Семья алкоголиков как фактор риска, обусловливающий положительное отношение подростков к спиртным напиткам

КУРСОВАЯ РАБОТА

ТЕМА: Семья алкоголиков как фактор риска, обусловливающий положительное отношение подростков к спиртным напиткам

ОГЛАВЛЕНИЕ

ВВЕДЕНИЕ

Глава 1. Социальные и психологические проблемы подростков из семей алкоголиков

1.1 Из истории возникновения алкоголизма в обществе

1.2 Алкоголизм родителей и его последствия на психическое развитие детей

1.3 Социальная ситуация развития

1.4 Типы реакций детей на алкогольную ситуацию в семье

1.5 Влияние семьи на формирование аддиктивных механизмов

ГЛАВА 2. Экспериментальная

2.1 Описание выборки исследования

2.2 Описание методик исследования

2.3 Анализ и выводы эксперимента

2.4 Коррекционная работа

ЗАКЛЮЧЕНИЕ
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

Введение

Проблема семейного алкоголизма в настоящее время вызывает особую тревогу. В первую очередь от злоупотребления спиртным страдают дети. Негативные последствия имеет зачатие в состояние опьянения, прием алкоголя матерью во время беременности — все это приводит и разнообразным дефектам развития многих органов и систем организма ребенка. Особенно часто отмечаются нарушения центральной нервной системы. Кроме того, при семейном алкоголизме умственная отсталость нередко сочетается с тяжелыми нарушениями внимания, памяти, эмоционально-волевой сферы[13].

Неблагоприятное влияние алкоголизма родителей на детей не исчерпывается отклонениями на биологическом уровне. Семейный алкоголизм формирует комплекс отрицательных макросоциальных влияний на ребенка. Поэтому даже в случае, когда созревание организма происходит относительно благополучно, со всей остротой встает проблема социальной дезадоптации таких детей. Эмоционально-поведенческие и личностные отношения у детей, приобретенные в результате неправильного воспитания, затрудняют формирование нормальных межличностных отношений и социальной адаптации в целом[10]

В свою очередь, социальная дезодаптация является мощным неблагоприятным фактом, утяжеляющим личные и поведенческие нарушения. Она способствует формированию стойких психопатических состояний, асоциальных форм поведения. В связи с этим особую важность приобретает своевременная и целенаправленная работ с такими детьми. К сожалению, опыт показывает, что педагоги, как массовых школ, так и специализированных недостаточно осведомлены о специфических трудностях воспитания и обучения детей из алкогольных семей. Поэтому представляется необходимым более детальное изучение характерных нарушений технического и личностного развития детей алкоголиков с целью дальнейшего использования полученных результатов для улучшения коррекции и воспитания таких детей[20].

3 стр., 1145 слов

Влияние телевизора на развитие ребенка. Воспитание мультфильмами

«Влияние телевизора на развитие ребенка. Воспитание мультфильмами». У меня есть маленькая сестренка, ее зовут Аня, ей 2 года. Иногда, мои родители просят меня посидеть с ней, но, как известно, в моем возрасте куда интересней гулять с друзьями, чем сидеть с маленьким ребенком. Именно поэтому, спасением для меня стал телевизор. Включив любимый мультик Ани, я могла спокойно заниматься своими делами, ...

Значительна роль государства в решении такого рода проблем. По состоянию на 1 января 2004 г. в ведении органов социальной защиты населения функционировало более 3 100 учреждений социального обслуживания семьи и детей различных типов.

Специфику работы психологических служб во многом определяет положение семей, которые живут на данной территории в условиях близких к экстремальным. В первую очередь к ним относятся семьи, адаптировавшиеся к своему тяжелому положению и не желающие самостоятельно выходить из неблагоприятной ситуации, предпочитающие зависимость от поддержки извне формированию активной жизненной позиции и поэтому постепенно занимающие нишу асоциального поведения. Примером семей такого рода являются, в частности, семьи, где имеет место алкоголизм одного или обоих супругов[18].

Цель исследования: определить наиболее характерные психические и личностные изменения у детей из семей алкоголиков и рассмотреть, как с учетом этих данных необходимо осуществить социальную помощь этой категории детей.

Объект: девиантные семьи и их особенности.

Предмет исследования: психические и личностные отклонения у детей из семей алкоголиков и их изменения под влиянием коррекционных воздействий.

Задачи исследования.

1. Изучить и проанализировать теоретическую литературу по проблемам алкоголизма родителей и их последствия на психическое и личностное развитие детей и определить основные направления изучения таких подростков.

2. Провести диагностическую и психокоррекционную работу с ними, составить программу исследования.

3. Рассмотреть отечественной и мировой опыт организации социальной работы с подростками, один или оба родителя которые страдают алкоголизмом.

Гипотеза исследования: предполагается, что семья алкоголиков является фактором риска, обуславливающим положительное отношение подростка и спиртным напиткам.

Новизна исследования этой проблемы заключается в том, что к привычным, стереотипным представлениям об алкоголизме, укоренившимся в общественном сознании, был применен новый подход — психологический. Излишне выдерживать тон изложения в пропагандистском духе, суть которого состоит в декларативных заявлениях типа: «Пьянству бой!». Важно иметь объективное представление об изучаемой проблеме, чтобы правильно понять подростка «группы риска», выявить мотивы его поведения и помочь ему.

Научная и практическая значимость исследуемой проблемы. Мы попробуем показать, что семья алкоголиков неблагоприятно влияет на формирование социальной адаптации ребенка. Эти дети нуждаются в помощи социальных педагогов, психологов, социальных работников, классных руководителей.

Глава 1. Социальные и психологические проблемы подростков из семей алкоголиков

1.1 История возникновения алкоголизма в обществе

10 стр., 4985 слов

Особенности психологического развития детей в семьях, отягощенных алкогольной зависимостью

... форм нарушения поведения у детей при семейном алкоголизме является имитационное поведение. Дети чаще подражают поведению родителей и воспитателей. У детей из семей алкоголиков в силу их ... злоупотребляют алкоголем, значительно ниже средних показателей. Проведённое нами исследование показывает, что у этих детей плохо развиты мыслительные процессы, распределение и переключение внимания. ...

Вино губит здоровье людей, губит благосостояние семьи и, что всего ужаснее, губит душу людей и их потомство

Л.Н. Толстой[20].

Об отрицательном влиянии алкоголя и алкоголизма родителей на потомство знали еще в глубокой древности. Греческая мифология повествует, что богиня Юнона родила от опьяневшего Юпитера хромого Вулкана. Определенный интерес представляют высказывания на этот счет мыслителей, философов и врачей древности.

Основоположник античной медицины Гиппократ указывал, что виновниками эпилепсии, идиотизма и других нервно-психических заболеваний детей являются родители, которые употребляли спиртные напитки в день зачатия. Аристотель писал, что женщины, предающиеся пьянству, рождают детей, похожих в этом отношении на своих матерей. А изречение Плутарха «Пьяницы рождают пьяниц» стало пословицей[10].

Таким образом, еще в древние времена знали, что от пьяниц рождаются дети с теми или иными психическими и физическими дефектами. Это дало основание известному законодателю Спарты Ликургу издать закон, запрещающий молодоженам под страхом тяжкого наказания прием крепких спиртных напитков в день свадьбы.

Научная же литература по этим вопросам появилась значительно позже, примерно, со второй половины XIX века.

Известный психиатр второй половины XIX века Марель утверждал, что алкоголизм ведет в вырождению[2].

Проследив четыре поколения больных хроническим алкоголизмом, в первом он нашел нравственную испорченность, алкогольные излишества, во втором — обычное пьянство, в третьем — ипохондрию, меланхолию, самоубийства, в четвертом — умственное недоразвитие, идиотизм и др.

9 стр., 4447 слов

Алкоголизм – симптомы

... в семьях, где родители по тем или иными причинным не уделяют должного внимания  воспитанию своих детей. Но, с другой стороны, большой процент страдающих алкоголизмом ... Доказано, например, что если в семьях, чьи родители не увлекались алкоголем, дети вырастали также малопьющими. И наоборот – в семьях, где  один или обародителяувлекались алкоголем, ...

Следует сказать, что не все исследователи прошлого признавали фатальную роль наследственности при этом заболевании, некоторые справедливо считали очень важным взаимодействие последственных факторов и факторов окружающей среды, поскольку многие больные алкоголизмом становились таковыми под влиянием «условий домашней жизни в сочетании с питейными предрассудками и обычаями». В частности, в странах Западной Европы было замечено три периода наибольшей алкоголизации со всеми вытекающими из нее последствиями: первый падал на февраль (масленица), второй — на апрель — июнь (время свадеб) и третий — на октябрь (время карнавалов)[6].

Учитывая длительность по времени свадеб и карнавалов, можно было с достаточным основанием говорить о самом разностороннем отрицательном влиянии сопутствующей им алкоголизации на потомство. Не случайно, поэтому детей, рождавшихся в то время с различными пороками развития, называли «детьми карнавалов». Очевидно, были правы те ученые прошлого, которые считали, что оплодотворение в состоянии опьянения, алкоголизм родителей, выпивки во время беременности и кормления ребенка грудью имеют самые пагубные последствия для потомства.

Известный русский врач-психиатр Ф.Е. Рыбаков, изучив около 2 тысяч лиц, злоупотреблявшие спиртным, разделил их на три основные группы: случайных, привычных и запойных пьяниц. Наследственный фактор, по его мнению, является лишь благоприятной почвой, на которой легче всего развивается заболевание алкоголизмом19].

«Ребенку, — писал Рыбаков, — можно создать благоприятные внешние условия, и тогда из него может вырасти трезвый и работоспособный индивидуум».

При алкогольных заболеваниях самым тесным образом взаимодействуют социальные и биологические факторы.

Есть такая пословица: «Дали вина, так и стал без ума».

Видный русский ученый-психиатр И.П. Мержеевский показал, что алкоголизм родителей — главная причина слабоумия детей.

1.2 Алкоголизм родителей и его последствия на психическое развитие детей

В отечественной науки исследованию проблем алкогольной семьи посвящены работы В.Д.Москаленко. Автор отмечает, что все семьи, где есть больной алкоголизмом, являются дисфункциональными. Несмотря на внешние различия жизни такой семьи (материальный и образовательный уровень супругов, их социальное положение, события и обстоятельства), суть происходящего одна и та же. В этих семьях постоянно присутствуют напряжение, тревога, ощущение хаоса и непредсказуемости, душевная боль. Потребности детей постоянно не удовлетворяются, поскольку родители не доступны для детей либо просто физически (например, пьющий отец мало бывает дома), либо эмоционально (в период трезвости отец думает о том, как бы выпить, а мать поглощена мыслями о том, как удержать мужа от выпивания)[15].

8 стр., 3866 слов

Глава2 Семья и ребенок жизнь продолжается

... ребенка, переживание дефицита возможностей для социализации члена семьи — инвалида. Образование да­ет много возможностей как подростку, так и родителям. ... со здо­ровыми сверстниками, вырабатывая линию своего поведения для дальнейшей взрослой жизни. Общение же ... подобных ей семей, от групп поддержки, социальных агентств или других источников помощи. Семья нетипичного ребенка оказывается сегодня ...

Алкоголизм становится «центром» семьи, вокруг которого сосредоточены все мысли, чувства, действия и поступки остальных членов семьи. Независимо от того, пьет в семье только один из родителей или еще и другие члены семьи, алкоголизм — семейная болезнь. Это объясняется тем, что поведение алкоголика настолько деформирует отношения, так влияет на эмоциональный климат, что больными становятся все близкие люди, которые живут с ним под одной крышей, беспокоятся о нем и любят его[17].

Конечно, семья, где оба родители — алкоголики, должна стать объектом прежде всего социальных мер воздействия: обращение в опекунский совет по вопросу помещения детей в интернат, направление родителей на лечение от алкоголизма и т.п. К счастью, таких семей значительно меньше, чем тех, где алкоголем злоупотребляет один из родителей. Семьи, где алкоголиком является мать, а муж не злоупотребляет спиртным, как правило, существуют очень короткий промежуток времени. Это по сути, переходный этап, поскольку муж вскоре забирает детей и оставляет такую женщину.

В худшем случае дети продолжают жить с матерью-алкоголичкой, и тогда снова встает вопрос о передаче детей на попечение социальных структур.

Наиболее распространен такой тип семей, отягощенных алкогольной зависимостью, где злоупотребляет спиртным муж, а жена стремится спасти его. Жена в такой семье является созависимой[18].

С точки зрения современной психологии, формирование и психическое развитие ребенка происходит в результате тесного взаимодействия трех компонентов: биологического (организм ребенка, уровень его зрелости, особенности функционирования различных фактов и систем), социального (люди с их делами, взглядами, отношениями, поступками, идеалами, среди которых живет и с которыми общается ребенок) и поведенческой активности ребенка, под которой понимается физическая и умственная (стремление узнать, что это такое, как устроено) деятельность.

8 стр., 3604 слов

Коррекция ценностных ориентаций подростков, склонных к употреблению алкоголя

... доминирующее положение и воспринимать подростка как равного. В семьях родители чаще всего не могут изменить стиль воспитания ребенка, в школе подросток имеет более низкий, ... ценностных ориентаций и уточнение специфики формирования ценностных ориентаций подростков. 2. Выявить причины употребления алкоголя подростками. 3. Уточнить понятие «коррекция». 4. Изучить ценностные ориентации ...

1.3 Социальная ситуация развития

Среди упомянутых выше обязательных компонентов развития личности решающим является социальный фактор общения взаимодействия и жизни среди других, в особенности взрослых людей. Известный психолог А.Н. Леонтьев писал: «Если бы нашу планету постигла катастрофа, в результате которой остались бы в живых только маленькие дети, а все взрослое население погибло, то хотя человеческий род и не прекратился бы, однако история человечества неизбежно была бы прервана. Сокровища культуры продолжали бы существовать физически, но их некому было бы раскрывать для новых поколений. Машины бездействовали бы, книги оставались бы непрочитанными, художественные произведения утратили бы свою эстетическую функцию. История человечества должна была бы начаться вновь.»[11].

Взрослые не только передают детям знания об окружающем мире, но и под их воздействием формируются взгляды, отношения к окружающему, складываются черты характера, образ жизни и поведения подрастающего человечества[14].

Первой социальной средой для ребенка является его семья. Она играется важнейшую и во многом решающую роль в воспитании детей. Семья обуславливает усвоение ребенком основных правил и норм поведения, вырабатывает стереотип отношения к окружающему миру. Неблагополучие семьи обязательно отражается на детях. Не случайно подростки, употребляющие алкогольные напитки, как правило, живут именно в этих семьях. По нашим данным, до 7% семей, в которых живут часто употребляющие алкоголь подростки, являются социально неустойчивыми семьями. И многие отечественные и зарубежные авторы рассматривают неблагоприятные условия семейного воспитания как факторы «высокого риска», способствующие развитию злоупотребления алкоголем и алкоголизма в будущем[6].

Функциональная неполноценность семей подростков, часто употребляющих алкоголь, выражается прежде всего в напряженной психологической обстановке, конфликтных взаимоотношениях между членами семьи. Результаты исследований показывали, что 50,7% семей подростков, часто употребляющих спиртное, характеризовались напряженным психологическим климатом. Между родителями постоянные ссоры, драки, скандалы. Нездоровый психологический климат отрицательно сказывается на детях, порождая в думе подростка отчуждение от семьи. Атмосфера постоянно психологического дискомфорта выталкивает детей на улицу под влияние друзей, компаний.

17 стр., 8347 слов

Социальная работа с семьей, имеющей подростка с девиантным поведением

... специализированных учреждений, которые оказывают помощь семье, детям, подросткам. Педагоги совместно с социологами, психологами, медиками разработали теоретические основы (концепции девиантного поведения подростка, модели реабилитационной и коррекционной ...

Характер употребления алкоголя в семье оказывает чрезвычайно большое влияние на ребенка. Существующие в семье «питейные традиции» становятся объектом наблюдения и подражания ребенка. При этом мальчики больше стараются быть похожими на отца, а девочки — на мать, поэтому трезвенническое поведение матери при злоупотреблении алкоголем отца в подавляющем большинстве случаев не становится объектом подражания сына[3].

Злоупотребление алкоголем родителями влечет за собой целую вереницу «ненормальных» условий воспитания. Это и напряженность, и конфликты в семье, и безнадзорность детей, снижение материальной обеспеченности семьи и нарушение в ряде случаев структуры семьи и т.д. Злоупотребление алкоголем родителями, напряженная психологическая обстановка дома — доминирующие факторы, способствующие развитию злоупотребления алкоголем подростками. Именно по этим признакам разняться семьи подростков, часто употребляющих спиртное и не употребляющих алкогольные напитки.

Будучи в большинстве своем структурно и функционально нездоровыми, семьи подростков, часто употребляющих спиртное, чаще всего оказываются не в состоянии выполнить и свою прямую задачу — воспитание детей. По данным, более половины (52,8%) подростков, часто употребляющих алкогольные напитки, были лишены внимания и контроля со стороны родителей. Налицо и социальное сиротство» — отсутствие внимания и заботы о ребенке, подростке при живых родителях[24].

Неблагоприятные условия семейного воспитания в сочетании с психологическими особенностями периода отрочества приводят к формированию у подростков «группы риска» своеобразного стиля или образа жизни с характерным отношением поведения с выраженным влиянием подростковой группы и нередко «асоциальной шкалой жизненных ценностей». Образ жизни подростков «групп риска» играет ведущую роль в развитии злоупотребления алкоголем.

Подростки «групп риска» отличаются, прежде всего, пренебрежительным отношением к своим социальным функциям и обязанностям, т.е. к освоению программы средней школы и обучению. У них характерна плохая неуспеваемость. У таких подростков много свободного времени[1].

Подросткам данной группы, как отмечает известный специалист в области подростковой психологии А.ЕЛичко, свойственно информативно-коммуникативное хобби (жажда постоянного получения легкой информации, не требующей никакой критической интеллектуальной переработки, а также потребность в поверхностных контактах …, это — многочасовая пустая болтовня, глазение на происходящее вокруг, глазение всего подряд по телевизору, азартные хобби-игра в деньги и карты)[25].

Необходимо отметить еще одну особенность проведения свободного времени подростками. Это обязательное наличие компании друзей, товарищей, просто сверстников. Проведение свободного времени преимущественно с друзьями типично для подростков. Считается, что причина формирования групп в подростковом возрасте заключается в совместном преодолевании неопределенности социального статуса, в котором находятся подростки по отношению к самим к себе и к общественному окружению. Подростковые группы имеют особенности. Во-первых, возникшие стихийно компании молодежи держатся, подчеркнуто отдельно от других групп и стремятся к тому, чтобы никто ими не руководил. Во-вторых, внутри таких групп вырабатываются специфические групповые нормы ценности и способы поведения. Члены такой группы ориентируются в своем поведении на групповые нормы. Они чувствуют обязанность исполнять их и связаны с ними. В-третьих, между уровнем развития личности членов и групповыми нормами имеется тесная взаимосвязь: личности членов группы формируются и определяют групповые нормы, а последствие, в свою очередь, влияют на формирование личности членов групп. И хотя подростковые группы складываются стихийно, их составляют подростки, близкие по уровню развития, запросам и интересам[2].

Для подростков из алкогольных семей также характерны своя компания с асоциальным уклоном. Ибо если подростковая группа не объединена какой-либо полезной деятельностью, а является основной формой «пустого время препровождения, объединением скучающих несовершеннолетних, то такая группа становится благодатной почвой для развития асоциального поведения. Не случайно большинство подростков, часто употребляющих алкоголь, имеет так называемое «отклоняющееся» поведение (приводы в милицию в нетрезвом состоянии, прогулы в школе).

Наличие «отклоняющегося» поведения — также типичная черта поведения подростков «групп риска»[9].

Компания друзей служит для таких подростков его дальнейшим приобщением к алкоголю.

Очень сильно действуют также и биологические факторы на злоупотребление алкоголя. Обуславливая в большей или меньшей степени конституционно-психологические отклонения или дефекты. Они делают организм ребенка, подростка более уязвимым по отношению к алкоголю. Как свидетельствуют факторы многих исследований, биологически отягощающие факторы способствуют ускорению перехода к систематическому частому употреблению алкоголя и формированию алкогольной зависимости у подростков. Среди биологических факторов, способствующих частому употреблению алкогольных напитков, наибольшее значение имеют: злоупотребление алкоголем родителями до рождения ребенка, осложненное течение беременности, родовые травмы , сотрясение мозга и наличие психических расстройств у подростков, наследственная отягощенность в отношении психических болезней[22].

Учеными доказано, что злоупотребление одного из родителей алкоголем до рождения ребенка отрицательно сказывается на нервно-психическом и физическом развитии ребенка после рождения. У таких детей чаще отмечаются симптомы астении и органического поражения центральной нервной системы. Беременность и роды у матерей подростков, часто употребляющих алкогольные напитки, чаще протекали с осложнениями. Токсикозы беременности, неукротимая рвота, нефропатия, гипертония у матерей, а также недоношенность и асфиксия новорожденных встречались в 1 Ѕ раза чаще, чем в контрольной группе подростков. Наличие психопатологических расстройств констатируют у подростков, часто употребляющих алкоголь. Биологические факторы являются своего рода катализаторами процесса злоупотребления алкоголем, порождаемого неблагоприятными семейными и поведенческими факторами.

1.4 Типы реакций детей на алкогольную ситуацию в семье

Э. Смит выделяет 4 группы: [5]

1) «герой семьи» — постоянное стремление «героя» нравится и заслужить одобрение других, особенно в семье, мотивируется крайне низкой оценкой собственных возможностей. Такие дети сосредоточены на том, чтобы все делать идеально и нести ответственность за происходящее.

2) «козел отпущения» — внешне проявляют низкую самооценку деструктивным поведением. Они готовы оскорбить, обидеть других, порождая в своей душе внутренние конфликты и недовольство собой. Несмотря на их желание быть другими, дети становятся очень похожими на своих родителей, которых они ненавидят.

3) «потерянный ребенок» — страдает от постоянного одиночества, ощущения неадекватности в сравнении с другими. Их низкая самооценка мироощущение заметны и внешне: они часто бывают застенчивыми.

4) «фамильный талисман» — постоянно стремится привлечь к себе пни манне своим юмором, нежностью, болезненностью.[4]

Специалисты по детской психиатрии считают, что первые пять лет жизни ребенка являются решающими в формировании здоровой и положительной концепции собственного «Я». Многие нарушения происходят до формирования памяти ребенка. Поэтому работу с детьми важно начать как можно раньше.[5]

Во вторых, это фокусировка на внешнее окружение. Алкогольные семьи вынашивают мысль, что если выждать достаточное время, то все встанет на свои места без принятия определенных мер. Постоянная жизнь в атмосфере стресса, когда превалирует чувство беспомощности, приводит к мысли о том, что не стоит что-либо изменять, т.к. ни к чему хорошему это не приведет. Каждый день дети алкоголиков оценивают по поступкам, мыслям, чувствам других. Эта способность развивается в силу необходимости и семье алкоголика, где моральный климат полностью зависит от того, что алкоголик делает или что делал. Фокус на внешнее окружение в таких семьях приводит к тому, что дети живут реакциями на окружающий мир, они искренне заблуждаются, полагая, что когда «обстановка» изменится, у них тоже все будет хорошо.

Третья характерная черта-это неспособность идентифицировать или выразить свои чувства. У детей алкогольных семей отсутствует возможность учитывать в качестве примера для выражения чувств отношения своих родителей. Они могут точно знать, jto должны чувствовать н даже как реагировать при этом, но в действительности сами не чувствуют в полном смысле этого слона. Взрослые дети алкоголиков могут хорошо понимать других страдающих людей и даже помогать им, но оказываются не в состоянии справиться со своими переживаниями.[12]

Четвертая отличительная черта — неспособность попросить о помощи поскольку отрицание является главным симптомом алкоголизма, то в самой природе заболевания заложено стремление скрыть употребление алкоголя и связанных с этим семейных трудностей. Поэтому как бы ни было тяжело детям, они не попросят о помощи, скроют обстановку в себе. То ли по необходимости. то ли из страха довериться, дети алкоголиков учатся заботиться сами о себе. И став взрослыми, дети не могут надеяться на то, что другие желают им помочь, и становятся неспособными, сам и попросить помощи у других. В тоже время они обязательны в отношении помощи другим, даже когда нет необходимости или люди не заслуживают этого.

И последняя характерная черта — экстремальное мышление. Наша способность принимать решения рассматривать альтернативы и соответственно действовать в трудных ситуациях зависит в большей степени от примеров, преподанных нам в семьях. Семьи алкоголиков, которые чуть ли не постоянно живут под стрессам, имеют уникальные способы уживаться со стрессом. А когда признанная ситуация неизбежна, то процесс принятия решения и последующих действий, главным образом, сводится к поиску виновного, а затем наблюдается или чрезмерная активность, или почти полная пассивность.[4]

Итак, по результатам наблюдений Э. Смит были выделены эти основные черты, присущие детям из семей алкоголиков. Взрослея, дети не могут избавиться от этих недостатков, и их искаженно сформировавшаяся эмоциональная сфера накладывает сноп отпечаток на появление круга проблем, обусловленных трудностями во взаимоотношениях, незнанием языка чувств, низкой самооценкой и большой раздражительностью. Все это и комплексе препятствуют нормальному вхождению, во взрослую жизнь. Таким образом, проблеме влияния алкоголизма родителей на развитие детей посвящено достаточно литературы. Однако, большая часть источников посвящена изучению нарушения развития на уровне органов и систем организма ребенка, в том числе и интеллекта. А формирование личности, характера, эмоционально-волевой сферы ребенка изучено не так тщательно.[12]

1.5 Влияние семьи на формирование аддиктивных механизмов

Семья — это самый первый институт социализации ребёнка. “В семье… дети овладевают азбукой человеческого общения, через которую постигают алгебру взаимоотношений” [15]. Функциональное назначение семьи складывается из важных составляющих. Чем больше функций у каждой отдельной семьи, тем богаче внутрисемейные отношения. Дисфункциональные семьи, в частности — семьи, где один или оба родителя страдают алкоголизмом, разрушают не только отношения, но и личностные свойства. Схемы поведения, усвоенные в таких семьях, не могут способствовать укреплению целостности личности ребенка и адекватному восприятию себя и других людей. Для детей из подобных семей осложнены такие значимые для личности процессы как принятие объективной сложности окружающего мира, полноценная адаптации к изменяющимся условиям, умение принимать на себя ответственность и делать выбор.

Функции семьи — это “сферы жизнедеятельности семьи, непосредственно связанные с удовлетворением определенных потребностей ее членов” [16]. Н. И. Шевандрин выделяет следующие функции [16]: воспитательная, хозяйственная, эмоциональная, функция духовного общения, функция первичного социального контроля, сексуально-эротическая функция.

Функции семьи могут менять свое содержание и значимость вместе с изменением социальных условий. Нарушению реализации функций способствуют разные факторы: личностные особенности членов семьи, низкий уровень доверия и взаимопонимания, условия жизни, неполный состав семьи, недостаточный уровень знаний и навыков в культуре взаимоотношений и воспитании детей и др. В связи с проблемой аддиктивного поведения особую значимость приобретает эмоциональная функция, которая реализуется в удовлетворении потребностей членов семьи в симпатии, уважении, признании, эмоциональной поддержке, психологической защите. С нарушением эмоциональной стабильности могут развиться и укрепиться такие явления как повышенная тревожность, страх перед действительностью, потеря чувства безопасности и недоверие к окружающим.

Уже в пренатальном периоде (до рождения) ребенок способен воспринимать изменения эмоционального состояния матери. Ершова Т. И. и Микиртумов Б. Е. [5] отмечают, что эмоциональные расстройства матери могут оказывать патогенное влияние на развитие ребенка, степень устойчивости адаптационных процессов к моменту рождения и последующего взаимодействия с окружающей средой. Дестабилизации эмоционального состояния способствуют разные факторы: повышенная тревожность матери во время беременности, продолжительные стрессы, переживания по поводу нежелательной беременности и др. Необходимой основой является первая привязанность матери и ребенка. Она играет детерминирующую роль в развитии ребенка и формировании его взаимоотношений как в семье, так и в социуме вообще. Педиатры полагают, что первые полтора часа после рождения — самый критический период для успешного выстраивания отношений привязанности и доверия между родителями и детьми. Это тот промежуток времени, когда младенцы находятся в состоянии максимальной восприимчивости, что в значительной мере определяет глубину и силу привязанности между матерью и ребенком[17].

Проявление родителями безразличия, отвержения, враждебности, неуважения, предъявление завышенных требований, подвержение ребенка систематическим наказаниям — все это может способствовать формированию у ребенка базовой враждебности по отношению к родителям, отстраненности от самых близких людей, недоверию. А ведь именно эти факторы сопутствуют семьям, где один или оба родителя — алкоголики. Подобное отношение к родителям в какие-то моменты может переноситься на отношение к взрослым вообще. Отсутствие доверительных отношений во многом осложняет процесс социализации. Если человек в детстве не научился доверять, “ему трудно создать близкие отношения с людьми. Он рискует попасть в заколдованный круг изолированности…” [17]. Доверие у ребенка укрепляется тогда, когда его проблемы находят отклик у окружающих, когда в трудный момент ребенок обретает поддержку (но не гиперопеку, которая лишает инициативы).

Ребенку также важно быть уверенным в том, что он состоятелен для окружающих (в первую очередь для близких людей) как “соучастник” (в лучшем смысле этого слова) во многих важных событиях. Он должен быть уверен в том, что с его потребностями и его точкой зрения считаются. Так ребенок сможет реализовать свою страсть к взрослению. Взрослым нельзя стать сразу. Взрослость начинает формироваться в детстве.

В формировании аддиктивных механизмов вообще и склонности к алкоголизму — в частности родительское программирование имеет большое значение. По Э. Берну “Сценарий — это постоянно развертывающийся жизненный план, который формируется… …еще в раннем детстве в основном под влиянием родителей. Этот психологический импульс с большой силой толкает человека вперед, навстречу судьбе, и очень часто независимо от его сопротивления или свободного выбора” [7]. По сценарию человек наследует не только заболевания, но и способ взаимодействия со средой. Поэтому если родителям свойственно испытывать страх перед реальностью и искать утешения и защиты в ощущениях, достигаемых в контакте с аддиктивными агентами (алкоголем), то и дети унаследуют и этот страх и способ защиты — уход от реальности. В выборе аддиктивных агентов ребенок может пойти по линии родителей или найти свои средства. Совсем не обязательно, например, что, если один или оба родителя алкоголики, то ребенок не избежит участи родителей. Сильнее может оказаться антисценарий. (Один из реальных случаев: сын алкоголика выбирает профессию врача-нарколога)[7].

Особого внимания заслуживает проблема созависимости. Семьи с аддиктивными родителями продуцируют людей двух типов: аддиктов и тех, кто заботится об аддиктах. Такое семейное воспитание создает определенную семейную судьбу, которая выражается в том, что дети из этих семей становятся аддиктами, женятся на определенных людях, которые заботятся о них или женятся на аддиктах, становятся теми, кто о них заботится (формирование генерационного цикла аддикции).

Члены семьи обучаются языку аддикции. когда приходит время образовывать собственные семьи, они ищут людей, которые говорят с ними на одном аддиктивном языке. Такой поиск соответствующих людей происходит не на уровне сознания. Он отражает более глубокий эмоциональный уровень, т. к. эти люди опознают то, что им нужно. Родители обучают детей своим стилям жизни в системе логики, которая соответствует аддиктивному миру. Этому способствует эмоциональная нестабильность[15].

Важен анализ особенностей людей, находящихся в близких отношениях с аддиктами. Мы привыкли считать, что аддикт отрицательно влияет на тех людей, которые находятся рядом с ним. Но другая сторона этого явления заключается в том, что эти люди могут влиять на аддикта определенным образом, способствуя аддикции, провоцируя её, мешая коррекции этой аддикции. Здесь мы выходим на проблему созависимости. Созависимыми являются люди, создающие благоприятные условия для развития аддикции. Аддиктивным недугом поражена семья в целом. Каждый член семьи играет конкретную роль, помогая злоупотреблению. Воспитывая детей наряду с аддиктом, созависимые передают детям свой стиль, закладывают в детей незащищенность и предрасположенность к аддикции[4].

Также, как аддикт приобретает сверхозабоченность аддиктивным агентом, также созависимый человек всё больше фокусируется на аддикте, его поведении, употреблении им аддиктивного агента и т. д. Этот соаддикт изменяет своё собственное поведение в ответ на стиль жизни аддикта. Изменение поведения может включать попытки контроля над выпивкой, над проведением времени, над социальными контактами, особенно с теми, кто тоже имеет аддиктивные проблемы. Созависимый старается любой ценой удержать мир в семье, стремится изолировать себя от внешних активностей. Он оказывается в своей основе фиксированным на аддикте и его стиле жизни. Черты, характерные для созависимости:

комплекс отсутствия честности (отрицание проблем, проекция проблем на кого-то, изменение мышления настолько выражено, что оно носит характер сверхценных образований);

неспособность распоряжаться своими эмоциями здоровым образом (неспособность выразить свои эмоции, постоянное подавление эмоций, замороженные чувства, отсутствие контакта с собственными чувствами, фиксация на какой-то одной эмоции (обида, месть и т. д.) и неумение отвлечься от неё)[5];

навязчивое мышление (прибегание к формально-логическому мышлению, создание формулы и подчинение всего этой формуле);

дуалистическое мышление (да или нет без нюансов)

внешняя референция (направленность на других);

низкая самооценка вследствие последнего;

стремление произвести впечатление, создать впечатление, управлять впечатлениями, основанными на чувстве стыда;

постоянная тревожность и страх;

частые депрессии и т. д.

Созависимые вынуждены зависеть от других, чтобы доказать свою значимость. Их главные цели: определить чего хотят другие люди и дать им то, чего они хотят. В этом успех созависимых. Они не представляют себе жизни наедине с собой. Созависимые стараются манипулировать и контролировать ситуацию. Они стараются сделать себя незаменимыми. Они нуждаются в том, чтобы в них нуждались. Часто берут на себя роль мучеников, страдальцев. Страдают ради того, чтобы скрыть проблему для блага людей. Созависимые спасают аддиктов от наказания, скрывают происходящее, как будто ничего не происходит, тем самым лишая аддикта всякой ответственности за своё поведение[4].

Глава 2. Экспериментальная

2.1 Описание выборки исследования

Для подтверждения гипотезы в тест-опросниках приняло участие 9 подростков, у которых один из родителей алкоголик, или часто употребляющий спиртные напитки. Приведем краткую характеристику семьи в виде таблицы [ смотреть приложение].

Из приведенной таблице мы видим, что все дети разные, с разными судьбами, семьями. Все дети относятся к «группе риска». Одна часть подростков с аддиктивным поведением. Эти дети неуспевающие в учебной деятельности, употребляют спиртные напитки, курят. Другая часть детей старается чего- то в жизни добиться. Ребята прилежные, хорошо учатся, общительные, активные, целеустремленные, хотят получить высшее образование, учавствуют в школьных мероприятиях, хотя с такой же отягощенной наследственностью. Их любят в классе, они лидеры.

Для родителей было проведено анкетирование. [Вопросы анкеты и заполненные бланки ответов смотреть в приложении ].

По результатам анкеты мы видим, что дети практически постоянно живут в интернате. Родители не знают, о чем думают их дети. Очень мало времени проводят с ними. Редко общаются, не приходят на родительские собрания. Не знают, употребляет ли их ребенок спиртные напитки. Не знают с кем общается их ребенок, какие у него интересы. Мать не является их другом. Она поглощена своими проблемами, пьянством мужа ( алкогольная созависимость ).

Врят ли они читали какую- нибудь литературу по этому поводу.

2.2 Методики исследования

Для подтверждения нашей гипотезы мы провели среди подростков тест-опрос Шмишека. Теоретической основой опросника является концепция «акцентуированных личностей» К. Леокгарда. Мы раздали готовые бланки. Предложили ответить на 88 вопросов, касающихся различных сторон личности. Рядом с номером нужно было поставить знак + (да) — (нет).

[Приложение]

Вопросы тест опросника:

1. Ты обычно спокоен, весел?

2. Легко ли ты обижаешься, огорчаешься?

3. Легко ли ты можешь расплакаться?

4. Много ли ты проверяешь, нет ли ошибок в твоей работе?

5. Такой ли ты сильный, как твои одноклассники?

6. Легко ли ты переходишь от радости к грусти и наоборот?

7. Любишь ли ты быть главным в игре?

8. Бывают ли дни, когда ты без всяких причин на всех сердишься?

9. Серьезный ли ты человек?

10. Всегда ли ты стараешься добросовестно выполнять задания учителей?

11. Умеешь ли ты выдумывать новые игры?

12. Скоро ли ты забываешь, если кто-нибудь обидел?

13. Считаешь ли ты себя добрым, умеешь ли сочувствовать?

14. Бросив письмо в почтовый ящик, проверяешь ли ты рукой не застряло ли оно в прорези?

15. Стараешься ли ты быть лучшим в школе, в спортивной секции, в кружке?

16. Когда ты был маленьким, ты боялся грозы, собак?

17. Считают ли тебя ребята чересчур старательным и аккуратным?

18. Зависит ли твое настроение от домашних и школьных дел?

19. Можно ли сказать, что большинство твоих знакомых любят тебя?

20. Бывает ли у тебя неспокойно на душе?

21. Тебе обычно немного грустно?

22. Переживая горе, случалось ли тебе рыдать?

23. Тебе трудно оставаться на одном месте?

24. Борешься ли ты за свои права, когда с тобой поступают несправедливо?

25. Приходилось ли тебе когда-нибудь стрелять из рогатки в кошек?

26. Раздражает ли тебя, когда занавес или скатерть висят неровно?

27. Когда ты был маленьким, ты боялся оставаться один дома?

28. Бывает ли так, что тебе весело или грустно без причины?

29. Ты — один из лучших учеников в классе?

30. Часто ли ты веселишься, дурачишься?

31. Легко ли ты можешь рассердиться?

32. Чувствуешь ли ты себя иногда очень счастливым?

33. Умеешь ли ты веселить ребят?

34. Можешь ли ты прямо сказать кому-то все, что ты о нем думаешь?

35. Боишься ли ты крови?

36. Охотно ли ты выполняешь школьные поручения?

37. Заступишься ли ты за тех, с кем поступил несправедливо?

38. Тебе неприятно войти в темную пустую комнату?

39. Тебе больше по душе медленная и точная работа, чем быстрая и не такая точная?

40. Легко ли ты знакомишься с людьми?

41. Охотно ли ты выступаешь на утренниках, вечерах?

42. Ты когда-нибудь убегал из дома?

43. Ты когда-нибудь расстраивался из-за ссоры с ребятами, учителями настолько, что не мог пойти в школу?

44. Кажется ли тебя жизнь тяжелой?

45. Можешь ли ты при неудаче посмеяться над собой?

46. Стараешься ли ты помириться, если ссора произошла не по твоей вине?

47. Любишь ли ты животных?

48. Уходя из дому, приходилось ли тебе возвращаться, чтобы проверить, не случилось ли чего-нибудь?

49. Кажется ли тебе иногда, что с тобой или твоими родными должно что-то случиться?

50. Твое настроение зависит от погоды?

51. Трудно ли тебе отвечать в классе, даже если ты знаешь ответ на вопрос?

52. Можешь ли ты, если сердишься на кого-то, начать драться?

53. Нравиться ли тебе быть среди ребят?

54. Если тебе что-то не удается, можешь ли ты прийти в отчаяние?

55. Можешь ли ты организовать игру, работу?

56. Упорно ли ты стремишься к цели, даже если на пути встречаются трудности?

57. Плакал ли ты когда-нибудь во время просмотра кинофильма, чтения грустной книги?

58. Бывает ли тебе трудно уснуть из-за каких-нибудь забот?

59. Подсказываешь ли ты или даешь списывать?

60. Боишься ли ты пройти один по темной улице вечером?

61. Следишь ли ты за тем, чтобы каждая вещь лежала на своем месте?

62. Бывает ли с тобой так, что ты ложишься спать с хорошим настроением, а просыпаешься с плохим?

63. Свободно ли ты чувствуешь себя с незнакомыми ребятами (в новом классе, лагере)?

64. Бывает ли у тебя головная боль?

65. Часто ли ты смеешься?

66. Если ты не уважаешь человека, можешь ли ты вести себя с ним так, чтобы он этого не замечал (не показывать свое неуважение)?

67. Можешь ли ты сделать много разных дел за один день?

68. Часто ли с тобой бывают несправедливы?

69. Любишь ли ты природу?

70. Уходя из дому, ложась спать, проверяешь ли ты, заперта ли дверь, выключен ли свет?

71. Боязлив ли ты, как ты считаешь?

72. Меняется ли твое настроение за праздничным столом?

73. Участвуешь ли ты в драматическом кружке, любишь ли ты читать стихи со сцены?

74. Бывает ли у тебя без особой причины угрюмое настроение, при котором тебе ни с кем не хочется говорить?

75. Бывает ли, что ты думаешь о будущем с грустью?

76. Бывают ли у тебя неожиданные переходы от радости к тоске?

77. Умеешь ли ты развлекать гостей?

78. Подолгу ли ты сердишься, обижаешься?

79. Сильно ли ты переживаешь, если горе случилось у твоих друзей?

80. Станешь ли ты из-за ошибки, помарки переписывать лист в тетради?

81. Считаешь ли ты себя недоверчивым?

82. Часто ли тебе снятся страшные сны?

83. Возникало ли у тебя желание прыгнуть в окно или броситься под машину?

84. Становится ли тебе веселее, если все вокруг веселятся?

85. Если у тебя неприятности, можешь ли ты на время забыть о них, не думать о них постоянно?

86. Совершаешь ли ты поступки, необходимые для самого себя?

87. Обычно ты немногословен, молчалив?

88. Мог ли ты, участвуя в драматическом представлении, настолько войти в роль, что при этом забыть, что ты не такой как на сцене?

Следующая методика исследования которую мы провели — это тест «Несуществующее животное»[12].

По своему характеру тест «Несуществующее животное» относится к числу проективных. Для статистической проверки и стандартизации результат анализа может быть предоставлен в описательных формах. По составу данный тест ориентировочный и как единственный метод исследования обычно не используется и требует объединения с другими методами в качестве батарейного инструмента исследования.

Инструкция предлагалась такая: «Придумайте и нарисуйте несуществующее животное и назовите его несуществующим названием» [См. приложение].

2.3 Анализ и выводы эксперимента

После подсчета сумма балов превысила у всех опрошенных 19. Значит черта характера является акцентуированной.

Выделенные Леонгардом 10 типов акцентуированных личностей разделены на две группы: акцентуации характера (демонстративный, педантичный, застревающий, возбудимый) и акцентуации темперамента (гипертимический, дисталический, тревожно-бояливый, циклотимический, аффективный, эмотивный).

Из всех опрошенных больше всего подходят под гипертимный тип (количество балов — 24, 21, 22, 24) 4 человека.

Людей этого типа отличает большая подвижность, общительность, болтливость, выраженность жестов, мимики, понтамимики, чрезмерная самостоятельность, склонность к озорству, недостаток чувства дистанции в отношениях с другими.

Часто спонтанно отклоняются от первоначальной темы в разговоре. Везде вносят много шума, любят компании сверстников, стремятся ими командовать. Они почти всегда имеют очень хорошее настроение, хорошее самочувствие, высокий жизненный тонус, нередко цветущий вид, хороший аппетит, здоровый сон. Это люди с повышенной самооценкой, веселые, легкомысленные, поверхностные и вместе с тем деловитые, изобретательные, блестящие собеседники, люди, умеющие развлекать других, энергичные, деятельные, инициативные. Большое стремление к самостоятельности может служить источником конфликтов. Им характерны вспышки гнева, раздражения, особенно когда встречают сильное противодействие, терпят неудачу. Склонны к аморальным поступкам, повышенной раздражительности, прожектерству. Испытывают недостаточно серьезное отношение к своим обязанностям. Они трудно переносят условия жесткой дисциплины, монотонную деятельность, вынужденное одиночество.

Трое из опрошенных подошли под возбудимый тип (21, 24, 21).

Недостаточная управляемость, ослабление контроля над влечениями и побуждениями сочетаются у людей такого типа с властью физиологических влечений. Ему характерна повышенная импульсивность, инстинктивность, грубость, занудство, угрюмость, гневливость, склонность к хамству и брани, к трениям и конфликтам, в которых сам и является активной провоцирующей стороной. Раздражителен, вспыльчив, часто меняет место работы, неуживчив в коллективе. Отмечается низкая контактность в общении, замедленность вербальных и невербальных реакций, тяжеловесность поступков. Для него никакой труд не становится привлекательным, работает лишь по мере необходимости, проявляет такое же нежелание учиться. Равнодушен к будущему, целиком живет настоящим, желая извлечь из него массу развлечений. Повышенная импульсивность или возникающая реакция возбуждения гасятся с трудом и могут быть опасны для окружающих. Он может быть властным, выбирая для общения наиболее слабых.

Одному из опрошенных подошел застревающий тип (22).

Его характеризует умеренная общительность, занудство, склонность к нравоучениям, неразговорчивость. Часто страдает от мнимой несправедливости по отношению к нему.

В связи с этим проявляет настороженность и недоверчивость по отношению к людям, чувствителен к обидам и огорчениям, уязвим, подозрителен, отличается мстительностью, долго переживает происшедшее, не способен легко отходить от обид. Для него характерна заносчивость, часто выступает инициатором конфликтов. Самонадеянность, жесткость установок и взглядов, сильно развитое честолюбие приводят к настойчивому утверждению своих интересов, которые он отстаивает с особой энергичностью. Стремиться добиться высоких показателей в любом деле, за которое берется, и проявляет большое упорство в достижении своих целей. Основной чертой является склонность к аффектам (правдолюбие, обидчивость, ревность, подозрительность), инертность в проявлении аффектов, в мышлении, в моторике.

Одному из опрошенных подошел экзальтированный тип (24).

Яркая черта этого характера — способность восторгаться, восхищаться, а также улыбчивость, ощущение счастья, радости, наслаждения. Эти чувства у них могут часто возникать по причине, которая у других не вызывает большего подъема, они легко приходят в восторг от радостных событий и в полное отчаяние — от печальных. Им свойственна высокая контактность, словоохотливость, влюбчивость. Такие люди спорят, но не доводят дела до открытых конфликтов. В конфликтных ситуациях они бывают как активной, так и пассивной стороной. Они привязаны к друзьям и близким, альтруистичны, имеют чувство сострадания, хороший вкус, проявляют ясность и искренность чувств. Могут быть паникером, подвержены сиюминутным настроениям, порывисты, легко переходят из состояния восторга к состоянию печали, обладают лабильностью психики.

Как мы видим, у всех опрошенных детей из семей алкоголиков ярко выражена акцентуация характера.

Анализ методики «Несуществующее животное»[21].

Руслан Янгляев.

1. Самооценка не ярко выражена, рисунок располагается в центре.

2. Голова в положении анфас, трактуется как эгоцентризм.

3. рот открытый — легкость возникновения опасений и страхов, недоверия, боязливость, тревожность.

4. Глаза — переживание страха присуще.

5. на голове расположены рога — это защита, агрессия.

6. Ноги — не ярко видны, только нижняя часть — поверхность суждений, легкомыслие в выводах и неосновательность суждений, иногда импульсивность принятия решения

Задние ноги плохо соединены с корпусом и не очень хороший контроль за своими рассуждениями, выводами, принятием решения.

Однонаправленность ног — конформность суждений и установок в принятии решений, их стандартность, банальность.

7. Хвост — повернут влево — отношение к своим решениям, мыслям, упущенным возможностям, к собственной нерешительности. Хвост вверх — уверенное, положительное отношение к своим действиям.

8. Контуры фигуры — слегка закрашены — страх, тревога.

Направленность защиты — боковая — недифференцированная опасливость и готовность к самозащите любого порядка и в разных ситуациях.

9. Общая энергия — много дополнительных линий — высокая энергия. Линии жирные — это выраженная тревожность.

10. Животное угрожаемое — показатель к своей персоне, и своему «я»

В руках у животного палка — положение к своей персоне высокое.

По положению животного — свидетельство об инфантильности, эмоциональная незрелость.

11. Название рациональное — соединение двух смысловых частей слов — рогошляп.

Это говорит о рациональности, конкретная установка при ориентировании и адаптации.

Лежнев Дмитрий.

1. Положение рисунка — рисунок расположен слегка влево — неуверенность, заниженная самооценка.

2. Голова расположена в положении «анфас», т.е. трактуется как эгоцентризм.

3. Уши нарисованы — заинтересованность в информации, значимость мнения окружающих о себе.

4. Рот с зубами — вербальная агрессия, в большинстве случаев — защитная (огрызается, задирается, грубит в ответ на обращение к нему отрицательного свойства, осуждение и порицание).

5. Глаза — переживание страха.

6. Увеличенный размер головы — говорит о том, что испытуемый ценит рациональное начало (возможно, и эрудицию) в себе и окружающих.

7. Рога — защита, агрессия.

8. Ноги — основательность, обдуманность, рациональность принятия решения, пути к выводам, формирование суждения, опора на существенное положение и значимую информацию. Ноги направлены в одну сторону — конформность суждений и установок в принятии решений, их стандартность, банальность.

9. Запачкивание контурных линий — опасение, подозрительность.

10. Имеет место усложняющие детали — энергия высокая.

11. Линии соединены, с заходом друг на друга.

12. Животное угрожающее — представление себе, «я» — высокое.

13. Животное стоит на 2 лапах — свидетельство об инфантильности, эмоциональной незрелости, соответственно степени выраженности «очеловечивания» животного.

14. Грудь, соски — акцентуация сексуальных признаков, фиксация на проблеме секса.

15. Фигура округленная — тенденция к скрытости, замкнутости, закрытость своего внутреннего мира, нежелание давать сведения о себе окружающим.

16. В глазах электрические разряды — склонность к шизофрении.

17. Название «Додик» — демонстративность, демонстрация себя.

Карманова Аня.

1. Рисунок расположен в центре листа.

2. Голова в положении «анфас» — эгоцентризм.

3. Уши — заинтересованность в информации, значимость мнения окружающих о себе.

4. Основательность, обдуманность, рациональность принятия решения, пути к выводам, формирование суждения, опора на существенные положения и значимую информацию.

5. Ноги соединены с туловищем — контроль за своими суждениями, выводами, решениями.

6. Однонаправленность лап — конформность суждений и установок в принятии решений, их стандартность, банальность.

7. Закрашено только по контуру — энергия невысокая — экономия энергии. Линии жирные с нажимом — тревожность.

8. Рисунок похож на зайца — отношение к себе по значимости, это свое «я» — представитель самого рисующего.

9. Животное прямостоящее — свидетельство об инфантильности, эмоциональной незрелости, соответственно степени выраженности «очеловечивания» животного.

10. Фигура округлая — символизирует и выражает тенденцию к скрытости, замкнутость своего внутреннего мира, нежелание давать сведения о себе окружающим.

11. Творческие возможности не выражены.

12. Название «Даун» — демонстративность.

Кафтайкин Сергей.

1. Рисунок изображен ближе к верхнему краю — трактуется как высокая самооценка, как недовольство своим положением в социуме, недостаточность признания со стороны окружающих, как претензия на продвижение и признание, тенденция к самоутверждению.

2. Голова — положение «анфас» — эгоцентризм.

3. Рот открыт — легкость возникновения опасений и страхов, недоверия. С зубами — вербальная агрессия, в большинстве — защитная (огрызается, задирается, грубит в ответ на обращение к нему отрицательного свойства, осуждение, порицание).

4. Рога — защита, агрессия.

5. Ноги — основательность, обдуманность принятия решения, пути к выводам, формирование суждения, опора на существенные положения и значимую информацию.

6. Ноги соединены с корпусом — контроль за своими суждениями, выводами, решениями.

7. Однонаправленность ног — конформность суждений и установок в принятии решений, их стандартность, банальность.

8. Зубы — символ агрессии.

9. Грудь, соски — акцентуация сексуальных признаков, фиксация на проблеме секса.

10. Творческие возможности не выражены.

11. Название «Додик» — демонстративность.

Иванисова Маша.

1. Рисунок расположен в нижней части листа — неуверенность в себе, низкая самооценка, подавленность, нерешительность, незаинтересованность в своем положении в социуме, в признании, отсутствие тенденции к самоутверждению.

2. Голова в положении «анфас» — эгоцентризм.

3. Уши — заинтересованность в информации, значимость мнения окружающих о себе.

4. Рот с прорисовкой губ — чувственность.

5. Ноги — основательность, обдуманность, рациональность принятия решения, пути к выводам, формирования суждения, опора на существенные положения и значимую информацию.

6. Ноги соединены с туловищем — контроль за своими рассуждениями.

7. Ноги направлены в разные стороны — самостоятельность и небанальность, своеобразия установок и суждений, иногда может быть творческое начало.

8. Украшающая деталь — ремешок — демонстративность, склонность обращать на себя внимание окружающих, манерность.

9. Слабо закрашен — экономия энергии, астеничность организма.

10. Животное нейтральное, не угрожающее, «мишка», медведь — от «я» в ее представлении, ее положение в мире.

11. Прямохождение — свидетельство инфантильности, эмоциональной незрелости, степень выраженности «очеловечивания» животного.

12. Зверь улыбается — он не агрессивен.

13. Низкие творческие данные — банальность, отсутствие творческого начала. Голова медведя в теле чеорвека.

14. Название «Мишка» не оригинальное.

Сесин Сергей

1. Положение рисунка в нижней части — неуверенность в себе, низкая самооценка, подавленность, нерешительность, незаинтересованность в своем положении в социуме, в отсутствие тенденции к самоутверждению.

2. Голова повернута влево — тенденция к рефлексии, к размышлениям. Это не человек действия: лишь незначительная часть замыслов реализуется или хотя бы начинается реализовываться. Нередко также боязнь перед активным действием и нерешительность (Вариант: отсутствие тенденции к действию или боязнь активности — следует решить дополнительно).

3. Уши — заинтересованность в информации, значимость мнения окружающих о себе.

4. Рот с языком — речевая активность, болтливость.

5. Рот с зубами — вербальная агрессия, в большинстве случаев — защитная (огрызается, защищается, грубит в ответ на обращение к нему отрицательного свойства, осуждение, порицание).

6. Глаза — переживание страха.

7. Увеличенная голова — испытуемый ценит рациональное начало (возможно, и эрудицию) в себе и окружающих.

8. Усики — ориентировка на свою сексуальную роль.

9. Ноги короткие — поверхность суждений, легкомыслие в выводах и неосновательность суждений, иногда импульсивность принятия решения (особенно при отсутствии или почти отсутствии ног).

10. Однонаправленность — конформность суждений и установок в принятии решений, их стандартность, банальность.

11. Ремешок на шее — уверенность в себе, завоевание места под солнцем, демонстративность, манерность, склонность обращать на себя внимание окружиющих.

12. Хвост направлен вправо — отношение к своим действиям и поведению, иногда недовольство, иногда бодрость за принятое решения — хвост разветвлен.

13. Много разных деталей — энергия высокая.

14. Животное угрожающее — отношение к собственной персоне и к своему «я», представление о своем положении в мире — волк.

15. Прямохождение — на двух лапах свидетельство инфантильности, эмоциональной незрелости, степень выраженности «очеловечивания» животного.

16. Зубы — символ агрессии.

17. На голове винт — предрасположенность к шизофрении.

18. Творческое начало отсутствует — голова волка приделана к нему.

19. Название «Волк-парадокс» — рациональное соединение смысловых частей.

Вера Гаврилова

1. Рисунок расположен в середине листа.

2. Голова — положение «анфас», т.е. голова направлена на рисующего (на себя), трактуется как эгоцентризм.

3. Уши — заинтересованность в информации, значимость мнения о себе. Завоевание положительной оценки.

4. Глаза — символ страха.

5. На ногах когти — зищитно0ответная агрессия.

6. Прическа — чувственность, подчеркивание своего пола.

7. Тело — основательность, обдуманность, рациональность принятия решения, пути к выводам, формирование суждения, опора на существенные положения и значимую информацию.

8. Ноги тщательно соединены с телом — характер контроля за своими рассуждениями, выводами, решениями.

9. Стопы направлены в разные стороны — своеобразия установок и суждений, самостоятельность, небанальность.

10. Кудри — энергия охвата разных областей человеческой деятельности, уверенность в себе, любознательность, сочувствие к окружающим, завоевание себе места под солнцем.

11. Крылья — увлеченность своей деятельностью.

12. Усложняющие конструкцию детали — высокая энергия.

13. Линии четкие, ровные — аккуратный подход к работе.

14. Животное доброе — отношение к собственной персоне и к своему «я».

15. Установка животного на две лапы — свидетельство инфантильности, эмоциональной незрелости, степень выраженности очеловечивания.

16. Творческие возможности ярко выражены.

17. Название «Пташка» — ласкательное.

Смирнова Евгения

1. Рисунок располагается в середине листа.

2. Голова прямо, — эгоцентризм.

3. Уши — заинтересованность в информации, значимость мнения окружающих о себе.

4. Животное грустное — не доволен своим положением испытуемый.

5. Рот округлый — боязливость, тревожность.

6. Глаза — страх.

7. Рога — защита, агрессия.

8. Шерсть — чувственность, подчеркивание своего пола.

9. Лапы почти не прорисованы — поверхность суждений, легкомыслие в выводах и неосновательность суждений, импульсивность принятия решения.

10. Линии соединены небрежно — плохой характер контроля за своими рассуждениями, выводами, решениями.

11. Конформность суждений, банальность.

12. Закрашено внутри — элементы защиты, опасливость.

13. Возит карандашом по бумаге — экономия энергии, организма.

14. Небрежность, неаккуратность — низкая оценка характера линий.

15. Животное похоже на кошку — отношение к собственной персоне и к своему «я», представлении о своем положении в мире.

16. Животное стоит на двух ногах — свидетельство инфантильности, эмоциональной незрелости.

17. Фигура круга — тенденция к скрытости, замкнутости, закрытость своего внутреннего мира, нежелание давать сведения о себе окружающим.

18. Творческие возможности — банальные, готовое животное, отсутствие творческого начала.

19. Название «Кисок» — банальное.

Фирсова Надя

1. Положение рисунка в нижней части — обратная тенденция, неуверенность в себе, низкая самооценка, подавленность, нерешительность, незаинтересованность в своем положении в социуме, в признании, отсутствие тенденции к самоутверждению.

2. Голова- положение «анфас», эгоцентризм.

3. Глаза — переживание страха.

4. Ресницы — женственные черты характера, заинтересованность в восхищении окружающих внешней красотой и манерой одеваться, придание этому большого значения.

5. Подобие прически — чувственность, подчеркивание своего пола и, иногда, ориентировка на свою сексуальную роль.

6. Соединение ног и туловища тщательное — контроль за своими рассуждениями, выводами, решениями.

7. Однонаправленность ног — конформность суждений и установок в принятии решений, их стандартность, банальность.

8. Украшение — шапочка, демонстративность, склонность обращать на себя внимание окружающих.

9. Когти — агрессия стандартная или защитная, ответная.

10. Энергия высокая — есть дополнительные детали.

11. Животное сравнимо с куалой — животное представитель самого рисующего.

12. Творческие способности — неярко выражены.

13. Название «роголовый куала» — рациональность, конкретная установка при ориентировке к адаптации.

Если обобщить полученные результаты, то мы увидим, что в основном, у всех подростков наблюдается эгоцентризм, боязливость, тревожность, агрессия, подчеркивание своего пола, инфантильность, эмоциональная незрелость, творческие возможности не выражены, конформность суждений в принятии решений, банальность, рисование известных животных с добавлением деталей, примитивные названия. У некоторых детей мы увидели легкомысленность, импульсивность в принятии решений, фиксация на проблеме секса[7].

2.4 Коррекционная работа

Для коррекционной работы с детьми «группы риска» мы предлагаем использовать метод беседы для установления хорошего контакта с подростком. Также очень хорошо использовать метод наблюдения для фиксации эмоционального отношения подростка в различных ситуациях и проведение групповых психокоррекционных занятий. Для проведения таких занятий мы предлагаем два тренинга.

Тренинг «Как быть личностью»[12].

Цель данного тренинга — способствовать осознанию себя (своей личности) и пониманию других людей. Задачи:

* формирование стремления к самопознанию, погружение в свой внутренний мир и ориентация в нем;

* знакомство с чертами личности — первичными и вторичными способностями;

* формирование возможностей распознавать собственные личностные качества и качества других людей.

Тренинг делится на три этапа:

Ориентировочно-диагностический. Личностный тренинг открывает программу, поэтому в начале занятий для консультанта более важными являются задачи формирования сплоченности группы, выработки групповых правил, мотивирования на занятия, диагностики личностных особенностей участников. Это происходит непосредственно в процессе знакомства участников группы со своими личностными особенностями, что составляет специфику первого этапа.

Основной. Он посвящен изучению первичных и вторичных качеств личности.

Заключительный. Основным содержанием этого этапа является интеграция участниками полученной информации в целостный портрет своей личности.

1. ОРИЕНТИРОВОЧНО-ДИАГНОСТИЧЕСКИЙ ЭТАП

О начале работы и выработке правил уже говорилось выше, во введении к разделу «Групповая терапия с подростками».

Упражнение 1. «Как тебя называть»

Участникам предлагается представиться: назвать свое имя, рассказать, нравится ли оно, и сказать, каким именем ему хотелось бы, чтобы его называли в группе.

Многие подростки часто недовольны тем, как их обычно называют. Они предпочитают, чтобы в группе их называли их полным или другим именем.

Упражнение 2. «Назови свое имя»

«Сядьте, пожалуйста, в один большой круг, назовите свое имя и положительное качество (то, что вы в себе цените) на первую букву имени, по кругу».

После проведения этого упражнения можно провести обсуждение: что ты ценишь в себе? Трудно ли было находить в себе хорошее качество, что ты при этом чувствовал?

Подросткам иногда трудно назвать качество на нужную букву или найти в себе положительное качество, поэтому консультанту важно вовремя поддержать подростка, оказать ему помощь и привлечь для этого других участников группы.

Упражнение 3. «Ласковое имя»

Это упражнение также выполняется в круге. Каждый участник бросает мяч другому, называя при этом свое «домашнее» [ имя или прозвище, которое ему нравится. После того как все назовут свое «ласковое имя», мяч возвращается назад, при этом каждый участник вспоминает ласковое имя того, кто бросал ему мяч, и произносит его.

На первом или одном из следующих занятий каждый участник должен выбрать себе «тренинговое имя», которым его будут называть в группе. Это упражнение облегчает процесс выбора такого имени. ^

2. ОСНОВНОЙ ЭТАП: ИЗУЧЕНИЕ ПЕРВИЧНЫХ И ВТОРИЧНЫХ СПОСОБНОСТЕЙ ЛИЧНОСТИ

Задачи основного этапа — повышение способности к самопознанию, ориентация в первичных и вторичных способностях, тренировка безоценочного принятия своих качеств и качеств участников группы.

Ниже приведены примеры занятий для развития и осознания следующих качеств: доверие, контакты, терпение, честность (прямота) и вежливость (учтивость), нежность, аккуратность, чистоплотность, послушание и самостоятельность.

ДОВЕРИЕ

Упражнение 1. «Слепой и поводырь»

Это классическая игра для всех возрастных групп. Она позволяет участнику почувствовать, насколько он может доверять другому человеку и насколько он может брать ответственность на себя. У участников, играющих в паре, могут измениться прежние впечатления друг от друга и улучшиться отношения. I Так как это парное упражнение, оно должно проводиться в группе, где агрессивность не слишком высока, иначе участники начинают толкать, обижать «слепых», и упражнение теряет свой , смысл.

«Разбейтесь по двое. Один из вас двоих надевает повязку на глаза так, чтобы ничего не видеть. Второй будет поводырем. Когда ты поводырь, ты должен провести «слепого» по помещению так, чтобы он чувствовал себя спокойно и уверенно. Это упражнение выполняется молча, без слов».

После выполнения упражнения участники меняются ролями. «Как ты чувствовал себя, когда был «слепым»? Вел ли тебя твой поводырь бережно и уверенно? Знал ли ты все время, где ты? Как ты себя ощущал в роли поводыря? Что ты делал, чтобы вызвать и укрепить доверие своего партнера? Когда тебе было лучше: когда ты вел или когда тебя вели?»

3. ЗАКЛЮЧИТЕЛЬНЫЙ ЭТАП

Его задачи — обобщить результаты тренинга, помочь участникам занятий интегрировать опыт, приобретенный в группе, в целостную картину своей личности.

На этом этапе используются упражнения, которые предоставляют подросткам возможность еще раз прочувствовать гамму своих личностных черт, получить обратную связь от участников группы, то есть уточнить и упорядочить представление о себе. Одновременно актуализируется позитивное отношение к себе, и в то же время эти упражнения нацеливают подростков на обдумывание возможных изменений, то есть на постановку новых целей.

Темы для беседы: изменилось ли что-то за время наших занятий? Узнали ли вы что-нибудь новое о себе, о своих товарищах? Что понравилось? Что показалось трудным?

Упражнение 1. «Рыба для размышления»

В основе этого упражнения лежит известная методика «Неоконченные предложения». Консультант должен заготовить листки с незаконченными предложениями. Для этого можно сделать ксерокопию приведенного ниже бланка, разрезать его на полоски, свернуть их и сложить в корзину или коробку, которая ставится в центр круга. Каждый член группы по очереди ловит «рыбу», доставая из корзины бумажку с неоконченным предложением. После этого он возвращается на свое место и вслух читает предложение, завершая его своими собственными словами. После ответа каждого участника следует обсуждение, длительность которого определяет консультант, дающий сигнал о переходе очереди к следующим «рыболовам».

ЗАКЛЮЧЕНИЕ Если следовать сухим цифрам статистики, легко можно убедиться, что такие дети есть в каждом доме и в каждом классе. Их называют дебилами, недоразвитыми, а еще проще — детьми алкоголиков. На самом деле лишь треть из них, рожденных от пьющих родителей, являются действительно отсталыми в умственном развитии, остальные несут на себе клеймо своего несчастливого рождения. Каждый раз при встрече с этими детьми невольно щемит сердце. Они так хотят быть счастливыми! [8]. Несмотря ни на что… Известно, что больными оказываются не только пьющий или пьющие члены семьи, но и его близкие. Дети, растущие в семьях алкоголиков, с раннего детства вовлечены в порочный круг родительских скандалов, обманов, нарушенных обещаний. Кроме того, дети алкоголиков подвержены повышенной опасности заболевания алкоголизмом. Причины этой болезни складываются из двух составляющих: врожденной предрасположенности (каждый четвертый ребенок отца-алкоголика становится алкоголиком) и окружающей обстановки. Отношение в семье к спиртному здесь играет не последнюю роль: опасны как попустительство, так и слишком строгие запреты. Члены семьи часто скрывают болезнь от окружающих. Алкоголизм сильно отдаляет семью от друзей, соседей и родственников. Самое страшное для близких людей — это непредсказуемость эмоций, поведения, намерений пьяных родителей[17]. Каждый ребенок в такой семье не знает, чего ему ждать. Они чувствуют себя отверженными. Часто дети жалуются на то, что пьющие матери совсем не интересуются их жизнью, их интересами, их проблемами, никогда не помогают советами, на них никогда нельзя положиться в сложной, да и вообще в любой ситуации. Но даже при всем этом мамы для них остаются самыми близкими, самыми родными и в большинстве случаев все равно любимыми[23]. Дети в семьях алкоголиков обычно очень скрытны и одиноки. Они приучены скрывать истинные чувства, притворяться, не высказывать обид, злости, боли. По мнению В.Ю.Ивановой, было несколько таких детей, и все они во время психологического обследования рисовали на тему «Мой друг» вместо реальных людей различные сундучки, ларцы или же замки за красивыми оградами. Мотивировали это тем, что дружба для них, а соответственно и «друг», это хранилище тайн, всех их страхов и боли. По мнению тех детей, в жизни нет таких надежных людей. Отсюда и вторая особенность — недоверие к окружающим людям. Не получая безусловной любви дома, ощущая собственную ненужность, детям трудно принять хорошее отношение к себе и со стороны окружающих. Недоумение, а не благодарность нередко становится ответом на проявленную заботу. Они полагаются только на себя. У этих мальчишек и девчонок сильно развито чувство вины, порой даже просто из-за того, что они вообще появились на свет. Дети алкоголиков страдают низкой самооценкой. И правда — откуда взяться-то высокой?! Ведь в семье они слышат однозначные послания («Ты дурак, дебил, негодяй!» — и это самое мягкое), либо двойственные, противоречивые («Я тебя люблю, но сейчас уходи!»).

Низкая самооценка проявляется в робости, нерешительности, молчаливости. Среди таких детей попадается особенно много лгунишек или ребят с особо бурной фантазией[8]. Какие они? Известно, что дети алкоголиков по-своему воспринимают окружающий мир, по-своему его осваивают. Рано сталкиваясь с горестной реальностью, они быстро взрослеют. Необходимость вести порой домашнее хозяйство заставляет ребенка спешить домой после школы, а не играть с другими детьми. Им трудно устанавливать близкие отношения — отсутствие теплых взаимоотношений дома, страх перемен, боязнь неудач в будущем приводят к тому, что ребенок алкоголиков (а впоследствии взрослый человек) испытывает немалые сложности при формировании глубоких отношений с людьми. Дети алкоголиков часто не доводят задуманное до конца, бросают дела незавершенными. Часто дети из таких семей находят «спасение» в принятии транквилизаторов, в токсикомании. Алкоголизм ядовитыми щупальцами не только проникает в душу и тело, но и овладевает прошлым, настоящим и будущим каждого, кто близко к этому прикоснется. Осознание своих проблем позволяет продвигаться в работе над собой, трудом и болью одерживаются важные победы на пути исцеления[16]. У нас было мало времени для проведения более тщательного исследования по этой теме. Проблема детей алкоголиков очень остро встает в наше время. Очень много написано в литературе, часто слышим по СМИ, и, все равно эту проблему не могут разрешить. Наша гипотеза подтверждается только частично. Одна часть подростков с аддиктивным поведением употребляет спиртные напитки, ведут ассоциальный образ жизни, не хотят учиться. Вторая часть детей старается выбраться, приподняться из этой трясины, выйти на ровную дорогу. Эти дети целеустремленные. Они хорошо учатся. Хотят поступить в институт. В классе они — лидеры. Они не хотят быть такими, как их родители. Подросткам с такой отягощенной наследственностью нужно помочь. Это задача социальных педагогов, психологов, классных руководителей.

Список литературы

алкоголизм семья подросток

1.Алипов В.И., Корхов В.В. Алкоголизм и материнство. — Л.: Знание,1998 — 12с.

2.Баркер Р. Практика социальной работы. /Сокр. Пер. с англ. — М.: Инт — Соц. Раб.,1994.

3.Бодалев А.А. Личность и общение. — М., 1995 -325с.

4.Божович Л.И. Личность и ее формирование в детском возрасте.- М.: Владос,1998 — 120с.

5.Бородкин Ю.С. Грекова Т.И. Алкоголизм: причины, следствия, профилактика. Л.: Наука, 1987-36с.

6. Горьковая И.А. Нарушения поведения у детей из семей алкоголиков /Обзор психиатрии и медицины\,1991, с.8-15.

7.ЗинченкоВ.П., Мещерекова Б.Г. Психологический словарь. — М. Педагогика — Пресс, 2001. — 440с.

8.Иванова И.Ю. Дети алкоголиков. /Панорама, №12, 2005/.

9.Короленко Ц.П. Аддиктивное поведение. Общая характеристика и закономерности развития. /Обзор психиатрии и медицинской психологии., 1991/1, с.8-15.

10. Круглянский В.Ф. Наркомания и токсикомания у подростков. Минск:В. Ш.,1989.

11.Копыт Н.Я.; Скворцова Е.С. Алкоголь и подростки.-М.: Медицина, 1985.-48с.

12.Леонтьев А.Н. Проблемы развития психики. М., Мысль, 1965. с. 409 -410.

13.Малкина — Пых И.Г. Возрастные кризисы: Справочник практического психолога. — М.: Изд-во Эксмо, 2004. — 896с.

14.Максимова Н.Ю. Психологическая профилактика алкоголизма и наркомании несовершеннолетних: Учебное пособие.- Ростов н /Д: Феникс, 2000- 384с.

15.Мастюкова Е.М. Профилактика и коррекция нарушений психического развития детей при семейном алкоголизме.- М.: Просвещение,1989-156с.

16. Москаленко В.Д. Взрослые дети алкоголиков. Семья и школа. 1992 №10-12с. 26-28.

17. Москаленко В.Д. «Козел отпущения». Семья и школа. 1991 №12 37 -39.

18.Москаленко В.Д. Ребенок в «алкогольной семье» Вопросы психологии. 1991. №4., с. 65 -74.

19. Москаленко В.Д. Программа социальной работы с семьями больных алкоголизмом. М.: ЦОЦ, 1992-5с.

20. С.Пащенко. Во вред здоровью, семье, потомству.- М. Московский рабочий 1984-95с.

21.Райгородский Д.Я. Практическая психодиагностика. — Самара.:Издательский Дом «Бахрах — М», 2002. — 672с 11.Копыт Н.Я.; Скворцова Е.С. Алкоголь и подростки.-М.: Медицина, 1985.-48с.

22. Соловников Т.И. Социально — психическая реабилитация. — М.: Прогресс. 1991.

23.Смит Энн У. Внуки алкоголиков. Проблемы созависимости в семье. /Пер. с англ. М.: Просвещение,1991.

24. Фирсов М.В. Социальная работа в России./ Под редакцией Митрохина.\ М. Союз,1998.

25.Ярославцев И.В. Алкоголь и семья.- М.: Прогресс.1999-125с.

Размещено на