Шпоры по истории психологии

2.Зарождение и развитие научных психологических представлений в философских системах древней Греции.

Античность ознаменовала собой новый этап в истории человечества, культурный расцвет, возникновение многочисленных философских школ, появление выдающихся исследователей и первые попытки подвести под явления окружающего мира философскую, а часто и научную основу. Именно в период расцвета античной культуры и были предприняты первые попытки понять и описать психику человека. Таким образом, мы можем считать, что начало науки психологии было положено именно в античности, а у истоков формирования этой науки стояли такие великие древнегреческие мыслители и философы, как Платон, Apистотель, Гиппократ, Демокрит.

Одним из первых мифологических учений о душе в античной философии был анимизм (от лат. anima — душа).

Это направление рассматривало психику человека во многом с точки зрения мифологии и психологии богов (как известно, мифология в период античности была особенно развита).

Анимизм рассматривал именно поведение и мышление богов, изучал их жизнь. Анимизм представлял душу как особый признак, который не виден за конкретными повседневными вещами и который покидает Человеческое тело с его последним дыханием. Элементы анимизма представлены в любой религии. Его рудименты дают о себе знать в некоторых современных психологических учениях и скрываются под «Я» (или «сознание», или «душа»), которое воспринимает впечатления, размышляет, принимает решения и приводит в действие мышцы.                                      

В некоторых других учениях того времени (например, знаменитого математика и философа, чемпиона Олимпийских игр по кулачному бою Пифагора) души представлялись бессмертными, вечно странствующими по телам животных и растений

Настоящей революцией в развитии мысли стал переход от анимизма к гниюзоизму (от греч. слов, означающих «материя» и «жизнь»), в соответствии с которым весь мир, космос считались изначально живыми; границы между живым, неживым и психическим не проводилось— все они рассматривались как Порождения единой живой материи. Тем, не менее это философское учение стало великим шагом на пути познания природы психического. Гилозоизм покончил с анимизмом (хотя последний и продолжал на протяжении столетий, вплоть до наших дней, находить множество приверженцев, считавших душу внешней по отношению к телу сущностью) И впервые подчинил душу (психику) общим законам природы, естества, утвердив непреложный и для современной науки постулат об изначальной вовлеченности психических явлений в круговорот природы.

6 стр., 2615 слов

Психика и мозг — изучение психики в развитии и в процессе деятельности

Тема 6: Проблема возникновения и развития психики и сознания. Развитие психики в филогенезе. Подходы к решению проблемы происхождения и развития психики и сознания. Теории распространенности психического в природе. Изменение условий существования живых организмов и возникновение простейших форм психического отражения. Раздражимость и чувствительность. Стадии развития психики в филогенезе. Отличие ...

3.Идеализм и материализм (Платон и Демокрит)

Демокрит (родился ок.471 г. или ок. 460 г. до н. э. — умер в глубокой старости) был древнегреческим философом, представителем атомистического материализма. Для него все сущее состояло из атомов — мельчайших субстанций, которые неделимы и недоступны чувствам, а также различаются по форме, величине и подвижности. Так, душа представлялась ему материальным веществом, состоящим из самых мелких круглых, гладких, необыкновенно подвижных атомов огня, рассеянных по всему телу. Демокрит считал, что душа движет телом посредством движения мелких атомов огня и принадлежит даже мертвому телу, но только в малых количествах. После распада тела атомы души выходят из него, рассеиваются в пространстве и пропадают. Таким образом, Демокрит утверждал, что душ так же смертна, как и тело.

Учение Демокрита о психических процессах также связано с его толкованием всего сущего как соединения определенных атомов друг с другом. Так, человеческое восприятие он описывает как взаимодействие атомов предметов, которые мы воспринимаем, и наших органов чувств. От предмета исходят определенные атомы, тончайшие пленки, копии, или, как называл их сам Демокрит, «эйдолы» которые по внешнему виду подобны самому предмету. Из органов чувств направляются встречные потоки атомов души, которые улавливают образы, или эйдолы, от предметов. Таким образом получается отпечаток, который отражается во влажной части глаза. Видения же мы видим вследствие вхождения в нас образов. Образы могут восприниматься любыми частями тела, только в этом случае восприятие будет хуже, чем через органы чувств.

10 стр., 4644 слов

Проблема взаимодействия души и тела в философии Р. Декарта

Содержание Введение Глава I. Понимание Р. Декартом души и мышления Глава II. Понятие тела и взаимосвязь с душой Заключение Список литературы Введение декарт душа мышление тело Рене Декарт французский философ и математик XVII века, автор таких работ, как «Рассуждение о первой философии», «Страсти души», «Начала философии». Центральное место в его философии занимает учение о дуализме души и тела. ...

После Сократа, в центре интересов которого была преимущественно умственная деятельность (ее продукты и ценности) индивидуального субъекта, понятие о душе наполнилось новым предметным содержанием. В нем существовали такие особые субстанции, которые не принадлежали физической природе, и именно изучение этих нефизических форм и стало основной линией в философии ученика Сократа Платона (427—347 гг. до н.э.).

Наиболее известно учение Платона об Идеях, с которым неразрывно связано его понимание души. По Платону, есть две реалии — мир идей и мир вещей. Безусловно, первичен, истинен мир идей, которые являют собой истинно сущее бытие, неизменяемое, вечное, не имеющее возникновения, они Незримы и существуют независимо от чувственных вещей. А вещи, материя — это небытие, бесформенное, незримое, приходящее и смертное. Любая вещь имеет в своем начале идею, и именно идеи — образцы, а вещи — их подобия, несовершенные слабые копии: Душа же, по Платону, выступает в качестве начала, связующего звена между миром идей и чувственных вещей, хотя сама в своем первобытном состоянии находится в царстве идей и существует прежде, чем соединиться с каким-либо телом. Именно поэтому природа души сродни природе идей. Индивидуальная душа — образ и истечение универсальной мировой души. Душа по своей природе выше тела и потому может властвовать над ним. Телесное же само по себе пассивно. Таким образом, Платоново понимание души возводит ее в ранг бессмертной субстанции в отличие от представлений Демокрита, другого древнегреческого философа, который считал, что душа смертна.

Платону принадлежит разделение души на три части: вожделеющая душа, разумная душа, которая Противостоит вожделеющей, а также яростный дух. Нарушение гармонии частей души приводит к страданию, а ее восстановление — к чувству удовольствия. Борьба частей души обнаруживается в сновидениях. Таким образом» древнегреческий философ Платон дал основу фрейдистского понимания личности, которая содержит в себе также три Постоянно борющихся между собой составляющих: ид, эго и суперэго.

4.Психологические взгляды Аристотеля

Аристотель в отличие от философов-идеалистов не отрывал душу от телесной оболочки и не определял ее как некое вещество. Он считал единым целым материю (тело) и душу, которая, как уже говорилось, обеспечивала биологическое существование для тела. «Энтелехия» — сложный термин, который Аристотель использовал для определения природы души. Это некая философская категория, значение которой можно перевести как «существование чего-либо». Тo есть душа — это энтелехия тела, с ее помощью тело существует, так же как, например, зрение является энтелехией глаза как физического органа.

9 стр., 4340 слов

Реферат — Аристотель основоположник современной психологии

... постижение общего является задачей разума. Аристотель считал, что мы познаем благодаря знанию и душе. Знание есть способность к познанию. 6.Аристотель считал, что память как еще ... или незнание. В теоретическом мышлении благо и зло выступают как истина и заблуждение. Деятельность же разумной части разумной души Аристотель видит в науке, ...

По Аристотели, все живые существа наделены душой, так как в той или иной мере обладают качествами или способностями души, Он выделял ряд способностей, присущих душе, через определение уровней души. На первом — вегетативном уровне ~ находятся способности к движению в смысле питания, роста и упадка, наличие этого уровня характерно для растений. Второй —чувственный уровень — преобладает в душах животных, и его главными способностями являются чувства, И ощущения. Третий, высший уровень называется разумным и присущ лишь человеку, так как основными способностями этого уровня Аристотель называет способности к размышлению, умозрению и стремлению, поскольку в разумной части души зарождается воля, а не в основывающейся на разуме — желание и страсть. Аристотель, считав, что мы познаем благодаря знанию и душе. Знание есть способность к познанию. Веществом души Аристотель считал пневму, вырабатывающуюся в крови, а ее органом — сердце.

Аристотель признавал двоякость души: с одной стороны, это энтелехия, и она неразрывно связана с телом, когда организм жив, однако она возвращается в эфир пространства, т. е. имеет божественное начало, приходящее в тело в момент рождения.

Восприятие. По Аристотелю, познавательные способности ведут свое начало от чувственного восприятия, которое является первичным источником познания. Также они не существуют отдельно друг от друга. Осязание (его орган — душа) является главнейшим ощущением, необходимым для жизни. Остальные ощущения нужны для удовольствия. Однако Аристотель отмечал, что чувственное познание дает человеку представление о единичном, индивидуальном, в то время как постижение общего является задачей разума.

13 стр., 6061 слов

Особенности логического исследования мышления человека

ПЛАН. 1. Введение…………………………………………………………………………………………………………2 1.1.С точки зрения психологии…………………………………………………………………………..2 1.2.С точки зрения философии…………………………………………………………………………..3 2.Анатомия и мышление……………………………………………………………………………………4 3. Абстрактное мышление как объект логики…………………………………………………..7 4.Предмет формальной логики……………………………………………………………………….14 5.Мышление и сознание ...

Память. Память как еще одна способность души дает сохранение и воспроизведение ощущений. Различаются три вида памяти: низшая — сохраняющая полученные ощущения в виде представлений, копий предметов, она свойственна всем животным; собственно память — образ в соединении с временной характеристикой, она присуща только животным, обладающим способностью восприятия времени; высшая память — процесс воспоминания, в котором участвует суждение. Воспоминание происходит путем установления каких-либо отношений настоящего с искомым прошлым. По существу, речь идет о механизме ассоциаций. Из воспоминаний складывается опыт, из опытности берут начало искусство и наука.

Воображение. Еще одна познавательная способность, по Аристотелю, — это воображение, определяемое им как образование представления. Представление — это энергия чувственного органа без соответствующего воздействия извне, обобщенные ощущения. Аристотель тесно связывал понятие воображения и мышления, так как считал что животным и людям в ситуациях отказа разума воображение заменяет мышление.

Мышление. Мышление как познавательная способность, по Аристотелю, характеризуется составлением суждений, протекает в понятиях, постигает общее, так как постигнуть чувствами общее невозможно. Он различал низшее и высшее мышления. Низшее мышление — это мнение или предположение; оно не исследует и не утверждает, не отвечает на вопрос «почему?». Высшее мышление познает основы вещей, высшие принципы науки. Существует три вида высшего мышления: 1) рассуждающее, логическое; 2) интуитивное — умение находить посылки; 3) мудрость, которую Аристотель считал наивысшим типом мышления, В зависимости от того, на что направлено мышление, им различался ум теоретический, которые был направлен на сущее, и практический, имеющий направленность на деятельность.

Познание. Очень важным для дальнейшего развития представлений о познавательных способностях человека является понимание Аристотелем процесса познания, который он мыслил как развивающийся процесс. Им выделялись несколько ступеней познания: ощущение выступало как самая низшая ступень, далее шло представление, затем опыт, усиленный памятью, искусство и, наконец, наука, которая являлась вершиной всего процесса. Именно научное познание Аристотель определял как общее, осуществляемое разумом познание. Аристотель совершенно верно обозначил тот факт, что лишь на основе познания единичного, а не при помощи вспоминания и созерцания мы можем познать общее, и что мышление тесно связано с практической деятельностью. В дальнейшем именно такое понимание процесса познания стало основополагающим в изучении познавательных способностей человеческой психики.

27 стр., 13251 слов

Психология как наука. Основные исторические этапы развития психологической науки

... душе", в связи с чем Аристотеля считают основателем психологической науки. Психология изучает психические процессы, психические состояния и психические свойства личности. Этапы развития психологии, как науки: ... спланированное внимательное наблюдение. Деятельности слежения, оператор. 13. Мышление и интеллект. Индивидуальные особенности Мышление – это психический процесс, который заключается в ...

Действие и поступок/Аристотель считал поступок основным способом формирования характера человека, т. е. человек становится тем, что он есть, совершая те или иные поступки. Мысль о формировании характера в реальных поступках, которые у людей всегда предполагают нравственное отношение к ним, ставило психическое развитие человека в причинную, закономерную зависимость от его деятельности. Этот наиважнейший принцип становления личности впоследствии нашел свое отражение в работах советских ученых А.Н.Леонтьева и С.Л.Рубинштейна, предложивших Деятельностный подход к пониманию развития человека.

Важным в учении Аристотеля о деятельности и поступке стало и то, что он разграничивал действие на произвольное и непроизвольное (поступки, совершаемые по неведению) в зависимости от того, где находится основание действия; вне субъекта или в нем самом. Произвольное у Аристотеля не равно волевому. Волевыми называл только действия по разумному стремлению (намерению).

Намерение, в свою очередь, он считал результатом взвешивания мотивов. Волевое действие является свободным и Ответственным и всегда направлено на будущую цель, о которой может рассуждать только ум, поэтому где нет разума — нет воли (например, у животных и детей).

Изучение органического мира побудило Аристотеля придать новый смысл основному принципу научного объяснения принципу причинности (детерминизма).

3 стр., 1118 слов

Взаимосвязь этики, психологии в курсе «Этика и психология делового человека

Содержание 1. Взаимосвязь этики, психологии в курсе «Этика и психология делового человека» 2 2. Определение понятий «этика», «общение», «деловое общение», «этика делового общения» 3 3. Структура личности по Фрейду и практика делового общения 4 4. Модель психической структуры личности в аналитической психологии Юнга 5 5. Понятие «личностный конструкт» в теории Р. Келли 6 6. Как формируется наше «Я» ...

Среди различных типов причинности Аристотель выделил особую целевую причину или «то, ради чего совершается действие», ибо согласно Аристотелю «природа ничего не делает напрасно» и конечный результат процесса (цель) заранее воздействует на его ход. Аристотель утверждал, что психическая жизнь в данный момент зависит не только от прошлого, но и от неизбежного будущего, иными словами, то, что должно произойти в будущем, определяется происходящим сейчас.

Аффекты/ Проблема аффектов активно изучалась уже в эпоху античности. Так, одна из концепций аффектов принадлежала Аристотелю, который считал, что чувства сопровождают любую деятельность и являются ее источником. При этом он отмечал, что чувства удовольствия и неудовольствия являются показателем нормального развития либо задержки развития душевных и телесных функций. Аффектами он называет влечения, гнев, страх, т.е. все то, чему сопутствует удовольствие или страдание. Аристотель определял аффект как страдательное состояние, вызванное в человеке каким-либо воздействием и сопровождаемое телесными изменениями, при этом сами аффекты не являются ни злом, ни добродетелью, а характеризуют лишь манеру поведения.

Другая теория аффекта принадлежит стоикам. Школа стоиков возникла в IV в. до н. э. и получила свое название по имени того места в Афинах («стоя» — портик храма), где ее основатель Зенон (не смешивать с софистом Зеноном) проповедовал свое учение.

Понятие аффекта они определяли через стремления и чувствования человека и считали их чрезмерными, противоразумными и противоестественными движениями души, связанными с неправильными представлениями о вещах.

Всего в теории стоиков насчитывалось 26 разновидностей аффектов. Основными являлись разновидности аффектов удовольствия и неудовольствия, которые они считали ложными суждениями 6 настоящем, и человеческие желания и страхи, определяемые ими как ложные суждения о будущем. Только разум, свободный от любых эмоциональных потрясений, способен правильно руководить поведением. Именно это позволяет человеку выполнять свое предназначение, свой долг.

Стоики изучали процесс протекания аффекта, и ими было выделено три стадии нарастания аффектов:

1)  Первая стадия включает в себя нарастание физиологических изменений под влиянием внешних воздействий;

2)  на второй стадии происходит непроизвольное появление мнения о ситуации и нужной реакции;

3)  третья стадия характеризуется вмешательством разума, которое может привести как к избеганию аффекта (при правильной ценностной оценке происходящего), так и к впаданию в сам аффект. То есть именно разум ответствен за возникновение аффекта.

Интересна разработанная стоиками практическая методика борьбы с аффектами. Они считали, что в первую очередь необходимо не давать аффектам внешнего выражения, а также не преувеличивать их воображением и отвлечься на воспоминания другого рода.

5.Влияние Христианства на развитие психических явлений в эпоху средневековья.

Начало эпохи Средневековья, когда наука была поставлена на служение церкви, связывается с падением в V в. Римской империй, однако элементы средневековой идеологии, так же как и средневековой науки, появились значительно раньше, уже в III в. К началу этого нелегкого периода ситуация в научном мире была следующей: победившее в Европе христианство привнесло воинственную нетерпимость ко всем «языческим» знаниям. В IV в. был уничтожен научный центр в Александрии, в начале VI в. закрылась Афинская школа. Христианство культивировало неприятие всякого знания, основанного на опыте, греховность попытки понять устройство и предназначение человеческой души, отличное от библейского понимания природы и предназначения человека. Таким образом, естественно-научное исследование природы приостановилось, а в интеллектуальной жизни Европы постепенно воцарилась схоластика. Окончанием этого нелегкого для всех наук и в том числе науки психологии периода считается XV в., когда произошло возрождение искусства, светской науки, открытие Америки. Так как средневековая философия была очень тесно связана с христианской религией, эта связь позволяла развиваться лишь тем научным мыслям к идеям, которые непосредственно отражали и разделяли религиозные и светские позиции христианства. Именно рациональное обоснование христианского вероучения отличает науку и философию Средневековья от античной философии и впоследствии — от философских концепций и доктрин периода Ренессанса. Таким образом, основные взгляды и концепции понимания человеческой природы разрабатывались идеологами христианства и носили отпечаток догматов христианской религии.        

Что же касается развития в этот период психологии, то оно было связано с изменением ее предмета так как официальной наукой о душе стало богословие. Поэтому психология должна была либо полностью уступить богословию исследование психики, либо найти себе такую нишу для исследования, которая не входила бы в противоречие с официальной наукой — богословием. Именно в связи с поисками возможности для изучения единого предмета в разных его аспектах происходили основные изменения во взаимоотношениях богословия и психологии. Эти взаимоотношения и обусловили характер представлений. В связи с этим представления о Душе в психологии носили этико-религиозный характер в течение всего средневекового периода.

После начального этапа развития психология начала стремиться к тому, чтобы найти свое место в исследовании души, определить тот круг вопросов, который может быть ей отдан богословием. Естественно, что это привело частично к пересмотру предмета психологии — в содержании души была выделена особая категория, подлежащая научному исследованию.

Необходимость выделиться из богословия, не получив при этом статуса гонимой науки, привела к появлению в психологии теории двух истин, которая была сформулирована в IX—X вв. арабским ученым Ибн Синой (имеющим в европейских кругах имя Авиценна) и вскоре получила широкое распространение в Европе. В этой теории утверждалось, что истина знания и истина веры не совпадают между собой и не противоречат друг другу, как две параллельные прямые. Несколько позже, в XII—XIII вв., в психологии возникло направление, получившее название «деизм», которое утверждало, что существуют две души — духовная (ее изучает богословие) и телесная, которую изучает психология. Таким образом, появился предмет для научного изучения.

Расширение прав Науки привело к тому, что к XIII в. теория двух истин, несколько перефразированная в томизме — теории, разработанной известным богословом Фомой Аквинским, — была призвана уже защитить веру от научных доказательств. Стараясь примирить науку и веру, Фома Аквинский писал о том, что они действительно имеют две разные истины, но в том случае, если истина науки противоречит истине веры, наука должна ей уступить.