1. Понятие характера и его роль в структуре личности

ХАРАКТЕР

1. Понятие характера и его роль в структуре личности.

2. Строение характера

3. Физиологическая основа характера.

4. Отличительные признаки свойств характера.

5 Типология характера.

6. История изучения характера.

Литература:

1. Ананьев Б.Г. Избранные психологические труды: В 2 т. –Т.2 – М., 1980.

2. Бодалев А.А. Психология о личности. – М., 1988.

3. Галин А.Л. Личность и творчество. Психологические этюды.-Новосибирск, 1989.

4. Годфруа Ж. Что такое психология: в 2-х т.- М., 1992

5. Гиппенрейтер Ю.Б. Введение в общую психологию. Курс лекций.- М., 1988.

6. Леонгард К. Акцентуированные личности.- Киев. 1989.

7. Личко А.Е. Психопатии и акцентуации характера у подростков.- л., 1983.

8. Левитов Н.Д. Психология характера.-М., 1969.

9. Маклаков А.Г. Общая психология.- СПб., 2000.

10. Мерлин В.С. Структура личности. Характер, способности, самосознание. Учебное пособие к спецкурсу.- Пермь, 1990.

11. Норакидзе В.Г. Методы исследования характера.- Тбилиси, 1989

12. Общая психология: Курс лекций для первой ступени педагогического образования/ Сост. Е.И.Рогов. М., 1995

13. Психология ХХI века / Под ред. В.Н.Дружинина. СПб.,2000.

14. Психология. / Под ред. В.Н.Дружинина. СПб., 2000.

15.Психологическая энциклопедия. 2-е изд. / Под ред Р.Корсини, А.Ауэрбаха.- СПб., 2003.

16. Рубинштейн С.Л. Основы общей психологии. В 2-х т. М., 1998.

17 Столяренко Л.Д. Основы психологии. Ростов н/Д. 1997.

18. Страхов И.В. Психология характера._

19. Хрестоматия по психологии /Сост. В.В.Мироненко. М., 1987.

Говоря о характере обычно разумеют те свойства личности, которые накладывают определенный отпечаток на все ее проявления и выражают специфическое для нее отношение к миру и прежде всего к другим людям.

12 стр., 5785 слов

Дисгармонии в структуре характера и личности человека

... 1. Теоретические подходы к изучению характера в психологии 1.1 Понятия «характер» и «личность» в психологической науке 1.2 Структуры характера и личности Глава 2. Теоретические подходы ... О. Н. Общая психология: Методические указания. --Новосибирск: Научно-учебный центр психологии НГУ, 1996 -- 98 с. 23. Психология и психоанализ характера: Хрестоматия по психологии и типологии характеров / Ред ...

Характер обусловливает определенность человека как субъекта деятельности, который, выделяясь из окружающего, конкретным образом относится к нему. Знать характер человека — это знать те существенные для него черты, из которых вытекает, которыми определяется весь образ его действий.

Черты характера — это те существенные свойства человека, из которых с определенной логикой и внутренней последовательностью вытекает одна линия поведения, одни поступки и которыми исключаются, как не совместимые с ними, им противоречащие другие.

ХАРАКТЕР В СТРУКТУРЕ ЛИЧНОСТИ

СТРУКТУРА ЛИЧНОСТИ — концепция личности, обобщающая процессу ально-иерархические подструктуры личности с субординацией низших под структур высшим, включающая наложенные на них подструктуры способно стей и характера.

В психологии понятие ХАРАКТЕР ( от греч. спагактег -«печать», «чеканка») означает совокупность устойчивых индивидуальных особенностей личности складывающихся и проявляющихся в деятельности и общении, обуславливав типичные для нее способы поведения.

ХАРАКТЕР — качество личности, обобщающее наиболее выраженные, тесно

взаимосвязанные и поэтому отчетливо проявляющиеся в различных видах дея тельности свойства личности. Характер — «каркас» и подструктура личности наложенная на ее основные подструктуры.

Характерными можно считать не все особенности человека, а только существенные и устойчивые.

Какова же роль характера в структуре личности?

1. Характер отражает целостность личности, поэтому познание характера позволяет со значительной долей вероятности видеть поведение личности и корректировать ожидаемые действия, и поступки.

2. ‘ Характер складывается из множества различных черт личности, но не является их механической суммой; все черты взаимосвязаны и взаимовлияют друг на друга, создавая целостную структуру характера.

3. Черты характера помогают или мешают личности устанавливать правильные взаимоотношения с людьми, проявлять выдержку и самообладание в решении сложных жизненных вопросов, отвечать за свои действия и поведение в обществе.

2 стр., 845 слов

Психологическое сопровождение деятельности человека

Ленинградский государственный университет Имени А.С. Пушкина VIII международная Научно-практическая конференция Молодых ученых ПСИХОЛОГИЯ ХХI ВЕКА Психологическое сопровождение деятельности человека Конференция посвящена пятилетию психологической службы факультета психологии ЛГУ имени А.С. Пушкина 28-30 ноября 2012 г.   ОСНОВНЫЕ НАПРАВЛЕНИЯ РАБОТЫ КОНФЕРЕНЦИИ: 1. Психологическое сопровождение ...

4. Характер тесно взаимосвязан с направленностью личности, что проявляется в активном избирательном отношении человека к требованиям реального мира и таким образом влияет на его деятельность.

5. Характер формируется под влиянием общественных условий в результате деятельности личности, т.е. характер обусловлен общественным бытием личности.

6. В характере личность проявляется ее содержательной стороной, т.е. характер можно рассматривать как психологический склад личности человека, выраженный в ее направленности.

7. Характер в структуре личности взаимосвязан и с другими сторонами личности, например со специальными способностями и составляет структуру личности, вместе с другими ее компонентами.

2. Строение характера

Слово «характер» — в переводе о греческого означает «печать» или «чеканка». Но первоначальное значение в переводе с латинского было»надпись» или «маркировка», отличающая одну вещь от других.

Характер — индивидуальное сочетание психических особенностей которое:

1) определяет линию поведения человека;

2) обуславливает типичные для него способы действий;

3) выражает его отношения к окружающему миру, труду, другим людям себе самому;

4) складывается и проявляется в деятельности, общении и познании;

В деятельности проявляется характер:

  • — при выборе деятельности: предпочитает человек сложные или легкие, вида деятельности, угреет преодолевать препятствия или выбирает простые беспроблемные пути;
  • — при достижений результатов: стремится добиться успеха или выполняет задание с посредственным результатом;
  • — в процессе деятельности: проявляются деловые черты характера-добросовестность, ответственность, аккуратность или противоположные им- халатность, лень, небрежность.

В общении характер проявляется:

  • в способах реагирования на действия и поступки людей: доброжелательность, открытость, конфронтанция;
  • в манере общения. она может быть: деликатной, тактичной, бесцеремонной, вежливой или грубой;
  • в процессе общения: проявляет человек внимание, интерес к людям (коммуникативные черты характера) или он замкнут, угрюм, эгоцентричен;

В познании характер проявлявляется:

11 стр., 5064 слов

Характер и особенности деятельности человека

... четко определены, могут быть хорошими исполнителями. 3. Проявления характера в поведении и деятельности человека. Характер — прижизненное приобретение личности, включающейся в систему общественных отношений, в совместную ... 3) Профессиональный стресс. Задание 7 Гнев. Задание 8 Характеристика темперамента: 3 Характеристика характера: 2 Характеристика способностей: 4, 1 Задание 9 Воображение – ...

  • в получении информации — довольствуется он малыми знаниями ;пассивно получает информацию от учителей или любознателен, :имеет потребность познания, глубокий интерес к окружающее миру, к новым знаниям ,
  • в процессе познания — имеет ли он осознанный интерес к знаниям, способности к усвоению фактов, понятий, закономерностей и законов развития природы и общества, или познавательные действия ему скучны, неинтересны;
  • в продуктивности познавательной деятельности человека — стремится ли человек получить результат, проявляя волевые усилия, преодолевая трудности при познании сложного, не пасуя при однообразии, например при повторении; использует максимум энергии, достигая поставленной цели; или проявляет безволие, безразличие, бездеятельность, безынициативность при достижении цели познавательной деятельности

3. Физиологическая основа характера.

Физиологическая основа характера :

  1. Физиологической основой характера являются первичные свойства индивида — темперамент.
  2. Темперамент не предопределяет формирование характера; он облегчает или затрудняет формирование свойств характера;
  3. Темперамент влияет на динамическое проявление черт характера, но не определяет их содержательное наполнение;
  4. Характер и темперамент связаны единой физиологической основой,

они. зависят от свойств и типа нервной системы, струк

5 Структура и содержание характера определяются влиянием вторичных свойств индивида — познавательных и регулирующих процессов :

    динамикой воли / тем, насколько способен человек осуществить свои цели/;

  • спецификой проявления эмоций и эмоционального фона /например, конфликтного/, который сопровождает те иди иные его поступки;
  • интеллектуальными особенностями;
  • взаимосвязью этих компонентов / для структуры характера важно насколько они слиты воедино, гармоничны между собой, или наоборот, находятся в конфликте/.

6 Генотипические и средовые влияния на характер могут своеобразно сочетаться: при неблагоприятном сочетании обоих факторов развитие характера может дать сильную степень отклонения вплоть до патологии ; при благоприятном сочетании даже очень отрицательная предрасположенность может не реализоваться может не реализоваться.

17 стр., 8339 слов

Психические свойства личности и их влияние на деятельность человека. Темперамент

... высшей нервной деятельности. Но в отличие от темперамента, характер формируется на протяжении всей жизни человека. Вариативность черт характера проявляется не только в их качественном многообразии ... , а не четко однозначный характер. Поэтому рекомендации о том, как же действовать с человеком - носителем того или иного темперамента могут свестись к принципиальным ...

Характер нередко сравнивают с темпераментом, а в некоторых случаях подменяют эти понятия друг другом. В науке среди господствующих взглядов на взаимоотношения характера и темперамента можно выделить четыре основных:

1.- отождествление характера и темперамента (Э.Кречмер, А.Ружицкий);

2.- противопоставление характера и темперамента, подчеркивание антаго низма между ними (П.Викторов, В.Вирениус);

3.- признание темперамента элементом характера, его ядром, неизменной частью (С.Л.Рубинштейн, С.Городецкий);

4.- признание темперамента природной основой характера (Л.С.Выготский, Б.Г.Ананьев).

Исходя из материалистического понимания человеческих явлений, следует отметить, что общим для характера и темперамента, является зависимость от физиологических особенностей человека. Формирование характера существен­но зависит от свойств темперамента, более тесно связанного со свойствами нервной системы. Кроме того, черты характера возникают тогда, когда темпера­мент уже достаточно развит. Характер развивается на основе, на базе темпера­мента. У людей с оди­наковыми свойствами темперамента может быть совершенно различный харак­тер. Особенности темперамента могут способствовать или противодействовать формированию тех или иных черт характера. Свойства темперамента могут в какой-то степени даже приходить в противо­речие с характером.

7 стр., 3448 слов

Характер 10

Характер (греч. charakter - отличительная черта) - структура стойких, сравнительно постоянных психических свойств, определяющих особенности отношений и поведения личности. Статику характера определяет тип нервной деятельности, а его динамику - окружающая среда. Также характер понимается как: система устойчивых мотивов и способов поведения, образующих поведенческий тип личности; мера ...

4. Отличительные признаки свойств характера

Характер – это сложное психическое образование, состоящее их многочисленных устойчивых свойств личности, которые выражают отношение человека к внешнему миру, деятельности, к другим людям и самому себе. Эти отношения закрепляются в привычных для человека формах поведения, общения и деятельности, становятся типичными для него и проявляются в различных условиях его жизнедеятельности.

Характер не простая совокупность, случайный набор изолированных свойств, особенностей и черт. Его различные свойства взаимосвязаны, взаимозависимы и образуют целостное структурное образование. Структурность характера проявляется в определенной иерархичности его черт: некоторые их них являются основными, определяющими, ведущими, другие — второстепенными, менее существенными. Основные черты в некоторой мере подчиняют себе второстепенные, влияют на них, обусловливая их проявление или непроявление, или различную степень проявления в конкретных обстятельствах.

Свойства характера- это такие индивидуальные своеобразные свойства личности, которые проявляются лишь в определенных типичных ситуациях, в зависимости от социально-типических отношений личности с одной стороны и от свойств индивида – с другой.

Характер человека является одновременно и устойчивым и изменяющимся образованием образованием:

  • устойчивым в силу того, что черты характера обуславливают определенное поведение индивида;
  • изменяющимся, т.к. сами черты характера могут изменяться под воздействием внешних факторов (условий жизнедеятельности, профессиональной активности и т.д.)

В самом общем виде черты характера можно разделить на основные, веду­щие, задающие общую направленность развитию всего комплекса его проявле­ний, и второстепенные, определяемые основными.

Знание ведущих черт позволяет отразить основную суть характера, показать его основные проявления.

Хотя всякая черта характера отражает одно из проявлений отношения чело­века к действительности, это не означает, что всякое отношение будет чертой характера. Лишь некоторые отношения в зависимости от условий становятся чертами характера.

5 стр., 2220 слов

Определение методов мотивации в зависимости от психологического типа человека

ДОНЕЦКИЙ НАЦИОНАЛЬНЫЙ УНИВЕРСИТЕТ ЭКОНОМИКИ И ТОРГОВЛИ ИМЕНИ МИХАИЛА ТУГАН-БАРАНОВСКОГО ИНСТИТУТ ЭКОНОМИКИ И УПРАВЛЕНИЯ КАФЕДРА ЭКОНОМИКИ ПРЕДПРИЯТИЯ РЕФЕРАТ по дисциплине «Экономика труда и социально-трудовые отношения» на тему: «Определение методов мотивации в зависимости от психологического типа человека» Выполнила: Ярославцева Татьяна Андреевна Донецк - 2015 г. Содержание Введение 1. Методы ...

Из всей совокупности отношений личности к окружающей реальности сле­дует выделить характерообразующие формы отношений является решающее, первостепенное и общее жизненное значение тех объектов, к которым относит­ся человек. Эти отношения одновременно выступают основанием классифика­ции важнейших черт характера. Характер человека проявляется в системе от­ношений:

1.В отношении к другим людям (при этом можно выделить такие черты ха­рактера, как общительность — замкнутость, правдивость — лживость, тактич­ность — грубость и т.д.)

2.В отношении к делу (ответственность — недобросовестность, трудолюбие -леность и т.д.).

З.В отношении к себе (скромность -самовлюбленность, самокритичность -самоуверенность и т.д.)

4.В отношении к собственности (щедрость — жадность, бережливость -расточительность, аккуратность — неряшливость и т.д.).

Следует отметить опре­деленную условность данной классификации и тесную взаимосвязь, взаимо­проникновение указанных аспектов отношений.

5 .Несмотря на то, что указанные отношения выступают важнейшими с точки зрения формирования характера, они не одновременно и не сразу становятся чертами характера. Существует известная последовательность в переходе этих отношений в свойства характера, и в этом смысле нельзя поставить в один ряд, допустим, отношение к другим людям и отношение к собственности, т.к. само содержание их выполняет различную роль в реальном бытии человека. Отношение к другим людям не только выступает важной частью характера, но и составляет основу формирования сознания личности, обязательно включая и отношение к себе как деятелю, зависящее прежде всего от самой формы дея­тельности. При изменении деятельности меняется не только предмет, методы и операции этой деятельности, происходит вместе с тем и перестройка отноше­ния к себе как деятелю.

5Типология характера

Попытки построения типологии характеров неоднократно предпринимались на протяжении всей истории психологии. Одной из наиболее ранних .явилась уже известная нам типология Кречмера Э», которая была предложена еще в начале ХХ века. Несколько позже аналогичную попытку предпринял его американский коллега У.Шелдон, который тоже типы характера связывал с наиболее часто встречающимися типами строения тела. Позже, положив в основу иные характеристики, свою типологию предложили Э.Фромм, Э,Берн, К.Леонгард, А.Е.Личко и т.д.

Практически все авторы типологий подчеркивали, что характер может быть более или менее выражен. Если на оси изобразить интенсивность проявления характера, степень его выраженности, то обозначатся три зоны:

  1. зона абсолютно «нормальных» характеров;
  2. зона выраженных характеров (подразделяются на акцентуации скрытые и акцентуации явные);
  3. зона сильных отклонений или психопатий.

Первые две зоны относятся к норме ( в широком смысле), подлежащие изучению психологии, третья – к патологии характера, которую изучает малая психиатрия.

В мировой психологической науке нет единой типологии характеров, но подавляющее большинство психологов исходили из следующих основных общих идей:

а) довольно рано сформировавшись, характер человека проявляет себя в период дальнейшей жизни как более или менее устойчивое психическое образование;

б) входящие в характер сочетания черт не являются случайными. Они в совокупности представляют системы, четко различимые по типам, что и позволяет строить типологию характеров;

в) в соответствии с типологией характеров большинство людей может быть разделено на определенные группы. Наиболее известны следующие типологии характера:

1. конституциональные теории, связывающие особенности характера с внешним видом человека, с его конституцией, габитусом (Ростан, Ломброзо, Сиго, Кречмер, Шелдон и др.).

2. акцентуальные теории, связывающие особенности характера его акцентуацией — чрезмерной выраженностью отдельных черт характера и их совокупностей, представляющей крайние варианты психической нормы, пограничные с психопатиями (Леонгард, Личко и др.).

3. социальная типология характеров, в основе которой — отношение человека к жизни, обществу, моральным ценностям (Фромм и др.).

КЛАССИФИКАЦИЯ ХАРАКТЕРОВ.

В целом не может быть абсолютной или универсальной классификации ха­рактеров, деления их на типы. Основания для типизации, как правило вводятся исследователем или заинтересованным лицом для того, чтобы в соответствии с имеющейся задачей раздеть людей на группы по преобладающим качествам. Так сходные характеры могут наблюдаться у людей имеющих доминирующие волевые или эмоциональные качества. Соответственно делят характеры на ти­пы: волевой (активный, целеустремленный, деятельный); эмоциональный (дей­ствующий под влиянием порыва, переживаний) ; рассудочный (оценивающий все с точки зрения разумности).

Последнее время приобретает все большую популярность типология, предложенная знаменитым швейцарским психологом К. Юнгом в его работе «Психологические типы». Рассмотрим некоторые ее положения:.

У экстравертов мыслительного типа совокупность их жизненных проявлений находится в зависимости от их интеллектуальных выводов, но любое суждение строится на критерии, полученном из внешних условий (традиции и образование).

Мыслители — экстраверты становятся государственными деятелями, адвокатами, почет­ными академиками и удачливыми антрепренерами.

У экстравертов чувствующего типа их чувства согласуются с общепринятыми оценками и переживаниями, находятся под сильным воздействием традиционных ценностей. Например, экстраверт этого типа будет воспринимать нечто как «прекрасное» или «хорошее» не из-за субъективной, личной оценки, а потому, что другие тоже считают.

Экстравертированного ощущающего типа притягивают те объекты (люди, ситуации), которые возбуждают сильные ощущения. Результатом оказывается мощная сенсорная связь с внешним миром. Этот тип ориентирован на конкретное наслаждение «реальной жизнью», жизнью «на полную катушку». Лиц такого типа можно встретить среди редакторов, атлетов, бизнесменов, вообще преуспевающих людей.

Для экстраверта интуитивного типа характерна способность воспринимать во внешнем мире то, что происходит «за сценой» событий, угадывать то, что скрыто «за личиной» человека, видеть скрытые новые возможности. Но у него отмечается недостаток способности к суждению, и он редко реализует возможности сам. Зачастую он начинает дело с нуля и оставляет его на пороге успеха; следовательно, другие пожинают урожай, посеянный им.

Интровертный мыслительный тип склонен быть теоретиком, но его мышление мало зависит от общепринятых традиций и идей, он следует своим идеалам и критериям. В поиске своих идей упрям, неподатлив внешнему влиянию. Однако наивен, доверителен и беспомощен в личных вопросах (этакий «рассеянный профессор»).

Интровертный чувствующий тип отдает себя полностью субъективно ориентированному чувству, не прислушиваясь к фактам, логике событий. Люди данного типа не блистают и не стремятся обнаруживать самих себя. Их чувства глубоки и нередко иррациональны. Они склонны избегать вечеринок и собраний, они молчаливы и труднодоступны.

Интровертный ощущающий тип руководствуется тем, что есть, что видимо и слышимо, что происходит, а не логическими построениями. Внутренние реакции на внешние впечатления глубоки, но внешняя реакция возникает с задержкой. Про людей этого типа говорят, что они, услышав утреннюю шутку, начинают смеяться в полночь. Настроенные на то, чтобы здесь и теперь, на то, что есть, индивиды этого типа испытывают огромные трудности, пытаясь вообразить, что могло бы быть.

Интровертный интуитивный тип обладает интуитивной способностью проникать в будущее, но его интуиция направлена не на объективную реальность, а на субъективный психический мир. Такие люди нередки среди шаманов, пророков, поэтов и художников. Они мало озабочены телесным существованием и зачастую погружены в бесплодные фантазии.

Полезно иметь в виду, что сложность и многообразие человеческой личности не умещается даже в эту пространную типологию. Было бы также ошибочным недооценивать предрасположенность каждого из нас к какому-либо типу или одновременно нескольким (совместным друг с другом) типам. Поэтому ознакомление с типологией характеров позволяет полнее использовать свои собственные сильные стороны, нейтрализовать (по возможности) слабые, а также помогает «подобрать ключ» к другим людям, поскольку приоткрывает скрытые механизмы человеческих решений и поступков.

Возможна и другая классификация черт характера, например:

1) свойства, определяющие поступки человека в выборе целей деятельности и общения (расчетливость, рациональность и т. д., или альтернативные им черты);

2) свойства, относящиеся к действиям, направленным на достижение поставленных целей ( настойчивость, целеустремленность, последовательность и др., а также противоположные им качества);

3) свойства, имеющие чисто инструментальное значение, непосредственно связанные с темпераментом ( спокойствие-тревожность, сдержанность-импульсивность и др.)

Возможна также классификация на конформистский и самостоятельный; домини­рующий и подчиняющийся; нормативный и анархический; мыслительный и чувствующий типы: Приведем пример характеристик некоторых типов:

Конформистский тип. У таких людей почти никогда не бывает ни собственного мнения, ни собственной социальной позиции. Они беспрекословно подчиняются обстоятельствам, требованиям социальной группы, быстро и без проблем меняют свои убеждения. Это -тип сознательных и бессознательных приспособленцев.

Мыслительный тип. Эти люди больше доверяют тому, что продумано, логически обосновано. Они стремятся к истине, не очень заботясь о справедливости. Любят доводить все до полной ясности. Способны оставаться спокойными тогда, когда окружающие теряют самообладание.

Чувствующий тип. Люди такого плана отличаются повышенной чувствительностью ко всему тому, что радует, и тому, что огорчает. Они альтруистичны, всегда ставят себя на место другого, с удовольствием оказывают помощь даже во вред себе. Все принимают близко к сердцу, их упрекают в чрезмерной нерешительности.

Э.Фромм предложил свою классификацию. В качестве примера приведем некоторые характеристики:

Садо-мазохистский тип. Стремясь устранить причины своих жизненных неудач, такие люди склонны к агрессивным действиям. Люди-мазохисты стараются взять вину на себя, и при этом упиваются самокритикой и самобичеванием, расписываются в своей собственной неполноценности и беспомощности. Люди-садисты ставят людей в зависимость от себя, приобретают над ними безграничную власть, причиняют им боль и страдания, испытывая при этом наслаждения.

Некрофильный тип. Злокачественная форма структуры характера, доброкачественная форма которого описана у З.Фрейда, как характер анальный. Для некрофильного типа тпичны:

  1. страх перед жизнью;
  2. влечение к мертвечине;
  3. интерес к болезняи и смерти;
  4. особого рода безжизненность и отчужденность;
  5. установка на обладание, власть и силу;
  6. ориентация на прошлое;
  7. механическое восприятие жизни;
  8. принудительный педантизм, садизм;
  9. преклонение перед техникой;
  10. разрушение жизни

Характер анальный (По З.Фрейду) – тип характера, формирующийся под преобладающим влиянием анальной эротики. Отличительные свойства — аккуратность, бережливость и упрямство.

Черт характера чрезвычайно велико, каждая из черт имеет разную качествен­ную степень выраженности.

Чрезмерную выраженность отдельных черт характера и их сочетаний, пред­ставляющую крайние варианты нормы, называют акцентуацией характера.

Практическая акцентуация — это предельная величина, крайний вариант прояв­ления нормы. Акцентуации характера свойственна повышенная уязвимость лишь к определенного рода психотравматическим воздействиям, адресованным к так называемому «месту наименьшего сопротивления» данного типа характе­ра при сохранении устойчивости к другим. Это слабое звено в характере чело­века проявляется только в ситуациях, предъявляющих повышенные требования к функционированию именно этого звена, во всех других ситуациях, не затра­гивающих уязвимых точек характера, индивид ведет себя без срывов не достав­ляя неприятностей ни окружающим, ни себе.

В зависимости от степени выраженности различают явные и скрытые (ла­тентные) акцентуации характера. Явные, или выраженные, акцентуации отно­сят к крайней границе нормы и отличаются постоянными чертами определен­ного типа характера. Скрытая акцентуация представляет собой обычный вари­ант нормы, выраженный слабо или не выраженный совсем. Такие акцентуации могут проявляться неожиданно под влиянием ситуаций и травм, представляю­щих требования к месту наименьшего сопротивления, в то время как психоген­ные факторы иного рода, даже тяжелые, не только не вызывают психических расстройств, но могут даже не выявить типа характера. Оба типа акцентуации могут переходить друг в друга под влиянием различных факторов, среди кото­рых важную роль играют особенности семейного воспитания, социального ок­ружения, профессиональной деятельности и т.д.

Леонгард К. выделяет 12 типов акцентуаций, каждый из которых предопределяет избирательную устойчивость человека к одним жизненным невзгодам, при повышенной чувствительности к другим, к частым однотипным конфликтам. В благоприятных условиях, когда не попадают под удар именно слабые звенья личности, такой человек может стать и незаурядным, например, экзальтированный тип может способствовать расцвету таланта артиста, художника.

Классификация акцентуаций характера, которую предложил А.Е.Личко содержит 11 типов акцентуаций. Поскольку акцентуации характера граничат с соответствующими видами психопатических расстройств, их типология базируется на детально разрабо­танной классификации подобных расстройств в психиатрии, отражая, тем не менее и свойство характера психически здорового человека. В связи с тем, что большинство акцентуаций характера оформляется к подростковому возрасту и нередко наиболее ярко проявляется и именно в нем, целесообразно рассмотреть классификацию акцентуацией на примере подростков.

1. Гипертимный тип. Подростки этого типа отличаются подвижностью, об­щительностью, склонностью к озорству. В происходящие вокруг события они всегда вносят много шума, любят неспокойные компании сверстников, при хо­роших общих способностях они обнаруживают неусидчивость, недостаточную дисциплинированность, учатся неровно. Настроение у них всегда хорошее, приподнятое. Со взрослыми, родителями, педагогами у них нередко возникают конфликты. Такие подростки имеют много разнообразных увлечений, но эти увлечения, как правило, поверхностны и быстро проходят. Подростки гипер-тимного типа зачастую переоценивают свои способности, бывают слишком са­моуверенными, стремятся показать себя, прихвастнуть, произвести на окру­жающих впечатление.

2. Циклоидный тип. Он характеризуется повышенной раздражительностью и склонностью к апатии. Подростки данного типа предпочитают находиться дома одни вместо того, чтобы где-то быть со своими сверстниками. Они тяжело переживают даже незначительные неприятности, на замечания реагируют крайне раздражительно. Настроение у них периодически меняется от припод­нятого до подавленного (отсюда название данного типа) с периодами примерно в две-три недели.

3. Лабильный тип. Этот тип крайне изменчив в настроении, причем оно за­частую непредсказуемо. Поводы для неожиданного изменения настроения мо­гут быть самые ничтожные, например, кем-то случайно оброненное обидное слово, чей-то неприветливый взгляд. Все они «способны погрузиться в уныние и мрачное расположение духа при отсутствии каких-либо серьезных неприят­ностей и неудач». От сиюминутного настроения этих подростков зависит мно­гое в их психологии и поведении. Соответственно этому настроению настоя­щее и будущее для них может расцвечиваться то радужными, то мрачными красками. Такие подростки, когда они находятся в подавленном настроении, крайне нуждаются в помощи и поддержке со стороны тех, кто мог бы их на­строение поправить, способен их отвлечь, приободрить и развлечь.

4. Астено-невротический тип. Этот тип характеризуется повышенной мни­тельностью и капризностью, утомляемостью и раздражительностью. Особенно часто утомляемость проявляется при выполнении трудной задачи. Склонность к ипохондрии является особо типичной чертой.

5-Сензитивный тип. Ему свойственна повышенная чувствительность ко всему: к тому, что радует, и к тому, что огорчает или пугает. Эти подростки не любят больших компаний, слишком азартных, подвижных, озорных игр. Они обычно застенчивы и робки при посторонних людях и поэтому часто произво­дят впечатление замкнутости. Открыты и общительны они бывают только с те­ми, кто им хорошо знаком, общению со сверстниками предпочитают общение с малышами и взрослыми. Они отличаются послушанием и обнаруживают боль­шую привязанность к родителям. В юношеском возрасте у таких подросткоЕ могут возникать трудности адаптации к кругу сверстников, а также «комплекс неполноценности». Вместе с тем у этих же подростков довольно рано формиру­ется чувство долга, обнаруживаются высокие моральные требования к себе v окружающим людям. Недостатки в своих способностях они часто компенсиру’ют выбором сложных видов деятельности и повышенным усердием. Эти под ростки разборчивы в нахождении для себя друзей и приятелей, обнаруживаю’ большую привязанность в дружбе, обожают друзей, которые старше их по воз расту.

6. Психастенический тип. Эти подростки характеризуются ранним интел лектуальным развитием, склонностью к размышлениям и рассуждениям, к са моанализу и оценкам поведения других людей. Такие подростки, однако, не редко бывают больше сильны на словах, чем в деле. Самоуверенность у них со четается с нерешительностью, а безаппеляционность суждений — со скоропалительными действиями, предпринимаемых как раз в те моменты, когда требуете осторожность и осмотрительность.

7.Шизоидный тип. Его наиболее существенной чертой является замкну тость. Эти подростки не очень тянутся к сверстникам, предпочитают быть одни, находиться в компании взрослых. «Душевное одиночество даже не тяготит шизоидного подростка, который живет в своем мире, своими необычными дл детей этого возраста интересами». Такие подростки нередко демонстрирую внешнее безразличие к другим людям, отсутствие к ним интереса. Они плох понимают состояния других людей, их переживания, не умеют сочувствовав Их внутренний мир зачастую наполнен различными фантазиями, особыми увлечениями. Во внешнем проявлении своих чувств они достаточно сдержаны, не всегда понятны окружающим, прежде всего для своих сверстников, которых, как правило, не очень любят.

8. Эпилептоидный тип. Эти подростки часто плачут, изводят окружающие особенно в раннем детстве. » Такие дети, — любят мучить животных, избивать дразнить младших и слабых, издеваться над беспомощными и неспособным дать отпор. В детской компании они претендуют не просто на лидерство, а на роль властелина. В группе детей, которыми они управляют, такие подростки устанавливают свои жесткие, почти террористические порядки, причем и личная власть в таких группах держится в основном на добровольной покорности других детей или на страхе. В условиях жесткого дисциплинарного режима они чувствуют себя нередко на высоте, «умеют угодить начальству, добиться определенных преимуществ, завладеть… постами, дающими в руки, власть, установить диктат над другим».

9. Истероидный тип. Главная черта этого типа — эгоцентризм, жажда постоянного внимания к своей особе. У подростков данного типа выражена склонность к театральности, позерству, рисовке. Такие дети с трудом выносят, когда в их присутствии хвалят их товарища, когда другим уделяют больше внимания чем им самим. «Желание привлекать к себе взоры, слушать восторги и похвал становиться для них насущной потребностью». Для таких подростков характерны претензии на исключительное положение среди сверстников, и чтобы оказать влияние на окружающих, привлечь к себе внимание, они часто выступают в группах в роли зачинщиков и заводил. Вместе с тем, будучи неспособным выступить как настоящие лидеры и организаторы дела, завоевать себе неформальный авторитет, они часто и быстро терпят фиаско.

10. Неустойчивый тип. Его иногда неверно характеризуют как слабовольный, плывущий по течению. Подростки данного типа обнаруживают повышенную склонность и тягу к развлечениям, причем без разбора, а также к безделью и праздности. У них отсутствуют какие-либо серьезные, в том числе профессиональные интересы, они почти не думают о своем будущем.

11. Конформный тип. Данный тип демонстрирует бездумное, некритическое, а часто конъюнктурное подчинение любым авторитетам, большинству группе. Такие подростки обычно склонны к морализаторству и консерватизм а их главное жизненное кредо — «быть, как все». Это тип приспособленца, который ради своих собственных интересов готов предать товарища, покинуть его трудную минуту, но, что бы он ни совершил, он всегда найдет оправдание ев’ ему поступку, причем нередко не одно.

• Эрик Берн предлагает два типа характера, которые он назвал: победители и неудачники. Мы все рождаемся победителями, но в своем развитии встречаемся препятствиями и разочарованиям. Если человек концентрируется на отрицательном опыте, если столкнувшись о неудачей, ожидает ее и впредь, то постепенно у него формируется характер неудачника.

Мн сейчас запишем пример поведения, типичного для неудачника и для победителя. Попробуйте проанализировать свои характер с этой точки, зрения, но не забывайте главное, что мы сами создаем свой характер, и если сейчас вы найдете в себе больше черт неудачника то для того чтобы стать победителем нужно просто изменить эти черты.

.

Победитель

Неудачник

Чем больше победитель работает, тем больше времени у него остается

Неудачнику никогда не хватает времени на самое необходимое.

Победитель вгрызается в проблему

Неудачник старается обойти проблему, но постоянно на нее наталкивается

Победитель знает, где нужно бороться,а где отступить.

Неудачник отступает там, где нужно бороться, ит стоит на своем, когда в этом нет смысла

Победитель берет обязательства

Неудачник раздает обещания

Победитель чувствует себя достаточно сильным, чтобы быть благожелательным с другими людьми

Неудачник редко относится к другим людям благожелательно. Он либо демонстрирует свою слабость, либо ведет себя как тиран.

Победитель умеет слушать других

Неудачник не слушает, он ждет, когда настанет его черед говорить.

Победитель с уважением относится к людям, которые способнее его, и пытается у них учиться.

Неудачник не признает способностей за другими людьми. Он выискивает их слабые стороны.

Победитель объясняет

Неудачник оправдывается.

Победитель чувствует ответственность не только за свою часть работы, но и за задачу в целом

Неудачник говорит: я человек маленький.

Победитель сам себе задает темп работы.

У неудачника только две скорости: истерическая и апатическая.

Победитель использует время на то, Неудачник лсп.о.льзует вред

чтобы стать лучше

Неудачник использует время на то, чтобы избежать критики

Победитель не боится сделать ошибку, и, слушая критику, воспринимает ее, как подсказку для достижения успеха.

Неудачник отказывается делать что-либо, боясь сделать ошибку или опасаясь критики окружающих.

Победителъ концентрирует свое внимание на возможностях.

Неудачник концентрирует свое внимание на трудностях.

Победитель ищет решение леудачник ищет оправдадж

Неудачник ищет оправдание.

6 ИСТОРИЯ ИЗУЧЕНИЯ ХАРАКТЕРА

Характер пытались изучать уже многие столетия:

Итак первое направление:

I/ Физиогномика (греч. фюзис — природа и гномон – знание) – учение об однозначности связи внешнего облика человека с его личностными, характерологическими особенностями.

Изучали: склад и подвижность лица, рисунок морщин, расположение. глаз, величину и форму носа, высоту лба, особенности губ, мимические особенности и, на основе этого, определяли психический склад, характер человека.

Родоначальник: Пифагор.

Аристотелю принадлежит первый физиономический трактат, дошедший до нас от древних греков. Квинтилиан /конец I века/ собрал эмпирический материал по физиогномике в трактате «Наставления», Римский врач Гален /2 век/ внес большой вклад в накопление физиогномических знаний, расценивая как «полезные».

Лафатер /швейцарский писатель/ впервые обобщил весь опыт в труде «Физиогномические фрагменты «/1775-1778гг./. Лафатер утверждал., что на основе материалов творчества человека, его убеждений, действий можно восстановить внешний облик человека. Эту идею он пытался реализовать в отношении Христа.

Ч.Дарвин «О выражении ощущений»/1872г./ «Та доля тины, которая содежится в…физиономической науке определяется…тем, что у разных людей, в зависимости от их предрасположений одни мышцы приходят в действие чаще, чем другие», что и отражается в лице.

Ч.Белль «Анатомия и физиология выражений»(1806г.) — научный подход к изучению корреляционных связей между внешними чертами лица и свойствами характера.

Белов Н.А. «физиология типов»/1924г./ «…нельзя не допускать того, что нервно-психическая система развивается в строжайшем соответствии с остальными частями организма, недаром считается, что в глазах выражается интеллект, доброта или озлобленность, а в движениях рта, рисунке морщин проявляются эмоции, отражающие типичные черты характера».

2. Френология /от греч. френос — нрав/ — выдвинутое Ф.Галлем учение о связи характера с науружной формой черепа. Основная идея — кора головного мозга состоит из ряда центров — в которых локализованы определенные способности характера. При сильном развитии этих черт, соответствующий центр мозга тоже усиленно развивается и выдавливает выпуклость, что влияет на конфигурацию черепа /шишка честолюбия, скупости, храбрости/.

3. Хиромантия — одна из древнейших систем определения, предсказания;

индивидуальных особенностей человека, черт характера грядущей судьбы по кожному рельефу ладоней — папилярным и особенно флексорным линиям. Хироман­тия известна с глубокой древности, но наибольший рассвет приходится на XVI-XVIII вв., когда во многих университетах стран Европы существовали кафедры хиромантии. В своих истоках хиромантия тесно связана с астрологией, по­скольку главными признаками руки, которые принимаются во внимание, явля­ются «7 холмов » на ладони, называемые именами Солнца и планет: Венеры, Юпитера, Сатурна, Меркурия, Марса и Луны.

До последнего времени научная психология неизменно отвергала хироман­тию, однако изучение эмбрионального развития пальцевых узоров в связи с на­следственностью дало новый толчок к возникновению новой отрасли знания -дерматоглифики. Было, в частности показано, что формирование рисунка ла­доней каждого человека, как и развитие мозга, происходит на 3-4 месяце внутриутробного развития и обусловлено одним и тем же влиянием генного набора родителей или хромосомными отклонениями плода. .. Термин предложили американские ученые Камминс и Мидл — узоры пальцев ладоней помогают врачам установить некоторые наследственные заболевания, задолго до того, как они себя проявили.

Поэтому хиромантию сле­дует рассматривать скорее как направление, изучающее анатомическую или физиологическую особен­ность организма и ее связь с характером, судьбой. Связь характера и судьбы человека несомненно существует и даже запечатлено в пословице:»Посеешь поступок- пожнешь характер, посеешь характер,- пожнешь судьбу. Возникла хиромантия в глубокой древности и была известна у индусов, евреев, греков, римлян. Самые ранние собственно научные сообщения по изучению кожных покровов рук относятся к ХП веку, В 1686г. Мальпиги дал краткое описание узоров ладоней и пальцев человека. В XIX в. самыми известными исследованиями были работы чешского ученого Я. Пуркине и американца Уайлдера

4.Характерология , как научное направление- выделилась в немецкой психологии в XX веке, Главный представитель этого направления Л.Клагес. Основная идея — изучение характера должно базироваться наблюдении, описании и систематическом истолковании выразительных движений человека, почерка, жестов.

Швейцарский ученый Гарре предложил в этом направлении свою теорию — изучать характер по походке / Психика, утверждал Гарре,- ответственна за то, как у человека стираются подошвы на обуви. Утверждение на первый взгляд парадоксальное. Однако, мы знаем, что состояние мышечной системы, манера движения, ходьбы связана с тонусом коры головного мозга, особенностями реагирования человека, а значит его характера.

В качестве отдельного направления характерологии можно выделить опреде­ление индивидуальных особенностей человека по его позе, положению тела. По мнению некоторых психологов, наиболее ярко характер раскрывается в позе человека: как он стоит, как идет . как сидит и даже в какой позе засыпает.

5. Конституциональная психология. Эрнст Кречмер,, Шелдон, Эрих Йенш. Основная идея – характер нужно изучать исходя из типа телосложения. Кречмер рассматривал характер в связи со строением тела как психическую конституцию человека, соответствующую его телесной конституции, и объяс­нял характер, в конечном счете, врожденными, прежде всего эндокринными факторами.

Во всех рассмотренных нами теориях, направлениях исследования характера есть доля истинны. И представители характерологии и конституциональной психологии правы, что между характером и физиологией человека, его телосложением, его мимикой, жестами несомненно существует определенная связь, но не следует забывать, что эта связь не жесткая, не линейная, не однозначная; т.е. не вкладывается в схему – если…то…. И в физиогномике есть большая доля истины. Характер накладывает печать на внешний облик человека. Известно, что морщинки на лице – это следствие привычных движений лицевых мышц. Одни люди постоянно улыбаются, другие хмурятся, на лице одного часто изображается удивление, на лице другого — презрение. Толстой различал улыбку – самодовольную, сладкую, счастливую, светлую, холодную, насмешливую, глупую, кроткую и т.д. Соответственно улыбке или иной мимике формируется типичная маска, которая часто выражает характер данного лица, но нельзя отрицать, что не все мы можем прочитать по лицу, кроме того, есть лица, не склонные к образованию морщин или к отображению на лице своих истинных переживаний. В настоящее время ни антропология, ни анатомия, ни психология не располагают никакими сколько-нибудь достоверными данными о том, что ха­рактер человека зависит от строения тела, конфигурации лица, цвета глаз и т.д

6. Современные отечественные учения о характере: С.Л.Рубинштейн, Л.С.Выготский. А.Н.Леонтьев, Б.М.Теплов и др. Основные положения:

  1. Характер определяется как индивидуальная, достаточно устойчивая система привычных способов поведения человека, поэтому о характере можно судить справедливо, только по его поступкам деяниям.
  2. Проявляясь в поведении, поступках человека, характер в них же и формируется.
  3. Характер является прижизненным образованием, поэтому он формируется и утверждается под влиянием среды, деятельности и воспитательных воздействий других людей.
  4. Формирование характера – динамичный процесс, продолжающийся на протяжении всей жизни человека, как взаимодействие физиологических и возрастных закономерностей его развития с индивидуальным и социальным опытом человека.

20