Понятие | Определение |
Адаптация социальная | активное приспособление человека к условиям социальной среды (среде жизнедеятельности) путем усвоения и принятия целей, ценностей, норм и стилей поведения, принятых в обществе. |
Адаптация психологическая | приспособление человека к существующим в обществе требованиям и критериям оценок за счет присвоения норм и ценностей данного общества. |
Активность | совокупности методов, процедур, направленных на изменение социальных условий в соответствии с потребностями, интересами, целями и идеалами, на выдвижение и реализацию социальных инноваций, формирование в себе необходимых социальных качеств. |
Апробация | проверка на практике, в реальных условиях теоретически построенных методов, расчетов, схем, моделей педагогических процессов. |
Базисный учебный план | нормативная база для создания общеобразовательными учреждениями РФ рабочих учебных планов с учетом специфики и условий их функционирования. Базисный учебный план включает федеральный, национально-региональный, школьный и ученический компоненты. |
Беспризорность детская | социальное явление, заключающиеся в отсутствии у детей и подростков семейного или государственного попечения, педагогического надзора и нормальных условий жизни, возникающее как один из результатов социальных бедствий – войн, голода, безработицы, эпидемий и крайней нужды родителей. |
Безнадзорный ребенок | несовершеннолетний, контроль за поведением которого отсутствует вследствие неисполнения или ненадлежащего исполнения обязанностей по его воспитанию, обучению и (или) содержанию со стороны родителей или законных представителей либо должностных лиц. |
Взаимодействие | установление связи между деятельностью специалистов разного профиля, участвующих в работе с клиентом. Формы взаимодействий: взаимная информация, согласование, совместная деятельность, взаимопомощь, взаимное обучение. |
Воспитание социальное | процесс и результат стихийного взаимодействия человека с ближайшей жизненной средой и условиями целенаправленного воспитания (семейного, духовно-нравственного, гражданского, правового, религиозного и др.); процесс активного приспособления человека к определенным ролям, нормативным установкам и образцам социального проявления; планомерное создание условий для относительно целенаправленного развития человека в процессе его социализации. |
Девиантное поведение | система поступков или отдельные поступки человека в зависимости от его возраста, носящие характер отклонения от принятых в обществе правовых и нравственных норм. |
Дети одарённые | дети, обнаруживающие общую или специальную одаренность – к музыке, рисованию, технике и пр., которая диагностируется по темпу опережения сверстников при прочих равных условиях. |
Дети-сироты | дети в возрасте до 18 лет, у которых умерли оба или единственный родитель или объявлены умершими. |
Дети находящиеся в трудной жизненной ситуации | дети, жизнедеятельность которых нарушена в результате сложившихся обстоятельств и которые не могут преодолеть данные обстоятельства самостоятельно или с помощью семьи (дети, оставшиеся без по- печения родителей; дети-инвалиды; дети – жертвы вооруженных и межнациональных конфликтов, экологических и техногенных ката- строф; дети из семей беженцев и вынужденных переселенцев; дети – жертвы насилия; дети, отбывающие наказание в виде лишения свободы в воспитательных колониях и т. д.). |
Деструктивное поведение | поведение, направленное на разрушение предметов, других людей и самого себя. |
Диагностика социально-педагогическая | теория и практика выявления социально-педагогических характеристик человека, группы людей. |
Жестокость детская | причинение ребёнком страданий людям или животным, продиктованное не злыми намерениями, а незнанием свойств предметов и явлений, неумением предвидеть последствия своего поступка. |
Запущенность социальная | несформированность у ребёнка социальных чувств, интересов, навыков и умений. |
Индивидуальная профилактическая работа | деятельность государственных органов, общественных объединений, организаций, граждан по своевременному выявлению несовершеннолетних, находящихся в трудной жизненной ситуации, и неблагополучных семей, и их социальной реабилитации и (или) предупреждению совершения ими правонарушений. |
Конфликт социальный | тип социальных взаимодействий, характеризующий- ся противодействием социальных объектов, обусловленный противоречием их потребностей, интересов, целей, а также социальных статусов, ролей и функций. |
Коррекция в социальной педагогике | система социально-педагогических мер, направленных на исправление (частичное или полное) процесса и результата социального развития и воспитания ребёнка, воспитательной деятельности в семье, образовательном учреждении, центре досуга и пр. |
Личность антисоциальная | личность, не могущая или не желающая выполнять нормы, принятые в обществе. Характеризуется безответственностью, нетерпимостью, частыми конфликтами с окружающими людьми и общественными институтами, неспособностью осознавать свою неправоту, склонностью обвинять других в собственных ошибках и не извлекать из ошибок уроков для себя, а также иным поведением, указывающим на недостаточную социализацию. |
Личность | совокупность (система) социально-значимых качеств, характеризующих индивида как члена того или иного общества или общности, продукт общественного развития. Это социальная характеристика человека, которая определяется мерой личного усвоения, обогащения и развития человеком социального опыта. |
Многодетные семьи | семьи, имеющие трех и более детей. |
Мотив | осознанное, являющееся свойством личности, побуждение к деятельности, возникающее при высшей форме отражения потребностей (их осознании). |
Насилие в отношении ребенка | все формы физического и/или эмоционального жестокого обращения, сексуального насилия; коммерческая или иная эксплуатация, причиняющая настоящий или потенциальный вред детскому здоровью, выживанию, развитию. |
Норма социальная (социальные нормы) | официально установленные или сложившаяся под воздействием социальной практики норма и правила общественного поведения и проявления человека в конкретно-исторических условиях жизни общества. Они определяют сложившиеся или установленные стандарты поведения личности в группе, соблюдение которых выступает для индивида необходимым условием взаимодействия. |
Обучаемость | восприимчивость к обучающим воздействиям в новой ситуации; способность к быстрому и качественному усвоению знаний, умений, навыков. |
Педагогика социальная | педагогика, изучающая социальные проблемы чело- века на различных этапах его возрастного развития, среду его жизнедеятельности, педагогические технологии, методы, направленные на повышение действенности социального развития, воспитания и обучения конкретного человека с учетом его индивидуальных возможностей, а также педагогические возможности среды жизнедеятельности человека и их влияние на его социальное развитие его, воспитание. |
Поддержка социально-педагогическая | деятельность социального педагога по оказанию превентивной и оперативной помощи детям (подросткам, семьям) в решении их социально-педагогических проблем в среде жизнедеятельности. |
Потребности социальные | род потребностей как психическое отражение нужды личности, ограничивающей ее взаимоотношения с другими людьми и самооценку, отвечающую её ценностным ориентациям. |
Роль социальная | социальная функция, модель поведения, объективно заданные социальной позицией личности в системе межличностных отношений; выполнение человеком определенной роли в соответствии с потребностями по- вседневной жизни, профессиональной деятельности, выполняемой функции и пр. У детей, находящихся в интернатных, социально-реабилитационных учреждениях, понимание и исполнение Р. с. деформированы. |
Сироты | дети, оставшиеся без попечения родителей, в том числе дети, родители которых по различным причинам отказались от них либо лишены родительских прав, и взятые на полное государственное обеспечение. С. с. – особая социально-демографическая группа детей в возрасте от рождения до 18 лет, лишившихся попечения родителей по социально-экономическим, нравственным, психологическим, медицинским причинам («сироты при живых родителях»).
Определение «социальные» указывает на то, что, в конечном счете, именно общество повинно в отсутствии достаточных материальных, финансовых и общих социальных условий для выполнения каждой семьей, каждым родителем своего долга, в дефиците у них (родителей) чувств ответственности, любви, сострадания и милосердия. |
Социализация | процесс становления личности. В процессе такого становления происходит усвоение индивидом языка, социальных ценностей и опыта (норм, установок, образцов поведения), культуры, присущих донному обществу, социальной общности, группе, и воспроизводство им социальных связей и социального опыта. С. рассматривается и как процесс, и как результат. |
Социальная работа | особый интегрированный, междисциплинарный вид профессиональной деятельности, направленный на решение социальных проблем отдельных, прежде всего социально уязвимых, личностей и общественных групп и удовлетворение потребностей граждан на создание условий, благоприятствующих восстановлению или повышению их способности к социальному функционированию. |
Социально-правовая защита детства | система государственных социальных мероприятий, нацеленная на профилактику и преодоление кризисных ситуаций в жизни ребенка; охрану детства. |
Краткий терминологический словарь некоторых особенностей физиологического и психического развития
Понятие | Определение |
Аглоссия | отсутствие языка; очень редкая врожденная аномалия; отсутствие языка, естественно, обуславливает резкое нарушение произношения, однако относительная внятность речи может быть сохранена за счет компенсаторного участия других органов артикуляции, например при произнесении переднеязычных звуков [д], [т], [н] кончик языка заменяется нижней губой, втягиваемой под верхние зубы |
Агнозия | нарушение процессов узнавания, наступающее нередко при поражении высших отделов коры головного мозга; наблюдается зрительная, слуховая, тактильная и другие виды агнозии; зрительная агнозия возникает при поражении затылочных отделов коры головного мозга, агнозия проявляется в том, что человек, не теряя остроты зрения при сохранении элементарной чувствительности и сознания, оказывается не в состоянии узнать предмет при зрительном восприятии или осмыслить картину в целом, а воспринимает лишь их фрагменты; слуховая (акустическая) агнозия возникает при поражении височных отделов головного мозга, выражается в потере способности узнавать предметы по характерным для них звукам: часы по тиканью, колокол по звону, собак по лаю и т. д; понимание речи при слуховой агнозии также нарушено; при тактильной агнозии больной с закрытыми глазами не может узнать на ощупь знакомый предмет, несмотря на сохранение чувствительности; открыв глаза он тотчас же узнает предмет; такая форма агнозии обнаруживается при поражении теменной области мозга |
Агрессивное поведение | враждебные действия с целью нанесения физического или морального ущерба другому человеку; возникает как импульсивная реакция в условиях конфликта, невозможности удовлетворения потребностей; у маленьких детей А. п. поведение носит неосознанный характер, поскольку у них еще недостаточно развита произвольная регуляция собственных действий, по мере социальной адаптации ребенок осваивает общественно приемлемые способы разрешения конфликтов и удовлетворения потребностей; склонность к А. п. свидетельствует о недостатках воспитания, в ряде случаев является симптомом психических расстройств |
Акинезия, акинез | невозможность произвольных движений вследствие параличей, неподвижности суставов или болей; причиной А. могут быть и психогенные факторы, например при истерии |
Альбинизм | врожденное отсутствие пигментации кожи, волос, радужной оболочки; А. возникает в результате генетически обусловленного нарушения синтеза пигмента меланина; у страдающих альбинизмом волосы бесцветной, как бы седые, радужная оболочка глаза красноватая, кожа молочно-белая, не поддающаяся загару, А. встречается среди растений и животных, но пораженные им особи в естественных условиях, как правило, нежизнеспособны; ребенок-альбинос в большинстве случаев развивается нормально, хотя нарушения слуха и интеллекта среди альбиносов случаются несколько чаще |
Анорексия | утрата аппетита |
Аутизм | болезненное состояние психики, характеризующаяся сосредоточенностью человека на своих переживаниях, уходом от реального внешнего мира; термин А. ввел Э. Блейлер в 1912 году для обозначения особого вида мышления, которое регулируется эмоциональными потребностями человека и не зависит от реальной действительности; при аутизме часто нарушается ориентировка во времени, события настоящего смешивается с прошедшими, реальное с фантастическим, особенно у детей; А. проявляется как отрыв от реальности, отгороженность от мира, отсутствие или парадоксальная реакция на внешние воздействия, пассивность в контактах со средой; в целом поведение аутичного ребенка характеризуется выраженной стереотипностью, однообразием, прежде всего это стремление к сохранению привычного постоянство в окружающем: есть одну и ту же пищу, носить одну и ту же одежду, гулять по одному и тому же маршруту, играть с одними и теми же игрушками; в моторике характерны вычурность позы, движений, мимики; медлительность с импульсивностью; также своеобразны у детей речевые расстройства, А. проявляется в уменьшении речевого контакта, иногда ребенок совсем перестает пользоваться речью (мутизм) и не реагирует на речь окружающих (сурдомутизм), но часто страдает и яркой выраженностью речи |
Афазия | частичная или полная утрата речи, обусловленная локальными поражениями головного мозга |
Брадифразия | чрезмерно замедленная речь с растягиванием гласных звуков, вялой, нечеткой артикуляцией; встречается при некоторых нервных заболеваниях и при олигофрении; обычно представляет собой частное проявление замедленных процессов, общей вялости, заторможенности |
Бредовый синдром | совокупность бредовых идей, которые являются искаженным отражением действительности в сознании человека в результате расстройства психической деятельности, в острых случаях, особенно при расстройства сознания, бред бессвязен, быстро меняется по содержанию; в хронических случаях возможна разорванность бреда |
Булимия | чрезмерный аппетит |
Вильяма синдром | редкая наследственная аномалия, для которой характерно специфическое сочетание умственной отсталости, врождённого порока сердца и своеобразного строения лица (последним определяется еще одно название синдрома – «лицо эльфа»); интеллектуальные нарушения начинают заметно проявляется примерно на третьем году жизни и часто сочетаются с двигательной недостаточностью |
Галлюцинации | ложные восприятия, не соответствующие действительности; к элементарным Г. относятся мнимые ощущения шума, стука, выстрелов, световых полос и др; сложные Г. имеют словесный характер или характер зрительных образов; в основе Г. лежит возбуждение тех или иных отделов мозга патологическим процессом; Г. являются характерным признаком многих психических заболеваний, в детском возрасте встречаются редко |
Глухонемота | сочетание тяжелого слухового дефекта и связанного с ним отсутствия речи; в исключительно редких случаях Г. обусловлена сочетанием отсутствие слуха и поражения речедвигательного аппарата; в подавляющем же большинстве случаев Г. возникает в связи с врожденным или рано приобретенным слуховым дефектом, когда без специального обучения (даже при сохранности речедвигательного аппарата) ребенок оказывается неспособным к освоению устной речи (не слыша речи окружающих, он не может подражать ей) |
Дальтонизм, протонопия | врожденная частичная цветовая слепота, преимущественно на красный цвет; помимо врождённых встречаются и приобретенные нарушения цветового зрения, следствие заболевания и повреждения сетчатки глаза, разных путей головного мозга |
Дауна болезнь | (по имени английского врача А. Дауна) одна из клинических форм олигофрении, при которой дефект умственного развития сочетается со своеобразным видом больного: недоразвитием черепа, плоским затылком, косым расположением глаз, широкой запавшей переносицей, полуоткрытым ртом, деформированными ушами; при болезни Д. нерасхождение 21 пары хромосом приводит к тому, что у этих больных во всех клетках организма имеется не 46, как в норме, а 47 хромосом; при болезни поражаются все органы и системы, наибольшие изменения обнаруживаются в ЦНС и железах внутренней секреции |
(Для получения более подробной терминологии см. второе издание Терминологического словаря по коррекционной педагогике и специальной психологии И. Б. Агаевой, Красноярск, 2012. – 240 с.)