Словарь по культурологии

Министерство образования и науки Российской Федерации

Федеральное государственное автономное образовательное учреждение высшего профессионального образования «Уральский федеральный университет имени первого Президента России Б. Н. Ельцина»

КУЛЬТУРОЛОГИЯ

Электронное текстовое издание

СЛОВАРЬ

для студентов всех форм обучения всех специальностей

Екатеринбург

УрФУ

2011

Составители: Блошенко Е.В., Булатова А.В., Вожева Л.Б., Возгривцева К.И., Ган О.И., Головнёва Е.В., Евстюгина Н.С., Журавлёва Н.И., Зорина Л.В., Летова В.А., Мельникова С.В., Некрасов С.Н., Пронько Т.И., Резник И.Б., Субангулова Н.А.

Научный редактор канд. ист. наук, доцент О.И. Ган

Словарь содержит основные термины, используемые в курсе культурологии, имеющие отношение к концепциям, рассматривающим существование и развитие культуры, а также характеризующим отдельные культурные феномены.

Подготовлено кафедрой культурологи и дизайна

© УрФУ, 2011

Абстракционизм (от лат.abstractio – отвлечение) – художественное направление ХХ в., отрицающее возможность познания реальности. Характеризуется созданием беспредметных пластических, цветовых, ритмических композиций, вызывающих определённые ассоциации, мысли, направленные на непостижимое начало мироздания. Основателем абстракционизма считается В.В.Кандинский, русский художник.

10 стр., 4580 слов

12. Образование как социокультурный феномен

Понятие «образование» этимологически связано с понятием «культура» (лат. cultura - возделывание, образование, воспитание, развитие, почитание). С учетом этого образование есть индивидуальная культура различных видов деятельности и общения человека, которой он овладевает на основе целенаправленной целостной системы обучения и воспитания (В. И. Андреев). Образование, являясь социокультурным ...

Авангардизм (от франц.avant – передовой и garde – отряд) – наиболее радикальная тенденция модернизма, характеризующаяся отрицанием традиций, преемственности, бунтарством, поиском новых форм на грани искусства и неискусства.

Аграрная цивилизация – тип традиционного общества, основанный на сельскохозяйственном и ремесленном производстве. Характеризуется жёсткой иерархической социальной структурой и деспотичной властью.

Адаптация социальная – процесс взаимодействия личности с социальной средой; включает усвоение норм и ценностей среды в процессе социализации, а также изменение, преобразование среды в соответствии с новыми условиями и целями деятельности.

Аккультурация — процесс приобретения свойств и форм культуры одним народом у другого, в результате чего появляются новые элементы культуры. А. происходит как на уровне отдельного представителя, так и в культуре в целом, когда происходит взаимодействие ее с другими культурами. А. – это и сам коммуникационный процесс, и его результаты. Существует четыре основные стратегии аккультурации в новой культурной среде: ассимиляция, интеграция, сепарация, маргинализация.

Аксиологический – ценностный. Аксиология – учение о ценностях, обобщенных устойчивых представлениях о предпочитаемых благах, объектах, значимых для человека.

Анимизм (от лат. anima, animus — душа, дух) – одушевление мира в первобытном сознании, представление о наличии живых душ не только у людей и животных, но и во всех мировых явлениях и предметах.

Антиномия (от греч. antinomia противоречие в законе) – противоречие между рядом положений, из которых каждое имеет законную силу.

Антропология культурная – область научного знания, связанная с изучением содержания совместной жизни людей с точки зрения обусловленности их взаимодействия и коммуникаций, порождения артефактов и обмена ими в этих процессах.

25 стр., 12060 слов

016_Человек. Его строение. Тонкий Мир

22 НФО «Мир через Культуру» Для группы первого года обучения, № 016 Человек. Его строение. Тонкий Мир. Семеричное строение человека. Сон – малая смерть… Подготовка к переходу в Тонкий Мир… Сотрудничество с Тонким Миром. Сотрудничество с Дальними Мирами… «Memento mori…»* Что буду делать «там»?.. Психология внетелесных переживаний Роберта Монро, США… Литература. Могут спросить – почему люди не ...

Антропологический подход – рассмотрение культуры как особого инструмента приспособления человека к природе.

Антропоцентризм (от греч. άνθροπος — человек и лат.centrum– центр) – философское учение, согласно которому человек есть центр Вселенной и цель всех совершающихся в мире событий. А. ставится в оппозицию мировоззрению монотеистических религий (теоцентризму), где центром всего является Бог, а также античной философии (космоцентризму), где в центре всего находится космос.

Архетип (от греч. arche — начало и typos — образ; первообраз) – врождённые психические структуры, которые являются результатом исторического развития человечества. В широкий оборот термин ввёл К.-Г. Юнг. Согласно Юнгу, А. выступает основой творчески продуктивной деятельности человека, формирует сюжеты, темы, образы в культуре вообще, в мифологии – в частности.

Ассимиляция – принятие индивидом норм и ценностей новой среды и одновременно полным отказом от собственной культуры (прежде всего, культуры этнического меньшинства), к которому индивид принадлежит.

Базилика (от греч.Basilike– дом архонта-базилевса) – здание вытянутой прямоугольной формы, разделенное рядами столбов или колонн на несколько продольных частей – нефов. Первоначально в Древнем Риме, – общественные здания, затем стали использоваться христианами для собраний.

Барокко (итал. barocco, буквально странный, причудливый) – стиль искусства конца XVI – середины XVIII вв. Отражает сложность, многообразие, изменчивость мира. Б. свойственны контрастность, аффектация, стремление к величию и пышность, к совмещению реальности и иллюзии. Для архитектуры свойственны текучесть сложных, обычно криволинейных форм.

Берегини (берегыни) – в древнерусской языческой мифологии олицетворение добра, силы, оберегающие человека, заботящиеся о посевах и дожде для нив; представлялись в виде прекрасных крылатых дев. По другим версиям, Берегиня существует только в единственном числе и является великой богиней, породившей все сущее, ее сопровождают светозарные всадники, олицетворяющие солнце. Культ Берегини (берегинь) связан с березой ­– воплощением добра и света.

21 стр., 10186 слов

Это люди, изменяющие мир. R. Bonnke. Missions Reportage, 25. 2010

Алексей Ксендзюк ПО ТУ СТОРОНУ СНОВИДЕНИЯ Технология Трансформации Сновидцы — это люди, изменяющие мир. R. Bonnke. Missions Reportage, 25. 1. 2010 СОДЕРЖАНИЕ Об авторе От автора Карлос Кастанеда и нагуализм нового цикла ВВЕДЕНИЕ. Начало магии осознания ЧАСТЬ 1. Психоэнергетическая дисциплина Нагуализма. Происхождение личной Силы 1. Нагуализм, сновидение и энергия Бытия 2. Двенадцать этапов ...

Бинарные оппозиции – основной способ построения мифа (К.Леви-Стросс) через противоположности и их взаимодействие, это средство рационального описания мира, где одновременно рассматриваются два противоположных понятия, одно из которых утверждает какое-либо качество, а другое – отрицает.

Благолепие – торжественная, величественная красота; великолепие, благопристойность, степенность, чинность, благообразие.

Буддизм – самая древняя из трех мировых религий, возникшая в VI веке до н. э. Основана на четырех благородных истинах: о всеобщности страданий, о желаниях как причинах страданий, о возможности прекращений страданий, о пути прекращения страданий.

Варна (от санкр. вид, род, цвет) – сословие в древнеиндийском обществе. Варн четыре: брахманы – жрецы, кшатрии – цари и воины, вайшьи – земледельцы и ремесленники, шудры – слуги. Последние, в отличие от высших В., не имели права «слушать Веды». Позже на основе В. появляются касты.

Вера религиозная –волевая установка, предполагающая принятие существования объекта веры, систему представлений о нем, установление с ним отношений поклонения; следующие из этого нормы поведения по отношению к другим людям и к миру вообще.

Вербальный – словесный, устный.

Вероучение религиозное– зафиксированное средствами культуры (текст, «закон», догматические определения, символика и др.) концептуальная система религиозных взглядов и идей о мире, смысле жизни, средствах и способах его реализации, главным из которых является осознание взаимоотношений с высшими силами (Богом), определяющая религиозную деятельность той или иной конфессии.

Виртуальный мир («цифровые миры», «искусственные миры») – интерактивное смоделированное пространство, к которому множество пользователей персональных компьютеров имеют доступ через интернет. Существует множество разных виртуальных миров, все они имеют шесть признаков: совместное пространство для всех пользователей; графический пользовательский интерфейс; оперативность; интерактивность; постоянство; общение.

23 стр., 11175 слов

Портрет как средство познания внутреннего мира человека в условиях пространственной среды общеобразовательной школы

... мира, освоить непреходящие ценности культуры, перенять духовный опыт поколений. В наше время с особой остротой стоит задача формирования духовного мира человека ... глаз И той улыбки нет, что молча выражали Страданье - тень любви. И мысли - тень печали ... характера, внешности, мимики, жестикуляции, принадлежность определенной категории социального общества. Школьники должны усвоить, что рисунок и живопись ...

Возрождение – см. Ренессанс.

Гелиоцентрическая картина мира – представление о том, что Солнце является центральным небесным телом, вокруг которого обращается Земля и другие планеты. Противоположность геоцентрической системе мира. Возникло в античности, но получило широкое распространение с конца эпохи Возрождения, благодаря теории Н. Коперника.

Геокультурное пространство – система устойчивых культурных реалий и представлений, формирующихся на определенной территории в результате сосуществования, столкновения, взаимодействия, различных культурных традиций, вероисповеданий, норм, ценностных установок, традиционных структур восприятия и функционирования картины мира.

Герменевтика (греч. hermeneutike, от hermeneuo – разъясняю, толкую) – направление в философии ХХ века, выросшее на основе интерпретации литературных текстов. С точки зрения герменевтики реальность мы видим сквозь призму культуры, которая представляет собой совокупность основополагающих текстов, которые необходимо истолковывать.

Готический стиль (от итал.Gotico– готы) –художественный стиль в западноевропейском искусстве X-XV вв. Проявился в строительстве кафедральных соборов и связанным с ним искусством каменной и деревянной резьбы, скульптуры, витражей. Характерные черты – большая высота и использование стрельчатых арок.

Гуманизм (от лат.humsnus– человечный,homo– человек) –мировоззрение, в центре которого находится идея человека как высшей ценности; возникло как философское течение в эпоху Возрождения.

Гуманитарная наука – наука, котораяизучает человека в сфере его духовной, умственной, нравственной, культурной и общественной деятельности. По предмету и методологии изучения часто пересекается с общественными науками, а также противопоставляется естественным и точным наукам. Основной объект исследования – текст.

Дао («путь», «путь Неба») – в даосизме сущность и первопричина мира, источник его многообразия и некий естественный закон, которому следует все в природе. В учении Конфуция – правильный путь применительно к государству и благородному мужу (цзюньцзы).

3 стр., 1436 слов

№4.Значение общения в жизни людей и общества

№4.Значение общения в жизни людей и общества Общение – сложный процесс взаимодействия между людьми, заключающийся в обмене информацией, а также в восприятии и понимании партнерами друг друга. Субъектами общения являются живые существа, люди. В принципе общение характерно для любых живых существ, но лишь на уровне человека процесс общения становиться осознанным, связанным вербальными и ...

Двоеверие – религиозное и культурное явление, заключающееся в параллельном сосуществовании традиционного христианства и элементов дохристианских языческих верований.

Деизм – религиозно-философская доктрина, которая признает Бога как разум, сконструировавший «машину» природы и давший ей законы движения и развития, но отвергает дальнейшее вмешательство Бога в саморазвитие мира (промысел, чудеса) и не допускает иного пути познания Бога, кроме разумного.

Декаданс (франц. decadance, от лат.decadentia – упадок)– общее наименование кризисных явлений культуры, отмеченное настроениями пессимизма, безнадёжности, неопределённости. В декадентстве преобладает философия неограниченной свободы личности, поведения, независимого от общепринятой морали.

Деятельностный подход – рассмотрение культуры как способа деятельности, как системы внебиологических способов программирования активности людей в обществе.

Духовная культура – это результаты интеллектуальной и духовной деятельности человека, которые существуют в форме символических знаковых систем. Выделяются различные области духовной культуры в соответствующих формах – религии, искусства, философии, науки, морали и т. д.

Жэнь жень(совершенномудрый) – идеал человека в даосизме. Стремление к гармонии природы и социальной жизни определило значимость таких понятий как естественность и недеяние (увей).

Задача человека – постичь дао и жить в согласии с ним, ощущая себя частицей мирового потока, не вмешиваться и не изменять естественный ход вещей. Постигший дао совершенномудрый обретает магические способности, долголетие и, в пределе, бессмертие.

Западничество – направление русской общественной мысли и политической идеологии, ориентированное на европейские ценности и отрицающее идею самобытности, своеобразия и уникальности исторических судеб России.

6 стр., 2991 слов

Основные положения концепции культуры и психологии искусства с точки зрения психоаналитического метода З. Фрейда

СОДЕРЖАНИЕ ВВЕДЕНИЕ 1. Психология искусства в свете психоанализа 1.1 Происхождение и связь творчества с детской игрой 1.2 Общая характеристика теории творчества по Фрейду 2. Психоаналитическая концепция культуры ЗАКЛЮЧЕНИЕ СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ ВВЕДЕНИЕ Зигмунд Фрейд - знаменитый австрийский психолог и психиатр, основоположник психоанализа, автор трудов «Толкование сновидений», «Тотем и табу», « ...

Знак – материальный, чувственно воспринимаемый предмет (событие, действие или явление), выступающий в качестве указания, обозначения или представителя другого предмета, события, действия.

Знаково-символический подход – изучение культуры как сферы сверхличных, всеобщих смыслов, которые люди хранят особым образом и наделяют ими все свои творения и действия. Мир смыслов хранится и передается как система знаков и символов.

Идентичность – психологическое представление человека о своем «Я», которое характеризуется субъективным чувством индивидуальной сомотождественности и целостности.

Иконопись – вид средневековой живописи, религиозной по темам и сюжетам, культовой по назначению. В наиболее общем смысле – создание священных изображений, предназначенных быть посредником между миром Божественным и земным при индивидуальной молитве или в ходе христианского богослужения, одна из форм проявления Божественной истины.

Индустриальная цивилизация – тип общества, основанный на машинной технике, массовом производстве и распределении.

Инициация (от лат.initiation– совершение таинств мистерий) –обряды посвящения в традиционной культуре детей во взрослую жизнь, либо посвящение в профессию, в какой-то особый род занятий. Их еще называют обрядами перехода. Предполагают как составные части обучения и серьёзные испытания на выносливость или профессиональные навыки.

Инкультурация – процесс освоения человеком (членом конкретного общества) основных черт и содержания культуры своего общества, менталитета, культурных образцов и стереотипов в поведении и мышлении.

Интеграция – отражение стремления индивида сохранить основные собственные культурные характеристики при принятии основных ценностей и образцов поведения новой культуры. В процессе И. индивид устанавливает прочные связи с ее представителями. И. понимается как согласованность или процесс согласования между различными субъектами межкультурной коммуникации. И. может быть как внутрикультурной, так и межкультурной.

Интеллигенция (от лат. intelligens — понимающий, мыслящий, разумный) – социальная группа людей, профессионально занимающихся умственным трудом, развитием и распространением культуры, обычно имеющих высшее образование. В русской традиции к интеллигенции причисляют тех, кого можно считать нравственным эталоном общества.

Интерпретация (лат. interpretatio – толкование, разъяснение) – процедура установления содержания понятий, наделения выражений тем или иным смыслом, а также результат такой процедуры.

Информационное общество – историческая фаза развития человечества, в которой главными продуктами производства становятся информация и знания. В развернутом и детализированном виде концепцию информационного общества предложил Д. Белл. Имеется в виду переход от индустриального общества к обществу услуг, определяющее значение кодифицированного научного знания для реализации технологических нововведений и превращение новой «интеллектуальной технологии» в ключевой инструмент системного анализа и теории принятия решения.

Инцест – кровосмесительные отношения, брак между близкими родственниками.

Ирония – (греч. eironeia — притворство) – скрытая насмешка, которая дискредитирует описываемое. Суть иронии заключается в том, что «кому-нибудь или чему-нибудь приписывается та черта, которая отсутствует, и тем самым ее отсутствие только подчеркивается». Ирония часто читается между строк, иногда сама ситуация заставляет понимать слово или словосочетание в смысле, прямо противоположном общеизвестному.

Иррационализм (от лат. irrationalis– неразумный, бессознательный) –направление философии, которое отрицает или ограничивает возможность разума в познании мира и утверждает основой миропонимания нечто недоступное разуму, алогичное.

Искусство (от др.-русск. или ст.-слав. творити искусы – создавать опыт, истязание) –одна из форм общественного сознания и часть духовной культуры человека и человечества, деятельность, направленная на создание эстетически-выразительных форм, процесс освоения мира в образной форме и её результат.

Ислам – самая молодая из трех мировых религий, возникшая в VII веке н. э. В основе строгое единобожие и почитание пророка Мухаммеда.

Карма – в индийских религиях и философии автоматический действующий закон воздаяния, совокупность поступков совершенных живым существом, определяющая его новое рождение.

Касты (инд. «джати») – замкнутые и обособленные социальные группы, характеризующиеся эндогамией и наследственно закрепленным характером труда.

Карнавал (от лат.Carval– «корабль шутов») –народно-праздничная форма смеховой средневековой культуры. Появился в IX–X вв. к этому времени относятся ранние упоминания о периодических городских празднествах в разных городах Западной Европы. Праздник, связанный с переодеваниями и красочными шествиями. Основная фигура на карнавале – шут.

Классицизм (от лат.classicus – образцовый) – стиль и направление в искусстве XVII – начала XIX веков, обращавшийся к античному искусству как к норме и образцу. Основывается на идеях философского рационализма, на представлениях о разумной закономерности мира, о прекрасной облагороженной природе, стремится к выражению высоких нравственных и гражданских идеалов. Соответственно высоким этическим идеалам и воспитательной программе искусства существует иерархия жанров – высоких и низких. В литературе главную роль играет разворачивание этического конфликта. Типизированные образы. В архитектуре – четкость и геометризм форм, логичность планировки. Изобразительное искусство отличается логичным развертыванием сюжета, ясностью, уравновешенностью композиции.

Код – правило (алгоритм) сопоставления каждому конкретному сообщению строго определённой комбинации символов (знаков) или сигналов.

Коммуникативная компетентность – знание используемых при коммуникации (общении) символьных систем и правил их функционирования, а также принципов коммуникативного взаимодействия.

Коммуникация (лат . communicatio, от communico — делаю общим, связываю, общаюсь) – общение, средство связи, передача информации от человека к человеку – специфическая форма взаимодействия людей при помощи знаковых систем.

Конструктивизм (франц. constructivism, от лат. constructio – построение) –направление искусства начала ХХ в., призванное соединить эстетическое начало в искусстве и утилитарную целесообразность как истинную цель творческой деятельности (архитектура, дизайн, живопись, скульптура, фотомонтаж и т. д.).

Контр-культура – культурное объединение с особыми нормами и ценностями, активно противопоставляемыми таковым, принятым господствующей культуры.

Кубизм (франц. cubism, от cub – куб) –направление западноевропейского искусства начала ХХ в., превращающее произведение искусства в комбинацию элементарных геометрических фигур. Кубизм передаёт не облик предмета, а его конструкцию, архитектонику, структуру, сущность.

Культ религиозный — религиозная практика,деятельность, направленная на установление контакта с объектом веры.

Культура (лат.cultura– возделывание, обрабатывание) – 1) социально-творческая деятельность человечества во всех сферах быта и сознания, направленная на преобразование действительности; 2) созданный человеческой деятельностью окружающий мир – «вторая природа», в отличие от первозданной природы – натуры.

Культурная норма – узаконенное установление, признанный обязательный порядок в рамках определенной культуры.

Культурная форма – совокупность наблюдаемых признаков и черт всякого культурного объекта (явления), отражающая его утилитарные и символические функции, на основании которых производится его идентификация в культуре.

Культурно-исторический тип – автономная самодостаточная цивилизация, развитие которой подобно живому организму: рождение – созревание – расцвет – упадок.

Культурология – наука, изучающая культуру, закономерности ее существования, развития и способы постижения. В задачи К. входит осмысление культуры как целостного явления, определение наиболее общих законов её функционирования, а также анализ культуры как системы. В XX веке К. утвердилась как самостоятельная дисциплина.

Куртуазность (фр.Amourcourtois- изысканная вежливость, любезность) –придворно-рыцарская система правил, выработанная в культуре XII-XIV вв. средневековая концепция любви, согласно которой отношения между влюбленным и его дамой подобны отношениям между вассалом и его господином.

Либерализм – идеологическое и общественно-политическое течение, объединяющее сторонников парламентского строя, буржуазных свобод и свободы капиталистического предпринимательства.

Личность – человек, который в индивидуальной мере и формах осваивает и развивает свою социальную сущность.

Магия – повседневная первобытная практика, способ манипуляции со скрытыми явлениями, неведомым миром, основанный на внерациональном постижении мира и на уверенности субъекта в своих способностях влиять на мир.

Мандала – священная диаграмма буддийской вселенной, геометрический символ, представляющий собою квадрат, вписанный в круг; в центре квадрата, как правило, изображается фигура Будды.

Маргинализация – состояние человека или группы на грани двух культур (миграция, межэтнические браки и т. д.).

Они участвуют во взаимодействии культур, но полностью не примыкают ни к одной из них, в результате чего возникает двойственное самосознание и психическое напряжение.

Масс-медиа (средства массовой коммуникации) – технологии и институты, через которые централизованно распространяется информация и другие формы коммуникации; одна из существенных форм распространения и бытия массовой культуры. «Медиа» (множественное число от «медиум») – любые инструменты коммуникации, которые передают, или «медитирует» значение. Телефон, радио, фильм, телевидение – все они являются «медиа», наряду с печатью и человеческим голосом, живописью и скульптурой.

Массовое – рассчитанное на широкий круг зрителей.

Массовая культура – Массовая культура понятие, охватывающее многообразие и разнородные явления культуры ХХв., получившие распространение в связи с научно-технической революцией и постоянным обновлением средств массовой коммуникации. М.К. носит индустриально-коммерческий характер. К МК относят только те элементы культуры, которые транслируются благодаря масс-медиа, или каналам массовой коммуникации (радио, телевидение, кино, пресса).

Ориентирована на «анонимного», «атомарного» индивида (Д. Белл), на «человека массы» (Х. Ортега-и-Гассет).

Материальная культура – предметы созданной человеком второй природы (орудия труда, техника, предметы быта и пр.), которые выполняют в человеческой жизни двоякую роль: с одной стороны, они служат практическим целям, с другой – выступают средствами хранения и передачи социально значимой информации.

Межкультурная коммуникация (от лат. сommunicatio– сообщение)– процесс взаимодействия между субъектами социокультурной деятельности с целью обмена или передачи сообщениями (информацией, опытом) посредством знаковых систем.

Менталитет – это глубинные структуры культуры, которые определяют на протяжении длительного времени ее этническое и национальное своеобразие, совокупность образов и представлений, которые лежат в основе понимания мира человеком и определяют его поведение.

Мессианство – учение об особой роли данного народа в судьбах человечества.

Ми́месис, или мимезис-(с др. греч μίμησις — подобие, воспроизведение, подражание) – эстетическая теория, которая объясняет происхождение и сущность искусства подражанием. Аристотель в «Поэтике» писал, что человеку от рождения присуще подражание, которое дает ему наслаждение.

Миф – продукт коллективной фантазии, способ упорядочивания мира в сознании, адаптационный механизм, который помогал не столько понять мир в его объективных причинно-следственных связях, сколько объяснить его, т. е. привести в порядок совокупность субъективных образов мира, впечатлений о мире и о месте человека в нём. Часто возникает в виде рассказа-ответа на вопрос «почему». Основные виды М.: антропогонические – о происхождении человека; космогонические – о происхождении и устройстве мира; космологические – об устройстве вселенной; эсхатологические – о конце света.

Мифология (от греч. mythos — предание, сказание и logos — слово, рассказ) – 1) совокупность мифов, система мифов 2) наука, изучающая мифы и соответствующие им сказания.

Модернизм (франц. modernism, от лат. modernus – новый, современный) –обозначение художественных течений начала ХХ в., отрицающих изобразительность искусства, «копирование» натуры. М. утверждает независимость искусства от реальности и стремится изобразить неизобразимое, невидимую духовную сторону природы.

Монотеизм (отгреч.μόνος, «один» игреч.θεός, «Бог») –единобожие, вера в единого Бога; признание единого личного, свободного и разумного начала, сотворившего мир.

Мультикультурализм – множественность культур, не только в этническом плане, но и в плане многообразия, вариативности видов, форм, содержания, языка культуры.

Неолитическая революция – переход от присваивающего хозяйства к производящему, появление разделения труда, происходила в VII – VIII т. л. до н.э.

Нигилизм (от лат.nihilничто) – мировоззрение, отрицающее все человеческие ценности — добра, истины, красоты, смысла жизни. Ф. Ницше заимствовал термин у И.С. Тургенева и обозначал им стремление к переоценке высших ценностей.

Обряд – совокупность условных, традиционных, упорядоченных, повторяющихся действий, лишённых непосредственной практической целесообразности, но служащих символом определённых социальных отношений, формой их наглядного выражения и закрепления.

Словарь по культурологии — Стр 2

Общественно-экономическая формация – это исторический тип общества, основывающийся на определенном способе производства и выступающий как ступень прогрессивного развития мировой истории человечества от первобытнообщинного строя к коммунизму. Каждая формация представляет собой комплекс производительных сил, производственных отношений (базис) и культуры (надстройка).

Общественный договор – договор, заключенный между гражданами о повиновении государству, которому граждане передают функцию суда, наказания и защиты своей жизни и собственности.

Оккультизм (от лат.occultus– тайный, сокровенный) –общее название мистических учений, признающих наличие в человеке, природе и космосе особых скрытых (оккультных) сил и связей и призывающее человека к овладению ими для достижения своих целей.

Осевое время – период между VIII и II вв. до н. э., когда, согласно К. Ясперсу, происходило становление истории человечества как мировой истории. В это время в Китае, Индии, Персии, Палестине, Греции складываются так называемые религии спасения, которые предлагают человеку индивидуальную программу бытия в мире.

Откровение – проявление Высшего Существа в мире с целью сообщить истину о Себе и о том, что требуется от человека.

Отчуждение – процесс, характеризующийся превращением деятельности человека и ее результатов в самостоятельную силу, господствующую над ним и враждебную ему. Выражается в отсутствии контроля над условиями, средствами и продуктом труда. Получает определенное отражение и в сознании человека: восприятие социальных норм как чуждых и враждебных, чувство одиночества, апатии и т. д.

Пантеизм (от греч., «всё»; и θεός,«Бог) – религиозно-философское учение, отождествляющее Бога с космосом. Бог в П. не мыслится как какая-то Личность, существующая, вне зависимости от мира. Он полностью имманентен (от лат. immanens – внутренне присущий чему-либо) космосу.

Парадигма (от греч. –paradeigma– пример, образец) – совокупность знаний, методов и ценностей, безоговорочно разделяемых членами научного сообщества данного времени, эпохи, места.

Партиципация – сопричастность, особенность первобытного сознания, связывающая все явления и предметы мира между собой духовной (анимизм) и причинно-следственной связью. Термин ввёл Л. Леви — Брюль.

Плюрализм (от лат. pluralis – множественный) –всеобщая, всепоглощающая множественность взглядов, теорий, концепций.

Политеизм (отгреч.πολύς — многочисленный иθεός- бог, божество) –многобожие, вера в нескольких богов, имеющих свою иерархию, обладающих большей или меньшей властью, имеющих свой облик (часто антропоморфный) и свою определённую сферу управления в природе и обществе.

Понимание – способность, умение проникнуть в смысл явления, усвоить, осознать его; состояние сознания, которому ясен, открыт, известен, доступен его смысл. Понимание может существовать и без непосредственного знания.

Постмодернизм (франц. postmodernism, от лат. post – после, modernus – новый, современный) –культура переходного периода (искусство, философия, социология) возникшая в 70-е – 80-е гг. ХХ в. Постмодернизм отрицает ценности модернизма, традиционные ценности европейской культуры, утверждает ощущение мира как хаоса, в котором отсутствуют ценностные ориентиры.

Православие – одно из направлений христианства, наряду с католицизмом и протестантизмом. Начало складываться с IV в. как официальная религия Византийской империи, полностью самостоятельно с момента разделения христианской церкви в 1054. Не имело единого церковного центра, впоследствии оформилось несколько самостоятельных православных церквей (в настоящее время их 15), каждая из которых имеет свою специфику, однако придерживается общей системы догматов и обрядности.

Протестантизм – одно из направлений христианства, наряду с православием и католицизмом, основанное на исключительном авторитете Священного Писания в противоположность церковной традиции; учении об оправдании только верой и равенстве верующих перед Богом.

Протестантская этика – система ценностных нормативов, характерная для протестантизма, предполагающая такие светские ценности, как право на труд, трудовая дисциплина, исполнительность и профессионализм, инициативность, «справедливая», по правилам, устанавливаемым самими людьми, конкуренция.

Профанное – обычное, повседневное, не несущее ценностной окраски, соотносимое с буднями.

Разумный эгоизм – моральная установка личности, основанная на стремлении к собственному благополучию и согласном с разумом признании такого же стремления у других. Это признание приводит к осознанию необходимости ограничивать некоторые свои естественные стремления в интересах всех, ради общего блага.

Рационализм – мировоззренческая установка, предполагающая веру в разумное устройство окружающего мира и человеческой природы. Р. рассматривает разум в качестве орудия для преобразования природы, человеческого общества и самого человека.

Регион (от лат. regionis — область) – территория, обладающая некоторой общностью природных, экономических или иных условий.

Региональная идентичность – явление, в рамках которого один человек или общность людей, оценивают свое положение по отношению к внешнему миру на территориальном уровне.

Религия – мировоззрение, система нравственных отношений и практика (образ и уклад жизни, специфические действия) личности, группы, любого объединения людей, общества, народа, которые выстраиваются в соответствии с верой в единого Бога или нескольких богов, устанавливают культ богослужебных и обрядовых правил и предписаний, таинств и действий.

Ренессанс/возроджение (фр.Renaissance, итал.Rinascimento) –эпоха в истории культуры Европы (XIV – XVI вв.), пришедшая на смену культуре Средних веков и предшествующая культуре Нового времени. Отличительная черта эпохи – светский характер культуры и ее антропоцентризм, то есть обращение в первую очередь к человеку и его деятельности. Появляется интерес к античной культуре, происходит как бы ее «возрождение». Термин Р. встречается уже у итальянских гуманистов, например, у Дж. Вазари.

Ренессансный гуманизм – европейское интеллектуальное движение, являющееся важным компонентом Ренессанса. Возникло во Флоренции в середине XIV века, существовало до середины XVI века. Р. г. является первой стадией развития гуманизма, движением, в котором гуманизм впервые выступил как целостная система взглядов и широкое течение общественной мысли. Основной идеей ренессансных гуманистов было улучшение человеческой природы через изучение античной литературы.

Рефлексия – процесс самопознания индивидом внутренних психических актов и состояний.

Реформация (от лат.reformatio– преобразование, исправление) – религиозное движение XVI века, направленное против римско-католической церкви, приведшее к оформлению протестантской ветви христианства.

Ризома –внеструктурный и внелинейный способ организации целостности в постмодернизме. В ризоме нет ни начала, ни конца, невозможно отделить внешнее от внутреннего (хаокосмос).

Ритуал – историческисложившаяся форма социально санкционированного упорядоченного символического поведения, в которой способ и порядок исполнения действий строго канонизированы. Ритуальные действия должны были сопровождать любой праздник, они были сферой сакрального, нерационального, неутилитарного, в противоположность профанной, утилитарной, рациональной повседневной деятельности.

Род – общеславянский бог, создатель всего живого и сущего.

Рожаницы – женские божества плодородия в славянской мифологии, покровительницы рода, семьи, домашнего очага. Р. — покровительницы как рождаемости, так и урожайности, духи плодородия, рождения новой жизни.Р. всегда упоминаются совместно с мужским божеством Родом и, как правило, существуют в паре (в древнерусском языке использовалось не множественное, а двойственное число при употреблении понятия «рожаницы»).

Русские рожаницы сходны с греческими мойрами, римскими парками.

Романский стиль (от лат.Romanus– римский)– стилевое направление в западноевропейском искусстве X-XIII вв., берущее свое начало в древнеримской культуре. Характеризуется использованием в зданиях сводчатых и арочных конструкций, простых, строгих и массивных форм.

Романтизм –философское и художественное направление в европейской культуре XVIII – 1-й половины XIX вв., отразившее разочарование в итогах Великой французской революции, идеологии Просвещения и буржуазных идеалах. Основа романтического мировосприятия – ощущение мучительного разлада идеала и действительности. Основными темами искусства Р. является утверждение самоценности творческой личности, изображение сильных страстей, одухотворенной природы, а также национальное прошлое и фольклор.

Рыцарство (от нем.Ritter– всадник) –военно-земледельческое сословие в средневековой Западной Европе. Выработало нравственный и этический идеал воина: верность сеньору, презрение к опасности, готовность защищать христианскую церковь, оказывать помощь сирым и немощным; Р. должны быть чужды скупость и расчетливость.

Сакральное (от лат.sacer,sacri– священный, запретный, проклятый) –священное, принципиально отличное от обыденной реальности, исключительно ценное.

Самоидентификация человека – отождествление себя с определенным социальным, политическим, профессиональным сообществом. Сознательный выбор и утверждение личностью своей позиции в разнообразных проблемных ситуациях.

Самость – единство личности как целого. Целостный спектр психических явлений у человека.

Сансара – в индийских религиозно-философских представлениях круг бытия, мир понятый как круговорот рождений и смертей, переходов из одной телесной оболочки в другую.

Сверхиндустриальная цивилизация – постиндустриальное общество, приходящее на смену индустриальному. Основано на информационных и био-технологиях, характеризуется переориентацией с массовости и унификации на индивидуальность и уникальность, распадом больших социальных групп, принципиально иной системой коммуникации.

Сверхприродное – искусственная, созданная человеком реальность, которая надстраивается над природой.

Северное возрождение – период в культурном развитии стран, расположенных к северу от Италии (главным образом Нидерландов, Германии, Франции) в XV-XVI вв., характеризующегося переходом от Средневековья к Новому времени. В отличие от итальянского Возрождения, для С. В. характерно сохранение средневековых традиций, интерес к индивидуальной неповторимости человека и его окружению.

Секуляризация (от позднелатинского saecularis — мирской, светский) – освобождение общества от религии, церковных институтов.

Сепарация – стратегия изолирования себя от господствующей культуры. Иммигранты, придерживающиеся этой стратегии, сохраняют все свои культурные характеристики и этническую идентичность, отвергая любые контакты и отношения с представителями принимающей культурной среды.

Серебряный век –период в истории русской культуры, в начале. 20 в. Для С. В. характерно появление широкого слоя образованного общества, появление многочисленных просвещенных любителей искусств. Многие из этих любителей сами впоследствии становились профессионалами, другие же составляли аудиторию – были зрителями, слушателями, читателями, критиками.

Символ (от греч. – знак, сигнал, признак предмета) – предметный или словесный знак, условно выражающий сущность явления с определённой точки зрения. Он основывается на скрытом сравнении явлений (например, быта и верований) и имеет всегда переносное значение.

Симулякр (лат. simulacrum – подобие, видимость,) –«копия без оригинала» (Ж. Бодрийяр), обманчивая видимость, мнимость, замена реальности конструированием вещей. Удваивание миражей, присваивание смысла пустоте.

Синергетический подход – нелинейный способ интерпретации культурной динамики, использует применительно к обществу теорию сложных нелинейных саморазвивающихся систем.

Синкретизм – нерасчлененность различных видов культурного творчества, свойственная ранним стадиям его развития. Термин этот применяется и к области искусства, к фактам исторического развития музыки, танца, драмы и поэзии.

Славянофильство – направление русской общественной и философской мысли 1840-1850 гг., выступившее с обоснованием самобытного пути исторического развития России, принципиально отличного от западноевропейского пути. С точки зрения славянофилов, русскому культурно-историческому типу присущи соборное начало и самодержавная власть.

Смысл – содержание того или иного выражения (знака, слова, предложения, текста).

Сущность смысла открывается в его коммуникативной природе. С. является выражением коллективного опыта, передаваемого культурой, и существующего в этом плане независимо от индивидуального сознания.

Соборность (кафоличность) (от греч. Katholikos — всеобщий) – один из основных принципов христианской церкви – всеобщность, универсальность («единая, святая, соборная и апостольская церковь»).

В русской культуре понятие С. развивалось славянофилами, трактовалось как комплекс морально-этических норм внутри сообщества, приветствовавших единение, отвергавших индивидуализм и стремление только к личному счастью.

Социология культуры – раздел гуманитарного знания, направленный на изучение историко-культурного материала с позиций социологической науки. Исследуя воздействие культуры на социальную структуру общества, его социальные институты и движения, на скорость и характер социокультурного развития, социология культуры активно изучает тенденции культурного развития общества.

Субкультуры – автономные культурные группы в рамках основной национальной или официальной культуры. Характеризуются специфической идейной основой, особым образом жизни, демонстративным стилем, которые противопоставляются общепринятым.

Супрематизм (от лат supremus – наивысший, крайний, последний) –течение авангардизма, разновидность геометрического абстракционизма как метода «отражения высшей реальности» (К. Малевич).

Схоластика (от греч.Scholatikos– ученый, школьный) –этап средневековой философии VII-ХIV вв., основанном на рациональном пути познания Бога.

Сюрреализм (от франц. Surrealism – над, сверхреализм) –течение искусства первой половины ХХ в. (поэзия, живопись).

Основано на идее отображения «сверхреальных» явлений, алогичных связей объектов материальной действительности, на материализации бессознательных переживаний.

Творчество – целенаправленная созидательная деятельность, направленная на получение принципиально новых для общества (а не индивида), социально значимых и целесообразно оформленных результатов. Т. является компонентом всех видов социокультурной деятельности: оно присутствует в науке, в искусстве, в социально-политической практике и т. д.

Текст – сложное сообщение, построенное по законам какого-либо (нескольких) языков, передающее информацию, и способное порождать новую. Весь мир культуры воспринимается субъектом культуры как бесконечный, безграничный Т.

Технэ (от др. греч с др. греч τεχνη «мастерство», «искусство») – термин, выражающий материальную сторону художественного творчества, способность художника не только родить замысел, но и воплотить его посредством ремесла; прагматическая сторона вдохновенного творчества.

Типология – классификация культуры. В культурологии – метод научного познания, в основе которого лежит расчленение социокультурных систем и их группировка на основании определённого системообразующего основания. Так, если в основе классификации лежит религиозное основание, то мы делим культуру на христианскую, мусульманскую, буддийскую и т. д.

Титанизм –явление в культуре эпохи Возрождения, воплощавшее в себе идеи гуманизма и универсализма. Для Т. характерны: демократизация беспредельных возможностей человека, желание выйти за грани возможного, стремление к самовыражению, к всестороннему познанию и развитию титаны эпохи Возрождения – Леонардо да Винчи, Рафаэль, Микеланджело и др.

Топос (гр. topos — место) – пространство в культуре.

Условность–создание средствами искусства второй, искусственной реальности; реализация в художественном творчестве способности художника выражать одну и ту же идею разными материалами, технологиями, способами, видами и жанрами искусства (Ю. Лотман).

Фетишизм –поклонение материальным предметам-фетишам, которым приписываются сверхъестественные свойства.

Футуризм (франц. futurism, от лат. futurum – будущее) –течение авангардного искусства начала ХХ в. (поэзия и живопись), для которого характерен разрыв с традицией, устремлённость в настоящее и будущее, обращение к современному городу, миру техники, авиации, спорта.

Футуризм (от лат. futurum — будущее) – общее название художественных авангардистских движений 1910-х —1920-х гг., прежде всего в Италии и России. Основоположник-теоретик – итальянский поэт Ф. Т. Маринетти. Для футуристов характерен культ машины, который выражался в стремлении «срастить» человека с техникой («новый кентавр» – человек на мотоцикле), экстраполировать динамизм техники на эмоционально-психологическую сферу («мы тоже механизмы»), воспеть динамику и грохот современного индустриального города в искусстве.

Христианство (от греч.Christos– «помазанник», «мессия») – одна из трех мировых религий наряду с Буддизмом и Исламом, возникла в начале I в. в Римской империи.Х. основано на вере в Единого в Трех Лицах Бога, сотворившего мир и управляющего им. Центром христианства является Личность Богочеловека Иисуса Христа – Второго Лица Троицы, вочеловечившегося для спасения поврежденной грехом человеческой природы. Существуют три основных ветви христианства: православие, католицизм, протестантизм.

Хронотоп – единство пространственных и временных параметров, характеристика единого пространства-времени как значимого, ценностно окрашенного, заполненного предметами и явлениями.

Цзюньцзы (благородный муж) – идеал человека в конфуцианстве, аристократ, которому противопоставлен сяо жень – ничтожный человек. В соответствии с этико-социальным учением Конфуция (Кун-цзы) благородный муж должен обладать пятью добродетелями: жэнь – человечность, и – долг, ли – благопристойность, чжи – знание, синь – верность.

Цивилизационный подход – способ интерпретации социальной динамики как набора автономных самодостаточных цивилизаций, каждая из которых проигрывает свой индивидуальный цикл развития.

Цивилизация (от лат. – гражданский, государственный) – 1) синоним культуры; 2) ступень общественного развития, следующая за варварством (Л. Морган, Ф. Энгельс); 3) уровень развития материальной и духовной культуры; 4) эпоха упадка и деградации культуры (О. Шпенглер, Н. Бердяев).

Эволюционный подход – способ интерпретации социальной динамики как направленного прогрессивно исторического процесса.

Экзистенциальные потребности – фундаментальные потребности, которые имманентны человеческой сущности и выступают стимулом прогрессивного развития. Э. Фромм выделил пять экзистенциальных потребностей: потребность в общении, трансценденции, «укорененности», самоидентичности и системе ориентаций.

Экзогамия – запрет на брачные отношения внутри родового коллектива (рода).

Экранная культура – такая форма культуры, материальным носителем текстов которой является экран. Экранная культура является результатом взаимодействия человека с экранными средствами отображения информации – кино-, телевизионной и компьютерной техникой.

Экспрессионизм (франц. expressionism, от лат. expressio – выражение) – течение в западноевропейской живописи, скульптуре, литературе и театре 1910-х – 1920-х гг., выражающее несогласие с окружающей действительностью, трагическое восприятие мира и жизни человека (Э. Мунк «Крик»).

Элитарное – специфические формы искусства, создаваемые в расчете на то, что они будут понятны лишь небольшой группой людей, обладающих особой художественной восприимчивостью, т. е. элите.

Эмпиризм – философское учение, оформившееся в XVII-XVIII вв, признающее чувственный опыт человека единственным источником познания. (Ф. Бэкон, Т. Гоббс, Д. Локк, Д. Беркли, Д. Юм).

Противопоставляется рационализму и мистицизму.

Этноцентризм – мироотношение, исходящее из уникальности и обособленности национальной культуры, где реальность понимается через призму этнических процессов и межнациональных отношений.

Язык основа познавательной деятельности, «категориальная сетка» (слова и грамматические конструкции), которая организует и предопределяет восприятие человеком реальности в определенной культуре; система знаков, употребляемых в соответствии с известными членам данного коллектива правилами.

Язычество (от ст.-слав. языцы – народы, имеющие свой собственный язык) – буквально, «религия народов» или «народная религия», обозначение нехристианских религий, в широком смысле – политеистических. В современной науке чаще употребляют термин «политеизм».

Ян и инь – взаимосвязанные понятия в китайской натурфилософии. Ян – светлое, горячее, сухое, твердое, активное, мужское; Инь – темное, холодное, влажное, мягкое, пассивное, женское. Они не существуют друг без друга и составляют динамичное единство.

27