Заполнить словарь терминов:

Тема 1. Психология как наука

  1. Психология как наука о психике и психических явлениях
  2. Психика и психические явления
  3. Задачи и место психологии в системе наук
  4. Отрасли психологии
  5. Методы психологии

Заполнить словарь терминов:

Психология, психика, сознание, инстинкт, таксис, научение, рефлекс, общая психология, социальная п/л, возрастная и детская п/л, медицинская п/л, юридическая п/л, дифференциальная п/л, интроспективная п/л, интроспекция, парапсихология, педагогическая психология, нейропсихология, психофизиология, специальная п/л, наблюдение, исторический метод, лонгитюдное исследование, качественный анализ, тест, гештальтпсихология, гилозаизм, контент-анализ, опрос, опросник личностный

Рекомендуемая литература

  1. Выготский Л.С. Исторический смысл психологического кризиса// Собр.соч. М., 1982. Т.1.
  2. Гиппенрейтер Ю.Б. Введение в общую психологию. М., 1999.
  3. Маклаков А.Г. Общая психология. СПб., Питер, 2000.
  4. Немов Р.С. Психология: В 2кн. М., 1994. Кн.1.
  5. Петровский А.В. Введение в психологию. М., 1995.
  6. Рубинштейн С.Л. Основы общей психологии. СПб.: Питер, 1999.

СЛОВАРЬ ТЕРМИНОВ

Психология – наука о закономерностях возникновения, развития и функционирования психики и сознания человека.

Психика – это свойство головного мозга, обеспечивающее человеку и животному способность отражать воздействия предметов и явлений реального мира

Сознание – высшая форма психики человека, продукт общественно-исторического развития

Интстинкт – совокупность врожденных компонентов поведения и психики животных и человека

Таксис — врожденная ориентация движений низкоорганизованных животных

Научение — процесс и результат приобретения индивидуального опыта

Рефлекс – ответная реакция организма на действие к-либо внутреннего или внешнего раздражителя

Общая психология – наука, изучающая теоретические и методологические основы предмета п/л, пр-пы построения п/л знаний, исследующая общие свойства и закономерности функционирования психики взрослого человека, познавательных и эмоциональных процессов, психических состояний личности.

2 стр., 951 слов

Презентация на тему: Психология как наука

... (с 1913 г.); •психика, деятельность людей – с 20 гг. XX в.; •личный опыт человека с 50-хгодов XX в. Объект психологии как науки - психическая жизнь людей, социальные субъекты, их связи ...

Социальная п/л – изучает социально-психологические проявления личности, его взаимоотношения с другими людьми, с группой, психологическую совместимость людей (где вы можете встречать данные понятия?)

Педагогическая п/л – изучает закономерности развития личности в процессе воспитания и обучения.

Возрастная психология – изучает закономерности развития нормального здорового человека, психологические особенности, присущие каждой возрастной группе (от младенчества до старости).

Подразделяется, соответственно, на детскую, юношескую, п/л зрелого возраста, геронтопсихологию (старости).

Детская психология – отрасль возрастной п/л, изучающая п/л детей разного возраста, от рождения до окончания школы

Медицинская п/л – психологические особенности деятельности врача и поведение больного, разрабатывает психологические методы лечения и психотерапии

Юридическая — изучает психологические особенности поведения участников уголовного процесса, психологические проблемы поведения и формирования личности преступника

Дифференциальная п/л – отрасль психологической науки, изучающая и объясняющая психологические и поведенческие различия людей

Парапсихология – нетрадиционная п/л, которая изучает необычные, паранормальные особенности человека (ясновидение, телекинез, телепатия)

Интроспективная п/л – отрасль психологии, существовавшая в основном в 19в., основным методом которой была интроспекция – метод познания психических явлений путем самонаблюдения человека

Педагогическая п/л – отрасль п/л, изучающая психологические основы обучения, воспитания и педагогической деятельности

Нейропсихология – отрасль психологической науки, изучающая связь психических процессов, свойств и состояний с работой мозга.

Психофизиология – изучает взаимосвязь психики с физиологическими процессами организма и деятельностью ЦНС.

Специальная п/л – изучает психологические проблемы, связанные с отклонениями от нормального развития

Наблюдение – древнейший метод, каждый человек пользуется им в повседневной практике

Исторический метод –

Лонгитюдное исследование – длительное и систематическое изучение одних и тех же испытуемых, позволяющее определить возрастную и индивидуальную изменчивость фаз жизненного цикла человека

Качественный анализ – м-д п/л исследования, при котором не используются количественные показатели, а выводы делаются только на основе логических рассуждений по поводу полученных фактов

Тест – стандартизированное задание, требующее решения, ответа и описания

Гештальтпсихология – направление психологии, возникшее в Германии в н.20в., утверждает приоритет структуры или целостности в организации психических процессов, законах, и динамике их протекания.

16 стр., 7845 слов

Психологические исследование личностных особенностей наркозависимых людей

... исследовании личностные особенности наркозависимых людей были рассмотрены на примере пациентов с опиоидной зависимостью на этапе реабилитации. Цель: изучить и проанализировать психологические особенности пациентов ... Объект исследования: больные наркоманией на этапе реабилитации. Предмет исследования: психологические особенности пациентов с опиоидной зависимостью. Гипотеза: мы предполагаем, что у ...

Гилозаизм- философское учение о всеобщей одухотворенности материи, утверждающее, что чувствительность как элементарная форма психики присуща всем без исключения вещам, существующим в природе

Контент-анализ – метод п/л изучения различных текстов, позволяющий по их содержанию судить о психологии создателей этих текстов

Опрос – м-д п/л изучения, в процессе которого людям задаются вопросы и на основе ответов на них судят о психологии этих людей

Опросник личностный – м-д исследования личности, основанный на использовании системы письменных или устных, заранее продуманных вопросов, адресованных человеку, чьи п/л особенности подлежат изучению.