А2. В каком варианте ответа выделенное слово употреблено неверно?

ВАРИАНТ 1

Часть 1

При выполнении заданий этой части в ‘бланке ответов № 1 под номером выполняемого вами задания (А1-А30) поставьте знак «х» в клеточку, номер которой соответствует номеру выбранного вами ответа.

А1. В каком слове верно выделена буква, обозначающая ударный гласный звук

1)  запломбирован 2)умЕстимся

3)  форзАц

4)  кладовАя

А2. В каком варианте ответа выделенное слово употреблено неверно?

1)   Мучительно постоянно чувствовать себя ВИНОВАТЫМ.

2)   Княжну выдавала ВЕЛИКАЯ поступь.

3)   КОМАНДИРОВАННЫЙ следователь прибыл в город в шесть часов вечера и сразу же приступил к работе.

4)   Поражал ВОИНСТВЕННЫЙ вид начальника смены 

A3. Укажите пример с ошибкой в образовании формы слова.

1)   пачка вафель

2)   высококлассные инженера

3)   шестисот шестидесяти восьми страниц

4)   хуже прежнего

А4. Укажите грамматически правильное продолжение предложения.

Заметив красный сигнал светофора,

1)   водитель остановил машину.

2)   мне пришлось применить экстренное торможение.

3)   быстро остановиться не удалось.

4)   у водителя зазвонил телефон.

А5. Укажите предложение с грамматической ошибкой (с нарушением синтаксической нормы).

1)   Вопреки прогнозу специалистов безработица в стране резко выросла.

2)   То, что выросло в огороде, удалось заготовить на зиму без потерь.

3)   Те, кто хотел отправиться на отдых, приобрёл путёвку заранее.

4)   Старшеклассники не только хорошо играли в футбол, но и увлекались фехтованием.

А6. В каком предложении придаточную часть сложноподчинённого предложения нельзя за­менить обособленным определением, выраженным причастным оборотом?

1)   Улица, по которой он теперь шёл, была красивая, асфальтированная, обсаженная под­стриженными липами.

2)   Воздух был полон острой свежести, которая ощущается только после грозы.

3)   Ёлки, которые скромно прятались в роскоши лиственных деревьев, теперь вытяну­лись вперёд и протянули ветки.

4)   И здесь, в этом уникальном, заповеднике, нашлись люди, которые с жаром принялись за дело. 

Прочитайте текст и выполните задания А7-А12.

(1)… (2)Но итальянец Альберто Волкан нашёл способ, как изготавливать бумагу не из дерева, а из яблок. (3)Он пришёл к этой идее, когда подумал, как много целлюлозы со­держится в выбрасываемых отходах. (4)Сейчас А. Волкан уже поставляет несколько видов бумажных изделий для различных учреждений в Италии. (5)А для нужд прави­тельства страны он произвёл шестьдесят тысяч конвертов, семь тысяч блокнотов и шесть тысяч бумажных пакетов. (6) …, получив поддержку властей, изобретатель за­нимается изготовлением из яблок клея и других изделий. 

А7. Какое из приведённых ниже предложений должно быть первым (1) в этом тексте?

1)   Древесина — исходный материал для производства мебели.

2)    Бумагу делают из древесины — это известно каждому.

3)    Из отходов древесины производят древесностружечные плиты.

4)    Спрос на древесину ежегодно увеличивается. 

А8. Какое из приведённых ниже слов (сочетаний слов) должно быть на месте пропуска в шес­том (6) предложении?

1)   Вероятно                                                               3) Следовательно

2)   Теперь                                                                   4) Напротив

А9. Какие слова (сочетания слов) являются грамматической основой во втором (2) предложе­нии текста или в одной из частей этого предложения?

1)   способ изготавливать                                          3) изготавливать

2)    изготавливать бумагу                                         4) как изготавливать бумагу 

А10. Укажите верную характеристику пятого (5) предложения текста.

1)   сложносочинённое 2)   сложноподчинённое

3)   сложное с подчинительной и сочинительной связью между частями 4)    простое осложнённое

 

All. Укажите правильную морфологическую характеристику слова ПОЛУЧИВ в шестом (6) предложении текста.

        1)полное причастие                                                3) краткое причастие

        2)деепричастие                                                       4) наречие 

А12. Укажите значение слова ИДЕЯ в предложении 3.

1)    основной источник исторического развития

2)    понятие, представление

3)    мысль, намерение

4)    основная главная мысль 

А 13. В каком ряду во всех словах пишется НН.

1) каме…ый, ране…ый, прида…ое.

2) ответстве…ость, кожа…ый, ветре…ый.

3) стекля…ый, приостановле…ый, моше…ик.

4) избалова…ый, пута…ица, свяще…ый. 

А14. В каком ряду во всех словах пропущена безударная проверяемая гласная корня?

1)    к..ррепондент, з..ркальный, оз..рять

2)    в..линий, равнинный, к..патель

3)    продавец, с..ление, проверяющий

4)    к..шачий, умирающий, пот..шаться 

А15. В каком ряду во всех трёх словах пропущена одна и та же буква?

1)    пр…стёгнутый, пр…достаточно, пр…одолевший

2)    в..помнить, бе..трепетный, ни..падать

3)    сопредельный, под..ткнуть, пр..бабка

4)    от..екать, с..грать, дез-.нфекция 

А16. В каком ряду в обоих словах на месте пропуска пишется буква И?

1)    дотрон…шься, согрева…мый      3) выброс..шь, стро..вший

2)    пропол..шь, увйд..вший          4) стерп..шь, купл..нный 

А17. В каком варианте ответа указаны все слова, где пропущена буква И

А. высаж…вает. Б. застра…вает. В. реч..вой . Г. приветливый.

1) а, г.

2) б,в.

3) Б, В, Г

 

4) А, Б, В

 

А18. В каком предложении НЕ со словом пишется раздельно?

1)    Директор института (не)готов подписать договор о сотрудничестве.

2)    (Не)глубокая, но широкая река бурлила и пенилась.

3)    Одно (не)осторожное движение — и ты кубарем летишь с насыпи.

4)    Мы бредём по подю, где (не)скошенная трава по пояс.

 

А19. В каком предложении оба выделенных слова пишутся раздельно?

1)   ЧТО(БЫ) ВСЁ(ТАКИ) не заблудиться, грибникам пришлось лихорадочно вспоминать правила ориентирования на местности.

2)   Во всём городе не было людей, настроенных ТАК(ЖЕ) спокойно и в ТО(ЖЕ) время торжественно, как эти двое.

3)   (ПО)ПРЕЖНЕМУ трудно приходится добираться до дачного участка, ПОТОМУ(ЧТО) электрички ходят редко.

4)   (НА)ПРОТЯЖЕНИИ четырёх десятилетий отец собирал и бережно хранил марки, (ПО)ЭТОМУ получилась неплохая коллекция. 

А20. Укажите правильное объяснение постановки запятой или её отсутствия в предложении: Вечером завыл в трубах ветер ( ) и будоражил лес угрожающим присвистом.

1)    Сложносочинённое предложение, перед союзом И не нужна запятая.

2)    Простое предложение с однородными членами, перед союзом И не нужна запятая.

3)    Сложносочинённое предложение, перед союзом И нужна запятая.

4)    Простое предложение с однородными членами, перед союзом И нужна запятая. 

А21. В каком варианте ответа правильно указаны все цифры, на месте которых в предложении должны стоять запятые?

«Орёл» наконец пошёл (1) развив ход (2) и (3) догнав эскадру (4) занял своё место в строю боевых кораблей. 

1) 1,2

2) 3,4

3) 1,2,4

4) 1,2,3,4 

А22. В каком варианте ответа правильно указаны все цифры, на месте которых в предложени­ях должны стоять запятые?

Поезд (1) к счастью (2) мчит меня.

Вскоре (3) однако (4) недоумение наше рассеялось.

1) 1,2                        2) 3,4                          3) 1,2,3                     4) 1,2,3,4 

А23. Укажите предложение, в котором нужно поставить одну запятую. (Знаки препинания не поставлены.)

1)    Я то засыпаю то пробуждаюсь открываю глаза.

2)    От ветхого барака в темноту леса нырнули и скрылись конь и всадник.

3)    За свою жизнь Прохору приходилось перевозить и лес и железо и пшеницу.

4)    Не только все родственники но и знакомые с жаром обсуждали помолвку Николая Ан­дреевича и Софьи. 

А24. Как объяснить постановку двоеточия в приведённом ниже предложении?

Любите книгу: она поможет вам разобраться в пёстрой путанице мыслей.

1)  Вторая часть бессоюзного сложного предложения указывает на причину того, о чём говорится в первой части.

2)  Вторая часть бессоюзного сложного предложения поясняет, раскрывает содержание первой части.

3)  Первая часть бессоюзного сложного предложения противопоставлена по содержанию второй части.

4)  Обобщающее слово находится перед рядом однородных членов. 

А25. В каком варианте ответа правильно указаны все цифры, на месте которых в предложении должны стоять запятые?

Мы медленно подошли (1) к дому (2) фотографировать (3) который собирался (4) наш экскурсовод.

1) 1,3                         2) 2                            3) 1,2,4                     4) 2,3,4 

А26. В каком варианте ответа правильно указаны все цифры, на месте которых в предложении должны стоять запятые? К вечеру пошёл дождь (1) снег почти растаял (2) и (3) хотя дорога стала ещё гряз­нее (4) но всё же (5) лошадям стало легче.

1) 2,3,4                      2) 1,2,4                       3) 1,2,3,4,5               4) 1,2,3,4 

А27. Прочитайте текст.

♦ Коллекция» чудаков английского психолога Дэвида У икса насчитывает более тысячи человек. Среди них есть поклонники Робин Гуда, которые не расстаются с луком и стре­лами, или любители земноводных, всегда имеющие несколько лягушек в карманах. Практически все чудаки, обследованные Уиксом, — это нормальные в психическом от­ношении люди. Подробно изучив их жизнь, учёный установил, что её продолжитель­ность выше средней. Почему? По словам психолога, его знакомые — это счастливые творческие натуры, до глубокой старости сохраняющие чувство юмора и способность удивляться. Они почти не подвержены стрессам.                                        !

В каком из приведённых ниже предложений верно передана главная информация, со­держащаяся в тексте?

1)      Английский психолог Д. Уикс обследовал более тысячи странных людей, чудаков и сделал интересные выводы.

2)      Английский психолог Д. Уикс, обследовав более тысячи чудаков, установил, что они почти ничем в психическом отношении не отличаются от обычных людей.

3)      Английский психолог Д. Уикс, обследовав более тысячи чудаков, установил, что они почти не подвержены стрессам и живут дольше, чем обычные люди, так как ощущают себя счастливыми, творческими натурами.

4)      Английский психолог Д. Уикс, обследовав более тысячи чудаков, пришёл к выводу, что они почти не подвержены стрессам.

 

Прочитайте текст и выполните задания А28-А30; В1-В8; С1.

(1) «Сон мне снится, вот те на!..»  (2) Кто из нас не помнит слова этой знаменитой песни Владимира    Высоцкого (3)   Впрочем,   если уж вспоминать, то на «сонную» тему память наверняка подскажет нам немало известных строк и поэтов, и философов, и учёных, напомнит об удивительных и реаль ных историях, связанных со снами и сновидениями…

  (4)Одна из таких необычных историй, к примеру, случилась с человеком, жизнь которого была посвящена точным цифрам и расчётам, весьма далёкому от всяческой рефлексии и мис­тики, — известным авиаконструктором Игорем Сикорским. (5)В детстве, в 1900 году, он увидел и хорошо запомнил странный сон: будто идёт он по узкому коридору, освещённому голубова­тым светом, на стенах которого расположены иллюминаторы. (6)Пол под ногами слегка подра­гивает от быстрого движения. (7)Но мальчик отчётливо понимает — это не поезд и не ко­рабль— он… в воздухе, на каком-то необычном воздушном судне! (8)По прошествии многих лет, уже став знаменитым изобретателем самолётов и вертолётов, Сикорский, находясь в оче­редном испытательном полёте, в один из моментов внезапно с пронзительной ясностью увидел и осознал, что он переживает «тот самый» момент из своего детского сна! (9)Тот же голубоватый свет, коридор, иллюминаторы…

(10)Что это было? (11)Кто и зачем послал эту «картинку» Сикорскому в детстве из взрос­лой жизни и в зрелой из детства?

(12)Несмотря на потрясающие достижения современной науки, сны человека до сих пор — неразгаданная загадка…

(13)Одним из выдающихся исследователей сновидений был Зигмунд Фрейд. (14)Великий австриец обращал особое внимание на сложные, запутанные, бессвязные сны. (15)Эти сны, их метафоры и символы, этот «внутренний театр», по его мнению, скрывают и содержат нечто очень важное для людей…

(16)3аслуга Фрейда в области научных изысканий и открытий в таком явлении, как че­ловеческий сон, замечательна и значительна именно в наши дни, «наполненные» несметным количеством всевозможных доморощенных толкователей и чародеев, зазывающих публику с экранов телевизоров и страниц жёлтой прессы, всех этих «потомственных колдунов» и «мату­шек». (17)Ибо действительно фундаментально, по-научному подходит к этой тайне человечест­ва, а потому подтверждает, сколь сложен человек, а также его внутренний мир…

(По Г. Рогову)

 

А28. Какое утверждение не соответствует содержанию текста?

1)    О реальных историях, связанных со сновидениями, писали поэты, философы, учёные.

2)    Известный авиаконструктор И. Сикорский в детстве увидел сон, который сбылся через много лет уже во взрослой жизни.

3)    Современная наука уже близка к разгадке тайн сна человека.

4)    Исследования 3. Фрейда актуальны и в наше время, так как помогают с позиций науки бороться с шарлатанами, демонстрируют, насколько сложен внутренний мир человека.

 

А29. Какое из перечисленных утверждений является ошибочным?

1)    Предложения 5-9 подтверждают суждения, высказанные в предложениях 3-4.

2)    В предложениях 1-3 представлено рассуждение с элементами описания.

3)    В предложениях 5-6 представлено повествование с элементами описания.

4)    В предложениях 16-17 перечислены произошедшие события.

 

АЗО. В каком предложении содержатся контекстные синонимы?

1) 7                                   2) 8                                     3) 9                                   4) 14

Часть 2

При выполнении заданий этой части запишите ваш ответ в бланке ответов № 1 справа от номера задания (В1-В8), начиная с первой клеточки. Каждую букву или цифру пишите в от­дельной клеточке в соответствии с приведёнными в бланке образцами. Слова или числа при перечислении отделяйте запятыми. Каждую запятую ставьте в отдельную клеточку. При за­писи ответов пробелы не используются.

Ответы к заданиям В1-ВЗ запишите словами.

В1. Из предложений 17 выпишите слово, образованное ПРИСТАВОЧНО- СУФФИКСАЛЬНЫМ способом.

В2. Из предложений 11-12 выпишите производный предлог.

ВЗ. Укажите тип подчинительной связи в словосочетании ОЧЕНЬ ВАЖНОЕ (предложение 15).

Ответы к заданиям В4-В7 запишите цифрами.

В4. Среди предложений 1-7 найдите сложное, в состав которого входит односоставное без­личное. Напишите номер этого сложного предложения.

В5. Среди предложений 4-9 найдите предложение с обособленными обстоятельствами. На­пишите номер этого предложения.

В6. Среди предложений 1-9 найдите сложные предложения, в состав которых входит прида­точное определительное. Напишите номера этих сложных предложений.

В7. Среди предложений 13-17 найдите такое, которое соединяется с предыдущим при помо­щи указательного местоимения и лексического повтора. Напишите номер этого предло­жения.

Прочитайте фрагмент рецензии, составленной на основе текста, который вы анализиро­вали, выполняя задания А28-А30, В1-В7.

В8. «Приводя пример вещих снов, Г.Рогов использует, такой троп, как________________ (например,

пронзительной ясностью в предложении 8).

Демонстрируя читателю, что тайны снов и сновидений ещё далеки от разгадки, автор прибегает к использованию таких синтак­сических средств, как______________________________ (предложения 10-11) и________ (предложения 7-8).

А такое

синтаксическое средство, как_________ (предложения 4-5, 7-9), придаёт речи автора эмо­циональность.

Список терминов:

1)    ряды однородных членов 2)    неполные предложения 3)    сравнительный оборот

4)    восклицательные предложения 5)    разговорная лексика 6)    вопросительные предложения

7)    эпитет 8)    диалектизмы 9)    метафора

Не забудьте перенести все ответы в бланк ответов № 1.

Часть 3

Для ответа на задание этой части используйте бланк ответов № 2. Запишите сначала номер задания С1, а затем напишите сочинение.

С1. Напишите сочинение по прочитанному тексту.

Сформулируйте и прокомментируйте одну из проблем, поставленных автором текста (избегайте чрезмерного цитирования).

Сформулируйте позицию автора (рассказчика).

Напишите, согласны или не согласны Вы с точкой зрения автора прочитанного текста. Объясните, почему. Свой ответ аргумен­тируйте, опираясь в первую очередь на читательский опыт, а также на знания и жизнен­ные наблюдения (учитываются первые два аргумента).

Объём сочинения — не менее 150 слов.

Работа, написанная без опоры на прочитанный текст (не по данному тексту), не оцени­вается. Если сочинение представляет собой пересказанный или полностью переписанный исходный текст без каких бы то ни было комментариев, то такая работа оценивается ну­лём баллов.

Сочинение пишите аккуратно, разборчивым почерком.