Использование фольклора для формирования эмоционального опыта у дошкольников с легкой степенью интеллектуальной недостаточности

ВВЕДЕНИЕ

дошкольник фольклор эмоциональный

Проблема развития эмоциональной сферы ребенка является актуальной на протяжении многих десятилетий, ведь развитие и становление эмоций у ребенка играет важную роль в жизни.

Данной проблемой занимались многие педагоги, психологи (Л.С. Выготский, А.Н. Леонтьев, С.Л. Рубинштейн, Д.Б. Эльконин и др.), которые утверждали, что положительные эмоции создают оптимальные условия для активной деятельности мозга и являются стимулом для познания мира. Эти эмоции участвуют в возникновении любой творческой деятельности ребенка, и конечно, в развитии его мышления. Если посмотреть на нашу повседневную жизнь, то можно увидеть, что от эмоций зависит наше отношение к людям, событиям, оценки собственных действий и поступков.

Проблема развития эмоций, их роли в возникновении мотивов как регуляторов деятельности и поведения ребенка является одной из наиболее важных и сложных проблем педагогики и психологии. Поскольку дает представление не только об общих закономерностях развития психики детей и ее отдельных сторон, но и об особенностях становления личности дошкольника. (Запорожец А. В.).

Вопросы об особенностях эмоциональной сферы детей с нарушенным интеллектом являются одной из актуальных проблем в педагогике и психологии. Эмоционально сферу ребенка изучали многие ведущие исследователи: В.С. Мерлин, А.П. Усанова, И. М Соловьев, Ж.И. Шиф и др.

Общепринятой считается в отечественной психологии и дефектологии теория С.Л. Выготского, в соответствии с которой интеллектуальная недостаточность рассматривается как общий дефект, охватывающий всю психику в целом.

Интеллектуальная недостаточность проявляется в следующих особенностях: нарушена интеллектуальная регуляция эмоций, неадекватность, затруднения в развитии высших (интеллектуальных, моральных, эстетических) чувств, низкий уровень развития средств эмоциональной выразительности.

Эмоциональная сфера признана первичной формой психической жизни, «центральным звеном» в психическом развитии личности.

По словам Л.С. Выготского, эмоции являются как бы результатом оценки индивида своего взаимодействия со средой.

2 стр., 909 слов

Принцип развития в психологии 2

... значимой деятельности (в школе, вне школы, в трудовом коллективе и т. д.) и в реализации этих стремлений находит новые источники своего развития. Развитие ... способами действия. Они выявля­ются и разрешаются в сюжетной игре ребенка и других видах его деятельности1. В связи с возникновением у ... Г. С. Костюк Принцип развития в психологии Личность развивается в связи с возникающими в ее жиз­ни ...

Как показывают исследования, недостатки эмоциональной сферы детей с интеллектуальной недостаточностью поддаются коррекции в условиях специального обучения и воспитания.

Формирование эмоциональной сферы является одним из важнейших условий становления личности ребенка дошкольника, опыт которого непрерывно обогащается. Развитию эмоциональной сферы способствует семья, дошкольное учреждение, вся та жизнь, которая окружает и постоянно воздействует на ребенка.

Таким образом, вопрос изучения формирования эмоционального развития социального опыта дошкольников">опыта у дошкольников с нарушением интеллекта, обучающихся в условиях специального учреждения, представляется важным и актуальным при применении коррекционно-развивающей программы. Этим объясняется актуальность выбранной темы исследования.

Объект исследования — дошкольники с легкой степенью интеллектуальной недостаточности.

Предмет исследования — белорусский народный фольклор, как средство формирования эмоционального опыта дошкольников с интеллектуальной недостаточностью.

Цель исследования — определение путей формирования эмоционального опыта у дошкольников с нарушением интеллекта, посредством белорусского фольклора.

В соответствии с целью, объектом и предметом исследования определяются его основные задачи:

Задачи:

· изучение психолого-педагогической литературы по теме исследования;

· выявить особенности развития эмоциональной сферы детей дошкольного возраста в норме;

· выявить особенности развития эмоциональной сферы детей с нарушением интеллекта;

10 стр., 4995 слов

Проблемы формирования мотивационной сферы личности

... исследования - механизмы формирование мотивов, и условия их развития. Объект исследования - проблемы формирования мотивационной сферы у личности. Задача исследования ... направленного на достижение цели; в) эмоциональная и когнитивная (познавательная) оценка хода ... строгий надзор над ними, у детей, как правило, доминирующим становится ... под влиянием жизненных обстоятельств, опыта и обучения. Потребность ...

· определить пути формирования эмоционального опыта детей дошкольного возраста с нарушением интеллекта посредством белорусского фольклора.

Гипотеза исследования: фольклор является одним из эффективных средств коррекции и формирования эмоционального опыта дошкольников с легкой степенью интеллектуальной недостаточности возможна при соблюдении следующих условий:

· опора на ведущую деятельность детей с нарушением интеллекта.

· учет возрастных и индивидуальных особенностей развития детей.

· систематичность и последовательность коррекционно-развивающей работы.

· опора на предметно-практическую деятельность в коррекционно-развивающем процессе.

· учет коррекционной направленности воспитательного процесса и доступности предложенного материала.

ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ФОРМИРОВАНИЯ ЭМОЦИОНАЛЬНОГО ОПЫТА

1.1 Понятие об эмоциях и их значении в жизни ребенка

Эмоция как процесс есть деятельность оценивания поступающей в мозг информации о внешнем и внутреннем мире. Эмоция оценивает действительность и доводит свою оценку до сведения организма на языке переживаний. Эмоции плохо поддаются волевой регулировке, их трудно вызвать по своему желанию.

Эмоциональный процесс включает три основных компонента:

Первый — это эмоциональное возбуждение, определяющее мобилизационные сдвиги в организме. Во всех случаях, когда происходит событие, имеющее значение для индивида, и такое событие констатируется в форме эмоционального процесса, происходит нарастание возбудимости, скорости и интенсивности протекания психических, моторных и вегетативных процессов. В отдельных случаях под влиянием таких событий возбудимость может, напротив, уменьшаться.

Второй компонент — знак эмоции: положительная эмоция возникает тогда, когда событие оценивается как позитивное, отрицательная — когда оно оценивается как негативное. Положительная эмоция побуждает действия поддержки позитивного события, отрицательная — побуждает действия, направленные на устранение контакта с негативным событием.

Третий компонент — степень контроля эмоции.

4 стр., 1883 слов

Тема: «Особенности эмоционального развития детей младшего дошкольного возраста 3−4 года»

... дошкольного возраста. 1.1. Теоритические подходы к изучению эмоционального развития детей младшего дошкольного возраста. Эмоции – это реакция человека на воздействие внутренних и внешних ... . Однако, эти исследования лишь косвенно затрагивают особенности эмоциональной сферы детей разного пола. Поэтому проблема развития эмоций и чувств является одних из основных проявлений ...

Следует различать два состояния сильного эмоционального возбуждения: аффекты (страх, гнев, радость), при которых еще сохраняется ориентация и контроль, и крайние возбуждения (паника, ужас, бешенство, экстаз, полное отчаяние), когда ориентация и контроль практически невозможны.

Эмоциональное возбуждение может принять также форму эмоционального напряжения, которое возникает во всех случаях, когда наблюдается сильная тенденция к определенным действиям. Но эта тенденция блокируется, например, в ситуациях, которые вызывают страх, но исключают бегство, вызывают гнев, но делают невозможным его выражение, возбуждают желания, но препятствуют их осуществлению, вызывают радость, но требуют сохранения серьезности и т. п.

С.Л. Рубинштейн выделял следующие функции эмоций.

Оценочная функция эмоций

В эмоциональных процессах устанавливается связь, взаимоотношение между ходом событий, совершающимся в соответствии или вразрез с потребностями индивида, ходом его деятельности, направленной на удовлетворение этих потребностей. В результате индивид настраивается для соответствующего действия или противодействия. Эмоции выступают как система сигналов, посредством которой человек узнает о потребностной значимости происходящего.

Побуждающая функция

Эмоция выражает активную сторону потребности: поскольку мы осознаем предмет, от которого зависит удовлетворение нашей потребности, у нас появляется направленное на него желание; поскольку мы испытываем саму эту зависимость в удовольствии или неудовольствии, которое предмет нам причиняет, у нас формируется по отношению к нему какое-нибудь чувство. Эмоции побуждают деятельность. Формирование чувств является необходимым условием развития человека как личности.

Экспрессивная и коммуникативная функция эмоций

Благодаря эмоциям, люди могут, не пользуясь речью, судить о состояниях друг друга. Эмоции выступают в роли регуляторов человеческого общения, влияя на выбор партнеров по общению, и определяя его средства и способы.

Подкрепляющая функция эмоций

19 стр., 9122 слов

Эмоции как центральная функция сознания ребенка дошкольного возраста

Курсовая работа Эмоции как центральная функция сознания ребенка дошкольного возраста Введение эмоция дошкольный сознание Эмоции являются центральной функцией сознания дошкольников. Все остальные ... особенности онтогенеза эмоциональной сферы дошкольников. Объект исследования: Эмоции как центральная функция сознания ребенка дошкольного возраста. Предмет исследования: Онтогенез эмоциональной сферы ...

Эмоции способны оставлять следы в опыте индивида, закрепляя в нем те воздействия и удавшиеся-неудавшиеся действия, которые их возбудили. Эмоции актуализируют эти следы. Актуализация следов обычно опережает развитие событий и возникающие при этом эмоции.

Предвосхищающая функция эмоций

Сигнализируют о возможном приятном или неприятном их исходе.

Мобилизационная функция эмоций

Один из видов эмоций — аффект — выполняет, интегративно-защитную роль.

Эмоции и чувства — личностные образования. Они характеризуют человека социально-психологически. Подчеркивая собственно личностное значение эмоциональных процессов, В.К. Вилюнас пишет: «Эмоциональное событие может вызвать формирование новых эмоциональных отношений к различным обстоятельствам… Предметом любви-ненависти становится все, что познается субъектом как причина удовольствия-неудовольствия». Эмоции есть непосредственное отражение, переживание сложившихся отношений, а не их рефлексия. Эмоции способны предвосхищать ситуации и события, которые реально еще не наступили, и возникают в связи с представлениями о пережитых ранее или воображаемых ситуациях.

Эмоциональное развитие дошкольников — процесс, тесно связанный с личностным развитием детей, с процессом их социализации и творческой самореализации, введением в мир культуры межличностных отношений, усвоением культурных ценностей. Ребенок- дошкольник впечатлителен, стремиться к признанию себя среди других людей. У ребенка дошкольного возраста ярко прослеживается неотделимость эмоций от процессов восприятия, мышления и воображения. Как одно из условий возникновения у дошкольника сложных эмоций и чувств обнаруживаются взаимосвязь и взаимозависимость эмоциональных и познавательных процессов — двух наиболее важных сфер его психического развития.

По данным психологов, опыт эмоционального отношения к миру, обретаемый в дошкольном возрасте, весьма прочен и принимает характер установки.

Ребенок с развитыми эмоциями легче преодолевает эгоцентризм, лучше включается в учебно-познавательные ситуации, успешнее самореализуется.

3 стр., 1322 слов

31 Периодизация психического развития. Психологический возраст личности

... психического развития, о том, каково фактическое психологическое содержание соответствующего возраста, каковы внутренние критерии для периодизации, выделения границ возрастов, какие реальные перемены в психике ребенка ... )  в) эмоциональная зрелость: произвольность эмоций, уравновешенность, личностную зрелость. В реальной жизни отдельные составляющие возраста не всегда совпадают. Л.С. Выготский ...

Источником переживаний малыша оказывается все, к чему он прикасается, все, что имеет для него интерес и значение. Во взаимоотношениях с другими людьми — взрослыми (сначала близкими) и детьми — ребенок остро чувствует и ласку, и несправедливость, добром отвечает на добро и гневом — на обиду. В сказки он вживается как в реально происходящее. Герои, попавшие в беду, принимаются малышом близко к сердцу, и сочувствие им заставляет его порой вмешиваться в то, что он видит, например, на сцене театра. Мир природы ребенок не склонен до поры отделять четкой границей от мира людей: он жалеет сломанный цветок и сердится на дождь, из-за которого не пускают гулять.

На протяжении дошкольного детства происходит «воспитание чувств» — они со временем становятся и более глубокими, и более устойчивыми, и более разумными, да и вовне изливаются не с такой легкостью. Но любой, кто наблюдал дошкольников, согласится, что, тем не менее, именно чувства придают их поведению особую окраску и выразительность. Искренность, отзывчивость и непосредственность малыша — бесспорный психологический факт.

1.2 Психологическая характеристика эмоционального развития детей дошкольного возраста в норме

Дошкольный возраст характеризуется возникновением новой социальной ситуации развития ребенка. В структуре побудителей поведения ребенка дошкольного возраста появляются дифференцированные мотивы: игровые, трудовые, социальные и другие. А так же стремление к различным видам деятельности: рисованию, аппликации, танцу, словотворчеству…

Для дошкольного детства характерна в целом эмоциональная уравновешенность, отсутствие сильных аффективных вспышек и конфликтов по незначительным поводам. Этот новый, относительно стабильный, эмоциональный фон определяет динамика представлений ребенка. Динамика образных представлений — более свободная и мягкая по сравнению с аффективно окрашенными процессами восприятия в раннем детстве. Раньше течение эмоциональной жизни ребенка обусловливали особенности той конкретной ситуации, в которую он был включен: обладает он привлекательным предметом или не сможет его получить, успешно он действует с игрушками или у него ничего не получается, помогает ему взрослый или нет и т. д. Теперь появление представлений дает возможность ребенку отвлечься от непосредственной ситуации, у него возникают переживания, с ней не связанные, и сиюминутные затруднения воспринимаются не так остро, теряют свою прежнюю значимость.

10 стр., 4966 слов

Педагогика детей с интеллектуальной недостаточностью

... для легкой умственной отсталости. Понятие интеллектуальная недостаточность объединяет две категории детей, испытывающих проблемы в интеллектуальной развитии – с умственной отсталостью и с ... и моторно-двигательное развитие. Физическое развитие и укрепление здоровья детей является главной заботой специалистов ДОУ. С детьми с интеллектуальной недостаточностью проводится общеоздоровительная работа ...

В дошкольном возрасте дети начинают руководствоваться в своем поведении, в оценках, даваемых себе и другим людям, определенными нравственными нормами. У них формируются более или менее устойчивые моральные представления, а также способность к нравственной саморегуляции.

Ведущей деятельностью детей дошкольного возраста становится игра. Сначала предметная, а позже — сюжетно-ролевая. Игра в дошкольном детстве — деятельность, эмоционально насыщенная, требующая от ребенка определенного настроя и вдохновения. В игре обнаруживаются уже сложившиеся у детей способы и привычки эмоционального реагирования, а так же формируются новые качества поведения ребенка, развивается и обогащается его эмоциональный опыт.

Возрастной период трех-четырех лет преимущественно связан с укреплением эмоциональной саморегуляции. Начиная с трехлетнего возраста у детей активно происходит становление иерархии мотивов, которое проявляется в способности сдерживать свои желания под влиянием ограничений. С этого же возраста под воздействием развивающегося самосознания, отражающегося в способности ребенка к адекватному формированию притязаний в различных видах деятельности, происходит дальнейшее развитие мотивационной сферы.

Приблизительно с четвертого года жизни ребенок начинает узнавать эмоциональные переживания персонажей на картинках, у него формируется способность к изображению соответствующих эмоциональных состояний.

В 3−4 года дети не стремятся самостоятельно вступать в контакт с незнакомым взрослым, если он не проявляет активности. Обычно наблюдается ориентировочно-обследовательское поведение в ситуации возможной коммуникации. Ребенок использует в основном невербальные средства общения. Постепенно формируется готовность вступить в контакт со взрослым. Она проявляется в заинтересованном наблюдении, приветливой улыбке, стремлении привлечь к себе внимание и в поиске игрового контакта.

Общение со сверстниками в данном возрасте носит в основном избирательный характер. Основными критериями для формирования дружеской привязанности являются внешняя привлекательность, в которой проявляется формирование и эстетических эмоций, эмоционально-волевые, нравственные и интеллектуальные качества.

В возрасте 3-х лет отмечаются обычные проявления темперамента с короткими вспышками гнева, но настоящая агрессивность для детей в данный период не характерна.

Возраст 4−5 лет является возрастом становления нравственной саморегуляции. На пятом году жизни у детей впервые появляются зачатки чувства долга. Это связано с формированием у ребенка простейших нравственных представлений относительно того, что хорошо и что плохо. Возникают переживания удовольствия, радости при удачном выполнении своих обязанностей и огорчения при нарушении установленных требований. Эти эмоции возникают во взаимоотношениях ребенка с близким ему человеком и постепенно распространяются на более широкий круг людей.

В данном возрасте обнаруживается понимание детьми связи, существующей между причиной и достигнутым результатом, причем прилагаемые усилия раньше начинают рассматриваться в качестве возможной причины, чем способности. В итоге этого анализа дети эмоционально оценивают свои собственные усилия, что является основой дальнейшего развития рефлексии.

К пяти годам изменяется также модель поведения ребенка с незнакомым взрослым. При полной пассивности взрослого ребенок пытается привлечь его внимание, включая инициативные речевые общения. Ребенок пытается выяснить цель прихода взрослого, а при активности взрослого охотно идет на контакт.

Дети пятого года жизни более активно, чем ранее взаимодействуют со сверстниками, дружеские предпочтения становятся более устойчивыми. С этого возраста сверстник становится более привлекательным и желаемым партнером по общению.

Общение любого вида вызывает у детей бурный эмоциональный отклик и удовлетворяет природную потребность в эмоциональном разнообразии.

Рассматривая общение со взрослым, которое является эмоционально насыщенным, можно отметить, что с возраста пяти лет у дошкольника повышается активность и инициативность при индифферентной позиции взрослого. А принятие активности взрослого зависит от конкретной задачи, которую взрослый демонстрирует своими действиями, и ее совпадения с потребностями ребенка.

С пятилетнего возраста у ребенка появляется потребность в четком следовании ролевым предписаниям и правилам — он эмоционально переживает их несоблюдение, сильно расстраивается. Этого говорит о развитии самосознания и самоидентификации.

К 5−6 годам складывается механизм смысловой коррекции побуждения к действию. Действие становится поступком, и ребенок выбирает, исходя из того, какой смысл будет иметь тот или иной поступок. Дети уже могут усматривать причину достигнутого результата как в своих способностях, так и в прилагаемых ими усилиях, однако чаще всего одно из объяснений — со стороны способностей или усилий — доминирует над другим.

К этому возрасту возникает определенное соподчинение мотивов, благодаря которому дети научаются действовать, исходя из нравственно более высоких, значимых мотивов, подчиняя им свои действия и сопротивляясь сиюминутным желаниям, противоречащим основным мотивам; поведения.

В старшем дошкольном возрасте получают дальнейшее развитие мотивы общения, в силу которых ребенок стремится установить и расширить контакты с окружающими людьми. Добавляются и новые мотивы общения — деловые и личные. Под деловыми понимаются мотивы, побуждающие ребенка к общению с людьми ради решения какой-либо задачи. Под личными -- мотивы, связанные с волнующими ребенка внутренними проблемами (хорошо или плохо он поступил, как к нему относятся окружающие, каким образом оценивают его дела и поведение).

К этим мотивам общения присоединяются мотивы учения, касающиеся приобретения знаний, умений и навыков. Они приходят на смену тому естественному любопытству, которое свойственно детям более раннего возраста.

По мере эмоционального развития личности у ребенка повышаются способности к самоконтролю и произвольной психической саморегуляции. Это говорит о том, что дети на пороге младшего школьного возраста умеют управлять своими эмоциями и действиями, умеют моделировать и приводить в соответствие свои чувства, мысли, желания и возможности.

К старшему дошкольному возрасту у большинства детей возникает внутренняя, мотивационно — личностная готовность к учению, которая составляет центральное звено общей психологической готовности к переходу в следующий возраст. Так же следует отметить, что ребенок, накопив к семилетнему возрасту достаточный интеллектуальный, личностный и эмоциональный багаж, готов к переходу на новую, более высокую ступень развития.

В заключение хочется отметить, что своеобразным итогом развития ребенка дошкольного возраста является формирование так называемой «внутренней позиции личности». Это образование является интегративным — аккумулирует в себе все достижения и неудачи предыдущих этапов развития. Оно будет присуще человеку на протяжении всей жизни, выражая его отношение к себе. Данное новообразование свидетельствует о том, что ребенок из субъекта действия стал субъектом социальных отношений, то есть у него появилось осознание своего социального «Я».

1.3 Психологическая характеристика эмоционального развития детей с интеллектуальной недостаточностью

Развитие ребёнка с интеллектуальной недостаточностью понимается как сложные процесс, при котором дефект возникает в результате нарушения тех или иных функций, необходимых для нормального психического развития. Тот или иной тип аномального развития зависит от места, занимаемого этой функцией в общем психическом развитии, и от того, на каком этапе развития наступает нарушение. В одних случаях нарушаемыми могут оказаться основные свойства нервных процессов, т. е. сила, уравновешенность или подвижность, что оказывает влияние на дальнейший ход развития ребёнка. В других случаях это нарушение может касаться какой-нибудь частной психической функции, например эмоциональной сферы. Этот частный дефект может вызвать системное нарушение, задержать общее и психическое развитие ребёнка. Развитие ребёнка, с интеллектуальной недостаточностью, идёт своеобразно. Своеобразие развития определяет, во-первых, характером аномалии (интеллектуальной недостаточностью), тяжестью нарушения или времени его наступления; во-вторых, особенностью компенсации дефекта, которая зависит и от характера обучения и воспитания, и от особенностей общения ребёнка с интеллектуальной недостаточностью с окружающими детьми и взрослыми.

Одной из важных характеристик личности ребёнка с интеллектуальной недостаточностью является незрелость его эмоциональной сферы.

Эмоции играют существенную роль в развитии личности. У ребёнка с интеллектуальной недостаточностью наличие в эмоциональной сфере грубых первичных изменений способствует своеобразному психопатологическому формированию характера, новых отрицательных его качеств, резко осложняющих коррекцию основного психического дефекта. Вот почему изучение эмоций ребёнка с интеллектуальной недостаточностью, их формирование и воспитание имеют столь важное значение.

Как и все другие дети, дети с интеллектуальной недостаточностью на протяжении всех лет своей жизни развиваются.

С.Л. Рубинштейн подчёркивал, что «Психика развивается даже при самых глубоких степенях интеллектуальной недостаточности… Развитие психики — это специфика детского возраста, пробивающаяся сквозь любую, самую тяжелую патологию организма» (14).

Наряду со специфичным развитием психики происходит своеобразное развитие эмоциональной сферы ребёнка с интеллектуальной недостаточностью, проявляющееся, прежде всего, в незрелости.

Незрелость эмоций ребёнка с интеллектуальной недостаточностью обусловлена в первую очередь особенностями развития его потребностей, мотивов и интеллекта.

У дошкольников с интеллектуальной недостаточностью недоразвитие личности наиболее ярко проявляется в игровой деятельности.

Я.Л. Коломинский отмечает, что «Умственно отсталый ребёнок пассивен в игре, она для него не становится как для нормального ребенка моделью приобретения социального опыта. Недаром неумение активно играть считается важным диагностическим показателем умственной отсталости» (18).

Это объясняется тем, что у ребёнка с интеллектуальной недостаточностью очень слабо развиты потребности в новых впечатлениях, любознательность, познавательные интересы, мало выражены побуждения к осуществлению новых видов деятельности. Его деятельность и поведение подвержены влиянию непосредственных, ситуативных побуждений внешних воздействий. Симптомами нарушения эмоциональной сферы являются раздражительность, повышенная возбудимость, двигательное беспокойство, неусидчивость, отсутствие опосредованной мотивации. В отличие от нормального школьника, у ребёнка с интеллектуальной недостаточностью не происходит формирование социальных чувств.

Для эмоциональной сферы ребёнка с интеллектуальной недостаточностью характерны малая дифференциированность, бедность переживаний. Как отмечает С.С. Ляпидевский и Б.И. Шостак, его «чувства однообразны, неустойчивы, ограничиваются двумя крайними состояниями (удовольствие или неудовольствие), возникают только при непосредственном воздействии того или иного раздражителя».(13)

То есть, переживания ребенка с интеллектуальной недостаточностью примитивны и еще нет дифференцированных тонких оттенков переживаний. Это объясняется тем, что у ребёнка есть наличие примитивных потребностей.

Вместе с тем отмечается живость эмоций у ребёнка с интеллектуальной недостаточностью (приветливость, доверчивость, оживленность), наряду с поверхностью и непрочностью. Такие дети легко переключаются с одного переживания на другое, проявляют несамостоятельность в деятельности, лёгкую внушаемость в поведении и играх, следуют за другими детьми. Кроме того, у детей с интеллектуальной недостаточностью часто бывают неадекватные воздействиям эмоции. У одних детей наблюдается чрезмерная лёгкость и поверхностная оценка серьёзных жизненных событий.

Слабость мысли, интеллекта ребёнка с интеллектуальной недостаточностью и незрелость, примитивность мотивационно-потребностной сферы тормозят у них формирование высших чувств.

Изучение эмоций таких детей, правильное их формирование и воспитание, способствует формированию их характера, новых положительных свойств личности и в конечном итоге, коррекции основного психического дефекта.

ГЛАВА 2. ПУТИ ФОРМИРОВАНИЯ ЭМОЦИОНАЛЬНОГО ОПЫТА У ДОШКОЛЬНИКОВ С ЛЕГКОЙ СТЕПЕНЬЮ ИНТЕЛЛЕКТУАЛЬНОЙ НЕДОСТАТОЧНОСТИ

2.1 Знакомство детей дошкольного возраста с легкой степенью интеллектуальной недостаточности с произведениями белорусского народного фольклора

В данной работе рассмотрены пути формирования эмоционального опыта у детей дошкольного возраста с легкой степенью интеллектуальной недостаточности средствами белорусского народного фольклора.

При определении путей формирования эмоционального опыта у дошкольников с легкой степенью интеллектуальной недостаточности в качестве базовых положений рассматриваются основные принципы психологии — единство сознания и деятельности, а также развитие психики в деятельности (Л.С. Выготский, А.Н. Леонтьев).

Не маловажным является и тот факт, что эмоциональная сфера детей с интеллектуальной недостаточностью является наиболее сохранной.

Основные теоретические направления и данные об особенностях развития эмоциональной сферы дошкольников с интеллектуальной недостаточностью позволяют определить некоторые направления коррекционной работы по формированию путей эмоционального опыта у детей данной категории средствами белорусского народного фольклора.

Термин «фольклор» — английского происхождения. Он возник в середине XIX ст. и скоро занял место в языках многих народов мира. Рядом с этим термином употребляются «народное поэтическое творчество», «устно-поэтическое народное творчество» и т. д.

Фольклор любого народа, в том числе и белорусского, удерживает в себе народную мудрость, общий социальный опыт нации. Это, во многом, опыт воспитания, выработанный предыдущими поколениями. В фольклор народ вложил свою неисчерпаемую фантазию, систему приемов и методов воспитания[28], сформированные поколениями моральные, эстетичные, социальные идеалы. Усваивая устное народное творчество, человек присоединяется к моральным образцам человеческого поведения. Использование педагогами в работе фольклора — это и присоединение дошкольников к народным богатствам, это и знакомство с размышлениями, надеждами, морально-этическим воображением своего народа, его величием и душевной красотой. Большая эмоциональная и воспитательная сила фольклора и в том, что он несет добро, справедливость, воспитывает чувство человеческого достоинства, любовь к Родине, языку. Выкристаллизованные в фольклоре моральные и этичные нормы — эта мораль и этика народа, его отношения ко всему окружающему.

Процесс развития человека происходит в течение всей жизни. Все это время его неизменно сопровождают произведения устного народного творчества. Уже с первых дней жизни ребенок слышит материнские колыбельные, подрастающий, восхищается мужественными сказочными великанами-защитниками, песнями, услышанными из уст матери или бабушки. Детский возраст — наиболее благоприятный в смысле овладения эмоциональным опытом особыми ценностями народной культуры. Доступными и интересными для детей дошкольного возраста, являются такие жанры народного творчества, как сказки[, легенды, былины, пословицы, поговорки, загадки. Все эти жанры народного поэтического творчества несут важную воспитательную функцию.

Основным источником знакомства дошкольников с устным народным творчеством часто становятся занятия, специальные мероприятия, посвященные тому или другому народному празднику. Вместе с тем, работа по формированию эмоционального опыта дошкольников с интеллектуальной недостаточностью может и должна выходить за рамки установленных форм.

Именно фольклорные занятия дают широкий спектр возможностей использования разносторонних средств и форм индивидуализации и содействуют созданию атмосферы доверия и эмоционального комфорта, они также дают возможность решить проблему мотивации и стимулирования учебной деятельности дошкольника с интеллектуальной недостаточностью, расширить их кругозор.

В занятия необходимо включать такие фольклорные произведения, которые бы соответствовали уровню подготовки и психологическому развитию детей дошкольного возраста с интеллектуальной недостаточностью.

Принимая во внимание высокую ценность большинства фольклорных произведений, а также тот факт, что ценностные ориентации данной категории детей сформированы на не достаточно высоком уровне, вся работа должна быть направлена не только на ознакомление с произведениями устного народного творчества, но и на воспитание у дошкольников с легкой степенью интеллектуальной недостаточностью, в первую очередь — эмоционального опыта.

Белорусский фольклор включает самые разнообразные устно-поэтические жанры словесного и музыкального народного творчества — сказки, песни, частушки, загадки [24], колыбельные, потешки, считалки, скороговорки, зазывалки, игры и другое. Жанровое разнообразие и особенности белорусского детского фольклора обусловлены функцией, которую он выполняет, как средство умственного и физического воспитания ребенка в разные периоды его жизни. Произведения детского фольклора очень простые по форме и содержанию, и в них обычно присутствует элементы занимательности.

Принято детский фольклор делить на несколько групп:

1. колыбельные;

2. произведения, связанные с игрой;

3. произведения, не связанные с играми и движениям.

Колыбельные — один из самых древних видов творчества; известный всем народам. Главная функция колыбельных — успокаивание (укачивание) детей, чтобы они поскорей засыпали, поэтому их мелодия плавная, спокойная, ритм наиболее соответствует ритму покачивания коляски, содержание песенок часто оторочено характерными запевами и припевами «а-а-а», «баю-баю», «люлю-люли», и др. Являясь одним из видов стародавнего творчества, колыбельные богато сохранили элементы язычества и магии. Природа в них одухотворена, птицы, звери и животные наделены человеческими качествами. Чаще всего в колыбельных встречаются образы кота, мышки, курочки, голубя, сороки, зайки. Характерной чертой колыбельных является чувство нежности, в них много материнской ласки и любви, теплоты и умиления ребенком. Колыбельные, хотя и монотонные, но светлые песни. В них отражается душа матери, целая картина человеческой жизни. Это также песни и о сне, в них он рисуется живым существом, в виде утомленного путника блуждающего по домам.

Типичную группу составляют потешки, которыми мамы или бабушки, перебирая пальчики ручек и ножек малышей, успокаивали или потешали их. Функция потешек противоположная колыбельным: они должны веселить, развлекать ребенка, возбуждать его, делать бодрым. Потешки выполняют и большую педагогически — воспитательную роль, приучают детей понимать добро, быть правдивыми, добросовестными, трудолюбивыми. Через потешки дети получают первые уроки морально-этического поведения человека в обществе, усваивают мораль, выработанную народом в течение столетий.

Наиболее народная педагогика проявилась в играх-песнях с частушками, жеребьевками, считалками, скороговорками. Песни-игры развивают в детях силу, ловкость, меткость, приучают к смышлености, внимательности, рассудительности, наблюдательности. Они объединяют ребят, вырабатывая в них чувство дружбы, товарищества, коллективизма и справедливости. Песни-игры имеют огромную значимость в эмоциональном и художественно-спортивном воспитании дошкольников. Детские песни очень разнообразны по тематике, что обусловлено их функциями и происхождением. В особенности выделяются шуточные песни и песни-небылицы, которые в своих истоках восходят к фольклору взрослых — песен социальных, семейно-бытовых, крестильных, юмористических и сатирических произведений. Дивный мир птиц, животных, зверей, которыми пронизана шуточно-сатирическая песня, восхищает дошкольников невероятностью событий, необычностью поведения персонажей. Сравнивая, сопоставляя необычность или несуразность поведения фольклорных персонажей с окружающей действительностью, дети, таким образом, непроизвольно вступают в процесс активного мышления: самостоятельно открывают, устанавливают закономерности, логическую связь вещей, их реальное состояние.

Произведения, не связанные с игрой, собственно, также игровые произведения. Другое дело, что в них внимание направлено не на движения и действия, а на выявление смысла, содержания.

Характерными для фольклора не связанного с игрой являются зазывалки, небольшие стихотворения, песенки, присказки, с которыми дети обращаются к солнцу, дождю, радуге, ветру, растениям, животным и т. д. В них, как и в колыбельных, заметно сохранились элементы магии, следы язычества.

Скороговорки и считалки — это чисто словесные игры. Классификация игр еще окончательно не выработана, ведь их можно делить в зависимости и от содержания, от формы, и от количества участников.

Детские игры — живое фольклорное явление. И раньше и сейчас они переживают постоянные изменения (под влиянием времени, общественного и семейно-бытового уклада), которые отражаются на их использовании, функциях и содержании.

2.2 Формирование положительных эмоций и интереса к белорусскому народному творчеству детей дошкольного возраста с легкой степенью интеллектуальной недостаточности

На этапе формирования положительных эмоций и интереса к белорусскому народному творчеству важно вызвать положительное отношение у детей с интеллектуальной недостаточностью, желание слушать и эмоционально воспринимать различные его жанры; включаться в совместную деятельность со взрослым. На занятиях в часы досуга знакомить дошкольников с произведениями белорусского фольклора — колыбельными, загадками, поговорками, присказками, потешками и т. д. Использовать их на занятиях в качестве физкультминуток, пальчиковой гимнастики — это способствуют не только развитию моторики, речи, но и вызывает чувство радости у детей. Также данные произведения можно использовать при проведении режимных моментов (умывание, прием пищи, подготовка ко сну, одевание, раздевание и т. д.).

С белорусскими сказками лучше всего знакомить детей при помощи инсценировки в настольном плоскостном театре и на фланелеграфе, а также организовывать просмотры выездных театров. Такие методы работы способствуют развитию эмоциональной отзывчивости. Дети получают от просмотра массу удовольствия и радости, что благоприятно влияет на их психическое состояние. На основе впечатлений от просмотров с детьми можно проводить беседы на различные темы: «Чем вам понравилась сказка?», «Какой герой в сказке положительный, а какой отрицательный?», «Кто добрый, а кто злой?» и т. д. Детям старшего дошкольного возраста можно читать сказки на различную тематику: про животных, людей, природу, волшебные сказки. На основе прочитанного можно предложить детям самим поучаствовать в инсценировке отрывков из сказок. Затем на занятиях по изобразительной деятельности предложить детям передавать свои чувства, настроение, впечатления в рисунках.

Также, в условиях детского сада, можно создать белорусский уголок, в котором размещены элементы костюмов различных персонажей из белорусских народных сказок, атрибуты к народным играм.

Большую роль в формирования эмоционального опыта у дошкольника с интеллектуальной недостаточностью играют народные игры. Каждый народ имеет свои самобытные игры, которые занимают большое место в жизни ребенка. Педагогика рассматривает игру как одно из средств воспитания ребят дошкольного возраста. Народные игры, в которых используется музыка, относятся одновременно к числу как творческих — эмоционально развивающих так и двигательных, потому что они содействуют и музыкальному, и общему развитию дошкольника.

Народная игра формирует поведение ребенка, черты его характера, воспитывает чувство дружбы, коллективизма, развивает умственные и творческие способности малыша. Являясь неотъемлемой частью его деятельности, игра приносит ребенку радость.

Белорусские народные детские игры тесно связаны с жизнью и трудовой деятельностью людей, климатогеографическим положением нашей республики, ее природной средой.

Народная игра — это социологический феномен, в котором бережно сохранены лучшие традиции народной педагогики, физкультуры, уставы и национальный колорит.

Как правило, белорусские народные игры — живые. Они определяются богатством разнообразных воздействий на организм дошкольника, формируют в них необходимые физические навыки, вызывают определенный эмоциональный отклик.

Народные игры вносят в деятельность дошкольников элементы соревнования, ловкости и смышлености. Народные мелодии, легко запоминаются, содействуют развитию в детях музыкальной памяти и слуха, воспитывают любовь к белорусской музыке. Через игру дети присоединяют к радостному знакомству с внешним миром. В игре наиболее полно проявляются творческие способности воспитанников, фантазия, их человеческие качества. Все народные игры — коллективные, в них играют группами. И от того, как будет вести себя тот или иной ребенок, зависит эмоциональное состояние всех присутствующих детей.

Главное требование при проведении народной игры заключается в том, чтобы научить ребят двигаться в соответствии с характером музыки.

Педагогические исследования показывают, что ведущее желание ребенка — это желание двигаться, а игра дает возможность для осуществления самых различных движений.

Тяжело переоценить значимость игры в деле формирования физически сильного, эмоционально подготовленного и интеллектуально развитого члена детского коллектива.

Через игру дошкольники познают мир. Народное творчество обогащает детские игры новым содержаниям. Используя забавы с детьми младшего возраста, можно вовлекать их в «ритмичный бег, пляски, вообще, все виды движений, которые содействуют всестороннему физическому развитию.

Многочисленные забавы позволяют развернуть небольшое игровое представление, учат ребят действовать в коллективе соответственно с обстоятельствами.

Нельзя не отметить и познавательной значимость забав. С их помощью детям раскрываются не только явления родной природы, но и многочисленные стороны рабочей деятельности людей.

На основе белорусских народных песен возникли хороводы, разнообразные па характеру и содержанию. Хороводы пришли к детям из взрослого репертуара, постепенно изменяясь и соответствуя детскому восприятию. Водя хороводы, ребята выражают свои личные отношения к кому-нибудь из друзей. Это чувство сохраняется и после игры, создавая начало эмоционального воспитания.

Хороводы вызывают желание проявить себя даже у самого застенчивого ребенка. Выполнение хороводных действий является более образным, если в них используются разные атрибуты: цветки, веночки, шапочки, маски зайчика, лошадки, воробья и т. д.

Отличительной особенностью народных игр является их образность, которая будить фантазию ребенка, развивает его ловкость, осторожность. Определенное эмоциональное настроение создает элемент соревнования, который заключен в игре. Народные мелодии, которые сопровождают игры, как правило, простые, напевные, легко запоминаются.

Важное место в играх занимает сказка. В ней слова связаны с действием, выступая в драматизированной форме.

Разнообразные приемы игр-драматизаций, в которых происходит как бы сближение детей с персонажами произведения, позволяют не только выявить эмоциональный отклик каждого ребенка, но и создать условия для формирования у него эмоциональной отзывчивости как в отношении своих сверстников, так и в отношении взрослых. Дошкольники получают таким образом возможность «дочувствовать» в процессе игры-драматизации то, что было ими пережито во время восприятия художественного произведения.

Игра в дошкольном возрасте -- это деятельность, эмоционально насыщенная, требующая от ребенка определенного настроя и вдохновения. В игре, с одной стороны, обнаруживаются уже сложившиеся у детей способы и привычки эмоционального реагирования, с другой, формируются новые качества поведения ребенка, развивается и обогащается его эмоциональный опыт.

Таким образом, существует особый, эмоциональный план игры, понимание которого необходимо для реализации полноценного воспитательного процесса. Например, одним из главных условий развертывания сюжетно-ролевой игры считается осуществление действий во внутреннем, воображаемом плане; их исходной, материальной формой являются действия замещения. Однако сам процесс замещения, особенно выбор конкретных заместителей для осуществления игровых действий (избирательное предпочтение одних заместителей, неприятие других), связан не только с особенностями интеллектуального анализа объектов-игрушек, выделением в них свойств сходства или различия, но и с особенностями развития эмоций, характером возникающего в самой игре эмоционального отношения ребенка к данной деятельности в целом, к отдельным действиям, к игрушкам, к взрослому.

Связь интеллектуальных проявлений с эмоциональными в поведении ребенка особенно выступает в момент принятия ребенком роли, выполнения им собственно игровых, ролевых действий, развития сюжета -- этих основных компонентов воображаемой ситуации.

Особенности социального и, в частности, эмоционального опыта ребенка своеобразно преломляются в тематике предпочитаемых игр, в желании играть того или иного персонажа, в выборе ребенком различных выразительных средств в самой игре. Формируя эмоциональное отношение к темам и персонажам, обучая детей средствам выражения переживаний через игру, педагог в значительной степени влияет на самочувствие, настроение ребят и в то же время делает полноценной и саму игру.

Игра может служить эффективным средством для выявления тех объективных отношений, в которых живет ребенок: вступая в игре в реальные отношения со своими партнерами, он проявляет присущие ему личностные качества и обнажает эмоциональные переживания. В то же время внесение в игру нового эмоционального опыта (переживания радости от общения со сверстниками или от перевоплощения в роли и т. д.) способствует нейтрализации отрицательных эмоциональных проявлений у детей, приводит к формированию у них новых положительных качеств и стремлений, новых побуждений и потребностей.

Игровая деятельность детей может быть использована воспитателем и в несколько иных целях, а именно в целях выявления некоторых особенностей эмоционального неблагополучия дошкольника.

Игра -драматизация развивает у дошкольников комплекс художественных качеств: фантазию, вкус к музыке, слово, наблюдательность, любовь к природе.

Проводя игру, надо помочь детям распознать характерные черты каждого героя, те обстоятельства, в которых они действуют. Такая методика работы поможет ребенку с интеллектуальной недостаточностью наиболее ярко выразить свои чувства, поверить в то, что происходит в отношениях между персонажами. Вместе с тем действия взрослого не должны навязывать детям готовых решений при проведении игры. Помощь взрослого заключается в том, чтобы тактично направить их воображение в нужное русло, не выводя, ребенок из образа.

Во время игры, в зависимости от ее вида, ребенок должен оценить обстоятельства и самостоятельно принять решение, как и что ему делать. Тяжело найти лучший способ для развития самостоятельности и решительности в воспитании.

Играя, ребенок забывает про болезнь, редко жалуется на недомогание, если нечаянно удариться, учиться терпению. При других обстоятельствах он ведет себя по-другому, проливая немало слез.

Игры воспитывают дружеские отношения среди участников, приучают ребят совладать с собственными чувствами и интересами, уважать права другого. Отмеченные качества, приобретенные во время игры, пригодятся ребятам в дальнейшей жизни.

Очень красивой формой игры является колесо. Оно привлекает ребят своей гармоничностью, законченностью, каким-то светлым, чистым чувством.

Чтобы игра проходила интересно и живо, воспитатель должен сам хорошо знать ее правила, доступно объяснить ребятам содержание, условия проведения.

Игры с пением должны проводиться ритмично. Ритм объединяет ребят в большой, организованный коллектив, превращает игру в серьезную групповую работу.

Народные игры учитывают возраст ребенка. Когда ребенок еще маленький, игры носят индивидуальный характер. Его развлекают, потешают очень простыми играми, используя куклы и игры-поговорки.

Когда ребенок подрос, научился ходить, изменяется и характер, и содержание игр. С детьми начинают проводить коллективные игры. Но они не исключают самостоятельности детей. Напротив, коллективность способствует развитию каждого ребенка, потому что он испытывает череду положительных чувств, которые вызваны групповыми действиями.

Подвижные фольклорные игры родились в натуральном среде, играли в них наши предки на свежем воздухе. Поэтому в хорошую погоду игры лучше проводить на спортивной площадке или на участке детского сада.

Участие взрослого в играх создает у дошкольников с интеллектуальной недостаточностью соответствующее настроение. Во время игры воспитатель помогает ребятам глубже проникнуть в ее содержание, найти необходимые выразительные средства для передачи образа, критично проанализировать личные действия и отношения к друзьям. Игры с участием взрослого носят более творческий и продолжительный характер.

Ребята старшего дошкольного возраста способны начинать игры по личной инициативе. Воспитанники определяют ведущую линию игры, самостоятельно ищут пути передачи образа, оценивают действия участников, их творческие способности. И что очень важно, учатся регулировать отношения, которые могут отрицательно влиять на игру. Лучшей оценкой взросления детей может стать продолжительность игры на довольно длительное время.

Все предложенные игры имеют языковые истоки, в которые внесены простые звуко-высотные интонации. Мелодии напевов могут иметь разные варианты в зависимости от творческих способностей взрослых и детей. Все игры можно условно разделить на две группы: для маленьких и старших. Но даже в игры для маленьких могут играть и ребята среднего возраста. Некоторые из игр для старших также — доступные ребятам среднего возраста.

Почти ко всем играм разработаны методические рекомендации, которые облегчают воспитателю их проведение. Авторы используют стихотворения известных поэтов, фольклорный материал — пословицы, считалки, загадки, зазывалки, дразнилки, дают описание способов артистического выполнения ролей ребятами. При знакомстве с новой игрой взрослый должен объяснить воспитанникам смысл многих слов, которые встречаются впервые. Это не только обогатить словарный запас ребят, но и будет содействовать их общему развитию.

В детских учреждениях белорусские игры не занимают надлежащего места. Современная педагогика еще недостаточно учитывает их положительные традиции при сложении сборников детских игр. Дело также в том, что современной методикой не учитывается синкретичная природа народных игр, в которых соединены в одно целое песня, ритм, слово, действие. Расчленение разнообразных элементов, из которых составляют народные игры, привело к потере интереса детей к ним. Многие песни не исполняются при проведении игр. Забыто также и игровое начало в разных частушках, они используются только как упражнения на занятиях по языку.

Вот почему нужно, чтобы с детьми в дошкольных учреждениях изучали в традиционном виде народные игры. Только при использовании всех компонентов народной игры, которые всесторонне воздействуют на ребенка, возможно полноценное воссоздание полезного опыта народной педагогики в их воспитании.

Знакомство детишек с народными играми вводит их не только в стихию художественной жизни, но и воспитывает взгляд на мир, эмоциональные и этические проявления.

2.3 Обогащение эмоционального опыта детей дошкольного возраста с легкой степенью интеллектуальной недостаточности средствами белорусского народного фольклора

На данном этапе мною были выделены произведения народного творчества и то, как они влияют на формирование эмоций и способствуют накоплению эмоционального опыта у дошкольников с интеллектуальной недостаточностью. 1. Белорусский детский фольклор:

а) колыбельные, потешки. Нежность, добродушие в этих произведениях к маленькому ребенку, желание видеть в скором времени в нем хорошего человека — способствуют формированию альтруистических эмоций, таких как — чувство беспокойства за судьбу кого-либо, в заботе, в сопереживании радости и удачи другого, в чувствах нежности, умиления, преданности, участия, жалости.

б) считалки и игры. Способствуют формированию коммуникативных эмоции, а также вызывают чувства честного соревнование, уважение ко всем участникам, чувство поддержки, сопереживания, потребность в самоутверждении, славе, в стремлении завоевать признание, почет (глорические эмоции) — необходимые требования в играх.

в) детские песни. Отождествление поступков, поведения зверей в песнях с поступками людей. Песни-зазывалки. Уважение в них живой и неживой природы — здесь можно увидеть проявление эстетических эмоций в наслаждении красотой, в чувстве изящного, грациозного, возвышенного или величественного, волнующего драматизма. Разновидностью эстетических чувств являются лирические чувства светлой грусти и задумчивости, растроганности.

г) дразнилки. Высмеивание в дразнилках предосудительных качеств человека: зависть, злоба, трусость, жадность.

2. Белорусские загадки. Способствуют развитию гностических эмоций — смышлености, догадливости, образности и эмоциональности языка. Угадывание и составление загадок — способствует преодолению противоречий в собственных рассуждениях, в чувстве догадки, близости решения, в радости открытия истины.

3. Пословицы и поговорки. Подбор по определенной тематике пословиц и поговорок:

а) пословицы и поговорки о дружбе, гостеприимстве. Осуждение враждебности.

б) пословицы и поговорки о человеческой доброте. Высмеивание злобы, зависти, неблагодарности.

в) утверждение в народных пословицах и поговорках трудолюбия, хозяйственности и высмеивание лени, безделье, неумелости;

г) одобрение в белорусских пословицах и поговорках честности, правдивости и осуждение лживости, лицемерия, хитрости;

д) достоинство, скромность как лучшие моральные качества человека, которые утверждаются в белорусских пословицах и поговорках. Высмеивание самохвальства, зазнайства, чванности, наглости. Застенчивость и бесстыдство в пословицах и поговорках;

ж) пословицы о работе;

4. Белорусские народные сказки:

а) сказки про животных. Придание человеческих моральных качеств животным. Одобрение таких проявлений эмоциональных и моральных качеств в поведении, как взаимопомощь, дружба, смелость, вежливость, доброта и др. И осуждение грубой силы, жестокости, зависти, алчности и т. д. в сказках про животных.

б) волшебные сказки. Особенности этого вида сказок, их истоки. Утверждение в волшебных сказках верности и преданности Родине. Образы силачей, которые защищают свой народ. Отображение борьбы добра со злом в волшебных сказках. Осуждение предосудительных моральных черт, качеств в образах волшебных сказок. Воображение белорусского народа о совершенном в моральных отношениях человеке.

5. Легенды и предания. Местные легенды и предоставления. Отображение в белорусских легендах и преданиях безграничной любви к родной природе, ее пейзажам, озерам, рекам, лесам — эстетические эмоции.

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

Как мною уже отмечалось, фольклор охватывает весь период жизнедеятельности человека от рождения до смерти. В этот мир ребенка вводят материнские колыбельные, потешки; начиная осознавать действительность, ребенок учиться песням, считалкам, играм — всему тому, из чего складывается детский фольклор.

Детский фольклор является не только существенной страницей творчества народа, в котором широко и каждый раз по-новому, отличительными и интересными гранями проявляется художественный гений народа. В нем ярко проявляются народные педагогические взгляды, забота народа о воспитании будущих поколений, стремление сообщить потомкам свой опыт, свое осознание добра и зла, правды и обиды, взглядов на жизнь и обязанности человека перед вторым человеком и обществам.

Следует отметить, что в связи с отсутствием белорусскоязычной практики, а также недостаточной сформированностью коммуникативных качеств речевой деятельности, у дошкольников с интеллектуальной недостаточностью отмечается бедный словарный запас, дети не достаточно знакомы с белорусскими традициями, играми, сказки. Большинство родителей вообще не обращаются к белорусской народной культуре, не разговаривают на родном языке, не читают своим детям народные сказки на белорусском языке. Поэтому, следует обратить внимание на то, что детям не интересно слушать сказку, обыгрывать её, ведь они не понимают смысла многих слов, выражений, даже смысл сказок и игр. Поэтому необходимо:

— раскрыть детям с интеллектуальной недостаточностью богатство и неповторимость родного языка;

— помочь осознать основные черты белорусских народных игр;

— сформировать желание использовать их в самостоятельной игровой деятельности.

В данной исследовательской работе определены пути, с помощью которых можно наиболее эффективно, в педагогическом отношении, повлиять на формирование эмоционального опыта у дошкольников с интеллектуальной недостаточностью.

Для этого, прежде всего, необходимо использовать специально организованные разные виды детской деятельности. Создание в этой деятельности условий для взаимоотношений с окружающими (взрослыми, сверстником, персонажем), а также включение ребенка с интеллектуальной недостаточностью в разнообразные жизненные ситуации, значимые и неподдельные для него, в которых бы выявился уже приобретенный и формировался новый эмоциональный опыт детей, -- все это может обеспечить существенный воспитательный эффект, развить нравственные побуждения ребенка. Важнейшим результатом такой целенаправленной, определенным образом организованной совместной деятельности воспитателя и ребенка является улучшение эмоционального климата в группе, а также обогащение, расширение и коррекция эмоционального опыта каждого дошкольника с интеллектуальной недостаточностью.

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

1. Бреслав Г. М. Эмоциональные процессы. — Рига, 1984.

2. Былкина Н.Д., Люсин Д.В. Развитие представлений детей об эмоциях в онтогенезе // Вопросы психологии. 2000. № 5.С. 23−27.

3. Вежнович И.Н. Программа «Развитие эмоциональной сферы» //Школьный психолог. 2005. № 17.С. 14−17.

4. Гордеева О.В. Развитие языка эмоций у детей //Вопросы психологии.1995.№ 2.С. 6−9.

5. Денисова З.В. Механизмы эмоционального поведения ребенка. — Л., 1978.

6. Додонов Б.И. В мире эмоций. — Киев, 1987.

7. Додонов Б.И. Эмоции как ценность. — М., 1978.

8. Запорожец А.В. Воспитание эмоций и чувств у дошкольника //Эмоциональное развитие дошкольника. — М., 1985.

9. Запорожец А.В. и др. Эмоциональное развитие дошкольника: пособие для воспитателей детского сада. — М., 1985.

10. Изотова Е.И., Никифорова Е.В. Эмоциональная сфера ребёнка: Теория и практика. — М., 2004.

11. Кошелева А. Д. Эмоциональное развитие дошкольника. — М., «ПРОСВЕЩЕНИЕ» 1985.

12. Кряжева Н.Л. Развитие эмоционального мира детей. — Екатеринбург, 2004.

13. Ляпидевский С.С., Шостак Б.И. Учеб. пособие для студентов дефектол. фак-тов пед. ин-тов. — М., «Просвещение», 1973.

14. Рубинштейн С.Л. Основы общей психологии: В 2 т. — М., 1989. — Т.

15. Стрелкова Л.П. Роль игры-драматизации в развитии эмоций у дошкольников //Игра и ее роль в развитии ребенка дошкольного возраста. — М., 1978.

16. Арлова Г. Н. «Беларуская народная педагогіка». -- Мн.: Нар. асвета, 1993.

17. Кавалевіч М.С. «Педагогіка» / Мазыр, «Белы вецер», 2000.

18. Коломенских Я.Л., Панько Е.А. Детская психология., «Университетское», 1988

19. Кабашнікаў К.П., Фядосік Л.С., Ліс А. С і інш. «Беларуская вусна-паэтычная творчасць"-- Мн.: Выш. шк, 1988.

20. Грымаць А.А. і інш. «Беларуская народная педагогіка ў сістэме дашкольнага выхавання» /-- Мн., 1994.

21. Аляхновіч A.M., Рахчэеў М.В., Фядосік А.С., Каструлёу У.Д. «Беларускі дзіцячы фальклор» / -- Мн.: Беларусь, 1994.

22. Кабашнікаў К.П., Ліс А.С., Фядосік А.С., Цішчанка І.К."Беларускі фальклор: Хрэстаматыя" - Мн Выш. ш, 1985.

23. «Беларускія гульні ў дзіцячым садзе» /Склад.: 3.1. Ермакова, В.М. Шабека. -- Мн.: Нар. асвета, 1987.

24. «Беларускія загадкі» /У клад Я. Саламевіч. — Мн.: Юнацтва, 1981.

25. «Беларускія народныя абрады» / Склад. Л.П. Касцюкавец. — Мн. Беларусь, 1994.

26. «Беларускія народныя казкі» / Склад. I. Разанаў. — Мн. Юнацтва, 1981.

27. «Беларускія народныя казкі» / Склад. Г. А. Барташэвіч, К.П. Кабашнікаў. Мн.: Навука і тэхніка, 1981.

28. «Дзіцячы фальклор» / Склад. Г. А. Барташэвіч. -- Мн.: Навука і тэхніка, 1972.

29. «Дошкольная педагогика». Часть первая / Под ред. В.Н. Логиновой, П.Г. Саморуковой. -- М.: Просвещение, 1988.

30. Дубініна Дз. М. «Мастацка-маўленчае развіццё дашкольнікаў» — Мн: Зорны верасень, 2007.

31. Кабашнікаў К.П., Барташэвіч Г. А. «Сустрэчы з казкай» — Мн.: Народная асвета, 1984.

32. «Народная педагогіка беларусаў» / Склад. А.А. Грымаць, Л.М. Варанецкая, У.В. Пашкевіч. — Мн., 1999.

33. «Сацыяльна-бытавыя казкі» / Пад рэд. В.К. Бандарчыка. -- Мн.: Навука і тэхніка, 1976.

Размещено на

Если вы автор этого текста и считаете, что нарушаются ваши авторские права или не желаете чтобы текст публиковался на сайте ForPsy.ru, отправьте ссылку на статью и запрос на удаление:

Отправить запрос

Adblock
detector