1. Фрустрация. Механизм возникновения, и ее роль в поведении личности

МОСКОВСКАЯ АКАДЕМИЯ ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬСТВА

ПРИ ПРАВИТЕЛЬСТВЕ г. МОСКВЫ

БЛАГОВЕЩЕНСКИЙ ФИЛИАЛ

Юридический факультет

КОНТРОЛЬНАЯ РАБОТА

ПО КУРСУ: ЮРИДИЧЕСКАЯ ПСИХОЛОГИЯ

ВАРИАНТ: № 3

Выполнила студентка ОЗО

№ зачетной книжки

№ группы

Проверил (а) __________________________________________

ф. и. о. преподавателя

__________________________________________

Благовещенск 2006 г.

СОДЕРЖАНИЕ:

2. Психологические особенности судебной речи.

3. Задача.

Вопрос 1. Фрустрация. Механизм возникновения, и ее роль в поведении личности.

Жизнь современного человека полна всевозможными ограничения­ми и запретами, и любые препятствия на пути удовлетворения его же­ланий вызывают естественные ответные эмоциональные реакции. Эти реакции, возникающие в условиях конфликта как следствие противоре­чия между неудовлетворенными желаниями и существующими в обще­стве ограничениями и запретами, получили название фрустрации — одного из эмоционально насыщенных состояний, представляющих профессиональный интерес для юристов.

Фрустрация (лат. frustratio крушение планов) стойкое и глубокое отрицательное эмоциональное состояние, вызванное крушением близкодостижимой и значимой цели, срыв стратегических планов личности, сопровождающееся, как правило, агрессивными проявлениями.

Французский психолог П. Фресс отмечает, что фрустрация возника­ет каждый раз, когда физическое, социальное или даже воображаемое препятствие мешает действию, направленному на достижение цели, или прерывает его. «Фрустрация создает, таким образом, наряду с ис­ходной мотивацией новую защитную мотивацию, направленную на пре­одоление возникшего препятствия» (Экспериментальная психология. Ред./сост. П. Фресс, Ж. Пиажме. – М., 1975.)

11 стр., 5303 слов

Социальная фрустрация личности

Содержание Введение Глава 1. Теоретический анализ литературы по проблеме социальной фрустрации людей с разной степенью стрессоустойчивости и социальной адаптации 1.1 Стресс и социальная адаптация как психологический феномены 1.2 Эмоциональное проявление фрустрации личности Вывод по главе 1 Глава 2. Эмпирическое исследование проблемы социальной фрустрации людей с разной степенью стрессоустойчивости ...

Г. Селье назвал фрустрацию еще короче — «стрессом рухнувшей надежды».

Рассматривая фрустрацию, необходимо видеть: причину, вызы­вающую это состояние, фрустрационную ситуацию и ответную реак­цию на нее.

Помимо негативного влияния на психику, сознание человека фрустрация играет в поведении многих людей и определенную конструктивную роль, способствуя достижению поставленной цели. Благодаря ее воздействию на психику субъекта в мотивационной сфере его личности нередко доминирующее значение приобретают мотивы достижения, усиливается привлекательность по­ставленной цели.

Конструктивное воздействие фрустрации на человека проявляется в виде следующих особенностей его поведения. Прежде всего происходит интенсификация усилий на пути достижения поставленной цели.

Подмечено, что у многих людей чем более сложные возникают препят­ствия, тем активнее происходит мобилизация внутренних резервов для их преодоления. Именно такой механизм преодоления преграды, своеобразной пружиной которого является фрустрация, имеет место в следственной ситуации со строгим соперничеством, когда следователь поставил перед собой цель раскрыть преступление в усло­виях активного ему противодействия со стороны преступника.

К сожалению, не всегда интенсификация усилий завершается пре­одолением препятствий на пути к установлению истины с использова­нием «лобовой» атаки, и следователь, находясь в состоянии фрустра­ции, вынужден менять тактику своего поведения. В подобных случаях происходит своеобразная замена средств достижения цели и произво­дится пересмотр предыдущих действий, направленных на ее достиже­ние, переоценка всей ситуации с одновременным поиском обходных путей с последующим выходом из состояния фрустрации.

9 стр., 4280 слов

1.Конфликтные эмоциональные состояниям- стресс, аффект, фрустрация. Понятие "стрессоустойчивость"

1.Конфликтные эмоциональные состояниям- стресс, аффект, фрустрация. Понятие "стрессоустойчивость" Конфликтные эмоциональные состояния (стресс, аффект, фрустрация) Стресс(от англ. sress - напряжение) - нервно-психическое перенапряжение, вызванное сверхсильным воздействием, адекватная реакция на которое ранее не сформирована, но должна быть найдена в сложившейся ситуации. Стресс - тотальная ...

Также может произойти замена цели. Пребывая в состоя­нии фрустрации, субъект может пойти на поиск альтернативной цели, частично удовлетворяющей его потребности и желания. Однако это возможно только путем достижения компромисса. Поэтому изначаль­ное напряжение, обусловленное фрустрацией, может остаться неразре­шимым до конца, особенно в тех случаях, когда субъект сохраняет свой прежний завышенный уровень притязаний, не считаясь с собственными возможностями и обстановкой, в которой он оказался.

Если интенсификация усилий, замена средств достижения постав­ленной цели и даже замена самой цели не приводят к успеху и состоя­ние фрустрации остается, субъект должен будет (безусловно, при раз­витом интеллекте, устойчивой нервной системе) переоценить ситуацию и произвести выбор между возможными альтернативами, обеспечиваю­щий ему адаптацию к новой ситуации с последующим выходом из состо­яния фрустрации.

Последний вариант наиболее сложный, так как далеко не каждый в состоянии продолжительное время сохранять самообладание, взвешен­но оценивать конфликтную ситуацию и свои возможности для ее разре­шения.

При достаточно низком уровне (пороге) сопротивляемости (то­лерантности) к фрустрации, зависящей от величины эмоционально­го напряжения, психологических особенностей индивида и типа си­туации, может проявиться ее характерное деструктивное воздействие на личность.

Деструктивное воздействие фрустрации проявляется:

— в наруше­ниях тонкой координации усилий, направленных на достижение цели;

— в когнитивной ограниченности, из-за которой субъект не видит альтерна­тивных путей или какой-либо другой подходящей цели;

— в эмоциональ­ном возбуждении, аффективно окрашенных агрессивных действиях с частичной утратой контроля над собой и ситуацией.

В конфликтных си­туациях типичными эмоциональными реакциями на действие фрустраторов являются:

а) агрессия, в том числе в виде так называемых замещающих дей­ствий, нередко направляемых на совер­шенно посторонние объекты (так назы­ваемая реакция замещения);

2 стр., 961 слов

Речь выступления ВКР

Выступление к предзащите студента группы Н-35 Чеснокова Константина Юрьевича Тема: «Совершенствование речевых умений и навыков младших школьников при изучении синтаксиса». Вопросы развития речи учеников относятся к числу наиболее актуальных проблем современной педагогической науки и практики. Важнейшей задачей курса русского языка является обучение школьников речи, потому что свободное владение ...

б) депрес­сия, сопровождаемая беспочвенными самообвинениями, которые могут пере­расти в аутоагрессию с попытками самоубийства, причинения себе боли, увечий. При этом агрессивные действия могут перемещаться по ассо­циации смежности на другой, близкий к первоначальному раздражите­лю, либо даже вообще на совершенно случайный объект. В этой законо­мерности нередко кроется объяснение агрессивного поведения челове­ка, отличающегося своей какой-то непонятной для окружающих с точки зрения здравого смысла неадекватности реагирования, немотивирован­ностью, особой жестокостью.

С усилением фрустрации происходит генерализация агрессии, уси­ливается расплывчатость, неуловимость ее источника. В подобных си­туациях действия виновного могут сопровождаться аффективно окра­шенными эмоциями гнева, импульсивными, беспорядочными действия­ми агрессивного характера, а сама фрустрация может рассматриваться как одна из причин, объясняющая агрессивное поведение виновного.

Известно, что реакции агрессивного характера, связанные с фру­страцией, чаще наблюдаются у людей недостаточно воспитанных, не­сдержанных в проявлении эмоций, грубых в обращении с окружающи­ми, психопатизированных. Депрессивные реакции при фрустрации более распространены у лиц невротического склада, неуверенных в себе, тревожно-мнительных по складу своего характера. Деструктивное воздействие фрустрации на поведение таких лиц может усугубляться употреблением алкоголя.

У каждого человека свой порог индивидуальной толерантности к фрустрации. Юрист должен обладать высоким уровнем фрустрационной устойчивости, поскольку правоохранительная деятельность неред­ко сопровождается большими нервно-психическими перегрузками, свя­занными с принятием ответственных решений, достижением различных по важности целей в условиях активного противодействия заинтересо­ванных лиц.

Разумеется, фрустрация ни в коей мере не ставит вопрос об осво­бождении виновного от ответственности за совершенное преступление. Воспитанный человек никогда не совершит агрессивных, тем более противоправных действий из-за того, что находился в состоянии фрустра­ции. Напротив, он сумеет подавить, направить в иное, безопасное для окружающих русло возникшее беспокойство, эмоциональное напряже­ние и раздражение.

9 стр., 4067 слов

Психология общения в судебном процессе

... этих лиц, допущенные судом и участниками судебного разбирательства, могут привести к ложным ... отрицательными психическими состояниями - стрессом и фрустрацией, которые он постоянно испытывает. ... воспитательного воздействия от всего судебного рассмотрения. Все судебные речи в своей совокупности обеспечивают ... этом отношении имеет и напутственное слово, с которым председательствующий обращается к ...

Знание психологических предпосылок возникновения фрустрации помогает понять причины, побудительные силы, мотивы некоторых опасных насильственных преступлений против личности, которые по своей жестокости могут, на первый взгляд, показаться «безмотивными» либо даже совершенными психически неполноценным человеком.

Пред­ставляется, что в некоторых случаях, особенно когда фрустрация воз­никла у виновного под воздействием неправомерных действий потер­певшего, она может рассматриваться в качестве обстоятельства, смяг­чающего наказание. Тем более что законодатель предоставил такую возможность судам (см. ч. 2 ст. 61 УК РФ).

Вопрос 2: Психологические особенности судебной речи

Весьма специфической формой профессионального общения, присущей судебной деятельности, являются судебные прения, состоящие из обмена речами обвинителей, защитников и других участников про­цесса в зависимости от того, рассматривается в суде уголовное дело или какой-либо гражданско-правовой спор.

К речи участников процесса, особенно представителей обвинения и защиты, во время судебных прений предъявляются особые требования.

В психологическом отношении речь, обращенная к судебной ауди­тории, к участникам процесса, должна строиться таким образом, чтобы ее содержание легко воспринималась всеми присутствующими, несмот­ря на их различное умственное развитие, тот или иной ритм мыслитель­ной деятельности.

С этой точки зрения трудно что-либо добавить к тому, что было много лет назад рекомендовано другим видным судебным деятелем П.С. Пороховщиковым.

— В чем заключается ближайшая, непосредственная цель всякой судебной речи? — спрашивал он. И отвечал: — В том, чтобы ее поняли те, кому она обращена… Каждое слово оратора должно быть понимаемо слушателями совершенно так, как понимает он… Мало сказать: нужна ясная речь; на суде нужна необыкновенная, исключительная ясность. Слушатели должны понимать ее без усилий.

И здесь судебный оратор должен рассчитывать не только на ум, проницательность тех, к кому он обращается, но и на их воображение, наглядно-образное мышление. Известный английский юрист Р. Гаррис, отмечая роль образ­ного мышления в восприятии речи судебного оратора, в 1910 г. писал: «люди не столько слушают большую речь, сколько видят и чувствуют ее. Вследствие этого слова, не вызывающие образов, утомляют их».

3 стр., 1274 слов

Кому принадлежат следующие слова: ‘Процесс индивидуализации является восстановлением и развертыванием изначальной, потенциальной целостности индивида’.

Тесты 1. Одной из особенностей познавательной ситуации исследования личности является: А. отсутствие исследований по проблеме личности Б. междисциплинарный статус проблемы личности В. нейрофизиологические корреляты психических качеств личности Г. социальные свойства личности 2. Принцип активности означает: А. избирательность поведения, свободу и инициативность личности Б. постепенное развертывание ...

Важную роль в активизации образного мышления участников про­цесса во время судебных прений играют настроение, эмоциональное со­стояние, переживания, которые вызываются у присутствующих слова­ми и поведением ораторов. Вот почему судебная речь должна содержать не только правовую оценку содеянного, но и его нравственную ха­рактеристику, соответствующую мировоззрению, социальным ценнос­тям современного общества.

Кроме того, сильное воздействие на эмоциональное состояние су­дебной аудитории во время прений оказывает не только содержание речей, но и сопровождающие их интонация, тональность, в которой про­износятся те или иные слова, уместность и своевременность всех этих невербальных, в том числе и жестово-мимических, средств коммуника­ции.

Для того чтобы речь воспринималась сидящими в зале судебного заседания, она должна быть краткой, чтобы в ней не было ничего лиш­него. «Истинное красноречие, — писал в XVIII в. известный француз­ский мыслитель Ф. Ларошфуко, — состоит в том, чтобы сказать все что нужно, но не более того».

Отличительной особенностью речи участников процесса, и в пер­вую очередь представителей обвинения и защиты, является полемичес­ки доказательственный характер изложения ими исследуемых обстоя­тельств, побуждающий ораторов прибегать к анализу доказательств, опровергать противоположную точку зрения, если она противоречит их собственным убеждениям. И здесь, в частности при произнесении обви­нительной речи, в какой-то мере по аналогии с предъявлением во время допроса доказательств, изобличающих лжесвидетеля, рекомендуется не начинать анализ с наиболее ярких доказательств. Впечатление уси­лится, советует П.С. Пороховщиков, если сначала будут приведены не столь весомые, хотя все же и верные, убедительные, а в заключение — решительные доводы. «Если улики сильны, следует приводить их по­рознь, подробно развивая каждую в отдельности; если они слабы, сле­дует собрать их в одну горсть».

7 стр., 3322 слов

Нарушения речи периферического характера.

Клинический этап Начало изучения детей с речевой патологией к концу XIX — началу XX в. первых классификаций нарушений речи была А. Куссмауля (1877), который подверг критическому анализу сложившиеся ранние представления о видах речевых нарушений, систематизировал их, упорядочил терминологию. Педагогический этап М.Е. Хватцев, Ф.А, Pay, а затем и О.В. Правдина, С.С. Ляпидевский и другие стали вносить ...

Выступающему в суде оратору, чтобы содержание его речи было воспринято всеми присутствующими в зале судебного заседания, необ­ходимо привлечь внимание к ней. Говорить следует достаточно громко, внятно, отчетливо, немонотонно, выразительно и вместе с тем просто, чтобы сказанное было слышно и понятно всем присутствующим в зале суда. В речи должна чувствоваться уверенность, убежденность, нравст­венная сила оратора.

Существуют различные приемы привлечения внимания слушате­лей. Вот некоторые из этих приемов, которые рекомендуют использо­вать такие признанные в прошлом ораторы, как А.Ф. Кони, П.С. Пороховщиков.

1) Получив слово, не следует торопиться говорить. Не кашлять, не держать руки в карманах, если не хотите выглядеть дурно воспитанным человеком. Поднявшись со стула, нужно помолчать несколько секунд, сделать небольшую паузу, а затем приступать к речи. Ваши первые слова должны привлечь к Вам внимание.

2) Если почувствовали, что вам трудно говорить, начните с несколь­ких общих, незначительных слов, чтобы придать своей речи естествен­ный тон, а затем уже, избегая общей фразеологии, переходите к изло­жению сути дела.

3) Если вступление все же необходимо, постарайтесь, чтобы оно было как можно короче и проще. Избегайте привычных для таких случаев ре­чевых оборотов и штампов об исключительной важности дела и т.п.

4) Обращаясь к присутствующим, оторвите взгляд от своих бумаг на столе, посмотрите в зал (на судей, своего оппонента, с которым собира­етесь полемизировать, и т. д.), задержите свой краткий взор на ком-либо из аудитории как будто обращаетесь именно к нему (так называемый визуальный контакт).

5) Держитесь естественно, но с достоинством, без ненужного позерст­ва, говорите без нарочитой риторики, фальшивого пафоса. С таким же до­стоинством и уважением относитесь к другим участникам процесса. Не употребляйте различ­ного рода цитаты, редко встречающиеся и малопонятные публике выра­жения. Такие ссылки чаще всего выглядят неуместными и скорее будут свидетельствовать о стремлении оратора, воспользовавшись случаем, блеснуть красноречием, эрудицией, что ни в коей мере не вызовет к нему симпатии у присутствующих, а самое глав­ное — не увеличит среди них числа сторонников его взглядов.

6) Жестово-мимические реакции выступающего должны соответство­вать содержанию речи, смыслу и значению сказанных им фраз, тональ­ности речи. Слишком частые, однообразные, су­етливые, резкие движения рук неприятны, надоедают, раздражают слу­шателей.

7) Содержание речи следует излагать последовательно, с опорой на доказательства. Каждая новая мысль должна вытекать из предыдущей, чтобы переход от одного обстоятельства к другому был естественным и логичным.

8) Чтобы поддерживать внимание аудитории на должном уров­не, иногда бывает полезно делать краткие отступления, не уводящие слушателей далеко в сторону от главной мысли.

9) В конце речи целесообразно подвести итог сказанному, дать окон­чательную правовую оценку изложенным фактам, которая позволяет обратиться к суду принять то или иное решение по делу, основанное на нормах права, учитывающее смягчающие (отягчающие) обстоятельст­ва, особенности личности того, чья судьба решается в суде.

Своеобразной разновидностью судебной речи является последнее слово подсудимого, которое предоставляется ему после окончания су­дебных прений сторон. Регламентируя порядок произнесения речи подсудимым, законодатель предусмотрел целый ряд процессуальных гарантий, максимально обеспечивающих ему его право высказать суду все, что он считает нужным, перед тем как суд удалится в совещательную комнату для постановления приговора. Все эти про­цессуальные гарантии (запрещение ограничивать продолжительность последнего слова подсудимого, задавать ему вопросы во время его вы­ступления, возобновление следствия в случае сообщения подсудимым в своем последнем слове новых обстоятельств, имеющих существенное значение для дела) учитывают состояние психической напряженности человека перед вынесением приговора, что, безусловно, негативным об­разом влияет на качество его мыслительной деятельности, на его сосре­доточенность, внимание, которые необходимы ему в этот момент для того, чтобы наиболее точно сформулировать свою мысль в этот весьма ответственный для него период жизни.

Речь подсудимого, даже несмот­ря на то, что он мог к ней заранее готовиться, может быть далека от грамматических и стилистических норм языка, поскольку отражает его эмоционально напряженное состояние, и с этим следует считаться.

Психологическое значение последнего слова подсудимого состоит в том, чтобы суд ушел в совещательную комнату под самым последним, непосредственным впечатлением от его доводов, отношения к содеянно­му, проявленного раскаяния.

Вопрос 3. Решите задачу:

Л., 32 лет, ранее судим за хулиганство и хищение государственного имущества, женат, работает разнорабочим в государственной строительной организации. Характеризуется отрицательно: имеет опоздания на работу и прогулы, груб в общении, употреблял спиртные напитки в рабочее время. Оказывает отрицательное влияние на молодых рабочих. По месту жительства характеризуется как пьяница, воспитанием детей не занимается, свободное время проводит в компании лиц, злоупотребляющих спиртными напитками. Злоупотребляет спиртными напитками. По характеру общительный, вспыльчивый, безвольный, завистливый. В характеристике из ИТК, где Л. отбывал наказание, говорится, что он не встал на путь исправления, систематически нарушал режим, работал плохо, книг и газет не читал. Преступление совершил при следующих обстоятельствах: Л. вместе с приятелями распивал спиртные напитки. После выпитого приятели предложили Л., чтобы он сходил в магазин и купил еще спиртного. Л. идти в магазин отказался, но приятели стали требовать, чтобы шел он. Обидевшись, Л. ударил одного из них бутылкой, по голове, отчего тот, не приходя в сознание, скончался.

Определите тип личности преступника в данном случае.

Решение:

1) Классификация по объекту посягательства, характеру

преступных действий:

Л. относится к насильственной типологической группе.

2) Классификация по характеру, степени общественной опасности:

Речь здесь идет о злостном типе преступника, который включает лиц, неоднократно совершавших преступления, в том числе ранее судимых за это.

3) Классификация по социальной адаптивности:

Л. относится к социально-дезадаптивному типу личности преступника.

Лица, которых можно отнести к данному типу отличаются низкой эмоционально-волевой устойчивостью, сниженной сопротивляемостью к стрессу. Неразвитые в должной мере социально-адаптивные качества таких лиц, сниженный порог их нервно – психической устойчивости могут усугубляться недостаточно высоким интеллектом (что следует из условия задачи: Л. работает плохо, книг и газет не читает).

Кроме того, поведение подобного рода субъектов во многом бывает обусловлено достаточно примитивными потребностями (проводить время в постоянных развлечениях, сопровождаемых употреблением спиртных напитков, наркотиков и т. д., как и указано в случае Л.).

Интересы, ценностные ориентации таких лиц характеризуются бездуховностью, примитивным складом, отсутствием высоких идеалов. Поэтому им трудно прогнозировать свои поступки, поведение во имя достижения более значимых целей по сравнению с удовлетворением каких-то сиюминутных потребностей. А поскольку такие потребности далеко не всегда могут быть удовлетворены, все это способствует появлению у них неконтролируемого состояния фрустрации, повышенной агрессивности, вспыльчивости, проявляемых при совершении преступлений насильственного характера, начиная от обычного хулиганства, и кончая более опасными преступными деяниями (в указанном случае произошло убийство).

В условии задачи сказано, что Л. по характеру безвольный, такие люди нередко оказываются во власти обстоятельств, которыми им трудно управлять, сохраняя должную эмоционально-волевую устойчивость, самоконтроль за своими действиями и поведением. Поэтому такие лица часто оказываются под сильным воздействием аффективно окрашенных состояний, эмоций гнева, фрустрации и т. п. А сниженный интеллект, отсутствие должного воспитания, навыков поведения, принятых в обществе (об этом говорится в характеристике Л.: имеет опоздания на работу, прогулы, груб в общении, отрицательно влияет на молодежь) в еще большей мере могут способствовать совершению такими лицами всевозможного рода насильственных преступлений.

Список использованной литературы:

1. Косолапова Н.В., Иванова А.И. ЮРИДИЧЕСКАЯ ПСИХОЛОГИЯ. –

М., 2006.

2. Романов В.В. ЮРИДИЧЕСКАЯ ПСИХОЛОГИЯ. — М., 1998.

3. Чуфаровский Ю.В. ЮРИДИЧЕСКАЯ ПСИХОЛОГИЯ. – М., 2003.

4. Психология: Словарь. 2-е изд. — М., 1990.