Можно выделить основные сферы профилактической деятельности:

  1. Понятие психологической помощи, ее виды
  2. Психопрофилактика
  3. Психологическое просвещение
  4. Психологическая реабилитация
  5. Психодиагностика
  6. Психологическое консультирование
  7. Психотерапия
  8. Психиатрия
  9. Психологическая коррекция
  10. Заключение

Введение

Оказание психологической помощи — одна из наи­более значимых проблем в клинической психологии. Она необходима здоровым людям (клиентам) с разнообразными житейскими проблемами, находящимся в кризисном состоянии, а также больным (пациентам) с различ­ными психическими и соматическими заболеваниями, имеющими психологические проблемы, невротические и психосоматические расстройства, а также характерологические и личностные отклонения.

Психологическая помощь — область практического применения психологии, ориентированная на повышение социально-психологической компетентности людей. Она может адресовываться как отдельному субъекту, так и группе, организации.

В клинической психологии психологическая помощь включает предоставление человеку информации о его психическом состоянии, причинах и механизмах появления у него психологических или психопатологических феноменов, а также активное целенаправленное психологическое воздействие на индивида с целью гармонизации его психической жизни, адаптации к социальному окружению, купированию психопатологической симптоматики и реконструкции личности для повышения порога фрустрационной толерантности, формирования стрессо- и неврозоустойчивости.

Существует несколько видов психологической помощи, все они направлены на различные стороны личности, но различаются по целям и способам воздействия. Все виды психологической помощи могут применяться раздельно и в сочетании.

Психопрофилактика – одна из разновидностей психологической помощи, направленная на предупреждение психических заболеваний, реабилитацию психически больных людей, а также на сохранение, улучшение и укрепление психического здоровья.

24 стр., 11851 слов

1.История накопления и развития психологических знаний. Становление психологии как науки и практики. Появление профессии психолога

... век будет веком психологии, и явные тенденции, подтверждающие эти утверждения, мы видим уже сегодня: стремительно оформляются различные виды практико-психологической помощи населению. Таким ...

Психопрофилактика это предупреждение каких-то действий человека. Можно выделить три уровня психопрофилактики: первичный, вторичный, третичный. В первичной профилактике, например, может участвовать вся группа, с которой работает психолог. Вторичная профилактика проводится с теми людьми, которые находятся в зоне риска, которые склонны к той или иной проблеме. Третичная профилактика проводится с теми, у кого уже есть проблемы.

Можно выделить основные сферы профилактической деятельности:

Профилактика академических проблем. В этой сфере предполагается обучениедетейумениям управлять памятью (запоминать, сохранять воспроизводить), мыслительным процессам (логическим, творческим, критическим, интуитивным), речью, ощущением и т.д.

Профилактика личностно-социальных проблем направлена на формирование у людей адекватного отношения к наркотикам, алкоголю, курению, половым контактам, рекламе (торговой, коммерческой и политической), конфликтам. В целях профилактики может проводиться обучение умениям управлять агрессией, говорить «нет», критически воспринимать рекламу и т.п. Часто такая работа проходит в форме тренингов.

Профилактика психического здоровья состоит в предупреждении возникновения зависимостей от других людей, пищевой зависимости, курения, алкоголя, наркозависимости и т.п. Особенно важно проводить такую работу среди людей, находящихся в группе риска.

К психопрофилактике можно отнести и психологическое просвещение

Психологическое просвещение — раздел профилактической деятельности специалиста-психолога, направленный на формирование у населения (учителей, воспитателей, школьников, родителей, широкой общественности) положительных установок к психологической помощи, деятельности психолога-практика и расширение кругозора в области психологического знания.

Психологическое просвещение — основной способ и одновременно одна из активных форм реализации задач психопрофилактической работы психолога независимо от того, в какой из сфер социальной деятельности (образование, здравоохранение, промышленность, фирма, правоохранительные органы и др.) он работает.

6 стр., 2978 слов

Тема 7. Психопрофилактика, психологическое просвещение

8 Тема 7. Психопрофилактика, психологическое просвещение и психологическая диагностика как направления деятельности практического психолога и виды психологической помощи Психогигигиена и психопрофилактика. Формы психологического просвещения. Просветительская работа в учреждениях различного типа. Психодиагностика Психогигигиена и психопрофилактика. Психогигиена— область гигиены, изучающая влияние ...

Психологическое просвещение, осуществляемое практическим психологом, выполняет следующие три задачи:

— формирование научных установок и представлений о психологической науке и практической психологии в частности (психологизация социума);

— информирование населения по вопросам психологического знания;

— формирование устойчивой потребности в применении и использовании психологических знаний в целях эффективной социализации подрастающего поколения и в целях собственного развития;

Кратко остановимся на таких составляющих психологического просвещения, как содержание, форма, средства.

Содержание психологического просвещения определяется исходя из специфики, вида и профиля учреждения, уровня общей и психологической культуры информируемого субъекта (отдельный человек, группа, коллектив, массовая аудитория) и социальной ситуации.

Формы психологического просвещения могут быть индивидуальные (беседа), групповые (тематический урок, родительское собрание), эстрадные представления (с участием субъекта-реципиента), публичные выступления (лекция, сообщение перед большой аудиторией) и др. Использование той или иной формы определяется как опытом практического психолога, его коммуникативными и лекторскими, творческими возможностями, так и конкретной ситуацией аудитории в которой (или по запросу которой) проводится этот вид работы.

Средства психологического просвещенияподразделяются на:

вербальные(беседа, лекция, тематический КВН, выступление по радио, на телевидении), публицистика, размещаемая психологом в печатных и электронных СМИ [4].

наглядные (плакат, буклет, памятка, психологический бюллетень, стенгазета и др.), интерактивные и т.п. «Иногда просвещение принимает нетрадиционные формы: психолог проводит урок вместе с учителем, направляя его деятельность в желаемое русло» (М.Степанова, 2003) [3].

Конечно, это условное разделение.

Успешность и результативность мероприятия по психологическому просвещению зависят в первую очередь от авторитета психолога, учета им основных характеристик субъекта-реципиента информации (возраст, образование, интересы, наличие бытового и культурного опыта) и владения психологом адресуемым для восприятия и усвоения субъекта-реципиента материалом.

11 стр., 5294 слов

Психодиагностика профессиональных стрессов в профессиональной деятельности (на базе НИИ ‘Детская онкология и гематология’)

План Введение . Психодиагностика профессиональных стрессов в профессиональной деятельности (на базе НИИ «Детская онкология и гематология») . Анализ результатов психодиагностики . Психологический портрет респондента . Программа коррекционной работы по формированию стрессоустойчивости медицинских работников НИИ «Детская онкология и гематология» . Варианты проведения индивидуального и группового ...

Психологическая реабилитация — восстановление утраченных психических образований или психических операций. Психиченские функции могут быть нарушены как в результате травмы, физической или психической, так и в результате искажений в процессе развития (например неполная семья).

В частности, для любого человека может быть актуально восстановление адекватной Я – концепции, формирование осознаваемой мотивации своих действий.

В медицинской практике в целях реабилитации пострадавших от травм или органических болезней психологами и психотерапевтами может проводиться восстановление или развитие сниженных вследствие этого психических функций.

Психодиагностика — это не только направление в практической психодиагностике, но и теоретическая дисциплина.

Психодиагностику в практическом смысле можно определить, как установление

психодиагностического диагноза – описание состояния объектов, коими могут

выступать отдельная личность, группа или организация.

Психодиагностика осуществляется на основе специальных методов. Может входить

составной частью в эксперимент или выступать самостоятельно, как метод

исследования либо, как область деятельности практического психолога,

направляясь при этом на обследование, а не на исследование.

Психодиагностика понимается двояко:

1. В широком смысле — сближается с психодиагностическим измерением вообще и

может относиться к любому объекту, поддающемуся психодиагностическому

анализу, выступая, как выявление и измерение его свойств;

2. В узком смысле, более распространенном – измерение индивидуально –

психодиагностических свойств личности.

В психодиагностическом обследовании можно выделить 3 основных этапа:

1 стр., 434 слов

Визуальная социально-психологическая психодиагностика.

Визуальная социально-психологическая диагностика основана на изучении внешних характеристик и облика человека для проникновения во внутреннее содержание личности. Любое   социально-психологическое   явление   на  любом  уровне имеет свою симптоматику, по которой можно судить о качестве, образе жизни, степени социальной напряженности, статусе, эмоциональном ...

— Сбор данных.

— Переработка и интерпретация данных.

— Вынесение решения – психодиагностический диагноз и прогноз.

Психодиагностика как наука определяется, как область психологии,

разрабатывающая методы выявления и измерения индивидуально – психологических

особенностей личности.

Практически психодиагностика используется в самых разных областях

деятельности психолога: и тогда, когда он выступает как автор или участник

прикладных психолого-педагогических экспериментов, и тогда, когда он занят

психологическим консультированием или психологической коррекцией. Но чаще

всего, психодиагностика выступает как отдельная, вполне самостоятельная сфера

деятельности. Её целью становится постановка психологического диагноза, т.е.

оценка наличного психологического состояния человека.

Основное требование, которому должен соответствовать психодиагност, — это

умение располагать к себе людей, вызывать их доверие и добиваться искренности

в ответах. Без этого, как и без специальных теоретических знаний, практическая психодиагностика на высоком уровне неосуществима.

Психологическое консультирование — это специфические отношения между двумя людьми, при которых один человек (консультант) помогает другому человеку (клиенту) помочь самому себе. Это способ общения, позволяющий человеку (клиенту) изучать свои чувства, мысли и поведение, чтобы прийти к более ясному пониманию самого себя, а затем открыть и использовать свои сильные стороны, опираясь на внутренние ресурсы для более эффективного распоряжения своей жизнью через принятие адекватных решений и совершение целенаправленных действий.

Более кратко психологическоеконсультирование — это внелечебная психологическая помощь, оказываемая специалистами здоровым людям с целью коррекции отношений и повышения качества жизни.Консультирование — широко распространенный сегодня и один из основных инструментов в области интеллектуальных технологий. Консультативная практика применяется в любой сфере, где используются психологические знания: в организациях и управлении, в медицине и психотерапии, в педагогике и образовании, в кадровой и менеджерской работе. В настоящее время в каждой из этих областей накоплен значительный потенциал знаний и опыт практического использования различных техник консультирования, который может быть полезен для специалистов других сфер практики.

9 стр., 4354 слов

Развитие посттравматического стрессового расстройства как результат воздействия психологической защиты

Развитие посттравматического стрессового расстройства как результат воздействия психологической защиты ВВЕДЕНИЕ Посттравматические стрессовые расстройства развиваются у лиц, которые пережили эмоциональный или физический стресс, являющийся в высшей степени травмирующим практически для каждого человека. Такие травмы могут возникать в сражениях, естественных катастрофах, при нападениях бандитов, ...

Следствием такого понимания консультирования является построение отношений взаимного сотрудничества психолога со своим клиентом во время психологической консультации, основанные на взаимном доверии и уважении, на равенстве и взаимной открытости. В этом отличие от отношений врачебной помощи, в которых врач всегда лучше знает, в чем состоит проблема пациента и как ее лечить, поэтому не спрашивает согласия пациента на выбор стратегии лечения, применение определенных методов и средств, и не объясняет пациенту их сути, оснований своего выбора и причин своего решения. Врач выбирает стратегию лечения, а пациент лишь ее исполняет.

Личность психолога — один из наиболее важных факторов психологической работы и изменений в жизни клиента. Слово «консультация» происходит от латинского «consulto» — совещаться, заботиться. Психолог должен уметь создать атмосферу безусловного уважения и эмоционального тепла, изначального доверия и понимания, принятия индивидуальности человека, ценить уникальность его внутреннего мира, не давать оценок услышанному, обладать душевной отзывчивостью, способностью сопереживать и сочувствовать и внутренней потребностью быть полезным для клиента. И, конечно, психолог должен обладать соответствующей квалификацией, так как он должен сохранять при этом способность к анализу и выявлению тех факторов, которые приведут клиента к желаемому положительному результату.

13 стр., 6018 слов

IV. ЗАЩИТА ОТ ГИПНОТИЧЕСКОГО ВОЗДЕЙСТВИЯ ВСЕХ ВИДОВ, ЗОМБИРОВАНИЯ, КОДИРОВАНИЯ.

Мысленное навязывание образов ("наведенный" гипноз). Развитие феноменальных способностей (более 60 специальных упражнений).   Мы отнесли материал этой книги в раздел "Быть здоровым" так как гипнотизировать других заманчиво, но оказывается и для этого надо быть здоровым. Уникальные рекомендации для освоения приемов гипнотизирования приведены ниже.   Р.Брэг. НАВЕДЕННЫЙ ГИПНОЗ Продолжение & ...

Психотерапия

в узком понимании термина является видом активного и специфического психологического воздействия на пациента, имеющего психопатологические симптомы и синдромы и находящегося в состоянии кризиса, фрустрации, стресса или душевной болезни. Психотерапия подразумевает как купирование болезненных клинических проявлений, так и коррекцию индивидуально-психологических свойств человека с целью вторичной профилактики психогенных (невротических, психосоматических) расстройств и заболеваний с помощью специальных способов психотерапевтического воздействия. При широком толковании термина «психотерапия» под данным видом психологического воздействия имеют в виду все виды направленного психологического воздействия на индивида (консультирование, коррекцию и терапию).

Считается, что психотерапия относится к сфере деятельности медицинского работника (психиатра по профессии) в силу того, что, с одной стороны, ориентируется на симптомы и синдромы (т.е. болезненные проявления психической деятельности), с другой — в связи с возможностью развития неблагоприятных последствий оказания психологической помощи. Перечисленных особенностей в различной степени лишены иные виды психологического воздействия — психологическое консультирование и коррекция, которые либо полностью, либо частично исключают возможность развития негативных последствий для соматического или психического здоровья. Если сравнить психотерапию с консультированием и коррекцией, то обнаружится факт облигатности для нее показаний и противопоказаний. Т.е. психотерапевт склонен учитывать целую гамму особенностей при назначении психотерапии — от индивидуально-психологических особенностей пациента до его соматического статуса. Противопоказаний для консультирования практически не обнаруживается, поскольку состояния здоровья человека не имеет принципиального значения для оказания данного вида психологической помощи. Психокоррекция в этом отношении занимает промежуточное положение между психотерапией и консультированием, поскольку косвенно может влиять на физическое состояние человека и провоцировать ухудшение здоровья. Следовательно, при проведении некоторых психокоррекционных мероприятий целесообразен медицинский или психиатрический контроль.

В качестве примера медицинского подхода к пониманию психотерапии, можно привести следующие ее определения, которые обязательно включают такие понятия, как лечебные воздействия, больной, здоровье или болезнь.

Психотерапия:

— «система лечебных воздействий на психику и через психику — на организм человека»;

— «специфическая эффективная форма воздействия на психику человека в целях обеспечения и сохранения его здоровья»;

— «процесс лечебного воздействия на психику больного или группы больных, объединяющий лечение и воспитание».

В качестве определений, в большей степени фиксирующих психологические подходы и включающих такие понятия, как межличностное взаимодействие, психологические средства, психологические проблемы и конфликты, отношения, установки, эмоции, поведение, можно указать следующие:

Психотерапия:

— «особый вид межличностного взаимодействия, при котором пациентам оказывается профессиональная помощь психологическими средствами при решении возникающих у них проблем и затруднений психологического характера»;

— «средство, использующее вербальные методики и межличностные взаимоотношения с целью помочь человеку в модификации отношений и поведения, которые интеллектуально, социально или эмоционально являются негативными»;

— «длительное межличностное взаимодействие между двумя или более людьми, один из которых специализировался по коррекции человеческих взаимоотношений»;

— «персонализованная техника, которая представляет собой нечто среднее между; техникой планируемых изменений отношений, чувств и поведения человека, и познавательным процессом, который, в отличие от любого другого, ставит человека лицом к лицу с его внутренними конфликтами и противоречиями». Хотя является довольно общим, но при этом в какой-то мере объединяет эти два подхода определение Кратохвила: «Психотерапия представляет собой целенаправленное упорядочение нарушенной деятельности организма психологическими средствами».

Психиатрия, являясь направлением медицины, рассматривает эмоционально — душевное состояние больного, только как проявление и форму какого-то психического заболевания. Поэтому всё внимание врача — психиатра фокусируется именно на болезни, а не на личности обратившегося за помощью.Психиатрия занимается исключительно медикаментозным, лекарственным воздействием на психическую систему больного.

Психиатр — это врач, специализирующийся на лечении психических заболеваний, таких как: шизофрения, паранойя, эпилепсия, маниакально-депрессивные и реактивные психозы, маниакально-бредовые расстройства, идиотия, психопатия, олигофрения, маразмы, помрачения сознания, постоянное тревожно-мнительное состояние и т.п.

Врач-психиатр выясняет характер заболевания и назначает больному синтетические медикаментозные препараты — антидепрессанты, транквилизаторы, бензодиазепины, ингибиторы — в виде таблеток, порошков или внутримышечных инъекций.Данные препараты оказывают тормозящее воздействие на центральную нервную систему и психику больного. Они не устраняют проблему, а лишь притупляют ее остроту.

Врач-психиатр работает в государственном или коммерческом медицинском учреждении. Только он имеет право ставить психически больному человеку клинический диагноз и назначать медикаментозные средства.

Психологическая коррекция базируется на консультировании и предполагает целенаправленное психологическое воздействие на пациента с целью приведения его психического состояния к норме в случаях диагностики у него каких-либо базовых характерологических девиаций или личностных аномалий, а также для освоения им какой-либо деятельности. Психологическая коррекция направлена на активное внешнее вмешательство в формирование адекватного и искомого психического состояния человека, его активности и душевного комфорта, гармонизации его отношений с социальным окружением.

Целями применения психологической коррекции (психокоррекции) являются оптимизация, исправление и приведение в норму каких-либо психических функций человека, отклонений от оптимального уровня его индивидуально-психологических особенностей и способностей.

Выделяется пять видов стратегий психокоррекции:

1. Психокоррекция отдельных психических функций и компонентов психики (внимание, память, конструктивное и вербальное мышление, фонематическое восприятие, ручная умелость, познавательная деятельность и т.д.) либо коррекция личности.

2. Директивная или недирективная стратегия психокоррекционного воздействия

3. Коррекция, направленная на индивида или сконцентрированная на семье.

4. Психокоррекция в форме индивидуальных или групповых занятий.

5. Психокоррекция как компонент клинической психотерапии в комплексном лечении нервно-психических заболеваний либо как основной и ведущий метод психологического воздействия на человека с отклонениями в поведении и социальной адаптации.

Психокоррекционные мероприятия, например, при невротических расстройствах нацелены в первую очередь на выработку адекватных (взамен неадекватным) невротических или неврозопродуцирующих стереотипов поведения.5

В отличие от психологического консультирования при психокоррекции роль пациента оказывается не столь активной и даже чаще пассивной. Коррекция подразумевает выработку новых психологически адекватных и выгодных навыков в процессе специально разработанных тренинговых программ. Активность пациента заключается лишь в желании измениться, но отнюдь не в экзистенциальной работе над собой, как при консультировании. Человек готов «вручить себя» психотерапевту или клиническому психологу для того, чтобы тот восполнил имеющиеся недостатки, исправил отклонения, привил новые умения и навыки.

Психокоррекция в отличие от психологического консультирования использует в качестве основных методов манипулирование, формирование и управление человеком, имея четкие представления об искомом состоянии, уровне развития психических функций или индивидуально-личностных качеств. Заданными оказываются эталоны и идеалы. Человек выступает в роли материала, из которого «лепится» оптимальный для него или идеальный для окружения образ. Ответственность за психологические изменения ложится исключительно на психотерапевта или психолога. Классическим является спектр манипулятивных методик: от советов Карнеги до нейролингвистического программирования и разнообразных тренингов (личностного роста, сексуальный тренинг и пр.).6

Основные виды психологической коррекции, можно классифицировать по задачам, характеру направленности, способу коррекционных воздействий, форме организаций и сфере применения.

По коррекционным задачам:

— семейная коррекция;

— игровая коррекция;

— нейропсихологическая коррекция;

— коррекция личностного роста.

По характеру направленности:

— симптоматическая коррекция (коррекция симптомов) — вид психокоррекции, предполагающий, как правило, кратковременное воздействие с целью снятия острых симптомов отклонений в развитии, которые мешают перейти к коррекции каузального типа;

— каузальная (причинная) коррекция — вид психокоррекции, направленный на источники и причины психических отклонений.

По способу коррекционных воздействий:

— директивные виды;

— недирективные виды.

По форме организации:

— общая психокоррекция(мероприятия общепедагогического порядка, нормализующие социальную среду ребенка; нормализация и регуляция психофизических и эмоциональных нагрузок ребенка, работа по психогигиене и психопрофилактике, педагогической этике, лечебно-оздоровительные мероприятия, организация специальных занятий по плаванию, усиленному питанию детей);

— частная психокоррекция(набор психолого-педагогических воздействий, то есть системы специально разработанных психокоррекционных мероприятий, применяемых в общей системе образовательных процессов.Игровая, музыкальная, драмотерапия);

— специальнаяпсихокоррекция (комплекс приемов, мер, методов, методик, работы с конкретным ребенком или группой детей по решению психологических проблем).

Сфера применения психокоррекции:

1. Коррекция эмоционального развития ребенка;

2. коррекция сенсо-перцептивной и интеллектуальной деятельности;

3. психокоррекция поведения детей и подростков;

4. коррекция развития личности.

Все выделенные виды психокоррекции в целом дают системное представление об организационно — содержательных началах психокоррекционного процесса.

Заключение

Чаще всего к психологу-консультанту обращаются люди, представляющие собой так называемый средний слой населения и находящиеся по состоянию их физического здоровья в зоне повышенного риска. Под зоной повышенного риска понимаются жизненные ситуации, оказавшись в которых, люди требуют поддержки, совета, помощи. Поводов для обращения к специалистам психологам огромное количество: от личностных проблем до проблем во взаимоотношениях на работе и в семье. Поэтому психологическое консультирование можно условно разделить на отдельные виды, внутри которых, они еще неоднократно могут разделяться на различные подвиды.

В психологическом консультировании принято выделять такие основные виды: интимно-личностное психологическое консультирование; семейное консультирование; психолого-педагогическое консультирование; деловое консультирование.

Для эффективного психологического консультирования консультант-психолог должен иметь специальное образование, соответствующую профессиональную и психологическую подготовку, использовать накопленный опыт работы по определенному виду консультирования.