1. Педагогическая ценность игрушки, игровых материалов

ВВЕДЕНИЕ

1. Педагогическая ценность игрушки, игровых материалов

2. Современная классификация игрушек

3. Характеристика предметно-игровой среды

4. Особенности организации предметно-игровой среды в различных возрастных группах дошкольного учреждения

5. Практическая часть

6. Выводы

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ

Введение

Игра и игрушка—обязательные спутники детства. У каждого ребенка наблюдается потребность в игре, которая объясняется его стремлением знакомиться с окружающим, подражать взрослым, активно действовать. Игра — своеобразный, свойственный дошкольному возрасту способ освоения впечатлений жизни. Игрушка — предмет детских забав и развлечений — служит целям умственного, нравственного, физического и эстетического воспитания — разностороннего развития детей. Игрушка способствует познанию ребенком окружающей действительности, развивает его мышление и речь, пробуждает творческую инициативу [8].

Одной из отличительных черт жизни современного ребенка является огромное количество игрушек, которое окружает его с самого момента появления на свет. Покупая игрушку, это делает взрослый, зачастую не задумываясь о глубине и степени влияния игрушки на ребенка. В то же время, многочисленные исследования психологов и педагогов показывают, что игрушка всегда была действенным средством развития психики и широко использовалась в народной педагогике для социального воспитания и приобщения ребенка к жизни взрослых.

Многие исследования доказывают, что среда – это окружающие социально-бытовые, общественные, материальные и духовные условия существования ребенка. Предметная среда выполняет ответную функцию – она побуждает к игре, формирует воображение. Она как бы является материальной средой мысли ребенка [1].

Таким образом, развитие ребенка зависит от того, как его воспитывают, как организовано воспитание, где, в каком окружении он растет. Следовательно, в играх происходит более глубокий, сложный процесс преобразования и условия того, что взято из жизни, т.е. из окружающей ребенка среды.

  1. Педагогическая ценность игрушки, игровых материалов

Написано много книг о том, какое важное место занимает игра в жизни ребенка. Все верно: в игре ребенок усваивает нормы поведения в обществе, познает свойства и назначение различных предметов, осознает себя, как частицу общества, даже может познакомиться со своей будущей профессией.

9 стр., 4430 слов

Дидактическая игра как средство ознакомления детей с природой. ...

... сформирована познавательная мотивация. Дидактическая игра во многом способствует преодолению трудностей. Дидактическая игра является средством первоначального обучения, усвоения детьми «науки до науки». В игре дети отражают окружающую жизнь и познают те ...

Игрушка – очень древнее изобретение человечества. Уже в погребениях эпохи палеолита были обнаружены куклы, мячики, коньки. Находки археологов подтверждают, что в куклы дети играли ещё в доисторические времена, а уменьшенные копии животных и птиц сопровождали любого ребёнка во всех культурах. На детские игрушки издавна обращали серьёзное внимание древние мыслители. Аристотель настойчиво призывал к тому, чтобы в интересах воспитания изготавливались только пригодные игрушки, иначе дети, не имея во что играть, станут ломать в доме дельные вещи.

Традиционная игрушка – мудрое средство народной педагогики, обучающее детей трудовым навыкам, передающее от старшего поколения к младшему накопленный веками опыт. В самой бедной крестьянской избе у детей было достаточно незатейливых игрушек, взрослые никогда не выбрасывали их, не разрушали игровых построек, считалось, что весёлые детские игры способствуют счастью в доме.

Принцип воздействия традиционной игрушки на сознание ребёнка давно был найден интуитивно. Игрушка воздействует на все уровни ощущений – тактильный, визуальный, звуковой. Поэтому особое значение имеет материал, из которого она изготавливается. К примеру, тряпичная кукла, в отличие от пластмассовой, снимает психологический барьер между ребёнком и «миром больших вещей», воспитывает ласковое, тёплое, радостное, доверительное отношение к миру, необходимое для полноценного детского бытия. Потому сегодня так ценятся игрушки из натуральных материалов. Традиционная игрушка лишена нарочитой назидательности. Она создавалась как подлинное произведение искусства, не имеющее прямого утилитарного значения. В противоположность этой традиции, так называемые «современные игрушки», чаще всего произведённые по западным образцам, не оставляют места для «домысливания сюжета», для самостоятельного духовного и художественного творчества ребёнка [3;7].

Игрушка не только сопровождение игры, но и средство обучения, развлечения и даже лечения. Игрушка всегда выполняла и выполняет, помимо прочих, и психотерапевтическую функцию – помогает ребёнку овладеть собственными желаниями, страхами. Такие игрушки, как правило, не сохраняются, поскольку внешне они не похожи на изделия человеческих рук или не соответствуют представлениям об игрушке. Обычно они находятся, выбираются самим ребёнком как предметы-функционеры, отвечающие определённым, часто неосознанным его потребностям. Какая-нибудь коряга, камушек, ракушка или гвоздик, тряпочка, птичье перо наделяются особыми свойствами, переживаниями и смыслами.

Главная функция игрушки заключается в активизации детской деятельности. Игрушка должна стимулировать осмысленную активность ребенка (как внешнюю, так и внутреннюю).

17 стр., 8207 слов

Особенности режиссерских игр детей дошкольного возраста

... основы воспитания детей в игре; дать характеристику режиссерским играм; проанализировать педагогические условия, необходимые для режиссерских игр; выявить взаимосвязь режиссерских и сюжетно - ролевых игр. Предметом данной ... Наконец, с возникновением различных ремесел, развитием техники, сложных орудий труда игрушки перестали быть моделями последних. Они напоминали орудия труда внешним видом, ...

Развивающий и образовательный ее эффект определяется прежде всего характером игрового действия.

Игра и игрушка – специфические средства массовой информации, поскольку в них зафиксированы все основные тенденции воздействия на сознание и поведение человека, способы и средства его воспитания. Они являются важнейшей составляющей любой культуры. Какова культура, таковы и игрушки. Игрушка – инструмент, орудие культуры. Посредством её в особой «свернутой» форме передается как состояние современного общества, так и направление его развития, движения: к жизни или смерти, процветанию или деградации, к взаимопониманию или отчуждению. С помощью игрушки ребёнку передается сама суть человеческих отношений и представления культуры о мироустройстве [7].

Вполне очевидно, что с игрушкой дети играют. Лучше всего для игры дошкольника подходят игрушки, стимулирующие ролевую и режиссерскую игру. Для ролевой игры хорошо иметь наборы для игры в доктора, парикмахера, в магазин, а также детали костюмов и атрибуты, помогающие принять и удерживать игровую роль (халат и повязка врача, руль для машины, милицейская фуражка, красная шапочка и т. п.).

В эту же группу можно отнести транспортные игрушки (грузовики, поезда, машинки, позволяющие что-то перевозить).

Для режиссерской игры нужны небольшие и, по возможности, симпатичные игрушки, предполагающие общение или обращение с ними как с живыми персонажами, — мишки, зайчики, собачки — и конечно же куклы со всевозможной кукольной утварью [6].

В раннем возрасте ребенок получает так называемые дидактические, то есть обучающие, игрушки, в действиях с которыми ребенок учится различать, сопоставлять, называть цвета, формы, величины предметов, получает представление о количестве и качестве предметов. К этой группе относятся народные игрушки — мисочки-вкладыши, лотки с шарами и яйцами, туесочки с разной мелочью, матрешки, пирамидки. Все эти игрушки за последние годы очень сильно изменили свой внешний вид.

В этом же возрасте ребенок получает множество игрушек-заместителей реальных предметов человеческой культуры: орудий, предметов быта (игрушечная посуда, игрушечная мебель), машин и др. Через подобные игрушки ребенок осваивает функциональное назначение предметов, овладевает орудийными действиями.

Мягкие игрушки занимают особое место в жизни ребенка, так как фактура материала, из которого она сделана, оказывает большое влияние на эмоциональное отношение к игрушке. Согласно законам восприятия, дети избирательно относятся к игрушкам, изображающее одно и то же животное, но с разной фактурой. Мягкие, пушистые материалы вызывают положительное эмоциональное состояние, стимулирует ребенка к игре, вызывают эмпатийное поведение — радость и доброжелательность.

Кроме фактуры материала большое значение для ребенка имеет размер игрушки, ее пропорции и цвет [8].

Таким образом, игрушки играют важную роль в развитии ребенка. Через игрушку ребенок знакомится с окружающим миром, учится действовать с теми ил иными предметам. Так же игрушка выполняет не только развивающую, но и психотерапевтическую функцию.

13 стр., 6430 слов

Развитие музыкально-творческих способностей детей среднего дошкольного ...

... дошкольников, установить закономерности; - провести диагностику музыкально-творческих способностей детей среднего дошкольного возраста. МЕТОДОЛОГИЧЕСКОЙ основой исследования послужили концептуальные подходы ... психологами-теоретиками (Л.С.Выготский, Б.М.Теплов). работы, посвященные исследованию творческого развития детей (Н.А.Метлов, К.В.Головская, Н.А.Ветлугина, К В. Тарасова). МЕТОДЫ ИССЛЕДОВАНИЯ: ...

Современная классификация игрушек

    Важная роль игрушки в жизни ребенка не могла остаться вне сферы пристального внимания отечественных и зарубежных педагогов и психологов, это отразилось в создании нескольких ее классификаций, имеющих разные основания.

    Одна из первых отечественных классификаций принадлежит Е.А.Аркину, уже в первой половине XX столетия поставившему вопрос о необходимости построения теории игры и игрушки и проведении для этого исторического исследования. В своей классификации Е.А. Аркин положил внешние выделил несколько групп игрушек, которые он назвал «изначальными»:

    1) звуковые игрушки — трещотки, жужжалки, бубенцы, погремушки и т.д.;

    2) двигательные игрушки — лук, стрелы, бумеранги и т.д.;

    3) образные игрушки — изображения животных и куклы;

    4) веревочку, из которой делают различные, порой самые замысловатые фигуры.

    Однако, эта классификация не позволяет дать научно-методичекие рекомендации для социального педагога по использованию игрушки как средства общественного воспитания ребенка, так как не раскрывает особенности ее развивающего воздействия на психику ребенка [3].

    В современной педагогике более подробной классификацией игрушек, принятой в теории и практике дошкольного воспитания, является классификация Е.А. Флериной. В основе этой классификации лежат различные аспекты психического и физического развития ребенка:

    — игрушки моторно-спортивные — мяч, обруч, прыгалки, кегли, волейбол, бирюльки, мозаика и т.д. — способствуют развитию крупной и мелкой моторики, глазомера;

    — игрушка сюжетная — люди, животные, транспорт, мебель и пр. — содействуют развитию творческой подражательной игре, через которую ребенок выявляет, закрепляет и углубляет свой социальный опыт;

    — творческая трудовая игрушка – всевозможный строительный материал, конструкторы, разнообразные модели и т.п. — развивает конструкторские способности и изобретательство;

    — техническая игрушка – различные виды машин, игрушечные фотоаппараты, калейдоскопы, подзорные трубы и т.п. — также развивает конструктивные способности, расширяет технический кругозор, направляет интерес к строительству и технике;

    29 стр., 14039 слов

    Развитие речи детей дошкольного возраста в игровой деятельности

    ... игры, разрабатывать методики проведения игр, чтобы дети были заинтересованы в игровой деятельности. В данной работе раскрывается значение игр для детей ... может быть вполне понята на основе ее собственного предметного содержания. Для того чтобы понять эту речь, ... многих причин. Прежде всего, от социальной среды, которая обеспечивает ребенку речевое общение. Упущенные возможности речевого развития ...

    — настольные игры способствуют развитию сообразительности, внимания, быстрой ориентировки в форме, цвете, величине, в усвоении грамоты, счета, организуют детский коллектив в играх с правилами;

    — веселая игрушка — прыгающий зайчик, крякающая утка, птица с вертящимся хвостом воспитывает чувство юмора;

    — музыкальные игрушки — поющие птицы, примитивные музыкальные инструменты, игрушки с музыкальной мелодией — служат средством развития музыкального слуха;

    — театральная игрушка — теневой театр, театр игрушек, марионеток — подводят к собственной театральной игре, чрезвычайно обогащают детское художественное восприятие [6].

    В психологии классификация игрушки разработана В.С. Мухиной. Рассматривая игрушку не только как предмет, служащий для забавы и развлечения, но и как средство психического развития, она разделяет их на две большие группы:

    — игрушки, направленные на познавательное развитие ребенка (погремушки, матрешки, пирамидки, игрушки-заместители реальных предметов человеческой культуры, орудий);

    — игрушки, воздействующие на нравственную сферу личности ребенка (куклы, мягкие игрушки — изображения зайца, обезьяны, собаки и др.).

    Среди игрушек, направленных на познавательное развитие ребенка, в первую очередь следует назвать погремушки, которые определяют содержание его поведенческой активности, его манипулирования. Ребенок внимательно рассматривает подвешенные перед его глазами игрушки, что упражняет его восприятие (происходит запечатление формы и цветов, возникает ориентировка на новое, появляется предпочтение).

    Все куклы, по мнению В.С. Мухиной, также можно разделить на несколько групп, отличающихся по своему внешнему виду, который определяет направление общения ребенка с игрушкой и тем самым выполняет различные функции:

    — «прекрасные куклы», имеющие большие глаза, обрамленные ресницами, короткий носик, маленький яркий рот, обязательно густые и блестящие — белые, золотистые, рыжие, черные — волосы. Среди них выделяются куклы для любования — в рост человека и средних размеров;

    — характерные куклы (кукла-мальчик или кукла-девочка) с ярко выраженными определенными качествами: наивность, глупость, озорство и т.п.;

    — куклы эмоциональной рефлексии изображают мальчика или девочку в разных эмоциональных состояниях (покой, улыбка, печаль, злость, страх, удивление).

    Ребенок строит с каждой из них свои отношения, соответствующие его настроению;

    — этнографические куклы, внешний вид которых отражает национальные черты того или иного народа [7].

    Игрушки и материалы, необходимые для игровой терапии, американский психолог Г. Лэндрет предлагает сгруппировать в три большие класса:

    Игрушки из реальной жизни. В эту группу входят кукольное семейство, кукольный домик, марионетки и несуществующие персонажи (Гамби — кукла с «пустым» (неразрисованным) лицом), которые могут изображать членов реальной семьи ребенка и таким образом делают возможным непосредственное выражение чувств.

    К ним также относятся машина, грузовик, лодка и касса. Эти игрушки особенно важны для упрямого, тревожного, застенчивого или замкнутого ребенка, так как с этими игрушками можно играть в неопределенную игру, не выражая никаких чувств.

    Игрушки, помогающие отреагировать агрессию. К этой группе относятся ружья и резиновый нож, крокодил, «би-ба-бо», игрушечные солдатики и т.п., то есть игрушки, при помощи которых ребенок может выразить гнев, враждебность и фрустрацию. Материалом для отработки агрессивных чувств Г. Лэндрет называет глину, которую можно мять, колотить, швырять, энергично раскатывать, с силой разрывать на куски.

    Игрушки для творческого самовыражения и ослабления эмоций. К этой группе относятся песок и вода, палитра и краски, кубики. Песок и вода не имеют структуры и могут превратиться по желанию ребенка во что угодно, возможности здесь безграничны. Кубики могут быть домами, их можно швырять, разбрасывать, из них можно строить — все это дает возможность почувствовать ему, что не существует правильного или неправильного способа игры, поэтому ребенок всегда может быть уверен в успехе. Это особенно полезно для застенчивых или замкнутых детей [7].

    Таким образом, рассмотренные классификации игрушек дают возможность педагогу представить все многообразие современных игрушек, понять, что они не только способствует развитию познавательных способностей, появлению у ребенка определенного типа поведения, возникновению различных эмоциональных состояний и развитию позитивных качеств личности (доброжелательность, способность к сопереживанию), но и помогают ребенку избавиться от уже сформированных нежелательных проявлений в поведении (тревожность, упрямство, замкнутость, гнев, враждебность и т.п.).

    Характеристика предметно-игровой среды

      Понятие предметно-игровая среда рассматривается в педагогике как более узкая характеристика среды, как фактор, стимулирующий, направляющий, развивающий деятельность ребенка. Она оказывает влияние на развитие личности в широком смысле и на формирование у нее более узких качеств, таких как самостоятельность, активность, наблюдательность. Предметная среда выполняет ответную функцию – она побуждает к игре, формирует воображение. Она как бы является материальной средой мысли ребенка [2].

      Развитие творчества ребенка дошкольного возраста во многом зависит от организации предметно-развивающей среды в ДОУ. (Л.С.Выготский, Д.В.Менджерицкая, Н.Н.Поддъков, Е.А.Флерина, С.Л.Новоселова и др) [4;7]. Предметно развивающая среда представляет собой систему материальных объектов деятельности ребенка, функционально моделирующая содержание его духовного и физического развития. В игровую предметно — развивающую среду входят: крупное организующее игровое поле, игровое оборудование, игрушки, игровая атрибутика разного рода, игровые материалы, необходимые для игровой деятельности детей. Все эти игровые средства находятся обычно не в каком-то абстрактном игровом пространстве, а в групповой комнате, игровом зале, на площадке (веранде) участка детского сада.

      Игровые средства обязательно должны быть сомасштабны друг другу и другим предметам интерьера. Это означает, что интерьер должен не содержать ничего лишнего и органично сочетаться в эстетическом отношении с игровыми средствами. Все игровые и неигровые предметы должны отвечать принципу безопасности.

      Помимо материальных и субъективных требований к организации предметно-развивающей среды, есть и сугубо педагогические. Это, прежде всего, самодеятельные игры – игры-экспериментирования, сюжетно-ролевые, режиссерские игры детей дошкольного возраста. Не менее важны обучающие и досуговые игры, так как, благодаря именно этим играм у детей формируются основные необходимые новообразования в психической сфере, развиваются предпосылки мотивов новых видом деятельности [2;4].

      Часто в понятие развивающая предметно-игровая среда включаются те отношения, которые складываются у ребенка со взрослыми. В настоящее время доказано значение демократического стиля общения взрослого с ребенком для развития творчества (Е. А. Аркин, Д. В. Менджерицкая Л.С.Выготский, А.Н.Леонтьев, Т. А. Репина, Р.Б.Степкина. В.А.Петровский, Л.М.Кларина, Л.А.Смывина, Л.П. Стрелкова, А. П. Усова, А. В. Запорожец).

      Именно этот стиль позволяет сформировать раскрепощенные отношения со взрослым, а значит обеспечить создание им игрового пространства.

      На создание детьми игрового пространства оказывает влияние организация предметно-игровой среды взрослым. Вопросами создания и организации предметно-игровой среды занимались С.Л.Новоселова, А. П. Усова, Д.Б.Эльконин и другие. По мнению данных исследователей предметно-игровая среда должна объективно через свое содержание и свойства создавать условия для творческой деятельности каждого ребенка [5].

      Предметно-игровая среда групп организуется таким образом, чтобы каждый ребенок имел возможность заниматься любимым делом. Размещение оборудования по принципу нежесткого центрирования позволяет детям объединяться небольшими подгруппами по общим интересам.

      Все групповое пространство доступно детям: игрушки, дидактический материал, игры. Они прекрасно знают, где взять бумагу, краски, карандаши, природный материал, костюмы и атрибуты для игр­инсценировок. Есть уголок уединения за ширмой, где можно полистать любимую книжку, рассмотреть фотографии в семейном альбоме и просто посидеть и отдохнуть от детского коллектива. Деревянные переносные ширмы и стойки служат и как стены для уголков индивидуальных игр детей. Используя их, ребенок может сделать комнату для игры, таким образом отгораживаясь от общего пространства, создавая свой собственный мирок. Этим простым способом достигается персонифицированность среды, т. е. создание “своего” личного пространства.

      В каждой группе мебель и оборудование устанавливаются так, чтобы каждый ребенок мог найти удобное и комфортное место для занятий с точки зрения его эмоционального состояния: достаточно удаленное от детей и взрослых или, наоборот, позволяющее ощущать тесный контакт с ними, или же предусматривающее в равной мере контакт и свободу. С этой целью используется различная мебель, в т. ч. и разноуровневая: всевозможные диванчики, пуфики, а также мягкие модули. Их достаточно легко передвигать и по-разному компоновать в группе. Такая организация пространства является одним из условий среды, которое дает возможность педагогу приблизиться к позиции ребенка [2].

      При организации предметно-игровой среды в детском саду необходима сложная, многоплановая и высокотворческая деятельность всех педагогов ДОУ. Чтобы созданная эстетическая среда вызывала у детей чувство радости, эмоционально положительное отношение к детскому саду, желание посещать его, обогащает новыми впечатлениями и знаниями, побуждает к активной творческой деятельности, способствует интеллектуальному развитию детей. Современные требования к созданию полноценного предметно-игровой среды отвечают реальности; в групповой комнате нужно создавать обстановку для проведения различных игр, предусмотреть ее тематический и сюжетный поворот, найти для каждой игры только ей присущий стиль игрового интерьера и оборудования, что конечно же не всегда возможно [5].

      Таким образом, создание предметно-игровой среды требует специальной заботы воспитателя. Главный педагогический принцип тут заключается в непременной связи знаний, полученных детьми, с содержанием игровой среды. Существенное значение имеет и организация внесения игрушек. Ее специфику раскрывают многие педагоги. Предметно-игровая среда обязательно должна гибко изменяться в зависимости от содержания знаний, полученных детьми, от игровых интересов детей и уровня развития их игры.

      Особенности организации предметно-игровой среды в различных возрастных группах дошкольного учреждения

        Предметно-игровая среда группы меняется в зависимости от возрастных особенностей детей, периода обучения, образовательной программы. Если в группе больше мальчиков, то оборудуется группа конструкторами, кубиками, машинами, что позволяет детям строить дома, мосты, арки, гаражи не только на столе, но и на полу. Если девочек больше, чем мальчиков, то чаще используются игры в “семью”, “больницу”, “магазин”. Важно помнить, что ребенок не пребывает в среде, а преодолевает, “перерастает” ее, постоянно меняется, а значит, меняется в его восприятии и его окружение.

        У малыша от 3 до 6 лет восприятие мира меняется кардинально. Между тем набор игрушек и тех предметов, с которыми по преимуществу имеет дело ребенок в этом возрасте, складывается уже к 3 годам: разнообразные куклы, мягкие игрушки, кубики с картинками и пазлы, различные конструкторы, краски, карандаши, пластилин, книжки, кассеты с записями детских фильмов, рассказов и сказок.

        От 3 до 4 лет

        Особенности игр ребенка в этом возрасте обусловлены в большей степени тем, что он переходит к свободному оперированию образами. Появляется способность более уверенно воспроизводить в игре увиденное. Зачастую играющий производит уже и “мысленные эксперименты”, где фантазия смешивается с реальностью. Малыш между 3 и 4 годами продолжает очень интенсивно поглощать и усваивать информацию о мире, о человеческих взаимоотношениях. Все это перерабатывается в ходе игры, в которой дети принимают на себя роли взрослых. В этом возрасте им обычно нравится играть вместе, небольшой группой из 2-3 человек.

        Какие же игрушки создают благоприятную предметную и психологическую среду для малыша? В первую очередь это куклы – и для девочек, и для мальчиков. Нужны 2-3 куклы разного размера. Желательно со сгибающимися руками и ногами. Конечно, в этой компании должны присутствовать и мягкие игрушки, которые часто остаются верными друзьями детей даже до 10-12 лет. Хорошо, если у кукол есть свой гардероб: разнообразная одежда, в которую их можно переодевать, способствует развитию у ребенка воображения, ловкости движений и координации пальцев. А также в какой-то степени формированию навыка раздеваться и одеваться самому.

        Найдут применение в игре наборы кукольной мебели, посуды, кукольные домики. Эти предметы имеют двойное назначение. Если, например, для кукол накрывается стол и подается угощение, то можно сервировать в качестве фруктов камешки или палочки, а можно использовать пластмассовые фрукты из набора. Раз уж речь зашла о наборах игрушечных предметов, то надо сказать, что их роль важна не только в сюжетных играх. Коллекция плоских фигурок животных, птиц, рыбок, тех же фруктов очень полезна в игре взрослого с малышом в вопросы и ответы: можно попросить показать и назвать, например, лошадку или лошадкиного сыночка.

        Лопатки, совки, формочки, ведерки для игр с песком и водой уже давно в арсенале ребенка. Но теперь у него появляются более сложные конструкторские задачи: из песка уже лепятся не пирожки, а строятся домики или дороги, по которым поедут автомобили. Теперь самое время давать ребенку конструкторы из деревянных блоков, пластмассы, детали которых могут скрепляться между собой. Хороший конструктор для этого возраста позволяет из небольшого количества деталей собрать несколько объектов. Нельзя не упомянуть об игрушечных автомобилях, кораблях, самолетах, которые охотно используются детьми в сюжетных играх. Малыши часто ломают такие игрушки, разбирают их на составные части. Для развития ребенка очень полезны настольные игры, такие, например, как простейшие виды лото. Они развивают точность восприятия и запоминания образов, способность различать похожие, но не одинаковые изображения. Тематика лото разнообразна: животные с детенышами, овощи и фрукты, деревья и цветы, времена года. Сюда же относятся кубики с картинками и паззлы. Изображения, которые надо собирать из элементов, могут быть относительно сложными и включать несколько фигур.

        От 4 до 5 лет

        На это время приходятся сюжетные игры. Детям в этом возрасте нравятся игры с развитым сложным сюжетом, в которых могут участвовать несколько ребят и которые могут длиться до часа. Для таких игр нужна все та же атрибутика персонажей, что и раньше.

        Материалом для сюжетов игр служит и личный опыт детей, и увиденные фильмы, и книжки, которые читают ребенку взрослые. Все так же нужны куклы – как участники игр, в которых ребенок начинает режиссировать и играть с несколькими куклами сразу. Нужны мягкие игрушки, маленькие фигурки животных и людей, причем самые незамысловатые и самые разнообразные. Большую популярность получают сложные кукольные домики, железные дороги с системой путей, многоэтажные гаражи. Дети в игре сравнивают себя с другими, соперничают.

        В этом возрасте уже можно осваивать алфавит и цифры. Игры, в которых устанавливается соответствие букв и образов (например, “А” – “Арбуз” и т. д.), позволяют заложить основы знания букв и их соотношения со звуками.

        Конструкторы должны быть все сложнее и сложнее. Можно предложить ребенку небольшие сборные замки и городки вместе с их населением, сборные автомобили и различные технические устройства, которые тоже становятся все более сложными.

        От 5 до 6 лет

        Увеличиваются возможности играющих между собой детей и усложняются игры. Все так же поставщиками сюжетов являются собственный опыт, телевидение, кино, книги. В 6 лет ребенок начинает активно играть в “дворовые” игры, такие, как прятки, вышибалы, “замри – отомри”. Участие в этих забавах требует, во-первых, умения понимать и принимать правила, во-вторых, подчиняться командам и, в-третьих, ловкости, двигательной координации.

        На этих же достижениях развития основан и переход к игре во взрослый вариант домино и лото, где на первый план выходит стремление ребенка выиграть при соблюдении правил игры. То же относится и к другим настольным играм. Например, к таким, где передвигают по маршруту фишки, выбрасывая кубик, чтобы определить число ходов, которые должен сделать игрок. Ребенок может научиться и с удовольствием играть в шахматы и шашки.

        Конструкторы, предлагаемые для 6-летних детей, обычно включают большое число деталей (до нескольких десятков и более), значительное разнообразие вариантов сборок. Пора начинать учить его пользоваться столярными инструментами: пилой, молотком, отверткой. Существуют книжки – сборники простейших самоделок для 5-6-летних из подручных материалов. Изготовление этих конструкций доставит ребенку удовольствие и привьет навыки работы руками, что будет хорошим подспорьем всю жизнь [4;5].

        Таким образом, каждому возрасту соответствуют определенная подборка игрушек. Педагогам дошкольного учреждения следует следить за тем, чтобы предметно-0игровая среда постоянно в течение года обновлялась и пополнялась новыми игрушками, тем самым способствуя развитию детей.

        Практическая часть Рекомендации для воспитателей по организации предметно-игровой среды в группе

          Организация предметно-игровой и пространственно-развивающей среды является необходимым условием формирования игровой деятельности ребенка. При организации такой среды педагоги стремятся сделать ее универсальной, т.е. способствующей различным видам детских игр (сюжетно-ролевым, театрализованным, дидактическим, конструктивным и др.), разнообразным по содержанию (семья, аптека, стройка, магазин, поликлиника).

          Одно из требований к организации развивающей среды – создание возможностей для удовлетворения потребностей детей в новых впечатлениях, в открытии нового, позволяющих фантазировать, перевоплощаться в самых разнообразных героев (В.А. Петровский, Л.М. Кларина, Л.А. Смывина, Л.П. Стрелкова).

          Пространство игровой комнаты необходимо организовать таким образом, чтобы оно позволяло детям свободно перемещаться, одновременно играть нескольким группам детей, чтобы в случае необходимости любой ребенок мог уединиться для индивидуальной игры.

          Игра является совместной деятельностью, поэтому в каждой группе следует предусмотреть достаточный ассортимент игрушек, обеспечивающий возможность одновременного участия в игре всех детей и разнообразие игр. В соответствии с требованиями зонирования группы выделяется место для кукольного уголка, оборудованного для различных игровых действий с куклой и сюжетно-ролевых игр (игрушечная мебель, посуда, кукольная одежда, игрушки, имитирующие бытовые предметы: утюг, телевизор, газовая плита, предметы для стирки).

          Содержание кукольного уголка соответствует разным ситуациям сюжетно-ролевых игр и постоянно дополняется, по мере освоения детьми тех или иных игровых действий.

          Для отобразительных игр необходимы образные игрушки. Они могут размещаться в различных местах группового помещения и использоваться педагогом для создания игровых ситуаций. Набор игрушек должен содержать и многофункциональные игрушки (конструкторы), позволяющие развертывать такие игры, как «автобус», «поезд», «корабль».

          В пространственно-развивающую среду, которая имеет непосредственное отношение к сюжетно-ролевым играм, включается и природный уголок. В нем могут разворачиваться различные игровые ситуации, входящие в сюжет ролевой игры. Например, в игре «семья» действие переносится в природный уголок, когда мама, папа и дочка отправляются на прогулку в парк.

          Педагогу следует предусмотреть наличие в игровом уголке предметов, которые дети могли бы использовать в роли предметов-заменителей. Кроме того, среди игровой атрибутики значительное место занимают детские поделки, используемые в играх (деньги, кошельки из бумаги, таблетки, бланки для рецептов и многие другие).

          Использование самоделок повышает у детей интерес к игре.

          Целесообразно привлекать к оформлению игровых зон самих детей, вместе с ними расставлять игрушки, обыгрывая каждую новую игрушку и вызывая к ней эмоциональное отношение, следить за чистотой игрушек и их состоянием, отдавать игрушки в семью воспитанников для ремонта и обновления.

          Для развития у детей ролевых действий необходимо умение перевоплощаться. Используемые для этого костюмы и атрибуты (фартук для мамы, белый халат для врача, фуражка для милиционера) хранятся в специальном шкафчике, доступном для детей, или на вешалке. Отдельно предусматривается хранение костюмов для игр-драматизаций.

          Невозможно недооценить значение дидактических и настольно-печатных игр для формирования у ребенка предпосылок и навыков сюжетно-ролевой игры. Этим объясняется необходимость иметь в группе разнообразные настольные игры, соответствующие интересам детей и стимулирующие их развитие. Дети дошкольного возраста также охотно играют с мелкими дидактическими игрушками (куклами, машинками, солдатиками, фигурками животных, разборными домиками).

          Эти игрушки используются для воплощения замысла в сюжетно-ролевой игре и выполняют вспомогательные функции (например, украшение интерьера, игрушки для дочки в игре «семья»).

          Игра – подлинная социальная практика ребенка, его реальная жизнь в обществе сверстников. Поэтому столь актуальной для дошкольной педагогики является проблема использования игры в целях всестороннего развития ребенка, формирования его положительных личностных качеств и социализации как члена общества

          6. Выводы

          Проанализировав психолого-педагогическую литературу по проблеме организации предметно-игровой среды в группе, нами были сделаны следующие выводы:

          • Исходя из определяющей роли игрушки в развитии ребенка, взрослым следует осознанно подходить к ее выбору.
          • Воспитателю надо знать, как использовать игрушку в качестве средства развивающей и коррекционной психолого-педагогической работы. А для этого он должен понимать, какая роль отведена игрушке в процессе социализации детей, какое влияние она оказывает на развитие психики, особенностей личности и поведения ребенка.
          • Развитие ребенка зависит от того, как его воспитывают, как организовано воспитание, где, в каком окружении он растет. Следовательно, в играх происходит более глубокий, сложный процесс преобразования и условия того, что взято из жизни, т.е. из окружающей ребенка среды.
          • Предметно-развивающая среда — это система материальных объектов деятельности ребенка, функционально моделирующая содержание его духовного и физического развития.
          • Подбор игрушек в группы детей и организация предметно-игровой среды должны проходить в соответствии с их возрастными особенностями.

          Заключение

          Предметно-игровая среда в современных дошкольных учреждениях должна отвечать определенным требованиям: это, прежде всего, свобода достижения ребенком темы, сюжета игры, тех или иных игрушек, места и времени игры. Педагог должен обеспечить свободу действий в условиях групповой комнаты, предусмотреть ее тематический и сюжетный поворот, найти для каждой игры только ей присущий стиль игрового интерьера и оборудования.Управление игрой при помощи игрового материала может оказать существенное влияние на развитие творчества в игре детей.

          Правильно организованная предметно-игровая среда в дошкольной группе будет способствовать не только познавательному, но и психолого-педагогическому развитию детей. Так же следует помнить, что одним из компонентов развивающей предметно-ролевой среды является общение между взрослым и ребенком. Общение, в отличие от предметного воздействия, осуществляется с помощью разнообразных коммуникативных средств: речевых, мимических и пантомимических. Так же оно включает и руководство детской игрой.

          Список использованной литературы

          1. Ананьев Б.Г, Рыбалко Е.Ф. Особенности восприятия пространства у детей. – М., 2004. – 313 с.
          2. Артамонова О. Предметно-пространственная среда: ее роль в развитии личности // Дошкольное воспитание. – 2005. — №4. – С. 25.
          3. Вишневская И.Игрушка в жизни ребёнка // Семья и Дети. – 2008. – № 1 . –С.10-15.
          4. Новоселова С. А. Развивающая предметно-игровая среда детства: мир «Квадро» / С. Новоселова // Дошкольное воспитание. — 1998. — № 4. — С. 79.
          5. Руководство играми детей в дошкольном учреждении / Под ред. М.А.Васильевой. – М., 2006.
          6. Смирнова Е.О., Лаврентьева Т.В. Какой должна быть полезная детская игрушка? //http://adalin.mospsy.ru/l_03_00/l0018.shtml
          7. Флерина Е.А. Игра и игрушки. – М., 2003.
          8. Эльконин Д.Б. Психология игры. – М., 2006.

          19