Тема: Проблема малой группы в социальной психологии

УДК 37. 015. 3

ББК 88. 840. 302

 

Социальная психология. Методические рекомендации для студентов. Составитель: Бостанджиева Т.М. ─ Тобольск: ТГПИ им. Д.И. Менделеева, 2007. ─ с. ─ 100 экз.

 

 

© Бостанджиева Татьяна Михайловна, 2008

© ТГПИ им. Д.И. Менделеева, 2008

 

Планы семинарских занятий и задания для самостоятельной работы

По Социальной психологии для студентов 1 курса ФИЯ

Семинарское занятие №1

Тема: Теоретические основы социальной психологии

Вопросы:

1. Исторические этапы развития Социальной психологии.

2. Социально-психологические явления как предмет Социальной психологии.

3. Структура социально-психологической теории.

4. Задачи социальной психологии

5. Методы Социальной психологии

 

Литература

1. А.Н. Сухов Социальная психология. – М., 2006 – гл.1

2. Е.В. Руденский Социальная психология (курс лекций).

М – Новосибирск 1999. Тема 1-3

3. А.Н. Сухов, А.А. Бодалев Социальная психология. – М., 2001

4. В.Г. Крысько Социальная психология. Курс лекций. М., 2005. Лекция 1.

5. Социальная психология. Электронная хрестоматия. www.tgpi.tob.ru

6. Бостанджиева Т.М. Тесты, задачи и задания для самостоятельной работы студентов при изучении психологии. Тобольск, 2006.

 

 

Тесты:

1. Особенностями поведения человека в толпе, по мнению авторов теории «психологии масс», является:

а) повышение интеллектуальных возможностей;

б) утрата личной ответственности;

в) повышение личной ответственности;

г) повышение самоконтроля.

2. Основателем «теории инстинктов социального поведения» является:

а) Г.Фестингер;

б) У.МакДауголл;

в) З.Фрейд;

г) Э.Росс;

3. Идея разделить психологию на социальную и собственно психологию в 20-е годы 20 века, принадлежит:

а) В.М. Бехтереву;

б) Г.И. Челпанову;

в) Л.С. Выготскому;

г) П.Ф. Нечаеву.

4. Методы, не имеющие ограничений в применении относительно возрастных особенностей испытуемых — …

а) наблюдение и эксперимент

б) эксперимент и тест

в) беседа и тест

12 стр., 5999 слов

Конфликты как объект и предмет социального изучения: теория и ...

... методов его исследования. В статье Козера Льюиса «Функции социального конфликта» были взяты сведения, подтверждающие положительное влияние конфликта на ... большинства граждан это положение вещей не было. Гришина Н.В. Психология конфликта. 2-е изд. СПб.: Питер, 2008. Таким ... для социологии как науки: конфликт является важной частью социальной картины, и его изучение приводит к расширению границ ...

г) тест и анкета

5. Активное вмешательство исследователя в деятельность испытуемого с целью создания условий для установления социально-психологического факта называется…

а) анализом продуктивной деятельности

б) контент — анализом

в) беседой

г) экспериментом

6. К задачам социальной психологии не относится…

а) раскрытие психологических закономерностей формирования человека как

творческой личности

б) прогнозирование политики, экономики и других процессов в развитии государства

в) исследование всего многообразия отношений и общения, в т.ч. их деформаций

г) анализ источников и условий возникновения и функционирования социально-

психологических феноменов

7. Эксперимент не бывает

а) исследовательским

б) лабораторным

в) формирующим

г) естественным

8. Структура социально-психологической теории не включает в себя

а) закономерности и механизмы

б) фасилитацию

в) феноменологию

г) методологию

9. Третий этап (с сер. 1940-х гг. до наших дней) в становлении социальной психологии связан с…..

а) определением предметной области

б) решением практических задач

в) созданием теории деятельности

г) созданием первых социально-психологических теорий

10. Первые социально-психологические концепции сложились на …. этапе становления социальной психологии

а) первом

б) втором

в) третьем

г) современном

11. К методом активного социально-психологического обучения не относится…

а) сензитивный тренинг

б) дискуссионный метод

в) игровой метод

г) эксперимент

12. В отечественной психологии второй этап дискуссии о предмете социальной психологии развивался…

а) в начале XX в.

б) в конце 50-х нач.60-х гг. XX в.

в) в 30 г.XX в.

г) во второй половине XIX в.

13. ……. в XVII в. ввел понятие социальный опыт, и считал, что ребенок – это чистая восковая доска, на которой можно написать что угодно:

а) М. Мид

б) А. Валлон

в) Дж. Локк

г) Э. Дюргейм

14. Способ социально-психологического познания, отвечающий конкретным целям и задачам исследования, содержащий в себе описание объекта и процедур изучения, способов фиксации и обработки полученных данных называется….

а) методологической установкой

б) методикой

в) парадигмой

г) методологией

15. Первый этап в становлении социально-психологического знания называется

а) научным

б) философским

в) донаучным

г) феноменологическим

16. Горме выступает как движущая сила интуитивного характера, объясняющая социальное поведение, по мнению….

а) М. Лацаруса

б) Э.Росса

в) Г. Тарда

г) У. Мак-Дугалла

17. Метод исследования, предусматривающий устное, прямое или косвенное получение сведений, называется…..

а) беседой

б) экспериментом

в) наблюдением

г) тестированием

18. Идея о том, что главная сила истории народ или «дух целого» дана в ……

а) теории рекапитуляции

б) психологии масс

в) теории инстинктов социального поведения

г) психологии народов

7 стр., 3474 слов

Барьеры общения 2

... совместную деятельность (общение). Цель данной работы - рассмотреть барьеры общения и пути их преодоления. 1 Общение как восприятие ... не столько продумывается, сколько прочувствуется. Основоположник гуманистической психологии К. Роджерс (1902--1987) определял эмпатическое ... общения, способен по внешности человека, его одежде, манере говорить и поведению достаточно точно определить многие его социально ...

19. Структура социально-психологической теории не включает в себя как компоненты:

а) педагогику

б) закономерности и механизмы

в) феноменологию

г) методологию

 

Самостоятельная работа № 1-2 (реферат)

Тема:Общение и взаимодействие

  1. Виды, формы и функции общения.
  2. Общение как обмен информацией.
  3. Общение как взаимодействие.
  4. Общение как восприятие людьми друг друга.

Тесты:

1. Перцептивная сторона общения состоит:

а) в обмене информацией между партнерами по общению;

б) в организации взаимодействия между общающимися индивидами;

в) в познании понимании людьми друг друга;

г) в планировании общей деятельности.

2. Интерактивная сторона общения состоит в:

а) в восприятии и познании партнера по общению;

б) в обмене информацей между партнерами по общению;

в) в установлении контакта между людьми;

г) в организации взаимодействия между общающимися индивидами.

3. К вербальным средствам общения относится:

а) жесты;

б) речь;

в) мимика;

г) система «контакта глаз».

4. Схемы формирования первого впечатления о человеке включают следующие факторы:

1) привлекательности; 2) превосходства; 3) положительного отношения к партнеру; 4) образования;

а) 1,2,4;

б) 1,2,3;

в) 2,3,4;

г) 4,1,3.

5. Коммуникативный барьер – это …….. на пути адекватной передачи информации между партнерами, информация при этом ….. или…. изначальный смысл.

6. К причинам возникновения барьера непонимания относят:

1) фонетический барьер; 2) семантический барьер; 3) социальный барьер; 4) логический барьер; 5) психологический барьер; 6) когнитивный барьер:

а) 1,2,3,6;

б) 1,3,5,6;

в) 2,4,5,6;

г) 1,2,4,6.

7. Когнитивный барьер в общении возникает вследствие:

а) допущенных речевых ошибок;

б) различного уровня знаний собеседников о предмете общения;

в) наличие негативных чувств к собеседнику;

г) различного личностного смысла для общающихся.

8. В основе всех типовых схем формирования первого впечатления о человеке лежит:

а) отношение;

б) внутреннее побуждение;

в) реакция;

г) социальный стереотип.

9. Поведение человека – это…. на эмоциональный настрой окружающих его людей.

10. Форма межличностного общения, предполагающая воздействие на партнера с целью достижения своих скрытых намерений управлять и использовать называется:

а) императив;

б) манипуляция;

в) коммуникация;

г) диалог.

11. Определите признаки манипулятивного воздействия и выберете пять основных: 1) явно; 2) скрыто; 3) взаимно; 4) обман; 5) контроль; 6) эксплуатация; 7) игра на слабостях:

а) 1,2,4,5,6;

б) 2,3,5,6,7;

в) 2,4,5,6,7;

г) 1,2,3,5,7.

12. Особая форма восприятия одного человека другим, основанная на формировании устойчивого эмоционально-положительного чувства к нему называется:

а) атрибуцией;

б) эмпатией;

в) аттракцией;

г) идентификацией.

13. Механизм социальной перцепции, заключающийся в сопереживании и эмоциональном отклике другому человеку, называется:

а) идентификацией;

б) эмпатией;

в) рефлексией;

3 стр., 1423 слов

Психология делового общения 8

... 20. Методы практической психологии общения. Л., 1990. 21. Мишич Л. Как проводить деловые беседы. ... 17. Карандашев В.И. Основы психологии общения. Челябинск, 1990. 18. Кови С.Р. Семь навыков высокоэффективных людей./Пер. с англ.- М., 1997. 19. Лупьян Я.А. Барьеры общения, конфликты, стресс… Минск, 1986. ...

г) аттракцией.

14. Императивное общение предполагает:

а) равноправное субъект-субъектное общение

б) скрытное воздействие на партнера с целью достижения свои намерений

в) официальное распространение информации

г) авторитарную форму воздействия с партнером.

15. К механизмам социальной перцепции относятся:

а) десакрализация;

б) аттракция;

в) идентификация;

г) сублимация.

16. Вид общения, который происходит с целью достижения договорённости между людьми, не состоящими в близких межличностных отношениях, называют:

а) референтным;

б) деловым;

в) опосредованным;

г) ролевым.

17. Структурными компонентами общения выступают:

а) коммуникативный;

б) когнитивный;

в) восприятия партнёра;

г) нормативный.

18. Набор ожидаемых образцов поведения для мужчин и женщин, называют ролью:

а) половой;

б) перцептивной;

в) социальной;

г) гендерной.

19. Тип общения, связанный со скрытым воздействием на партнёра по общению, называют:

а) коммуникативное;

б) императивное;

в) диалогическое;

г) манипулятивное.

20. Коммуникативный аспект общения связан с …

а) межличностным взаимодействием

б) эмоциональным взаимодействием

в) манипуляцией

г) передачей и приёмом информации

21. Процессы, обуславливающие превращение человека в жертву обстоятельств или насилия других людей называется….

а) идентификацией

б) имитацией

в) виктимизацией

г) манипуляцией

22. Основные нормы взаимодействия психолога и клиента по поводу психологической информации – это…

а) настаивание на откровенном и доверительном разговоре

б) получение обратной связи о степени понимания информации клиентом

в) сообщение информации клиенту строго научным языком

г) сообщение информации, а не оценивание её

23. Конструктивный вид влияния при условии, что мы ясно и открыто сформировали партнеру цель нашего воздействия, называется…

а) принуждением

б) заражением

в) внушением

г) убеждением

24. Под….. педагогическими способностями (по В.А. Крутецкому) понимается способность проникать во внутренний мир ученика, психологическая наблюдательность, связанная с тонким понимание личности учащегося и его временных психических состояний

а) перцептивными

б) дидактическими

в) академическими

г) организаторскими

 

Литература:

 

  1. Г.М. Андреева Социальная психология. – М., 2004
  2. Крысько В.Г. Социальная психология. Курс лекций. – М., 2005 (лекции 4,5).
  3. М. Хьюстон, В. Штрёбе. Введение в социальную психологию. Европейский подход. – М., 2004. часть III.
  4. Руденский Е.В. Социальная психология. Курс лекций. М – Новосибирск, 1999.
  5. Е.В. Андриенко Социальная психология – М., 2004, гл. 11-14.
  6. Социальная психология. Электронная хрестоматия. www.tgpi.tob.ru
  7. Бостанджиева Т.М. Тесты, задачи и задания для самостоятельной работы студентов при изучении психологии. Тобольск, 2006.

 

 

Семинарское занятие № 2-3

Тема: Социальная психология групп

Вопросы:

1. Проблема группы в социальной психологии

2. Принципы исследования больших социальных групп:

а) структура психологии больших организованных групп

5 стр., 2464 слов

Группы социального риска в современном российском обществе

... В зависимости от области изучения выделяют множество классификаций детей "группы риска". В психологии, педагогике, социальной педагогике к данной категории детей относят тех, кто испытывает трудности ... что девиантное поведение - поведение, характеризуемое отклонением от нормы, рассматриваемое большинством членов общества как предосудительное и недопустимое (хотя многие социологи к девиантным относят ...

б) социальные слои и классы

в) этнические группы

г) гендерные и возрастные группы

3. Стихийные группы и массовые движения.

4. Характеристика массовых социально-психологических явлений (общественное мнение, социальная оценка).

5. Психология толпы

 

Тесты:

1. К способам воздействия большой социальной группы на человека относятся (указать три правильных ответа):

а) заражение;

б) альтруизм;

в) внушение;

г) подражание.

2. Психологические особенности людей различных народов и культур изучает:

а) политическая психология;

б) социальная психология;

в) этнопсихология;

г) сравнительная психология;

3. К базовым понятиям национального самосознания в этнопсихологии относят (указать 2 правильных ответа):

а) патриотизм;

б) альтруизм;

в) национализм;

г) архетип;

4. Психологическое свойство воспринимать и оценивать жизненные явления только сквозь призму традиций и ценностей собственной этнической группы, выступающей в качестве эталона, называется:

а) эгоцентризм;

б) фасилитация;

в) патриотизм;

г) этноцентризм.

5. Групповой фаворитизм – это механизм межгруппового восприятия, заключающийся в тенденции …. собственной группе и ее членам при сравнении с другими сопоставимыми с ней группами.

6. Культурная дистанция – это степень … или … между культурами.

7. Процесс, при котором этническая группа и ее члены теряют свою культуру, но не устанавливают тесных контактов с другой культурой, называется:

а) интеграция;

б) маргинализация;

в) конфронтация;

г) коммуникация.

8. Бесструктурное скопление на короткий период людей, лишенных ясно осознаваемой общности целей, но связанных между собой сходством эмоционального состояния и общим объектом внимания, называется:

а) толпой;

б) массой;

в) аудиторией;

г) группой.

9. Некоторый устойчивый образ какого-либо явления (или человека), которым пользуются как известным «сокращением» при взаимодействии с этим явлением, называется:

а) предикат;

б) установка;

в) ключ доступа;

г) стереотип.

10. К ведущим стратегиям поведения в процессе взаимодействия относят:

а) избегание;

б) внушение;

в) убеждение;

г) сотрудничество.

11. Набор ожидаемых образцов поведения для мужчин и женщин, называют ролью:

а) половой;

б) перцептивной;

в) социальной;

г) гендерной.

 

Литература:

1. Андреева Г.М. Социальная психология. – М., 2004.

2. Андриенко Е.В. Социальная психология. – М., 2004, гл. 7.

3. Крысько В.Г. Социальная психология. Курс лекций. – М., 2005, лекции 8, 9, 10

4. Сухов А.Н. Социальная психология. – М., 2006, ч III, гл. 9-10

5. Стефаненко Т.Г. Социальные стереотипы и межэнические отношения. Социальная психология. Хрестоматия. – М., 2003.

6. Московичи С. Вектоли: Исторический трактат по психологии масс. Пер. с фр. – М., 1998.

7. Психология толпы. – М., 1998.

8. Бостанджиева Т.М. Тесты, задачи и задания для самостоятельной работы студентов при изучении психологии. Тобольск, 2006.

3 стр., 1022 слов

Психология преступных групп. Психология криминального насилия

... условий функционирования сообщества. В криминальной психологии лидеры преступных групп по стилю руководства подразделяются на ... характерная черта лиц, совершающих насильственные преступления, — дефектность социальной идентификации, эмоциональная тупость, импульсивная агрессивность. Лица, виновные в ... и противоречиях между лидером и другими членами группы. С учетом данной информации следователь ...

 

 

Самостоятельная работа № 3-4

Тема: Основы прикладной социальной психологии (реферат)

1. Прикладные проблемы социальной психологии.

2. Социальная педагогическая психология.

3. Психология в сфере экономики и управления.

4. Социальные проблемы юридической психологии.

5. проблемы военной социальной психологии.

6. Психология политики и международных отношений.

7. Психология религии.

8. Психология сферы обслуживания.

 

Литература:

1. Социальная психология. Под ред. А.Н. Сухова, А.А. Деркача. Часть II.

2. Г.М. Андреева Социальная психология. М. 2004 г. раздел 5

3. Социальная психология. Хрестоматия. Составитель Свенцицкий А.С., М., 2002

4. Казаков В.Г. Развитие прикладных проблем социальной психологии. Книга «Прикладные проблемы социальной психологии». М., 1983. Социальная психология. Электронная хрестоматия. www.tgpi.tob.ru

5. Ратинов. Социально-психологические аспекты юридической теории и практики. Книга «Прикладные проблемы социальной психологии». М., 1983. Социальная психология. Электронная хрестоматия. www.tgpi.tob.ru.

6. Рощин С.К. Психология и право: некоторые специфические вопросы психологии управления. Книга «Прикладные проблемы социальной психологии». М., 1983. Социальная психология. Электронная хрестоматия. www.tgpi.tob.ru

7. Коломинский Я.Л. Социальная педагогическая психология. Книга «Прикладные проблемы социальной психологии». М., 1983. Социальная психология. Электронная хрестоматия. www.tgpi.tob.ru

8. Феденко Н.Ф. Актуальные проблемы военной социальной психологии. Книга «Прикладные проблемы социальной психологии». М., 1983. Социальная психология. Электронная хрестоматия. www.tgpi.tob.ru

9. Кучевская Н.В. Проблемы социально-психологичекого исследования сферы обслуживания. Книга «Прикладные проблемы социальной психологии». М., 1983. Социальная психология. Электронная хрестоматия. www.tgpi.tob.ru

10. Джеймс У., Многообразие религиозного опыта. М.; 2000 — 160 с.

11. Религиоведение: Социология и психология религии. Ростов-на-Дону., Феникс., 1996.

12. Религия и общество: Хрестоматия по социологии религии. М., 1996. М., 1996.

13. Рязанова Е.В., Психология религии. М.: 1999. — 50 с.

14. Угринович Д.М. Психология религии. — М.: Политиздат, 1986. — С. 7.

15. Фрейд 3. Психический генезис религиозных представлений: Культурная ценность религии // Религия и общество: Хрестоматия по социологии религии. М.:, 1996. — С. 328-334, 481-486.

 

Семинарское занятие № 4

Тема: Проблема малой группы в социальной психологии

Вопросы:

1. Понятие малой группы в социальной психологии.

2. Психологическая структура малой группы.

3. Характеристика социально-психологических процессов в малой группе.

4. Развитие малой группы:

а) процессы групповой динамики

б) психологическая теория коллектива

в) стадии развития группы

 

Тесты:

1. Сплочение – это формирование особого типа связей, которые позволяют формальную структуру, задаваемую извне превратить в:

15 стр., 7008 слов

ПСИХОЛОГИЯ ЛИЧНОСТИ ПРЕПОДАВАТЕЛЯ I

... результаты в обучении. 2. Педагогические способности Способности в отечественной психологии определяются как индивидуальные свойства личности, являющиеся условием успешного выполнения одного или нескольких видов деятельности. ... тип Y. Тип X стремится прежде всего развивать личность ребенка, опираясь на эмоциональные и социальные факторы. Придерживается гибкой программы, не замыкается на содержании ...

а) группу встреч;

б) психологическую общность;

в) общение;

г) корпорацию.

2. Социометрическая структура малой группы – это совокупность ….. позиций членов группы в системе межгрупповых межличностных предпочтений.

3. Социальная власть – это система взаиморасположений членов группы в зависимости от их способностей оказывать …… в группе.

4. Социальная власть в группе реализуется через … и……

5. В межличностном конфликте всегда присутствует ….., которое нарушает нормальные взаимоотношения и наносит ….. сторонам.

6. К факторам сплочения в малой группе относятся следующие пять показателей: 1) эмоциональная привлекательность членов группы; 2) конформизм; 3) сходство членов группы между собой; 4) мотивация сотрудничества; 5) мотивация антогонизма; 6) общие цели; 7) удовлетворенность каждого члена группы групповой деятельностью:

а) 1,2,3,4,6

б) 1,2,3,5,6,

в) 1,3,4,6,7

г) 1,4,5,6,7

7. Индивидуализм – это позиция человека, при которой он принимает решения и действует в соответствии с …. целями, предпочитая их целям ……

8. Коллективизм – это приоритет интересов группы над …. интересами.

9. Внутригрупповая внушаемость – это бесконфликтное внутреннее и внешнее ….. индивида с группой, являющееся следствием воздействия группы на личность и неосознаваемое им.

10. Добровольное подчинение суждения или действия индивида мнению группы, которое противоречит его собственному мнению, называется:

а) конформность;

б) влияние;

в) манипуляция;

г) внушение.

11. Осознание расхождения в мнениях с окружающими людьми и внешнее согласие с ними, реализуемое в поведении, это:

а) внушение;

б) подражание;

в) фасилитация;

г) конформность.

12. Избирательное реагирование члена группы на воздействие группы и принятие мнений, соответствующих групповым целям − это:

а) ценностно-ориентационное единство;

б) эмоциональная идентификация;

в) коллективистическое самоопределение личности;

г) сходство функционально-ролевых ожиданий.

13. Группа, объединенная только внутренними целями, не выходящая за ее рамки, стремящаяся осуществить свои групповые цели любой ценой, в том числе и за счет других групп, называется:

а) корпорацией;

б) ассоциацией;

в) кооперацией;

г) диффузной группой.

14. Особое качество группы, высший уровень ее развития обозначается термином:

а) кооперация;

б) коллектив;

в) корпорация;

г) ассоциация.

15. Процесс, посредством которого определенные члены группы мотивируют и ведут за собой группу, называется:

а) руководством;

б) доминированием;

в) управлением;

г) лидерством.

16. Композиция группы раскрывается посредством характеристик, отражающих:

а) профессиональную, социальную принадлежность членов группы;

б) взаимоотношения членов микрогрупп;

в) иерархию статусов;

г) направленность коммуникаций.

17. Осуществляемый групповой выбор из ряда альтернатив в условиях взаимного обмена информацией при решении общей для всех членов группы задачи называется:

15 стр., 7003 слов

Проблема группы в социальной психологии

... проблемой социальной психологии. Интерес к ней возник после начала обсуждения проблемы общества и личности, в частности личности и среды ее формирования. Малая группа рассматривается ... Связи, составляющие формальную структуру, безличны. Итак, группа, основанная на подобных связях, называется формальной. Если формальная структура группы определяется внешними факторами, то неформальная, наоборот, ...

а) групповой идентификацией;

б) групповой дискуссией;

в) групповым самоопределением;

г) групповым принятием решения.

18. Увеличение сплоченности группы приводит, как правило, к:

а) стремлению членов группы уменьшить свой личный вклад в совместную деятельность;

б) желание ослабить влияние группы и перейти в другую;

в) уменьшению влияния группы на ее членов;

г) усилению влияния группы на ее членов;

19. Референтный тип социальной власти в группе:

а) основан на отношениях симпатии и эмоционального предпочтения лидера;

б) базируется на превосходстве лидера;

в) реализуется через принуждение;

г) основан на вознаграждении лидером других членов группы.

20. Характерными чертами семьи как малой социальной группы, являются:

а) референтность;

б) открытость;

в) жёсткое распределение ролей;

г) разновозрастность.

21. Процесс группового развития, результатом которого является дифференциация групповой структуры, её совершенствование, за счёт личной инициативы участников, называется:

а) социализация

б) лидерство;

в) групповая динамика;

г) конформизм.

22. Повышение скорости и продуктивности деятельности вследствие актуализации в сознании образа другого человека, выступающего или соперником или наблюдателем,

а) фантазия;

б) каузальная интеграция;

в) фасилитация;

г) идеализация.

23. К ведущим стратегиям поведения в процессе взаимодействия относят:

а) избегание;

б) внушение;

в) убеждение;

г) сотрудничество.

24. Социометрическая процедура впервые предложена:

а) Коломенским Я.Л.;

б) Парыгиным Б.Д.;

в) Морено Дж;

г) Олпортом Г..

25. Реальная социальная общность, в которой отсутствует сплочённость и ценностно-ориентационное единство, называется:

а) корпорация;

б) неформальная группа;

в) диффузная группа;

г) толпа.

26. Основными социально – психологическими характеристиками группы, её параметрами, являются:

а) референтность;

б) тип группы;

в) композиция;

г) членство.

 

Литература:

1. Г.М. Андреева Социальная психология. М., 2004. Раздел 3.

2. Крысько В.Г. Социальная психология. Курс лекций. М., 2005. Лекция 7.

3. Т. Шибутани Социальная психология. Ростов-на-Дону. Пер. с англ. 1998.

4. Донцов А.И. психология коллектива. М., 1984.

5. Обозов Н.Н. Психология малых групп и коллективов. Социальная психология. Л., 1979.

6. Немов Р. Психология: в 3 книгах. Кн. 1. Общие основы психологии. учебник для высших пед. Учебных учреждений. М., 1998.

7. Кричесвский Р.Л., Дубовская Е.М. Психология малой группы. М., 1991

 

Самостоятельная работа № 5-6-7

Тема: Социально-психологические исследования.

Вопросы:

1. Методы социально-психологического исследования.

2. История возникновения социометрии.

3. Методика изучения межличностных отношений. Проведение социометрического эксперимента.

4. Методика изучения мотивов межличностных выборов. Проведение референтрометрии.

5. Особенности межличностных отношений в группе (по результатом исследования).

 

Тесты:

1. Сущность метода социометрии сводится к выявлению:

а) социальных качеств членов группы;

б) ценностных ориентацией членов группы;

в) системы симпатий – антипатий;

г) системы внешних связей группы.

2. Социометрия – это метод, позволяющий изучать…… членов группы, а также ……., которое занимает каждый член в группе.

3. Лидер – это тот, кто лучше других:

а) относится к остальным членам группы;

б) осознает критерии общности группы;

в) знает историю группы;

г) выполняет общегрупповые нормы.

4. Сплочение – это формирование особого типа связей, которые позволяют формальную структуру, задаваемую извне превратить в:

а) группу встреч;

б) психологическую общность;

в) общение;

г) корпорацию.

5. Социометрическая структура малой группы – это совокупность ….. позиций членов группы в системе межгрупповых межличностных предпочтений.

6. Социометрическая структура группы имеет следующие четыре характеристики: 1) статус; 2) взаимность; 3) конформизм; 4) фасилитация; 5) устойчивые межгрупповые предпочтения; 6) система отвержений:

а) 1,3,4,6;

б) 1,2,3,4;

в) 1,2,5,6;

г) 2,4,5,6.

7. Положение человека в обществе, установленное в терминах прав и обязанностей, называют:

а) социальная установка;

б) общественная позиция;

в) общественный престиж;

г) социальный статус;

8. Социометрическая процедура впервые предложена:

а) Коломенским Я.Л.;

б) Парыгиным Б.Д.;

в) Морено Дж;

г) Олпортом Г..

9. Динамический аспект статуса, выражение своих прав и обязанностей в соответствии с социальными ожиданиями.

а) роль;

б) позиция;

в) престиж;

г) вознаграждение;

10. Референтометрия позволяет выявить

а) уровень самосознания

б) мотивы межличностных выборов

в) уровень интеллекта

г) эмоциональные предпочтения

11. Процесс, посредствам которого определенные члены группы мотивируют и ведут за собой группу, называется

а) дискуссией

б) руководством

в) лидерством

г) управлением

Литература:

1. Общая психология. Под ред. А.В. Петровского. М., 1986. гл. «Коллектив».

2. Социальная психология. Под ред. Петросвкого А.В. М., 1987

3. Коломинский Я.Л. Психология взаимоотношений в малых группах. Минск, 1976.

4. Социальная психология. Электронная хрестоматия. www.tgpi.tob.ru

5. Бостанджиева Т.М. Тесты, задачи и задания для СРС при изучении психологии. Тобольск, 2006.

6. Золотовицкий Р.А. Социометрия Я.Л. Морено. Методология и история психологии, 2007, том 2, вып.2

 

Методические указания к вопросам 2-4.

1. Изучить литературу по списку.

2. Провести социометрический эксперимент

3. Обработать результаты социометрического опроса.

4. Сделать анализ и интерпретацию результатов:

а) каковы основные группировки и что их объединяет;

б) каково положение актива и трудных подростков.

5. Сформулировать педагогические рекомендации:

а) как повысить статус изолированных и ослабить влияние нежелательных лидеров;

б) как улучшить взаимоотношения в классе;

в) как организовать воздействие на микрогруппы и отдельных учащихся

6. Представить результаты в форме социматрицы и социограммы.

 

Семинарские занятия № 5-6

Тема:Психология межгрупповых отношений.

Вопросы:

1. Дифференциация и интеграция в межгрупповых отношениях.

2. Межгрупповые отношения на уровне социальной стратификации.

3. межгрупповые феномены.

4. Отношения между малыми группами.

5. Понятие и виды психологического воздействия.

 

Тесты:

1. Групповой фаворитизм – это механизм межгруппового восприятия, заключающийся в тенденции …. собственной группе и ее членам при сравнении с другими сопоставимыми с ней группами.

2. Культурная дистанция – это степень … или … между культурами.

3. Процесс, при котором этническая группа и ее члены теряют свою культуру, но не устанавливают тесных контактов с другой культурой, называется:

а) интеграция;

б) маргинализация;

в) конфронтация;

г) коммуникация.

 

Литература:

1. Агеев В.С. Межгрупповое взаимодействие. Социально-психологические проблемы. М., 1990

2. Е.В. Андриенко Социальная психология. М., 2004.

3. Крысько В.Г. М., 2005. Лекция 14

 

 

Семинарские занятия № 7-8

Тема:Проблемы личности в социальной психологии

Вопросы:

1. Понятие социализации. Механизмы и институты социализации.

2. Основные этапы социализации личности.

3. Содержание процесса социализации. Сферы становления личности.

4. «Значимые другие» и личность. Референтные группы.

5. Социализация и детерминация социального поведения личности.

Литература:

  1. Божович Л.И. Проблемы формирования личности. М., 1995.
  2. Келли Г. Две функции референтных групп / Социальная психология. Электронная хрестоматия. www.tgpi.tob.ru
  3. Кон И.С. Психология ранней юности. М., 1989.
  4. Андреева Г.М. Социальная психология. М., 1998. Гл. 16, 17.
  5. Ананьев Б.Г. Социальные ситуации развития личности и ее статус / Хрестоматия по психологии: Уч. пособие / Под ред. А.В. Петровского М., 1987. С. 134-140.
  6. Мясищев В.Н. Проблема отношений человека и ее место в психологии / там же. с. 146-152. или Хрестоматия по психологии / Под ред А.В. Петовского . М., 1977. С. 164-171.
  7. Фельдштейн Д.И. Социализация и индивидуализация – содержание процесса социального взросления // Вопросы психологии. 2001. .№ 5.
  8. Абраменкова В.В. Социальная психология детства в контексте развития отношений ребенка в мире // Вопросы психологии. 2002. № 1. С. 3-17.

 

Перед семинарским занятием необходимо изучить рекомендованную литературу и рассмотреть следующие проблемы:

По вопросу 1 (Г.М. Андреева «Социальная психология», Е.В. Андриенко «Социальная психология», Фельдштейн Д.И. Социализация и индивидуализация – содержание процесса социального взросления», статья Смелзера Н. «Социализация: основные проблемы и направления исследования»):

· социализация: основные проблемы и направления исследования;

· особенности современной социализации;

· механизмы и институты социализации.

По вопросу 2 (Г.М. Андреева «Социальная психология», Е.В. Андриенко «Социальная психология»):

· стадии социализации (А.В. Петровский, Гилинский и др.);

· стадии социализации по отношению к трудовой деятельности.

По вопросу 3 (Г.М. Андреева «Социальная психология»):

· дать краткую характеристику сферам становления личности.

По вопросу 4 (Г.М. Андреева «Социальная психология», Е.В. Андриенко «Социальная психология», статья Келли Г. «Две функции референтных групп», статья Мясищева В.Н. «Проблема отношений человека и ее место в психологии»):

· благоприятные условия социального развития личности;

· влияние референтной группы на социальное развитие.

По вопросу 5 (Г.М. Андреева «Социальная психология», ?):

· социализация и детерминация социального поведения личности.

 

1. Г.М. Андреева Социальная психология. М. 2004

2. Смелзер Н. Социализация: основные проблемы и направления исследования // Хрестоматия: Учеб. пос. для студ. вузов/ Е.П. Белинская, О.А. Тихомандрицкая. – М., 2000. – С. 327-349.

3. Ядов В.А. Социальная идентичность личности. – М., 1994

 

Тесты:

 

1. Процесс включения индивида в социальные отношения, в результате которого он усваивает и активно воспроизводит социальный опыт называется…….

2. Процесс социализации – это совокупность всех ……, благодаря которым индивид …… определенную систему ……. норм и ценностей, позволяющих ему функционировать в качестве ……. общества.

3. Поиск средств и способов для проявления и фиксации своей индивидуальности называется:

а) социализацией

б) идентификацией

в) индивидуализацией

г) интеграцией

4. Активное усвоение действующих в обществе норм и овладение соответствующими формами и средствами общения и деятельности называется …….

5. Социальная фиксированная установка, предрасположенность к определенному поведению личности в ситуациях общения с другими людьми называется:

а) диалог

б) адаптация

в) интеграция

г) аттитюд

6. Социально – типические образования личности, обусловленные влиянием социального окружения это:

а) индивид

б) персона

в) альтруизм

г) личность

7. Развитие личности – это процесс …… как …… качества индивида в результате его …… и …….

8. Развитие социальных качеств индивида в ходе социализации и воспитания лежит в основе:

а) развития личности;

б) психокоррекции;

в) психодиагностики;

г) обучения.

9. Процесс и результат усвоения и активного воспроизводства индивидом социального опыта, осуществляемый в общении и деятельности, называется:

а) социализация;

б) аккультурация;

в) адаптация;

г) конформизм.

10. Закодированную модель конечного результата деятельности, называют:

а) внушаемость;

б) установка;

в) заражение;

г) манипуляция.

11. К механизмам социальной перцепции относятся:

а) десакрализация;

б) аттракция;

в) идентификация;

г) сублимация.

12. Положение человека в обществе, установленное в терминах прав и обязанностей, называют:

а) социальная установка;

б) общественная позиция;

в) общественный престиж;

г) социальный статус;

13. При исследовании личности в социальной психологии важнейшее место занимает проблема…..

а) социальной установки

б) мышления

в) темперамента

г) способностей

14. К мезафакторам, влияющим на социализацию человека не относится:

а) тип поселения

б) региональные условия

в) планета

г) этнокультурные условия

15. Субъектом в психологии называется:

а) человек как обладатель социальных качеств;

б) человек как единое природное существо, представитель вида Homo sapiens;

в) индивид или группа как источник познания и преобразования действительности, носитель активности;

г) испытуемый, принимающий участие в психологическом эксперименте.

16. Термин «личность» в психологии определяется как:

а) человек, достигший высокого уровня психической зрелости;

б) психически здоровый человек, занимающийся общественно полезной деятельностью;

в) сильный, волевой человек, достигший общественного признания;

г) социальное качество, приобретаемое индивидом в предметной деятельности в общении и характеризую­щее меру представленных в индивиде общественных отношений.

17. Уровнем притязаний называют:

а) желаемый уровень самооценки (образа «Я»), проявляющийся в степени трудности цели, которую индивид ставит перед собой;

б) степень эмоциональной напряженности перед той или иной деятельностью;

в) оценку индивидом своих возможностей в напряженной ситуации;

г) степень трудности цели, которую перед собой ставит субъект.

18. Понятие «убеждения» в психологии определяется как:

а) система мировоззрения личности, большая часть которой действует как бессознательные тенденции, акты, установки и т.д.;

б) устойчивые, хорошо аргументированные позиции личности;

в) система мотивов личности, побуждающих ее поступать в соответствии со своими взглядами, принципами, мировоззрением;

г) система идеалов, взглядов, позиций личности.

19. Психологической защитой называется:

а) степень эмоциональной напряженности перед той или иной деятельностью;

б) специфически ориентированное поведение, направленное на устранение того, что угрожает физической или психической целостности организма;

в) психическое состояние, возникающее вследствие реальной или воображаемой помехи, препятствующей достижению целей;

г) специальная регулятивная система стабилизации личности, направленная на устранение или сведение к минимуму чувства тревоги, связанного с осознанием конфликта.

20. Идеальным «Я» обозначается:

а) стремление быть понятным, завоевать симпатии, уважение окружающих значимых людей или же желание остаться незамеченным, скрыть свои недостатки, уклониться от оценки и критики;

б) то, каким человек желал бы стать, если бы это оказалось для него возможным;

в) желание человека строить свое поведение в верхних пределах своих возможностей;

г) то, каким человек должен был бы стать, чтобы соответствовать своим собственным внутренним критериям успешности.

21. Креативностью обозначают:

а) врожденные физиологические особенности человека, которые служат основой развития способностей;

б) общую способность к творчеству;

в) специальную способность к творчеству;

г) патологическую склонность вести себя необычно, не так, как все.

22. Понятие «идентификация» в психологи связывается с:

а) псевдоразумным объяснением человеком своих желаний, поступков, в действительности вызванных причинами, признание которых грозило бы потерей самоуважения;

б) бессознательным переносом на себя чувств и качеств, присущих другому человеку и недоступных, но желательных для себя;

в) видом психологической защиты, при котором происходит обособление внутри сознания травмирующих человека факторов;

г) видом психологической защиты, в котором действия, направленные на недоступный объект, переносятся на действие с доступным объектом.

23. Компонент структуры личности в теории К.Г.Юнга, являющийся универсальной, врождённой частью подсознания:

а) сознание;

б) личное бессознательное;

в) бессознательное;

г) коллективное бессознательное.

24. Фрейдизм −

а) рассматривает психологию как науку поведения;

б) рассматривает проблему развития интеллекта;

в) дает представление о человеческом организме как системе;

г) рассматривает вопрос о сексуальной жизни человека.

25. Гуманистическая психология сконцентрирована на:

а) изучении социальной сферы в психологии личности;

б) исследовании терапевтических приемов оптимизации жизни человека;

в) изучении здоровых и творческих людей;

г) исследовании познавательных процессов.

26. Главным элементом поведения для бихевиористов являются:

а) врожденная установка;

б) ошибка стимула;

в) реакция;

г) связь стимула и реакции.

27. Суть понятия «самость» раскрывается через:

а) персонификацию жизненной мудрости и зрелости;

б) бессознательную противоположность того, что индивидуум настойчиво утверждает в сознании;

в) социальную роль человека, проистекающую из общественных ожиданий и обучения в раннем детстве;

г) воплощение целостности и гармонии, регулирующий центр личности.

28. Термин «сублимация» психоанализе означает:

д) форму замещения, при которой импульсы «ид» направляются на социально приемлемую активность;

е) стремление осознавать свои инстинктивные побуждения;

ж) освоенную индивидуумом систему социальных норм и стандартов поведения, полученную от родителей посредством поощрения и наказания.

29. Понятие «персона» включает в себя:

а) бессознательную противоположность того, что индивид настойчиво утверждает в сознании;

б) воплощение целостности и гармонии, регулирующий центр личности;

в) социальную роль человека, проистекающую из общественных ожиданий и обучения в раннем детстве;

г) персонификацию жизненной мудрости и зрелости.

30. Самоактуализацией называется:

а) процесс развития, в котором индивидуум берет на себя ответственность за максимально полную реализа­цию своего потенциала;

б) процесс, в котором проявляются наиболее существенные свойства личности;

в) процесс, включающий в себя здоровое развитие способностей людей, позволяющих им стать тем, кем они могут стать, а значит жить осмысленно и совершенно;

г) высший аспект жизни, достигаемый наиболее активными людьми.

Задание:

Учу не я, а город» (Сократ).

Вопросы:

1. О каком социально – психологическом процессе идет речь? Дайте его определение.

2. Назовите условия осуществления данного социально – психологического процесса, используя предложенный афоризм.

3. Какое из условий является доминирующим с Вашей точки зрения. Докажите свою точку зрения.

 

Семинарское занятие № 9

Тема: Межличностный конфликт

Вопросы:

1. Понятие межличностного конфликта.

2. Структура межличностного конфликта (предмет, объект конфликта, конфликтная ситуация, участники конфликта).

3. Конфликтная ситуация и конфликтное поведение. Стратегии и исходы конфликтного взаимодействия.

4. Динамика конфликта.

5. Функции конфликта.

Тесты:

  1. В межличностном конфликте всегда присутствует ….., которое нарушает нормальные взаимоотношения и наносит ….. сторонам.
  2. Основным препятствием разумного выхода из конфликтной ситуации является:

а) эмоциональная сторона конфликта;

б) рациональная сторона конфликта;

в) прагматизм;

г) нарушение правил общения.

  1. Для межличностного конфликта характерен особый вид взаимодействия – это …… взаимодействие.

 

Тесты № 1-55 (см. учебное пособие «Конфликтология»).

Литература:

1. Андреева Г.М. Социальная психология

2. Анцупов А.Я., Шипилов А.И. Конфликтология. М., 1999.

3. Шибутани Т. Социальная психология. Пер. с англ.. Ростов-на-Дону, 1998.

4. Конфликтология. Ростов-на-Дону, «Феникс», 2001.

5. Конфликтология: Учебник, 4-е изд-во. Ред. А.С. Кармина. – СПб, Лань, 2001.

6. Конфликтология. Учебное пособие. Составитель Бостанджиева Т.М. Тобольск 2007.

 

Самостоятельная работа № 8-9

Тема: Психология межличностного конфликта.

Задания:

1. Выучить основные понятия, изучаемые в конфликтологии.

2. Провести самодиагностику конфликтного поведения, используя психологические тесты 1-13 методического пособия (на выбор 2-3 теста)

3. В тетради для лабораторных работ представить обработку результатов исследования.

4. Подготовиться к контрольной работе, решить тесты для самоконтроля 1-55 методического пособия «Конфликтология».

Литература:

 

  1. Конфликтология. Учебное пособие. Составитель Бостанджиева Т.М. Тобольск 2007.

 

 

Методические рекомендации для студентов

 

Т.М. Бостанджиева

 

 

Социальная психология

 

Лицензия на издательскую деятельность

ЛР №040287 от июля 1997года

Отпечатано с оригинал-макета. Подписано в печать .2007

Формат Усл. печ. л. 1,2 Тираж 300 экз. Заказ № _________

 

 

Отпечатано в минитипографии

Тобольского государственного педагогического института,

626150, г. Тобольск, ул. Знаменского, 58.

 

 

КЛЮЧ К МЕТОДИЧКЕ

Сем. занятие № 1 См. раб № 1-2 Сем. занятие № 2-3 Сем. занятие № 4 См. раб № 5-6-7 Сем. занятие № 5-6 Сем. занятие № 7-8 Сем. занятие № 9
1) б 1) в 1) а, в, г 1) б 1) в 1) благо-приятствовать 1) социализация 1) противоречие, ущерб
2) б 2) г 2) в 2) соподчи-ненных 2) статус 2) сходство, различие 2) социальных процессов, усваивает, норм и ценностей, члена 2) а
3) б 3) г 3) а, в 3) влияние 3) б 3) б 3) в 3) конфликтное
4) а 4) б 4) г 4) лидерство и руководство 4) б   4) адаптацией 4)
5) г 5) препятствие искажается теряется 5) благо-приятствовать 5) противоречие, ущерб 5) соподчиненных   5) г 5)
6) а 6) г 6) сходство, различие 6) в 6) в   6) б 6)
7) а 7) б 7) б 7) личным, общественным 7) г   7) формирование личности, социального, социализации, воспитания 7)
8) б 8) г 8) а 8) личным 8) в   8) а  
9) б 9) реакция 9) г 9) согласие 9) а   9) а  
10) б 10) б 10) а, г 10) а 10) б   10) б  
11) г 11) в 11) г 11) г 11) в   11) б  
12) б 12) в   12) в     12) г  
13) в 13) б   13) а     13) а  
14) б 14) г   14) б     14) в  
15) б 15) б,в   15) г     15) в  
16) г 16) б   16) а     16) г  
17) а 17) а   17) г     17) а  
18) г 18) г   18) г     18) в  
19) а 19) г   19) а     19) г  
  20) г   20) в, г     20) г  
  21) в   21) б     21) б  
  22) б, г   22) в     22) б  
  23) г   23) а, г     23) г  
  24) а   24) в     24) г  
      25) в     25) в  
      26) б, в     26) г  
      27)     27) г  
          28) а  
            29) в  
            30) в