Символический интеракционизм как источник интеракционистской ориентации в социальной психологии. Чикагская и Айовская школы. Ролевые теории (И. Гоффман, Т.Сарбин) и теории референтной группы (Г. Хаймен, Р. Мертон).
План ответа
- Интеракционизм в социальной психологии. Символический интеракционизм Дж. Г. Мида.
- Основные посылки ориентации
- Концепция Дж. Г. Мида
- Чикагская школа (Г. Блумер).
- Социальное взаимодействие
- Представления о личности и группе
- Айовская школа (М. Кун).
- Представления о личности
- Роль и группа
- Ролевые теории (И. Гоффман, Т. Сарбин).
- Аспекты роли
- Классификация ролей Т. Сарбин и В. Аллен
- Ролевые конфликты
- Социальная драматургия И. Гоффмана
- Теории референтной группы (Г. Хаймен, Р. Мертон).
- Интеракционизм в социальной психологии. Символический интеракционизм Дж. Г. Мида.
- Основные посылки ориентации
Ключевым понятием для интеракционистской ориентации является понятие «интеракции», которое обозначает социальное взаимодействие. Интеракционизм представляет собой единственную ориентацию, возникшую не в психологии, а в социологии. Основным теоретическим источником для социально-психологического рассмотрения «интеракции» является концепция символического интеракционизма Дж. Мида
- Концепция Дж. Г. Мида
Основная идея – движущая сила социального развития находится в социальном взаимодействии. Социальное взаимодействие представляет собой символическую коммуникацию.
Символическая коммуникация представляет собой обмен значениями. Как это происходит:
- люди действуют в отношении «вещей» на основе значений, которыми для них обладают вещи. «Вещи» — это все, что человек воспринимает в окружающем мире.
- значения вещей создаются или возникают во взаимодействии с социальным окружением.
- эти значения используются и изменяются в процессе интерпретации человеком окружающих вещей.
Значения закрепляются с помощью социальных жестов (например, выражение лица, отражающее состояние человека).
Феномен личности в психологии. Теория личности
... ее отношения - результат научения, усвоения суммы знаний. Весьма популярна в зарубежной психологии теория ролей. Она исходит из того, что каждый человек в жизни играет какую ... в труде. Широко распространена в буржуазной психологии социальная концепция личности. В США особенно разрабатывается так называемая теория социализации. Согласно этой теории, человек, рождаясь биологической особью, становится ...
Это как невербальные проявления, так и вербальные проявления (устоявшаяся языковая конструкция, которая имеет общее значение).
Способность воспринимать все это связана с исходным разумом: способность анализировать новый объект, возможность выбора альтернативных действий к этим объектам, возможность проиграть в воображении взаимодействие с объектом.
Структура личности и генезис представлений о себе. Человек может представлять себя в качестве социального объекта, может строить разные представления о себе, исходя из двух видов своей активности play и game. Т.е. представлений о себе, как действующем субъекте и представлений о себе, как действующего с оглядкой на других. Эти виды активности опираются на отдельные элементы структуры личности: I и me, которые вместе представляют собой self. Первый компонент – импульсивное, творческое Я, второй компонент – рефлексивное Я (каким меня должны видеть другие), третий компонент – взаимодействие первого и второго компонентов, самость человека.
Сначала формируется первая форма активности, а потом вторая.
- Чикагская школа (Г. Блумер).
- Социальное взаимодействие
Г. Блумер являлся последователем Дж. Мида. Социальное взаимодействие осуществляется на основе значений, которые имеют разные социальные значения. Социальное взаимодействие определяется структурой личности, ролью и референтной группой.
- Представления о личности и группе
Считает, что личность динамична и изменчива, суть процесса изменений представляет собой диалог между структурами I и me. Для представителей Чикагской школы ролевое поведение представляет собой поисковый, динамичный, творческий процесс. Он считает, что культурные нормы, статусы и ролевые отношения являются определенной сферой, в рамках которой осуществляются социальные действия. Однако они не определяют сами действия.
Важное символическое значение для человека имеет образ группы, а не обобщенный другой, как у Мида. Группа референтная является значимым фактором для социального взаимодействия
- Айовская школа (М. Кун).
- Представления о личности
Меньшее внимание уделял так называемому активному Я, а больше рефлексивному. Поэтому его внимание привлек вопрос о роли. Определяющим фактором для формирования поведения индивида является его самооценка, которая зависит от референтной группы. Для проверки предположений Мида разработал опросник «Кто Я?». Основная логика интерпретации данных такого рода состоит в сопоставлении показателей ролевых позиций и личностных черт.
- Роль и группа
Ролевые позиции, согласно экспериментам Куна, являются наиболее значимыми для личности, т.к. оказались ведущими в иерархии самооценок. Считает, что роль не делается, а исполняется или проигрывается. Кун утверждает, что индивид формирует свои планы поведения в соответствии с исполняемыми ролями и занимаемыми статусами в группе, с которыми он себя идентифицирует, т.е. в его референтных группах.
Влияние субкультуры на личность подростка: в поисках методологии
... восприятии картины мира, то есть, уже сформированном в личности представлении об окружающем мире, социуме, его нормах и ценностях. ... того чтобы выявить специфику влияния субкультуры на развитие личности подростка, следует рассмотреть различные виды современных молодежных субкультурных ... мира, общая для определенной большой группы людей. Весомую роль в генезисе и эволюции субкультур играет искусство, оно ...
- Ролевые теории (И. Гоффман, Т. Сарбин).
Становились и развивались ролевые теории личности: структуралистские (апеллировали к объективным параметрам роли) и интеракционистские (апеллировали к внутренним субъективным факторам принятия роли).
Первые более социологические, вторые – психологические. Интеракционистами было добавлено представление о фактах выполнения роли (знание роли, субъективная значимость выполняемой роли, наличие навыков выполнения роли, рефлексия себя в роли) и представления о ролевом конфликте.
- Аспекты роли
Теория ролей развивалась на базе представлений о социальном взаимодействии в Айовской школе. Дойч и Краусс выделили аспекты роли:
- роль – существующая в обществе система ожиданий относительно поведения индивида, занимающего определенное положение, в его взаимодействии с другими индивидами.
- роль – система специфических ожиданий по отношению к себе индивида, занимающего определенное положение, т.е. как он представляет модель своего собственного поведения во взаимодействии с другими индивидами.
- роль – открытое, наблюдаемое поведение индивида, занимающего определенное положение.
- Т. Сарбин и В. Аллен
Для этих авторов характерно приравнивание понятие роли к межличностной роли. Они выделяют формальные и неформальные роли. Первые относятся к макроструктуре, вторые – к микроструктуре общества. Они видят их основное отличие в том, что в отношении формальных ролей у участников взаимодействия имеются более единые и четкие представления о правах и обязанностях носителей этих ролей (часто эти моменты бывают письменно зафиксированы), чем о правах и обязанностях носителей неформальных ролей. Таким образом, социальные роли более жестко детерминированные, чем межличностные.
Степень единства и четкости представлений о ролевых требованиях у членов общества в основном зависит от содержания и характера самих ролей, поэтому нельзя абсолютизировать субъективное восприятие роли и отрывать его от содержательных, деятельностных аспектов роли, от ее связи с социальными отношениями. Один из методологических аспектов интеракционизма – сведение социальных отношений лишь к межличностным.
Классифицируют роли в зависимости от степени интенсивности их исполнения, от степени включенности в роль. Они выделяют семь стадий:
Малые социальные группы
... типы общественных отношений. В теории социальных групп таким компонентом являются человеческие группы, которые выполняют роль промежуточного звена в системе "общество - группа - личность". Совершенно очевидно, что невозможно ... отметить, что присущее членам малой группы общее чувство внутренней принадлежности к группе не исключает различий между ними по социальным ролям, мнениям, взглядам, оценкам и ...
- нулевая – индивид числится носителем роли, но по существу, ее не выполняет;
- ритуальные роли – исполняются полуавтоматически, без заинтересованности (например, профессиональные роли);
- углубленное исполнение роли – например, успешное вхождение в роль актера;
- исполнение роли в состоянии гипноза;
- исполнение роли в состоянии невроза;
- исполнение роли в состоянии экстаза;
- исполнение роли под воздействием веры в сверхестественные силы (максиальная включенность в роль).
В данной классификации наибольшее внимание уделяется либо незначимым для человека ролям, либо их исполнению в несвойственных для повседневной деятельности человека состояниях.
- Ролевые конфликты
В ролевых теориях принято выделять конфликты двух типов: межролевой (исходно внешним) и внутриролевой. Дж. Джецелс и Е. Куба отмечают разную степень остроты конфликта в зависимости от 2 факторов:
— степень различия между ролями и предъявляемыми к ним требованиями
— степень строгости предъявляемых требований.
К межролевым относятся конфликты, вызываемые тем, что индивиду приходится одновременно играть несколько ролей. Внутриролевой конфликт возникает при наличии противоречивых требований к одной роли.
- Социальная драматургия И. Гоффмана
Проводил аналогию между реальными жизненными ситуациями и театром.
По его мнению, смысл ролевого поведения состоит в создании определенного впечатления о себе у партнера по взаимодействию или аудитории. Исполнение роли происходит в определенных условиях.
Во-первых, у роли есть фасад исполнения, т.е. окружение, внешность, манера поведения. Роль подразумевает исполнение партии, которая представляет собой ролевые ожидания зрителей.
Во-вторых, исполнение роли происходит на двух этапах: авансцене и кулисах. Авансцена – непосредственно осуществляется взаимодействие. Кулисы – пространство, где происходит деятельность, имеющая отношение к исполнению роли, но недоступная для глаз аудитории, здесь подготавливается исполнение роли.
Успешное исполнение роли подразумевает получение от нее выгоды. Для человека главное создать впечатление у других (зрителей), что он правильно исполняет роль.
- Теории референтной группы (Г. Хаймен, Р. Мертон).
- Понятие референтной группы, основные исследователи
Референтная группа – группа, нормы и ценности которой разделяет человек.
В основе – идея Дж. Мида о существовании образа обобщенного другого. Данная концепция опирается на Чикагскую школу.
1942 г. Хаймен ввел понятие референтной группы. Это группа людей, с которыми индивид сранивает себя при определении своего социального статуса. Человек ориентируется на нее для формирования внутренней шкалы для формирования самооценки в социальном плане. Другой обобщен с точки зрения группы, к которой принадлежит человек.
Понятие «Референтная группа» и ее виды
... nbsp; Список литературы……………………………………………………………….16 Сущность и признаки референтной группы. Понятие «Референтная группа» и ее виды. Участие личности во многих видах социальной деятельности обуславливает ... на человеческую деятельность, зависят от специфики ситуации. Следует учесть и роль личностных особенностей индивида, реакции которые изучаются. Так его позитивное отношение ...
Ньюком: референтная группа – группа, к которой индивид причисляет себя психологически (она выступает определенной ценностью).
Формирование установок является «функцией отрицательного или положительного» отношения индивида к группе. Отсюда позитивные и негативные (например, бунт подростка в группе родителей) референтные группы. Мотивационное напряжение задает стремление стать членом группы. Исследование студенток в Беннингтоне (1943): социальные установки менялись в зависимости от их идентификации с группой в университете.
Шериф – подчеркивал важность референтной группы в связи с тем, что ее нормы превращаются в индивидуальные установки. Различие между актуальной группой членства и референтной группой. Бывают разные референтные группы, выбор зависит от ситуации.
Г. Келли считает, что у референтной группы есть 2 функции: нормативная и оценочная. Нормативная – установление стандартов поведения для членов группы. Оценочная – является эталоном для сравнения.
Шибутани добавляет третью функцию – побудительную, которая побуждает человека стать членом референтной группы.
- Теория референтной группы
Р. Мертон предпринял попытку преодолеть ограниченность анализа лишь межличностных отношений. Он выделяет условия, при которых индивид скорее выберет в качестве нормативной референтной группы не группу членства, а референтную группу. Выделяет следующие факторы:
- Группа не обеспечивает достаточный престиж своим членам
- Изоляция внутри группы индивида и его низкий статус в ней
- Социальная мобильность, возможность изменить свой социальный статус
- Выбор группы зависит от личностных характеристик