Виды, формы и средства общения

Деловое общение и его характеристика его виды

 

Общение – важнейшая форма взаимодействия людей. Оно лежит в основе практически всего, что мы делаем. Менеджеры расходуют на различного рода общение 80% своего рабочего времени. Общение – это постоянный процесс, который люди используют для того, чтобы передавать цели организации. Способность к общению всегда относится к числу важнейших человеческих качеств. К людям, легко вступающим в контакты и умеющим располагать к себе, мы относимся с симпатией, а с замкнутыми мы стараемся либо вообще не общаться, либо обращаться в случае крайней необходимости.

 

Виды, формы и средства общения

 

Существуют следующие виды общение:

 

1. Функционально-ролевое общение – это общение на уровне социальных ролей партнеров — начальника и подчиненного, продавца и покупателя, учителя и ученика. Здесь задействуются определенные нормы и ожидания и общаются только ролевые маски.

 

2. Межличностное общение – это участие двух людей, хотя минимально полное число участников – 3. При отношениях двух третий всегда присутствует незримо. Как социальная норма или как мнение близкого друга или другого авторитета.

 

3. Деловое общение – это вид межличностного общения, направленное на достижение какой-то цели, то есть в деловом общении всегда есть цель.

 

Формами делового общения является собрание, совещание, деловая беседа, телефонный разговор.

 

Деловая беседа представляет собой форму устного обмена информацией между несколькими людьми в узком кругу. Беседа является важнейшим элементом таких управленческих процедур, как: деловые переговоры, консультации, встречи, оформление на работу или увольнение сотрудников. Менеджеру полезно усвоить следующее: управление – это умение разговаривать. Менеджеру необходимо излагать свои мысли ясно. Беседа отличается от собраний и совещаний количеством участников, свободным характером обсуждаемых проблем, ходом и результатами. Беседе свойственна теснота контактов, непосредственного общения и обязательность обратной связи. Именно во время деловых бесед происходит заключение деловых контактов, и принимаются важнейшие решения.

 

Деловое совещание – это одна из важнейших форм управленческой деятельности. Деловое совещание – это способность коллективного разума к выработке оптимальных решений по актуальным и наиболее сложным вопросам возникающих в организации. На совещании сотрудники учатся работать в коллективе, комплексно подходить и решать общие задачи – достигать компромиссов. Во время совещания происходит обмен информацией между подчиненными и руководителями. Для некоторых сотрудников, пробыв на деловом совещании – это единственная возможность видеть и слышать руководителей высшего уровня управления.

17 стр., 8140 слов

«Деловое общение. Правила ведения бесед и совещаний»

... : « Деловое общение . Правила ведения бесед и совещаний ». Работу выполнил Преподаватель : г. Таганрог 2007г. Содержание. Введение ____________________________________________________________________3 Влияние личностных качеств на общение ________________________________________5 Этика и психология деловых бесед ...

 

Телефонное общение преследует современного человека повсюду. Начало рабочего дня – это уже телефонные звонки. При телефонных переговорах следует помнить, что главным инструментом становится голос и говорить надо так, чтобы тебя «видели». Разговор по телефону осуществляется в случае нецелесообразности личной встречи.

 

Раппортное общение – это общение с односторонним доверием. Обоюдное доверие связано с полной свободой.

 

Форма общения

Удачно выбранная форма общения способствует достижению цели в организации. В каждом конкретном случае форма бывает разной:

 

1) Непосредственное или контактное – это вступление собеседника в контакт «с глазу на глаз» это общение имеет много достоинств, так как обеспечивает прямое восприятие партнеров и их поведение.

 

2) Опосредованное или косвенное общение. Это общение через посредников, по телефону, факсу, телеграфу и т.д. Существуют следующие средства общения:

 

а) Вербальная – это прямая речь в разных ее формах.

 

б) Невербальная – это пантомима (телодвижения) мимика, взгляды, жесты, тембр голоса.

 

Фазы делового общения

 

Наиболее ответственна фаза подготовки, если она оказывается возможной. Общение надо планировать правильно, выбрать место и время, определить для себя установки на результаты общения.

 

Наиболее вероятны следующие фазы общения:

 

1. Вхождение в контакт, здесь важна сонастройка, т.е. важно почувствовать состояние и настроение партнера, освоиться самому и дать возможность сориентироваться другому. Важно расположить партнера к себе Эта фаза эта фаза завершается установлением психологического контакта.

 

 

2. Фаза концентрации внимания на чем-то, какой-то проблемы, задачи сторон.

 

3. Мотивационный зондаж. Цель – это понять мотивы собеседника.

 

4. Поддержание внимания. Во время деловой беседы можно отвлечься от темы, поэтому к приемам поддержания внимания приходится возвращаться неоднократно.

5 стр., 2070 слов

Формы организации самостоятельной работы:

Содержание самостоятельной работы студентов Одной из задач изучения курса является создание условий для самостоятель­ной и исследовательской работы магистров психологии, которая включает: самостоятельное изучение тем (разделов) курса, обеспеченных соот­ветствующей литературой; углубленное изучение отдельных тем курса с использованием допол­нительной литературы и Интернет-ресурсов; создание ...

 

5. Фаза аргументации и убеждения. Применяется если, есть разногласия.

 

6. Фаза фиксации результата. Если темы исчерпаны или партер проявляет беспокойство, то необходимо завершить беседу. Это всегда критичный момент в отношениях. Надо всегда завершать беседу так, чтобы была перспектива. В противоположность перерыва есть разрыв.

 

Управленческое общение, его функции и назначение. Виды распорядительной информации. Условия эффективного общения

Управленческое общение – это специфическая форма делового общения, связанная с руководством людьми. Основные функции управленческого общения: выдача распоряжения, проверка исполнения, оценка исполненного.

 

Менеджер вступает в управленческое общение с подчиненными, чтобы:

 

1. Отдать распоряжения, указания, что-либо порекомендовать, посоветовать;

 

2. Получить «обратную» (контрольную) информацию от подчиненного о выполнении задания;

 

3. Дать оценку выполнения задания подчиненным;

 

Понимание между руководителем и подчиненным является необходимым, но недостаточным условием для выполнения распоряжения руководителя. Важно, чтобы подчиненный согласился это сделать, принял распоряжение руководителя.

 

Три основные функции управленческого общения:

 

1) Выдача распорядительной информации.

 

2) Проверка исполнения (получение «обратной» контрольной информации).

 

3) Оценка исполненного (выдача оценочной информации).

 

Руководители не всякий раз контролируют исполнение распоряжений и не всегда дают оценку исполненному. Поэтому выдача распорядительной информации осуществляется наиболее часто и оказывает наибольшее влияние на эффективность деятельности организации. Именно на этой стадии управленческого воздействия менеджер изменяет вид деятельности, действия, поведение другого человека. От того, как отдаётся распоряжение, зависит качество исполнительской деятельности.

 

Распорядительная информация по форме может быть директивной, демократической или даже либеральной.

 

3 стр., 1351 слов

Компоненты психологического портрета личности современного руководителя

МИНИСТЕРСТВО СПОРТА РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ ФЕДЕРАЛЬНОЕ ГОСУДАРСТВЕННОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ ВЫСШЕГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ «Волгоградская государственная академия физической культуры» КАФЕДРА ГОСТИНИЧНОГО И ТУРИСТИЧЕСКОГО МЕНЕДЖМЕНТА Реферат на тему: «Компоненты психологического портрета личности современного руководителя» Введение Еще в древности говорили: искусство ...

1. К директивным формам относятся: приказ, директива, указание, распоряжение, требование.

 

2. К либеральным – уговоры.

 

3. К демократическим – просьбы, рекомендации, советы.

 

Для подчинённого в принципе любая форма распорядительной информации воспринимается не как просьба, а как распоряжение. Однако демократическая форма распорядительной информации повышает качество исполнительной деятельности и даёт большую отдачу для производства, так как подчинённый с большим желанием выполняет задание. Если же задание выполняется формально, не согласуется с мыслями работника, его желанием и позицией, то трудно ожидать хороших результатов.

 

Эффективность исполнения решений зависит от конкретной формы распоряжений: приказ или просьба, персонифицированное или неперсонифицированное, вопросительное, утвердительное или директивное распоряжение.

 

Шкала отношений». Основные характеристики подчинённых. Психологические приёмы достижения расположенности подчинённых «аттракция»

При прочих равных условиях люди легче принимают позицию того человека, к которому испытывают симпатию, привязанность, дружбу и наоборот, труднее принимают позицию человека, к которому испытывают эмоционально отрицательное отношение (неприязнь, антипатию, ненависть).

Эмоционально положительное или эмоционально отрицательное отношение подчинённых представлено в виде шкалы отношений.

 

Шкала отношений.

 

? + ? ? + + ? ? ? + + + A B C O D E M

 

Точка M символизирует подчиненного, который относится к руководителю не просто эмоционально положительно, а буквально боготворит его.

 

Точка A – антипод руководителя, то есть человек, у которого резко негативное отношение к руководителю.

 

Точка E — символизирует подчиненного, который настолько хорошо относится к руководителю, что его смело можно назвать единомышленником.

 

Точка D – подчиненный, который неплохо относится к руководителю.

 

6 стр., 2585 слов

Психологические условия и факторы снижения конфликтности личности в системе «руководитель-подчиненный»

... отношений и т.д.). 2. Конфликты в системе «руководитель - подчиненный» могут быть снижены при целенаправленном, психологическом воздействии на те характеристики личности человека, ... организации. Предмет исследования - социально-психологические характеристики личности человека, влияющие на возникновение конфликта в системе «руководитель и подчиненный». Гипотезы исследования: 1. Существует ...

Точка B — символизирует подчиненного, который испытывает к руководителю явную антипатию.

 

Точка C – подчиненный, который относится к руководителю скорее отрицательно, чем положительно.

 

Середина шкалы символизирует подчиненного, относящегося нейтрально к руководителю, что присуще вновь пришедшим и только в первые дни их работы. Затем, после короткого периода узнавания руководителя, они обязательно переместятся либо влево, либо вправо по шкале отношений.

 

Основная проблема управления сводится к изысканию способов перевода подчиненных в правую зону шкалы отношений. Руководитель стремится вызвать к себе эмоционально положительное отношение, то есть расположить к себе подчиненных (сформировать аттракцию).

Среди подчинённых, которые находятся в правой половине шкалы отношений (при прочих равных условиях: образование, интеллект, пол, возраст т.п.), больше единомышленников руководителя. С ними проще найти общий язык, они быстро понимают суть дела, с ними реже бывают конфликты. Эти подчинённые легче принимают позицию руководителя, с ними уходит меньше времени на ненужные объяснения, их не приходится уговаривать. Это не означает, что они – слепые исполнители. Просто они реже спорят по пустякам и соглашаются добровольно выполнять задания. Объясняется сказанное – принятием личности руководителя и наличием ярко выраженных положительных эмоций по отношению к нему.

 

Аттракция.

 

Аттракция (притяжение, привлечение) — психологические приёмы достижения расположенности подчинённых.

 

1. «Имя собственное». Психологический механизм возникновения ощущения приятного (в подсознании), когда человек слышит обращённое к нему его собственное имя, включает следующие составляющие:

 

• имя, присвоенное личности, сопровождает её от первых дней до последних. Имя и личность не разделимы, а поэтому имя собственное служит эмоционально положительным фактором;

 

• когда к человеку обращаются и при этом произносят его имя как имя личности, то таким образом вольно или невольно оказывают внимание к данной личности;

11 стр., 5048 слов

Эмоциональная сфера личности: эмоции и чувства, их виды. Теории эмоций

16 ИНСТИТУТ ПСИХОЛОГИИ КАФЕДРА ПРАКТИЧЕСКАЯ ПСИХОЛОГИЯ КУРСОВАЯ РАБОТА ПО ДИСЦИПЛИНЕ: ОБЩАЯ ПСИХОЛОГИЯ НА ТЕМУ: ЭМОЦИОНАЛЬНАЯ СФЕРА ЛИЧНОСТИ: ЭМОЦИИ И ЧУВСТВА, ИХ ВИДЫ. ТЕОРИИ ЭМОЦИЙ Студент Васюхнова Л.В. Курс 3 Группа СДО Преподаватель по дисциплине «Общая психология» Алехин И.А. доктор педагогических наук, Профессор, член-корреспондент Российской Академии образования Москва 2013 СОДЕРЖАНИЕ ...

 

• внимание к личности – это утверждение данной личности. Каждый человек претендует на то, что он – личность. И когда претензия личности удовлетворяется, это её возвышает;

 

• если человек получает подтверждение, что он – личность, то это не может не вызвать у него чувства удовлетворения;

 

• чувство удовлетворения всегда сопровождается положительными эмоциями, которые не обязательно осознаются человеком;

 

• человек всегда стремится к тому, что (кто) вызывает у него положительные эмоции;

 

• если некто вызывает у человека положительные эмоции, то этот некто вольно или невольно притягивает к себе, располагает, т.е. формирует аттракцию.

 

Таков психологический механизм приёма «имя собственное»: звучание собственного имени – внимание к личности – утверждение личности – чувство удовлетворения – положительные эмоции – притяжение к источнику положительных эмоций – достижение расположенности (формирование аттракции).

 

Менеджер заинтересован в том, чтобы уметь располагать к себе подчинённых, в связи с этим ему уместно постоянно использовать данный приём.

 

2. «Зеркало отношений» (или «зеркало души»).

Базируется на использовании жизненного опыта, свидетельствует о том, что доброе и приятное лицо человека, лёгкая улыбка, способны «притягивать» к себе, формировать аттракцию. Действительно, человек чаще по-доброму и приятно улыбается людям, к которым относится с искренней симпатией. Обусловлено это тем, что люди редко осознанно, преднамеренно регулируют «изображение» на своём лице. В народе говорят: «Лицо – это зеркало души, зеркало отношений». Получается: что у человека внутри, то часто и на лице. Следовательно, что изображено на «зеркале отношений», то чаще всего и соответствует действительному их отношению к другим.

 

Составляющие механизма приёма «зеркало отношений».

 

1) Большинство людей искренне и по-доброму улыбаются тем, к кому относятся доброжелательно.

5 стр., 2354 слов

Эмоции как аппарат оценок поведения интеллектуальных систем

УДК 007.5 И.Б.Фоминых1 Рассматриваются вопросы построения модели эмоций. На основе принципа максимума информации вводится алгебра эмоций как алгебра оценок. Используя свойство рефлексивности оценок, делается попытка построения дерева эмоций. «Чтобы хотя бы приближенно представить себе, что ждет нас в будущем, нам необходимо научиться создавать модели, в которых моральное измерение человека было бы ...

 

2) Если при обращении у человека доброе и приятное выражение лица, мягкая и приветливая улыбка, то, скорее всего это сигнал: «Я – ваш единомышленник».

 

3) Единомышленник – это «сторонник», «защитник».

 

4) Одной из ведущих потребностей человека является потребность в безопасности, защищённости. Единомышленник – это тот человек, который повышает защищённость, т.е. удовлетворяет одну из важнейших потребностей.

 

5) Чувство удовлетворённости вызывает у человека положительные эмоции.

 

6) Человек всегда стремится к тому, что (кто) вызывает у него положительные эмоции.

 

7) Если некто вызывает положительные эмоции, то он вольно или невольно формирует аттракцию.

 

Располагать к себе подчинённых, исполнителей решений – это служебная обязанность менеджеров, продиктованная не должностной инструкцией, а производственной необходимостью. Следовательно, использовать приёмы формирования аттракции – тоже служебная обязанность менеджера. И если доброе, приятное выражение и лёгкая улыбка, обращённая к партнёру, способствуют появлению у него положительных эмоций, то это свидетельствует о формировании аттракции. Приветливая улыбка на лице менеджера вполне уместна в процессе делового разговора, чтобы не только уговорить подчинённого выполнить задание, но и добиться, чтобы он это сделал не по принуждению, а добровольно. Она не помешает и при проведении совещаний, заседаний, т.к., вступая с их участниками в общение и желая убедить их принять свою позицию, руководителю эффективнее отказаться от принуждения. При этом не следует впадать в крайность: нет нужды улыбаться, сообщая аудитории технические данные нового оборудования. Использование приёма показано также при вынесении порицаний подчинённым.

 

Наказание будет только тогда эффективным, когда провинившийся внутренне почувствует свою вину, когда он не только поймёт, но и внутренне согласится с руководителем, что его поступок недопустим, а также внутренне примет ту меру наказания, которую ему объявили. Целью наказания является то, чтобы провинившийся принял позицию руководителя и по данному поступку, и по выбранной мере наказания. Принять означает согласиться с руководителем, с источником этого наказания. Но легко ли можно согласиться, если у руководителя на лице написано, что он подчинённого презирает и каждым жестом демонстрирует своё негативное отношение к нему как к человеку, как личности, а не к поступку, который был совершён данной личностью. Поскольку руководитель стремится к тому, чтобы подчинённый принял его точку зрения, то ему следует показать через «зеркало отношений», что в целом к нему как к личности руководитель относится положительно, что этот его поступок не зачёркивает всё то хорошее, что у него есть, хотя произошедшее достойно наказания и сожаления. И пусть подчинённый об этом не только услышит, но и «прочтёт», увидев на лице руководителя сопереживательную улыбку.

 

Вывод: руководитель лишён права отталкивать людей от себя. Выражение лица должно работать на цель – привлекать подчинённого к своим словам, позициям, идеям.

 

3. «Золотые слова» (комплименты).

Психологический приём основан на использовании психологического феномена внушения. Так, если человек много раз услышал, что у него «золотые руки», «удивительная способность видеть прекрасное там, где его др. не видят», «общаясь с Вами, можно многому научиться», он поверит в это. Эффект внушения приводит к «заочному» удовлетворению потребности в совершенствовании какой-то своей черты.

 

Психологический механизм приёма «золотые слова»:

 

1) Обращение к человеку с приятными словами, с небольшим преувеличением каких-то его положительных качеств, т.е. комплиментом.

 

2) Внимание к определённым способностям данной личности.

 

3) Эффект внушения. Вера в эти способности и стремление полнее реализовать имеющийся потенциал.

 

4) «Заочное» удовлетворение потребности в совершенствовании.

 

5) Образование положительных эмоций.

 

6) Расположение к источнику положительных эмоций.

 

7) Формирование аттракции.

 

Обращаясь к подчинённому с «золотыми словами», необходимо делать так, чтобы комплимент не превращался в банальность. Приём приемлем при проведении деловых совещаний, так как любой контакт с людьми не следует начинать с образования у них отрицательных эмоций. Более убедительны здесь «приятные слова», содержащие некоторое преувеличение качеств отдельных людей и коллектива в целом. Главное, чтобы от слов ведущего деловое общение у большинства людей возникла лёгкая, добрая улыбка в ответ на комплимент руководителя («зеркало отношений»).

Подготовка эмоционального фона с помощью приёма «золотые слова» возможна и при обсуждении негативных поступков подчинённых и др. формах делового общения. Смотреть Метод «укроп».

 

4. Психологический приём «Терпеливый слушатель». Способность выслушать и понять подчинённого в обстановке деловой беседы – значит удовлетворить его потребность и вызвать у него положительные эмоции, расположить к себе.

 

Механизм приёма «терпеливый слушатель»:

 

1) Терпеливое внимательное выслушивание руководителем подчинённых.

 

2) Внимание руководителя к личности подчинённых.

 

3) Самовыражение личности подчинённых.

 

4) Удовлетворение потребности в самовыражении подчинённых.

 

5) Образование положительных эмоций у подчинённых.

 

6) Расположенность к источнику положительных эмоций (руководителю).

 

7) Возникновение аттракции.

 

5. Психологический приём «Личная жизнь». У каждого подчинённого наряду со служебными интересами есть личные интересы, увлечения, личная жизнь. Это могут быть коллекционирование, разведение цветов, тяга к обсуждению каких-либо проблем и другие. Установлено, что разговор с человеком по поводу его ярко выраженного личного интереса, вызывает повышенную вербальную активность, которая сопровождается положительными эмоциями. Проявление интереса к тому, что для подчинённого представляет самое важное в жизни, — это знак внимания к человеку и его самоутверждение, а значит, и удовлетворение потребности в самоутверждении. Удовлетворение какой-либо потребности вызывает образование положительных эмоций, расположенность к их источнику. Фактический же положительный источник эмоций вызывает возникающую или усиливающуюся аттракцию.

 

С помощью рассмотренных психологических приёмов формирования аттракции невозможно кого- либо в чём-то убедить, что либо доказать или заставить что-либо сделать. Можно только приблизить подчинённого к себе: расположить, завоевать доверие, личную симпатию. Когда возникает состояние аттракции, подчинённый легче принимает позицию руководителя со всеми вытекающими из этого благоприятными для производства последствиями. Применение рассмотренных приёмов направлено на достижение стратегических целей.

 

Механизм формирования аттракции.

 

1) Обращение к эмоционально важной ценности партнёра.

 

2) Внимание к личности партнёра.

 

3) Утверждение собеседника как личности.

 

4) Удовлетворение потребности личности.

 

5) Образование положительных эмоций.

 

6) Формирование аттракции (притяжения, привлечения).

 

Правила устного распоряжения.

 

Результативность распоряжения определяется двумя факторами: содержанием (определяет программу действий подчинённого – «поехать туда», «сделать то») и психологической формой распоряжения (определяет отношение, уровень мотивации).

 

Психологические правила формулирования устных распоряжений относятся к числу тактических приёмов, направленных на решение конкретной задачи в определённый момент. Любое по содержанию распоряжение может быть представлено в конкретной форме приказа или просьбы, персонифицированной или не персонифицированной, в вопросительной или утвердительной, в директивной. Распоряжение, высказанное в форме просьбы, имеет преимущество перед приказом – оно сближает людей. Неуместно использовать местоимения в первом лице («я», «мне»).

Качество исполнения возрастает при использовании вопросительной (вежливой) формы распоряжений. Важно учитывать эмоциональный аспект отдачи распоряжения: грубая или вежливая формы.