Эхопраксия — повторение за кем-либо движений

Онтогенез детской речи

ВВОДНАЯ ЛЕКЦИЯ

(Государственный образовательный стандарт, используемая литература, словарь основных терминов).

Содержание дисциплины устанавливается Государственными образовательными стандартами (так же как для всех дисциплин, изучаемых в образовательном учреждении).

Выдержка из государственного образовательного стандарта: «Предпосылки нормального развития речи у ребенка. Анатомическая и физиологическая целостность центральной нервной системы и периферического речевого аппарата, нормальное развитие тех систем мозга и психической деятельности, которые обеспечивают формирование речи. Этапы нормального речевого онтогенеза. Социальные условия нормального развития речи. Патологическое развитие речи. Недоразвитие речи: общее и фонетико-фонематическое.».

В процессе изучения дисциплины «Онтогенез детской речи» реализуется принцип концентрического обучения и межпредметных связей (повторения изученного материала на более сложном уровне при изучении других дисциплин) — анатомия и физиология речевых систем, введение в логопедию, логопедия, психолингвистика и др.

Литература

1. Алексеева М.М., Методика развития речи и обучения родному языку дошкольников.

2. Белякова Л.И., Заикание.

3. Бородич А.М., Методика развития речи детей.

4. Жукова Н.С., Логопедия.

5. Основы логопедии с практикумом по звукопроизношению / под ред М.Ф. Фомичевой.

6. Основы логопедической работы с детьми / под ред. Г. В. Чиркиной.

7. Поваляева М.А., Справочник логопеда.

8. Филичева Т.Б., Основы логопедии.

9. ИНТЕРНЕТ ! ! !

10. Программы воспитания и обучения детей «Радуга», «Детство», «Развитие» и др.

Основные понятия курса «Онтогенез детской речи»

Онтогенез — последовательность развития чего-либо (органа, функции, строения) у организма от зарождения (то есть ещё до рождения) до смерти. Применительно к данной дисциплине — последовательность развития разных сторон речи у ребенка от рождения до 7-ми лет.

Речь — исторически сложившаяся форма общения людей, опосредованная языком. Речь — устная, письменная, внутренняя (во время мышления), жестовая, дактильная (пальцами).

11 стр., 5423 слов

Особенности ВНД человека. Развитие речи в онтогенезе и её нарушения

... в предложении. Развитие словаря и грамматического строя в онтогенезе рассматривает А.Н. Гвоздев в книге "Вопросы изучения детской речи" (М., ... . Словарь состоит из 2200 слов. При нормальном речевом развитии дети к пяти годам овладевают всеми типами склонения ... недостаточной сформированностью речевого слуха или артикуляционного аппарата. При нормальных условиях, когда в детском саду и дома осуществляется ...

Язык — система знаков, служащая для осуществления человеческого общения, мышления. Для каждого вида речи (устная, письменная и др.) существует своя система знаков, то есть, свой язык.

Движущая сила развития речи — потребность в ОБЩЕНИИ, как правило, возникающая в деятельности.

Функции речи

1. Коммуникативная — общение.

2. Номинативная (назывная, сигнификативная) — дающая название предмету.

3. Индикативная — указывающая на предмет.

4. Интеллектуальная — носитель обобщения, обслуживание мышления (В.И. Яшина).

5. Функция социализации — приобщения к культурно-историческим ценностям (И.А. Зимняя)

6. Регулятивная — внешнего контроля поведения.

7. Рефлексивная — самоконтроль. (И.А. Зимняя)

8. Экспрессивная — отражение эмоциональных состояний человека и его отношения к различным явлениям действительности. (А.А. Крылов).

Речевой навык — речевое действие, достигшее совершенства, автоматизма — наиболее оптимальное для выполнения речевой операции. (В.И. Яшина).

Данная трактовка отличается, от того, как вам преподают на психологии.

Речевое умение — начальный этап развития навыка, его более низкая ступень, не достигшая степени совершенства. (В.И. Яшина) Данная трактовка отличается, от того, как вам преподают на психологии.

Виды речевых умений

1. Умение говорить — излагать свои мысли в устной форме.

2. Умение аудировать, то есть понимать речь в её устной форме.

3. Умение излагать свои мысли в письменной форме.

4. Умение читать — понимать речь в её графическом отображении.

5. И др. (В.И. Яшина)

24 стр., 11738 слов

Формирование произносительных умений и навыков у детей с легкой степенью псевдобульбарной дизартрии

... периоды: от 0 - 3 месяцев - крик, от 3 - 6 месяцев - гуление; от 6 - 12 месяцев - лепет (Гвоздев А.Н.). При осуществлении ... эксперимент, направленный на определение механизма симптоматики нарушений произносительных умений и навыков. 3. Определить направление содержания коррекционной работы ... пед. учеб. заведений / Сост. М.М. Алексеева, В.И. Яшина. - М.: Издательский центр «Академия», 1999. - 550 с. 25 ...

Первый крик -результат подкорковой стволовой оборонительной реакции — скоординированная синергия (однонаправленное движение, сокращение) гладкой и поперечно-полосатой мускулатуры.

Не является ни речевой, ни голосовой реакцией, так как является врожденным компонентом оборонительного комплекса реакций.

Не разбивается на отдельные звуковые элементы отдаленно напоминают гласные звукокомплексы — аоэ.

Начиная с третьего месяца большинство матерей различают крик боли, крик голода, крик удовольствия.

Комплекс оживления — эмоционально-двигательная реакция младенца на появление взрослого. Ребенок, как будто, радуется при появлении взрослого — издает звуки, шевелит ручками, ножками, кряхтит (раньше не реагировал на появление взрослого) происходит около 2-х мес. после рождения.

Гуканье — ранняя стадия гуления, звукокомплексы 2−3 звука с преобладанием нечетких, гласноподобных, коротких звуков (см. агуканье).

Сроки появления гуканья, агуканья, гуления, лепета сильно различаются (на 2−4 месяца) по разным авторам.

Агуканье — ранняя стадия гуления, звукокомплексы 2−3 звука с преобладанием нечетких, гласноподобных, коротких звуков (см. гуканье).

Сроки появления гуканья, агуканья, гуления, лепета сильно различаются (на 2−4 месяца) по разным авторам.

Гуление — певучие, голосовые реакции ребенка в первые 2−3 месяца жизни, ранняя стадия лепета, звукокомплексы 2−3 звука с преобладанием нечетких, согласноподобныхзвуков, чаще:

1. заднеязычных (т. к. при положении «лежа» голова запрокинута и язык «западает в глубь рта + повышенный тонус артикуляционных мышц = язык в виде комка, оттянутого кзади, то есть звуки похожи на К, КЬ, Г, ГЬ, Х, ХЬ);

16 стр., 7652 слов

Сравнительная характеристика устной и письменной речи детей, воспитывающихся в детских домах, и детей, обучающихся в общеобразовательных школах

... наблюдается наличие в речи детей недифференцированных звуков, смешение звуков, нестойкое употребление их в речи, значительное количество произносимых искаженно звуков. Учащиеся затрудняются в дифференциации звуков не только при ... воспитанников домов ребенка лепет отмечается в период от 7 до 10 месяцев. Так, понимание речи у детей, воспитывающихся в семье и Доме ребенка, проявляется уже ...

2. губных — от постоянно «срабатывающего» сосательного рефлекса (носогубный, дистантный губной, лобно-губной, ладонный = рефлексы орального автоматизма то есть звуки, похожие на П, ПЬ, Б, БЬ, М, МЬ,).

3. К гулению можно отнести звуки кряхтения, радостного «повизгивания».

Гуление особенно длительно во время общения со взрослым. Сроки появления гуканья, агуканья, гуления, лепета сильно различаются (на 2−4 месяца) по разным авторам.

Лепет — голосовые реакции ребенка на раздражители положительного характера, которые появляются на 2-ом мес. (4−6 мес. данные разных авторов) жизни в виде разнообразных несложных звукокомплексов (вначале гуление), постепенно звукокомплексы усложняется, превращаясь в многократное повторение слогов (па-па-па); при тяжелых нарушениях развития лепет появляется позже и носит менее выраженный, развернутый характер. Расцвет лепета — около 8 мес. (4−5 сегментов (слогов во время одного повтора), иногда до 12).

Затем идет спад количества сегментов, к 1 г. и 2−3 мес. остается 2,5 сегмента, что характерно среднему количеству слогов в русских словах — 2−3. Лепет переходит в лепетные псевдослова (неустойчивые) — мама, папа, баба, дядя… Также, после 8-ого мес. из лепета начинают исчезать звуки, не свойственные родной системе языка, появляются новые, по образцам взрослых.

При движении мышц во время лепетных образований, ЦНС получает комплекс тактильно(осязательный)-кинетико(движение)-кинестетических(положение) сигналов; через долю микросекунды ЦНС получает аутослуховые (исходящие от себя) сигналы. Вместе тактильно-кинетико-кинестетические и аутослуховые раздражители закладывают базу для возникновения речи — в ЦНС появляются образцы «перворечи», звукокомплексов. Когда сложились собственные тактильно-кинетико-кинестетические и аутослуховые комплексы, ребенок начинает узнавать такие же комплексы в речи взрослых (отличие — если речь чужая, то вначале в ЦНС поступают слуховые раздражители, а затем их «догоняют» тактильно-кинетико-кинестетические).

11 стр., 5025 слов

Методика работы над понятиями «звук», «слог», «слово», «предложение» в добукварный период

... основные звуки речи и правильно произносить их и «переводить» в варианты букв.Чтобы дети научились этому, необходимы такие упражнения, как выделение в слове слогов, звуков, произношение слов, слогов ...

Узнанные звукокомплексы начинают ребенком интенсивно повторяться на основе подражания. Те звукокомплексы, которые ребенок случайно не артикулировал, не закладываются в базу для «перворечи», и следовательно в речи взрослых ребенок их не слышит и не пробует повторять.

При общении со взрослым, наблюдаются явления эхопраксии и эхолалии. Успешность развития речи зависит от сохранности зрения и слуха.

Наблюдается аутоэхолалия — ребенок по долгу повторяет один слог и сам вслушивается в производимые звуки.

Сроки появления гуканья, агуканья, гуления, лепета сильно различаются (на 2−4 месяца) по разным авторам.

Псевдослово — неоформленные, ложные слова, не имеющие постоянного звукового наполнения.

Эхолалия — повторение за кем-либо элементов речи (звуков, слогов, слов, фраз)

Эхопраксия — повторение за кем-либо движений.

Звукопроизношение — процесс образования речевых звуков (голос + дыхание + артикуляция).

Фонематический анализ и синтез — это умственные действия по анализу (разложению) и синтезу (объединению) звуковой структуры слова. Анализ — ребенок определяет первый, последний звук в слове, устанавливает последовательность звуков в слове, их количество, где находится звук в слове (в начале, середине, конце).

Синтез — составляет слова из звуков — Н+О+С = нос.

Фонематический слух — это составляющая часть физического слуха, это тонкий систематизированный слух, позволяющий различать, соотносить, сопоставлять и узнавать фонемы родного языка. Ребенок способен определить наличие звука в слове, различать слова и слоги, отличающиеся 1−2-мя звуками (мошка-кошка-вошка; ла-ра-ла), выполняет задания на раскладывание картинок по стопочкам с 2-мя звуками, хлопает в ладоши, если слышит звук в слове. (Волкова, Филичева).

11 стр., 5477 слов

Характеристика речи детей с IV уровнем общего недоразвития речи

... подобранных заданий. В речи детей встречаются отдельные нарушения слоговой структуры слов и звуконаполняемости. Преобладают элизии, причем в основном в сокращении звуков, и только в ... позиций Р.Е. Левина объясняет фонетико-фонематические нарушения, часто выступающие в речи детей с общим недоразвитием речи в сочетании с лексико-грамматическими. Причем ...

Фонематическое восприятие — это специальные умственные действия при дифференциации фонем и установлении звуковой структуры слова (количество, последовательность, местоположение звуков).

Широкое понятие, включающее в себя и фонематический слух и фонематический анализ / синтез (Филичева).

Фонетико-фонематическое недоразвитие (ФФН) — это нарушение формирования произносительной системы родного языка у детей с различными речевыми расстройствами вследствие дефектов восприятия и произношения фонем.

Просодика — характеристики выразительности речи (высота, сила, длительность).

Ритмико-слоговая структура речи — последовательность расположения и количество слогов в речи в сочетании с темпом произнесения и паузацией.

Словарь — словарный запас отдельного человека = лексикон

Если вы автор этого текста и считаете, что нарушаются ваши авторские права или не желаете чтобы текст публиковался на сайте ForPsy.ru, отправьте ссылку на статью и запрос на удаление:

Отправить запрос

Adblock
detector