Книга: Изучение сферы межличностных отношений…
Семья — это малая социальная группа, немногочисленная по составу, «члены которой объединены общей социальной деятельностью и находятся в непосредственном личном общении, что является основой для возникновения эмоциональных отношений, групповых норм и групповых процессов» (Андреева, 1980).
Привязанность к близким взрослым, которая составляет основу будущих отношений ребенка с людьми, возникает на 2-м — 3-м году жизни. А. И. Захаров (1993) определил привязанность как эмоциональный вид общения, характеризующийся позитивной установкой на объект привязанности и зависимостью от него. Потребность в привязанности — одно из наиболее важных условий психического развития человека.
В системе формирующихся отношений ребенка первой возникает привязанность к матери, способствующая развитию в дальнейшем таких социальных чувств, как благодарность, отзывчивость, теплота в отношениях и прочее. Но для этого необходим достаточно продолжительный и устойчивый эмоциональный контакт. Как отмечает А. И. Захаров, большинство детей, привязанных к матери в первые годы жизни, отличаются в дальнейшем достаточной самостоятельностью и независимостью в действиях и поступках.
Однако односторонная привязанность (только к матери или только к отцу) у ребенка старше трех лет указывает на проблемы в отношениях с другим родителем: чем больше ребенок избегает, боится одного из родителей, тем больше он привязывается к другому и, соответственно, перенимает его страхи и неуверенность в себе. Тот, кому в раннем детстве не удалось установить безопасную связь со взрослыми, в более старшем возрасте испытывает значительные трудности при общении со сверстниками, особенно того же пола, считает А. И. Захаров (1993).
Кроме того, отношение привязанности способствует снижению у ребенка чувства тревоги, непременно возникающего в новых ситуациях (Раттер, 1987).
Поэтому для успешного общения необходимо умение сознательно управлять своим поведением в различных ситуациях общения, а также знание не только о другом человеке, но и о себе самом (Бодалев, 1983).
Психосоциальная помощь детям-социальныи сиротам
Эти задачи приобретают особое значение, когда речь идет о детях – сиротах, лишенных родительской поддержки, приобретших негативный социальный опыт, отличающихся ослабленным физическим и психическим здоровьем, нравственной неустойчивостью. Характерным ...
Влияние семьи на ребенка распределено по следующим направлениям: «мать — ребенок», «отец — ребенок», «мать — отец». Эти направления объединены в систему «ребенок — родители». Полноценность каждой составляющей В отдельности и всей системы в целом выступает залогом гармоничного развития личности ребенка, сферы его межличностных отношений. При поступлении ребенка в детский сад, а в особенности в школу, происходит перестройка всей системы отношений ребенка с действительностью.
Возникает дифференциация системы «ребенок — взрослый»: «ребенок — учитель» и «ребенок — родители», параллельно сосуществует и система «ребенок — дети» (Эльконин, 1989).
Для исследования сферы межличностных отношений ребенка с элективным мутизмом нами была выбрана детская проективная методика Рене Жиля, адаптированная И. Н. Гильяшевой и Н. Д. Игнатьевой (1978).
Цель данной методики состоит в изучении социальной приспособленности ребенка, а также его взаимоотношений с окружающими. Она направлена на выявление особенностей поведения в разнообразных жизненных ситуациях, важных для ребенка и затрагивающих его отношения с другими людьми.
Методика Рене Жиля — визуально-вербальная, что делает ее доступной для детей с избирательной речевой активностью. Она состоит из 42 картинок с изображением детей или детей и взрослых и ряда текстовых заданий. Ребенок должен выбрать себе место среди изображенных людей, либо идентифицировать себя с персонажем, занимающим то или иное место в группе. Он может выбрать его ближе или дальше от определенного лица. В текстовых заданиях ребенку предлагается выбрать типичную форму поведения, причем некоторые задания построены по типу социометрических. Таким образом, методика позволяет получить информацию об отношении ребенка к разным окружающим его людям и явлениям.
Весь психологический материал, характеризующий систему личностных отношений ребенка, можно условно разделить на две большие группы:
переменные, характеризующие конкретно-личностные отношения ребенка (отношение к семейному окружению, к друзьям, к авторитетному взрослому и проч.)
переменные, характеризующие самого ребенка, проявляющиеся в различных отношениях (общительность, отгороженность, стремление к доминированию и проч.)
Всего выделяется 12 признаков. Отношение к определенному лицу выражается количеством выборов данного лица, исходя из максимального числа заданий, направленных на обнаружение соответствующего отношения.
Ключ к методике Рене Жиля
№ шкал Назначение шкал № заданий Общее кол-во заданий
1 Отношение к матери 1-4, 8-15, 17-19, 27, 38, 40-42 20
2 Отношение к отцу 1-5, 8-15, 17-19, 37, 40-42 20
3 Отношение к матери и отцу как к родительской чете 1-4, 6-8, 14, 17, 19 10
4 Отношение к братьям и сестрам 1, 2,4-6, 8-19, 30, 40, 42 20
Развитие музыкально-творческих способностей детей среднего дошкольного ...
... дошкольников, установить закономерности; - провести диагностику музыкально-творческих способностей детей среднего дошкольного возраста. МЕТОДОЛОГИЧЕСКОЙ основой исследования послужили концептуальные подходы ... психологами-теоретиками (Л.С.Выготский, Б.М.Теплов). работы, посвященные исследованию творческого развития детей (Н.А.Метлов, К.В.Головская, Н.А.Ветлугина, К В. Тарасова). МЕТОДЫ ИССЛЕДОВАНИЯ: ...
5 Отношение к дедушке и бабушке 1,4,7-13, 17-19,30, 40, 41 15
6 Отношение к другу (подруге) 1,4, 8-19, 25,30, 33-35, 40 20
7 Отношение к учителю (авторитетному взрослому) 1, 4, 5, 9, 11, 13, 17, 19, 26, 28-30, 32, 40 15
8 Любознательность 5, 22-24, 26, 28-32 10
9 Доминантность 20-22, 39 4
10 Общительность 16, 22-24 4
11 Закрытость, отгороженность 9, 10, 14-17, 19, 22-24, 29, 30, 40-42 15
12 Социальная адекватность поведения 9, 25, 28, 32-38 10
Среди несомненных достоинств данной методики (простота и схематичность, возможность представить как качественные, так и количественные результаты), на наш взгляд, есть и недостатки. Это нечеткие графические изображения (картинки с мелкими фигурками), что затрудняет работу с детьми-дошкольниками, в особенности если у них ослаблено зрение или есть интеллектуальное недоразвитие. Черно-белое изображение рисунков также снижает интерес к заданию у детей с низкой мотивацией.
В этой связи мы сочли возможным адаптировать методику к нашим требованиям. Для изучения межличностных отношений у детей дошкольного возраста, а в ряде случаев и у младших школьников, мы использовали вместо картинок кукольный набор (маленькие куколки, подобранные с учетом изображаемых ими ролей; домик с двумя съемными этажами; столик и стульчики; школьные предметы и проч. в соответствии с ситуациями и изображениями оригинала методики).
Текстовые задания зачитывались вслух тем детям, которые или отказывались читать, или плохо читали, или вовсе не умели читать. Предлагаемые ответы в виде куколок выставлялись на столе так, чтобы ребенок мог либо озвучить свой выбор, либо указать на него.
В большинстве случаев, из-за быстрой утомляемости детей, мы делили задания на группы по порядку (с 1 по 42) и проводили тестирование в несколько этапов. Причем задания прерывались в самом интересном месте, чтобы в следующий раз у ребенка возникло желание и интерес продолжать работать дальше. Игровое оформление тестового материала помогло снять напряжение, возникающее у детей с элективным мутизмом при встрече с неизвестным; вызвать у детей интерес к вопросам экспериментатора, не требуя при этом от них речевой активности, которая если и возникала, то была естественным продолжением игры.
Для удобства подсчета и анализа полученные данные представлены в процентных соотношениях. Максимальный выбор по тому или иному признаку представлен как 100%. Степени выраженности каждого признака (отношение к матери, отношение к отцу, стремление к доминированию и т. д.) условно были распределены на три уровня: низкая выраженность (0—30%); умеренная выраженность (31—60%); высокая выраженность (61—100%).
Ниже представлена таблица, сравнивающая среднее значение набранных баллов (показателей внутрисемейных связей) в процентах по каждому изучаемому признаку.
Копия 2 распр.нарушения у детей
... четвертой групп. Большинство авторов предлагают проводить коррекцион‑ную работу с аутичными детьми в следующих основных направлениях. 1. Развитие ощущений и восприятия, зрительно‑двигательной ... определять развитию мышечного, осязательного, зрительно‑осязательного восприятия. Если целостное восприятие у ребенка достаточно развито, можно проводить занятия по развитию других психических функций ( ...
Среднее значение показателей внутрисемейных связей (в%)
Изучаемые признаки Общее кол-во заданий (100%) Среднее значение (в%)
А* (10 чел.) Б (20 чел.)
Отношение к матери 20 70 53
Отношение к отцу 20 22 32
Отношение к родителям как к родительской чете 10 21 30
Отношение к братьям и сестрам** 20 42 41
Отношение к дедушке и бабушке 15 23 27
Отношение к другу (подруге) 20 12 21
Отношение к авторитетному взрослому 15 19 29
Любознательность 10 25 32
Доминантность 4 33 34
Общительность 4 20 39
Закрытость, отгороженность 15 29 21
Социальная адекватность поведения 10 38 48
Примечание:
* А — дошкольники; Б — школьники.
** 3 дошкольника и 9 младших школьников имели сиблингов.
Как видно из таблицы, для всех обследованных был характерен высокий общий уровень внутрисемейных связей, контрастирующий с низким уровнем связей, выходящих за пределы семьи.
У дошкольников отмечалась более сильная привязанность к матери (70% из максимальных 100%), чем у детей младшего школьного возраста (53%).
Этот факт можно объяснить тем, что матери многих детей проявляли излишнюю опеку, ограничивали общение ребенка с другими членами семьи и окружающим миром или же, наоборот, редко общались с детьми, объясняя это собственной занятостью и прочими причинами.
Это сочетается с крайне низким количеством выборов отца: дошкольники — 22%, младшие школьники — 32%. В реальном поведении (при наблюдении семьи в домашних условиях либо в процессе семейно-групповой психотерапии) в одних случаях дети отвергали отца, избегали контактов с ним и старались ограничить контакты матери с отцом; в других случаях — наоборот, отцы испытывали трудности в принятии детей, не принимали участия в воспитании или вообще в жизни семьи.
Для всех детей был характерен крайне низкий уровень признания родителей как родительской четы (21% у дошкольников и 30% у младших школьников).
Такой низкий показатель, на наш взгляд, связан с внутренней разобщенностью семьи, дисгармонией отношений между мужем и женой, отсутствием теплоты и доверия в отношениях, а также с симбиотической связью между матерью и ребенком с элективным мутизмом. Многие родители и сами высказывали свое недовольство семьей, социально-бытовыми условиями, работой.
В преобладающем большинстве наблюдений испытуемые были единственными детьми в семье, только 12 детей имели братьев или сестер (3 дошкольника и 9 младших школьников).
Отмечается умеренная степень привязанности к братьям и сестрам как у дошкольников (42%), так и у младших школьников (41%).
Многие дети испытывали ревность к сиблингам, особенно к младшим, часто имела место амбивалентность в отношениях с ними.
Все дети проявляли низкий уровень привязанности к бабушке и дедушке (дошкольники — 23%, младшие школьники — 27%).
влияние подвижных игр на развитие психофизических качеств у детей 6-7 лет.
... что направленные занятия подвижными играми содействует процессу правильного психофизического развития ребенка. Для решения поставленной цели и проверки выдвинутой гипотезы решены следующие ... может быть ра?сширен при на?личии соответствующих условий в дошкольных учреждениях, подготовленности детей, ква?лифика?ции воспита?телей [8; С.11]. Основными двига?тельными ка?чества?ми принято счита?ть ...
Отчасти это можно связать с их отдельным местожительством. Характерно, что чаще всего дети выбирали их в тех случаях, когда в стимульном материале не было ни матери, ни отца. Степень привязанности к другу (подруге) у всех детей являлась также крайне низкой (дошкольники — 12%, младшие школьники — 21%).
В ряде случаев это сочеталось с компенсаторным воображением себя среди большого количества друзей-сверстников при их реальном отсутствии. Это отражает тот факт, что многие дети с элективным мутизмом имеют трудности в установлении контакта с детьми, как в детском саду, так и в школе, хотя потребность в общении с другими детьми есть (в отличие от детей с аутизмом).
Отношение к авторитетному взрослому было выражено слабо: дошкольники — 19%, младшие школьники — 29%, В реальной жизни для детей дошкольного возраста авторитетным взрослым чаще всего является кто-либо из родственников (тетя, старший брат, отец, дед и т. д.), для детей школьного возраста в этой роли может быть учитель (учитель рисования, учитель физкультуры, индивидуально занимающиеся логопед, преподаватель музыки и т. д.).
Ограниченность сферы межличностных отношений сочеталась с низкой поведенческой активностью испытуемых. Все дети проявляли низкий уровень любознательности (дошкольники — 25%, младшие школьники — 32%).
Стремление занимать определенное место в группе (доминантность) в большинстве своем также находилось на низком уровне (дошкольники — 33%, младшие школьники — 34%).
Однако в отдельных случаях (при наличии у ребенка истероидных характерологических радикалов) стремление доминировать было очень высоким (до 100%)
Показатель общительности у детей дошкольного возраста был ниже, чем у школьников (20% против 39%).
При этом у всех испытуемых отмечалась низкая степень отгороженности и закрытости (дошкольники — 29%, младшие школьники — 21%).
Социальной адекватностью отличалось поведение детей младшего школьного возраста (48%).
Дети дошкольного возраста имели более низкий показатель (38%).
Отмечались такие реакции детей на различные проблемные ситуации, как агрессивность, плаксивость, неумение и отказ найти выход продуктивным путем.
Степени выраженности того или иного признака, как уже говорилось, были разделены на три уровня: низкий, умеренный и высокий. Ниже представлено распределение в процентном соотношении детей дошкольного и младшего школьного возраста согласно этим трем уровням изучаемых признаков.
Отношение к матери. Низкий уровень отмечался у 20% младших школьников и ни у кого из дошкольников. Умеренный — у 40% дошкольников и у 45% младших школьников. Высокий — у 60% дошкольников и у 35%] младших школьников.
§ 2. Субъективное отношение к природе в подростковом и юношеском ...
... модальности. Для этого периода характерен самый низкий среди подростков и юношей уровень интенсивности отношения к природе непрагматической модальности (рис. 18, д). Показательно, что на ... когнитивный, который был ведущим у младших школьников, опускается на третью позицию. Это происходит на фоне максимальной среди всех школьников доминантности отношения к природе, роста к ...
Отношение к отцу. Низкий уровень имел место у 60% дошкольников и у 60% младших школьников. Умеренный — у 40% дошкольников и у 30% младших школьников. Высокий — только у 10% детей младшего школьного возраста.
Отношение к отцу и матери как к родительской чете. Низкий уровень наблюдался у 80% дошкольников и у 60% младших школьников. Умеренный — у 20% дошкольников и у 35% младших школьников. Высокий — только у 5% младших школьников.
Отношение к братьям и сестрам. Низкий уровень зарегистрирован только у 33% младших школьников. Умеренный — у 100% дошкольников и у 67% младших школьников. Высокий уровень — 0 испытуемых.
Отношение к бабушке и дедушке. Низкий уровень — у 70% дошкольников и у 60% младших школьников. Умеренный уровень — у 30% дошкольников и у 40% младших школьников. Высокий — 0 испытуемых.
Отношение к другу. Низкий уровень — у 100% дошкольников и у 80% младших школьников. Умеренный уровень — у 20% младших школьников. Высокий — 0 испытуемых.
Отношение к авторитетному взрослому. Низкий уровень — у 80% дошкольников и у 50% младших школьников. Умеренный уровень — у 20% дошкольников и у 50% младших школьников. Высокий — 0 испытуемых.
Любознательность. Низкий уровень отмечался у 90% дошкольников и у 60% младших школьников. Умеренны уровень — у 10% дошкольников и у 40% младших школьников. Высокий — 0 испытуемых.
Доминантность. Низкий уровень — у 80% дошкольников и у 55% младших школьников. Умеренный уровень — у 10% дошкольников и у 20% младших школьников. Высокий уровень — у 10% дошкольников и у 25% младших школьников.
Общительность. Низкий уровень — у 70% дошкольников и у 60% младших школьников. Умеренный уровень — у 20% дошкольников и у 10% младших школьников. Высокий уровень — у 10% дошкольников и у 30% младших школьников.
Закрытость, отгороженность. Низкий уровень — у 40% дошкольников и у 65% младших школьников. Умеренный уровень — у 60% дошкольников и у 25% младших школьников. Высокий уровень — только у10% младших школьников.
Социальная адекватность поведения. Низкий уровень — у 70% дошкольников и у 35% младших школьников. Умеренный уровень — у 10% дошкольников и у 35% младших школьников. Высокий уровень — у 20% дошкольников и у 30% младших школьников.
Эти данные представлены в следующей таблице:
Состояние сферы межличностных отношений и особенностей поведения в различных ситуациях детей с элективным мутизмом дошкольного и младшего школьного возраста (в%)
Изучаемые признаки Общее кол-во заданий (100%) Степени выраженности
низкая (0-30%) умеренная (31-60%) высокая (61-100%)
А* Б А Б А Б
Отношение к матери 20 — 20 40 45 60 35
Отношение к отцу 20 60 60 40 30 — 10
Непосредственная обратная связь является непременным условием ...
... непременным условием осуществления межличностной коммуникации. Межличностные отношения - определяющий фактор в поэтапности процесса межличностной коммуникации. Зги отношения складываются в результате ... межличностном общении. Аксиома 1. Невозможность отсутствия коммуникации. Аксиома 2. Любая коммуникация имеет уровень содержания и уровень отношения(принцип симметрии – отношение ...
Отношение к родителям как к родительской чете 10 80 60 20 35 — 5
Отношение к братьям и сестрам** 20 — 33 100 67 — —
Отношение к дедушке и бабушке 15 70 60 30 40 — —
Отношение к другу (подруге) 20 100 80 — 20 — —
Отношение к авторитетному взрослому 15 80 50 20 50 — —
Любознательность 10 90 60 10 40 — —
Доминантность 4 80 55 10 20 10 25
Общительность 4 70 60 20 10 10 30
Закрытость, отгороженность 15 40 65 60 25 — 10
Социальная адекватность поведения 10 70 35 10 35 20 30
Примечание:
* А — дошкольники; Б — школьники.
** 3 дошкольника и 9 младших школьников имели сиблингов.
Таким образом, проведенное исследование сферы межличностных отношений и особенностей поведения детей в различных ситуациях позволяет сделать вывод о том, что дети с элективным мутизмом дошкольного и младшего школьного возраста имеют двусторонне выраженную сильную привязанность к матери (вариант «психологического брака» по Медведевой и Шишовой, 1996), сочетающуюся с отверганием отца и других членов семьи, а также с общим низким уровнем межличностных связей, выходящих за пределы семьи. Часто имела место амбивалентность в отношениях. Все вышесказанносвидетельствует о выраженной дисгармоничности социальных связей испытуемых и их низкой социальной адаптированности.
Полученные данные позволяют планировать клиническую направленность индивидуальной, семейной, групповой психотерапии и социально-педагогической коррекции, что и было реализовано нами при составлении лечебно-реабилитационной программы работы с обследованными детьми.
Сфера межличностных отношений связана с реализацией потребности в общении и
Сфера межличностных отношений связана с реализацией потребности в общении и самоутверждении личности в рамках коллектива, степени удовлетворенности своей проф. деят-тью, формальным и неформальным статусом. С др. соц. группами рабочую группу сближает постоянное общение и взаимодействие ее членов др.с др, чувство принадлежности к данной группе, наличие общих потребностей, интересов и мотивов, но обладает рядом черт отсутствующих у других соц.групп: общественно значимой целью деятельностью и наличием органов управления и руководства. Различаются по: формам собственности, хар-ру деят-ти, формам связи (кон-тактные, неконтактные), значимости, времени действия и тд. В рабочей группе диалектически объединены два компонента материальный (это ее физические члены — конкретные инди-виды) и духовный (ее идеология и психологии).
Идеология раб.группы — это совок. идей и взглядов отражающих соци-ально-политические представления, регулирующие конечные цели трудовой деят-ти. Психология раб.группы — это совокуп-ность определенных психологических явлений, возникающих в процессе ее формирования и функционирования на основе становления внут.связей в коллективе, а также морально психологический климат, способы общения. В рамках анализа содержания отношений между членами раб. группы можно выделить сферы отношений: I) профессиональная сфера охватывает отношения, складывающиеся в процессе решения производственных з-ч: — субординационные отношения между руководителями и подчиненными, отношения связанные с координацией совместной Дея-ти, отношение ч-к — компью-тер. 2) ценностно-мировоззренческая сфера вкл.: взаимоотно-шения между личными и корпоративными ценностями; нравственные установки преобладающие в конкретной соц.группе. Конформистская направленность харак-ся чисто внешней, показной заинтересованностью сотрудников в результатах их трудовой деят-ти, безразличие к коллективным усилиям. Сфера интересов сотрудников находится вне рабо-чей группы: общественно — политическая деят-ть, семья, личные проблемы.
Структура межличностных отношений. Значение потребностей человека ...
... сопереживании или отсутствии таковых и т.д. Структура межличностных отношений. Значение потребностей человека в процессе формирования межличностных отношений. Межличностные (интерперсональные) отношения – это объективно переживаемые, в разной степени осознаваемые взаимосвязи между ...
Межличностные отношения Трудно представить человечество без межличностных отношений. Большинство людей проводят в общении большую часть своей сознательной жизни: с момента пробуждения и до отхода ко сну мы находимся в обществе своей семьи, друзей, сослуживцев, знакомых и незнакомцев. Индивидуумы вступают в те или иные формы отношений «лицом к лицу», через телефон, интернет, различные формы бумажных документов. Исключите все это из нашей жизни, и тогда её вряд ли можно будет назвать человеческой в полном смысле этого слова. Как происходит формирование межличностных отношений и что понимается под этим термином? Попытаемся найти ответы на эти вопросы. Определение межличностных отношений Под термином «межличностные отношения» психологи подразумевают совокупность взаимодействий, которые возникают между отдельными людьми, часто сопровождаются эмоциональными переживаниями и в некотором роде передают состояние внутреннего мира человека. Межличностные отношения основаны на различных видах общения, которые включают невербальные связи, определенный внешний вид, телодвижения и жесты, устную речь и т.д. Они сочетают в себе когнитивный, эмоциональный и поведенческий компоненты. Когнитивный компонент означает такие особенности межличностных отношений, как различные формы познания – представление, воображение, восприятие, ощущение, память, мышление. Все они позволяют распознать в человеке его индивидуальные психологические особенности и достигнуть понимания, которое, в свою очередь, зависит от адекватности (того, насколько точно мы воспринимаем психологический портрет личности, с которой вступаем во взаимодействие) и идентификации (отождествления своей личности с личностью другого индивида).
Эмоциональный компонент обозначает переживания, которые мы испытываем при общении с теми или иными людьми. И они могут носить как положительный, так и отрицательный характер, то есть в процессе межличностных отношений можно испытывать симпатию или антипатию, удовлетворенность своим партнером или результатами совместной деятельности, либо отсутствие таковой. Мы можем чувствовать эмпатию, или эмоциональный отклик, на переживания другой личности, которая выражается в сопереживании, соучастии и сочувствии. Наконец, поведенческий компонент характеризует мимику, жестикуляцию, пантомимику, речь и действия, которые выражают отношение индивидуума к другим людям или группе в целом. Собственно, поведенческий компонент и выступает регулятором характера межличностных отношений. Формирование межличностных отношений Развитие межличностных отношений возможно только при одном условии – если индивид имеет способности устанавливать контакты с людьми, находить с ними общий язык. Этому способствуют легкость и контактность, доверие и понимание, эмоциональное притяжение и принятие, а также отсутствие жесткой программы манипуляции и корысти. Межличностные отношения в идеале стремятся к доверию, это включает в себя ожидание поддержки и уверенность, что партнер не предаст и не использует ситуацию во вред. В процессе доверительного межличностного общения происходит углубление отношений, сокращение психологической дистанции. Однако доверие нередко перерастает в доверчивость, что выражается в том, что индивид необоснованно верит на слово, не смотря на подвохи и разочарования. Виды межличностных отношений Существует множество различных критериев оценки межличностных отношений. Их содержание определяется степенью психологической близости между партнерами, оценка отношений, позиция доминирования, зависимости или равенства, а также степень знакомства. С точки зрения цели, формы взаимодействия индивидуумов могут быть первичными и вторичными. Особенности межличностных отношений первичного типа заключаются в том, что между людьми устанавливаются необходимые связи, как правило, сами по себе. Вторичные связи зарождаются исходя из того, какую помощь или функцию выполняет один человек по отношению к другому. По характеру межличностные отношения подразделяются на формальные и неформальные. Формальные основаны на должностной основе и регулируются уставами, законами и иными предписанными правилами взаимодействий, которые имеют обычно правовую основу. Неформальные складываются на базе личных связей и не ограничены официальными рамками. С точки зрения совместной деятельности, межличностные отношения подразделяются на деловые и личные. В деловых взаимосвязях во главе угла стоят работа, служебные или производственные обязанности. В случае с личными на первый план выходят отношения, не связанные с совместной деятельностью, основанные на субъективно испытываемых чувствах. К таковым относят знакомство, товарищество, дружбу и интимные отношения, степень доверия которых располагается по нарастающей. Также межличностные отношения могут быть рациональными и эмоциональными. В первом случае преобладает логика, разум и расчет. Во втором – эмоции, приязнь, привлекательность, восприятие без учета объективной информации об индивидууме. С точки зрения статуса людей, вступающих в межличностные отношения, связи между ними могут носить субординационный или паритетный характер. Субординация предполагает неравноправие, отношение руководства и подчинения. Паритет, напротив, основан на равенстве индивидуумов, участники отношений при этом выступают как независимые личности. Межличностные отношения могут приносить радость общения, делать жизнь эмоционально наполненной и дарить душевное равновесие. С другой стороны, они могут приносить разочарование и ввергать в депрессию. То, насколько эффективно будет происходить развитие межличностных отношений у конкретного индивидуума, зависит от его навыков эффективного общения, умения воспринимать людей без предубеждений, а также от психологической и эмоциональной зрелости. И если кажется, что вам далеко до обретения этих умений, не стоит отчаиваться, ведь проявив упорство и поставив цель, вы вполне сможете развить в себе все необходимые качества.
Понятия человек, личность, индивид, индивидуальность.
... определенного человека. Иначе говоря, своеобразие его психофизиологической структуры - жизненный опыт, интеллект, тип темперамента, мировоззрение, психические и физические особенности. Личность является существом социальным, включенным в общественные отношения, исполняющим ...
Сфера межличностных отношений — Стр 2
Межличностные отношения являются одним из главных факторов в коммуникации. На их почве часто возникают различные недоразумения. Например, один человек воспринимает отношения как дружбу, а второй только как знакомство. Такое отличие в восприятии к партнеру часто оборачивается ссорами и недопонимаем. Именно поэтому так важно знать суть межличностных отношений, как готовность обоих партнеров к определенным чувствам и ожиданием друг от друга. Прежде чем определить какие типы межличностных отношений бывают, разберемся, что влияет на их продуктивность. При взаимодействии партнеров наиболее значимой основой для межличностных отношений является эмоциональная реакция на партнера, степень официальности общения, и личная значимость контакта для собеседника. Условно межличностные отношения можно разделить на несколько типов: это отношения знакомства, дружбы, товарищества, а также любовные, супружеские, семейные и деструктивные. Чем глубже межличностные отношения между людьми, тем чаще становятся контакты между ними. Чтобы понять какие типы межличностных отношений чаще всего встречаются в жизни, прежде всего, стоит запомнить, какие типы людей существуют в природе отношений.
От принадлежности к какому либо социальному типу напрямую будет зависеть тип ваших межличностных отношений. Рассмотрим классификацию, которую дают психологи. В ней описывается восемь типов:
Альтруистический. Тип людей, которые приносят в жертву себя и свои интересы во благо других людей. Склонен к состраданию и часто навязывает свою помощь.
Дружелюбный. Старается для всех быть «хорошим». Рассчитывает на одобрение своих поступков, часто идет на компромиссы. В общении проявляет теплоту и внимание, и не идет на конфликтные ситуации.
Подчиняемый. Человек такого типа, как правило, склонен к самоунижению и постоянно идет на уступки. Ищет опору в более сильных личностях. Такого человека легко смутить, он редко когда высказывает свое мнение, а обязанности выполняет честно и послушно.
Зависимый. Послушный и беспомощный тип людей. Восхищается окружающими, и зависим от них. Не умеет проявлять сопротивление, не уверен в себе и часто полагается на чужое мнение.
Эгоистичный. К этому типу относятся люди расчетливые и самовлюбленные. Они склонны к соперничеству и не стесняются перекладывать свои трудности и задачи на плечи других людей.
Подозрительный. Тип людей, считающих окружающий мир враждебным по отношению к себе. Такие люди обычно злопамятны, постоянно всем недовольны и на все жалуются. Также они, как правило, разочарованны в людях, и критикуют все явления и объекты окружающего мира.
Агрессивный. Отличительная черта – откровенность и прямолинейность высказываний окружающим. Часто находится в раздраженном состоянии, относится к окружающим с иронией и склонен во всём их обвинять. В общении жесткий, настойчивый и непримиримый.
Авторитарный. Обычно в окружении является лидером и безусловным авторитетом. Имеет деспотичный и властный характер. Всем дает указания и не принимает советы от окружающих. Как правило, люди такого типа успешны в делах и требуют уважения к своей личности.
Виды и уровни межличностных отношений
Зная, какой тип личности представляет собой наш собеседник, мы можем выстроить с ним оптимальное общение, которое принесет выгоду и пользу обеим сторонам. Неплохую роль здесь сыграет и наше знание видов межличностных отношений. Всего в отношениях существует три вида отношений:
По направленности. Сюда относится вертикальное и горизонтальное взаимодействие. В первом случае наши отношения будут выстраиваться согласно иерархии, т.е. общение с руководством, или нижестоящими по должности. Второй вид отношений подразумевает взаимодействие коллег или тех людей, которые находятся на одном социальном уровне с нами.
По целям. Здесь межличностные отношения делятся на деловые и личные.
По модальности. Сюда относится эмоциональная окраска межличностных отношений. Они могут быть позитивными, негативными или нейтральными.
Особую роль в общении играют уровни межличностных отношений. Именно разница в понимании этих уровней партнерами часто приводит к ссорам и разногласиям. При встрече с человеком не стоит забывать, на каком уровне проходила ваша предыдущая встреча. Всего этих уровней 4.
первичное знакомство (когда о каких-либо отношениях пока нет речи);
приятельские отношения (являются перспективой для развития дальнейших отношений)
Виды и уровни межличностных отношений
товарищеские отношения (у партнеров есть общие интересы, а межличностный контакт более тесен, чем у приятелей)
дружеские отношения (устоявшиеся отношения, когда определены общие интересы и цели);
супружеские отношения (близкие доверительные отношения, закрепленные чувствами партнеров).
Определяя для себя тот или иной тип межличностного общения с людьми, помните, что влияющими факторами во взаимоотношениях также являются пол, возраст, темперамент, национальность, профессия и социальное положение. Учитывая все эти нюансы мы сможете выстроить благоприятные взаимоотношения со всем окружающим миром.