Тема: Профессиональная подготовка социальных работников: отечественный и зарубежный опыт

ПЛАН

1.Профессиональная подготовка социальных работников за рубежом.

2.Становление системы профессиональной подготовки ср в рб.

3.Проблема содержания социального образования.

ЛИТЕРАТУРА:

1.Теория социальной работы /Под ред. Е.И.Холостовой.-М.,1998.-Глава 22,23

2.Основы социальной работы \Под ред.П.Д.Павленок.-М.,1998.-гл.27

3.С.В.Тетерский Введение в социальную работу.-М.,2000.-Занятие 29.

4.Мустаева Ф.А.Основы социальной педагогики.-М.,2001.-Главы 12-16.

5.Социальная работа :теория и практика /отв. Ред. Е.И. Холостова –М.,2001.-с.378-384

6.Социальная работа /Под ред .В.И. Курбатова.-Р\на Дону,1999.-Гл.2

7. СР: теория и организация: /под ред. П.П. Украинец. – МН., 2005. – С. 134-138

7. Подготовка социальных работников за рубежом // Социальная работа. – 2005. — № 1

8. Тетерский, С. В. Введение в социальную работу : учеб. пособие для высшей школы / С. В. Тетерский. — Москва : Академический Проект, 2006. — 495 с. — (Gaudeamus).

1 Вопрос. Профессиональная подготовка ср за рубежом.

В большинстве зарубежных стран обучение социальной работе имеет продолжительные традиции.

Вопросы подготовки квалифицированных кадров в области социальной работы впервые встали в конце Х1Х века. Депрессия, многочисленные проблемы отдельных людей и групп заставили многих в те годы посмотреть по –иному на социальные службы, помогавшие преимущественно беднякам. Проблемы помощи индивиду, конкретной семье стали рассматриваться с научной точки зрения. Стало очевидным , что для улучшения и совершенствование работы социальных служб на высоком профессиональном уровне необходимы квалифицированные специалисты.

1 Период. Открытие курсов по подготовке социальных работников

Так первые курсы по подготовке социальных работников были основаны в конце 19 в., а более активно они начали развиваться в первой четверти ХХ в. Как правило, учебные заведения, осуществляющие подготовку СР , создавались благотворительными организациями.

6 стр., 2599 слов

Албегова И.Ф. Исследование мотивации социальных работников. М., 2005. 4 с

... Эссе "Почему я хочу быть социальным работником (социальным педагогом)?" проводилось на первых курсах (получено 575 работ). Данное обстоятельство связано с тем, что ... (мотив аффиляции); самореализация; инвайроментальная мотивация; социальная ценность работы. Дополнительным мотивационным фактором, влияющим на выбор профессии социального работника, выступал пол. На основании полученных результатов ...

1896г. – Англия (Лондон)- курсы по подготовке СР созданы Обществом организации благотворительности .

1898 год. Нью-Йорское Благотворительное общество профинансировало 6-недельную программу подготовки социальных работников. Аналогичные программы получили реализацию и в других городах США(Чикаго).Нью-Йорская школа филантропии, предназначенная для дружеских посетителей и других волонтеров впоследствии стала Школой социальной работу Колумбийского университета А спустя 6 лет, т.е. в 1904 году в Нью-Йорке был открыт одногодичный курс обучения социальной работе.

1893 год (Германия) — Жанетт Шверин организовала набор на курс «Группы девушек и женщин для социальной помощи и заботы», что считается началом обучения социальных работников. В 1899 году Алиса Соломон учредила одногодичную программу подготовки

социальных работников.

1899 году в Амстердаме /Голландия/ открыт институт развития социального благосостояния, который предлагал двухгодичную подготовку , причем как женщинам, так и мужчинам.

2 Период. Создание одногодичных –двухгодичных курсов, школ социальной работы ( начало хх в.)

Осознание того, что для социальной работы нужны квалифицированные кадры, привело к открытию целого ряда социальных школ во многих зарубежных странах в начале ХХ века.

1905 год в Ганновере (Германия) протестантская церковь открывает первую женскую школу по социальному обеспечению. В 1908 году в Берлине Алисой Соломон открывается женская школа социальной работы с двухгодичной программой. Данная школа послужила образцом для создания аналогичных школ по всей Германии.

В 1903 году в Англии Общество благотворительных организаций основало школу социологии, которая в 1912 году была объединена с Лондонской Школой экономики и преобразована в Департамент социальных наук и управления. В послевоенный период в Англии одно-двухгодичные курсы социальной работы были организованы в университета и других высших учебных заведениях.

В течение 1904-1907 гг. в США программы социальной работы стали вливаться в университетские программы. К концу первой мировой войны в США существовало 17 университетских программ социальной работы. В 1927 году организована Ассоциация школ социальной работы, целью которой в тот период заключалась в объединении преподавателей и студентов различных университетов.

Перед первой мировой войной подготовка социальных работников осуществлялась только 7 странами, то после нее и в последующие десятилетия число стран увеличивалось с каждым годом. Так, обучение профессиональной социальной работе начинается в Бельгии, Дании, Партугалии. В 1930 году первые школы социальной работы открыты в Норвегии, Чили. В 1928 году такие школы появляются в Италии.

В 30-ые годы продолжается рост числа стран, осуществляющих подготовку социальных работников: Испания, Израиль, Ирландия, Люксембург, Греция, Дания. Нужно отметить, что обучение социальной работе имело место не только в Западных странах, но и в таких странах как Индия , Египет (1936 г).

8 стр., 3534 слов

Профессиограмма специалиста по социальной работе

... по социальной работе - работник, оказывающий услуги различным социальным, половозрастным, этническим группам населения и отдельным лицам, нуждающимся в социальной помощи, защите и психологической поддержке. Профессия «специалист по социальной работе», имеет следующие специализации: социальный работник; социальный работник ...

3 Период. Вторая половина хх века.

Во второй половине ХХ века обучение социальной работе велось как в школах социальной работы, которые являются подразделениями университетов ( как в США) и готовят социальных работников со степенью бакалавра, магистра или доктора .Сегодня в США есть университеты, предлагающие программу либо бакалавра, либо доктора, либо магистра, а также есть университеты аккредитованные для выдачи сертификаты все трех уровней. В ведущих университета США, таких как Католический в Вашингтоне, Колумбийский в Нью-Йорке, Бостонский, Калифорнийский готовят специалистов в области социальной работы.

Во второй половине ХХ столетия:

  • создаются многие ассоциации социальных работников;
  • начинает издаваться специальная литература: профессиональные журналы;
  • разрабатывается и принимается Международный этический кодекс социальных работников.
  • Расширяется число и типология социальных служб: государственных и частных, что требовало профессиональных кадров

В настоящее время в Европе насчитывается около 500 учебных заведений, дающих образование в области социальной работы ( только в США – около 400 учебных заведений).

Это государственные, частные учебные заведения, заведения принадлежащие той или иной религиозной конфессии.

Сегодня выделяют 2 основных модели подготовки профессиональных социальных работников:

  • Американская
  • европейская

В Германии в настоящее время профессионалы социальных служб готовятся в институтах различных типов. Персонал для детских садов, молодежных центров ,для надомной опеки за малышами готовится на среднеобразовательном уровне в профессиональных специализированных школах. Социальные работники , как и педагоги обучаются в колледжах-институтах, которые принадлежат к системе высшего образования. Курсы подготовки социальных работников и социальных педагогов предлагают также и некоторые университеты Германии. Университеты и колледжи Германии обладают высокой степенью автономности, что позволяет им автономно решать вопросы учебных программ, учебных планов, набора студентов. Квалификация, статус, оклад преподавательского состава устанавливается федеральным законодательством. В университетах требуется чтобы профессора имели докторскую степень. Значительная часть преподавателей университета в области социальных наук не имеют практического опыта работы. Колледжи социальной работы требуют в основном докторскую степень и практический опыт работы для зачисления в штат профессуры.

Нужно отметить, что термин «социальная работа» как юридическое обозначение профессии получил развитие в Германии с 1959 года, когда были созданы первые высшее школы социальной работы. Он заменил прежние термины — «работник сферы социального обеспечения», «работник благотворительного учреждения»», «народный опекун».В 1980 году в Германии утвержден Закон «О высшей школе».И только после этого стало употребляться наименование—«дипломированный социальный работник».Сфера деятельности СР в Германии охватывает государственные учреждения, общественные и частные организации, различные центры и службы социального обеспечения, больницы, предприятия, а в последнее время также организации и группы самопомощи.

12 стр., 5522 слов

Методические рекомендации для студентов по выполнению курсовых ...

... трудностей, связанных с написанием и оформлением выпускной квалифицированной работы и приводим общую схему хода учебно-исследовательской работы. Весь ход научного исследования можно представить в виде ... определяет психическое развитие ребенка; является важным и наиболее доступным средством познания социальной действительности, средством развития ребенка как творческой личности (Е.А. Флерина, А.П. ...

Основные направления СР – являются социальная помощь семье, отдельным индивидам, группам; работа в приютах; работа с иностранными гражданами; работа с социально обездоленными или запущенными детьми и взрослыми; работа с престарелыми, инвалидами, больными; психиатрическая социальная работа; охрана здоровья.

Можно выделить некоторые общие тенденции в подготовки социальных работников за рубежом:

  • большинство студентов обучающихся по специальности социальная работа в колледжах, университетах, лицеях составляют женщины (здесь сказалась традиция – ведь социальная работа возникла и получала свое первоначальное развитие как сугубо женская профессия).

    Однако, в некоторых странах (Турция, Нидерланды, некоторые школы Югославии) число женщин и мужчин в составе студенчества приблизительно одинаковое. А вот в Франции, Греции, Финляндии, Италии, Испании мужчин очень мало ( около 10%).

  • В большинстве европейских стран один студент, обучающийся социальной работе приходится где-то на 15000 населения (данные за 1991 г.).
  • Социальная структура студенчества неоднородна. И все-таки % студентов из семей рабочего класса выше чем студентов из состоятельных семей.
  • Возраст большинства обучающихся социальной работе – 25 лет; около 30% обучающихся – в возрасте 35 лет ( такие данные по Англии)
  • Преподавательский состав представлен академическими социальными работниками, социальными учеными, а также активными профессионалами (практиками) в социальной работе. Среди преподавательского состава также преобладают женщины.
  • В учебных планах около 30-40% учебного времени отводится на практической подготовку. Так на факультете социальной работы Стокгольмского университета практическая подготовка социальных работников осуществляется в 2 этапа (3 и 6 семестры).В 3 семестре на практику отводится 15 недель, а в 6 семестре – 20 недель (весь семестр).
  • методические и практические вопросы обучения социальной работе разработаны на более высоком уровне чем теоретические аспекты подготовки специалистов в области СР.
  • Подготовка СР имеет многоуровневый характер и различные формы (курсы, школы колледжи, институты, университеты ).
  • Подготовка специалистов в области социальной работы осуществляется с учетом социокультурных традиций и исторических предпосылок, которые и накладывают свой отпечаток на характер обучения ( например сочетание конфессиональных и светских начал, приоритетность государственных или частных социальных служб.
  • Срок обучения социальной работе определяется предшествующим образованием, наличием опыта в социальной работе, семейными обстоятельствами, возрастам людей .
  • высокий уровень развития института супервизорства. Супервизор – специалист, с одной стороны способный эффективно руководить практикой, а с другой – выступает в роли посредника, связующего звена между базой практики и университетом.

1.1.Содержание подготовки СР.

США.

Степень бакалавра социальной работы можно получить в школе социальной работы. Комиссия проводит собеседование и тестирование абитуриента с целью проверки его базовых знаний.. Продолжительность обучения 4 года. Базовые элементы учебных программ включают шесть областей знания: поведение человека в социуме, социальная политика, теория и практика социальной работы, ценности и этика, исследовательская работа, полевой практикум. Эти компоненты обязательны в учебных планах всех школ социальной работы. На младших курсах практические занятие составляют 400 часов, на старших – 900 ч. Практические занятия осуществляются в форме прямого супервизорства в социальном агенстве.

Магистр социальной работы. Обязательное наличие степени бакалавра СР и опыт практической работы в социальной сфере. Срок обучения—2 года. Общий срок обучения 6 лет. Углубленное изучение специализированных предметов –социальная политика, социальная экономика, социальное право, социальная психология, геронтология, методы социальной работы.

Доктор СР.Обязательным условием для получение докторской степени является исследовательская работа студентов, развитие научно-исследовательских навыков и получение глубоких теоретических знаний. Срок обучения –2 года. Написание и защита докторской диссертации.

Повышение квалификации –последипломные университетские курсы, курсы повышения квалификации административных работников и служащих, самообразование, разовые консультации.

ГЕРМАНИЯ.

Содержание и структура курсов обучения СР сильно различаются в каждой школе социальной работы благодаря их автономности. В школах СР предлагают три типа учебных программ:

1.СР, ориентированная на традиционные направления социальной политики в учреждениях.

2.Социальная педагогика, направленная на работу с молодежью в общинах, на другие образовательные задачи вне школы.

3.Учебные программы объединяющие элементы как социальной работы так и социальной педагогики.

Общими элементами разных учебных программ являются:

—социальная работа и социальная педагогика: история, теория, организация и институты, методы;

—социальные науки: социология, социальная политика, политические науки, экономика, статистика, эмпирические социальные исследования;

—психология (педагогика, прогрессивная психология, терапевтические методы, теория социализации, теория и практика образования);

—здоровье: оказание медицинской помощи, медицинское обследование;

—юридическое и общественное управление: законодательство в отношении семьи, молодежи, социального обеспечения, социальных гарантий , труда;

—музыка, драматургия, спорт, искусство, средства массовой информации.

Многие учебные программы серьезное внимание уделяют языковой подготовке, предлагая изучение английского, испанского, французского языков.

Продолжительность академической подготовки в школах 3 года, а практической около 1 года. В общей сложности – 4 года.

ВЕЛИКОБРИТАНИЯ.

Вопросы организации подготовки СР решает Центральный Совет по образованию и подготовке в области социальной работы ( ЦСОПОСР),который был организован в 1970 году. Свою деятельность Совет осуществляет через взаимодействие с государственными, общественными и частными организациями (министерством образования и науки, Министерством здравоохранения ,Министерством внутренних дел).

1970\71 год стал переломным в подготовке СР, так как в 1971 году был принят «Закон о социальных службах при местных органах власти».Согласно Закону все узкопрофильные курсы были реорганизованы в общие, так как пытались за 2 года обучить студентов методам работы с разными группами населения.

В настоящее время обучение социальной работе в Великобритании осуществляется в университетах , а также в других высших учебных заведения , в частности – политехнических институтах. Английские университеты значительно меньше чем средние университеты других европейских стран. Это сказывается на приеме на курсы социальной работы. В год как правило принимается около 25 слушателей.

Система подготовки и обучения социальной работе финансируется и поддерживается муниципальными советами, местными советами общин, отделениями социальной помощи, региональными комитетами здравоохранения и социального обеспечения, общественными и частными агентствами.

Социальная работа в Великобритании включает в себя следующие направления: службы здоровья, образования, работу с престарелыми ,детьми ,инвалидами, бездомными, службы правоохранения, мигрантами и т.д. Она осуществляется частными и государственными агенствами.

С 1987 года – необходимым условием для приема на работу стало наличие квалификации в СР, т.е. аттестата или диплома ,присужденного ЦСОПОСР.

Серьезные требования предъявляются к поступающим на курсы социальной работы. Цель отбора проверить не только академические знания кандидата, но и его личную пригодность. При поступлении учитывается балл аттестата о среднем образовании , опыт работы по профилю, результаты экзаменов (5 экзаменов по программе средней школы), а также результаты собеседования, тестирования. Как правило кандидаты пишут объемистое эссе на тему , почему он хочет стать СР.Основными критериями профессиональной пригодности считаются: высокий уровень интеллектуального развития, хорошая саморегуляция и самодисциплина, способность проявлять терпение, настойчивость, чуткость, способность переносить большие моральные затраты. Как правило в члены комиссии входит социальный работник из местного агентства.

Главная проблема обучения СР в Великобритании –недостаточная продолжительность срока обучения –от 1 года до 4 лет.

Двухгодичная подготовка осуществляется университетами, колледжами. Право на обучение в 2 года имеют выпускники колледжа, имеющие диплом по любой специальности, степень бакалавра в общественных науках (это требуют отдельные уч. Заведения).Студенты окончившие 2-х годичные курсы получают лишь квалификацию в патронаже, ученая степень не присуждается.

4-х годичные курсы — наиболее распространенная форма обучения. Осуществляется на базе университетов, политехнических институтов.

Вывод:

* социальная работа на Западе рассматривается как профессиональная деятельность по оказанию помощи: а) индивидам, группам и общинам; Б) усилению или возрождению способности человека, группы, общности к их социальному функционированию и созданию благоприятных условий по достижению данной цели.

* Практическая социальная работа предусматривает оказание необходимых услуг, консультирования, социально-медицинского обслуживания, психотерапевтического воздействия.

* Огромное значение в развитии профессиональной социальной работы играет международная ассоциация социальных работников; международная ассоциация социальных педагогов.

* Университетские программы по подготовке социальных работников существуют в ряде европейских стран: Великобритании, Исландии, Финляндии , Швеции, Израиль, США, Канада и др.

* В Ряде стран применяется интегративный подход в подготовке социальных работников: т.е. обучение социальной работе носит характер дополнения к подготовке по другим академическим дисциплинам или оказывается привязанным к практике социальной деятельности.

* Серьезное внимание, особенно со стороны университетов уделяется повышению престижа профессии социальная работа.

* огромное внимание подготовке специалистов в области СР уделяет Международная Ассоциация школ социальной работы

2 Вопрос. Становление системы профессиональной подготовки ср в рб

Профессия социальная работа в РБ сравнительно молодая. Она введена в классификатор специальностей в 1996 году. Подготовка же специалистов по данной специальности начинается в 1990 г.

Первым вузом, который приступил к подготовке специалистов в области социальной работы был Белорусский университет культуры (1990 г.), а с 1991  Белорусский государственный педагогический университет (тогда он назывался Минский педагогический институт им. А.М. Горького).

В условиях формирующегося рынка образовательных услуг конкуренцию государственным вузам в те годы пытались составить различные коммерческие высшие учебные заведения. С 1991 г. по специализации «Организация социально-психологической помощи населению» (Г.08.02.00) с квалификацией «Социальный работник, менеджер в системе социально-психологической помощи населению» (Г.08.02.03) подготовку социальных работников начал гуманитарный факультет Негосударственного института современных знаний (ИСЗ).

В 1995 г. состоялся выпуск первых в Республике Беларусь дипломированных социальных работников.

С 1996 г. к подготовке социальных работников приступили Негосударственный социально-экономический институт (ныне – спецфак БГУ) и Европейский гуманитарный университет, в котором специальность «социальная работа» функционирует в структуре теологического факультета. Социальных и общинных работников готовит Минский филиал еврейского института, финансируемого международной благотворительной организацией «Джойнт».

На сегодняшний день профессиональную подготовку специалистов по социальной работе также осуществляют следующие вузы: Гомельский государственный университет им. Ф. Скорины, Брестский государственный университет им. А.С. Пушкина, Могилёвский государственный университет А.А. Кулешова, Витебский государственный университет им. П.М. Машерова и др. (Табл. 1.1).

Таблица 1.1

Вузы Беларуси, осуществляющие профессиональную подготовку специалистов по социальной работе

Название вуза

Факультет

Специальность (направление)

1

УО «Белорусский государственный педагогический университет им. М. Танка»

Факультет социально-педагогических технологий

Социальная работа.

2

УО «Брестский государственный университет им. А.С. Пушкина»

Социально-педагогический факультет

1.Социальная работа (социально-педагогическая деятельность).

2.Социальная работа (социо-медико-психологическая деятельность).

3

УО «Барановичский государственный университет»

Педагогический факультет

1.Технология (обслуживающий труд).  Социальная педагогика. 2.Начальное образование. Социальная педагогика.

4

УО «Могилёвский государственный университет А.А. Кулешова»

Факультет педагогики и психологии детства

Социальная работа.

5

УО «Витебский государственный университет им. П.М. Машерова»

Факультет социальной педагогики и психологии

Социальная работа. Социально-педагогическая деятельность.

6

УО «Гродненский государственный университет им. Я. Купалы»

Педагогический факультет

Социальная работа (социально-педагогическая деятельность).

7

УО «Белорусский университет культуры»

Факультет культурологии и социокультурной деятельности

Социальная работа. Социально-культурная деятельность.

8

УО «Государственный институт управления и социальных технологий БГУ»

Социальная работа. Социо-медико-психологическая деятельность.

9

УО «Российский государственный социальный университет. Филиал в Минске»

Социальная работа. Менеджмент в социальной работе.

Сегодня можно констатировать, что в Республике Беларусь уже сложилась широкая и устойчивая система профессиональной подготовки специалистов социальной сферы, которая является новым компонентом общего и профессионального обучения. Она получила название – профессиональное социальное образование.

В Республики Беларусь профессиональная подготовка социальных работников осуществляется в учреждениях трех типов:

  • профессионально-технического образования (профессиональные лицеи, ПТУ и др.).

    После их окончания можно работать в системе социального обслуживания населения социальным работником. Направление и содержание работы определяется социально-бытовой функцией (оказание социальной помощи, осуществление социального патронажа обслуживаемой категории населения);

  • среднего специального образования (колледжи и др.);
  • высшего профессионального образования. В учреждениях высшего образования реализуются образовательные программы высшего социального образования I  ступени, обеспечивающие получение квалификации специалист социальной работы, а также образовательные программы высшего социального образования II   ступени, обеспечивающие получение степени магистра.

Введение двухуровневой структуры высшего социального образования призвано, с одной стороны, повысить уровень социальной культуры будущего специалиста социальной работы, а, с другой, подготовить его как к научно-исследовательской деятельности (в том числе в области проектирования, прогнозирования и моделирования) по проблемам социальной работы, так и для научно-педагогической работы.

  • повышение квалификации и переподготовка кадров

Многоуровневая подготовка кадров для социальной сферы, предполагает и разные уровни профессионального социального образования, прежде всего его содержательного компонента.

В РБ создано профессиональное объединение специалистов по социальной педагогике и социальной работе—Белорусский Союз социальных педагогов и социальных работников. С 1996 года он является единственным представителем РБ в Международной федерации социальных ,которая объединяет более 60 ассоциаций СР различных стран. Цель Белорусского Союза социальных педагогов и социальных работников – консолидация усилий ,направленных на улучшение условий жизни человека в обществе, содействие развитию системы служб социальной помощи различным группам населения и становлению профессиональной социальной работы в РБ.

Первое десятилетие подготовки социальных работников выявило и некоторые проблемы:

1.Отсутствие опыта ,традиций подготовки СР в вузах Беларуси.

2.Отсутствие концепции развития социальной политики , а следовательно и социальной сферы, в том числе и такого ее компонента как социальная работа, в РБ на ближайшее десятилетие.

3.Недостаток профессорско-преподавательских кадров в области социальных наук, в том числе и опыт практической работы в социальной сфере.

4.Отсутствие четко разработанных механизмов и критериев профессионального отбора на специальность «социальная работа».В идеале должны быть три фильтра :

-на входе , т.е перед началом обучения;

—в середине обучения, т.е. перед специализацией;

—на выходе—выдача диплома.

5.Отсутствие научно-обоснованной системы государственной аттестации, модели специалиста.

6.Невысокий уровень развития института супервизорства. Можно сказать , что работа по развитию института супервизорства в РБ только начинается.

7Преобладание репродуктивного характера обучения, низкая практическая направленность обучения, отсутствие междисциплинарных связей.

8.Многообразие функциональных обязанностей специалиста по СР, что приводит к распылению содержания образования при его подготовке. Функциональные и должностные обязанности специалиста по СР требуют конкретизации.

9.Недостаточное обеспечение факультетов СР программно-методическим материалом , учебной и научной литературой.

10.Проблема разработки Стандарта образования по специальности «Социальная работа».За последние 3 года он изменялся дважды ( декабрь 1999 – утвержден первый Стандарт , 2001 – принят новый образовательный Стандарт).

11.Имеют место и проблемы в разработке, совершенствовании учебных планов по специальности « социальная работа»—это касается перечня учебных дисциплин, количества часов отводимых на их изучение, количества экзаменов, зачетов, курсовых и контрольных работ. ( Зарубежный опыт подготовки показывает, что учебные планы там имеют большую прикладную направленность, ориентированную на выработку практических умений и навыков, а среди фундаментальных дисциплин основное внимание уделяется социальным наукам, праву и психологии).

В учебных планах нашей РБ выделяют :

—цикл гуманитарно-социальных дисциплин; ( России –на данный цикл отводится около 20% объема учебного времени)

—цикл общенаучных и общепрофессиональных дисциплин; (Россия -около 45% времени)

—цикл специальных дисциплин; (около 27% уч .времени).

—цикл дисциплин специализации.

12. Проблемы специализаций. В РБ их на сегодняшний день-6 (см.предыдущую лекцию-специфика СР).В России более 26 специализаций.

2.1 Модель подготовки специалиста по ср

Разработана российским ученым И.А.Зимней. данная модель основывается на следующих положениях ее автора:

1.Подготовка специалиста по СР – сложная многоаспектная деятельность, главными субъектами реализации которой выступают учебные заведения, преподаватели и студенты.

2. Последовательное «погружение студента» в специальность —путем реализации 3-х уровневой подготовки специалистов в области СР.

3. Подготовка СР – взаимосвязанная деятельность ,имеющая несколько уровней:

первый уровень –ориентировочно-исследовательский (допрофессиональная подготовка);

второй уровень—обучение в учебном заведении. Его эффективность зависит от организации учебного процесса, от соотношения теории и практики обучения, разработки учебных планов и учебных программ.

—саморазвитие и самосовершенствование специалиста.

4.Подготовка специалиста требует принятия от него определенных этических норм ,следования им, формирование определенных личностных качеств, необходимых для специалиста по СР.

5.Предметом подготовки СР являются практические умения ( которые базируются на теоретических знаниях) по оказанию квалифицированной помощи клиенту в решении его проблем.

САМОСТОЯТЕЛЬНО :краткий конспект содержательной подготовки СР, согласно данной модели .(Источник 1, с.311-3120.).

Большинство авторов ,специализирующих в области социального образования в качестве целей подготовки СР выделяет ряд системных качеств ,которые могут рассматриваться как результат образовательной деятельности. Тогда к целям обучения СР относят: приобретение будущими специалистами:

—знаний, необходимых для оказания профессиональной помощи и услуг отдельным лицам, группам, организациям или обществу; это знания о поведении человека, социальной политике, программах, ценностях и этике , о способах выработки ,оценки собственной практики;

—навыков анализа конкретной ситуации, облегчения проблем клиента, защиты его интересов и других соответствующих способов взаимодействия с людьми, которые ищут помощи и которым необходимо ее оказать;

—таких ценностей как гуманизм, справедливость, самоопределение, антидискриминация и честность в профессиональной деятельности; способности разумного использования собственных личностных качеств и дифференцированное применение навыков общения в профессиональных целях;

—глубокой и искренней заинтересованности в клиентах и работе с ними;

—настроя на работу в трудных условиях и решения сложных социальных проблем.

Задачи подготовки СР в высших учебных заведениях:

  • диагностика профессиональной пригодности к СР и научно обоснованный отбор абитуриентов.
  • структурное единство системы отбора допрофессиональной, базовой подготовки, переподготовки и повышения квалификации.

Функциональная наполненность содержания образования, обеспечивающая социальную активность, профессиональную компетентность, широкое мировоззрение, чувство ответственности и достаточный диапазон практических умений.

  • взаимосвязь научной, методической , специальной и психолого-педагогической подготовки.
  • управление качеством подготовки специалистов.

3 Вопрос. Проблема содержание социального образования

Социальное образование как область педагогики получило широкое распространение в России , а следовательно и РБ в первой половине 90-х годов. Традиционно социальное образование рассматривалось как подготовка обществоведов для работы в образовательных и научных учреждениях и строилось на глубоком изучении целого ряда обществоведческих дисциплин.

До недавнего времени под высшим социальным образованием понимали только изучение обществоведческих наук и подготовку специалистов, называвшихся обществоведами. В последнее время стало складываться более сложное и дифференцированное понимание высшего социального образования. Это связано, с одной стороны, с возникновением специфической профессиональной деятельности, называемой «социальная работа». С другой стороны, обществоведение в целом, социальная философия, социология в частности, всё большее внимание стали уделять вычленению и изучению социальной сферы как особой области общественной жизни. Появилась потребность в разработке социально ориентированных теорий и подготовке специалистов в рамках таких классических областей, как, например, психология, медицина, педагогика. В этом контексте высшее социальное образование всё больше стало отождествляться с теорией и практикой в области социальной сферы, особенно с теорией и практикой того, что называется социальной работой

В настоящее время стало складываться более сложное и дифференцированное понятие этого феномена, который включают в научный, учебно-методический и социально-практический контекст.

Е.И. Холостова отмечает, что появление и расширение интерпретации данного термина, обусловлено подготовкой в вузах, средних специальных учебных учреждениях профессиональных социальных работников и социальных педагогов.

В этом контексте социальное образование всё больше стало отождествляться с теорией и практикой в области социальной сферы, особенно с теорией и практикой того, что называется социальной работой.

Многомерность понятия «социальное образование» отмечает также С.И. Григорьев и понимает под ним: подготовку и переподготовку специалистов в области социальных наук; обучение специалистов различного профиля социальным наукам, их социальное воспитание; подготовку и переподготовку специалистов для учреждений социальной сферы и управления; социальное просвещение, воспитание населения, формирование у него умения взаимодействовать в социуме в рамках определённого социально-исторического пространства и времени.

Итак, под социальным образованием к исходу столетия стали понимать:

— подготовку и переподготовку специалистов в области социальных наук;

— обучение специалистов различного профиля социальным наукам, их социальное воспитание;

— подготовку и переподготовку специалистов для учреждений социальной сферы и управления;

— социальное просвещение, воспитание широких масс населения, формирование у них умения взаимодействовать в социуме в рамках определенного социально-исторического пространства – времени;

— формирование, воспроизводство определенного менталитета, систем социокультурных принципов смысложизненных ориентаций, социальных идеалов, составляющих фундамент социальной культуры, общественного интеллекта, образа жизни народа того или иного государства, нации, человеческой общности [43].

Понятие «социальное образование» употребляется специалистами также в контексте подготовки кадров для нужд так называемого «третьего сектора», т.е. неправительственных, некоммерческих организаций, составляющих основу гражданского общества.

В широком плане социального образование рассматривается специалистами высшей школы как широкое общественное образование, направленное :

на современные знания, востребованность которых должна быть обеспечена в грядущем, информационном, компьютеризированном обществе;

на развитие таких качеств у молодых специалистов, которые помогут сохранить и увеличить степень социальной защищенности населения.

Проанализировав все эти подходы к определению социального образования можно выделить два его основных значения:

1.Социальное образование –это выражение социальной функции образования, сущность которой заключается в в трансляции и распространении культуры в обществе , социальной дифференциации организации образовательных услуг, в особенностях процессов воспитания и социализации.

2.Социальное образование – как вид образовательной деятельности при подготовке профессиональных кадров социальных работников.

На становление и развитие отечественного высшего социального образования оказали влияние различные факторы. Под фактором мы понимаем движущую силу, причину какого-либо процесса, явления, определяющую его характер. На основе анализа психолого-педагогической литературы и проведённого нами исследования мы выделили ряд факторов, определяющих развитие высшего социального образования в Республике Беларусь:

  • экономические, субъективные и социальные факторы;
  • «социокультурная травма»;
  • социально-экономические реформы нач. 90-х гг. XX в.;
  • социальный заказ общества и государственной власти;
  • становление системы социальной защиты и социального обслуживания в Республике Беларусь;
  • отсутствие традиций и опыта подготовки специалистов по социальной работе;
  • отсутствие концепций развития профессионального социального образования; модернизация процесса развёртывания социальной работы как специализированного вида деятельности;
  • мотивация обучающихся по специальности «социальная работа»;
  • удовлетворённость студентов профессиональной подготовкой;
  • низкий престиж профессии

В 2008 г. Министерством образования Республики Беларусь утвержден новый Образовательный стандарт в системе высшего образования по специальности «Социальная работа» по направлениям, который стал основным нормативным документом, определяющим содержание и в какой-то мере стратегию развития высшего профессионального образования в области социальной работы.

Согласно Образовательному стандарту подготовка специалистов в области социальной работы осуществляется в республике по трем направлениям:

  • социально- педагогическая;
  • социально-культурная
  • социо-медико- психологическая деятельность.

Как показывает анализ учебных планов и образовательного стандарта солержание профессионального социального образования включает в себя следующие блоки (на примере учебных планов УО «ВГУ им. П.М. МАшерова»):

1) гуманитарные и социально-экономические дисциплины, около 20% объема учебного времени;

2) общенаучные и общепрофессиональные дисциплины — менее 18% объема учебного времени;

3) дисциплины основной специальности — около 40% объема учебного времени;

4)дисциплины дополнительной

Социальное образование базируется на универсальных дидактических принципах: научная обоснованность, практическая направленность, систематичность, последовательность, доступность учебной информации, активность обучения, прочность усвоения знаний ,индивидуальный подход и т.д.

При разработке содержания социального образования базовыми принципами отбора учебной информации выступают:

  • принцип научности содержания образования;
  • принцип селективности, отбор релевантных материалов, составляющих основу учебных программ;
  • принцип ориентации на социальный заказ;
  • принцип опережения;
  • принцип соответствия социального образования деятельности СР;
  • принцип генерелизации –содержание образование должно включать лишь информационно емкий материал, обеспечивающий разумную и оправданную концентрацию учебной информации и интеграцию профессиональных знаний;
  • принцип открытости—постоянное обновление учебного материала;
  • принцип вариативности, предполагающий отражение запроса различных форм и уровней образования;
  • принцип гуманизации содержания образования;
  • принцип дополнительности;
  • принцип культурообразующий.

17