1 Вопрос. Личность, ее структура и проявления в профессиональной деятельности

Личность- человек в единстве с его индивидуальностью, со своими неповторимо выраженными качествами: духовными, интеллектуальными, волевыми, эмоциональными, осознающего свое отношение к окружающему и ответственно выполняемых им социальных функций.

Человек становится личностью в процессе общественной и трудовой деятельности.

Направленность личности — это то, что человеку действительно дорого, к чему он на самом деле стремится. Опыт — отложившиеся в процессе жизни и деятельности знания, умения и навыки человека, в том числе стиль его жизни и его привычки. Способности понимаются как индивидуально устойчивые свойства Ч, определяющие его успехи в различных видах деятельности.

Характер или психотип — совокупность устойчивых способов поведения и естественного реагирования человека. Характер содержит качества, определяющие поступки Ч в отношении других людей.

Темперамент — энергия и динамика поведения человека, яркость, сила и скорость его эмоционального реагирования. Активность личности — характеристика организма, рассматриваемая как источник преобразования или поддержания им жизненно значимых связей с окружаемым миром.

2 Вопрос. Потребности как источник личностной активности.

Активность личности – характеристика организама, рассматриваемая как источник преобразования или поддержания им жизненно значимых связей с окружающих миром.

Источником активности личности являются потребности.

ПОТРЕБНОСТЬ — это нужда или недостаток в чем-либо, необходимом для поддержания жизнедеятельности организма, человеческой личности, социальной группы, общества в целом. 

Физиологические потребности Потребность в безопасности Потребность в принадлежности и любви. Потребность в признании. Потребность в самоактуализации Потребность в познании и понимании.. Разумные потребности Неразумные потребности – такая группа потребностей, которые создают тупиковые ситуации в функционировании человеческого организма,

3 Вопрос. Мотивационная сфера личности.

Мотивационная сфера личности — совокупность стойких мотивов, имеющих определенную иерархию и выражающих направленность личности.

«мотив» (двигать) означает побуждение к деятельности, побудительную причину действий и поступков.

4 стр., 1958 слов

Направленность личности. Потребности как источник активности личности

... как направленность личности Подводя итоги сказанному, можно заключить, что потребность – это субъективно переживаемое состояние нужды в чем-либо, побуждающее человека к соответствующей активности. ... мотивации на успешные виды деятельности. Суть данной закономерности ... потребности служат для сохранения и поддержания жизни человека. Это пища, питье, сон и т. п. Культурные потребности – потребности ...

Мотивация — это совокупность потребностей и мотивов, побуждающих человека к активной деятельности в определенном направлении.

2 вида мотивации: короткая – на ближайшее будущее, дальняя – дальнейшая перспектива.

Виды мотивов:Мотив самоутвержденияИдентификацияМотив власти

Стремление к саморазвитию, самоусовершенствованию Мотив достижения

4 Вопрос. Профессиональные интересы личности.

Интерес- эмоциональные проявления позновательных потребностей человека.

показатели уровня профессионального развития личности:

— по широте: узкие (в одной области), широкие (разносторонние), чем шире круг интересов личности, тем лучше с ней общаться, чем шире – тем интереснее для себя и других.

— по содержанию – интересы для данной деятельности, и для того общества, которому принадлежит личность.

— по признаку цели – непосредственные, то есть вызываются эмоциональной привлекательностью объекта, опосредованные определяются субъективной значимостью и совпадением общественного значения.

— по степени устойчивости – устойчивые – длительно сохраняющиеся, неустойчивые – постоянно сменяющиеся (для подростков).

— склонность – совокупность объединения интересов.

— идеал – конкретизируемая в образе или представлении модель, цель, склонность, благодаря идеалам человек способен отражать окр.действительность, но и изменять ее. Если идеал неверен, он приводит человека к тому, что наступает разочарование – иллюзорный идеал

— убеждения – высшая форма направленности личности, побуждающая поступать в соответствии со взглядами, интересами, идеалами личности.

Совокупность убеждений – система взглядов человека на окруж.мир называется – мировоззрение. Наличие его – существенный показатель зрелости личности.

Мировоззрение – основывается не только на обобщении знаний из различных сфер, но и опирается на взгляды и убеждение, которое передается из поколения в поколение.

Направленность интересов на определенную сферу деятельности, профессию – технику, определенную научную область, литературу, искусство и т.д. совершается под влиянием всей системы условий, в которой развивается подросток.

5 Вопрос. Профессиональная направленность личности

Направленность личности – это совокупность мотивов, выступает как системообразующее свойство личности, определяющее ее психологический склад.

1.влечение – психическое состояние, выражающее неосознанную потребность

2.желание – потребность, перешедшая в мысль о возможности что-либо делать или чем-то обладать

3.стремление – проявление связанное с усилиями воли, в том, что человек способен преодолевать трудности, невзгоды на пути осуществления желания

5 стр., 2317 слов

Психологические и социальные особенности личности безработного человека

... .Отрицательную или положительную социальную направленность (оценка агрессивности и общительности) .Направленность трудовой деятельности (работоспособность и предприимчивость) Самооценка ... считают себя общительными людьми). Это отражает не только характеристику человека как личности, но и о признании ... поиску работы, но из-за того, что потребность неудовлетворенна, то её значимость приобретает гораздо ...

4.интерес – мотив, способствующий ориентировке в какой-либо области, ознакомлению с новыми

Составляющие профессиональной направленности:

1.. значимость и престиж профессии, возможности совершенствования и самоутверждения,

2. выступает социально- профессиональная установка как предрасположенность к выбору профессии, профессиональной

3. Профессиональные интересы, выражающие личную приязнь к конкретному виду труда,

6 Вопрос. Личность в системе межличностных отношений.

группы: малые и большие, которые в свою очередь подразделяются на реальные (контактные) и условные, формальные (официальные) группы и неформальные (неофициальные), различного уровня развития – развитые и недостаточно или низкоразвитые группы.

Условные группы – группы людей выделяемые и объединяемые на основе некоторых признаков – половых, национальных, возрастных, имущественных и др. (чаще всего это большие группы).

Малая группа

Наиболее распространенными три классификации:

  1. «первичные» и «вторичные»;
  2. «формальные» и «неформальные»;

7 Личность в системе профессиональных отношений

Феномен межличностных отношений, выражающий тип взаимодействия между личностью и группой, феномен конформности. Группа «давит» на личность, а она либо послушно подчиняется мнению группы, превращается в соглашателя, и тогда ее характеризуют как конформиста; либо личность идет вопреки мнению группы, противостоит социальному окружению, и тогда ее характеризуют как конформиста.

Феномен коллективистского самоопределения. Он заключается в том, что отношение личности к воздействиям со стороны группы опосредовано ценностями и идеалами, выработанными в ходе совместной деятельности коллектива.

Одним из наиболее значимых проявлений межличностных отношений в коллективе является его социально-психологический климат.

8. Лидерство в системе профессиональных взаимодействий

Лидерство — способность оказывать влияние как на отдельную личность, так и на группу, направляя усилия всех на достижение целей организации. Лидер

С точки зрения масштабности решаемых задач выделяют:

  1. бытовой тип лидерства (в школьных, студенческих группах, в семье);
  2. социальный тип лидерства (на производстве, в профсоюзном движении, в различных обществах: спортивных, творческих и т. д.);
  3. политический тип лидерства (государственные, общественные деятели).

В зависимости от преобладающих функций выделяют следующие виды лидеров:

Лидер-организатор. Лидер-творец. Лидер-борец. Лидер-дипломат Лидер-утешитель.

9 Межличностные конфликты в педагогическом коллективе

Понятие виды этапы

12 стр., 5585 слов

Рабочая группа — социально-психологическая общность людей. ...

... конфликты на межличностном уровне. -4- I. Рабочая группа социально-психологическая общность людей. 1. Социально-психологические особенности рабочей группы Основа успеха любой современной коллективной деятельности отношения сотрудничества и взаимопомощи в противовес ...

причины конфликта:

  • Взаимозависимость задач. при выполнении своих функций один человек (группа) зависит от другого человека (группы).
  • Различия в целях. подразделения (группы) начинают во многом самостоятельно формулировать свои цели, которые могут значительно расходиться с целями всей организации.
  • Различия в представлениях и ценностях.
  • Различия в манере поведения и жизненном опыте.
  • Неудовлетворительные коммуникации.

10 Общение и речевая деятельность

Общение – сложный процесс взаимодействия между людьми, заключающийся в обмене информацией, а также в восприятии и понимании партнерами друг друга. Субъектами общения являются живые существа, люди.

Средства общения – способы кодирования, передачи, переработки и расшифровки информации, которая передается в процессе общения от одного существа к другому.

Вербальное и невербальные.

Топологии общения:

Деловое общение Воспитательное общение Диагностическое общение, Интимно-личностное общение.

Речь это совокупность произносимых или воспринимаемых звуков, имеющих тот же смысл то же значение, что и соответствующая им система письменных знаков.

Виды речевой деятельности: говорение, слушание, письмо, чтение.

Монологическая речь Письменная речь является разновидностью монологической речи.

Импрессивная речь — понимание устной и письменной речи.

Экспрессивная речь — процесс высказывания в виде активной устной речи или самостоятельного письма. Устная речь — речь, порождаемая в процессе говорения. Обычно устная речь творится в процессе беседы, для нее характерна неподготовленность.

11 Общая характеристика деятельности

Деятельность — взаимодействие человека и окружающего мира, в котором человек сознательно и целенаправленно изменяет мир.

Мотивы человеческой деятельности могут быть самыми различными: Органические мотивы Функциональные мотивы Материальные мотивы Социальные мотивы Духовные мотивы

Предметом деятельности называется то, с чем она непосредственно имеет дело. Так, например, является всякого рода информация, предметом учебной деятельности — знания, умения и навыки.

12 Основные виды человеческой деятельности.

Деятельность человека формируется и развивается в связи с формированием и развитием его сознания. В деятельности выражается личность человека и одновременно деятельность формирует его личность.

Основные виды человеческой деятельности:

1.Игровая деятельность 2.Учение, 3. Трудовая деятельность.

4.Педагогическая деятельность

Функции цели педагогической деятельности:

  1. Обучающая — 2. Воспитывающая 3. Развивающая
  2. Функции — операции педагогической деятельности: 1. Методическая — направлена на подготовку, обеспечение и анализ учебно-воспитательного процесса. 2. Производственно-технологическая заключается в наладке учебно-демонстрационного оборудования, выполнении расчетно-аналитических работ, рационализаторстве, демонстрации рабочих приемов и операций в процессе теоретического обучения. 3. Организаторская реализуется в ходе профессионально-образовательного процесса и воспитательной работы.

13. Когнитивная сфера личности. Внимание как форма познавательной деятельности.

Когнитивная сфера личности – познавательная.

3 стр., 1090 слов

Понятие о личности человека в психологии

...   Понятие о личности человека в психологии Для психологического анализа важны следующие аспекты: индивид (природные свойства темперамента), личность, субъект деятельности и индивидуальность (неповторимость). Личности – конкретный субъект деятельности, с единственными его ...

Внимание — это процесс сознательного или бессознательного (полусознательного), форма познавательной деятельности, которая способствует отбору одной информации, поступающей через органы чувств, и игнорированию другой.

Свойства внимания:

1. Устойчивость

2. Сосредоточенность внимания

3. Переключаемость

4. Распределение внимания

5. Объем внимания

Основные виды внимания:

Природное , Социально обусловленное ,Непосредственное ,Опосредствованное внимание Непроизвольное внимание ,Произвольное внимание

14 Когнитивная сфера личности. Память как форма познавательной деятельности

Память — это процессы организации и сохранения прошлого опыта, делающие возможным его повторное использование в деятельности или возвращение в сферу сознания.

Виды памяти:

Эмоциональная память. В словесно-логической памяти В двигательной

Формы памяти — Мгновенная, Кратковременная память Долговременная память

Процессы памяти. Запоминание Хранение и забывание. Воспроизведение

15. Когнитивная сфера личности. Мышление как форма познавательной деятельности.

Мышление — это движение идей, раскрывающее суть вещей. Его итогом является не образ, а некоторая мысль, идея. Специфическим результатом мышления может выступить понятие.

Любая мыслительная деятельность совершается при помощи мыслительных операций: анализа, синтеза, сравнения, обобщения, абстракции и конкретизации.

В зависимости от сочетания мыслительных процессов, их содержания выделяют четыре вида мышления:

1. наглядно-действенное мышление (конкретно-наглядное) проявляется во внешних

действиях;

2. наглядно-образное мышление опирается на представления;

3. образное мышление представляет собой последовательность этапов предстоящей

деятельности;

4. абстрактно-логическое мышление опирается на понятия, отражающие сущность

предметов.

16. Волевая регуляция деятельности.

Воля — свойство человека, заключающееся в его способности сознательно управлять своей психикой и поступками.

Общий источник воли — потребности человека

Структура волевого акта:

9 стр., 4133 слов

Проблемы профессиональной и социально-психологической адаптации персонала

... деятельностью, позитивного отношения к ней Процесс адаптации, который способствует формированию у работника положительного отношения к организации, является непременным условием высоких профессиональных показателей. Поступая на работу, человек ... звена; • менеджеры высшего звена. Такое разделение позволяет учитывать психологические особенности каждой группы работников и обращать внимание на наиболее ...

1. Возникновение побуждения и постановка цели.

2. Борьба мотивов, проблема выбора.

3. Принятие решения.

4. Выполнение действия.

Все действия человека могут быть поделены на непроизвольные действия Произвольные действия

Воля есть сознательное регулирование человеком своего поведения и деятельности, связанное с преодолением внутренних и внешних препятствий.

Воля нужна при выборе цели, принятии решения, при осуществлении действия, преодолении препятствий. Преодоление препятствий требует волевого усилия – особого состояния нервно-психического напряжения, мобилизующего физические, интеллектуальные и моральные силы человека.

17. . Индивидуально-психологические свойства личности: темперамент

Темперамент Т. (от лат. temperamentum — надлежащее соотношение частей) — свойство индивида, проявляющееся в особенностях динамических характеристик психической деятельности. Т. вместе с задатками составляет природную основу личности

18 Индивидуально-психологические свойства личности: характер

Характер (от греч. charakter — черта, признак, особенность) — индивидуальное сочетание устойчивых психических особенностей человека, обусловливающих типичный для данного субъекта способ поведения в определенных жизненных условиях и обстоятельствах. X. тесно связан с другими сторонами личности человека.

Свойства X. проявляются в определенных жизненных ситуациях (напр., трудолюбие — в труде, общительность — в общении с другими людьми и т. п.).

В структуре X. выделяются четыре основные группы черт: 1) выражающие отношение к коллективу 2) выражающие отношение к труду 3) выражающие отношение к вещам 4) выражающие отношение к самому себе

Свойства X. формируются в процессе воспитания, социализации и деятельности человека, они не зависят от наследственности. Проявление X., формируясь в деятельности, постепенно «автоматизируется», т. е. постепенно сокращается или исчезает этап сознательного обоснования своего поведения.

Акцентуация X. — чрезмерная выраженность тех или иных качеств характера, зачастую в ущерб

ДемонстративностьПендантичность Возбудимость

19. Индивидуально-психологические свойства личности: способности

Способности – свойства и качества человека, делающие его пригодным к успешному выполнению каких-либо видов общественно-полезной деятельности.

Задатки – врожденные анатомо-физиологические особенности нервной системы, мозга, которые составляют природную основу развития способностей (Теплов Б.М.).Способности к задаткам не сводятся, задатки – одна из посылок для формирования способностей.

Одаренность человека определяется диапазоном возможностей, которые открывает реализация наличных возможностей.

Талант — это способность к достижению высшего порядка. Гениальность — способность создавать что-то принципиально новое.

6 стр., 2931 слов

Общение в педагогической деятельности как социально психологическое ...

... группа видов деятельности, требующая и создающая образный, отличный от делового тип общения, связана со сферой свободного времени, обеспечивает свободное, самодеятельное развитие личности воспитуемых. К ... характеристик. В 70-е годы общение начинает рассматриваться как самостоятельная область психологического исследования (в отличие от использования понятия общения в качестве объяснительного ...

Показатели одаренности: — темп и легкость усвоения материала; — широта переноса; — время проявления; — соотношение результатов с условиям;

Элементарными Общие Специальные

Теоретические и практические Учебные и творческие Способности к общению, взаимодействию с людьми,

20 Возрастные особенности становления личности

Младенчество (0-1 год)

Основные психологические новообразования: Комплекс оживления, начальная форма понимания речи, ориентировка в окружающем пространстве, эмоциональность

Раннее детство (1-3 года)

Основные психологические новообразования:Подражательность, речь, способность пользоваться предметным миром, открытие «Я» — появление чувства личности

Ранняя юность (15-18 лет)

Основные потребности: Потребности в самоутверждении, личностном и профессиональном самоопределении, в общении с лицами противоположного пола

Основные психологические новообразования: Обобщенная самооценка, самоуважение, личностное и профессиональное самоопределение, социально-профессиональная рефлексия, чувство одиночества, «Я»-концепция

Молодость (24-27 лет)

Зрелость (28-60 лет)

21. Психологические особенности развития личности в подростковом возрасте

Периодизация – выделение в онтогенезе качественно своеобразных ступеней развития. Цель – обозначить на линии развития точки, отделяющие друг от друга качественно-своеобразные периоды.

Подростковый возраст (11-14 лет)

Подростковый возраст — один из самых трудных, сложных для психологического анализа. Это обусловлено разнонаправленностью и многовариантностью развития ребенка в данном возрасте.

Особенности становления подростка.

Самосознание Самооценка

эмансипации (освобождения).

Проявляется в стремлении вырваться из-под опеки родителей, учителей, взрослых с их порядком, законами, стандартами и ценностями; группирования со сверстниками.

увлечения. Реакция может быть столь сильной, что целиком захватывает подростка, снижает его интерес к учебе.

гиперсексуальности. Проявляется в повышенном интересе к лицам другого пола, сексуальной литературе, порнографии.

По существу, старшему подростку необходимо профессионально самоопределиться.

22. Психологические особенности юношеского возраста

Юность (18—23 года)

— увеличение степени индивидуализации в интересах и способностях, формирование индивид.стиля умств.деят.

— становление устойчивого самосознания и стабильного образа.

Возраст связан с формированием активной жизненной я-позиции, самоопределением, осознанием собственной значимости, формированием убеждений и ценностей.

3 стр., 1418 слов

Психологические основы профессионального развития личности

... исследования профессионального развития личности: содержательное — разработка концептуальных и технологических моделей профессионального развития личности; динамическое — все временное поле профессионального развития личности с ... приемы их реализации в деятельности, общении, развитии (саморазвитии) личности. Гибкость — интегральная характеристика личности, представляющая собой оптимальное сочетание ...

Это важный этап социально-профессионального становления личности.

кризису идентичности, который выражается в том, что личность испытывает неуверенность, дискомфорт, растерянность вследствие резко изменившихся условий жизнедеятельности и необходимости определить свое место в новой социально-психологической ситуации.

Ведущие потребности юности — это потребности в социальном и профессиональном самоопределении, Ведущей деятельностью в юности является профессиональное образование.

23. Формирование личности в профессиональной школе

Личность

Поведение это интегративный внешний показатель внутреннего мира человека, системы его установок, мотивов, отношений. Поступок — единица человеческого

Отклонения в поведении :Конформный тип. — думать «как все», поступать «как все», Эпилептоидный тип. Такой ребенок может часами плакать, и его невозможно ни утешить, ни приструнить, ни отвлечь

Истероидный тип. Гл. черты: беспредельный эгоцентризм, ненасытная жажда постоянного внимания к своей особе, Шизоидный тип. С детства любят играть одни, не тянутся к сверстникам, избегают возни и шумных забав

  1. Профессиональное самоопределение личности

Профессиональное самоопределение — это эмоционально окрашенное отношение личности к своему месту в мире профессий. Проблемой профессионального самоопределения личности занимались: А. Маслоу, П.Г. Щедровицкий, Е. А. Климов, Н.С. Пряжников.

Профессиональнее самоопределение на разных стадиях становления личности:

В дошкольном возрасте Младший школьный возраст. Психологической особенностью младших школьников является подражание взрослым.

Подростковый возраст. учебно-профессиональные намерения

Ранняя юность. учебно-профессиональное самоопределение

Юность. профессиональное образование в учебных заведениях или профессиональную подготовку на предприятиях либо в учреждениях.

Молодость (До 27 лет).

Это возраст социально-профессионаньной активности

Пожилой возраст. Достижение пенсионного возраста приводит к уходу из профессиональной жизни.

На профессиональное самоопределение личности влияют социально-экономические условия, межличностные отношения в профессиональном коллективе, профессиональное развитие, возрастные и профессиональные кризисы. Но ведущее значение в профессиональном самоопределении принадлежит самой Личности, ее активности, ответственности за свое становление.

Профессиональное самоопределение неизбежно порождает столкновение различных целей, интересов, позиций, несовпадение потребностей в самоосуществлении и реальных возможностей, противоречия между «Я-реальным», «Я-отраженным» И «Я-возможным».

25 Вопрос. Профессиональное становление личности

  1. (0—12 лет).

    3 стр., 1471 слов

    Соотношение моделей профессиональной деятельности, профессиональной ...

    ... 18 Соотношение моделей профессиональной деятельности, профессиональной подготовки и образовательных концепций   Модели профессиональной деятельности Модели профессиональной подготовки Образовательные концепции Модель ... учебно-профессиональной и социально-профессиональ­ной деятельности. Метакачества — это способности, качества, свойства личности, обусловливающие, определяющие продуктив­ность ...

    Это стадия аморфной оптации.

  2. выбором профессии. Этот период в становлении личности получил название оптации (14-16).
  3. Следующая стадия становления начинается (14-23)
  4. После окончания
  5. 5. 25-33. По мере освоения профессии личность все больше погружается в профессиональную среду.

6. Дальнейшее повышение квалификации, выработка собственной профессиональной позиции, высокое качество и производительность труда.

7. 33-55. стадия — профессионального мастерства и становления профессионалов. Для нее характерны высокая творческая и социальная активность личности.

26 вопрос! Основы профориентации и профессиональной консультации

Психологическое консультирование — оказание помощи личности в ее самопознании, адекватной самооценке и адаптации к реальным жизненным условиям, формировании ценностно-мотивационной сферы, преодолении кризисных ситуаций, профессиональных деформаций и достижении эмоциональной устойчивости, способствующей непрерывному личностному и профессиональному росту и саморазвитию.

Профессиональный отбор — разновидность отбора психологического. Основой П.о. являются конкретные нормативные характеристики профессии: социальные (функции, задачи, цели); операциональные (точность исполнения; временные, пространственные, логические характеристики); организационные (гигиенические, социально-психологические, психофизиологические условия труда), позволяющие врачам, психологам, физиологам подбирать, разрабатывать и адаптировать методы, строить процедуру отбора и проводить диагностику кандидата на его соответствие конкретной профессиональной деятельности.

Профессиональная пригодность — совокупность и структура психических и психофизиологических особенностей человека, необходимых для достижения общественно приемлемой эффективности в профессиональном труде.

Профессиональная пригодность формируется в процессе труда при наличии положительной профессиональной мотивации.

Профориентация — это многоаспектная, целостная система научно – практической деятельности общественных институтов, ответственных за подготовку подрастающего поколения к выбору профессии и решающих комплекс социально – экономических, психолого – педагогических и медико – физиологических задач по формированию у профессионального самоопределения, соответствующего индивидуальным особенностям каждой личности и запросам общества в кадрах высокой квалификации.

функций. Организационно – функциональная подсистема — деятельность различных социальных институтов, ответственных за подготовку к сознательному выбору профессии, выполняющих свои задачи и функциональные обязанности на основе принципа координации.

Логико-содержательная подсистема – профессиональное просвещение учащихся, развитие их интересов и склонностей, максимально приближенных к профессиональным; профессиональная консультация, профессиональный подбор, социально – профессиональная адаптация.

Личностная подсистема – личность рассматривается в качестве субъекта развития профессионального самоопределения. Последнее характеризуется активной позицией, т.е. стремлением к творческой деятельности,

27.Психология профессионального обучения и социально-профессионального воспитания

Наиболее общим понятием является научение, непреднамеренное научение. Его результатом являются бессистемные знания и умения. учение. Выделяют 6 этапов формирования навыка: 1) Начало осмысления. Хар-ся отчетливым пониманием цели, но смутным представлением о способах ее достижения, грубыми ошибками при попытках выполнения действия 2) Сознательное, но неумелое выполнение. 3) Автоматизация навыка. 4) Высокоавтоматизированный навык — точное, экономное, устойчивое выполнение действий 5) Необязательный. Наблюдается временное ухудшение выполнения действий, возрождение старых ошибок. Связан с самостоятельным поиском учащимся индивидуального стиля работы, оптимального для него 6) Вторичная автоматизация навыка. Происходит восстановление особенностей четвертого этапа, но с характерным проявлением индивидуального почерка в выполнении действий.

«профессиональные умения» — определенный круг трудовых умений, характеризующих высокий уровень качества выполнения трудовых действий, без которых нельзя обеспечить качественные и количественные требования, предъявляемые современным производством к результатам труда рабочего. Характерны высокая точность и скорость выполнения действий; устойчивость; гибкость; прочность — сохранение умения в течение относительно длительного промежутка времени.

В процессе формирования умений условно можно выделить следующие этапы: 1)Первоначальное умение — осознание цели действия и поиск способов его выполнения, опирающихся на ранее приобретенный опыт. Действия выполняются методом «проб и ошибок».2) Частично умелая деятельность — овладение умениями выполнять отдельные приемы, сформированность специфических для данных действий навыков, появление творческих элементов деятельности.3) Умелая деятельность — творческое использование знаний и навыков с осознанием не только цели, но и мотивов выбора способов и средств ее достижения; овладение умениями на уровне тактики трудовой деятельности. 4)Мастерство —творческое развитие способности самостоятельного определения цели,

Профессиональное воспитание направлено на обеспечение социально-профессионального становления личности, актуализацию индивидуально-психологического потенциала, удовлетворение потребности в социальном и профессиональном самоопределении.

28 Вопрос. Развитие базовых квалификаций в профессиональном становлении личности

Можно выделить стадии оптации, профессионального образования и подготовки, профадаптации, профессионализма и мастерства. На стадии оптации происходит формирование профессиональных намерений под влиянием ведущей учебно-профессиональной деятельности. На стадии профессионального образования и профессиональной подготовки.

На стадии профессионализации — высококвалифицированного выполнения трудовой деятельности — важное значение приобретают профессиональные компетентность и квалификация.

29 Психологические аспекты воспитательного процесса в образовательной среде.

В отечественных исследованиях, посвященных вопросам воспитания, поставлен ряд острых проблем:

  1. Поиск цели воспитания при отсутствии национальной идеи. Соотнесение внешне заданных целей воспитания, реализуемых в деятельности педагога, и внутренне принятых целей, реализуемых в деятельности учащихся.

  2. Определение места и роли всех субъектов воспитания в воспитательной системе. Особого переосмысления требует проблема коллективного и личного в воспитании.
  3. Определение места и роли в системе воспитания молодежных объединений и организаций, других форм ученического соуправления, без которых не мыслимо воспитание такого важного качества, как самодеятельность, являющегося ведущей личностного развития.

Важное значение в решении этих проблем имеет социально-профессиональное воспитание обучающейся молодежи.

Принципы, которые следует реализовать в воспитательном процессе: принцип свободы выбора, принцип открытости, принцип деятельности, принцип обратной связи.

Воспитание — формирование понятий, принципов, качеств личности; силовое воздействие, являющееся условием развития человека; часть образования, направленное на становление личности.

В процессе профессиональной деятельности между личностями складываются разнообразные формы общения, развиваются общественно-ценные качества личности.

30.Психотехнологии формирования и развития социально и профессионально значимых качеств личности

Профессиограмма – включает описание условий труда, прав и обязанностей работника, ЗУН, профес.важных качеств, противопоказаний по состоянию здоровья.

Принципы:

— комплексный подход в изучении профессион. Деятельности

— реальное отражение состояния профессии в конкретных соц-эк.условиях

— учет перспектив проф.роста и карьеры

Анализ профессиональных функций специалистов показывает, что востребованы такие качества, как коммуникативность, ответственность, рефлексия, работоспособность, способность к сотрудничеству и кооперации, профессиональная самостоятельность, инициативность, сверхнормативная профессиональная активность и др. педагогическая технология — это набор технологических процедур, обеспечивающих профессиональную деятельность педагога и гарантирован-ность конечного планируемого результата. .Психологические технологии — это совокупность способов, приемов, упражнений, техник взаимодействия субъектов деятельности, направленных на развитие их индивидуальности. К психологическим технологиям относятся разного рода тренинги развития и коррекции личности, имитационные и ролевые игры, групповые дискуссии и др.

Особенностью психотехнологий является их направленность на раскрытие и развитие индивидуальности людей, активизацию и реализацию их потенциала, оптимизацию взаимоотношений всех участников профессионально-образовательного процесса.Психотехнологии по своим задачам, формам и методам представляют собой многообразные виды психологической помощи и поддержки людей. Основными из них являются психологическое консультирование, психопрофилактика, психокоррекция, психологическая реабилитация, личностно ориентированная терапия и др.