Понятие, виды и признаки органов публичной власти.

В обществе существуют разнообразные виды личной и социальной власти — власть главы семьи, власть властителя над рабом или слугой, экономическая власть владельцев средств производства, духовная власть церкви и др. Все названные виды представляют собой или индивидуальную, или корпоративную (групповую) власть. Она существует в силу личной зависимости подвластных, не распространяется на всех членов общества, не претендует на всеобщность, не является публичной.

Власть же публичная направлена на решение общественных дел, распространяется по территориальному принципу, ей подчиняются все, кто находится на определенной «подвластной» территории. Она осуществляется особой прослойкой людей, которые профессионально занимаются управлением и составляют аппарат власти. Этот аппарат подчиняет все пласты общества, социальные группы своей воле, управляет на основе организованного принуждения вплоть до возможности физического насилия относительно социальных групп и отдельных людей. Аппарат публичной власти существует и функционирует за счет налогов населения и предназначен для того, чтобы действовать в общественных интересах. Но аппарат, и прежде всего его руководство отображают интересы общества так, как они их понимают. Точнее, в условиях демократии аппарат лишь под давлением общества отображает реальные интересы большинства социальных групп, а в условиях авторитаризма правители лично определяют, в чем заключаются интересы и нужды общества.

Публичная власть выступает в двух формах:

1) государственная власть,

2) власть местного самоуправления (муниципальная власть).

Для обеих форм публичной власти присущ ряд общих признаков:

— направленность на выполнение общественных задач и функций;

— институционный характер, т.е. функционирование через соответствующие публичные институты (органы публичной власти);

— легитимность;

— обособленность аппарата, который осуществляет эту власть, от населения;

— объединение подвластных за территориальным признаком;

— всеобщность, т.е. охват властью всех лиц на соответствующей территории;

— непрерывность функционирования (при наличии отдельных временных органов);

— универсальность, т.е. направленность на решение всех дел общественного значения;

— обязательность властных решений для всех субъектов на соответствующей территории;

— функционирование в правовых формах (законотворческой, учредительной, правоприменительной, контрольной и интерпретационной), т.е. деятельность по законодательно установленной процедуре и оформление властных решений правовыми актами;

11 стр., 5446 слов

Сущность государства и его роль в обществе

... Государство представляет собой власть, население и территорию; · Государство- это политическая форма социально-экономически дифференцированного общества; · Государство представляет собой аппарат направленный на поддержание ... и иную деятельность на материально-финансовой основе. Публичная власть показывает не тождественность государства и общества, при этом научная значимость понятия государства, ...

— возможность использования предусмотренных законодательством средств принуждения для реализации своих решений;

— право устанавливать и взимать общеобязательные налоги и сборы от населения; самостоятельное формирование бюджета.

Вместе с тем, для государственной власти присущи определенные особенности, в первую очередь, государственный суверенитет, общегосударственный масштаб действия, направленность на первоочередное выполнение общенациональных нужд, постоянная правовая связь с населением через институт гражданства, наличие субординационных отношений внутри государственного аппарата, наличие особых органов — так называемых «силовых структур» (армия, суд, прокуратура, служба безопасности, органы исполнения наказаний и др.).

Материально-финансовой основой государственной власти является общенародная и государственная собственность, а также средства государственного бюджета.

Безусловно, наиболее существенным признаком государственной власти является ее суверенитет. В новейший юридической литературе государственный суверенитет определяется как «свойство государства самостоятельно и независимо от власти других государств осуществлять функции внутри государства и в отношениях с другими государствами» или как «верховенство и независимость от любых других властей внутри страны или во взаимоотношениях с другими государствами».

Однако, легальное (законодательное) определение государственного суверенитета является более развернутым, и содержится в Декларации о государственном суверенитете Украины от 16 июля 1990 г., которая рассматривает этот политико-правовой феномен как «верховенство, самостоятельность, полноту и неделимость власти Республики в пределах ее территории и независимость, и равноправие во внешнем сношении».

Власть местного самоуправления также характеризуется некоторыми особенностями:

— ее источником является народ, а первичным носителем — территориальная община;

— она распространяется лишь на территорию административно-территориальных единиц (муниципий);

— ее органы действуют от лица территориальной общины, а не народа или государства;

— материально-финансовую базу ее органов составляют коммунальная (муниципальная) собственность и местный (муниципальный) бюджет;

— ее органы связаны более тесными связями с населением;

— в системе ее органов отсутствует жесткая иерархия и подчиненность.

§2. Система органов публичной власти в Украине.

На прошлой лекции мы с вами определили, что публичная власть может осуществляться двумя путями — непосредственно населением (народом в целом или территориальными общинами) или через соответствующие учреждения, которые называются органами публичной власти.

В зависимости от форм публичной власти различают органы государственной власти и органы местного самоуправления.

11 стр., 5172 слов

ГОСУДАРСТВЕННЫЕ ОРГАНЫ, ОБЕСПЕЧИВАЮЩИЕ ЭБ И ИХ КОМПЕТЕНЦИЯ

... тяжестью последствий (отсутствие необходимости проводить какие-то восстановительные мероприятия)     ГОСУДАРСТВЕННЫЕ ОРГАНЫ, ОБЕСПЕЧИВАЮЩИЕ ЭБ И ИХ КОМПЕТЕНЦИЯ   1. ОВД 2. ФСБ 3. ... произошедшего) · уголовно-процессуального характера · оперативно-розыскная · организационная деятельность   Компетенция указанных органов предусмотрена следующими НПА: 1. УК РФ 2. УПК РФ 3. ФЗ "Об ...

Органы публичной власти представляют собой довольно жесткую, внутренне согласованную и взаимосвязанную в своих элементах систему.

Система органов публичной власти в Украине — это совокупность установленных Конституцией Украины органов государственной власти и местного самоуправления, которые обеспечивают защиту прав, свобод и законных интересов граждан, безопасность государства и общества, решают вопросы социально-экономического и культурного строительства.

Наличие собственной структуры, обусловленной целями, задачами и функциями которые осуществляет соответствующий орган, является неотъемлемым признаком каждого органа публичной власти.

Как отмечается в юридической литературе, организационная структура органа — это совокупность структурных элементов (подразделений, должностных лиц и т.д.) и взаимосвязь между этими структурными элементами.

Таким образом, системно-структурная организация органов государственной власти и местного самоуправления может быть представлена как сложное системное образование, обусловленное общественно-политической природой, социальным и функциональным назначением, формой государства, политическим режимом, формой государственного устройства, развитием экономики и другими факторами.

Образовывается из совокупности отдельных элементов — подсистем, органов, их структурных подразделений территориальных представительств, которые, в процессе текущей деятельности взаимодействуют между собой и с другими элементами политической системы для выполнения задач, стоящих перед ними.

В Украине как элементы системно-структурной организации публичной власти могут рассматриваться: подсистема публичной власти, орган государственной власти Украины, орган власти АРК, орган местного самоуправления, структурные подразделения этих органов, их звенья и отдельные служащие, которые выполняют соответствующие управленческие функции.

Современный механизм публичной власти представлен властью осуществляемой непосредственно населением, а также органами государственной власти и местного самоуправления, что и отображено в ч.2 ст.5 Конституции Украины. Это подтверждается и позицией Конституционного Суда Украины, который в п. 4 мотивировочной части Решения от 26.05.2002 года, где указанно: «местное самоуправление следует рассматривать как форму осуществления народом власти».

Можно говорить о существовании двух подсистем публичной власти — государственной и власти местного самоуправления. Но при этом, ни Конституция, ни законодательство Украины, не относит органы власти АРК ни к органам государственной власти, ни к органам местного самоуправления. Таким образом, целесообразно отделять органы власти АРК в отдельную группу.

Вместе с тем, органам государственной власти, органам власти АРК и органам местного самоуправления присущ ряд общих признаков, которые и являются основанием для объединения указанных органов единым понятием «органы публичной власти».

Органы публичной власти, в зависимости от избранного критерия классификации, можно разделить на несколько групп:

По функциональному назначению, принимая во внимание конституционно закрепленный принцип деления государственной власти в Украине, государственные органы делятся на три вида — законодательную, исполнительную и судебную власть. Органы власти АРК и органы местного самоуправления по этому же критерию классифицируются на представительные и исполнительные.

11 стр., 5323 слов

Участие государственных и муниципальных органов в гражданском процессе

... исследования механизм участия государственных и муниципальных органов в гражданском процессе. 1. Институт участия государственных органов и органов местного самоуправления в гражданском процессе .1Основания, цели и ... защитой своих прав и свобод к представителям данных органов власти, органы государственной и муниципальной власти имеют заинтересованность в соблюдении закона и справедливом разрешении ...

По способу формирования органы государственной власти можно поделить на те, что избираются непосредственно народом — органы первичного представительства, и те, которые формируются органами первичного представительства — так называемые органы вторичного представительства.

По территории распространения публично — властных полномочий государственные органы могут быть общегосударственными, региональными и местными, в свою очередь, органы власти АРК — лишь региональными, а органы местного самоуправления — региональными или местными.

В зависимости от личного состава — единоначальные и коллегиальные органы.

По времени осуществления власти можно выделить постоянно и временно действующие органы.

Таким образом, механизм публичной власти в Украине представлен совокупностью органов государственной власти, органов власти АРК, органов местного самоуправления.

Система органов государственной власти включает такие элементы:

І. Система органов государственной власти:

1. Президент Украины как глава государства – единоличный орган государственной власти.

2. Верховная Рада Украины — единый орган законодательной власти (парламент).

3. Система государственных органов исполнительной власти:

а) Кабинет Министров Украины — высший орган в системе органов государственной исполнительной власти;

б) министерства, государственные комитеты, агентства, инспекции, центральные органы со специальным статусом — центральные органы исполнительной власти;

в) местные государственные администрации — местные органы государственной исполнительной власти;

4. Система государственных органов судебной власти:

а) Конституционный Суд Украины – единый орган конституционной юрисдикции.

б) система судов общей юрисдикции.

ІІ. Система органов власти Автономной Республики Крым:

1. Верховная Рада Автономной Республики Крым — представительный орган автономии.

2.Органы исполнительной власти АРК:

а) Совет министров АРК — высший исполнительный орган автономии;

б) центральные исполнительные органы автономии – министерства, республиканские комитеты, другие центральные органы и органы со специальным статусом.

ІІІ. Система органов местного самоуправления:

1. Представительные органы местного самоуправления:

а) сельские, поселковые, городские советы — органы местного самоуправления, которые представляют соответствующие территориальные общины и осуществляют от их имени и в их интересах функции и полномочия местного самоуправления; возглавляют их соответственно сельские, поселковые, городские главы, которые избираются территориальными общинами;

б) районные и областные советы — органы местного самоуправления, которые представляют общие интересы территориальных общин сел, поселков, городов; возглавляют их главы этих советов, которые избираются самими советами из числа депутатов;

8 стр., 3819 слов

Власть как регулятор управленческой деятельности. Руководство и лидерство

... Ведущий» «Организующий» Координация Управление Влияние Власть Авторитет Статус Особенно значимо для психологической характеристики управленческой деятельности раскрытие особенностей властных отношений руководителя ... и подчиненных. 24.2. Типология власти В теории управления власть рассматривается как ...

в) районные в городах советы — представительные органы местного самоуправления, которые могут создаваться по решению территориальной общины города или городского совета.

г) органы самоорганизации населения — домовые, уличные, квартальные советы и комитеты, а также советы микрорайонов — могут создаваться по инициативе жителей и с разрешения сельских, поселковых, городских советов.

2. Исполнительные органы местного самоуправления — исполнительные комитеты, отделы, управления сельских, поселковых, городских, районных в городах советов (в случае их образования) и другие создаваемые советами исполнительные органы.

 

§3. Принципы организации и деятельности органов публичной власти в Украине

Анализ элементов организации и деятельности органов публичной власти был бы не полным, без детального изучения принципов.

Под принципом (лат. principium — основа, начало) понимают:

1) основные, исходные положения какой-либо теории, учения; главную идею, основное правило деятельности;

2) внутреннее убеждение, взгляд на вещи, которые определяют нормы поведения;

3) основу организации, действия какого-либо механизма, в том числе и общественного или социально-экономического.

Принципы организации и деятельности органов государственной власти, органов власти АРК, органов местного самоуправления — это руководящие идеи, положения, которые отображают закономерности формирования, функционирования и развития органов публичной власти, на которых основывается их организация и деятельность с целью наиболее оптимального и эффективного выполнения функций и задач.

В юридической литературе существует классификация принципов на общие и институционные (специальные), конституционные и законодательные, материальные и процессуальные, организационные и функциональные.

?Общие принципы являются основными началами организации и деятельности всех или большинства органов публичной власти, а институционные (или специальные) характерны для отдельных органов публичной власти.

К общим принципам относятся принципы гуманизма, народовластия, верховенства права, деления власти, законности, гласности, оптимальной децентрализации, профессионализма, компетентности, системности и структурированности органов публичной власти, территориальности, подконтрольности и прочие.

Специальные принципы присущи каждому из органов публичной власти и обусловлены особенностями их организации и деятельности. Например, для организации и функционирования местного самоуправления в Украине, характерными являются принципы автономности местного самоуправления; правовой, организационной и материально-финансовой самостоятельности в пределах полномочий, определенных законом; подотчетности и ответственности перед территориальными общинами их органов и должностных лиц; государственной поддержки и гарантии местного самоуправления; судебной защиты прав местного самоуправления и прочие.

Понятие, правовое регулирование и соотношение функций и компетенции органов государственной власти, органов власти Автономной Республики Крым, органов местного самоуправления.

Основательный научный анализ любого явления невозможен без предварительного определения тех факторов, которые влияют на его сущность и содержание. Относительно организации и деятельности органов публичной власти такими факторами являются их функции и компетенция. Функции и компетенция органов публичной власти — это одни из фундаментальных категорий науки государствоведения.

23 стр., 11392 слов

61 Психологические аспекты педагогической деятельности, основные ...

... качеств, которые требуются для приобретения определенных рабочих функций и успешной деятельности.   Профессиональная пригодность к педагогической деятельности предполагает наличие физического здоровья, хороших речевых ... сделает неудовлетворение мотива зависящим от нежелательного поведения Б. 3. Нормативная власть. Речь идет об интериоризированных Б (учеником) нормах, согласно которым А ...

С помощью функций раскрывается сущность и социальное назначение органов публичной власти. Они имеют объективный характер, обуславливаются нуждами общества и устанавливаются в зависимости от основных задач, которые стоят перед властными учреждениями на определенном этапе развития. Функции органов публичной власти характеризуются определенной стабильностью и меняются лишь благодаря радикальным политическим, экономико-социальным преобразованиям, изменению государственной организации, ее приоритетов.

Функции органов публичной власти относительно функций государства имеют производный характер. Государство распределяет их между органами таким образом, чтобы они работали согласованно и представляли собой единый целостный механизм, который реализует эти функции.

Таким образом, функции органов публичной власти— это объективно обусловленные основные направления их деятельности, которые возникают и развиваются в соответствии с целями и задачами государственного механизма, обеспечивают разделение труда внутри него, характеризуются определенной стабильностью, отображая сущность и социальное назначение органов публичной власти.

Классификация функций может быть осуществлена по разным критериям.

По субъектам осуществления власти различают функции государства, местного самоуправления, функции органов публичной власти, их структурных подразделений и должностных лиц, отдельных служащих.

По объектам осуществления власти можно выделить политические, экономические, социальные, культурные, внешнеэкономические, экологические функции.

По видам государственной власти различают законодательную, исполнительную, судебную, контрольно-надзорную, представительную функции.

По правовым формам осуществления власти функции можно классифицировать на законодательную, учредительную, правоприменительную, интерпретационную, контрольную, правоохранительную.

Функции органов публичной власти тесно связанны с компетенцией, являющейся тем элементом организации работы, которая обеспечивает максимальную дифференциацию (объединение ант.) этих органов и уникальность их правового статуса.

В отличие от функций, которые формулируются довольно обширно, компетенция органа публичной власти очерчивается с помощью максимально конкретных формулировок, которые дают возможность получить однозначный ответ на вопрос: что имеет право и что должен делать этот орган по каждому из порученных ему направлений общественного управления согласно его стратегическим целями и задачам.

Компетенция является юридической характеристикой, с помощью которой точно фиксируется положение определенного органа в политико-правовом пространстве. Ее составные элементы дают возможность максимально четко определить правовое положение конкретного органа как субъекта властных правоотношений.

12 стр., 5626 слов

Приоритетные каналы коммуникации в процессе организации обратной ...

... в деятельности государственных структур. Следовательно, в работе органов государственной власти большое ... всех процедурах взаимодействия органов исполнительной власти и населения носит публичный характер и ... власти. Для доведения до населения типовых сведений используется система автоинформирования. Для организации обслуживания используются два уровня. )Подразделения обслуживания выполняют функции ...

Путем государственно-властного установления компетенции, четко фиксируется объем и содержание деятельности того или другого субъекта, который осуществляет управление. Одновременно проводится размежевание его функций с функциями других субъектов, которые соотносятся с ним как по «вертикали», так и по «горизонтали», другими словами, закрепляется определенный порядок распределения всей совокупности государственных функций, которые реализуются управленческим аппаратом.

Структурно компетенция представляет собой совокупность предметов ведения и полномочий. С целью нормального функционирования, устранения дублирования и правильного разделения труда, каждое властное учреждение обязано действовать специализировано, т.е. в определенных сферах общественных отношений.

Такая сфера деятельности, в пределах которой действует орган, определяется в первую очередь и юридически закрепляется. В юриспруденции она получила название предметы ведения, под которыми понимают юридически определенные сферы общественных отношений, в пределах которых действует властный субъект. Это могут быть, например: сферы промышленности, строительства, архитектуры, сельского хозяйства, транспорта, связи, образования, науки, культуры, здравоохранения.

Однако, определение компетенции только как предметов ведения является недостаточным, поскольку невозможно установить компетенцию органа, не очертив конкретные возможности его поведения в публичных отношениях, его права и обязанности, которые именуются полномочиями.

Таким образом, компетенция органов публичной власти представляет собой совокупность закрепленных в нормативно-правовых актах предметов ведения и полномочий органов публичной власти, путем установления которых фиксируется объем и содержание деятельности властных субъектов.

Компетенция является более динамичным явлением, чем функции, так как она довольно часто изменяется, уточняется, дополняется в связи с оптимизацией, усовершенствованием государственного аппарата, что обусловлено постоянными процессами государственного и общественного развития. Изменение же функционального назначения властных учреждений, как правило, связанно с преобразованиями революционного характера.

Что касается правового регулирования функций и компетенции органов публичной власти, то на сегодня компетенция более четко закреплена правовыми нормами, чем функции, которые урегулированы правом частично и нередко вытекают из содержания компетенции.

Понятие, система форм и методы деятельности органов государственной власти, органов власти Автономной Республики Крым и органов местного самоуправления.

Функции и компетенция представляют внутреннюю, сущностную сторону деятельности органов публичной власти, однако ее анализ был бы неполный без детального определения и внешней стороны, которая характеризуют формы реализации функций и компетенции или формы деятельности.

9 стр., 4206 слов

Культура диалога и спора в профессиональной деятельности сотрудников ...

... их профессионального облика. По характеру и содержанию отношения бывают формальные и неформальные. Деловое отношения - это процесс взаимосвязи и взаимодействия, в котором происходит обмен деятельностью, информацией и ... быть правдивыми. Если ожидаемой реакцией на реплику является какое-то действие вне рамок диалога, то говорящий побуждает речью. Особенностью деловых взаимоотношений является то, ...

В процессе реализации функций и компетенции проявляется воля субъекта, направленная на достижение определенной цели в том порядке и виде, как и предусмотренно правовыми нормами. При этом юридически закрепленные полномочия приобретают конкретный характер и находят выражение в виде определенных действий и операций. Такие действия властных учреждений могут быть различного характера — правового, организационного, материального, технического.

Действия органов публичной власти относительно реализации функций и компетенции могут быть сведены в определенные однородные группы, практическое выражение которых и получило название формы деятельности. Реализация функций и компетенции всегда является определенным процессом, который характеризует динамику властной деятельности, а потому формы деятельности связанны с определенными правовыми и организационными процедурами, в пределах которых и происходит осуществление функций и полномочий органов публичной власти.

Итак, форма деятельности — это внешнее выражение однородных действий, процедур, которые осуществляют органы публичной власти, их структурные подразделения и должностные лица в процессе реализации функций и компетенции.

В зависимости от характера последствий (полученного результата) формы деятельности целесообразно классифицировать на правовые, организационные и материально-технические.

Правовые формы деятельности связанны с выполнением юридически значащих действий в строго указанном законом порядке. С их помощью происходит фиксация решений и действий органов публичной власти, которые имеют юридическое содержание. Результатом правовой деятельности является акт правового характера.

Организационные формы деятельности осуществляются в пределах действующего законодательства и на его основании, однако не нуждаются в строгом юридическом оформлении и, как правило, сами по себе не влекут юридических последствий.

Материально-технические формы деятельности также не нуждаются в издании специальных юридических актов — их проводят в порядке текущей работы. Они являются внешним проявлением разных операций материально-технического характера, которые используются для обеспечения деятельности органов публичной власти.

В зависимости от характера действий (манипуляций) с нормами права, различают такие правовые формы деятельности органов публичной власти: законодательную, правоприменительную, интерпретационную, учредительную, контрольную, правоохранительную формы.

Законодательная форма деятельности — это совокупность действий и процедур относительно создания, изменения и отмены нормативных предписаний.

Правоприменительная форма деятельности представляет собой совокупность действий и процедур относительно выполнения нормативно-правовых актов, издания актов применения права.

Интерпретационная форма деятельности состоит в осуществлении действий и процедур относительно выяснения и разъяснения содержания правовых норм.

6 стр., 2559 слов

Принципы деятельности кадровой службы. Основные функции кадровой службы.

... персоналом начинают расширять круг своих функций и от чисто кадровых вопросов переходят к разработке систем стимулирования трудовой деятельности, управлению профессиональным продвижением, предотвращению конфликтов, ... возможно по одному из следующих вариантов: 1. Служба в качестве штабного органа структурно подчинена руководителю организации., 2. Служба организационно включена в руководство ...

Учредительная форма деятельности связана с действиями и процедурами относительно создания, реорганизации и ликвидации властных учреждений, их структурных подразделений, избрания, назначения должностных лиц органов публичной власти.

Правоохранительная форма деятельности — это совокупность действий и процедур относительно охраны норм права от нарушений, защиты прав и законных интересов субъектов общественных отношений.

Контрольная форма деятельности представляет собой совокупность действий и процедур относительно проверки и надзора за соблюдением, выполнением и применением правовых предписаний субъектами общественных отношений.

В процессе реализации функций и компетенции властные органы применяют определенные приемы и способы достижения поставленных целей, с помощью которых осуществляется приведение в порядок, обеспечение эффективности властной деятельности, организация управленческого процесса, происходит влияние на поведение и общественную деятельность субъектов.

Для их определения используются понятие «управленческие методы», «методы деятельности органов публичной власти», «методы функционирования органов государственной власти и местного самоуправления».

Учитывая сложность проблемы относительно классификации методов деятельности органов публичной власти, целесообразно подойти к этому вопросу, руководствуясь их назначением. Ведь методы — это способы и приемы, которые дают возможность упорядочить и эффективно организовать реализацию функций и полномочий органов публичной власти.

Процесс реализации функций и полномочий органов публичной власти имеет определенные стадии. Независимо от того, какая конкретно функция реализовывается, ее осуществление начинается с планирования, сбора и обработки информации, продлевается изготовлением решения, его выполнением и заканчивается контролем по выполнению решения. Для каждого из этих этапов характерны свои средства достижения поставленных целей. При этом в процессе реализации могут быть задействованы органы публичной власти, их структурные подразделения и должностные лица, которые должны координировать свою работу на всех этапах властной деятельности. Соответственно используются способы и приемы повышения эффективности их работы, профессионализма, служебной и социальной активности.

Таким образом, следует выделять организационные методы, которые имеют универсальный характер, — планирования, информационного обеспечения, изготовление решений, организации выполнения, контроля по выполнению, координации деятельности, работы с кадрами.

Метод планирования заключается в совокупности способов и приемов определения основных задач, направлений деятельности в будущем, мероприятий по достижению намеченных показателей. Планирование является одним из основных способов организационного обеспечения органами публичной власти реализации функций и компетенции. В соответствии с тем, на какой период рассчитано планирование, оно делится на оперативное (месячное, недельное), текущее (квартальное) и перспективное (годовое).

Разновидностью метода планирования является прогнозирование, которое связано с предусматриванием развития общественных процессов на более отдаленный промежуток времени.

Метод информационного обеспечения представляет собой совокупность приемов и способов получения, собора, создания, использования, распространения и хранения информации органами публичной власти, их структурными подразделениями, должностными лицами, служащими ради удовлетворения информационных потребностей в процессе реализации своих функций и полномочий.

Метод координации — это способы и приемы взаимодействия, согласования, корректировки действий органов публичной власти, их подразделений, должностных лиц в процессе реализации функций и полномочий. Они зависят от характера отношений и связей между субъектами, которые задействованы в управленческом процессе. Если субъекты находятся в состоянии подчиненности, зависимости, отношения между ними приобретают субординационный характер, соответственно и способы взаимодействия называются методом координации-субординации. Если происходит согласование действий между властными учреждениями, которые не являются подчиненными, возникает метод взаимодействия.

Метод работы с кадрами — заключается в совокупности способов и приемов относительно оптимального отбора, расстановки, профессиональной ориентации, обучения, создания благоприятного социально-психологического климата, стимулирования, контроля персонала с целью обеспечения органов публичной власти высококвалифицированными, профессиональными, компетентными, инициативными, ответственными кадрами. Комплексное применение таких приемов дает возможность создать условия для эффективного функционирования организации, выявления инициативы и творчества служащих, их профессионального развития, социально-психологического единства коллектива, повышение качества работы.

Метод изготовления решений — олицетворяет средства и приемы определения возможных путей решения проблемы, подготовки необходимой информации, разработки вариантов решения, анализа следствий его реализации, выбора и принятия решения. Такие приемы применяются с целью оперативного, эффективного решения проблемы и изготовления обоснованных, качественных, законных, экономических решений.

Метод организации выполнения решений представляет собой совокупность способов и приемов доведения принятых решений до исполнителей и обеспечение их практической реализации. Решение может быть официально оглашенно или переданно непосредственным исполнителям в виде полного текстуального оформления, извлечений, резолюций. Главным требованием является рациональное, четкое изложение материала; оперативность передачи; правильное определение круга исполнителей и заинтересованных субъектов, которым направляется решение, способов и форм передачи. А также решение вопросов материально-технического обеспечения его выполнения.

Метод контроля заключается в совокупности способов и приемов проверки выполнения решений, задач, доверенностей, выявление допущенных отклонений и определение путей устранения недостатков. В отличие от одноименной функции, метод контроля характеризует не содержательно-целевое назначение деятельности органа публичной власти, а лишь способ обеспечения надлежащего выполнения принятых решений. Контрольные мероприятия могут быть довольно разнообразными: ревизия, проверка, обследование, заслушивание отчетов.

Правовые методы связаны с использованием определенных организационно — систематизирующих свойств права, как одного из важнейших социальных регуляторов. Среди них можно выделить методы общего и индивидуального регулирования, установления нормативов (метод стандартизации), разрешительно-регистрационный метод (лицензирование, патентование, установление квот, выдача разрешений, регистрация), а также методы уполномочивания, обязывания и запрета.

Социально-психологические методы базируются на использовании научных положений социологии и психологии представляя собой определенные рычаги влияния на социально-психологический климат в коллективе, на трудоспособность сотрудников соответствующих органов публичной власти. К ним относятся методы социологических исследований (социометрия), социального прогнозирования и социального планирования.

Универсальными методами деятельности органов публичной власти являются убеждение и принуждение. Убеждение состоит в осуществлении мероприятий по формированию у подчиненного субъекта собственной уверенности в необходимости выполнения управленческих решений, а принуждение — в осуществлении этих решений независимо от воли подчиненных.