28.Педагогическая деятельность и взгляды в.А. Сухомлинского.
Педагогическая деятельность
Педагогическая деятельность– это целенаправленное, мотивированное воздействие педагога, ориентированное на всестороннее развитие личности ребенка и подготовку его к жизни в современных социокультурных условиях.
В основе педагогической деятельности лежат закономерности практики воспитания. Педагогическая деятельность реализуется в образовательных учреждениях и осуществляется специально подготовленными и обученными людьми – педагогами.
Характер и содержание педагогической деятельности определяется ее предметом, мотивами, целью, средствами и результатом.
Цель педагогической деятельности– создание условий для осуществления перспектив развития ребенка как объекта и субъекта воспитания. Реализация данной цели выступает результатом педагогической деятельности, который диагностируется сопоставлением качеств личности ребенка в начале педагогического воздействия и по его завершению.
Предметом педагогической деятельностиявляется организация взаимодействия с воспитанниками, направленного на освоение социокультурного опыта как основы и условия развития.
В педагогической деятельности выделяются как внешние, так и внутренние мотивы. К внешним относят мотивы личностного и профессионального роста, к внутренним – доминирование, гуманистическую и просоциальную направленность.
Средствами педагогической деятельности выступают: теоретические и практические знания, на основе которых осуществляется обучение и воспитание детей; учебная и методическая литература; наглядность, ТСО.
Способами передачи опыта общественного поведения и взаимодействия в педагогической деятельности являются объяснение, демонстрация, наблюдение, игра, совместный труд.
Б.Т. Лихачев выделяет следующие структурные компоненты педагогической деятельности:
- знание педагогом потребности, тенденций общественного развития, основных требований, предъявляемых к человеку;
- научные знания, умения и навыки, основы опыта, накопленного человечеством в области производства, культуры, общественных отношений, которые в обобщенном виде передаются подрастающим поколениям;
- педагогические знания, воспитательный опыт, мастерство, интуиция;
- высочайшая нравственная, эстетическая культура ее носителя.
Специфической характеристикой педагогической деятельности является ее продуктивность. Н.В. Кузьмина, И.А. Зимняя различают пять уровней продуктивности педагогической деятельности:
Коррекционно-педагогическая работа по развитию готовности к овладению ...
... изучение и теоретических анализ психологической и педагогической литературы, наблюдение, беседа, анкетирование, тестирование, изучение продуктов деятельности детей, конститирующий эксперимент, количественная и качественная ... средствами дидактических игр и упражнений. Гипотеза исследования: коррекционно-педагогическая работа по развитию готовности к овладению навыками письма у старших дошкольников ...
- непродуктивный; педагог умеет пересказать другим то, что знает сам;
- малопродуктивный; педагог умеет приспособить свое сообщение к особенностям аудитории;
- среднепродуктивный; педагог владеет стратегиями вооружения учащихся знаниям, навыкам, умениям по отдельным разделам курса;
- продуктивный; педагог владеет стратегиями формирования искомой системы знаний, навыков, умений учащихся по предмету и в целом;
- высокопродуктивный; педагог владеет стратегиями превращения своего предмета в средство формирования личности учащегося; его потребностей в самовоспитании, самообразовании, саморазвитии.
взгляды В.А. Сухомлинского.
Выдающийся педагог XX в. (1918—1970) В.А. Сухомлинский вырос в крестьянской среде, на личном опыте обучался мудрости народной педагогики, вместе с народом переживал трагедию Отечественной войны, лечил не заживающие ее раны и в полной мере ощутил величие, несгибаемость человеческого духа.
Сухомлинский создал оригинальную педагогическую систему, основывающуюся:
- на принципах гуманизма,
- на признании личности ребёнка высшей ценностью,
На личность ребенка должны быть ориентированы процессы воспитания и образования, творческая деятельность сплоченного коллектива педагогов-единомышленников и учащихся.
Сущность этики коммунистического воспитания Сухомлинского заключалась в том, что воспитатель верит в реальность, осуществимость и достижимость коммунистического идеала, измеряет свой труд критерием и меркой идеального.
Сухомлинский строил процесс обучения как радостный труд:
- важность формирования мировоззрения учащихся;
- важная роль в обучении отводилась слову учителя,
- художественный стиль изложения,
- сочинению вместе с детьми сказок, художественных произведений.
Сухомлинский разработал комплексную эстетическую программу «воспитания красотой». В советской педагогике своего времени стал разрабатывать гуманистические традиции отечественной и мировой педагогической мысли.
Он воспитывал в детях личное отношение к окружающей действительности, понимание своего дела и ответственности перед родными, товарищами и обществом и, что главное, перед собственной совестью.
В книге «100 советов учителю«: ребенок не только мыслит и познает мир вокруг себя, но и познает самого себя. (Практически идея герменевтического круга: через мир познать себя, через себя познать мир). При чем это знание приходит не только умом, но и сердцем.
Педагогический аспект воспитания творческой личности
... служить для того, чтобы все усилия педагогов были направлены на развитие и воспитание личности. Среди исследователей феномена творчества существуют две ... В.А. Сухомлинский Отношение к творчеству, творцу в ... качества составляют ядро личности педагога-мастера, которое делает человека личностью и профессионалом. Творчество - это двигатель всех школьных дел: учебы, труда, внеклассной работы - ...
Основные принципы его учения о воспитании: 1) Неповторимость каждого ребенка.
2) Нет неспособных, бездарных и ленивых детей
3) Неравество умственных способностей детей. (Здесь нет противоречия с пунктом 2, т.к. у детей разные задатки умственных способностей. Неспособных нет, воспитанию подвластен каждый, а вот как именно будет построено воспитание — это зависит от того, что мы имеет в начале, т.е. от способностей)
4) Индивидуализация учебно-воспитательного процесса. Грубо говоря к каждому ученику свой особый индивидуальный подход. НО “Опыт убеждает, — пишет В.А.Сухомлинский в статье “Народный учитель”, — если в школе, скажем, шестьсот учеников, то это значит, нужно искать шестьсот индивидуальных тропинок.»
5) Выявление индивидуальных особенностей учеников (задатков, наклонностей, одаренность и тд).
Дифференцированный подход к учебе.
6) Каждый ученик — личность! Главным заданием относительно реализации этого принципа является сохранение и развитие у ребенка чувства человеческого достоинства. Это задание В.А. Сухомлинский считал одним из самых тяжелых и самых тонких заданий педагога и, судя по тому, как часто встречается понятие человеческое достоинство в его трудах, представляется значимым. Почтенное отношение к человеческомудостоинству, человеческой личности ученика есть, говоря словами В.А.Сухомлинского, важнейшим педагогическим инструментом, поскольку дает возможность сохранить все красивые человеческие качества, которые были заложены у ребенка от роду, – доброту, человечность, неугомонность, и не дает возможность развиться плохим свойствам – безвольной и молчаливой покорности, бессердечию, жестокости.
Конечная цель такого подхода — «творить очень нежную, тонкую вещь: желание быть хорошим, стать сегодня лучше, чем вчера».
7).
Получение позитивных чувств от учебы. Успешный ученик, может важничать от того, что он достиг таких ого-го высот. Это плохо. =>
8) Учеба через преодоление трудностей. Это позволяет талантливому ученику не зазнаваться. Сухомлинский считает, что «следует умело вести подростка путем преодоления трудностей».
9) Исследовательский подход к предмету изучения. Учеба — это тяжелый умственный труд, чтобы этот труд был успешным, учеба должна быть интересной. Интересным может быть не только предмет познания, но и путь познания. Путь познания интересен, когда ученик сам исследует объект изучения.
10) Самостоятельный умственный труд у ученика в процессе учебы.
11) Человечность, чуткость, тактичность к ученикам.
12) Оценка как инструмент воспитания, а не наказания.
13) Взаимозависимость личности и коллектива (?)
14) Учитель должен любить свою работу, быть выскоквалифицированным специалистом, обладать выскоими моральными качетсвами и подходить творчески к процессу воспитания.
Тестирование и его роль в изучении детей с нарушениями развития
... детей в начале XIX в. Однако развитие собственно психологической диагностики возникло позже, в конце XIX – начале XX в., и было связано с расширением специального обучения в странах Европы ... и имеют значение только в совокупности с другими данными о ребенке. Диагностирование психического развития детей с теми или иными анатомо-физиологическими нарушениями вновь начинает развиваться примерно ...
По-настоящему любит свой предмет лишь тот педагог, который на уроке излагает сотую долю того, что знает. Чем богаче знания педагога, тем ярче раскрывается его личное отношение к знаниям, науке, книге, умственному труду, интеллектуальной жизни. Это интеллектуальное богатство и есть влюбленностью учителя в свой предмет, в науку, школу, педагогику. Учитель — это не только специалист, который умеет передавать знания следующему поколению, но также он играет большую роль в том, чтобы сделать из ребенка человека, а именно человека будущего, от которого зависит будущее целой страны.Учитель должен не только уметь анализировать причины влияния на ребенка, но и должен придерживаться того, чтобы изучение предмета стало цельным. Труд должен стать главным в жизни ученика. Народная педагогика знает, что ребенку посильно и что непосильно. Потому что в ней органически сочетается жизненная мудрость с материнской и отцовской любовью. Чтобы ребенку хотелось хорошо учиться, и этим он стремился приносить радость матери и отцу, нужно беречь, лелеять, развивать у него чувство гордости труженика. Это значит, что ребенок должен видеть, переживать свои успехи в учении.
Человеческие отношения раскрываются ярче всего в труде — когда один что-то создает для другого. Задание педагога — не только уметь правильно определять причины и последствия в воспитании, но и влиять на жизнь ребенка, при этом разделять свои заботы с родителями. Педагогу нужно работать, чтобы у матери и отца было единое представление о том, кого они вместе со школой воспитывают, а отсюда и о единстве их требований, прежде всего — к самим себе. Добиться того, чтобы отец и мать как воспитатели выступали в единстве — это значит научить мудрости материнской и отцовской любви, гармонии доброты и строгости, ласки и требовательности. Педагог становится светочем знаний — и поэтому воспитателем — лишь тогда, когда у воспитанника появляется желание знать несравненно больше, чем он узнал на уроке, и это желание становится одним из главных стимулов, побуждающих воспитанника к учению, к овладению знаниями.
29.Основные направления развития школы и психолого-педагогической науки в странах Европы, сша и в рф в современный период
По окончании второй мировой войны в странах Запада началось восстановление национальных систем образования, существовавших в довоенную эпоху и разрушенных во время войны. Нужно отметить широкое распространение при этом педагогических идей и опыта, характерных для США.
Коренное изменение претерпели системы образования и педагогическая мысль в странах Восточной Европы. Образование в этих государствах создавалось практически заново, по советскому образцу. Школа оказалась под господствующим влиянием коммунистической идеологии.
Восстановление хозяйства во всех странах Запада проводилось параллельно с его модернизацией, что также можно отнести к важным факторам развития образования. Новые промышленные технологии, новые отрасли производства, новые профессии и т.д. влияли на развитие содержания образования. Во всех странах проявлялось стремление совершенствовать систему образования, хотя происходило это по-разному. Для стран Запада в целом было характерно прежде всего стремление к созданию единых систем образования и повышение общего интеллектуального уровня обучения. В то же самое время новые государства социалистического лагеря перестраивали все формы общественно-политической жизни в соответствии с навязанной им после войны социалистической политико-идеологической системой. В сфере образования это означало создание школьных систем, близких к той, которая сложилась в Советском Союзе.
Периоды развития теории управления
... роль человеческого фактора в управлении производством, признал необходимость обучения, улучшения условие труда и быта рабочих. К. Маркс – вводит необходимость разделения труда и развитие кооперации. Ф. Энгельс – «Следует ...
Препятствием на пути развития школы в послевоенный период в странах Восточной Европы стал «железный занавес»: опасаясь идеологического влияния Запада, страны социалистической ориентации прекратили культурный обмен с народами Западной Европы, заменив его пропагандой советской идеологии. Почти пятьдесят лет народы Востока и Запада Европы не имели друг о друге достоверной информации, были лишены свободы передвижения, возможности научных контактов и даже поддержания родственных связей, что являлось настоящей трагедией для многих семей, в частности в Германии. Железный занавес, а также идеологизация общественной жизни в странах Восточной Европы и СССР фактически привели к возникновению двух направлений в развитии педагогической науки, столь различных и невзаимосвязанных, что в обиходе «советская педагогика» и «буржуазная педагогика» стали обозначать принципиально разные науки. Аналогичные явления наблюдались и в психологии, и в философии, и в других общественных науках. Более того, в социологической и психолого-педагогической науке советского периода можно встретить трактовки понятия «личность советского человека» как человека особого, отличающегося по многим психологическим характеристикам от всех остальных людей, живущих на планете.
Отдельно следует выделить особенности развития школы и педагогической науки в странах бывшего соцлагеря в последнем десятилетииXX в. Демократические преобразования позволили восстановить научный диалог между педагогами Востока и Запада, объективно оценить достижения друг друга в сфере образования, приступить к решению проблем, требующих международной координации. Вместе с тем возник и ряд серьезных проблем, связанных с попытками слепого копирования педагогами стран Востока того, что было наработано западной наукой и школьной практикой. Возникла тенденция отрицания собственного научного и практического опыта в сфере образования, собственных образовательных традиций.
В последнее десятилетиеXX в. в большинстве стран европейской цивилизации прослеживается тенденция к демократизации и гуманизации образования. Признание человека и его прав приоритетной ценностью стало одним из важнейших достижений международной дипломатии после второй мировой войны. Права человека и права ребенка, признанные международными конвенциями, во всем мире дали толчок развитию таких подходов к образованию и воспитанию, которые ориентированы на максимальный учет потребностей и возможностей духовного и физического развития личности.
Ряд социально-экономических явлений, объективно существующих во всем мире, обусловил возникновение в сфере образования всех стран таких направлений, как экологическое воспитание и борьба с детской преступностью и наркоманией.
В последней четвертиXX в. в мире широкое распространение получила футурология – прогнозирование социальных процессов, вобравшая в себя методы и знания многих наук. Возможно, не лишены оснований прогнозы футурологов относительно того, что в концеXX столетия появятся зародыши формирования постиндустриального общества, которое приходит на смену индустриальному. Одну из последних концепций этой стадии общественного развития представляет собой теория информационного общества. Предполагается, что это будет общество, в котором главное место займет научная информация, управление ее распределением и потреблением, когда внедрение новых технологий будет происходить очень быстро, а расходы на создание нового оборудования, по мнению некоторых экономистов, станут сопоставимыми стоимости самой технической идеи.
Психолого-педагогическое воспитание приемных детей
... и до настоящего времени система попечения детей-сирот в Белоруссии представляет собой систему государственного содержания сирот. Проведенные психолого-педагогические исследования, а также опыт воспитания детей в учреждениях закрытого ...
В концеXX в. электронно-вычислительная техника как новое средство обработки и хранения информации стала повседневным атрибутом научной и деловой жизни общества. Необходимость и неизбежность внедрения в образование компьютерных средств очевидна, но процесс обучения с применением персональных компьютеров изучен весьма слабо. Медицинские, психологические и педагогические требования к применению компьютерных средств учащимися только предстоит разработать, и это является одной из важнейших задач теории и практики образования, психологии и медицины.
направления
• разработка общественных и конкретно-педагогических целей, концепций и технологий обучения и воспитания для всех возрастных этапов формирования человека;
• научный анализ состояния практики и надежное прогнозирование социально-экономических и педагогических аспектов образования; определение перспектив развития личности в целостном учебно-воспитательном процессе (цели, содержание, методы, средства и организационные формы, виды творческой деятельности); поиск путей и средств дифференциации и индивидуализации учебной деятельности на основе единства обучения, воспитания, развития;
• развитие методологии и методов педагогических исследований;
• педагогические аспекты демократизации и гуманизации системы образования; поиск эффективных путей идейно-нравственного воспитания, развития духовной культуры, гражданского становления личности;
• разработка базового компонента общего среднего образования, его деягельностного содержания, подготовка и экспериментальная проверка различных вариантов новых учебных планов, программ, учебников, методических пособий, дидактических материалов и средств обучения;
• разработка концепций национальной школы как инструмента формирования национального самосознания, национальной культуры, всемерного совершенствования межнациональных отношений, подлинного интернационализма;
• исследование эффективных способов активизации и оптимизации педагогического процесса, устранение перегрузки, укрепление здоровья учащихся;
• разработка условий повышения эффективности самообразования и самовоспитания; исследование социальных и психолого-педагогических проблем молодежи;
• обоснование системы трудовой, политехнической и профессиональной подготовки учащихся на разных ступенях образования, участия молодежи в общественно полезном производительном труде;
Глава I. Теоретические основы управленческой деятельности руководителя ...
... управлением понимает стимулирование и регулирование деятельности субъекта образовательного процесса для достижения поставленной цели [9,12]. Н. П. Пищулин и В. М. Ананишнев управлением образования называют управление образовательными системами, ... деятельности руководителей социально-педагогическими системами усилился. Сущности управленческой деятельности руководителей образовательными системами ...
• исследование перспективных направлений подготовки и повышения квалификации учителей и преподавателей для разных звеньев непрерывного образования; обобщение и распространение передового и новаторского педагогического опыта и инновационных процессов, изучение и удовлетворение реальных потребностей педагогической практики в научных разработках.
Проанализируем более подробно некоторые из названных приоритетных направлений педагогической науки.
Сильное отставание обозначилось в области теоретико-методологических вопросов. Методология педагогики представляет собой осмысление исходных принципов, методов познания, исследовательских Позиций и подходов ко всем общим и частным теоретическим и практическим вопросам, устанавливает характер взаимосвязи педагогики с другими общественными и естественными науками. Каждое теоретическое обобщение, научная концепция несут в себе в снятом, обобщенном виде философско-методическое обоснование.
В условиях обновления общества особенно актуальны следующие методологические проблемы:
• сущность воспитания, обучения, педагогической деятельности как общественных явлений и педагогического процесса;
• предмет педагогики как общественной науки в условиях непрерывного образования и общие законы воспитания, обучения, педагогической деятельности;
• диалектика взаимосвязи непрерывного образования и воспитания с развитием производительных сил и производственных отношений;
• диалектика взаимосвязи воспитания, обучения, педагогической деятельности и форм общественного сознания;
• диалектика становления детской личности как субъекта и объекта воспитания;
• социально-педагогические противоречия как источник развития ребенка и педагогического процесса;
• диалектика взаимосвязи национального, классового и общечеловеческого в гражданском воспитании;
• социальные, философские и психолого-педагогические основы формирования содержания образования;
• диалектика социального и биологического, целенаправленного и спонтанного в формировании детской личности;
• диалектика общего, особенного и индивидуального в формировании личности;
• диалектика и логика педагогического мышления.
30.Управление педагогической системой. Основные принципы и функции управления педагогическими системами
В педагогической науке и практике все более усиливается стремление осмыслить целостный педагогический процесс с позиций науки управления, придать ему строгий научно обоснованный характер. Справедливо утверждение многих отечественных и зарубежных исследователей о том, что управление реально и необходимо не только в области технических, производственных процессов, но и в сфере сложных социальных систем, в том числе педагогических.
Под управлением вообще понимается деятельность, направленная на выработку решений, организацию, контроль, регулирование объекта управления в соответствии с заданной целью, анализ и подведение итогов на основе достоверной информации. Объектами управления могут быть биологические, технические, социальные системы. Одной из разновидностей социальных систем является система образования, функционирующая в масштабе страны, края, области, города или района. Субъектами управления системой образования в данном случае выступают Министерство образования Российской Федерации, управления образования края, области или города, а также районные отделы образования.
Информатизация обучения — современное средство управления ...
... образования. Приведем вариант построения управления процессом информатизации через взаимодействие субъектов педагогического процесса, которые совместно вырабатывают и реализуют управленческие решения с целью ... 2.1 Особенности применения информационно-коммуникационных средств обучения для управления познавательной деятельностью школьников 2.2 Проблемы использования ИКТ в образовательном процессе ...
Общеобразовательная школа как сложная динамическая социальная система выступает объектом внутришкольного управления. Следовательно, мы можем говорить об управлении школой и ее отдельными компонентами или частями, выступающими подсистемами более общей системы общеобразовательной школы. Такими подсистемами являются целостный педагогический процесс, классно-урочная система, система воспитательной работы школы, система эстетического воспитания учащихся, система профориентационной работы и др. Частные случаи управления отдельными школьными подсистемами составляют сущность и содержание внутришкольного управления.
Внутришкольное управление представляет собой целенаправленное сознательное взаимодействие участников целостного педагогического процесса на основе познания его объективных закономерностей, направленное на достижение оптимального результата. Взаимодействие участников целостного педагогического процесса складывается как цепь последовательных, взаимосвязанных действий, или функций: педагогического анализа, целеполагания и планирования, организации, контроля, регулирования и корригирования1.
Традиционное представление о внутришкольном управлении раскрывалось в таких характеристиках, как целенаправленное воздействие субъекта на объект управления; как влияние управляющей системы на управляемую систему с целью перевода последней в качественно новое состояние; как внедрение элементов научной организации педагогического труда и др. Однако, с началом активного обращения к личности педагога и ученика, с внедрением гуманистических идей в педагогический процесс потребовалась серьезная корректировка и переоценка теоретических основ современного внутришкольного управления. На смену философии воздействия в управлении школой идет философия взаимодействия, сотрудничества, рефлексивного управления. Теория управления школой существенно дополняется теорией педагогического менеджмента (Ю.А. Конаржевский, Т.И. Шамова и др.).
Теория менеджмента привлекает прежде всего своей личностной направленностью, когда деятельность менеджера (управляющего) строится на основе подлинного уважения, доверия к своим сотрудникам, создания для них ситуаций успеха. Именно эта сторона менеджмента существенно дополняет теорию педагогического управления. Осмысление идей менеджмента, их перенос в сферу школоведческих проблем дает основание для разработки самостоятельного направления — внутришкольного менеджмента.
Рассмотрим основные принципы управления педагогическими системами, выделенные П.И. Третьяковым и Е.Г. Мартыновым.
Принцип демократизации и гуманизации образования. Демократизация образования позволила перейти от государственной административно-командной системы управления к государственно-общественному управлению, от авторитарной педагогики к педагогике сотрудничества.
Основные функции управленческой деятельности психологические ...
... управляемую систему через выполнение совокупности функций с целью получения эффективного результата деятельности управляемой системы (объекта управления). В данной контрольной работе раскрывается тема: «Основные функции управленческой деятельности: психологические особенности, функции управления. ОСНОВНЫЕ ФУНКЦИИ УПРАВЛЕНЧЕСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ Управленческая деятельность – принципиально ...
Реализация данного принципа предполагает развитие активности и инициативы не только руководителей, но и учителей, учащихся, родителей. Одной из форм участия в управлении является коллегиальное принятие управленческих решений. Коллективная форма принятия решений возможна лишь в случае доступности, открытости управленческой информации. С этой целью рекомендуется проводить регулярные отчетные мероприятия администрации перед общешкольным коллективом, предоставлять возможность учителям и учащимся обсуждать вопросы школьной жизни. Развитию демократических начал в управлении способствует также введение конкурсного избрания, контрактной системы при отборе педагогических кадров.
В нашем обществе все больший авторитет приобретают гуманистические ценности. Этот процесс находит свое отражение в управлении педагогическими системами, его гуманизации: управленческое воздействие уступает место сотрудничеству, сотворчеству, утверждению субъект-субъектных отношений.
Соблюдение принципа научной обоснованности (научности) управлениязаключается в построении системы управления на новейших достижениях науки управления. Наука познает объективные закономерности процессов, происходящих в обществе, учитывает реальное состояние и конкретные возможности субъекта (объекта) управления.
Реализация принципа научной обоснованности управления в значительной мере определяется наличием достоверной и полной информации о состоянии управляемой педагогической системы и окружающей среды.
Принцип непрерывности и последовательности управленческих воздействийнаправлен на обеспечение качественного роста личности, преемственности содержания и методов обучения, воспитания и развития. Он обеспечивает создание единого образовательного пространства, координацию действий элементов педагогической системы. В процессе управления формируется его механизм, совершенствуется содержание профессионального образования, складывается оптимальный объем учебной нагрузки, определяются требования к уровню подготовки выпускников.
Принцип обеспечения единства в управленииобразованиемдиктуется необходимостью разработки и применения единых требований к процессам взаимодействия, оптимально соприкасающихся управляющей и управляемой подсистем.
Системность и целостность в управлении. Реализация этого принципа предполагает взаимодействие, взаимосвязь всех управляющих функций, исключает односторонность в управлении. Именно понимание педагогического процесса как целостного явления, его системной природы создает реальные условия для эффективного управления им.
Принцип оптимальности и эффективностипредполагает качественную реализацию управленческой технологии, которая приводит к достижению поставленной цели. Он предполагает также органическое сочетание постоянного управленческого воздействия со стимулирующими мотивами, обеспечивающее моральную и материальную заинтересованность в выполнении принятых решений. Для побуждения к деятельности создается определенная энергетическая атмосфера.
Принцип экономической и экологической целесообразностив управлении предполагает достаточность и разумность расходов финансовых средств на образовательную деятельность. Он предопределяет безопасное взаимодействие человека и природы.
Принцип праксиологичности в управленииформирует взаимосвязь общего и профессионального образования, обеспечивающую органическое единство общенаучных, общепрофессиональных и специальных знаний посредством реализации совокупности педагогических условий, способов, средств, воздействий. Принцип требует выявления наиболее значимых фактов, явлений, законов из фундаментальных наук для успешного управления образованием.
Рассмотрим содержание функций управления педагогическими системами
Информационно-аналитическая функция. Обновление управления образовательным учреждением связывается с формированием системы информационно-аналитической деятельности как основного инструмента управления. Одной из основных характеристик любой системы, определяющих эффективность ее функционирования, является коммуникативность, характеристика циркулирующих в ней информационных потоков (содержание информации, степень ее централизации, источники получения, вывод на уровень принятия решений).
Управленческая деятельность руководителей образовательного учреждения и органов управления формируется в процессе педагогического анализа информации о деятельности каждого звена образовательного учреждения в целом.
Педагогическим анализом информации называется функция управления, направленная на изучение фактического состояния дел и обоснованности применения различных способов, средств для достижения целей, а также на объективную оценку результатов педагогического процесса и выработку регулирующих механизмов по переводу системы в новое качественное состояние (Т.И. Шамова).
Мотивационно-целевая функция. Цель – это осознанный желаемый результат. Основная задача мотивационно-целевой функции заключается в том, чтобы все члены педагогического коллектива четко выполняли работу в соответствии с делегированными им обязанностями и планом, а также сообразуясь с потребностями в достижении собственных и коллективных целей.
Целеполагание – один из важнейших компонентов управленческой деятельности и общей жизнедеятельности учреждений. Оно является и основной функцией руководителя, и этапом управленческой деятельности, и ее структурным компонентом. Целеполагание определяется как описание предвосхищаемых результатов, на достижение которых предполагается направить деятельность. Это есть формулировка или выбор цели функционирования организации, а также ее конкретизация на подцели и их согласование.
Трактовка данной функции в теории внутришкольного управления неоднозначна. С одной стороны, признается определяющая роль целеполагания как в управленческой деятельности, так и в общем функционировании организации. Подчеркивается, что наличие обоснованных перспективных целей – главное условие функционирования и развития образовательного учреждения, а способность руководителя к их постановке – одно из важнейших управленческих качеств. Однако при этом целеполагание не выделяется в качестве самостоятельной функции и рассматривается как часть другой функции – планирования (В.И. Зверева, В.С. Лазарев и др.) – или трактуется как исходная стадия всего управленческого цикла, как бы предшествующая ему, и потому выносится за пределы системы управленческих функций.
С другой стороны, целеполагание и по своему содержанию, и по роли в управлении признается именно управленческой функцией (И.Н. Герчикова, А.В. Карпов и др.).
Приверженцы данного подхода аргументируют свою позицию следующими положениями:
— целеполагание может происходить не только на начальном этапе управления, может потребоваться переформулировка или постановка новых целей в ходе последующей деятельности. При этом целеполагание не выступает в качестве первого этапа управления, а является следствием иных управленческих функций;
— по своему содержанию функция целеполагания – это сложный и развернутый во времени процесс, имеющий свои специфические закономерности, не свойственные иным управленческим функциям;
— функциональной обязанностью руководителя является постановка целей перед исполнителями, что также включено в процесс функционирования учреждения.
Реализация во внутришкольном управлении функции целеполагания является самым трудным и самым ответственным для руководства и педагогического коллектива образовательного учреждения. Качественное целеполагание закладывает основу результативности целеосуществления.
При постановке целей особую важность приобретает вопрос о разграничении в данном контексте понятий “задача”, “цель”, “идеал”.
Задача – это реально достижимый в данный отрезок времени и в определенных условиях результат.
Цель предполагает достижение желаемого результата в более продолжительный отрезок времени.
Идеал, или сверхзадача, – это тот редко достигаемый результат, к которому нужно постоянно стремиться.
Широкое распространение в научной литературе получило разделение целей по их значению и по временному охвату на стратегические, оперативные и тактические.Стратегические цели и задачи – ожидаемый долгосрочный результат. Тактические задачи – промежуточные желаемые результаты в обозримом будущем. Оперативные задачи – желаемый результат на текущий момент.
По источнику и способу образования, как на уровне отдельного человека, так и на уровне какой-либо организованной социальной системы, цели могут бытьвнутренними (инициативными), т.е. формируемыми человеком или социальной системой самостоятельно, либо внешними, если они задаются извне (обществом).
Внешние и внутренние цели различаются между собой способом своей связи с потребностями (индивидуальными, групповыми), побуждающими субъекта к их достижению. Связь между целями и потребностями (мотивами) в первом случае образуется по направлению от целей к мотивам, во втором – по направлению от потребностей и мотивов к целям, а в этом случае мотивы трансформируются в цели.
Основными формами технологии целеобразования являются: усвоение целей, задаваемых обществом; превращение мотивов в цели; замена целей, когда запланированный результат не получен или достигнут не полностью; преобразование неосознанных мотивов в осознанные цели.
Планово-прогностическая функция. Прогнозирование и планирование можно определить как деятельность, направленную на оптимальный выбор идеальных и реальных целей и разработку программ их достижения.
Планирование как один из основных процессов в управлении на всех уровнях должно отвечать ряду принципиальных требований:
— единство целевой установки и условий реализации;
— единство долгосрочного и краткосрочного планирования;
— сочетание государственных и общественных начал;
— комплексный характер прогнозирования и планирования;
— стабильность и гибкость планирования на основе прогнозов. Одним из действенных путей совершенствования этого вида
деятельности является внедрение комплексно-целевого планирования (или комплексно-целевых программ).
В структуру комплексной целевой программы включаются краткое описание состояния проблемы; ее место и роль в общешкольном плане; генеральная цель; система доведенных до исполнителей задач; показатели, сроки и исполнители; вид информационного обеспечения управления процессом решения задач; данные о контроле за ходом выполнения программы, о текущем и итоговом анализе, регулировании.
Системный подход к прогнозированию и планированию требует при определении целей и задач образовательного учреждения комплексного обоснования путей их реализации, учета всех аспектов развития системы образования: политических, экономических, правовых, социальных и педагогических. Этот подход обеспечивает сочетание перспективного прогнозирования и текущего планирования, согласованность прогнозов и планов на всех уровнях управления.
Организационно-исполнительская функция. Эта функция принадлежит каждому циклу управления. Работа по управлению учреждением образования характеризуется как деятельность субъекта (объекта) управления по формированию и регулированию определенной структуры организованных взаимодействий (отношений) посредством совокупности способов и средств, необходимых для достижения целей. Организационные отношения можно определить как связи между людьми, возникающие из-за распределения полномочий и закрепления за ними функций их совместной деятельности. Организационные отношения существуют объективно и отражают процессы разделения и кооперации труда.
Контрольно-диагностическая функция. Контрольно-диагностическая функция внутришкольного управления в условиях все большей самостоятельности образовательных организаций занимает особое место в целях стимулирования деятельности учителя и ученика. Сочетание административного и общественного контроля внутри учреждения образования с самоанализом, самоконтролем и самооценкой каждого участника педагогического процесса входит в практику работы школ и других учреждений образования.
Процесс управления требует надежной обратной связи управляющей и управляемой подсистем на любом уровне. Именно контроль как технология в различных его формах и методах (способах, средствах и воздействиях) обеспечивает такую обратную связь, являясь важнейшим источником информации для каждого участника процесса.
Регулятивно-коррекционная функция. Регулятивно-коррекционная функция – вид деятельности по внесению коррективов с помощью оперативных способов, средств и воздействий в процессе управления педагогической системой для поддержания ее на запрограммированном уровне. Задача функции регулирования и коррекции состоит в том, чтобы поддерживать тот или иной уровень организации системы в определенной ситуации. Но как только ситуация изменяется, функция регулирования нарушает стабильность организационной структуры, приводя ее в соответствие с новыми условиями.
Коррекция невозможна без установления причин, вызывающих отклонения в ожидаемых, проектируемых результатах. Причинами таких отклонений являются необоснованно составленные планы и ошибки в них, слабость прогнозов, отсутствие нужной и своевременной информации, ошибочно принятые решения, плохое исполнение и недостатки в системе контроля и оценки результатов. Конкретные формы и виды регулирования весьма разнообразны и определяются, прежде всего, спецификой управляемого объекта.
Среди выделенных функций управления как видов деятельности системообразующим фактором является цель. Под влиянием мотивов и целей формируется информационно-аналитическая основа процесса управления любой педагогической системой. Мотивационно-целевая установка служит исходным основанием для прогнозирования и планирования деятельности, определяет организационные формы, способы, средства исполнения принятых решений, служит нормой для контроля (экспертизы) и диагностической оценки фактических результатов, позволяет регулировать и корректировать педагогические процессы, поведение и деятельность их участников.
Выполнение функций управления – процесс комплексный. Каждая функция реализуется во взаимодействии со всеми остальными, и ни одна не реализуется независимо от других. В то же время каждая функция выполняется автономно. Например, функция планирования образовательной деятельности региона, которая осуществляется плановым отделом органа управления образованием, состоит из выполнения нескольких основных и специфических функций: организации работы отдела, изучения поставленных целей и установления за ними персональной ответственности, стимулирования работников, контроля, учета и корректирования их работы и др.