Социальная психология 3

2 курс.

Семинар № 1, 2.

Теоретические ориентации западной социальной психологии

  1. Необихевиористская ориентация: Бандура А., Келли Г., Тибо Дж., Миллер Н., Доллард Д.,Хоманс Дж.
  2. Социальный психоанализ: Э.Фромм, К.Хорни, А.Адлер.
  3. Социальный когнитивизм: К.Левин, Г.Келли, Л.Фестингер, Э.Аронсон, Ч.Осгут, П.Танненбаум.
  4. Символический интеракционизм и его развитие в социальной психологии: Г.Мид, Г.Блумер, М.Кун, Э.Гоффман.
  5. Критические тенденции в социальной психологии: западноевропейская традиция. Перспективы развития современной социальной психологии.

Задание для самостоятельной работы:

Реферат-обзор по теме «Отечественные социальные психологи»

ЛИТЕРАТУРА

  1. Андреева Г.М., Богомолова Н.Н., Петровская Л.А. Зарубежная социальная психология ХХ столетия. М., 2001.
  2. Андреева Г.М. Социальная психология. М., 2001, гл.2.
  3. Андреева Г.М. Символический интеракционизм. // Социальная психология (хрестоматия).

    Сост. Е.П.Белинская, О.А.Тихомандрицкая. М.: Аспект – Пресс. 1999

  4. Андреева Г.М. Теории диадного взаимодействия. // Социальная психология (хрестоматия).

    Сост. Е.П.Белинская, О.А.Тихомандрицкая. М.: Аспект – Пресс. 1999

  5. Андреева Г.М. В поисках новой парадигмы: традиции и старты ХХ1 века. // Социальная психология в современном мире. М.: Аспект –Пресс, 2002
  6. Андреева Г.М. Социальная психология: векторы новой парадигмы (электр. версия)
  7. Величковский Б.М. Современная когнитивная психология. М., 1982.
  8. Журавлев А.Л. Отечественная социальная психология: состояние и тенденции развития / Социальная психология сегодня: наука и практика. Материалы межвузовской конференции. СПб.: Изд-во СПбГУП, 2008. – 208с.
  9. Современная зарубежная социальная психология. Тексты. М., 1983.
  10. Стефаненко Т.Г. Социальная психология в культурно – исторической перспективе. // Социальная психология в современном мире. М.: Аспект –Пресс, 2002
  11. Фромм Э. Социальное бессознательное // Зарубежный психоанализ. Хрестоматия, Питер,2001.
  12. Фромм Э. Личность в современной культуре // Психология личности, 1 том, Самара. 1999.
  13. Хорни К. Культура и неврозы. // Зарубежный психоанализ. Хрестоматия, Питер,2001
  14. Хорни К. Невротическая личность // Психология личности, 1 том, Самара. 1999.
  15. Шихирев П.Н. Современная социальная психология. М., 1998.
  16. Ярошевский М.Г. Психология в ХХ столетии. М., 1974.

СОЦИАЛЬНАЯ ПСИХОЛОГИЯ

7 стр., 3393 слов

Психология социального познания

... идеальным «Я»; - сравнение реального «Я» с социальным «Я». Социальная психология признает межличностно детерминированную и, следова­тельно, поддающуюся ... Ядов и др. Как отмечает Г.М. Андреева, воздействие социальной среды человек испытывает на протяжении ... Социальное познание как основа социальной адаптации человека в современном обществе В основе социального познания лежат три аспекта социального ...

2 курс.

Тема для самостоятельного изучения

Отечественнаянаука в поисках предмета социальной психологии.

  1. Дискуссия 20-х годов о предмете и статусе социальной психологии.
  2. Возобновление дискуссии о предмете социальной психологии в 60-х г.г.
  3. Современные представления о предмете социальной психологии.

ЛИТЕРАТУРА

  1. Андреева Г.М. К истории становления социальной психологии в России. // Социальная психология (хрестоматия).

    Спб: Питер, 2000

  2. Артемов В.А. Введение в социальную психологию. М., 1927.
  3. Бехтерев В.М. Коллективная рефлексология // Избранные работы по социальной психологии. М., 1994.
  4. Блонский П.П. Очерк научной психологии. М., 1929.
  5. Будилова Е.А. Философские проблемы в советской психологии. М., 1977.
  6. Ковалев А.Г. О предмете социальной психологии. Вестник ЛГУ, 1959,

№11.

  1. Корнилов К.Н. Учебник психологии, изложенный с точки зрения диалектического материализма. М.-Л., 1929.
  2. Новиков В.В. Социальная психология: феномен и наука. М., 1998. Стр.54-68.
  3. Парыгин Б.Д. Основы социально-психологической теории М., 2001.
  4. Социальная психология: саморефлексия маргинальности. Хрестоматия. М., 1995.
  5. Челпанов Г.И. Психология и марксизм. М., 1924.

СОЦИАЛЬНАЯ ПСИХОЛОГИЯ

2 курс.

Семинар № 3.

МЕТОДЫ СОЦИАЛЬНО-ПСИХОЛОГИЧЕСКОГО ИССЛЕДОВАНИЯ

  1. Проблема применения общенаучных методов (эксперимент, наблюдение) в социальной психологии.
  2. Метод опроса и его разновидности.
  3. Контент – анализ.
  4. Метод социометрии.
  5. Методы психологического воздействия и их место в социально-психологическом исследовании.

ЛИТЕРАТУРА

  1. Андреева Г.М. Социальная психология. М., 1998, стр.58-68.
  2. Коломинский Я.Л. Психология взаимоотношений в малой группе. Минск, 2000. (или первое издание).
  3. Кэмбелл Д. Модели экспериментов в социальной психологии и прикладных исследованиях. Пер. с анг. М., 1980.
  4. Методология и методы социальной психологии. – п/ред. Шороховой Е.В. М., 1977, стр. 44-85.
  5. Методы социальной психологии – под. ред. Кузьмина Е.С., Семенова В.Е. ЛГУ., 1977.
  6. Пайнс Э., Маслач К. Практикум по социальной психологии. СПб., 2000.
  7. Социальная психология: Практикум: Уч. пособие для студентов вузов / Г.М.Андреева, Е.А.Аксёнова, Т.Ю.Базаров и др.; Под ред. Т.В.Фоломеевой. – М.:Аспект Пресс, 2006. – 480 с.
  8. Шапарь В.Б. Методы социально – психологического исследования. Р-н-Дону, Феникс,2003.
  9. Ядов В.А. Социологическое исследование. Л., 1972.

Социальная психология

2 курс.

4 стр., 1743 слов

Психология воздействия в общении

... чистота речи, ее стиль, театральность и манерность, понимание, интеллект, воля, а также социальная установка. Объект классической риторики - монологическая речь. В ней решение сверхзадачи (влияние ... ритмы и пр.). Но самое главное то, что при внушении действуют специфические социально-психологические факторы. Так, например, в многочисленных экспериментальных исследованиях выявлено, что решающим ...

Семинар № 4.

Общение как психологический феномен.

  1. Вербальные и невербальные средства общения.
  2. Манипулятивный и гуманистический стили общения.

Подготовить сообщение по теме:

  1. История изучения проблемы общения в отечественной психологии.

  2. Культурный контекст общения и коммуникативные барьеры.

Вопросы для обсуждения:

1. Почему важна согласованность вербальной и невербальной информации в процессе коммуникации?

2. Составьте рекомендации для развития у ребенка гуманистического стиля общения.

3. Какие превентивные меры необходимы для предотвращения развития у ребенка манипулятивного стиля общения? Объясните почему.

Задание для самостоятельной работы:

  1. Приведите пример из личного опыта, показывающий роль барьеров в общении и проанализируйте их.
  2. Составьте схемы трансакций.

Семинар № 5

  1. Каузальная атрибуция. Виды и ошибки каузальной атрибуции.
  2. Формирование первого впечатления. Точность межличностного восприятия.

ЛИТЕРАТУРА

  1. Ананьев Б.Г. Избранные труды, т1.2. М.1980
  2. Андреева Г.М. Психология социального познания. М., 1997, стр.64-88.
  3. Андреева Г.М. Социальная психология. М., 1998, гл. 5-7.
  4. Андреева Г.М. Атрибутивные процессы. // Социальная психология (хрестоматия).

    Сост. Е.П.Белинская, О.А.Тихомандрицкая. М.: Аспект – Пресс. 1999

  5. Атватер И. Я вас слушаю. М., 1988.
  6. Берн Э. Игры, в которые играют люди. Люди, которые играют в игры. – М., 1990
  7. Бодалев А.А. Восприятие и понимание человека человеком. М., 1982, стр.16-55.
  8. Бодалев А.А. Личность и общение. М., 2001.
  9. Доценко Е. Не будь попугаем. Тюмень, 1994.
  10. Доценко Е. Психология манипуляции. М., 1996, стр.48-105.
  11. Казаринова Н.В., Погольша В.М. Межличностное общение: повседневные практики. СПб., 2000, стр.60-76, 106-184, 215-230.
  12. Крижанская Ю.С., Третьяков В.П. Грамматика общения. М., 1990.
  13. Лабунская В.А. Невербальное поведение. Ростов-на Дону, 1986.
  14. Лабунская В.А. Невербальное поведение. // Социальная психология (хрестоматия).

    13 стр., 6420 слов

    Тема 2. Группа как социально-психологический феномен

    ... и общества.   Тема 2. Группа как социально-психологический феномен. Место групповой психологии в социальной психологии. Группа как социально-психологический феномен. Проблема группы в социальной психологии. Основные характеристики групп. Сущность и содержание понятия ...

    Сост. Е.П.Белинская, О.А.Тихомандрицкая. М.: Аспект – Пресс. 1999

  15. Лебедева Н. Введение в этническую и кросс-культурную психологию. М., 1999, стр.109-116.
  16. МясищевВ.Н. Психология отношений. Воронеж.1995
  17. Парыгин Б.Д. Основы социально-психологической теории. М., 2001.
  18. Пиз А. Язык телодвижений. Новгород, 1992.
  19. Соловьева О.С. Общение: традиционные исследования и новая проблематика./ Социальная психология в современном мире. М.: Аспект – Пресс, 2002
  20. Шостром Э. Анти – Карнеги или человек-манипулятор. Минск, 1992.

СОЦИАЛЬНАЯ ПСИХОЛОГИЯ

2 курс

Семинар № 6.

Межличностные отношения и трудности общения

  1. Феномен аттракции и его психологические закономерности. Симпатия и антипатия.
  2. Дружба и любовь как социально- психологические феномены.

Подготовьте сообщение по теме:

  1. Застенчивость как специфическая трудность общения.
  2. Дефицитное общение: одиночество и отчужденность.
  3. Эгоизм личности

Задания для самостоятельной работы:

  1. Выпишите основные классификации и теории любви как социально-психологического феномена.

ЛИТЕРАТУРА

  1. Баз Л.Л., Баженова О.В. Влияние супружеской коммуникации на развитие общения у ребенка первых двух лет жизни // Психологический журнал. 1996, №1.
  2. Бэрон Р., Ричардсон Д. Агрессия. СПб., 1996.
  3. Гозман Л.Я. Психология эмоциональных отношений. – М., 1987
  4. Зимбардо Ф. Застенчивость. М., 1987.
  5. Знаков В.В. Макиавеллизм и феномен вранья. //Соц. психология: Хрестоматия. СПб., 2000.
  6. Кон И.С. Психология дружбы. – М., 1973
  7. Куницына В.Н., Казаринова Н.В., Погольша В.М. Межличностное общение. СПб., 2001, Гл.18-22; 24.
  8. Куницына В.Н. Психология межличностного общения. Спб: Питер. 2003
  9. Лабиринты одиночества. М., 1989.
  10. Латынов В.В. Стили речевого коммуникативного поведения: структура и детерминанты // Психологический журнал 1995, №6.
  11. Личко Е.А. Психопатии и акцентуации характера у подростков.М., 1983.
  12. Мискарян К. Сто лиц одиночества. М., 1996.
  13. Муздыбаев К. Эгоизм личности. // Психологический журнал, 2000, №2.
  14. Обозов Н.Н. Межличностные отношения. – Л., 1979
  15. Петровская Л.А. Компетентность в общении. М., 1989.
  16. Фромм Э. Душа человека. – М.: ООО Издательство АСТ-ЛТД», 1998. – (Классики зарубежной психологии)

Социальная психология

2 курс.

5 стр., 2376 слов

Методика проведения социального мониторинга: прогнозирование ...

... Порядок проведения оценки эффективности деятельности государственных учреждений, подведомственных министерству социального развития Новосибирской области, и их руководителей и форма отчетности ... потребностью выявления существующих проблем в области повышения эффективности проведения социально-реабилитационных мероприятий. Для достижения поставленной цели необходимо решение следующих основных ...

Семинар № 7.

Психология больших групп

  1. Стихийные группы: толпа, масса, публика. Выделите общие и отличительные черты стихийных групп.
  2. Способы группового воздействия: заражение, внушение, подражание. С какими психологическими явлениями связаны указанные способы воздействия на группу?
  3. Направления этнопсихологических исследований. Психологические особенности этнических групп. Проблема этноцентризма.

4. Психология классов. Социальные движения и их место в обществе.

Подготовьте сообщение по теме:

Феномен массы и массовые движения (по статье Дилигенский Г.Г. Феномен массы и массовые движения. // «Рабочий класс и современный мир», 1987, №3.)

Задания для самостоятельной работы:

1. Сравните заражение, внушение и подражание как способы психологического воздействия. Найдите общее и различное.

2. Сравните толпу, массу и публику как стихийные группы. Выявите общее и различное.

3. Выпишите средства предотвращения паники.

ЛИТЕРАТУРА.

  1. Андреева Г.М. Социальная психология. М., 1998, стр.171-187.
  2. Дилигенский Г.Г. Социально-политическая психология. М., 1996, стр.281-286.
  3. Дилигенский Г.Г. Феномен массы и массовые движения. // «Рабочий класс и современный мир», 1987, №3.
  4. Лебедева Н. Введение в этническую и кросс-культурную психологию. М.,1999, стр.18-41.
  5. Назаретян А.П. Агрессивная толпа, массовая паника, слухи. Питер, 2003
  6. Потчебут Л.Г.Социальная психология толпы. Речь:. 2004
  7. Психология: Учебник. /под ред. А.А.Крылова. – М., 1998, С.535- 546.
  8. Социальная психология /под ред Г.П.Предвечного, Ю.А.Шерковина. М., 1975, стр.281-298.
  9. Стефаненко Т. Этнопсихология. М., 2000, стр.45-100.
  10. Юрьев А.И. Введение в политическую психологию. – СПб.,1992. (О психологии общественных движений).

Социальная психология

2 курс

Семинар № 8,9.

Динамические процессы в малой группе

  1. Феномены конформности, фасилитации, групповой поляризации, огрупления мышления, влияния меньшинства.
  2. Межличностная совместимость в группе.
  3. Групповая сплоченность. Проблема изучения групповой сплоченности.
  4. Социально-психологический климат группы.
  5. Теории происхождения лидерства. Основные направления современных исследований лидерства и руководства в социальной психологии.
  6. Стили лидерства и руководства. Роль лидера в формировании социально-психологического климата в группе.

Подготовьте сообщение по теме:

2 стр., 631 слов

Психология успешной личности

... «преступления», узнаете многое о наказаниях. Занятие ведет преподаватель юриспруденции Мингазов И.Р. Психология успешной личности Познать самого себя порою труднее, чем изучить тайны вселенной. Как побороть внутренние ...

Гендерные исследования лидерства.

Задание для самостоятельной работы

ЛИТЕРАТУРА

  1. Алифанов С.А. Основные направления анализа лидерства // Социальная психология (хрестоматия).

    Сост. Е.П.Белинская, О.А.Тихомандрицкая. М.: Аспект – Пресс. 1999 (или «Вопросы психологии», 1991, №3)

  2. Андреева Г.М. Социальная психология. М., 1998, стр.206-217.
  3. Бендас Т.В. Гендерные исследования лидерства // «Вопросы психологии», 2000, № 1, стр.87-95.
  4. Дилигенский Г.Г. Социально-политическая психология. М., 1996, С.209-257.
  5. Донцов А.И. Проблемы групповой сплоченности. М., 1979.
  6. Донцов А.И. Личность в группе: проблема сплоченности. // Социальная психология (хрестоматия).

    Сост. Е.П.Белинская, О.А.Тихомандрицкая.

  7. Егорова Е.В. Новейшие исследования личности политических лидеров в американской политической психологии // Психол. журнал, 1983, №4, С.146-152.
  8. Журавлев А.Л. Стиль руководства при управлении социально-психологическим климатом производственного коллектива // Социально-психологический климат коллектива. Теория и методы измерения. М., 1979, С.134-145.
  9. Казаринова Н.В., Погольша В.М. Межличностное общение: повседневные практики. СПб., 2000. С.205-212, 223-229.
  10. Кричевский Р.Л. Лидерство как структурный феномен. Руководство малой группой. Стиль руководства и основные направлен его исследования.
  11. Кричевский Р.Л., Дубовская Е.М. Психология малой группы. М., 1991.
  12. Куницына В.Н., Казаринова Н.В., Погольша В.М. Межличностное общение. СПб., 2001, Гл.22, 24.
  13. Майерс Д. Социальная психология. СПб., 1997, гл.7,9.
  14. Обозов Н.Н. Совместимость людей // Социальная психология личности /под ред. А.А.Бодалева. Л., 1974.
  15. Психология: учебник /под ред. А.А.Крылова. М.. 1998, гл.16/
  16. Свенцицкий А.Л. Социальная психология управления. Л., 1986, стр.75-85.
  17. Чудновский В.Э. О некоторых исследованиях конформизма в зарубежной психологии // Вопросы психологии , 1971, №4.
  18. Поддубный С.А. Индивидуально-психологические факторы совместимости личности и малой группы. Дисс. … канд. психол. наук – М., 2001. – 174 с.

Социальная психология

2 курс

Тема для самостоятельного изучения

Межгрупповые отношения

  1. Зарубежные экспериментальные исследования межгруппового взаимодействия: мотивационный, ситуативный и когнитивный подходы.
  2. Отечественные экспериментальные исследования межгруппового взаимодействия.
  3. Особенности межгруппового восприятия
  4. Понятие ингрупповой фаворитизм и межгрупповая враждебность.

ЛИТЕРАТУРА

9 стр., 4428 слов

Психология управления. Личность и группа: проблема лидерства и руководства

... трех типов: бытовой всегда может выдвинуться на позиции социального и политического. Лидер с организаторскими способностями в ... другими». Талант руководства людьми основывается на целом комплексе социально-психологических качеств и свойств. Большую роль играет ... лидерские качества связаны с вербальными и оценочными способностями личности. На основе этого сделан следующий вывод: управленческий ...

  1. Андреева Г.М. Социальная психология. М., 1994. С.218-229.
  2. Агеев В.С. Межгрупповое взаимодействие: социально-психологические проблемы. М., 1990. С.6-84, 95-102.
  3. Агеев В.С. Психология межгрупповых отношений. М., 1983, С.76-134.
  4. Шихирев П.Н. Современная социальная психология. М., 1997.

СОЦИАЛЬНАЯ ПСИХОЛОГИЯ

2 курс.

Семинар № 10.

Я – КОНЦЕПЦИЯЛИЧНОСТИ

  1. Развитие и структура самосознания.
  2. Структура и функции Я-концепции личности.
  3. Самоуважение и психологическая защита.
  4. Социальная зрелость личности и проблема самосознания.

Задание для самостоятельной работы

ЛИТЕРАТУРА

  1. Андреева Г.М. Социальная психология. М., 1998. 274-288.
  2. Белинская Е.П., Тихомандрицкая О.А. Социальная психология личности..М., 2001, Гл.2,3.
  3. Бернс Р. Развитие Я-концепции и воспитание. М., 1986.
  4. Кон И.С. В поисках себя: Личность и ее самосознание. М.,
  5. Кон И.С. Открытие «Я». М., 1978.
  6. Кон И.С. Социология личности. М., 1967.
  7. Лебедева Н. Введение в этническую и кросс-культурную психологию. М., 1999, С.95-125.
  8. Майерс Дж. Социальная психология. СПб., 1997, Гл.2.
  9. Новиков В.В. Социальная психология: феномен и наука. М., 1998, С.161-194.
  10. Психология самосознания. Хрестоматия по соц. психол. личности. Самара, 2000.
  11. Самосознание и защитные механизмы личности. Хрестоматия по социальной психологии личности. Самара, 2000.
  12. Стефаненко Т. Этнопсихология. М., 2000, с.102-148, 217-235.
  13. Столин В.В. Самосознание личности. М., 1983.

Социальная психология

2 курс

Семинар № 11.

Социальная идентичность личности

  1. Понятие идентичности в психологии и социологии. Личностная и социальная идентичность.
  2. Социальная идентичность как функция групповой принадлежности. Механизмы становления социальной идентичности.

ЛИТЕРАТУРА

  1. Агеев В. «Социальная идентичность личности» // Хрестоматия по социальной психологии // Социальная психология (хрестоматия).

    10 стр., 4524 слов

    Модуль 2. Психология развивающейся личности

    ... Педагогическая психология - это отрасль психологии, изучающая 1. Закономерности поведения и деятельности людей, обусловленные фактом их включенности в социальные группы 2. Закономерности распада психической деятельности и свойств личности при ...

    Сост. Е.П.Белинская, О.А.Тихомандрицкая. М.: Аспект – Пресс. 1999

  2. Андреева Г.М. Психология социального познания. М., 1997.
  3. Баклушинская С.А., Белинская Е.П. Развитие представлений о понятии «социальная идентичность». // Социальная психология (хрестоматия).

    Сост. Е.П.Белинская, О.А.Тихомандрицкая. Аспект – Пресс. 1999

  4. Кон И.С. Открытие Я. М., 1978. С.256-366.
  5. Лебедева Н. Введение в этническую и кросс-культурную психологию М.,1999
  6. Психология самосознания. Самара, 2000, Гл.2,3,4,5.
  7. Бернс Р. Развитие Я-концепции и воспитание М., 1986.
  8. Мелибруда Е. Я-Ты-Мы. М, 1986.
  9. Столин В.В. Самосознание личности. М., 1983.

Социальная психология

2 курс.

Тема для самостоятельного изучения

Регуляция социального поведения личности

  1. Соотношение понятий установки в социальной и общей психологии.
  2. Социальные нормы, их функции и основные характеристики. Моральное сознание личности.
  3. Ценности и ценностные ориентации личности. Современные исследования ценностных ориентаций.
  4. Поведение личности в условиях быстрых социальных перемен.

ЛИТЕРАТУРА

  1. Бобнева М.И. Социальные нормы и регуляция поведения. М., 1983.
  2. Бобнева М.И. Социальные нормы как объект психологического исследования //Методологические проблемы социальной психологии. М., 1975, С.221-241.
  3. Зотова О.И., Бобнева М.И. Ценностные ориентации и механизм социальной регуляции поведения // Методологические проблемы социальной психологии. М., 1975, С.241-255.
  4. Грановская Р.М., Крижанская Ю.С. Творчество и преодоление стереотипов. СПб., 1994, С.156-171.
  5. Куницына В.Н. Социальные стереотипы – условие и продукт социализации //Человек и общество: Проблемы социализации индивида / под ред Б.Г.Ананьева. Л., 1971, С.184-194.
  6. Стефаненко Т. Этнопсихология. М., 2000, С.241-255.
  7. Социальная психология личности /под ред М.И.Бобневой, Е.В.Шороховой. М., 1979, Гл.4, 5.
  8. Романова О.Л., Петракова Т.И. Социально-психологические механизмы усвоения детьми алкогольной традиции //Вопросы психологии, 1992, №5 –6.
  9. Журавлева Н.А. Влияние типа ценностных ориентаций личности на установочное экономическое поведение //Теоретические и прикладные вопросы психологии: Материалы юбилейной конференции «Ананьевские чтения – 97». СПб., 1997, С.226-233.
  10. Мель Ю. Социальная компетентность как цель психотерапии: проблема образа Я в ситуации социального перелома // .Вопр. психологии, 1995, №5.
  11. Корнилов А.П. Саморегуляция человека в условиях социального перелома //Вопросы психологии, 1995, №5.

Задания для самостоятельной работы по теме «Социализация»:

5 стр., 2131 слов

Психология развития личности

... человека с определённого возраста. Психология рассматривает личность как психологическую характеристику человека, который вступает в социальные связи и владеет речью. Научная психология называет личность некоторой целостностью, которая присуща человеку ...

  1. Дайте описание основным институтам социализации.
  2. Выделите особенности социализации в современном мире.

ЛИТЕРАТУРА

  1. Андреева Г.М. Социальная психология. М., 1998. 274-288.
  2. Андреева Г.М. Психология социального познания. М., 1997, гл.6,7. С.153-162.
  3. Андреенкова Н.В. Проблема социализации личности // Социальные исследования. Вып. 3 М., 1970, С. 38-52.
  4. Белинская Е.П., Тихомандрицкая О.А. Социальная психология личности..М., 2001, Гл.2,3.
  5. Дубовская Е.М. Социализация в изменяющемся мире. //Социальная психология в современном мире. М.: Аспект – Пресс, 2002
  6. Лебедева Н. Введение в этническую и кросс-культурную психологию. М., 1999, С.95-125.
  7. Майерс Дж. Социальная психология. СПб., 1997, Гл.2.
  8. Новиков В.В. Социальная психология: феномен и наука. М., 1998, С.161-194.
  9. Смелзер Н. Дж. Социология. Гл.4. Социализация. М., 1994, С.94-129.
  10. Стефаненко Т. Этнопсихология. М., 2000, с.102-148, 217-235.
  11. Шибутани Т. Социальная психология. М., 1969, С.384-409. Гл.8

Вопросы к экзамену по курсу «социальная психология»

  1. История формирования социально-психологических идей.
  2. Теоретические ориентации западной социальной психологии: необихевиористская ориентация (А.Бандура, Н.Миллер, Д.Доллард, другие).
  3. Теоретические ориентации западной социальной психологии: социальный психоанализ (Э.Фромм, А.Адлер, К.Хорни, другие).
  4. Теоретические ориентации западной социальной психологии: социальный когнитивизм (К.Левин, Л.Фестингер, Г.Келли, другие).
  5. Символический интеракционизм и его развитие в социальной психологии (Г.Мид, Г.Блумер, другие).
  6. Критические тенденции в социальной психологии: западноевропейская традиция.
  7. Место социальной психологии в системе научного знания. Проблема предмета социальной психологии.
  8. Отечественная наука в поисках предмета социальной психологии. Дискуссия 20-х годов о предмете и статусе социальной психологии.
  9. Дискуссия 60-х годов о месте социальной психологии в системе научного знания. Современные представления о предмете социальной психологии.
  10. Методологические проблемы социально-психологического исследования. Применение общенаучных методов (эксперимент, наблюдение) в социальной психологии.
  11. Метод опроса в социальной психологии.
  12. Социометрия как специфический метод социальной психологии.
  13. Методы психологического воздействия и их место в социально-психологическом исследовании.
  14. Проблема общения в социальной психологии.
  15. Коммуникативная сторона общения. Средства общения.
  16. Культурный контекст общения и коммуникативные барьеры.
  17. Личность и трудности общения.
  18. Интерактивная сторона общения. Взаимодействие с точки зрения символического интеракционизма и транзактного анализа.
  19. Манипулятивный и гуманистический стили общения.
  20. Перцептивная сторона общения. Механизмы и эффекты социального восприятия.
  21. Каузальная атрибуция. Виды и ошибки атрибуции.
  22. Особенности формирования первого впечатления о человеке. Точность межличностного восприятия.
  23. Феномен аттракции и его психологические закономерности.
  24. Общение и межличностные отношения.
  25. Проблема группы в социальной психологии.
  26. Психологические особенности больших социальных групп. Классы и этносы. Проблема этноцентризма.
  27. Большие стихийные группы: толпа, масса, публика. Социальные движения и их место в обществе.
  28. Способы группового воздействия: заражение, внушение, подражание.
  29. Проблема малой группы: определение, границы, структура. Проблема классификации малых групп.
  30. Групповое давление и конформность. Нонконформизм. Формирование групповых норм.
  31. Динамические процессы в малой группе: фасилитация, групповая поляризация, групповое мышление, феномен влияния меньшинства.
  32. Понятие психологической совместимости. Групповая сплоченность и факторы ее формирования.
  33. Социально-психологический климат малой группы.
  34. Принятие группового решения.
  35. Лидерство и руководство. Стиль лидерства и руководства. Роль лидера в формировании социально-психологического климата в группе.
  36. Основные направления исследования лидерства и руководства в социальной психологии.
  37. Развитие малой группы. Проблема коллектива в отечественной социальной психологии.
  38. Проблема межгрупповых отношений в социальной психологии.
  39. Проблема личности в социальной психологии.
  40. Понятие социализации личности. Сферы и институты социализации. Семья как институт социализации.
  41. Социальная идентичность как функция групповой принадлежности.
  42. Структура и функции Я-концепции личности. Я-концепция и регуляция социального поведения личности.
  43. Развитие самосознания. Самоуважение и психологическая защита.
  44. Социальная зрелость личности и проблема самосознания.
  45. Социальная установка: определение, структура, функции, теоретические и эмпирические исследования.
  46. Регуляция социального поведения личности: ценности и ценностные ориентации, обычаи и нравы.
  47. Регуляция социального поведения личности: социальные нормы и стереотипы.
  48. Социально-психологические свойства личности. Типы личности в социальной психологии.
  49. Специфика прикладных социально-психологических исследований.
  50. Основные направления прикладной социальной психологии.

Основная литература к курсу «социальная психология»

Андреева Г.М.Социальная психология. М., 2001

Андрева Г.М., Богомолова Н.Н., Петровская Л.А.Зарубежная социальная психология ХХ столетия. М., 2001.

Андреева Г.М.Психология социального познания. – М., 1997.

Аронсон Э.Общественное животное. – М.,1998.

Белинская Е.П., Тихомандрицкая О.А.Социальная психология личности. М., 2001.

Бодалев А.А.Восприятие и понимание человека человеком. М., 1982.

Бодалев А.А.Личность и общение. – М.,1982.

Кон И.С. Социология личности. М., 1967.

Кон И.С.Открытие Я. – М., 1980.

Кон И.С.В поисках себя. – М., 1984.

Куницына В.Н., Казаринова Н.В., Погольша В.М.Межличностное общение. СПб., 2001.

Майерс Дж. Социальная психология. – СПб.,1997.

Методы социальной психологии. / Под ред. Е.С.Кузьмина, В.Е.Семенова. – ЛГУ, 1977.

Психология.Учебник. / Под ред. А.А.Крылова. М., 1998.

Свенцицкий. А.Л. Социальная психология –Л., 1986.

Социальная психология в современном мире. М.: Аспект –Пресс, 2002

Социальная психология: Практикум:Уч.пособие для студентов вузов / Г.М.Андреева, Е.А.Аксёнова, Т.Ю.Базаров идр.; Под ред. Т.В.Фоломеевой. – М.:Аспект Пресс, 2006. – 480 с

Столин В.В.Самосознание личности. – МГУ, 1983.

Социальная психология:уч.пособие для студентов выс.учеб.заведений/под ред. А.Н.Сухова, А.А.Деркача. – М.Академия, 2006 – 600с.

Шихирев П.Н.Современная социальная психология. М.,1999.

Дополнительная литература

Агеев В.С.Межгрупповое взаимодействие: социально-психологические проблемы. М., 1990. С.6-84, 95-102.

Агеев В.С.Психология межгрупповых отношений. М., 1983, С.76-134.

Алифанов С.А.Основные направления анализа лидерства // «Вопросы психологии», 1991, №3.

Атватер И.Я вас слушаю. М., 1988.

Бахтин М.М.Эстетика словесного творчества. М., 1979.

Баз Л.Л., Баженова О.В.Влияние супружеской коммуникации на развитие общения у ребенка первых двух лет жизни // Психологический журнал. 1996, №1.

Брудный А.А.К теории коммуникативного воздействия // Теоретические и методологические проблемы социальной психологии. М., 1975.

Бехретев В.М.Коллективная рефлексология // Избранные работы по социальной психологии. М., 1994.

Бернс Р.Развитие Я-концепции и воспитиние М., 1986.

Богомолова Н.Н. Социальная психология радио, печати, телевидения. – М., 1991.

Введение в практическую социальную психологию/ Под ред. Ю.М.Жукова, Л.А.Петровской, О.В.Соловьевой. – М.,1996.

Доценко Е.Не будь попугаем. Тюмень, 1994.

Доценко Е.Психология манипуляции. М., 1996

Дилигенский Г.Г.Социально-политическая психология. – М., 1996.

Зимбардо Ф.Застенчивость. М., 1987.

Коллектив. Личность. Общение.Словарь социально-психологических понятий. / Под ред. Е.С.Кузьмина, В.Е.Семенова. – Л., 1987.

Ковалев А.Г.О предмете социальной психологии. Вестник ЛГУ, 1959, №11.

Коломинский Я.Л.Психология взаимоотношений в малой группе. Минск, 2000.

Кэмбелл Д.Модели экспериментов в социальной психологии и прикладных исследованиях. Пер. с анг. М., 1980.

Корнилов К.Н.Учебник психологии, изложенный с точки зрения диалектического материализма. М.-Л., 1929.

Казаринова Н.В., Погольша В.М.Межличностное общение: повседневные практики. СПб., 2000.

Кон И.С.Введение в сексологию. – М., 1988.

Крижанская Ю.С., Третьяков В.П.Грамматика общения. М., 1990.

Кричевский Р.Л., Дубовская Е.М.Психология малой группы. М., 2001.

Лабиринты одиночества. М., 1989.

Лабунская В.А.Невербальное поведение. Ростов-на Дону, 1986.

Лебедева Н.Введение в этническую и кросс-культурную психологию. М., 1999.

Методология и методы социальной психологии. – под ред. Шороховой Е.В. М., 1977.

Муздыбаев К.Эгоизм личности. // Психологический журнал 2000, №2.

Пайнс Э., Маслач К.Практикум по социальной психологии. СПб., 2000.

Парыгин Б.Д.Основы социально-психологической теории М., 2001.

Психология самосознания. Самара, 2000.

Петровская Л.А.Компетентность в общении. М., 1989.

Почебут Л.Г., Чикер В.А.Индустриальная социальная психология. – СПб., 1997.

Социальная психология: саморефлексия маргинальности. Хрестоматия. М., 1995.

Современная зарубежная социальная психология. Тексты. /Под ред. Г.М.Андреевой, Н.Н.Богомоловой, Л.А.Петровской. – МГУ, 1994.

Соколов Э.В. Культура и личность. – Л., 1972.

Социальная психология./ Под ред. Г.П.Предвечного, Ю.А.Шерковина. – М., 1975.

Социальная психология. / Под ред. А.В.Петровского. – М., 1987.

Смелзер Н. Дж. Социология. М., 1994.

Стефаненко Т.Этнопсихология. М., 2000.

Пиз А.Язык телодвижений. Новгород, 1992.

Хекхаузен Х.Мотивация и деятельность. М., 1986. Т. 1 и 2.

Шапарь Методы социально – психологического исследования. Р-н-Дону, Феникс,2003.

Шибутани Т.Социальная психология. – М., 1969., 1998.

Юрьев А.И. Введение в политическую психологию. – СПб.,1992.

Ярошевский М.Г.Психология в ХХ столетии. М., 1974.

Задания для самостоятельной работы

Раздел 1. Введение

Тема 1. Место социальной психологии в системе научного знания. История развития социально-психологических идей

Задание 1. (4 балла)

Подготовить сообщение по теме:

  1. Необихевиористская ориентация: Бандура А., Келли Г., Тибо Дж., Миллер Н., Доллард Д.,Хоманс Дж.
  2. Социальный психоанализ: Э.Фромм, К.Хорни, А.Адлер.
  3. Социальный когнитивизм: К.Левин, Г.Келли, Л.Фестингер, Э.Аронсон, Ч.Осгут, П.Танненбаум.
  4. Символический интеракционизм и его развитие в социальной психологии: Г.Мид, Г.Блумер, М.Кун, Э.Гоффман.
  5. Критические тенденции в социальной психологии: западноевропейская традиция.
  6. Перспективы развития современной социальной психологии.

Вопросы по теме «Социально-психологические теории, разработанные в рамках необихевиористской ориентации»

Особенности ориентации

1. Кто является основателем бихевиоризма?

2. Когда возник бихевиоризм? Когда возник необихевиоризм?

3. Почему необихевиористская ориентация не получила широкого одобрения социальных психологов?

4. Кто разработал схему оперантного обусловливания?

5. Каким образом происходит научение по данной схеме?

6. Что такое «оперант»?

7. Почему оперантное научение называют «научением типа R»?

8. В чем заключается идея медиаторного подхода?

Теория фрустрационной агрессии Н. Миллера и Д. Долларда

1. Кто впервые высказал идею связи агрессии и фрустрации?

2. Какова основная гипотеза подхода Н. Миллера и Д. Долларда?

3. Что происходит, если не удается проявить агрессивное поведение по отношению к фрустрирующему объекту?

4. Какова роль подражания в теории Н. Миллера и Д. Долларда?

5. Что такое «парнозависимое поведение»? Чем оно отличается от копирующего?

6. Приведите свой собственный пример парнозависимого поведения.

Подход А. Бандуры (теория социального научения)

1. Как А. Бандура называл свой подход?

2. Почему А. Бандура выступал против экстраполяции данных из мира животных на социальный мир?

3. Какова роль подкрепления в процессе научения?

4. Какую роль оказывают действия других на поведение людей?

5. Что может быть источником подкрепления при научении?

Подход Д. Тибо и Г. Келли

1. В чем заключается основная идея подхода?

2. Какими могут быть позитивные платежи?

3. Что такое «уровень сравнения» и «уровень сравнения альтернатив»?

Подход Дж. Хоманса

1. В чем суть идеи взаимного обмена?

2. Что такое «сентимент»?

Вопросы по теме «Социально-психологические теории, разработанные в рамках когнитивистской ориентации»

Особенности ориентации

1. На каком процессе делается акцент в исследованиях в рамках когнитивистской ориентации?

2. Каковы теоретические источники когнитивистской ориентации?

3. Назовите принципы, объединяющие когнитивизм и гештальтпсихологию.

Теории когнитивного соответствия

1. Почему когнитивная структура человека стремится к балансу, гармонии?

2. Идеи каких авторов считаются источниками теорий когнитивного соответствия?

Теория структурного баланса Ф. Хайдера

1. Что такое «наивная психология»?

2. Существуют ли принципиальные различия между восприятием физических объектов и восприятием людей?

3. Зачем изучать «житейскую психологию»?

4. Что такое «сентенция»?

5. Какие сентенции являются основополагающими в теории Ф. Хайдера?

6. Что такое каузальная атрибуция? С какой идеей в теории Ф. Хайдера она связана?

7. Почему позитивные отношения транзитивны, а негативные – нетранзитивны?

8. Какая структура является сбалансированной? Какая – несбалансированной?

9. В чем заключается критика теории?

Теория коммуникативных актов Т. Ньюкома

1. На какую теорию опирался Т. Ньюком?

2. Каков основной тезис Т. Ньюкома?

3. Что ведет к увеличению коммуникативных актов?

Теория когнитивного диссонанса Л. Фестингера

1. В чем сущность когнитивного диссонанса?

2. В каком случае тенденция сравнивать себя с другими уменьшается? В каком увеличивается?

3. Что такое когнитивный консонанс?

4. Почему консонанс является желаемым внутренним состоянием?

5. Что такое когниция?

6. Сколько типов когниций вы знаете? Приведите примеры.

7. Какие из когниций изменяются легче?

8. Каковы причины возникновения когнитивного диссонанса?

9. Назовите способы уменьшения диссонанса.

10. Как называется состояние, когда когнитивный диссонанс отсутствует?

Вторая версия когнитивного подхода (С. Аш, Д. Креч, Р. Крачфилд)

1. Какой метод исследования является адекватным с точки зрения второй версии когнитивного подхода?

2. Какая проблема является центральной в работах С. Аша?

3. Как менялось понимание термина «социальная перцепция»?

4. Опишите эксперимент С. Аша, связанный с социальной перцепцией.

5. Какие тенденции при восприятии другого человека выявил С. Аш?

Вопросы по теме: «Социально-психологические теории, разработанные в рамках психоаналитической ориентации»

Особенности ориентации

1. Кто является основоположником психоанализа?

2. К какому времени относят появление и расцвет этого направления в научной и практической психологии?

3. Какое влияние психоанализ оказал на теорию и практику исследований в области социальной психологии за рубежом?

4. Какие экспериментальные исследования групп были проведены в рамках психоаналитической ориентации?

5. Опишите основные группы проблем, которые изучает психоаналитическая ориентация.

6. Назовите основные социально-психологические теории, разработанные в рамках ориентации.

7. Назовите основной теоретический труд, к которому восходит большинство представлений авторов психоаналитической ориентации в социальной психологии.

8. Какие методологические приемы предложил 3. Фрейд для описания группы?

10. Каков, с точки зрения 3. Фрейда, механизм групповой динамики? Какими понятиями пользовался 3. Фрейд для объяснения групповой динамики?

11. В чем состоят особенности психологии лидера и его роль в группе с точки зрения 3. Фрейда?

Динамическая теория функционирования группы В. Байона

1. Назовите основную особенность понимания В. Байоном группы.

2. Какими параметрами характеризуется группа в теории В. Байона?

3. Опишите групповую динамику по В. Байону.

4. Оцените значимость вклада теории В. Байона в социально-психологическую теорию группы.

Теория развития группы В. Бенниса и Г. Шеппарда, В.Шутца.

1. Какая модель группы легла в основу теории В. Бенниса и Г. Шеппарда?

2. Оцените значимость вклада теории В. Бенниса и Г. Шеппарда в социально-психологическую теорию группы.

3. Назовите принципиальное теоретическое положение теории В. Шутца.

Концепция авторитарной личности

1. Каков механизм формирования авторитарной личности с точки зрения Т. Адорно?

2. Каковы основные черты авторитарной личности?

Взгляды К.Хорни и Э.Фромма

  1. Причины формирования невротической личности?
  2. Влияние культуры и социальной среды на формирование невротической личности?

Вопросы по теме «Основные социально-психологические теории, разработанные в рамках интеракционистской ориентации»

Основные положения

1. Назовите основное (ключевое) понятие данной ориентации и сформулируйте общий предмет всех концепций ориентации.

2. Чем отличается подход к взаимодействию в интеракционистской ориентации от подходов в других теоретических системах?

3. Назовите основные проблемы, изучавшиеся представителями интеракционистской ориентации.

4. Назовите основные теоретические источники интеракционистской ориентации.

5. Какие направления можно выделить внутри ориентации, и чем они различаются?

Символический интеракционизм

1. Назовите основоположника символического интеракционизма и его основной теоретический труд.

2. Какие особенности научной деятельности Дж. Мида предопределили путь развития его научной теории?

3. Назовите и раскройте основное понятие концепции Дж. Мида.

4. Каковы основные положения концепции символического интеракционизма?

5. Какую роль играет понятие «символ» в концепции Дж. Мида? Раскройте содержание этого понятия.

6. Какую функцию выполняет символ в процессе социального взаимодействия?

7. Что такое описанная Дж. Мидом способность «принять роль другого»? Какова ее функция в процессе взаимодействия?

8. В чем суть описанного Дж. Мидом понятия «обобщенный другой» и какова его роль в процессе взаимодействия?

9. Каковы особенности понимания личности в концепции Дж. Мида?

10. Назовите переменные, определяющие, с точки зрения интеракционистов, поведение индивидов?

11. Опишите основные компоненты структуры личности, предложенной в интеракционистской ориентации. Как эта структура перекликается со структурой личности 3. Фрейда?

12.  Назовите основные научные школы, развивавшиеся в рамках интеракционистской ориентации, и их руководителей. Опишите основное различие методологических позиций этих школ.

14. Какую роль, с точки зрения Г. Блумера, играет процесс операционализации понятий и количественное измерение в научной теории?

15. Какой подход Г. Блумер считает адекватным для изучения социально-психологических феноменов?

16. Опишите различия во взглядах на структуру личности, принятых в чикагской и айовской школах символического интеракционизма?

17. Какое операциональное определение личности дал М. Кун?

18. Какую измерительную процедуру предложил М. Кун для изучения личности?

19. Каково различие в подходах к ролевому поведению, принятых в чикагской и айовской школах символического интеракционизма?

Ролевые теории

1. Какие два класса ролевых теорий выделяют в социальной психологии?

2. Опишите особенности структуралистской и интеракционистской ролевых теорий.

3. Каковы особенности понимания термина «роль» в интеракционизме?

4. В чем состоит суть концепции «социальной драматургии» И. Гофмана? Как рассматривается роль в концепции И. Гофмана?

11. Сформулируйте следующие понятия теории И. Гофмана: «ролевая партия», «фасад», «кулисы».

Форма отчета:

Реферат-обзор или презентация. Дается краткий анализ основных теорий каждого направления, сравниваются и сопоставляются точки зрения представителей разных теорий.

Форма контроля: доклад на семинарском занятии.

Литература:

Адорно

Андреева Г.М., Богомолова Н.Н., Петровская Л.А.Зарубежная социальная психология ХХ столетия. М., 2001.

Аронсон Э.Общественное животное. – М., 1999.

Современная зарубежная социальная психология. Тексты. /Под ред. Г.М.Андреевой, Н.Н.Богомоловой, Л.А.Петровской. – МГУ, 1994.

Шихирев П.Н.Современная социальная психология. М., 1999.

Фромм Э.Социальное бессознательное // Зарубежный психоанализ. Хрестоматия, Питер,2001.

Фромм Э. Личность в современной культуре // Психология личности, 1 том, Самара. 1999.

Хорни К.Культура и неврозы. // Зарубежный психоанализ. Хрестоматия, Питер,2001

Хорни К.Невротическая личность // Психология личности, 1 том, Самара. 1999.

Задание 2. (2 балла)

Реферат – обзор.

Форма отчета:

Выберите исследователя (или исследователей), внесшего (их) вклад в становление и развитие отечественной социальной психологии, ознакомьтесь с его основными работами и направлениями исследований, составьте аналитическую справку о его роли в становлении и развитии отечественной социальной психологии.

Форма контроля: доклад на семинарском занятии или аналитическая справка.

Литература:

Андреева Г.М.К истории становления социальной психологии в России. // Социальная психология (хрестоматия).

Спб: Питер, 2000

Артемов В.А. Введение в социальную психологию. М., 1927.

Бехтерев В.М.Коллективная рефлексология // Избранные работы по социальной психологии. М., 1994.

Блонский П.П.Очерк научной психологии. М., 1929.

Будилова Е.А. Философские проблемы в советской психологии. М., 1977.

Ковалев А.Г.О предмете социальной психологии. Вестник ЛГУ, 1959,

№11.

Корнилов К.Н.Учебник психологии, изложенный с точки зрения диалектического материализма. М.-Л., 1929.

Парыгин Б.Д.Основы социально-психологической теории М., 2001.

Челпанов Г.И.Психология и марксизм. М., 1924.

Тема 2. Методологические основы социально-психологического исследования

Задание 1. (4 балла)

Подготовить сообщение по теме:

  1. Метод опроса и его разновидности.

  2. Контент – анализ.
  3. Метод социометрии.
  4. Методы психологического воздействия и их место в социально-психологическом исследовании.

Форма отчета:

Реферат-обзор или презентация. Дается краткий анализ методов и возможности их применения.

Форма контроля: доклад на семинарском занятии.

Литература:

Андреева Г.М.Социальная психология. М., 1998, стр.58-68.

Коломинский Я.Л.Психология взаимоотношений в малой группе. Минск, 2000. (или первое издание).

Методология и методы социальной психологии.– п/ред. Шороховой Е.В. М., 1977, стр. 44-85.

Методы социальной психологии – под. ред. Кузьмина Е.С., Семенова В.Е. ЛГУ., 1977.

Пайнс Э., Маслач К.Практикум по социальной психологии. СПб., 2000.

Социальная психология:Практикум:Уч. пособие для студентов вузов / Г.М.Андреева, Е.А.Аксёнова, Т.Ю.Базаров и др.; Под ред. Т.В.Фоломеевой. – М.:Аспект Пресс, 2006. – 480 с

Шапарь В.Б. Методы социально – психологического исследования. Р-н-Дону, Феникс,2003.

Ядов В.А.Социологическое исследование. Л., 1972.

Раздел 2 Закономерности общения и взаимодействия

Тема 4, 5. Коммуникативная и интерактивная стороны общения.

Задание 1. (4 балла)

Подготовить сообщение по теме:

  1. История изучения проблемы общения в отечественной психологии.
  2. Культурный контекст общения и коммуникативные барьеры.

Форма отчета:

Реферат-обзор или презентация. Дается краткий анализ основных теорий, исследований разных ученых, сравниваются и сопоставляются точки зрения представителей разных теорий.

Форма контроля: доклад на семинарском занятии.

Литература:

Бодалев А.А.Личность и общение. – М.,1982.

Куницына В.Н., Казаринова Н.В., Погольша В.М.Межличностное общение. СПб., 2001.

Лебедева Н.Введение в этническую и кросс-культурную психологию. М., 1999.

Пиз А.Язык телодвижений. Новгород, 1992.

Социальная психология в современном мире. М.: Аспект –Пресс, 2002

Стефаненко Т.Этнопсихология. М., 2000.

Задание 2. (2 балла)

Выполните письменно

Приведите пример из личного опыта, показывающий роль барьеров в общении и проанализируйте по следующей схеме:

  • факторы внешней физической среды: акустические помехи (шум в помещении, хлопанье дверей, звонки телефонов…), отвлекающая окружающая обстановка (хмурое небо или яркое солнце, цвет стен и т.д.), температурные условия (слишком высокая или слишком низкая температура), погодные условия (дождь, ветер и т.д.);
  • технические средства коммуникации: различные «шумы» (чаще всего они связаны с технологическими проблемами – плохая телефонная связь или помехи в радиоэфире, а также может присоединиться человеческий фактор – неправильное использование техники связи или неправильный выбор технического средства для передачи сообщения);
  • «человеческие» факторы – как барьер непонимания людьми друг друга. Соответственно их подразделяют на психофизиологические и социокультурные. Психофизиологические барьеры возникают при: 1) нарушении состояния сенсорных систем, т.е. органов чувств (например, заикание или картавость; афония или дисфония; глухота и т.д.); 2) при различных психических состояниях (например, нервная напряженность, индифферентность, безразличие, апатия либо замкнутость, повышенная впечатлительность, стыдливость).

    Социокультурные барьеры подразумевают принадлежность людей к различным группам или организациям – к семье, к государству, к расе, к полу, к возрасту, к профессии. Так, если взаимодействующие лица имеют разные социальные характеристики и разный социальный опыт (принадлежат разным семьям, государствам, расам, полам и т.д.), их взаимопонимание существенно осложняется. Кроме этого имеет значение еще и общность значений.

Форма отчета:

Эссе на заданную тему объемом не менее 2 стр.

Форма контроля: доклад на семинарском занятии.

Литература:

Куницына В.Н., Казаринова Н.В., Погольша В.М.Межличностное общение. СПб., 2001.

Казаринова Н.В., Погольша В.М.Межличностное общение: повседневные практики. СПб., 2000.

Задание 3. (2 балла)

Выполните письменно

Составьте схемы трансакций для нижеприведенных отрывков из художественных произведений. Обратите внимание, что в большинстве отрывков позиции персонажей неоднократно меняются, поэтому необходимо рассмотреть несколько схем. Постарайтесь зафиксировать как явные, так и скрытые трансакции. Аргументируйте свои схемы: какие признаки свидетельствует в пользу занимаемой собеседниками позиции.

Ю.В. Трифонов

Обмен

Всегда как встречаются (две знакомые) на семейных сборищах, затевается между ними какая-то петуховина… Пикируются хитро, так что со стороны и не заметишь. Вроде ватерполистов, которые бьют друг друга ногами под водой, чего зрители не видят.

И тогда началось с подводных толчков. “Как поживаешь, Марина? У тебя все по-прежнему?” — “Конечно! А как у тебя? Служишь все там же?” Эти фразы, сказанные с улыбкой и в рамках правил, означали на самом деле: “Ну как, Марина, никто на тебя по-прежнему не клюнул? Я-то уверена, что никто не клюнул и никогда не клюнет, моя дорогая старая дева”. — “А меня это не волнует, потому что я живу творческой жизнью. Не то, что ты. Ведь ты служишь, а я творю, живу творчеством”. Марина работала редактором в издательстве. “А что-нибудь хорошее вы издали за последнее время?” — “Кое-что издали. Это у тебя что за материал? Брала в ГУМе?” И тут были упругие удары под водой. “О каком творчестве ты лепечешь? Хоть одну хорошую книгу ты лично отредактировала, выпустила?” — “Да, конечно. Но говорить с тобой об этом нет смысла, потому что тебя это не может интересовать. Тебя же интересует ширпотреб”.

Ю.В. Трифонов

Другая жизнь

В гастроном забегали последние посетители. Ольга Васильевна услышала знакомый голос за спиной, оглянулась: Иринка? Дочь стояла с двумя подружками, все трое болтали и жевали что-то… Девочкам еще нет семнадцати, и она сама в их годы не думала ни о чем, кроме учебы. Десятый класс, такая ответственность.

— А деньги, между прочим, были даны на универмаг, — сказала Ольга Васильевна. — А ты, я вижу, транжиришь на пирожные и сигареты… Ира, пойдем домой, будем ужинать. Пора, девочка, пойдем.

— Мама, я пойду домой, когда захочу, — отчеканила Иринка с внезапной враждебностью.

— Что значит когда захочешь?

— То и значит: когда захочу, тогда пойду.

— Нет, ты пойдешь сейчас со мной.

— Нет, не пойду.

Ольга Васильевна почувствовала, как хлынула изнутри какая-то слабая ярость.

— Да как ты можешь… со мной… сейчас… — заговорила задыхаясь.

— А как ты можешь? У меня тоже неприятности. Мне надо поговорить с друзьями.

Ольга Васильевна повернулась и пошла из магазина…

Иринка пришла спустя час. Ольга Васильевна уже простила ее, и когда, отворив дверь, увидела ее с поникшей головой, шмыгающую носом, увидела детское виноватое выражение ее лица, опять охватила волна тепла и жалости. “Бессовестная я! Зачем рычала на нее?” — пронеслось в сознании.

Ничего не сказала, провела рукой по волосам дочери. Та вдруг рванулась, обняла мать, шепча что-то жалобное… И обе вдруг ослабели, обнявшись и едва сдерживая слезы, пошли на кухню, чтобы побыть одним… потому что ближе их людей не было. Там долго сидели, пили чай, Иринка рассказывала… Она была скрытной, делилась переживаниями редко… Но это значило, что силы ее оставили, она нуждалась в помощи.

В. Токарева

День без вранья

В пятом “Б” раньше помещался спортивный зал, и в классе до сих пор находится шведская стенка. Собакин каждый раз забирается на перекладину, и каждый раз я начинаю урок с того, что уговариваю его сойти вниз. Обычно это выглядит так:

— Собакин! — проникновенно вступаю я.

— А? — с готовностью откликается Собакин.

— Не “а”, а слезь сию минуту.

— А че, я мешаю?..

Я проигрываю явно… Кончается это обычно тем, что детям становится жаль меня, они быстро и без разговоров водружают Собакина на его положенное место.

Сегодня я как обычно открыл урок разговором с Собакиным.

— Собакин?

— А?

— Ну что ты каждый раз на стену лезешь? Хоть бы поинтереснее что придумал.

— А что?

— Ну вот, буду я тебя учить на свою голову.

Собакин смотрит на меня с удивлением. Он не предполагал, что я сменю текст и не подготовился.

— А вам не все равно, где я буду сидеть? — спросил он.

Я подумал, что мне, в сущности, действительно все равно, и сказал:

— Ну сиди.

Я раскрыл журнал, отметил отсутствующих…

Собакин слез сразу, так как, получив мое разрешение, потерял всякий интерес публики к себе, а просто сидеть на узкой перекладине не имело смысла.

Форма отчета: письменная работа.

Форма контроля: внеаудиторная.

Литература:

Берн Э.Игры, в которые играют люди. Люди, которые играют в игры. – М., 1990

Тема 6. Перцептивная сторона общения

Задание 1. (4 балла)

Подготовить сообщение по теме:

Факторы формирования первого впечатления

Форма отчета:

Реферат-обзор или презентация. Дается краткий анализ основных факторов формирования первого впечатления, приводятся примеры экспериментов различных исследователей.

Форма контроля: доклад на семинарском занятии.

Литература:

Бодалев А.А.Восприятие и понимание человека человеком. М., 1982.

Крижанская Ю.С., Третьяков В.П.Грамматика общения. М., 1990.

Тема 7. Общение и межличностные отношения.

Тема 8. Трудности общения.

Задание 1. (4 балла)

Подготовьте сообщения по темам:

1. Застенчивость как специфическая трудность общения.

2. Дефицитное общение: одиночество и отчужденность.

3. Эгоизм личности

Форма отчета:

Реферат-обзор или презентация. Дается краткий анализ основных теорий, сравниваются и сопоставляются точки зрения представителей разных теорий.

Форма контроля: доклад на семинарском занятии.

Литература:

Бодалев А.А.Личность и общение. – М.,1982.

Зимбардо Ф.Застенчивость. М., 1987.

Казаринова Н.В., Погольша В.М.Межличностное общение: повседневные практики. СПб., 2000.

Куницына В.Н., Казаринова Н.В., Погольша В.М.Межличностное общение. СПб., 2001.

Лабиринты одиночества. М., 1989.

Муздыбаев К.Эгоизм личности. // Психологический журнал 2000, №2.

Задание 2. (2 балла)

Выполните письменно

  1. Выпишите основные классификации и теории любви как социально-психологического феномена

Форма отчета: письменная работа

Форма контроля: внеаудиторная.

Литература:

Гозман Л.Я.Психология эмоциональных отношений. – М., 1987

Майерс Дж. Социальная психология. – СПб., 2002.

Обозов Н.Н.Межличностные отношения. – Л., 1979

Фромм Э. Душа человека. – М.: ООО Издательство АСТ-ЛТД», 1998. – (Классики зарубежной психологии)

Раздел 3. Социальная психология групп.

Тема 10. Большие социальные группы

Задание 1. (4 балла)

Подготовьте сообщение по теме:

Феномен массы и массовые движения

Форма отчета:

Реферат-обзор или презентация. Дается краткий анализ основных положений, выделяемых автором статьи и их краткий анализ.

Форма контроля: доклад на семинарском занятии.

Литература:

Дилигенский Г.Г. Феномен массы и массовые движения // «Рабочий класс и современный мир», 1987, №3.

Задание 2. (2 балла)

Выполните письменно

1. Сравните заражение, внушение и подражание как способы психологического воздействия. Найдите общее и различное.

2. Сравните толпу, массу и публику как стихийные группы. Выявите общее и различное.

3. Выпишите средства предотвращения паники.

Форма отчета: письменная работа

Форма контроля: внеаудиторная.

Литература:

Андреева Г.М.Социальная психология. М., 2004

Назаретян А.П. Агрессивная толпа, массовая паника, слухи. Питер, 2003

Потчебут Л.Г.Социальная психология толпы. Речь:. 2004

Тема № 11.Динамические процессы в малой группе.

Задание 1. (4 балла)

Подготовьте сообщения по теме

1. Гендерные исследования лидерства.

Форма отчета:

Реферат-обзор или презентация. Дается краткий анализ основных теорий каждого направления, сравниваются и сопоставляются точки зрения представителей разных теорий.

Форма контроля: доклад на семинарском занятии.

Литература:

Бендас Т.В. Гендерные исследования лидерства // «Вопросы психологии», 2000, № 1, стр. 87-95.

Задание 2 (2 балла)

Выполните письменно:

Прочитайте и проанализируйте басню И.А.Крылова «Квартет». Определите:

  1. Что объединило персонажей в группу?
  2. Какие характеристики группы Вы можете назвать?
  3. К каким видам относится эта группа?
  4. Каковы особенности групповой динамики?
  5. Была ли эта группа эффективной? Почему?

Квартет

Проказница-Мартышка, Осел, Козел,

Да косолапый Мишка Затеяли сыграть Квартет. Достали нот, баса, альта, две скрипки И сели на лужок под липки,— Пленять своим искусством свет. Ударили в смычки, дерут, а толку нет. «Стой, братцы, стой!» кричит Мартышка: «погодите! Как музыке итти? Ведь вы не так сидите. Ты с басом, Мишенька, садись против альта, Я, прима, сяду против вторы; Тогда пойдет уж музыка не та: У нас запляшут лес и горы!» Расселись, начали Квартет; Он всё-таки на лад нейдет. «Постойте ж, я сыскал секрет», Кричит Осел: «мы, верно, уж поладим, Коль рядом сядем». Послушались Осла: уселись чинно в ряд; А всё-таки Квартет нейдет на лад. Вот, пуще прежнего, пошли у них разборы И споры, Кому и как сидеть.

Случилось Соловью на шум их прилететь. Тут с просьбой все к нему, чтоб их решить сомненье: «Пожалуй», говорят: «возьми на час терпенье, Чтобы Квартет в порядок наш привесть: И ноты есть у нас, и инструменты есть: Скажи лишь, как нам сесть!» — «Чтоб музыкантом быть, так надобно уменье И уши ваших понежней», Им отвечает Соловей: «А вы, друзья, как ни садитесь, Всё в музыканты не годитесь».

Форма отчета: письменная работа

Форма контроля: внеаудиторная.

Литература:

Андреева Г.М.Социальная психология. М., 2004

Задание 3 (2 балла)

Выполните письменно:

Сравните основные формы принятия группового решения по предложенным параметрам:

Групповая дискуссия

Мозговой штурм

синектика

Цели, задачи, условия применения

Подготовка и этапы проведения

Поведение участников

Результаты

Форма отчета: письменная работа

Форма контроля: внеаудиторная.

Литература:

Андреева Г.М.Социальная психология. М., 2004

Тема 12. Межгрупповые отношения.

Задание 1. (1-5 баллов).

Выполните письменно

Сделайте конспект литературных источников по предложенному плану:

  1. Зарубежные экспериментальные исследования межгруппового взаимодействия: мотивационный, ситуативный и когнитивный подходы.
  2. Отечественные экспериментальные исследования межгруппового взаимодействия.
  3. Особенности межгруппового восприятия Понятие ингрупповой фаворитизм и межгрупповая враждебность.

Форма отчета:

Конспект первоисточников. Дается краткий анализ основных теорий каждого направления.

Форма контроля: Внеаудиторная. Крайний срок сдачи конспекта: 25 декабря.

Литература:

  1. Агеев В.С. Межгрупповое взаимодействие: социально-психологические проблемы. М., 1990.
  2. Агеев В.С. Психология межгрупповых отношений. М., 1983, С.76-134.

Раздел 5. Социальная психология личности.

Тема 14. Я – концепция.

Задание 1. (4 балла)

Подготовить сообщение по теме:

  1. Развитие и структура самосознания.

  1. Самоуважение и психологическая защита.
  1. Социальная зрелость личности и проблема самосознания

Форма отчета:

Реферат-обзор или презентация. Дается краткий анализ основных теорий каждого направления, сравниваются и сопоставляются точки зрения представителей разных теорий.

Форма контроля: доклад на семинарском занятии.

Литература:

Андреева Г.М. Социальная психология. М., 1998. 274-288.

Белинская Е.П., Тихомандрицкая О.А.Социальная психология личности..М., 2001,Бернс Р.Развитие Я-концепции и воспитание. М., 1986.

Кон И.С.В поисках себя: Личность и ее самосознание. М.,

Кон И.С.Открытие «Я». М., 1978.

Кон И.С.Социология личности. М., 1967.

Психология самосознания. Хрестоматия по соц. психол. личности. Самара, 2000.

Самосознание и защитные механизмы личности. Хрестоматия по социальной психологии личности. Самара, 2000.

Социальная психология в современном мире. М.: Аспект –Пресс, 2002

Столин В.В.Самосознание личности. М., 1983.

Задание 2(3 балла)

Выполните письменно

Изучение особенностей Я-концепции.

ИСПЫТУЕМЫЙ. В качестве испытуемого желательно взять подростка тринадцати-восемнадцати лет, но можно и взрослого любого возраста. Испытуемый последовательно выполняет две методики, которые анализируются сначала по отдельности, а затем вместе.

МЕТОДИКА “КТО Я?”

ИНСТРУКЦИЯ испытуемому

Напишите сверху листа бумаги: “Кто я?”. Дайте 10—20 ответов на этот вопрос, описывая свои особенности, качества, свойства и т.п. Каждый ответ должен начинаться со слов “я” или “мне”.

АНАЛИЗ

1. Отнесите каждый ответ к одной из следующих категорий по содержанию (можно относить один ответ к двум и более категориям):

  • формальные (“анкетные”) характеристики;
  • внешность;
  • особенности характера, внутреннего мира;
  • особенности поведения;
  • особенности отношений с окружающими;
  • взгляды и убеждения;
  • интересы, вкусы, увлечения;
  • прочее (предложите собственную группировку).

Обратите внимание на то, какие ответы идут в начале списка. Чаще всего это либо формальные характеристики, либо наиболее важные для человека качества. Оцените относительную представленность различных содержательных аспектов Я-концепции.

2. Отнесите каждый ответ к одной из следующих категорий:

l позитивная характеристика (“Я обаятельный”);

l негативная характеристика (“Я мелкий пакостник”);

l нейтральная характеристика (“Я люблю компанию”);

l противоречивая характеристика (“неплохой товарищ, но помнящий зло”.

Оцените особенности самооценки и противоречивость Я-концепции.

3. Существуют ли противоречия между отдельными ответами? (Пример: в самоописании тридцатипятилетней домохозяйки подряд следуют ответы “Мне очень хорошо дома” и “Я хочу учиться”; в данном контексте это скорее всего желание выйти за пределы дома и домашних дел).

Можно ли считать Я-концепцию противоречивой?