Теоретическая подготовка (15 час.)

Министерства образования и науки Республики Казахстан

Некоммерческое АО «Алматинский университет энергетики и связи»

Факультет Аэрокосмических и информационных технологий

Кафедра Социальных дисциплин

«Утверждаю»

Декан ФАИТ___________Табултаев С.С.

«___"__________________2015 г.

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА

РSI 5204 — ПСИХОЛОГИЯ

Для магистрантов АУЭС

Всех специальностей всех форм обучения

Курс
Семестр
Всего кредитов
Всего кредитов ECTS
Общее количество часов
Аудиторные
Из них:
Лекции
Практические (сем)
Самостоятельная работа
в том числе СРМП
Семестровые работы
Экзамен

Алматы 2015

Рабочую программу составила: к.п.н., доцент Саньярова Н.С., профессор, д.п.н Мухамбедьярова А.Т. на основании типовой программы дисциплины, приказ МОН РК № 343 от 16.08.2013 г.

Рабочая программа рассмотрена и одобрено на заседании кафедры «Социальных дисциплин» от 18 июня 2015 г., протокол № 12 .

Зав. кафедрой СД Мухамбедьярова А.Т.

Характеристика учебной дисциплины

1.1 Цель дисциплины — обучение магистрантов основам психологии в плане школы, расширение их профессиональных возможностей в плане применения психологических знаний в сфере педагогической деятельности.

Задачи дисциплины

— раскрыть психолого-педагогическую сущность образовательного процесса в высшей школе;

— дать магистрантам целостное представление о наиболее значительных теоретических концепциях, эмпирических исследованиях и основных приложениях общей, социальной, возрастной и педагогической психологии применительно к курсу «Психология»;

— рассмотреть основные тенденции развития высшей школы на современном этапе;

— развить психолого-педагогическое творческое мышление у магистрантов;

— уметь применить в своей повседневной деятельности полученные знания и практические навыки для достижения максимальной эффективности своей работы.

Описание дисциплины

Курс «Психология» предназначен для магистрантов всех специальностей и направлен на развитие у них профессиональной рефлексии в области психологии обучения и воспитания, эффективность деятельности которых зависит от научного подхода, психологической компетентности и умелом использовании психологических ресурсов. Таким образом, необходимость развития психолого-педагогической компетентности специалистов в новых условиях общественного развития определяет актуальность данного курса в системе высшего профессионального образования.

Общей задачей всего курса психология является комплексная психолого-педагогическая, социально-экономическая и информационно-технологическая подготовка к педагогической деятельности в высшем учебном заведении на основе основной программы высшего профессионального образования.

Раскрыть основные методологические положения психологической науки, ее основные закономерности, принципы в рамках процессов обучения и воспитания в высшей школе, дидактики, системного, деятельностного, технологического и личностно ориентированного подходов как методологии психологии, а также методы, проблемы и перспективы ее развития;

Стимулировать развитие интереса к практической психологической деятельности и педагогическому творчеству;

Дать возможность самостоятельно осваивать знания по теории и методике организации учебно — воспитательного процесса в высшей школе, специфических особенностях профессиональной подготовки будущих инженеров;

Используя активные методики преподавания, технологии профессионально — ориентированного обучения формировать умения и навыки педагогического управления, выбора оптимального стиля педагогического общения, поведения и деятельности в коллективе.

По окончании курса «Психология» магистрантдолжен

иметь представление:

— о различных аспектах коммуникации в сфере профессиональной деятельности;

— о профессиональной рефлексии;

— о основных способов психологического воздействия.

знать:

— социально-психологическую природу педагогической деятельности;

— свойства психологических процессов, включенных в познавательную деятельность;

— содержание и специфику психолого-педагогического воздействия;

Индивидуальные особенности объектов воздействия.

уметь:

— эффективно применять современные методы и приемы преподавания в высшей школе;

— использовать необходимые психолого-методические ресурсы для подготовки и проведения занятий (лекций, семинаров, СРМП и экзаменов);

— применять адекватные психодиагностические методы исследования личности студена и студенческой группы.

1.4 Пререквизиты дисциплины: Навыки и знания, необходимые для освоения изучаемой дисциплины на уровне вузовской программы курса истории, физики, химии, математики, общегуманитарных дисциплин, курс «Истории и философии науки»

1.5 Постреквизиты дисциплины: Знания данной дисциплины используются в процессе преподавательской деятельности, в рамках научно — исследовательской деятельности магистранта, а также в ходе профессиональной деятельности по управлению, обучению производственным коллективом.

Структура и содержание дисциплины

Теоретическая подготовка (15 час.)

Темы Тема (модули, разделы) Номер источника
Введение. 1 час Конспект, 1,4,7,8
Предмет, задачи и структура психологии высшей школы. 2 часа Конспект, 5,7,8
Психология познавательной деятельности студентов в процессе обучения. 2 часа Конспект, 6,7,8,9,21,23
Психологические методы и средства повышения эффективности и качества обучения в современных условиях. 2 часа Конспект, 19,20,21,22,23
Психологические основы процесса воспитания. 2 часа Конспект, 15,16,17,18,19
Проблемы психодиагностики профессионально-ориентированной личности. 2 часа Конспект, 11,12,13,14,15, 16,17,18
Психологическое консультирование студентов и преподавателей с учетом профиля будущей профессиональной деятельности специалиста. 2 часа Конспект, 17,18,19,20,21, 22
Психология педагогического общения. 2 часа Конспект, 15,16,17,18,19, 20,21,22

Практическая подготовка

Перечень вопросов для промежуточного и итогового контроля.

1. Из каких компонентов складывается педагогическая деятельность?

2. Из каких компонентов складывается деятельность учения и обучения?

3. Что обеспечивает эффективность этих процессов?

4. Проведите сравнительный анализ содержания понятие «учение», «обучение», «научение».

5. Подготовьте небольшое выступление-лекцию проблемного характера.

6. Составьте профессиограмму личности педагога.

7. Экспресс-опрос по теме: «Социально-психологическая компетентность педагога».

8. Письменный опрос по теме «Социально-психологические особенности личности в условиях рынка. Структура социально-психологических знаний на современном этапе развития общества».

9. Составьте рассказ, в котором фигурировали бы 4 персонажа студентов разных типов темперамента.

10. Назовите основные источники и движущие силы формы и факторы развития личности: дайте понятие ее жизненного пути.

Список литературы

Основная:

1 Давыдов В.В. Проблемы развивающего обучения. — М., 2004.

2 Джакупов С.М. Психологическая структура процесса обучения. — Алматы, 2004.

3 Джакупов С.М. Управление познавательной деятельностью студентов в процессе обучения. — Алматы, 2002.

4 Зимняя И.А. Педагогическая психология. Серия: Новая университетская библиотека. — М., 2009.

5 Педагогика и психология высшей школы/ под. Ред. С.И. Самыгина. — Ростов-на-Дону, 2006.

6 Смирнов С.Д. Педагогика и психология высшего образования: от деятельности к личности. — М.- 2005.

7 Столяренко А.М. Психология и педагогика. — М., 2006.

8 Вознюк, Д. Онтология — философская наука о бытии отдельного индивидума в обществе и целом [Электронный ресурс] / Д. Вознюк // Режим доступа: fb.ru/article/2844/ontologiya---filosofskaya-nauka-o-byitii-otdelnogo-individuuma-i-obschestva-v-tselom, свободный.

9 Волков, Е.Н. Консультирование и психотерапия как социальная инженерия [Текст] / Е.Н. Волков. — Ч. 3: Некоторые основы инженерного подхода к теории и практике консультирования // Здоров’я Украүни — ХХІ сторіччя. Неврология. Психиатрия. Психотерапия. № 4 (19), декабрь 2011. — С. 42−43. (0,5 п.л.).

— Е.Н. Волков // Режим доступа: health ua.com/articles/8050.html, свободный.

10 Ильенков, Э. Технология индивидуализации обучения (Инге Унт, А.С. Границкая, В.Д. Шадриков) [Электронный ресурс] / Э. Ильенков // Режим доступа: reriholga.ucoz.kz/load/0−0-0−226−20, свободный.

11 Мишин, А.Н. Интенсивное обучение и учебно-познавательная деятельность [Текст] / А.Н. Мишин // Актуальные задачи педагогики: материалы международной заочной научной конференции (г. Чита, декабрь 2011 г.).

— Чита: Молодой ученый, 2011. — С. 187−190.

12 Новая философская энциклопедия [Электронный ресурс] // Режим доступа: iph.ras.ru/elib/2017.html, свободный.

13 Онтологический контекст образования взрослых как социокультурного института [Электронный ресурс] // Режим доступ: www.kazedu.kz/referat/127 409, свободный.

14 Становление и развитие философии образования [Электронный ресурс] // Режим доступа: www.profile-edu.ru/stanovlenie-i-razvitie-filosofii-obrazovaniya-page-12.html, свободный.

15 Чернякова, И.Л. Индивидуализация обучения как инновационная идея современной педагогики: историко-культурный контекст [Текст] / И.Л. Чернякова // Вестник Нижегородского университета им. Н.И. Лобачевского, 2009. — № 4. — С. 18−23.

16 Шрейдер, В.В. Индивидуализация высшего образования как фактор становления личности гражданина демократического общества [Электронный ресурс] /В.В. Шрейдер // Режим доступа: www.prof.msu.ru/publ/omsk¼15.htm, свободный.

17 Зимняя И.А. Педагогическая психология. Серия: Новая университетская библиотека. — М., 2009.

18 Педагогика и психология высшей школы /под ред. С.И. Самыгина. — Ростов-на-Дону, 2006.

19 Столяренко А.М. Психология и педагогика. — М., 2006.

20 Смирнов С.Д. Педагогика и психология высшего образования: от деятельности к личности. — М., 2005.

21 Давыдов В.В. Проблемы развивающего обучения. — М., 2004.

22 Джакупов С.М. Психологическая структура процесса обучения. — Алматы, 2004.

23 Джакупов С.М. Управление познавательной деятельностью студентов в процессе обучения. — Алматы, 2002.

Дополнительная:

1 Агеев В.В. Онтологическое общение как психологическое пространство персонифицированного образования. //http:// www.ageyev.kz/articles/artrus/33.htm

2 Дьяченко М.И., Кандыбович Л.А. Психология высшей школы. — Минск, 2006.

3 Крысько В.Г. Психология и педагогика: Схемы и комментарии. — М., 2007.

4 Основные направления профессионального консультирования в теории и практике современных организаций образования //Менеджмент в образовании. — Алматы, 2006. — № 4. — С. 37−48.

5 Педагогическая психология: Хрестоматия / сост. В.Н. Карандашев, Н.В. Носкова, О.Н. Щепелина. — СПб., 2006.

6 Реан А.А., Бордовская Н.В., Розум С.И., Психология и педагогика. — СПб., 2006.

7 Рубцов В.В. Совместная деятельность как проблема генетической психологии // Психологический журнал. № 3, 1989. — С. 7−16.

8 Столяренко Л.Д. Педагогическая психология для студентов вузов. — Ростов н/Д., 2008.

9 Столяренко Л7Д7 Педагогическая психология. — Ростов н/Д., 2010.

10 Талызина Н.Ф. Педагогическая психология. — М., 2006.

11 Хон Р.Л. Педагогическая психология: Принципы обучения. — М., 2005.

12 Якунин В.А. Педагогическая психология. — М., 2000.

13 Психолого-педагогическая диагностика /под ред. И.Ю. Левченко, С.Д. Забрамной. — М., 2005.

14 Огнетова, И.Ю. К проблеме педагогического конфликта в высшей профессиональной школе [Текст] / И.Ю. Огнетова // Теория и практика образования в современном мире: материалы международной заочной научной конференции (Санкт-Петербург, февраль 2012 г.).

— СПб.: Реноме, 2012. — С. 345−347.

15 Саньярова, Н.С., Верещагина, А.А. Психология и этика делового общения [Текст]: учебное пособие. В 2-х частях / Н.С. Саньярова, А.А. Верещагина. — Алматы: университет «Туран», 2011. — 706 с.

16 Богачкина, Н.А. Психология. Конспект лекций [Текст]: учебно-методическое пособие / Н.А. Богачкина. — М.: Эксмо, 2007. — 160 с.

17 Дмитриева, Н. Ю. Общая психология. Конспект лекций [Текст] / Н.Ю. Дмитриева. — Эксмо, 2007. — 128 с.

18 Уляев, С.И., Мовчанюк, С.В. Индивидуализация процесса обучения в вузе [Электронный ресурс] / С.И. Уляев, С.В. Мовчанюк // Режим доступа:, свободный. — Сборник научных трудов СевКавГТУ. Серия «Гуманитарные науки». — 2007. — № 5.

19 Цыбульская, М.В. Конфликтология [Текст]: учебное пособие, руководство по изу­чению дисциплины, практикум по курсу, учебная программа / М.В. Цыбульская. — М.: МГУ экономики, статистики и информатики, 2007. — 150 с.

20 Носкова, О.Г. Психология труда [Текст]: учебное пособие / О.Г. Носкова / Под ред. Е.А. Климова. — 3-е изд., стер. — М.: Академия, 2007. — 384 с.

21 Панченко, Л.Л. Адаптация к профессиональной деятельности [Текст]: учебное пособие / Л.Л. Панченко. — Владивосток: Морской гос. ун-т имени адмирала Г. И. Невельского, 2006. — 35 с.

22 Григорьева, М.В. Психология труда [Текст]: конспект лекций / М.В. Григорьева. — М.: Высшее образование, 2006. — 192 с.

23 Сорокун, П.А. Основы психологии [Текст]: учебное пособие / П.А. Сорокун. — Псков: ПГПУ, 2005 — 312 с.

24 Сорокун, П.А. Основы психологии [Текст]: учебное пособие / П.А. Сорокун. — Псков: ПГПУ, 2005. — 312 с.

25 Немов, Р.С. Психология [Текст]: учебник / Р.С. Немов. — В 3 кн. — 4-е изд. — М.: Владос, 2003. — Кн. 1: Общие основы психологии. — 688 с.

26 Немов, Р.С. Психология [Текст]: учебник для вузов / Р.С. Немов. — В 3 кн. — 4-е изд. — М.: Владос, 2003. — Кн. 1: Общие основы психологии. — 688 с.

27 Дружинин, В. Психология [Текст]: учебник / В. Дружинин. — СПб.: Питер, 2001. — 656 с.

28 Практическая психология [Текст]: учебник / Под ред. д-ра псих. наук, проф., акад. БПА М.К. Тутушкиной. — 4-е изд., перераб., доп. — Санкт-Петербург: «Дидактика Плюс», 2001. — 368 с.

29 Практическая психология [Текст]: учебник / Под ред. д-ра психол. наук, проф., акад. БПА М.К. Тутушкиной. — 4-е изд., пераб., доп. — Санкт-Петербург: «Дидактика Плюс», 2001. — 368 с.

30 Практическая психология [Текст]: учебник / Под ред. д-ра психол. наук, проф., акад. БПА М.К. Тутушкиной. — 4-е изд., пераб., доп. — Санкт-Петербург: «Дидактика Плюс», 2001. — 368 с.

31 Практическая психология [Текст]: учебник / Под ред. д-ра психол. наук, проф., акад. БПА М.К. Тутушкиной. — 4-е изд., перераб., доп. — Санкт-Петербург: «Дидактика Плюс», 2001. — 368 с.

32 Введение в психологию [Текст]: учебник / Под общ. ред. А.В. Петровского. — М.: Академия, 1996. — 496 с.

33 Богданов, И.В. и др. Психология и педагогика [Электронный ресурс] / И.В. Богданов и др. // Режим доступа: психологический сайт, свободный.

34 Маркова, А.К. Психология профессионализма [Текст]: учебное пособие / А.К. Маркова. — М.: Знание, 1996. — 308 c.

35 Общая социально-психологическая характеристика труда [Электронный ресурс] // Режим доступа: www.libsid.ru/, свободный.

36 Профессиограмма [Электронный ресурс] // Режим доступа: anschool-8.ucoz.ru/publ/mir_professij/slovar_professij/professiogramma/9−1-0−163, свободный.

37 Психология педагогического общения [Электронный ресурс] // Режим доступа: web-local.rudn.ru/web-local/uem/ido/ped_psix/14.html, свободный.

38 Введение в психологию [Текст] / Под общ. ред. проф. А.В. Петровского. — М.: Ака­демия, 1996. — 496 с.

Если вы автор этого текста и считаете, что нарушаются ваши авторские права или не желаете чтобы текст публиковался на сайте ForPsy.ru, отправьте ссылку на статью и запрос на удаление:

Отправить запрос

Adblock
detector