоит в реализации «Я — концепции», осуществление которой связано с проигрыванием разных ролей.[16]
В зарубежных исследованиях существует целое направление, посвященное формированию «профессионального типа личности», в контексте концепции идентификации личности с профессией (Э.Шпарнгер, К.Уокер, Дж. Холланд, А.Рой и др.).
Выявление главных закономерностей формирования и развития профессионального типа личности, положительно или отрицательно воздействующих на этот процесс, изучение динамики профессионального становления, его основных этапов, безусловно, дает возможность спланировать сознательное научное управление им.
Одна из наиболее известных характеристик профессиональных типов личности принадлежит А. Рой. Она предложила свою оригинальную классификацию профессий, включающую восемь групп:
-я — группа сервиса (работники службы быта, социальные работники);
-я — группа деловых контактов (бизнесмены, агенты различных компаний);
-я — группа организаторов (администраторы, директора);
-я — группа профессий, требующих работы на открытом воздухе (лесничий, рыбаки, моряки, работники сельского хозяйства);
-я — группа технических профессий (инженеры, конструкторы,
техники);
-я — группа профессий в области науки;
-я — группа профессий в области культуры;
-я — группа художественных профессий.
В каждой из этих групп исследователь выделяет шесть квалификационных уровней, и для всех групп и уровней приведены данные о качествах личности, особенностях психики, психофизиологических различиях. На основе эмпирического материала выведены наиболее общие характеристики личности профессионалов. Например, у представителей группы сервиса наиболее выражены проявления интереса к людям, взаимоотношениям между ними. Работников этой группы отличает мягкое, участливое отношение к другим людям, внимание и забота, стремление оказать окружающим помощь и поддержку. Они, в большинстве, религиозны и ценят это в других.
Особое место в ряду теорий профессионального развития занимает пятое — типологическое направление (Д.Холланд).[17] Оно сводится к тому, что индивид сам определяет личностный тип, к которому он относится, отыскивает профессиональную сферу, соответствующую данному типу, выбирает один из четырех квалификационных уровней этой профессиональной сферы, что определяется развитием интеллекта и самооценки. Люди ищут такую производственную сферу, где они могут раскрыть свои способности, реализовать ценности и будут иметь наименьшие проблемы. Группы индивидов, имеющие однородные личностные ориентации, составляют соответствующие личностные типы. Автор выделяет шесть типов личности: практический, интеллектуальный, общественный, обычный, предприимчивый, артистический. Каждому из этих типов личности соответствует свой тип окружения. В основу градации этих типов ученый кладет не анализ труда как такового, а особенности людей, предпочитающих эти виды профессиональной деятельности. Соответственно, выбор профессии складывается из двух этапов: первый — определение самим индивидом личностного типа, к которому он относится; второй — отыскивание профессиональной сферы, соответствующей его типу.
Выделение этапов профессиональной жизни личности имеет своей целью создание методологической основы для выяснения взаимозависимости теоретической и технологической оснащенности профессионала, с одной стороны, и наличие у него определенных личностных качеств — с другой, — имея в виду, что на различных этапах становления, развития и совершенствования профессионализма существуют свои закономерности. Вместе с тем, необходимо отметить, что некоторые возражения в этих классификациях вызывают возрастные границы, которые означают выключение личности из активной деятельности. Этот период в значительной степени зависит от индивидуальности человека, которая, как это ни парадоксально, может раскрыться в весьма преклонном возрасте. Этот аспект находит подтверждение в практической реальности, жизни.
Зарубежные теории развития личности явились основой для разработки и построения ряда концептуальных теорий профессионального и личностного развития индивида в отечественных психологических и педагогических исследованиях.
Первыми, кто обратил внимание на профессиональную типологию в отечественной науке, были А.Ф.Лазурский и М.Я.Басов. Так, М.Я.Басов писал: «Как ни велико значение индивидуальных моментов, все же когда мы говорим о враче, педагоге, инженере, художнике, актере и т.п., нам представляются они в виде отличных друг от друга профессиональных типов, каждый из них имеет свое лицо, свои характерные черты, по которым мы узнаем их в жизни при первой встрече с ними. Каждая профессия имеет свой штамп»[18]
Современный исследователь К.М.Левитан отмечает, что профессиональное становление личности не «прикреплено» жестко и однозначно к возрастному делению. Он связывает его с тремя периодами: подготовительный — довузовский (выбор профессии), начальный — вузовский (формирование основ профессионально важных умений и свойств личности) и основной — послевузовский (развитие всех сущностных сил личности с целью ее наиболее полной самореализации в деятельности).
В процессе развития личности, отмечает К.М.Левитан, происходит и становление ее целостности, которое заключается в подчинении всех элементов структуры личности ее основной доминанте — направленности, обеспечивающей непрерывность, преемственность всех периодов развития личности; в обретении необходимых ей, но еще отсутствующих качеств. Становление и разрешение на каждом этапе внутренних противоречий личности обеспечивает ее непрерывное развитие.[19]
У всех названных авторов готовность специалиста к профессиональной деятельности не сводится к установлению образовательного ценза. Она направлена на определение этапов профессионального становления и преодоление тех противоречий, которые лежат в основе развития личности специалиста.
Л.А.Ясюкова полагает, что для успешного овладения и осуществления деятельности особое значение имеет не столько уровень выраженности отдельных профессионально важных свойств личности, сколько характер взаимосвязи между ними. При осуществлении тесных и положительных взаимосвязей большинства личностных свойств возникает процесс их взаимоусиливания, при возникновении же антагонистических взаимосвязей между свойствами личности развитие одних сторон личности приводит к деградации других. Автор исследования выделяет три этапа формирования профессиональных способностей личности: первый — формирование задатков, когда непосредственная работа (учебная деятельность) специалиста (учащихся) содержит элемент будущей деятельности и способствует формированию общих, соответствующих ей поведенческих (мировоззренческих, мотивационных) установок; второй — формирование пассивно-исполнительских способностей в процессе обучения профессии при непосредственном освоении ее основ; третий — формирование активно-деятельностных способностей при определении самим работником целей, программы деятельности и методов ее реализации.
Разделяя общую позицию Л.А. Ясюковой[20], мы не можем согласиться с характеристикой второго и третьего этапов. Как показало наше исследование, использование личностно-развивающих педагогических технологий в профессиональной подготовке специалистов социальной работы, в первую очередь рефлексивно-управленческого характера, приводит к тому, что второй этап развития профессиональных способностей характеризуется не пассивно-исполнительской особенностью субъекта, а его активно-позитивной, деятельной сущностью.
Наша позиция находит подтверждение и в изменении потребностно-мотивационной сферы, в активном познании и овладении профессиональными умениями, навыками, технологиями для будущей успешной деятельности. Это находит отражение в креативно-поведенческом факторе развивающейся личности. Уже на втором этапе формируется рефлексивно-управленческая установка на выработку и реализацию целевых планов, программ, карт личностного освоения и продвижения к профессионализму личности и будущей деятельности.
Итак, как подтвердило наше исследование, наряду с традиционными компонентами квалификационных характеристик в них следует включать профессионально обусловленные качества личности, которыми должен обладать специалист как ответственный субъект собственной профессиональной активности, собственного развития в направлении вершин профессионализма.
Профессиональное развитие личности — это осуществляющийся на основе объективных условий жизни сложно-эволюционный, динамический процесс приобщения к профессии, в ходе которого происходит качественное совершенствование ее как профессионально-деятельностного индивида.
Процесс профессионального и личностного развития раскрывается как постепенное приобретение профессионально-значимых характеристик и новообразований, овладение профессиональными знаниями, технологиями, ролевыми функциями.
Заключение
В современных условиях обострения экономических, политических и социальных проблем потребовалась социальная помощь семьям, где есть дети-инвалиды; семьям-беженцам; детям, страдающим от жестокости родителей — алкоголиков или наркоманов. И именно поэтому становление в России профессии социальный работник ее высокий общественный статус, быстро растущая потребность в социальных службах социальной защиты людей выдвинули подготовку социальных работников на одно из приоритетных мест в системе гуманитарного образования. Профессия социальный рабтник необходима современному российскому обществу в целях воспитания и перевоспитания подростков.
Литература
1. Абульханова-Славская К.А. Развитие личности в процессе жизнедеятельности // Психология формирования и развития личности. — М., 1981.
. Абульханова-Славская К.А. Стратегия жизни. — М.: Мысль, 1991.
. Актуальные проблемы состояния и перспектив социальной работы в России. Материалы координационного совещания 12-14 октября 1992 г., Москва // Социальная работа. — М., Вып. 6, 1992.
. Ананьев Б.Г. Избранные психологические труды. В 2 т. — М: Педагогика, 1980.
. Антология социальной работы. В 5 т., Т.1: История социальной помощи в России/Сост. М.В.Фирсов. — М., 1994.
. Асмолов А.Г. Личностный смысл — психология. Словарь. — М., 1990.
. Басов М.Я. Личность и профессия. — М.- Л., 1926.
. Беляева Л.А. О структуре профессиональной деятельности социального педагога // Гуманизация и гуманитаризация педагогического образования: Тезисы докладов российско-американского семинара по проблемам образования. Комитет соц. педагогики и социальной работы. 25-27 мая 1993 г. — Екатеринбург, 1993.
. Бердяев Н.А. Судьба России. — М., 1990.
. Берне Р. Развитие Я-концепции и воспитания. — М.: Прогресс, 1986.- 399с.
. Бернлер Г., Юнссон Л. Теория социально-психологической работы /Пер. со шведского: Общ.ред. С.Ю.Горлова. — М., 1992. -340с.
. Ботов В.М. Психодиагностика индивидуально-психологических особенностей в подготовке социальных работников // Актуальные проблемы состояния и перспектив социальной работы в России. (Материалы координационного совещания 12-14 октября 1992 г., Москва.) Социальная работа. — М., 1992. Вып.6.
. Бочарова В.Г. Педагогика социальной работы. — М.: SVR Аргус, 1994.
. Бочарова В.Г., Филонов Г.Н. Научный статус социальной педагогики и ее отношение к практике. — М., 1994.
. Галагузова М.А. Проблемы подготовки социальных педагогов // Гуманизация и гуманитаризация педагогического образования: Тезисы докладов российско-американского семинара по проблемам образования. Комитет социальной педагогики и социальной работы. 25-27 мая 1993 г. — Екатеринбург, 1993.
. Григорьев С.И. Социальное образование и социальная культура в России: национально-региональный контекст 1990-х годов. -Барнаул-Москва, 1993.
. Гуслякова Л.Г. Социальная работа в структуре социальных наук // Российский журнал социальной работы. — М., 1996. N1.
. Демина Л.Д. Введение в психологические проблемы социальной практики. — Барнаул, 1994.
. Диагностика профессиональных способностей, система профессионального отбора социальных педагогов и социальных работников. — М., 1994. -127с.
. Доэл М., Шадлоу С. Практика социальной работы / Пер. с англ. — М., 1995. — 236с.
. Дубровина В.Д. Проблемы системогенеза профессиональной деятельности. — М.: Наука, 1982.
. 3айнишев И.Г. Теоретико-методологические основы социальной работы // Социальная работа. Вып. 6. / Отв.ред. И.А.Зимняя. -М., 1992. — 206с.
. Зимняя И.А. Профессиональные роли и функции социального работника (общие проблемы подготовки специалиста) // Российский журнал социальной работы. 1995. N1.
. Иващенко А.В. О некоторых вопросах подготовки специалистов по социальной работе // Социальная педагогика и социальная работа за рубежом. — М., 1992. Вып. 1.
. Ковальчук М.А. Проблема гуманизации обучения в контексте подготовки социальных работников // Социальная работа. — М., 1992. Вып. 5.
. Лаврененко И.М. Социальная работа: проблемы, поиск решений //Российский журнал социальной работы. — М., 1995. N2.
. Ляшенко А.И. Организация и управление социальной работой в России. — М.: Наука, 1995.
. Обучение социальных работников в Европе. Полное описание обучения социальных работников в 21 европейской стране / Введение и заключение Х.Д.Брауна, Д.Крамера. — Берлин, 1986.
. Оганян К.М. Модель социального работника: методологический и педагогический аспекты // Методологические и психолого-педагогические проблемы деятельности социального работника. — СПб., 1994.