Основные вредные факторы, действующие на человека за компьютером.

Введение.

В последнее время обеспеченность компьютерами современных школьников достигла почти максимальных величин. Представить себе современную жизнь без компьютера сейчас очень сложно.

По сей день идут многочисленный дискуссии, каково влияние компьютера? Вредно ли это? И если да, то насколько? Опаснее ли компьютер телевизора, или в нем вреда не больше, чем в обыкновенных электронных часах?

К сожалению, в последнее время мы стали замечать какой-то дискомфорт в нашем молодом и сильном организме. Именно поэтому мы и выбрали для исследования данную тему.

Нас заинтересовала эта тема, и мы решили узнать, что же действительно на самом деле: компьютер нам друг или враг?

Объект исследования: компьютер и школьники.

Предмет исследования: влияние компьютера на самочувствие человека.

Цель исследования: исследовать влияния компьютера на физическое и психологическое самочувствие человека, выяснить отношение учащихся 7-11 классов МОБУ «Скалинская СОШ» к компьютеру.

Задачи исследования:

1. проанализировать научную литературу по данной теме;

2. изучить влияние компьютера на физическое и психологическое самочувствие человека;

3. разработать рекомендации для учеников и родителей.

Гипотеза исследования: в основу исследовательской работы положено предположение о том, что «компьютер и дети — друзья», если:

соблюдать санитарно – гигиенические требования, использовать компьютер не только для развлечения и игр, а для обучения и общения.

Для решения поставленных задач применялись следующие методы исследования:анализ научной литературы; проведение анкетирования в

школе по выявлению реального состояния проблемы в практике, изучение и анализ продуктов деятельности учащихся.

Актуальность исследования. Быть здоровым – это естественное желание человека.

Здоровый и духовно развитый человек счастлив: он отлично себя чувствует, получает удовлетворение от своей работы, стремится к самосовершенствованию. Такого человека мы и должны “создать” и воспитать, начиная с самого раннего детства.

По данным статистики из года в год снижается индекс здоровья и увеличивает­ся общая заболеваемость детей и подростков. Особую тревогу в этом плане вызывает характер заболеваний, изменяющийся в сторону хронических неинфекционных: сер­дечно-сосудистых, онкологических, нервно-психических, болезней органов дыхания, зрения, слуха и т.д. В качестве причин называются негативные грани социальной сре­ды, нарушения обмена веществ как следствие неправильного питания или образа жиз­ни, вредных привычек. Среди этих факторов далеко не на последнем месте стоит компьютерная техника.

12 стр., 5556 слов

Особенности взаимодействия «человек-компьютер»

... психологических исследований. Ученые стремятся к тому, чтобы машина идеально понимала человека, а коммуникация «человек-компьютер» давалась бы человеку также легко, как с взаимодействие «человек-человек». ... Взаимодействие человек-компьютер таким образом становится все более тесным, органичным и развивающим. Машина совершенствуется человеком, и человек также меняется под влиянием машины. ...

 

Основные вредные факторы, действующие на человека за компьютером.

 

В связи с процессом глобальной компьютеризации жизни человека возникают вопросы о влиянии компьютера на его организм, и в первую очередь на его физическое и психическое здоровье.

Основные вредные факторы, действующие на человека за компьютером:

· широкий спектр электромагнитного излучения, который включает рентгеновскую, ультрафиолетовую и инфракрасную области

· сидячее положение в течение длительного времени;

· эргономические параметры (мерцание, блики, контрастность)

· перегрузка суставов кистей;

· повышенная нагрузка на зрение;

· влиянии компьютера на психическое здоровье (стресс при потере информации).

Электромагнитное излучение.

Компьютер является самым опасным источником электромагнитного излучения среди бытовых приборов. Во-первых, от экрана трубки идет мягкое рентгеновское излучение. Во-вторых, катушки внутри монитора генерируют переменное электромагнитное излучение. Распространяется оно в основном в стороны и назад. И, в-третьих, используемое в электронно-лучевых трубках высокое напряжение приводит к появлению вне монитора электростатического поля. Наряду с монитором основным источником ЭМИ являются: наэлектризованная поверхность стола и коврик для мыши; питающие провода и системный блок; блок бесперебойного питания; сетевой фильтр.

Таким образом, многочасовое сидение за компьютером способно привести если и не к заболеванию, то, по крайней мере, к плохому самочувствию, сухости кожи и аллергической реакции.

Заболевания позвоночника.

Еще одним фактором риска при работе за ПК является малоподвижность. В детском или юношеском возрасте, когда позвоночник ещё не окреп, постоянное нахождение за компьютером может привести к искривлениям позвоночника.

Повышенная нагрузка на зрение человека.

Зрительная система человека плохо приспособлена к рассматриванию картинки на экране дисплея. Жжение в глазах, чувство «песка» под веками, боли в области глазниц и лба, боли при движении глаз, покраснение глазных яблок — указанные жалобы встречаются у значительного процента пользователей ПК и зависят как от времени непрерывной работы за экраном, так и от ее характера. Особенно часто устают глаза у детей, поскольку их глаза и мышцы, которые ими управляют, еще не окрепли.

Перегрузка суставов кистей. Туннельный синдром.

Для работы с компьютером, в основном используется мышь и клавиатура, однако эти устройства вынуждают человека совершать тысячи однообразных движений, именно это, в совокупности с постоянным напряжением мышц руки, приводит к защемлению нерва в запястном канале и в последствии к боли в запястье.

 

Компьютер и стресс.

Еще одной проблемой, с которой человечество столкнулось результате компьютеризации, являются расстройства психики. К таким расстройствам относятся, в первую очередь, интернет-зависимость и компьютерная игромания. Работа на компьютере добавляет в нашу жизнь ряд специфических факторов стресса: потеря информации (на первом месте среди компьютерных стрессоров), неустойчивая работа, сбои и зависания компьютера, информационные перегрузки, спам (несанкционированные почтовые рассылки).

25 стр., 12060 слов

016_Человек. Его строение. Тонкий Мир

... трудно и несовместимо с земными условиями. Тело человека – это не человек, а только проводник его духа, футляр, в ... весьма интересные и поучительные впечатления. Главное существование (человека) – ночью. Обычный человек без сна в обычных условиях может прожить ... неясности и туманности… Инструментом познавания становится сам человек, и от усовершенствования его аппарата, как физического, так ...

Эргономические параметры.

На состояние здоровья пользователей оказывают влияние параметры экрана монитора.

Важную роль имеют источники света, параметры мебели и размеры помещения, где расположена компьютерная техника. Мерцание экрана, практически безвредное для глаз, сильно напрягает нервную систему. Если вы подолгу работаете с компьютером, который шумит, то это станет фактором повышенной утомляемости. В результате перегрузки нервной системы может возникнуть особое заболевание – неврастения.

 

Развитие зависимости у ребенка

По результатам опроса в 2013 году, учащиеся 7-11 классов на вопрос «Чем ты обычно занимаешься в свободное время?» ответили:

1. 19,2 % — общаюсь в сети;

2. 14, 1 % — читаю книги;

3. 34,1 % — посещаю кружки, секции;

4. 47, 9 % — играют в компьютерные игры;

5. 49, 7 % — общаюсь по телефону;

6. 75,1 % провожу время с друзьями;

7. 77, 2 % — смотрю телевизор.

Компьютерная зависимость — пристрастие к занятиям, связанным с использованием компьютера, приводящее к резкому сокращению всех остальных видов деятельности, ограничению общения с другими людьми.

Признаки зависимости

· Если ребенок ест, пьет чай, готовит уроки у компьютера.

· Провел хотя бы одну ночь у компьютера.

· Прогулял школу – сидел за компьютером.

· Приходит домой, и сразу к компьютеру.

· Забыл поесть, почистить зубы (раньше такого не наблюдалось).

· Пребывает в плохом, раздраженном настроении, не может ничем заняться, если компьютер сломался.

· Конфликтует, угрожает, шантажирует в ответ на запрет сидеть за компьютером.

Первая стадия — интерес.

Друзья посоветовали, как отвлечься от проблем, «убить время», развлечься.

Вторая стадия — втягивание.

Воздержание сопровождается настоящими «ломками»: и скучно, и грустно, и дела не идут на ум.

Третья стадия — полная зависимость.

Конечно, люди с нарушенной психикой находят мир и покой в Интернете, потому что избавляются там от многих реальных проблем. Но и психически здоровые люди при чрезмерном увлечении Интернетом становятся зависимыми от него, а всякая зависимость в той или иной степени — нарушение психики.

Симптомы зависимости

Установленные симптомы зависимости можно условно разделить на три группы:

· психические;

· социальные;

· духовные.

Психические признаки: появление чувства радости, эйфории при контакте с компьютером или даже при ожидании, «предвкушении» контакта; отсутствие контроля за временем взаимодействия с компьютером; желание увеличить время взаимодействия с компьютером («дозу»); появление чувства раздражения, либо угнетения, пустоты, депрессии при отсутствии контакта с компьютером; использование компьютера для снятия внутреннего напряжения, тревоги, депрессии; эмоциональная неустойчивость; навязчивое стремление постоянно проверять электронную почту, снижение самооценки и т. д.

5 стр., 2189 слов

Физические упражнения в зависимости от конституции человека

... Замедленный обмен веществ. В наибольшей степени грозит полнота. 3. ОСОБЕННОСТИ ТРЕНИРОВОК В ЗАВИСИМОСТИ ОТ ТИПА КОНСТИТУЦИИ Так как различные конституции человека обладают своими свойствами, тренировки ... сердце и дыхательную систему, развивают общую аэробную выносливость. Кроме того в кардио упражнениях тратится больше калорий, чем при силовом тренинге, что позволяет создать дефицит калорий, ...

Социальные признаки: возникновение проблем во взаимоотношениях с родителями, в школе или на работе; проблемы экономические, т.к. много денег приходится платить за такое удовольствие; проблемы с правоохранительными органами при совершении правонарушений для добычи денег; пренебрежение личной гигиеной, неряшливость.

Духовные признаки: потеря смысла реальной жизни, жизнь становится ненужной, пустой, лишенной всякого смысла, что приводит к духовному обнищанию, духовной смерти.

Данная зависимость наиболее часта в детском и подростковом возрасте, особенно у мальчиков. Признаком является не само по себе время, проводимое за компьютером, а сосредоточение вокруг компьютера всех интересов ребенка, отказ от других видов деятельности.

Как и другие виды зависимости (алкогольная, наркотическая), компьютерная зависимость может повышать вероятность правонарушений в подростковом и юношеском возрасте (незаконный «взлом» компьютерных программ и т. п.).

Интернет – зависимость.

Проблема интернет-зависимости выявилась с возрастанием популярности сети Интернет. Некоторые люди стали настолько увлекаться виртуальным пространством, что начали предпочитать Интернет реальности, проводя за компьютером до 18 часов в день. Резкий отказ от Интернета вызывает у таких людей тревогу и эмоциональное возбуждение. Психиатры усматривают схожесть такой зависимости с чрезмерным увлечением азартными играми.

Вот какие психологические симптомы может начать испытывать человек, если он относится к группе риска интернет-зависимых людей:

· хорошее самочувствие или эйфория за компьютером;

· невозможность остановиться;

· увеличение количества времени, проводимого за компьютером; пренебрежение семьей и друзьями;

· ощущения пустоты, депрессии, раздражения не за компьютером;

· ложь работодателям или членам семьи о своей деятельности;

· проблемы с работой или учебой.

Опасными сигналами являются также:

· навязчивое стремление постоянно проверять электронную почту; предвкушение следующего сеанса он-лайн;

· увеличение времени, проводимого он-лайн;

Если взрослые люди более или менее осознанно делают свой выбор, то дети зачастую становятся заложниками образа жизни своих родителей. К сожалению, помимо подстерегающей их компьютеромании существует ряд других побочных эффектов от долгого общения с компьютером. Дети быстро приспосабливаются к окружающему миру, и к миру компьютеров тоже. Например, это может отражаться на их эмоциональном плане, может наблюдаться повышенная агрессивность, вспышки насилия. Другое наблюдение — дети перестают фантазировать, становятся неспособными создавать собственные визуальные образы, с трудом обобщают и анализируют информацию.

11 стр., 5260 слов

Комплекс упражнений № 1 Горизонтальная восьмёрка

... наиболее оптимальна для коррекции отклонений и развития компенсаторных способностей учащихся. Статья из журнала «Здоровье школьника» (za-partoi.ru) «Совместно с Центром развития межличностных ... -латерального характера). Цель: восстановление нарушенных межполушарных связей и функциональной асимметрии мозга. Упражнения, улучшающие контроль и регуляцию деятельности (движения и позы перекрёстного ...

Комплекс упражнений для глаз и мышц тела

Упражнение 1. Сидя за компьютером, примите максимально удоб­ную позу: расслабьтесь, не напрягайтесь; мягко, не спеша, выпрямите спину (не сутуль­тесь); закрыв глаза, мягко, не сжимая, сомкните веки; с закрытыми глазами смотрите только прямо перед собой – глаза, не напрягая, расфокусируйте; голову держите легко, не напрягая, без усилий; тело не напрягайте и выполняйте легкие накло­ны головы: к груди, назад; по очереди к левому и пра­вому плечу.

Упражнение 2. Не открывая глаз, делайте ими вращательные дви­жения по и против часовой стрелки, вниз и вверх.

Упражнение 3. Хотя бы раз в два часа оторвитесь от работы, от­киньтесь на спинку стула, руки положите на бедра, расслабьте мышцы лица и посидите так 10-15 с.

Упражнение 4. Закройте глаза и помассируйте пальцами, делая легкие круговые поглаживающие движения от носа на­ружу, надбровные дуги и нижнюю часть глазниц 20-30 с. Затем посидите с закрытыми глазами 10-15 с.

Упражнение 5. Медленно наклоните голову вперед, уперевшись подбородком в грудь, и отведите голову назад. Проде­лать ряд вращений головой. Повторить 4-6 раз.

Упражнение 6. Посмотрите вдаль 2-3 с., затем переведите взгляд на кончик носа, замрите на 2-3 с. Повторить 6-8 раз.

Упражнение 7. Если есть возможность, поднимите руки вверх, напряженно разведите пальцы, напрягите все мышцы тела, задержите дыхание на 7-8 с. С поворотом тела «уроните» руки и расслабьте все тело на 7-8 с. Повторите 3-5 раз.

Упражнение 8. Вытягивайте и разжимайте пальцы так, чтобы по­чувствовать напряжение. Расслабьте, а затем, не торо­пясь, сожмите пальцы.

Упражнение 9. Чтобы расслабить плечи к верхнюю часть спины, сплетите пальцы рук за головой и сдвигайте лопатки до тех пор, пока не ощутите напряжение в верхней части спины. Оставайтесь в таком положении 5-10 с. Затем расслабьтесь. Повторите упражнение 5-10 раз.

Упражнение 10. Сплетите за спиной пальцы рук с обращенными внутрь ладонями. Медленно постарайтесь поднять и вып­рямить руки. Оставайтесь в таком положении 5-10 с. Повторить 5-10 раз.

Упражнение 11. В положении стоя медленно поднимайте руки, одновременно поворачивая голову то налево, то напра­во до тех пор, пока не почувствуете легкое напряжение.

 

 

Исследовательская работа «Компьютер и дети – друзья или враги?»

Мы обучаемсявМОБУ «Скалинская средняя общеобразовательная школа».

Работа за компьютером является неотъемлемой частью жизни современных школьников. Персональный компьютер стал незаменимым помощником в решении самых разнообразных задач.

Но, несмотря на все преимущества, которые предоставляет компьютерная техника, она является источником целого ряда неблагоприятных физических факторов воздействия на функциональное состояние и здоровье пользователей.

Мы провели анкетирование среди учащихся 7-11 классов нашей школы. (Вопросы анкеты приведены в Приложении.) Нам было интересно узнать обеспеченность учащихся домашними компьютерами, длительность непрерывной работы за ПК, возникающие изменения в самочувствии, роль компьютера в жизни учащихся и т.д.

7 стр., 3490 слов

Дидактические функции проверки и учета знаний и умений, учащихся по физике

... учащихся. Компьютеры позволяют добиться качественно более высокогоуровня наглядности предлагаемого материала, значительно расширяют возможностивключения разнообразных упражнений ... первому уровню, используется  репродуктивный   вид   заданий,   предполагающий воспроизведение учащимися отдельных знаний и умений.Проверка первого уровня ...

Результаты анкетирования были обработаны и представлены в виде диаграмм.

Из 56 опрошенных, компьютерами дома обеспечены 50 человек (90%).

Сколько времени в день у тебя занимает работа на компьютере.

50 учащихся используют компьютер ежедневно, 5 учащихся работают за ПК 2-3 раза в неделю (те, кто не имеет компьютер дома, ходят к своим одноклассникам и друзьям), 1 учащийся работает за компьютером 1 раз в неделю.

 

Изучив ответы на вопрос анкеты о продолжительности работы на ПК без перерыва, мы получили, что более 11% учащихся разных классов проводят у компьютера без перерыва от 30 минут до одного часа. 21,5% учащихся работают на ПК без перерыва около двух часов, 57,1% учащихся – три часа и более.

Большинству учащихся 7-8 классов (46%) родители разрешают работать за компьютером без перерыва 30 минут, заботясь об их здоровье. Выяснилось, что большая часть 9-классников (40%) так же, как и 11-классники работают за ПК более трех часов. Учитывая, что по данным анкетирования они садятся за компьютер каждый день, следует опасаться за состояние их здоровья.

Первое место в непрерывном времяпровождении за ПК (более 3-х часов) занимают учащиеся 11 класса (78%).

В среднем 11% учащихся различного возраста дома за компьютером вообще не работают, (учащиеся 7-9 классов), возможно из-за запрета родителей или отсутствия ПК.

По результатам анкетирования учащихся нашей школы мы выявили наиболее часто встречающиеся признаки утомления при работе за компьютером. У 16,6% учащихся отмечаются жалобы на быструю утомляемость глаз. Быстрее всего устают глаза при непрерывной работе за ПК у учащихся 7 и 8 классов, хотя период непрерывной работы составляет 30 минут или час. Костно-мышечные боли возникают у 5% учащихся, большинство которых 7-классники. Жалобы на головные боли встречаются у 19,2%. Отмечают, что стали раздражительными, нервными и забывчивыми примерно 5% учащихся различного возраста, большинство которых учащиеся 7,8 и 9 классов.

 

 

Целью нашего исследования было также выяснить роль компьютера в жизни учащихся школы. Нами было установлено, что у 90% числа учащихся есть дома компьютер , практически все учащиеся (87,5% ) умеют работать на ПК, пользоваться Интернетом (82%).

Есть ли у тебя дома компьютер?

Нам было интересно узнать, для каких целей используют компьютер учащиеся нашей школы. По результатам анкетирования выяснилось, что большинству учащихся нравятся компьютерные игры.

Нравятся ли тебе компьютерные игры?

Велико число тех, кто использует компьютер просто для игры (26%).

23% ребят любят играть в логические игры, пазлы. 11% школьников предпочитают стратегии.

7% учащихся за играми проводят более 3 часов в день и всего лишь 35% тратят на игры 1 час.

9 стр., 4020 слов

Методы компьютерной диагностики функционального состояния учащихся

... Хотя необходимо следить за динамикой показателей всех классов школы на протяжении всего учебного года. Мониторинг здоровья учащихся силами внешних организаций, аналогичных ярославскому Центру медико- ... и валеологических задач. 3 Психофизиологические процессы при работе с компьютером Исследование взаимодействия «Человек - компьютер» является сравнительно новым направлением. Это связано с тем, что ...

 

 

Анализируя вопрос возможной замены компьютера чем-либо или кем-либо, мы установили, что большинство учащихся видят замену компьютеру в сотовом телефоне, а так же в телевизоре. Всего лишь 5% выбрали спорт .

.

Компьютер, как и всё, что окружает нас, может быть и полезным, и вредным. Исследуя проблему влияния компьютера на здоровье человека,становится очевидным, что средства современных информационных технологий безусловно влияют на организм пользователя и «общение» с компьютером требует жесткой установки рабочего времени и разработки санитарно-гигиенических правил по уменьшению и профилактике такого рода воздействий.

ХОРОШО, что ребенок, который с детства ориентируется в компьютере, чувствует себя более уверенно, потому что ему открыт доступ в мир современных технологий.

ПЛОХО то, что при не соблюдении режима компьютер превращается из друга во врага. Нельзя забывать о том, что все хорошо в меру.

 

 

Заключение

Компьютер, как и всё, что окружает нас, может быть и полезным, и вредным. Степень безопасности пользователя компьютерной техникой регулируется множеством различных международных стандартов, которые год от года становятся все строже и строже. Последние исследования ученых показали, что не столько сама компьютерная техника является непосредственным фактором негативного воздействия на организм человека, сколько неправильное ее расположение, несоблюдение элементарных гигиенических норм, касающихся труда и отдыха.

В настоящее время многие фирмы, занимающиеся выпуском компьютеров, озабочены проблемой заболеваний связанных с компьютером. Они разрабатывают новые средства для снижения риска заболеваний (к таким средствам относится, например, защитный экран, который в настоящее время монтируется непосредственно в дисплей), по крайней мере, в настоящее время эти средства остаются несовершенными. Но даже самое эргономичное оборудование в мире не поможет нам избежать заболеваний, если использовать его неправильно. Следуя простым советам по эргономичной организации рабочего места, можно предотвратить дальнейшее развитие заболеваний.

Исследуя проблему влияния компьютера на здоровье человека, становится очевидным, что средства современных информационных технологий, безусловно, влияют на организм пользователя и «общение» с компьютером требует жесткой установки рабочего времени, и разработки санитарно-гигиенических правил по уменьшению и профилактике такого рода воздействий.

В заключение следует отметить, что при работе с компьютером необходимо следить за своим здоровьем, а здоровье человека зависит в первую очередь от него самого.

 

 

Список литературы.

1. Т.Богатова, И.Лапрун « Компьютер и здоровье – это совместимо?»

2. О.Тимофеев «Компьютер на здоровье: как сохранить при работе с ПК. Взгляд врача»

3. М.Ильицкая «Друг мой – враг мой»

4. А.Закиров, А.Костенко « Новые технологии и здоровье»

5. Материалы сайта http://computer mania.narod.ru/.

6. www.parent.fio.ru, статья «Реакция организма детей разного возраста на работу за компьютером».

8 стр., 3592 слов

Взаимодействие компьютера и человека как социальное явление

... компьютеров с человеком. Компьютер выступает в роли персонального помощника человека, отвечающего практически всем органам чувств человека. Относительно беспроблемное сращивание компьютера с различными техническими средствами ... возникновению игромании, что вызывает агрессию и отрицательно сказывается на здоровье. Компьютер – важное изобретение, и надо научиться правильно его использовать. ...

7. Степанова М. Как обеспечить безопасное общение с компьютером. // Народное образование. – 2008, № 2. – С.145-151.

8. Сабанов В.И., Голубев А.Н., Комина Е.Р. Медицинская информатика и автоматизированные системы управления в здравоохранении. Учебно- методическое пособие к практическим занятиям. – Волгоград, 2009. – 155с.

9. «Санитарные правила и нормативы «Гигиенические требования к персональным электронно-вычислительным машинам и организации работы СанПиН 2.2.2/2.4.1340-03», утвержденные Главным государственным санитарным врачом Российской Федерации 30 мая 2003 года.