1. Социальный процесс

Содержание

Введение………………………………………………………………………………………….2

1. Социальный процесс………………………………………………………………………….2

2.Социальная мобильность.…………..………………………………………………………..3

3. Управление в организации..…………………………………………………….……………4

4. Конфликт………………………………………………………………………………………5

5. Сущность и содержание социального контроля.……………………………………………7

6.Труд…………………………………….……………………………………………………..10

Заключение………………………………………………………………………………………11

Список используемой литературы…………………………………………………………….12

Введение

Все в мире находится в постоянном движении, в том числе и социальная материя. Однако характер, направленность, интенсивность движения могут быть различными. Для обозначения этих различий движения социальной материи в социологии и существуют такие понятия как «социальная динамика», «социальные изменения», «социальное развитие», «социальный прогресс», «социальный регресс» и т.д. Принципиально важно с методологической точки зрения вникнуть в содержание этих категорий. Итак,социальная динамика. Это понятие в обиход ввел О.Конт — основоположник социологии. Он употреблял его, во-первых, как противопоставление социальной статике, для обозначения социального движения. Во-вторых,- как смену состояний общественных явлений. Таким образом, социальную динамику можно определить как социальное движение, как смену состояний общественных явлений и образований, общества в целом.Близкое к нему по смыслу понятие «социальные изменения». Социальные изменения — это нарушение тождества социального явления, процесса с самим собой или с подобным ему социальным явлением, процессом. Любое явление, процесс в какой-то момент тождественно самому себе или подобному ему явлению, процессу, но по прошествии какого-то времени это тождество нарушается, что говорит о том, что в данном явлении произошли изменения. Древнегреческий философ Гераклит это выразил следующим афоризмом: «Дважды нельзя войти в одну и ту же реку. Все — течет, все — изменяется.»

В каком же соотношении находятся понятия: «социальная динамика» и «социальные изменения»? Если исходить из положения, что «Движение, в применении к материи,- изменение вообще», то эти понятия находятся в непосредственной диалектической связи. Они друг друга обуславливают и раскрывают. Употребляя понятие «социальная динамика», мы имеем в виду движение общества, смену его состояния, которые проявляются в изменениях, происходящих экономической, политической, социальной, духовной сферах, в изменениях конкретных социальных явлений и процессов.

6 стр., 2534 слов

Социальные и психологические причины конфликтов в семье. Социальная ...

... политических, религиозных отношений и одновременно – относительная самостоятельность. Необходимо отметить, что экономические, социальные трудности, политические конфликты и общая нестабильность отражается на решении проблем, стоящих перед ... и т.д. Для мужчин же, как правило, грубость жены имеет принципиально другое содержание. Это прежде всего неуважение к мужу, неверие в его способности, нежелание ...

Что касается понятия «социальное развитие», то оно отражает необратимое, направленное, закономерное изменение социальных явлений или процессов, в результате которого они переходят в новое качественное состояние (изменяется их состав или структура).

Следует подчеркнуть, что только одновременное наличие всех трех указанных свойств выделяет процессы развития среди других изменений: обратимость изменений характеризует процессы функционирования (циклические воспроизведения постоянной системы функций); отсутствие закономерностей характерно для случайных процессов катастрофического типа; при отсутствии направленности изменения не могут накапливаться, и поэтому процесс лишается характерной для развития единой, внутренне взаимосвязанной линии.

Социальный процесс — это социально значимые изменения в обществе, вызванные стремлением различных групп влиять на сложившиеся в социуме условия с целью удовлетворения определенного интереса.

Известным русским ученым П. Сорокиным было дано классическое определение социального процесса: «Под процессом понимается любой вид движения, модификации, трансформации, чередования или «эволюции», короче говоря, любое изменение данного изучаемого объекта в течение определенного времени, будь то изменение его места в пространстве либо модификация его количественных и качественных характеристик»[1].

Понятие «социальный» (от лат. socialis — общественный) и соответствующий ему термин употребляются по меньшей мере в двух значениях — широком и узком.

В широком смысле понятие «социальный» означает «общественный», т.е. принадлежащий обществу, а не природе. В таком зна­чении понятия «социальный», «социальная» употребляются в социологии и других общественных науках, а также в публицистике и в художественной литературе.

В узком смысле понятие «социальный» употребляется для характеристики только тех общественных процессов, которые происходят в социальной сфере жизни общества, а не в других ее сферах — экономической, политической, правовой и духовной.

Социальная сфера — это сфера взаимодействия имеющихся в обществе социальных групп, в том числе классов (предпринимателей, наемных работников и т.д.), профессиональных и социально-демографических слоев населения, а также национальных общностей по поводу таких условий их жизни и деятельности, которые способствуют воспроизводству их жизненных сил : условия производственной деятельности; уровень материального благосостояния; решение проблем здравоохранения, образования, социального обеспечения; соблюдение социальной справедливости при реализации каждым человеком своего права на труд, а также при распределении и потреблении создаваемых в обществе материальных и духовных благ; разрешение противоречий, обусловленных социальным расслоением общества на богатых и бедных; социальная защита определенных слоев населения.

2 . Социальная мобильность.

Каждый человек перемещается в социальном пространстве, в обществе, в котором он живет. Иногда эти перемещения легко ощущаются и идентифицируются, например, при переезде индивида из одного места в другое, переход из одной религии в другую, изменение семейного положения. Это меняет позицию индивида в обществе и говорит о его перемещении в социальном пространстве. Однако существуют таки перемещения индивида, которые трудно определить не только окружающим его людям, но и ему самому. Например, сложно определить изменение положения индивида в связи с ростом престижа, увеличением или уменьшением возможностей использования власти, изменением дохода. Вместе с тем такие изменения в позиции человека в конечном итоге сказываются на его поведении, системе отношений в группе, потребностях, установках, интересах и ориентациях.

11 стр., 5393 слов

Объект и предмет социологии. Эволюция общества и теории социальных изменений

... личности и общностей; социальные действия; социальные процессы и изменения. Социальное - ключевая категория, в научной литературе понимается как: 1) Совокупность отношений данного общества, объединенных в процессе взаимодействия индивидов и групп, совокупность ...

В связи с этим важно определить, как осуществляются процессы перемещения индивидов в социальном пространстве, которые получили название процессов мобильности.

Природа социальной мобильности.

Талантливые личности, несомненно, рождаются во всех социальных слоях и социальных классах. Если не существует барьеров для социального достижения, можно ожидать большую социальную мобильность, когда некоторые личности быстро поднимаются и получают высокие статусы, другие же опускаются на более низкие. Но между слоями и классами существуют барьеры, мешающие свободному переходу индивидов их одной статусной группы в другую. Один из самых главных барьеров возникает из-за того, что социальные классы обладают субкультурами, готовящими детей представителей каждого класса для участия в классовой субкультуре, в которой они социализированы. Обычный ребенок из семьи представителей творческой интеллигенции с меньшей вероятностью будет усваивать привычки и нормы, помогающие ему впоследствии работать крестьянином или рабочим. То же можно сказать о нормах, помогающих ему в работе в качестве крупного руководителя. Тем не менее в конечном счете он может стать не только писателем, как его родители, но и рабочим или крупным руководителем. Просто для продвижения из одного слоя в другой или из одного социального класса в другой имеет значение «различие в стартовых возможностях». Скажем, у сыновей министра и крестьянина разные возможности для получения высоких должностных статусов. Поэтому общепринятая официальная точка зрения, состоящая в том, что для достижения любых высот в обществе нужно только трудиться и иметь способности, оказывается несостоятельной.

Приведенные примеры свидетельствуют о том, что всякое социальное перемещение происходить не беспрепятственно, а путем преодоления более или менее существенных барьеров. Даже переезд человека с одного места жительства на другое предполагает определенный период адаптации к новым условиям.

Все социальные перемещения личности или социальной группы включают в процесс мобильности. Согласно определению П.Сорокина, “под социальной мобильностью понимается любой переход индивида, или социального объекта, или ценности, созданной или модифицированной благодаря деятельности, от одной социальной позиции к другой”.

3. Управление в организации

Социология управления позволяет оптимизировать управленческие процессы в организации, а также перестроить их в связи с последними достижениями управленческой науки. Практическую значимость социологии управления невозможно переоценить. Гражданский долг и ответственность заставляют прилагать все усилия для развития управленческого потенциала на своем рабочем месте. От того, как каждый руководитель будет понимать свои управленческие функции и роли зависит эффективность организации в целом.

9 стр., 4100 слов

Методы избежания конфликтов

... аккуратным видом, хорошей одеждой, воспитанностью и чьё социальное происхождение совпало с социальным происхождением учителя.  Перейдем к рассмотрению причин школьных конфликтов. При всем их разнообразии, можно прийти к ...

Социологические знания, наряду с экономическими, юридическими, психологическими дают возможность построить управление на принципиально новых основаниях, учитывая требования времени. Накопленное научное знание должно быть сориентировано не столько в отношении отдельных руководителей, менеджеров, сколько в отношении базового организационного процесса – управления.

Особый вопрос – вопрос о будущем организаций и их управлении.

Традиционные представления об управлении как некотором результате и функции организации, оставаясь верными, в настоящее время, отходят на задний план. В центре внимания находится управление, формирующее организацию, ее культуру. Организации будущего, скорее всего, будут представлять собой самоорганизующиеся структуры, характеризующиеся автономностью, самоподдержанием и активностью. Реально разрешимой на практике проблемой – соотношение формальной и внеформальной организаций, использование потенциала их взаимодействия в управленческом процессе.

Развитие идеи организационной культуры логически привело к осознанию ее огромной важности как характеристики, усиливающей значение гуманизма в управлении. Сегодня идея гуманизма звучит еще явственней в связи с возрастанием конкуренции и взаимозависимости в мировой экономике, возникновением международных информационных систем, а также проявлением тенденции в управлении опираться на научно обоснованный «здравый смысл», предполагающий учет данных об организационных изменениях, в том числе и на индивидуальном уровне.

Заканчивая данную работу, нам бы хотелось отметить, что управленческая деятельность находится в тесной зависимости от достижений науки и опыта практики. Раскрытие реального управленческого потенциала организаций, во многом, зависит от общего уровня культуры и образования работников, менеджеров, управленцев высшего звена.

4. Конфликт.

Конфли́кт (от лат. conflictus) — столкновение или борьба, враждебное отношение; ситуация, в которой каждая из сторон стремится занять позицию, несовместимую и противоположную по отношению к интересам другой стороны.

Конфликтные ситуации изучает конфликтология.

Конфликтология — наука о закономерностях зарождения, возникновения, развития, завершения конфликтов любого уровня. Конфликт — весьма сложное социальное и психологическое явление, успешность изучения которого во многом зависит от качества исходных методологических и теоретических предпосылок, используемых методов. Решение рассматриваемых ниже проблем может способствовать преодолению тех трудностей, которые уже обозначились в связи с определением сущности конфликта, объекта и предмета конфликтологии.

Наиболее распространены два подхода к пониманию конфликта. При одном из них конфликт определяется как столкновение сторон, мнений, сил, т. е. весьма широко. При таком подходе конфликты возможны и в неживой природе. Понятия «конфликт» и «противоречие» фактически становятся сопоставимыми по объему. Другой подход заключается в понимании конфликта как столкновения противоположно направленных целей, интересов, позиций, мнений или взглядов оппонентов или субъектов взаимодействия. Здесь предполагается, что субъектом конфликтного взаимодействия может быть либо отдельный человек, либо люди и группы людей.

Под социальным конфликтом понимается наиболее острый способ развития и завершения значимых противоречий, возникающих в процессе социального взаимодействия, заключающийся в противодействии субъектов конфликта и сопровождающийся их негативными эмоциями по отношению друг к другу. Если субъекты социального конфликта противодействуют, но не переживают при этом негативных эмоций (например, в процессе дискуссии, спортивного единоборства), или, наоборот, переживают негативные эмоции, но внешне не проявляют их, не противодействуют друг другу, то такие ситуации являются предконфликтными. Противодействие субъектов конфликта может разворачиваться в трех сферах: общении, поведении, деятельности. Противодействие заключается в общении или действиях с целью выражения несогласия с оппонентом, блокировки его активности или нанесения ему материального (морального) ущерба. Под внутриличностным конфликтом понимается выраженное негативное переживание, вызванное затянувшейся борьбой структур внутреннего мира личности, отражающее противоречивые связи с социальной средой и задерживающее принятие решения. В основе любого конфликта лежит противоречие, которое играет системообразующую роль как для различных видов конфликта, так и для различных уровней их изучения. На сегодняшний день исследования конфликта ведутся в рамках военных наук, искусствоведения, истории, математики, педагогики, политологии, правоведения, психологии, социобиологии, социологии, философии и некоторых других (например, психиатрии и экономики).

7 стр., 3291 слов

Социальные конфликты

... неудовлетворенность его членов = напряженность в отношениях между индивидами и группами (эмоциональное, психическое расстройство) = социальный конфликт; • социальный конфликт как напряженность между тем, что есть, и что должно ... быть в соответствии с представлениями тех или иных социальных групп или индивидов; • социальный конфликт как борьба за ценности и претензии на определенный статус, ...

Следует учитиывать, что люди, органы управления имеют дело с целостными реальными конфликтами, а не с отдельными их психологическими, правовыми, философскими, социологическими и другими аспектами.

Эти соображения обосновывают необходимость выделения самостоятельной науки — конфликтологии. Объектом ее комплексного изучения являются конфликты в целом, а предметом — общие закономерности их возникновения, развития и завершения. Конфликтологию должны интересовать два типа конфликтов: с участием человека (внутриличностные и социальные) и зооконфликты. К основным видам социальных конфликтов относятся: межличностные конфликты, конфликты «личность – группа», конфликты между малыми, средними и большими социальными группами, международные конфликты между отдельными государствами и их коалициями. Центральным объектом конфликтологии являются социальные конфликты, а их ядром — межличностные. Исследование межличностных конфликтов, менее сложных среди других социальных конфликтов, может вскрыть основные причины конфликтного взаимодействия. Социальные конфликты тесно связаны с внутриличностными конфликтами. Поэтому понимание мотивов социальных конфликтов будет затруднено без изучения тех процессов, которые происходят в психике и предшествуют конфликтному поведению человека. Каждая из одиннадцати частных конфликтологических наук имеет в общем для этих наук объекте свой предмет. Это та часть, сторона, тот уровень объекта, которые исследует данная наука. Однако и сама конфликтология не в состоянии описать и объяснить конфликты во всей их полноте.

Конфликты — неисчерпаемый объект познания, о котором нельзя узнать абсолютно все. Поэтому предметом конфликтологии являются те закономерности, стороны, характеристики конфликтов, которые в состоянии исследовать наука на данном этапе своего развития. Объект конфликтологии — гораздо более консервативное образование по сравнению с предметом. Объект может изменяться в результате своего собственного развития, кроме того, его границы могут уточняться в связи с более глубоким проникновением науки в суть исследуемых явлений. Объект конфликтологии — социальные, внутриличностные и зооконфликты — в обозримом будущем вряд ли претерпит существенные изменения.

12 стр., 5642 слов

Социальный конфликт как фактор развития социума

... результате притязаний участников конфликта. Среди участников конфликта выделяют оппонентов (т.е. непосредственно противостоящих субъектов), вовлеченные группы и заинтересованные группы (которые косвенно влияют на ход конфликта). Существенная сторона социального конфликта состоит в том, ...

5. Сущность и содержание социального контроля

Термин «социальный контроль» введен в научный оборот французским социологом и криминологом Тардом. Первоначально Тард рассматривал его как средство возвращения преступника к общественной деятельности. В дальнейшем, расширив объем понятия, Тард стал понимать социальный контроль как один из факторов «социализации» личности. Проблему социального контроля впоследствии разрабатывали независимо друг от друга американские социологи Росс и Парк. Они под социальным контролем понимали способы воздействия общества и социальных групп на личность с целью регуляции ее поведения и приведения его в соответствие с общепринятыми в данной общности нормам. Социальный контроль, по их мнению, служит достижению и поддержанию стабильности социальной системы.

Для определения сущности социального контроля полезно рассмотреть способы его осуществления в группе или обществе.

Социальный контроль через социализацию

Э. Форм отмечал, что общество только тогда функционирует эффективно, когда его члены достигают такого типа поведения, при котором они хотят действовать так, как они должны действовать в качестве членов данного общества. Они должны желать делать то, что объективно для общество.

Люди в любом обществе контролируются в основном с помощью социализации таким образом, что они выполняют свои роли бессознательно, естественно, в силу обычаев, привычек и предпочтений. Как можно заставить женщин принять на себя тяжелую и неблагородную домашнюю работу? Только социализировав их таким образом, чтобы они хотели иметь мужа, детей и домашнее хозяйство и чувствовали себя несчастными без них. Как заставить человека со свободной волей подчиняться законам и нравственным нормам, ограничивающим его свободу, часто тяжелым для него? Только культивируя у него те чувства, желания и стремления, которые приведут к желанию упорядочить свою жизнь и подчиниться законам общества, чтобы чувствовать растерянность и раздражение, если эти законы будут нарушаться. Большинство социальных ролей люди играют неудачно не потому, что они не способны выполнить определенные ролевые требования, а потому, что они либо не принимают содержание ролей, либо не хотят их исполнять.

Таким образом, социализация, формируя наши привычки, желания и обычаи, является одним из основных факторов социального контроля и установления порядка в обществе. Она облегчает трудности при принятии решений, подсказывая, как одеваться, как вести себя, как действовать в той или иной жизненной ситуации. При этом любое решение, идущее вразрез с тем, которое принимается и усваивается в ходе социализации, кажется нам неуместным, незнакомым и опасным. Именно таким путем осуществляется значительная часть внутреннего контроля личности за своим поведением.

Социальный контроль через групповое давление

Человек не может участвовать в общественной жизни, основываясь только на внутреннем контроле. На его поведение накладывает отпечаток также включенность в общественную жизнь, которая выражается в том, что индивид является членом многих первичных групп (семья, производственная бригада, класс, студенческая группа и т. д.).

Каждая из первичных групп имеет устоявшуюся систему обычаев, нравов и институциональных норм, специфических как для данной группы, так и для общества в целом.

12 стр., 5544 слов

Тема: Проблема малой группы в социальной психологии

... занятие № 2-3 Тема: Социальная психология групп Вопросы: 1. Проблема группы в социальной психологии 2. Принципы исследования больших социальных групп: а) структура психологии больших организованных групп б) социальные слои и классы в) ... выберете пять основных: 1) явно; 2) скрыто; 3) взаимно; 4) обман; 5) контроль; 6) эксплуатация; 7) игра на слабостях: а) 1,2,4,5,6; б) 2,3,5,6,7; в) 2,4,5,6,7; ...

Таким образом, возможность осуществления группового социального контроля обусловлена включенностью каждого индивида в первичную социальную группу. Необходимым условием такого включения служит то обстоятельство, что индивид должен разделять определенный минимум принятых данной группой культурных норм, составляющих формальный или неформальный кодекс поведения. Каждое отклонение от такого порядка немедленно приводит к осуждению поведения группой. В зависимости от важности нарушаемой нормы возможен широкий диапазон осуждения и санкций со стороны группы — от простых замечаний до изгнания из данной первичной группы. Вариации поведения группы, возникающего в результате группового давления, можно проследить на примере производственной бригады. Каждый член бригады должен придерживаться определенных норм поведения не только на производстве, но и после работы. И если, скажем, непослушание бригадиру может повлечь для нарушителя резкие замечания со стороны рабочих, то прогулы и пьянство часто заканчиваются его бойкотом и отторжением из бригады, так как они носят материальный ущерб каждому из членов бригады. Как мы видим, социальный контроль в данном случае заканчивается применением неформальных санкций по отношению к индивиду, нарушающему нормы.

Эффективность и своевременность применения социального контроля далеко не всегда одинаковы во всех первичных коллективах. Групповое давление на индивида, нарушающего нормы, зависит от многих факторов, и, прежде всего от статуса данного индивида. К лицам, имеющим высокие и низкие статусы в группе, применяются совершенно разные способы группового давления. Личность с высоким статусом в первичной группе или лидер группы имеет в качестве одн6ой из своих основных обязанностей изменение старых и создание новых культурных образцов, новых способов взаимодействия. За это лидер получает кредит доверия и сам может в той или иной степени отступать от групповых норм. Более того, чтобы не потерять свой статус лидера, он не должен быть полностью идентичным членам группы. Однако при отступлении от групповых норм у каждого лидера существует грань, через которую он не может перейти. За этой гранью он начинает испытывать действие группового социального контроля со стороны остальных членов группы и его лидерское влияние заканчивается.

Степень и вид группового давления зависят также от характеристик первичной группы. Если, например, сплоченность группы высока, высокой становится и групповой лояльность по отношению к культурным образцам данной группы и, естественно, повышается степень социального группового контроля. Групповое давление лояльных членов группы (т. е. членов группы, приверженных групповым ценностям) сильнее, чем членов разобщенной группы. Например, группе, проводящей вместе лишь свободное время и потому разобщенной, гораздо труднее осуществлять внутригрупповой социальный контроль, чем группе, совершающей регулярные совместные действия, например, в бригаде или семье.

Социальный контроль через принуждение

Многие примитивные, или традиционные, общества успешно контролируют поведение индивидов через нравственные нормы и, следовательно, посредством неформального группового контроля первичной группы; формальные законы или наказания в таких обществах не обязательны. Но в больших, сложных человеческих популяциях, где переплетены многие культурные комплексы, формальный контроль, законы и система наказаний постоянно развиваются и становятся обязательными. В случае если индивид вполне может затеряться в толпе, неформальный контроль становятся неэффективным и возникает необходимость в формальном контроле. Например, в племенном клане численностью от двух до трех десятков родственников вполне может действовать система неформального контроля над разделением пищи. Каждый член клана берет пищи столько, ск5олько ему необходимо, и вносит в общий фонд столько пищи, сколько может. Нечто подобное наблюдалось при распределении продуктов в небольших крестьянских общинах России. Однако в деревне с несколькими сотнями жителей такое распределение уже невозможно, так как очень трудно вести счет поступлениям и расходам неформально, на основе одного лишь наблюдения. Леность и жадность отдельных индивидов делают такую систему распределения невозможной.

10 стр., 4791 слов

Тема: Девиантное (отклоняющееся) поведение и социальный контроль

... жизнь человека, появляется тенденция к прерыванию многих социальных связей с группой и даже к изоляции от неё. Создаются ... людьми. Но неясно, почему люди становятся сверхмотивироваными. 1. Групповое влияние (семья). Например, семейная традиция может стать основой ... значительно. Девиантное поведение с трудом поддается определению, так как оно зависит от разнообразных социальных ожиданий, которые часто ...

Таким образом, при наличии высокой численности населения сложной культуры, начинает применяться так называемый вторично групповой контроль — законы, различные насильственные регуляторы, формализованные процедуры.

Когда отдельный индивид не желает следовать этим регуляторам, группа или общество прибегают к принуждению, чтобы заставить его поступать так же, как все. В современных обществах существуют строго разработанные правила, или система контроля через принуждение, которая представляет собой набор действующих санкций, применяемых в соответствии с различными типами отклонений от норм.

6. Труд

Карл Маркс определяет труд, как универсальную сознательную деятельность человека, в которой он реализует себя, создает материальные и духовные ценности для удовлетворения сущностных потребностей.

Также, Маркс определяет труд как процесс, совершающийся между человеком и природой, в котором человек, собственно деятельностью, опосредует, контролирует и регулирует обмен между собой и природой.

Такое определение, скорее философского характера. нежели социологического.

Американский ученый Вотсон определяет труд, как выполнение задачи, которая позволяет людям производить средства к существованию, в пределах окружающей среды, в процессе которого люди самоосуществляют, саморегулируют себя.

Таким образом, труд понимается как процесс деятельности человека, направленный на самореализацию и получение определенной выгоды.

Отечественный социолог Верховин, дает определение трудовой деятельности.

Трудовая деятельность, в его понимании, это относительно жестко фиксированный в пространстве и времени, целесообразный ряд операций и функций, совершаемых людьми, как правило, в рамках производственных организаций. В результате трудовой деятельности осуществляется производство: 1) товаров, 2) оказание услуг, 3) разработка научных идей, 4) аккумуляция информации.

4 стр., 1924 слов

Когнитивные механизмы процесса совершенствования психомоторной ...

... функционального смысла. Роль когнитивных компонентов в процессе совершенствования не отдельного движения, а целостной психомоторной спортивной деятельности раскрывается в связи с изучением ... нашего исследования является психомоторное действие в контексте мотивированной деятельности. Итак, мотивированная деятельность человека может рассматриваться как системная организация, в которую психомоторные ...

Любую трудовую деятельность, считает Верховин, можно разложить на следующие компоненты:

1) сам набор трудовых операций;

2) набор качеств субъекта труда;

3) нормативная структура трудовой деятельности.

Таким образом, труд — это процесс человеческой деятельности, ограниченный определенными пространственно-временными рамками, и имеющий специфические компоненты и характеристики.

Карл Маркс определяет процесс труда, как процесс приложения к сырью и материалам человеческой рабочей силы, с целью создания продукта труда, который обладает определенными полезными свойствами.

Процесс труда имеет следующие компоненты:

1. Предмет труда — то, на что направлен процесс трудовой деятельности.

2. Средство труда — те инструменты, при помощи которых оказывается воздействие на предмет труда.

3. Результат (продукт) труда — оббъект, который обладает требуемыми полезными свойствами.

Заключение

Социальная динамика, социальные изменения, социальное развитие и их соотношение, содержание и направленность социального развития. Все в мире находится в постоянном движении, в том числе и социальная материя. Однако характер, направленность, интенсивность движения могут быть различными.

Для обозначения этих различий движения социальной материи в социологии и существуют такие понятия как социальная динамика , социальные изменения , социальное развитие , социальный прогресс , социальный регресс и т.д. Принципиально важно с методологической точки зрения вникнуть в содержание этих категорий. Итак,социальная динамика. Это понятие в обиход ввел О.Конт — основоположник социологии. Он употреблял его, во-первых, как противопоставление социальной

статике, для обозначения социального движения. Во-вторых как смену состояний общественных явлений. Таким образом, социальную динамику можно определить как социальное движение, как смену состояний общественных явлений и образований, общества в целом.Близкое к нему по смыслу понятие социальные изменения . Социальные изменения — это нарушение тождества социального явления, процесса с самим собой или с подобным ему социальным явлением, процессом.

Список используемой литературы

1. . Конт О. Дух позитивной философии (Слово о положительном мышлении).

СПб., 1910.

2. Заславская Т.И. Социетальная трансформация российского общества: Деятельностно-структурная концепция. – М.:Дело, 2002. – 568с.

3. Курс социально-экономической статистики: Учебник для вузов /Под ред. проф. М.Г.Назарова. – М.: Финстатинформ, ЮНИТИ-ДАНА, 2000. – 771с.

4. Практикум по теории статистики: Учеб. пособие./Под ред. проф. Р.А,Шмойловой. – М.: Финансы и статистика, 1999. – 416 с.: ил.

5. Салин В.Н., Шпаковская Е.П. Социально-экономическая статистика: Учебник. – М.: Юристъ, 2001. – 461с.

6. Социальная статистика: Учебник / Под ред. чл.-кор. РАН И.И.Елисеевой. – 3-е изд., перераб. и доп. – М.: Финансы и статистика, 2001. – 480 с.: ил.

7. Социально-экономическая статистика /Н.П.Дащицкая, С.С.Подхваталина, И.Е.Теслюк и др.; Под ред. С.Р.Нестерович: Учеб. пособие. – Мн.: БГЭУ, 2000. – 231с.

8. Социально-экономическая статистика: Учеб. пособие для студ. высш. учеб. заведений. – М.: Гуманит. изд. центр ВЛАДОС, 2001. – 272 с.

9. Социология: Учебник для вузов. – М.: Академический Проект, 2001. – 3-е изд., перераб. и доп. – 508с.

10. Статистика: Курс лекций / Харченко Л.П., Долженкова В.Г., Ионин В.Г. и др.; Под ред. к.э.н. В.Г.Ионина. – Новосибирск: Изд-во НГАЭиУ, М.: ИНФРА-М, 1998. – 310с.

11. Тавокин Е.П. Социальная статистика: Учебное пособие. – М.; Изд-во РАГС, 2001. 109 с.

12