КАРТА ЛОГОПЕДИЧЕСКОГО ОБСЛЕДОВАНИЯ МЛАДШЕГО ШКОЛЬНИКА С НЕДОСТАТКАМИ ЧТЕНИЯ И ПИСЬМА
Анкетные данные
Фамилия, имя _______________________________________________________
Дата рождения _______________________________________________________
Национальность _______________________________________________________
Школа (№), класс_______________________________________________________
Адрес, телефон _______________________________________________________
Сведения о семье
Мать ___________
Отец ________________________________________________________________
Наследственные заболевания, нарушения устной и письменной речи у родственников ___________
_____
Общий анамнез
Особенности протекания у матери беременности и родов _____________________
______
Особенности раннего психомоторного развития ребенка ______________________
______
Перенесенные заболевания, травмы, случаи пребывания в больнице ____________
_______
Данные из медицинской карты о состоянии нервно-психического и соматического здоровья, слуха, зрения ___________________________________________________
________________
Развитие речи
Особенности формирования устной речи _________________________ ________
Занятия с логопедом (где, как долго, вид нарушения речи) ________________________ ________
Особенности формирования письменной речи ________________________________
________
Д А Н Н Ы Е О Б С Л Е Д О В А Н И Я
I. Состояние невербальных психических функций, интеллекта, волевой сферы
Сенсомоторное развитие_
Латеральная организация (ведущая рука) ______________________________________
Зрительно-пространственное восприятие, пространственные представления
Узнавание и сравнение предметных изображений _______________________
________
Узнавание цифр, букв (в том числе в усложненных условиях, в разных шрифтах) _________
________
Особенности функционального базиса письменной речи у детей старшего ...
... письменная речь мыслится, а не произносится, представляет одну из главных отличительных особенностей этих двух видов речи и существенную трудность в формировании письменной речи. Письменная речь имеет ряд психологических особенностей: ... психологическую характеристику письменной речи; 2. Изучить функциональный базис письменной речи; 3. Выявить причины и механизмы нарушения письменной речи; 4. ...
Конструктивный праксис
Воспроизведение фигур и букв из палочек ___________________________________
________
Составление фигур из кубиков Кооса _______________________________________
________
Ручная моторика
Объем движений, активность, мышечный тонус, темп выполнения, особенности
Кинестетическая («праксис позы») организация движений кистей рук и пальцев ______
________
Кинетическая (динамическая) организация движений ____________________________
________
Графомоторные навыки ___________________________________________________
Слухомоторная координация _______________________________________________
________
Зрительно-моторная координация ___________________________________________
________
Заключение о состоянии сенсомоторного развития:
________________________
________
2. Интеллектуальные способности, личностные особенности
Зрительная память, внимание _____________________________________________
_______
Слухоречевая память, внимание ___________________________________________
________
Интеллектуальное развитие (развитость и доминирование видов мышления; самостоятельность, активность мышления; мыслительные операции; понимание причинно-следственных связей; общая осведомленность и т.п.) _____________________________________________
________________
________
Саморегуляция в деятельности _____________________________________________
________
________
Потребностно-мотивационная и эмоционально-волевая сферы личности __________
________________________
Заключение по результатам изучения интеллектуальных функций, личностных особенностей:
________
____________________
II. Состояние устной и письменной речи, языковых способностей
1. Состояние устной речи
Состояние произносительной стороны речи
Темп и ритм речи _________________________________________________________
Внятность и выразительность речи __________________________________________
Характеристики голоса ____________________________________________________
Особенности дыхания, продолжительность речевого выдоха ____________________
________
Произношение каких звуков нарушено, характер нарушения (отсутствие звука, искаженное произношение, замены, смешения) _________________________________________
________________
________
Способность правильно воспроизводить звукослоговую структуру изолированных слов и слов в составе предложений: ___________________________________
________
Строение органов артикуляционного аппарата ________________________________
Мимика и артикуляторная моторика
Мимические движения (и выразительность мимики) ______________________________
________
Одиночные движения и серии движений органов артикуляции __________________
Понятие «произносительная сторона речи» в теоретических исследованиях.Состояние ...
... замедление отдельных ее отрезков (звуков, слогов, слов, предложений), зависит от стиля произношения, смысла речи, эмоционального состояния говорящего, эмоционального содержания высказывания Тембр Дополнительная ... и носовая полости). Таким образом, понятие «произносительная сторона речи» включает интонацию и систему фонем языка (звукопроизношение). В любом языке существует определенное количество ...
________
Фонематическое восприятие
· Дифференциация фонем на основе слухопроизносительного анализа: _______
________
________
· Дифференциация фонем на основе слухового восприятия: _______________ ________
________
· Дифференциация фонем по представлению ___________________________ ________
________
Заключение о состояниифонетико-фонематической стороны речи
________________________________
________
Сформированность и особенности монологической речи
Особенности пересказа. Уровень владения рассказом: с опорой на наглядность, прошлый опыт, способен к самостоятельному рассказыванию. Содержательность и логичность монологической речи. Разнообразие лексических средств в связном высказывании, точность употребления слов. Особенности грамматического оформления: разнообразие типов предложений, сформированность средств синтаксической связи, использование сложных по структуре словосочетаний _________________________________ ________
________
________
________
_______
________
Словарный запас, актуализация слов в обусловленной речи
Существительные (конкретные, отвлеченные, собирательные)_______________________ ____________________________________________________________________________________
Глаголы(процессы действия, состояния, перемещения в пространстве,проявления признака, речи, мысли, восприятия, взаимоотношения и т.п.) __________________________________
________________
Прилагательные(Качественные. Относительные: отношения к предмету, к лицу, к месту, ко времени, к действию, к числу. Притяжательные) _________________________________
________________
Наречия(Определительные: качественные, количественные, образа и способа действия, совместности. Обстоятельственные: места, времени, причины, цели.) _____________________
________________
Антонимы (к разным частям речи)____________________________________________
________
Синонимы(к разным частям речи)____________________________________________
________
Предлоги(Структурные типы используемых предлогов: непроизводные, производные. Владение синонимией и антонимией предлогов. Способность использовать предлоги для передачи разных отношений: пространственных, временных, объектных, целевых, причинных, сравнения, удаления, орудия, определительных, образа действия) ___________________________________
________________
Сформированность учебных понятий(предложение, слово, слог, звук, согласный и гласный звуки, ударение и др.) _____________________________________________________
_________________________________________
Грамматические операции в обусловленной речи
Словообразование
Владение типами морфологического способа словообразования: сложения полных и сокращенных основ слов; суффиксальным, префиксальным, суффиксально- префиксальным
Психолого-педагогическая характеристика детей дошкольного возраста ...
... детей с тяжелыми нарушениями речи отмечаются трудности формирования саморегуляции и самоконтроля. Эти особенности в развитии детей с тяжелыми нарушениями речи спонтанно не преодолеваются и определяют ... следующие нарушения образования и употребления форм слова у детей: ошибки при добавлении количества слогов, пропуски слогов и звуков в слове, ошибки при сокращении групп согласных, перестановка ...
Существительных (в том числе профессий) ____________________________________
_______
Глаголов (в том числе несовершенного и совершенного вида, возвратного залога) _________
_______
Прилагательных (качественных, относительных, притяжательных, кратких форм, сравнительной степени, превосходной степени) _________________________________________
________
________
Наречий (в форме сравнительной степени) ______________________________________
________
Словоизменение
Существительных (род, число, склонение ед. и мн. числа) ___________________________
________________
Глаголов (спряжение: изменение по лицам и числам; изменение по родам, по временам) ______
________
________
Прилагательных (род, число, склонение ед. и мн. числа) ____________________________
________
________
Количественные числительные (склонение) ____________________________________
________
Синтаксические операции
Правильность сочетаемости и порядка следования слов; правильность синтаксических связей (согласование, управление, примыкание) в сложных по структуре словосочетаниях и в предложениях; владение основными видами синтаксической связи: сочинением, подчинением
Составление словосочетаний из нескольких слов в начальной форме _____________
________________
Составление предложений из слов в начальной форме (в том числе с предлогами),
порядок слов не нарушен и нарушен _______________________________________ ________________
Распространение простого предложения ____________________________________
_______
Составление предложений по опорным словам (по опорному слову) ______________
________
Добавление второй предикативной части сложного предложения _______________
________________
Обобщение результатов исследования устной речи(сформированность и особенности монологической речи; особенности словарного запаса и актуализации слов; особенности словообразования, словоизменения, синтаксиса; наличие фонематического и фонетического дефектов речи)_____________________________________________________________
________________________________________________
________________
2. Языковой анализ и синтез
Анализ предложений на слова и синтез слов в предложения
Определение количества и последовательности слов в предложении ________ ________________
Выделение слов (первых, вторых, … последних) из предложений и составление из них нового предложения ______________________________________________________
________
Слоговой анализ и синтез
Выделение слога на фоне слова_____________________________________________
________
Определение места слога в слове____________________________________________ _______
Методика работы над понятиями «звук», «слог», ...
... эксперимента данных.4. Метод моделирования - составление планов-конспектов уроков по вышеуказанной теме.РАЗДЕЛ 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ИЗУЧЕНИЯ ПОНЯТИЙ «ЗВУК», «СЛОГ», «СЛОВО», «ПРЕДЛОЖЕНИЕ» В ДОБУКВАРНЫЙ ПЕРИОД1.1 Основные задачи ... все звуки русского литературного языка;- распознавать на слух и по артикуляционным особенностям гласные и согласные звуки;- называть шесть гласных: [а],[о], [у ...
Определение количества и последовательности слогов в слове __________________ ________
Составление слов из слогов:
порядок слогов не изменен _________________________________________ _______
порядок слогов изменен ____________________________________________ ________
Выделение слогов (первых, вторых, … последних) из слов и составление из них нового слова ___________________________________________________________________
_______