Память. Сознание и бессознательное. Сознание как высшая форма психического отражения

Сознание и бессознательное.

  1. Сознание как высшая форма психического отражения. Функции сознания. Сознание как привилегия человека. Происхождение сознания. Другие формы отражения в живой материи.
  2. Самосознание. Понятие « Я – концепция», « Образ Я».
  3. Измененные состояния сознания. Гипноз, сон, медитация, алкогольное и наркотическое опьянение.
  4. Сновидения как форма восстановления внутреннего «Я».

Литература:

Словари: Психология. Полный энциклопедический справочник / [сост. и общ. ред. Б.Г. Мещерякова, В.П. Зинченко]. — СПб. : Прайм-Еврознак, 2007. — 887 с. , он же есть в Интернете на ресурсе

(для страховки другие словари: Психологический словарь. Ред. В.В. Давыдов. – М.,1983, Психологический словарь. Ред. А.Петровский. – М.,1985,1990) .

1. Основы общей психологии. Рубинштейн С.Л. –М., 1989.( раздел о сознании ).

2. Общая психология. В.Богословский. М.,1981.

3. Общая психология. А.Петровский. (любое издание).

4. Гамезо М., Домашенко И. Атлас по психологии. М.,1986.

5. Бернс Р. Развитие Я- концепции и воспитание. М.,1976.

6. Годфруа К. Что такое психология. М.,1992, т.1, гл. 4, с.137-144,154-176.

7. Фрейд З. Толкование сновидений.

8. Рейнуотер ДЖ. Это в ваших силах. М.1993.

9. Леонтьев А.Н. Проблемы развития психики.

Ощущение и восприятие.

1) Физиологическая основа процесса ощущения. Строение и работа анализатора.

2) Ограниченность органов чувств у человека. Общие свойства ощущений. Классификация ощущений Б.Г.Ананьева.

3) Понятия: порог чувствительности ,адаптация, сенсибилизация, синестезия.

4) Восприятие и его отличие от ощущения. Восприятие как процесс и как результат. Роль предшествующего опыта в восприятии. Гипотеза и опыт.

5) Свойства восприятия. Восприятие человеком мира в 3-х измерениях. Восприятие времени, пространства, движения.

6) Иллюзия восприятия (фигура- фон и др.).

7) Сенсорная изоляция, галлюцинация и внутреннее пространство.

Литература: словари, №1-6.

особенно Ананьев Б.Г. Теория ощущений. Л., 1961.

Годфруа К. Что такое психология. М.,1992,т.1.,С.181-202,216-224.

А также : Гамезо М., Домашенко И. Атлас по психологии. М.,1986,С.120-160.

Мышление.

  1. Мышление, его специфика. Физиологические основы мышления.
  2. Формы мышления.
  3. Процессы мышления. Стратегии мышления.
  4. Мышление и речь, специфика того и др.

Литература: словари, №1 – 6,8.

5 стр., 2236 слов

Психология. Психологический словарь

А.Я. Психология >> Психологический словарь Страх. В традиционной психологии принято относить страх к числу эмоций астенических, т. е. понижающих жизнедеятельность. Страх действует угнетающе на психическую деятельность и тем более на интеллектуальную работу. Состояние опасности вызывает эмоцию страха. Люди храбрые, мужественные умеют, однако, побеждать эту эмоцию и владеть собой: это ...

Гамезо М., Домашенко И. Атлас по психологии. М.1986, С.175-186.

Выготский Л.С. Мышление и речь. – Сб. ст. в 7 т. 1982-1989.

И.Г.Фихте. НАЗНАЧЕНИЕ ЧЕЛОВЕКА.

Память.

  1. Память как психический процесс. Физиологические основы.
  2. Виды памяти. Процессы памяти.
  3. Мнемотехнические приемы.
  4. Забывание, его функции. Психоанализ о забывании.

Литература: словари, № 1 – 6,8.

Гамезо М., Домашенко И. Атлас по психологии, с.161-174.

Фрейд З. Психопатология обыденной жизни. ( в книге «Психология бессознательного» под ред. М.Л.Ярошевского. М., 1989.).

Cпособности

1. Задатки. Способности. Виды способностей.

2. Соотношение возрастных и типологических предпосылок способностей ( по книге Голубевой Э.А.)

3. Опросник ДДО (дифференциально-диагностический опросник Е.Климова)

Литература : словари, № 1 – 6,8.

Основы общей психологии. Рубинштейн С.Л. –М., 1989.

Теплов Б. М. Избранные труды: в 2-х т. Т. 1. — М.: Педагогика, 1985.

Шадриков В. Д. Способности человека. – М.; Воронеж: НПО «МОДЭК», 1997

Способности и склонности: комплексные исследования. Под ред. Э.А.Голубевой. М., Педагогика, 1989.

Мясищев В.Н. О связи склонностей и способностей. // Склонности и способности. Л.,, 1962.

Способности и интересы. Сб. статей под ред Н.Д. Левитова и В.Крутецкого. М., 1962 – 307с.

Психология одаренности детей и подростков. Под ред. Лейтеса Н.С., Ю.Д.Бабаева и др.. М., 2000.

Психолого- педагогическое сопровождение развития одаренных детей. М-лы обл. 9й научно-практич. конференции.

Под ред. Лукьяновой М.И., Ульяновск, 2006.

 

Вопросы дробятся по количеству студентов, так чтобы все могли быть задействованы в работе на семинаре, которая фиксируется преподавателем. К работе относятся:

  1. подготовка семинара (один-два человека): распределение сообщений с учетом отпущенного времени, контроль качества подготовки сообщений к сроку семинара, ведение семинара и ведение протокола семинара, сдаваемого преподавателю в конце семинара.
  2. подготовка наглядного материала либо психодиагностических методик к вопросам семинара (согласовывается с докладчиками, делается для эффективности их сообщений и, если это проведение методик- то это возможно только при согласии ведущих, которые ведут учет времени семинара)
  3. подготовка сообщения и реализация его (сколько можно взять сообщений в одной теме и сколько могут выступить людей- это зависит от количества общего времени на семинары – всего шесть учебных пар, т.е. 12 отрезков по 45 мин, и количества людей в группе).
  4. задавание вопросов докладчикам – по теме доклада и строго в корректной форме, без обесценивания сообщений докладчиков в дешевых попытках самоутвердиться за их счет.

 

11 стр., 5389 слов

Вопросы психологии. №4 1999 с.3-15. Логико-семантический анализ концепции л.С.Выготского: систематика форм поведения и законы развития высших психических ф

Вопросы психологии. №4 1999 с.3-15. Логико-семантический анализ концепции л.С.Выготского: систематика форм поведения и законы развития высших психических функций   Б.Г. МЕЩЕРЯКОВ   Введение Данная статья, посвященная творчеству выдающегося психолога, имеет не дежурно-мемориальный и не историко-психологический, а вполне конструктивно-методологический характер. В ней представлены ...

Распределяйте работу так, чтобы всем хватило и времени, и работы. Учитесь сотрудничеству.

 

 

Как дробить вопросы: по 2-3 выступающих на вопрос (готовящие наглядный материал для них в это число не включаются), в зависимости от обьема вопроса и подготовленной информации.

ВНИМАНИЕ!!!!!!!

Содержание сообщений на семинарах и комментарии ведущих к этим сообщениям должны опираться прежде всего на УКАЗАННЫЕ К ТЕМАМ ИСТОЧНИКИ. Вся другая информация на семинаре возможна к представлению только после того, как прозвучит содержание указанных источников.

 

Несоблюдение этого принципа подготовки к выступлению и ведению семинаров влечет за собой фиксацию преподавателем безответственного поведения студента при подготовке к семинарам по данной дисциплине для того, кто использовал, не посоветовавшись с преподавателем, непроверенный источник. Если у студента возникают вопросы при подготовке к семинару, он может задать их преподавателю, но не накануне семинара, а за неделю до него, на предыдущем семинаре, — чтобы иметь шанс воспользоваться рекомендациями преподавателя