Психосоциальная помощь детям-социальныи сиротам

ВВЕДЕНИЕ

            «Сложность переходного периода  в  развитии  общества,  масштабность  и острота его социальных, культурных  и  экономических  проблем  обуславливают актуальность  активного  поиска  оптимальных   путей   подготовки   молодого поколения к жизни, развития индивидуальности,  потребностей  и  способностей человека,   формирования   его    ориентации    в    жизни,    стимулирующих самореализацию» [3].

            Эти задачи приобретают особое значение, когда речь идет о детях – сиротах, лишенных родительской поддержки, приобретших  негативный социальный  опыт,  отличающихся   ослабленным   физическим   и   психическим здоровьем, нравственной неустойчивостью. Характерным  результатом  указанных негативных факторов выступает высокий уровень социальной  дезадаптации  этих детей.

            «На сегодняшний день существует много подходов к пониманию и решению  этой  проблемы.  Ясно лишь одно: психология неразрывно связана с психическим здоровьем,  состояние и развитие, которого не занимает подобающего ему  места  в  педагогической  и психологической программе работы с ребенком» [3]. Актуальность данной проблемы заключается в разнообразии форм психосоциальной помощи детям-сиротам в условиях детского дома.

            Особенно остро нуждаются в оказании  помощи  дети   сироты  и  дети, оставшиеся без попечения  родителей.    Последствие отставания педагогических технологий  работы  с  детьми  – социальными  сиротами  и  недостаточное  их  психологическое  обеспечение,  и сопровождение проявляются в конечном итоге в том, что  после  детского  дома эти дети значительно уступают  детям,  воспитывающимся  в  семьях,  по  всем основным параметрам социальной адаптации:

3 стр., 1286 слов

Влияние психологической совместимости на эффективность работы организации

... БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЙ СПИСОК 74 ПРИЛОЖЕНИЯ 78 ВВЕДЕНИЕ Актуальность темы дипломной работы «Влияние психологической совместимости на эффективность работы организации» определяется в основном тем, что психологическая ... коллектива, неудовлетворенности трудом в коллективе, сниженном настроении участников коллектива. Структура работы: работа состоит из введения, трех глав, заключения, списка литературы и ...

— по способности к приобретению профессии и трудоустройству;

— по способности избегать  кризисных  и  криминальных  ситуаций  в        жизни;

— по способности образовать собственную семью и успешно  выполнять   родительские воспитательные функции.

        На сегодняшний день социально-психологический портрет воспитанника детского дома выглядит примерно так:
1) неразвитый  социальный интеллект и иждивенчество;

 2) повышенная внушаемость;
 3) неадекватная самооценка;
 4) неадекватность уровня притязаний;
 5) непонимание материальной стороны жизни, отношений собственности;
 6) задержка развития (как психического, так и физического);
 7) повышенная агрессивность;
 8) хронические соматические и психические заболевания;
 9) готовность принимать асоциальные формы поведения;
 10) полная зависимость от лидера [18].

            Значительная  часть  сирот остаются  на  низких «этапах» развития общества; они  пополняют  ряды  преступников,  наркоманов, алкоголиков и тех  родителей,  которые,  в  свою  очередь,  отказываются  от воспитания уже собственных детей.

           Таким образом, педагогический процесс в  современном  мире  в кратчайшие сроки должен быть дополнен такими психологическими и социально  – педагогическими технологиями работы с детьми, которые позволяют  существенно повысить  уровень  развития  их  личности  и   возможности   в   последующей социальной адаптации.

12 стр., 5733 слов

Профилактика социального сиротства в условиях центра социальных ...

... родителях. Социальное сиротство - явление, обусловленное уклонением или отстранением родителей от выполнения родительских обязанностей по отношению к несовершеннолетнего ребенка. Безпалько с 102-103 Социальные сироты - это особая группа детей, родители которых вследствие социальных, ... темы курсовой работы: Профилактика социального сиротства в условиях центра социальных служб для семьи детей и ...

           «На фоне увеличивающегося числа сиротских учреждений в  последние  годы все более явным  становится  проблема  дезадаптации,  вызывает  беспокойство психосоциальное здоровье детей – сирот и  детей,  оставшихся  без  попечения родителей» [3].

            Объект  исследования   социальная помощь детям-сиротам.

            Предмет исследования – психосоциальная помощь детям — социальным сиротам на примере Пермского края.      

            Цель данной работы заключается в изучении психосоциальной помощи сиротам.

            В соответствии с целью, были поставлены следующие задачи исследования:

1) из литературного обзора описать особенности психосоциальной работы с детьми-сиротами;

2) проанализировать психосоциальную работу в Пермском крае и в России;

3) описать методики психосоциальной помощи детям-сиротам.

Методы исследования: анализ и сравнение литературных данных.

Понятийный аппарат:

            Сирота́ — человек, лишившийся одного или обоих родителей в связи со смертью последних.                                                                   Психосоциальная работа — это направление в социальной работе, которое уделяет особое внимание психологическим аспектам трудной жизненной ситуации клиента.
ГЛАВА 1      Характеристики психосоциальной работы с детьми-сиротами

1.1.        
Понятие дети-сироты: права, социальная защита, социальная поддержка

6 стр., 2944 слов

Социальная работа как профессиональная деятельность 2

... не может быть обусловлено требованием к нему, отказаться от своих социальных прав). принцип социального реагирования принцип профилактической направленности принцип клиентоцентризма принцип опоры на собственные ... над осуществлением мер по оказанию помощи и поддержки людям. Сущность социального обслуживания как социальной системы в ее статике раскрывается путем выявления и уяснения структуры ...

  По мнению Бреевой Е.Б. «сиротство как социальное явление существует столько же, сколько существует человеческое общество, и является неотъемлемым элементом цивилизации» [6; 212]. Однако с середины 20 в. именно социальное сиротство стало приобретать угрожающие масштабы, причём рост «отказничества» наблюдается во многих странах мира. Одной из важных проблем России является — социальное сиротство. С ростом рождаемости возникают другие проблемы. Из-за растущего алкоголизма отцов, распада семей и бедности многие матери ещё в роддоме отказываются от своих детей, кроме того, родителей-алкоголиков и преступников лишают родительских прав. Возникло так называемое социальное сиротство: сироты при живых родителях. По данным доклада уполномоченного по правам ребёнка города Москвы, председателя Ассоциации уполномоченных по правам ребёнка субъектов Российской Федерации Алексея Голованя (Париж, 22 октября 2008 года) на 1 января 2007 года в России насчитывалось 748 тысяч детей-сирот. Но и у многих детей, живущих в семьях, печальная судьба.

Конфликты в семьях и разводы, алкоголизм родителей, нищета вынуждают многих детей убегать из дома и скитаться по стране. Таких беспризорных детей – точной цифры никто не знает – около 1 млн. Еще больше – до 2 млн – безнадзорных, тех, кто лишь ночует дома, но днём остаётся без надзора родителей и воспитывается улицей. В результате, в год около 330 тыс. преступлений совершается подростками, 2 тыс. детей кончают жизнь самоубийством. Около половины выпускников детских домов пропадают для общества: одни становятся алкоголиками, другие – преступниками. При этом государство не решает проблемы усыновления и опекунства. Бюрократия и низкая материальная поддержка семей, принявших ребёнка на воспитание, создают для них непреодолимые трудности. В таких условиях повышение рождаемости имеет сомнительную ценность.                                                                                «В отечественном законодательстве, министерством социальной защиты РФ различаются категории «дети-сироты» и «дети, оставшиеся без попечения родителей».

К числу детей-сирот относятся те, у которых умерли оба или единственный родитель. К числу детей, оставшихся без попечения родителей, относятся те, кто остался без попечения единственного или обоих родителей в связи с отсутствием родителей, лишением их родительских прав, ограничением их в родительских правах, признанием родителей безвестно отсутствующими или недееспособными (ограниченно дееспособными), находящимися в лечебных учреждениях, объявлением их умершими, отбыванием ими наказания в учреждениях, исполняющих наказание в виде лишения свободы, нахождением в местах содержания под стражей, подозреваемых и обвиняемых в совершении преступлений, уклонением родителей от воспитания детей или от защиты их прав и   165 интересов, отказом родителей взять своих детей из воспитательных, лечебных учреждений, учреждений социальной защиты населения и других аналогичных учреждений и в иных случаях признания ребенка оставшимся без попечения родителей в установленном законом порядке. Закон не проводит принципиального различия между этими категориями детей с точки зрения общих принципов, содержания и мер их государственной поддержки» [1].                                                                                      Основное содержание социальной работы с детьми-сиротами и детьми, оставшимися без попечения родителей, в первую очередь заключается:          — в защите их прав,                                                                                            устройстве и контроле за условиями их содержания,                               — социальной реабилитации и адаптации,                                                         — помощи в трудоустройстве и обеспечении жильём.                                     В соответствии с требованиями норм международного права ребенок, который временно или постоянно лишен своего семейного окружения или не может более оставаться в таком окружении, имеет право на особую защиту и помощь, предоставляемые государством (статья 20 Конвенции о правах ребенка).

13 стр., 6430 слов

Развитие музыкально-творческих способностей детей среднего дошкольного ...

... дошкольников, установить закономерности; - провести диагностику музыкально-творческих способностей детей среднего дошкольного возраста. МЕТОДОЛОГИЧЕСКОЙ основой исследования послужили концептуальные подходы ... психологами-теоретиками (Л.С.Выготский, Б.М.Теплов). работы, посвященные исследованию творческого развития детей (Н.А.Метлов, К.В.Головская, Н.А.Ветлугина, К В. Тарасова). МЕТОДЫ ИССЛЕДОВАНИЯ: ...

В Российской Федерации задачей государственной важности является создание условий для полноценного физического, интеллектуального, духовного, нравственного и социального развития детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, подготовки их к самостоятельной жизни в современном обществе. Для этого предусматривается комплексное осуществление мероприятий, как на федеральном уровне, так и на уровне субъектов федерации, направленных на формирование и реализацию государственной политики по отношению к детям, оставшимся без попечения родителей, и обеспечивающих их социальную защищенность, профессиональную подготовку, трудоустройство и полноценную интеграцию в общество [1].                                                           Итак, меры государственной поддержки детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, а также лиц из их числа в возрасте до 23 лет, предусмотрены Федеральным законом «О дополнительных гарантиях по социальной защите детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей» (от 21 декабря 1996 года № 159-ФЗ, в ред. от 7 августа 2000 года № 122-ФЗ), в соответствии с которым сиротам предоставляются и обеспечиваются органами государственной власти следующие гарантии:           1. При получении образования. Для реализации права на образование гражданам, нуждающимся в социальной помощи, государство полностью или частично оплачивает расходы на их содержание в период обучения. Федеральные законы «Об образовании», «О высшем и послевузовском профессиональном образовании» предусматривают прием детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей в государственные и муниципальные образовательные учреждения среднего и высшего профессионального образования вне конкурса при условии успешной сдачи вступительных экзаменов. Лица данной категории зачисляются на полное государственное обеспечение до окончания ими государственного или муниципального учреждения начального, среднего и высшего профессионального образования. Кроме того, им выплачивается стипендия, размер которой увеличивается не менее чем на пятьдесят процентов по сравнению с размером стипендии, установленной для обучающихся в данном образовательном учреждении (в области в высших учебных заведениях стипендия составляет 345 рублей в месяц, в средних специальных – 138 рублей), а также выплачивается ежегодное пособие на приобретение учебной литературы и письменных принадлежностей в размере трехмесячной стипендии.
            2. В области труда и занятости. Главной задачей государства в сфере труда и занятости выпускников учреждений для детей — сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, является предоставление им равных возможностей в реализации права на труд и выбор профессии с помощью различных мероприятий, включая профессиональную подготовку, установление квот, стимулирование работодателей к приему этих граждан на работу, а также резервирование отдельных видов работ (профессий) для трудоустройства таких граждан. Значительная роль в решении данной задачи принадлежит законодательству о труде молодежи (в частности, статья 16 областного Закона «О молодежной политике в Тюменской области», Закон «О квотировании рабочих мест в Тюменской области»), содержащему дополнительные гарантии по охране труда, обеспечению занятости молодежи, в том числе и временной занятости путем привлечения молодых безработных граждан к выполнению общественных работ, имеющих социально полезную направленность (благоустройство территории, восстановление памятников архитектуры, уход за престарелыми и т.д.).
            3. При медицинском обслуживании. Детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, а также лицам из их числа, предоставляется бесплатное медицинское обслуживание и оперативное лечение в любом государственном и муниципальном лечебно-профилактическом учреждении, в том числе проведение диспансеризации, оздоровления, регулярных медицинских осмотров за счет средств соответствующего бюджета. Кроме того, им предоставляются бесплатные путевки в школьные и студенческие спортивно — оздоровительные лагеря (базы) труда и отдыха, в санаторно — курортные учреждения при наличии медицинских показаний, бесплатный проезд к месту отдыха, лечения и обратно (Приложение 1).
            4. В жилищной сфере. Одним из важнейших вопросов, с которым сталкиваются выпускники учреждений для детей — сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, является вопрос обеспечения жилой площадью. Защита жилищных прав осуществляется в следующих направлениях: закрепление жилья, предоставление жилья и контроль за фактическим его использованием до наступления совершеннолетия выпускников, контроль при заключении сделок с жилыми помещениями, принадлежащих несовершеннолетним выпускникам.
            Дети — сироты и дети, оставшиеся без попечения родителей, а также дети, находящиеся под опекой (попечительством), имевшие закрепленное жилое помещение, сохраняют на него право на весь период пребывания в образовательном учреждении или учреждении социального обслуживания населения, а также в учреждениях всех видов профессионального образования независимо от форм собственности, на период службы в рядах Вооруженных Сил Российской Федерации, на период нахождения в учреждениях, исполняющих наказание в виде лишения свободы. А лица, не имеющие закрепленного жилого помещения, обеспечиваются органами исполнительной власти по месту жительства вне очереди равноценной ранее занимаемому ими (или их родителями) жилому помещению жилой площадью не ниже установленных социальных норм.
             В целях более эффективной защиты жилищных прав несовершеннолетних, оставшихся без родительского попечения, вне зависимости от формы их устройства, их законные представители (опекуны, попечители, администрация соответствующего учреждения) в случае, когда несовершеннолетние остались проживать в жилом помещении одни, обязаны в трехмесячный срок с момента устройства ребенка оформить договор передачи жилого помещения в собственность ребенка (приватизировать) и в случае длительного отсутствия там несовершеннолетнего принять меры для его использования в интересах ребенка.
            Наличие закрепленной жилой площади у выпускников детских государственных учреждений, тем не менее, не всегда решает жилищный вопрос, так как возврат в ранее сохраненные за ними жилые помещения не способствует их нормальной дальнейшей жизни. Кроме того, пользуясь тем, что выпускники детских государственных учреждений в первые годы выпуска не адаптированы к условиям самостоятельной жизни, а получаемая выпускником заработная плата не дает возможности оплачивать полностью расходы по содержанию жилого помещения, криминальные элементы, недобропорядочные лица путем обмана, злоупотребления доверием сирот добиваются совершения ими сделок по обмену, приватизации и последующему отчуждению занимаемых жилых помещений или ухудшению их жилищных условий. Все это ведет к росту числа лиц, утрачивающих постоянное место жительства, занимающихся бродяжничеством, попрошайничеством и совершением правонарушений (Приложение 2).                 Защита прав детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, возлагается на органы опеки и попечительства. На них возлагаются обязанности по выявлению, учёту и избранию форм устройства детей, оставшихся без попечения родителей, а также по контролю за условиями их содержания, воспитания и образования. Они обязаны в трёхдневный срок со дня получения сообщения провести обследование условий жизни ребёнка и обеспечить его защиту и устройство. Законодательство отдаёт приоритет семейным формам устройства детей как наиболее отвечающим потребностям ребёнка таким как:                                                                                              1. Усыновление (удочерение) ребенка – это государственный акт, в связи с которым между усыновлёнными и их потомством, а также усыновителями и их родственниками возникают такие же права и обязанности, которые по закону существуют между родителями и детьми. Усыновление производится судом по заявлению лиц (лица), желающих усыновить ребёнка, при обязательном участии органов опеки и попечительства. Усыновителями могут быть совершеннолетние дееспособные лица обоего пола, кроме лиц, которые, согласно ст.127 Семейного кодекса, не имеют права на усыновление (лишены родительских прав, отстранены от обязанностей опекуна, по состоянию здоровья и т. д.).

4 стр., 1598 слов

Изучение уровня педагогических знаний родителей учащихся

... некоторые формулировки вопросов, методику можно предложить родителям учащихся. Если ребенок живет с одним из родителей, то по показателю III его ... ребенка, качество которой определяется рядом параметров. Целесообразно организованное взаимодействие педагога и родителей осуществляется поэтапно и имеет своей задачей формирование активной педагогической позиции родителей. Правильно организованная работа ...

2 стр., 856 слов

Практическая работа по общей психологии

... сама собой без специального заучивания, а в ходе выполнения деятельности, в ходе работы над информацией. 2. Произвольная память – информация запоминается целенаправленно с помощью специальных приемов. ...

8 стр., 3505 слов

Педагогические условия социализации детей-сирот и детей, оставшихся ...

... детей, оставшихся без попечения родителей, с одной стороны и низким уровнем разработанности теории социализации детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, с другой; – недостаточной изученностью влияния социально-педагогического взаимодействия на социализацию детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, ...

Приступая к работе по усыновлению, социальный работник должен получить полную информацию по следующим вопросам: готов ли ребёнок психологически и социально к усыновлению, дали ли кровные родители (когда это необходимо) и сам ребёнок согласие на усыновление сознательно и добровольно. Кроме того, необходимо уделить внимание и подготовке самих усыновителей: тщательно изучить психологическое, социальное, физическое и экономическое состояние, а также культурный уровень желающих усыновить ребёнка и их ближайшего окружения; следует определённо знать, отвечает ли план усыновления их желаниям и способствует ли их супружеское и семейное положение такому начинанию; помогать усыновителям сосредоточиться преимущественно на нуждах ребенка, нежели на своих собственных. Кроме того, следует учитывать то, что передача осиротевшего ребёнка в новую семью предполагает адаптационный период, длительность которого зависит от индивидуальных свойств ребёнка и его усыновителей (возраст, состояние здоровья, характерологические особенности), от подготовленности ребёнка к изменениям в жизни, а родителей к особенностям детей (особенно тогда, когда усыновляют бездетные граждане).

17 стр., 8192 слов

Влияние родительских отношений на развитие и преодоление тревожности ...

... ;                             детей в системе родительских отношений.     1.1.Понятие « ... 1.3. Подходы к коррекции тревожности у детей в системе детско-            родительских ...

И, наконец, необходимо заранее продумать решение судьбы ребёнка в случае возможного неудачного усыновления.                                                                                                       2. Опека (попечительство) – форма устройства детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, в целях их содержания, воспитания и образования, а также для защиты их прав и интересов; опека устанавливается над детьми, не достигшими возраста 14 лет; попечительство устанавливается над детьми в возрасте от 14 до 18 лет. Опека в ряде случаев более предпочтительна. Например, в некоторых случаях утраты попечения родителей (болезнь, длительное отсутствие) она может быть назначена параллельно.                                                                                                      3. Приёмная семья и патронатное воспитание. Это форма устройства детей на основании договора между органами опеки приёмными родителями о передаче ребёнка (детей) на воспитание на срок, установленный договором. Приёмные родители выполняют функции воспитателей и получают оплату за свой труд. Между ними и приёмными детьми нет алиментных, наследственных и других правоотношений, подобных отношениям между родителями и детьми. Государство и ораны местного самоуправления выделяют денежные средства на содержание каждого приёмного ребёнка и предоставляют соответствующие льготы, установленные законодательством.                                                                      4. Учреждения для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей. К ним относятся образовательные учреждения, в которых содержатся (обучаются и/или воспитываются) дети-сироты и дети, оставшиеся без попечения родителей, учреждения социального обслуживания (детские дома-интернаты для детей-инвалидов с умственной отсталостью и физическими недостатками, социально-реабилитационные центры, приюты), учреждения здравоохранения (дома ребёнка) и другие учреждения. Несмотря на то, что в данной области происходят заметные позитивные изменения, проблема формирования личности ребёнка в условиях интернатного учреждения остаётся весьма актуальной. Исследования показывают, что лишение родительской заботы ведёт к задержке развития ребёнка и может проявляться симптомами различных отклонений. Дети, воспитывающиеся в интернатных учреждениях, в своём большинстве отстают от сверстников в психофизическом развитии. Они позже начинают ходить и говорить, чаще болеют, хуже учатся. Отечественная система воспитания в сиротских учреждениях основана на том, что дети живут и учатся в одном и том же учреждении. Эта прикованность к одному месту не способствуют формированию навыков самостоятельной жизни. Всё это необходимо учитывать в социальной работе с детьми, воспитывающимися в сиротских учреждениях. Не менее важно решать вопросы проживания и трудоустройства будущих выпускников [1] (Приложение 3).                                                                                                «В конечном счете, сиротство – это перманентная социальная проблема. Решить её раз и навсегда невозможно. Поэтому социальная политика государства должна осуществляться в двух направлениях: профилактика социального сиротства (эффективная семейная политика, оказание помощи одиноким матерям) и развитие системы социальной защиты и воспитания детей, оставшихся без попечения родителей» (Семья В.Г) [19].

1.2.        
Специфика психосоциальной работы с детьми-сиротами: задачи, формы, технологии

«Психосоциальная работа — это направление в социальной работе, которое уделяет особое внимание психологическим аспектам трудной жизненной ситуации клиента» (Беззубик К.В.) [5].                                                   Понятие «психосоциальный», с одной стороны, определяет точку зрения на причины человеческого страдания — социальные и психические проблемы взаимодействуют друг с другом, с другой стороны, указывает способы решения проблемы, учитывающие как социальные, так и психологические аспекты, с которыми, в свою очередь, работают параллельно.                                                                                        Можно выделить три направления психосоциальной работы:              1. Социальная служба.                                                                                 2. Психосоциальная работа:                                                                             — общественно направленное воздействие;                                                        — индивидуально направленное воздействие.                                         3. Лечение (воздействие):                                                                                 — психосоциальное воздействие;                                                                      — психотерапия.                                                                       Психосоциальная работа включает в себя две различные формы:

1) Общественно направленное воздействие или профилактическая психосоциальная работа, как она иначе именуется, заключается в просветительской деятельности или передаче знаний различным группам. Примером этой работы могут служить информация и курсы в школе об алкоголе и половых отношениях, примером ее объекта — группа для родителей в детском здравоохранении.                                                           2) Другая форма психосоциальной работы применяется во время контактов с отдельными лицами, т.е. речь идет об индивидуально направленном воздействии.                                                                    Личность клиента затрагивается в большей степени, чем при оказании социальной помощи. Беседы являются по своему характеру поддерживающими и нацелены на проработку пограничных проблем. Речь может идти и о беседе с лицом, находящимся в кризисном состоянии, а также о советах в различной форме. Беседы не нуждаются в особой систематизации, а исходят из актуальных потребностей клиента. Не происходит вникания в прошлое индивида. Целью не является достижение каких-либо существенных изменений личности, даже если эффект и мог бы стать терапевтическим, т.е. лечебным и освобождающим. Работа, проводимая не специалистами, например, воспитателями или надзирателями различного вида, можно сказать, находится на данном уровне психосоциальной работы.

Методика   психосоциальной работы с детьми-сиротами

«В каждом возрастном периоде  выделяется ведущий тип деятельности, который оказывает наиболее существенное влияние становление психологических новообразований, определяющих уровень развития отдельных психических процессов, личности ребенка в целом, а также на формирование других деятельностей, задающих перспективу развития на следующих возрастных этапах» [22]. Только благодаря общению с взрослыми становится возможным усвоение детьми общественно — исторического опыта, в ходе которого совершается их психическое развитие. Особое значение общения состоит в том, что оно включается в механизм перевода ребенка от одного вида ведущей деятельности к другому. Цель психосоциального подхода — поддерживать равновесие между внутренней психической жизнью ребенка и межсистемными отношениями, влияющими на его жизнедеятельность. При психосоциальном подходе оптимистически рассматриваются возможности человека, высоко оцениваются потенциал личности и ее способности к росту и развитию при наличии соответствующих условий, ресурсов и помощи. Суть помощи — эффективное участие в решении психологических, межличностных и социальных проблем «личности в ситуации».                                                                   «Психосоциальная работа в условиях детского дома  про­во­ди­тся в фор­ме психопрофилактической деятельности: ин­ди­ви­ду­аль­ных, подгрупповых и груп­по­вых за­ня­тий, на ко­то­рых в про­цес­се мо­де­ли­рую­щих ви­дов дея­тель­но­сти — сю­жет­но-ро­ле­вой иг­ры, ри­со­ва­ния, кон­ст­руи­ро­ва­ния — ре­ша­ются по­став­лен­ные за­да­чи» [4, 10].  Осо­бое вни­ма­ние  уде­ляется соз­да­нию оп­ти­маль­ных ус­ло­вий, обес­пе­чи­ваю­щих об­ще­ние де­тей со свер­ст­ни­ка­ми и взрос­лы­ми. Для это­го в дет­ском до­ме ор­га­ни­зуются  груп­пы. При ком­плек­то­ва­нии групп  в первую оче­редь во вни­ма­ние при­ни­ма­ются род­ст­вен­ные свя­зи (бра­тья и се­ст­ры вхо­ди­ли в од­ну груп­пу), дру­же­ские от­но­ше­ния ме­ж­ду воспитанниками, а так­же вза­им­ные сим­па­тии де­тей и взрос­лых. Де­ло в то­м, что стар­шие вос­пи­тан­ни­ки  яв­ля­ют­ся но­си­те­ля­ми дет­ской суб­куль­ту­ры. Этот фак­тор ока­зы­ва­ет не­по­сред­ст­вен­ное влия­ние на ак­ти­ви­за­цию по­тен­ци­аль­ных воз­мож­но­стей млад­ших де­тей. Итак, формы проведения психосоциальной работы [11]:                                                                                                  Иг­ра-дра­ма­ти­за­ция. Это­му ви­ду психопрофилактической ра­бо­ты отводится ис­клю­чи­тель­ная роль в свя­зи с его ком­плекс­ным воз­дей­ст­ви­ем на раз­ви­тие ре­бен­ка. Вы­би­рая сказ­ку в ка­че­ст­ве ма­те­риа­ла для за­ня­тий, идет ори­ен­ти­ровка на дан­ные пси­хо­ло­ги­че­ских ис­сле­до­ва­ний, в ко­то­рых сказ­ка рас­смат­ри­ва­ет­ся как сред­ст­во твор­че­ско­го ос­вое­ния ми­ра, ко­то­рое по­зво­ля­ет до­шко­ль­ни­ку в осо­бой ме­та­фо­ри­че­ской фор­ме обо­зна­чить соб­ст­вен­ную кар­ти­ну ми­ра, раз­ви­ва­ет его эм­па­тий­ные чув­ст­ва. Проводимая предварительно работа над художественным произведением подготавливает почву для игр-драматизаций. Дети, которые уже умели выстраивать логику сюжета, говорить от имени персонажа и вести диалог, выполнять выразительные движения не стеснялись делать эмоциональные предпочтения. Это позволило в играх-драматизациях не механически заучивать текст роли, а конструировать высказывания персонажа в соответствии с мотивами поведения. Этот вид игр  дает психологу большие возможности для работы над содержанием роли и ее социальной направленностью.                                            Ро­ле­вые иг­ры парами. Учитывая социальные трудности воспитанников, в игре проводится предварительное обучение в малых подгруппах по 2-3 ребенка. Взрос­лый по­бу­ж­дает де­тей во­пло­щать в иг­ре свои за­мыс­лы, меч­ты и ув­ле­че­ния, те­ма­ти­че­ски свя­зан­ные с про­шед­шей экс­кур­си­ей. Основной акцент в работе делается науглубленное понимание и верное отражение межличностных и деловых отношений между игровыми персонажами.  Особенное внимание уделяется эмоционально-нравственному аспекту ролевых отношений. Ролевые игры в паре подготавливают воспитанников к коллективным сюжетно-ролевым играм в плане развития предметного и ролевого замещения, ролевого поведения и самостоятельности детей в формировании игрового замысла, а также последовательном изображении игровых событий.                                                            Психогимнастические этюды, упражнения и игры направлены на развитие выразительных движений и эмпатии (способности к сопереживанию), коррекцию эмоциональных состояний и приобретение навыков саморасслабления.                                                                                 Все виды психопрофилактической работы, по сути, направлены на подготовку воспитанников к самостоятельным сюжетно-ролевым играм, на развитие целостного механизма игры — знаковой функции сознания, ролевого поведения и воображаемой ситуации, а также на насыщение детских игр социальным содержанием. Вслед за овладением и широким использованием предметного замещения в нерегламентированных играх, психологу нужно было научить детей обобщенным игровым действиям замене их словом. «Обобщение и сокращение предметных действий и дальнейшая их замена изобразительными действиями подготавливали воспитанников к более высокому уровню символизации — моделированию человеческих отношений»  [11].
ГЛАВА 2   Опыт психосоциальной помощи с детьми-сиротами

2.1.        
Реализация психосоциальной помощи детям-сиротам в российской практике

В нашей стране первый опыт практического использования психологии в обучении и воспитании детей возник в начале XX века. Занимались этим специалисты в области педологии. «Содержание педологии как научной и практической сферы деятельности составляли: комплексное изучение ребенка, объединение и использование разнообразных психологических, физиологических и социологических знаний в работе с детьми» (Ждан) [442].                                                                    Психосоциальная  работа с сиротами в условиях московского детского дома:                                                                                                                    Ба­зо­вой для проводимой ра­бо­ты бы­ла вы­бра­на сю­жет­но-ро­ле­вая иг­ра как дея­тель­ность, оп­ре­де­ляю­щая пси­хо­со­ци­аль­ное раз­ви­тие детей. В качестве ведущего средства социализации игра была выбрана потому, что именно в сюжетной игре скрыт большой потенциал возможностей для обучения ребенка, оставшегося без попечения родителей, элементарным бытовым навыкам, которые являются крайней необходимостью для нормальной жизнедеятельности в обществе. Основная задача педагогов —  за­клю­ча­лась в фор­ми­ро­ва­нии у них осоз­нан­но­го от­но­ше­ния  и под­лин­но­го по­ни­ма­ния лич­но­ст­но-ори­ен­ти­ро­ван­ной мо­де­ли взаи­мо­дей­ст­вия с вос­пи­тан­ни­ка­ми, в по­вы­ше­нии их пси­хо­ло­ги­че­ской и пе­да­го­ги­че­ской гра­мот­но­сти, а также   в формировании у детей навыков и умений необходимых им в быту. В связи с этим на первое место встает проблема освоение навыков самообслуживания, которая является первым этапом социально-бытовой адаптации. Основными формами воспитания у детей навыков самообслуживания являются: индивидуальная работа и организованные сюжетные игры, ведь наилучшее усвоение любого материала происходит у детей в процессе игры.                                                                                              Занятия проводились в те­че­ние целого учеб­но­го го­да. В работе при­нимали уча­стие 36 вос­пи­тан­ни­ков пя­то­го, шес­то­го, седь­мо­го и вось­мо­го го­дов жиз­ни по 9 де­тей в ка­ж­дой воз­рас­тной груп­пе. По за­клю­че­нию ПМПК (психолого-медико-педагогической комиссии) все де­ти име­ли ди­аг­ноз  «за­держ­ка пси­хи­че­ско­го раз­ви­тия». Учи­ты­вая ре­шаю­щую роль взрос­ло­го в про­цес­се вхо­ж­де­ния ре­бен­ка в мир со­ци­аль­ных от­но­ше­ний, од­но­вре­мен­но про­во­ди­лась ра­бо­та по по­вы­ше­нию пси­хо­ло­ги­че­ской гра­мот­но­сти кол­лек­ти­ва пе­да­го­гов.                                                                                                              Работа на за­ня­тиях с взрос­лы­ми как ли­ца­ми, за­ме­няю­щи­ми со­ци­аль­ным си­ро­там ро­ди­те­лей, бы­ли при­ме­не­ны дос­та­точ­но из­вест­ные и на­шед­шие ши­ро­кое при­ме­не­ние в ро­ди­тель­ских груп­пах фор­мы пси­хо­те­ра­пев­ти­че­ской ра­бо­ты. Так, на лек­циях, в процессе груп­по­вых дис­кус­сий, ро­ле­вых игр, пси­хо­гим­на­сти­че­ских этю­дов, об­су­ж­де­ния пе­да­го­ги­че­ских си­туа­ций про­ис­хо­ди­ла пе­ре­ори­ен­та­ция сти­ля об­ще­ния взрос­лых с ав­то­ри­тар­но­го (власти) на па­ри­тет­ный (вежливости, компромисс), все вме­сте и ка­ж­дый лич­но для се­бя  вы­яв­лял пре­иму­ще­ст­ва диа­ло­ги­че­ских форм об­ще­ния.                                     Программа для детей  со­стоя­ла из 14 те­ма­ти­че­ских цик­лов. Ка­ж­дый цикл вклю­чал: экс­кур­сию, ин­ди­ви­ду­аль­ные и под­груп­по­вые кор­рек­ци­он­но-раз­ви­ваю­щие ­за­ня­тия, а также  организуемые взрослым в свободное время занятия по интересам. В це­лом, эти раз­ные фор­мы об­ще­ния и со­труд­ни­че­ст­ва де­тей и взрос­лых, объ­е­ди­ня­лись об­щей те­мой, средствами и кор­рек­ци­он­но-раз­ви­ваю­щи­ми за­да­ча­ми.                                                                                 В связи с про­бле­мой де­фи­ци­тар­но­сти пред­став­ле­ний де­тей в ус­ло­ви­ях ог­ра­ни­чен­ных со­ци­аль­ных влия­ний об ок­ру­жаю­щем ми­ре бы­ли вы­де­ле­ны об­лас­ти дей­ст­ви­тель­но­сти, приобщение к которым обусловливает психическое, социальное и личностное развитие ребенка. «Я сре­ди людей», «Я в при­ро­де», «Я во вре­ме­ни». Психопрофилактическая работа призвана была обеспечить полноту, подвижность и функциональную пригодность пред­став­ле­ний детей об этих сфе­рах дей­ст­ви­тель­но­сти, а также по­ни­ма­ние соб­ст­вен­но­го мес­та в ок­ру­жаю­щем ми­ре. Таким образом, в целом ра­бо­та была направлена на фор­ми­ро­вание у ре­бен­ка (ес­те­ст­вен­но, в дос­туп­ных его по­ни­ма­нию пре­де­лах) пер­во­на­чаль­ных пред­став­ле­ний о се­бе как о субъ­ек­те социального, куль­тур­но-ис­то­ри­че­ско­го и при­род­но­го про­цес­сов. Этому способствовали рас­ска­зы пе­да­го­га-психолога о при­ро­де род­но­го края, включающие эле­мен­тар­ные об­ще­ст­во­вед­че­ские и ис­то­ри­че­ские све­де­ния. Детей учили вос­при­ни­мать ок­ру­жаю­щий мир в его по­сту­па­тель­ном раз­ви­тии, по­ни­мать взаи­мо­связь про­ис­хо­дя­щих яв­ле­ний и их обусловленность предшествующими со­бы­тия­ми.                                                                       Открытие но­вой об­ла­сти дей­ст­ви­тель­но­сти начиналось со зна­ком­ст­ва с объ­ек­та­ми, затем их дей­ст­вия­ми и от­но­ше­ния­ми. Та­кая по­сле­до­ва­тель­ность обес­пе­чи­ва­ла воз­ник­но­ве­ние осоз­нан­ных пред­став­ле­ний-об­ра­зов социального характера, при­год­ных в даль­ней­шем для мыс­ли­тель­ных про­цес­сов, иг­ры и про­дук­тив­ных ви­дов дея­тель­но­сти. Зна­чи­тель­ное вни­ма­ние бы­ло уде­ле­но уме­нию де­тей срав­ни­вать изу­чае­мый ма­те­ри­ал с ана­ло­гич­ны­ми яв­ле­ния­ми и со­бы­тия­ми, а так­же вы­де­лять об­щие и су­ще­ст­вен­ные при­зна­ки. Та­кая ра­бо­та по фор­ми­ро­ва­нию осо­бых пред­став­ле­ний про­во­ди­лась в про­цес­се спе­ци­аль­но ор­га­ни­зо­ван­ных на­блю­де­ний, бе­сед, игр, ри­со­ва­ния. Ушин­ский К.Д. раз­ра­бо­тав­ший сис­те­му на­чаль­но­го обу­че­ния де­тей, го­во­рил об обя­зан­но­сти пе­да­го­га «учить ди­тя на­блю­дать вер­но и обо­га­щать его душу, воз­мож­но пол­ны­ми, вер­ны­ми, яр­ки­ми об­раз­ца­ми, ко­то­рые по­том ста­но­вят­ся эле­мен­та­ми его мыс­ли­тель­но­го про­цесса»  [21].                                                 Вы­гот­ский Л.С. в ка­че­ст­ве еди­ни­цы ана­ли­за со­ци­аль­ной си­туа­ции раз­ви­тия вы­де­лил эмо­цио­наль­ное от­но­ше­ние ре­бен­ка к сре­де. «В детс­ком вос­при­ятии ок­ру­жаю­ще­го ми­ра не­раз­рыв­но свя­за­ны ин­тел­лект и аф­фект, объ­ек­тив­ная ре­аль­ность и субъ­ек­тив­ные пе­ре­жи­ва­ния» [8, 9; 352]. По­это­му на мно­гих за­ня­ти­ях на пер­вый план вы­сту­пал чув­ст­вен­ный ком­по­нент по­зна­ния ок­ру­жаю­щей дей­ст­ви­тель­но­сти, а ког­ни­тив­ный вы­сту­пал как вспо­мо­га­тель­ный. К ка­ж­дой встре­че с деть­ми спе­ци­аль­но под­го­тав­ли­вал­ся эмо­цио­наль­но на­сы­щен­ный по­зна­ва­тель­ный ма­те­ри­ал, на­гляд­ные по­со­бия, му­зы­каль­ное со­про­во­ж­де­ние и обо­ру­до­ва­ние для сво­бод­ных твор­че­ских за­ня­тий. Таким образом, согласно теоретическим положениям Выготского Л.С. [8, 9], развиваемых затем в работах Леонтьева А.Н.  [10; 5-6], Запорожца А.В. [13], Эльконина Д.Б. [23; 125-195], Божовича Л.И.  [7], Лисиной М.И. [17] развитие ребенка происходит в результате усвоения общественно-исторического (социального) опыта, накопленного предшествующими поколениями и воплощенного в продуктах материальной и духовной культуры людей. Условиями психологического развития служат биологические факторы (врожденные свойства организма, его полноценное созревание), источником — социальные (общественная среда), а движущей силой — активное взаимодействие ребенка с окружающим миром.

2.2.        
Опыт психосоциальной помощи детям-сиротам в Пермском крае

Главным условием полноценного психоэмоционального развития ребенка является родительская семья с соответствующей природе формирующегося ребенка организацией жизни, с присущим только биологической семье уровнем общения с родными, и особенно с матерью. В связи с этим, в Пермском крае я выделила следующие психосоциальные программы:                                                                                                                — краевая целевая программа  «Семья и дети Пермского края на 2006 – 2010 годы» которая направлена на оказание помощи всем категориям лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, — выпускникам государственных учреждений и выпускникам всех моделей замещающих семей;                                                                                                      концепция постинтернатной адаптации выпускников  ГКОУ «Детский дом»  г. Горнозаводска. Идея концепции — отразить те варианты поддержки молодых людей, которые помогут им стать полноправным членами  общества;             проект «Центр психолого-медико-социального сопровождения» г. Перми. Главной задачей  проекта является — расширение форм и видов помощи воспитанникам детских домов юношеского возраста, создание условий для успешной социальной адаптации выпускников детских домов и школ-интернатов для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, в социуме с использованием возможностей профессиональной замещающей семьи;                                                                                                      «Патронатное воспитание» в детском доме № 16  г. Перми.                     Подробнее остановлюсь на последней программе.  Основываясь на опыте психосоциальной помощи в Пермском крае, хочу выделить детский дом № 16 г. Перми с его психосоциальной программой «патронатное воспитание». Целью данной программы  является — устройство  воспитанников в семью [14, 15].                                                                      В настоящее время детский дом №16 представляет собой динамичную педагогическую и воспитательную систему. Весь коллектив (включая патронатных воспитателей) — это настоящая команда единомышленников и профессионалов. В работе четко определились два принципиально новых для детского дома направления:                                                                                            поиск, отбор и подготовка патронатных воспитателей;                             – реабилитационная деятельность, включающая подготовку ребенка к помещению в семью.                                                                     Реабилитационное направление деятельности осуществляется в рамках всей воспитательно-образовательной работы детского дома. Следует заметить, что, поскольку 90% детей, поступающих в детский дом, соматически ослаблены или имеют целый букет хронических заболеваний, одной из задач учреждения на этапе опытно-экспериментальной работы было внедрение укрепляющих здоровье технологий в режимные рамки. Также настоящее время усилия педагогического коллектива и медицинского персонала направлены на выявление причин дезадаптации (нарушение адаптации, приспособление организма к постоянно меняющимся условиям внешней или внутренней среды), диагностику (оценку) психического, эмоционального состояния ребенка, прогнозирование его дальнейшего развития, планирование реабилитационных мероприятий, а также на разработку рекомендаций по подбору вероятной семьи для ребенка. Методическое обеспечение психосоциального процесса тщательно подобрано и апробировано в течение двух лет: в детском доме используется сочетание воспитательных программ и авторских методических разработок специалистов учреждения. Так, для малышей используется программа «Маленькие ступеньки», позволяющая очень рано диагностировать отставание в развитии ребенка в режимных моментах. Диагностику проводят воспитатели под наблюдением специалистов, которые анализируют полученные результаты и определяют комплекс дальнейших мероприятий. Обучение дошкольников в детском доме ведется преподавателями по авторским программам. Воспитатели используют пилотные программы «Коррекция и развитие», «Воспитатель XXI века» (Е. Худенко).

Учебный курс «Песочная сказка», разработанный одним из наших педагогов, эффективен при коррекции негативных эмоциональных состояний.                     Работа по выявлению детей, нуждающихся в первоочередном устройстве в патронатную семью, начинается с изучения личных дел воспитанников и сбора информации о жизни ребенка до поступления в детский дом. Собираются сведения о кровной семье, ближайших родственниках и окружении семьи, соседях, а также данные об образовании и здоровье ребенка. Решение об устройстве ребенка в патронатную семью, утверждение индивидуального плана его реабилитации и развития в патронатной семье вырабатываются на медико-психолого-педагогическом консилиуме детского дома.                                                                              В настоящее время в патронатных семьях постоянно проживают более половины воспитанников нашего дома в возрасте от 1,5 до 16 лет. Это позволяет предоставлять детям более комфортные условия проживания и эффективнее осуществлять реабилитационную работу с ними. Обязательным условием успешности воспитания детей в патронатных семьях является психолого-медико-педагогическое сопровождение. Все семьи включены в схему сопровождения специалистами детского дома. Врач-педиатр учреждения курирует детей по основным (хроническим) заболеваниям и контролирует обязательное прохождение диспансеризации. Раз в год проводится полное медицинское обследование воспитанников.         Текущий контроль жизни и развития ребенка осуществляется в разных формах:                     – при встречах с детьми и патронатными воспитателями во время отдыха, праздника в детском доме, при участии детей в коррекционных и реабилитационных занятиях у психолога, при общении с воспитателями на семинарах по проблемам воспитания и развития детей;                                              – при посещении патронатной семьи социальным работником, специалистами (психологом, педагогом, логопедом, педиатром), через специальное обследование семьи и ребенка с помощью анкетирования. Несомненным достоинством этих форм является простота и ясность вопросов, обращенных к патронатному воспитателю и ребенку. Работа с данными формами не требует психологических тестов или медицинского обследования. Содержание форм направлено на выяснение возможностей, предоставленных ребенку для жизни и развития, а также степени их реализации.
         Другой путь мониторинга развития — диагностика. Первый раз она проводится через 1–1,5 месяца после помещения ребенка в семью, далее — раз в полгода и по показаниям психолога.
                                               Диагностика позволяет выявить личностные нарушения у воспитанника, определить механизмы негативных воздействий на развитие личности ребенка. Диагностику проводит социальный педагог совместно с психологом по следующим направлениям:                                                               – диагностика межличностных отношений;                                                       – диагностика внутри личностных проблем ребенка;                                          – диагностика реальных психологических возможностей ребенка.                  Одним из критериев эффективности является разработанное специалистами детского дома понятие успешности патронатной семьи. Оно включает в себя следующие составляющие:                                                            – устойчивость (длительность существования, перспектива нахождения воспитанника в семье до совершеннолетия);                                                                – комфортность для воспитанника (бытовая и психологическая);                      – открытость (способность к сотрудничеству с учреждением в плане воспитания, реабилитации и развития ребенка);                                                        – результативность (эффективность реабилитационного, развивающего и воспитательного процессов);– уровень интеграции (показатель того, насколько воспитанник чувствует себя членом данной семьи).                              Коэффициент успешности каждой из патронатных семей определялся путем вычисления среднего арифметического от суммы показателей составляющих. Показатель успешности определялся по трехбалльной шкале (на основании обследований психологов и социальных педагогов и мониторинга динамики развития детей):                                                                           1 балл — низкий уровень;                                                                                2 балла — средний уровень;                                                                               3 балла — высокий уровень.                                                                                    По результатам мониторинга (25 патронатных семей) общий коэффициент успешности составляет  2,61 балла. Очевидно, что степень успешности патронатных семей в целом выше среднего. Наиболее высока она в семьях, существующих больше года, где воспитанник уже адаптировался к новым условиям. При определении показателей устойчивости и комфортности рассматривались также результаты работы с членами семьи патронатного воспитателя: семейные социопрограммы, результаты анкетирования, личностных тестов и прочее.                                            Для патронатных воспитателей и их воспитанников детский дом — место, куда они могут прийти и с радостями, и с проблемами. И взрослые, и дети — желанные гости.

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

«Стартовые позиции детей-сирот в жизни обусловлены как уровнем физического, так  и психического здоровья» [2].                                   «Наиболее тяжелый след в психологической жизни ребенка оставляет «социальное» сиротство. Чем раньше ребенок отрывается от родительской семьи, тем более выражены деформации по всем направлениям психологического развития» (Стебелева Е.А.) [20]. Основным приобретенным дефектом оказывается задержка и искажение интеллектуального и личностного развития вследствие социальной депривации (лишение или ограничение возможностей удовлетворения жизненно важных потребностей).

                                                              Общение воспитанников домов ребенка имеет специфические особенности. Они связаны с последствиями социальной адаптации, трудностями перехода из воспитания в семье в дом ребенка, сложностью усвоения социальных норм межличностного взаимодействия, искаженными, нереальными представлениями о социальной норме общения, клиническими проявлениями задержки в развитии и связанными с ними психическими и соматическими заболеваниями. Ребенку следует обеспечить поступление достаточного количества стимулов из окружающей среды. На более высоком уровне необходимо включить ребенка в общество и предоставить ему возможность овладеть в нем направленными ролями, что и входит в задачи психосоциальной помощи. В обществе и при помощи общества ребенок избавляется от последствий депривации и создает новые благоприятные отношения к собственному окружению.                                                        Сегодня все это может быть осуществлено при условии постоянной работы профессионального психолога, который совместно с воспитателями и учителями изучал бы воспитанников, разрабатывал и осуществлял такие развивающие, психопрофилактические и психокоррекционные программы, которые компенсировали бы неблагополучный опыт и обстоятельства жизни этих детей и способствовали прогрессивному формированию их личности. Данные формы психосоциальной работы я проанализировала на примере Московоского детского дома, где в про­цес­се мо­де­ли­рую­щих ви­дов дея­тель­но­сти — сю­жет­но-ро­ле­вой иг­ры, ри­со­ва­ния, кон­ст­руи­ро­ва­ния происходит развитие знаковой функции сознания, ролевого поведения и воображаемой ситуации, а также моделирование человеческих отношений. Также целесообразно продолжить оказание психологической помощи маленьким детям, если они усыновляются или отдаются на попечение в другие семьи, ведь именно в семье раскрывается личностный потенциал ребенка. «Практика показала, что семьи, взявшие на воспитание не родных детей, часто сталкиваются с проблемами, истоки которых коренятся в эмоциональных травмах, полученных в раннем детстве» [9].                               Чаще всего, усыновители оказываются неготовыми к ним и допускают педагогические просчеты, поэтому и возникает необходимость в разработке и внедрении комплексной психологической программы помощи усыновленным детям и семьям, взявших их на воспитание в так называемой  «Патронатное воспитание», которая в свою очередь, с помощью комплекса определенных программ  оказывает им нужную помощь. Эта программа была проанализирована мной на примере Пермского детского дома № 16, где степень успешности патронатных семей в целом выше среднего.                           Все описанные мною методики психосоциальной помощи имеют положительный результат, что очень важно т.к. они влияют на психическое и социальное развитие  детей-сирот.                                                                    В современных условиях забота о детях-сиротах и детях оставшихся без попечения родителей, становится одним из приоритетных направлений деятельности органов государственной власти и местного самоуправления в области социальной политики. «Каждый ребенок, лишенный родительского попечения, должен рассматриваться как терпящий бедствие, и для его спасения необходимо помещать несовершеннолетнего в замещающую семью, всеми доступными, законными способами, признавая тот факт, что ребенку для полного и гармоничного развития личности необходимо расти в атмосфере заботы, любви и понимании» [8]. В российской практике сложились несколько форм семейного устройства сирот и детей, лишенных родительского попечения: усыновление, опека (попечительство), приемная семья. Именно семья — важнейший социальный мир. В семье происходит первичная социализация и воспитание ребенка, в ходе которых отмечается эмоционально-личностное развитие ребенка, которое напрямую зависит от социальных условий среды социализации (семьи).

                                          В результате выполнения курсовой работы все поставленные мной задачи были выполнены.

БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЙ СПИСОК

I.                   Нормативно-правовая база

1.                 Семейный кодекс РФ  «О дополнительных гарантиях по социальной защите детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей» (от 21 декабря 1996 года № 159-ФЗ, в ред. от 7 августа 2000 года № 122-ФЗ)

II.                Литература

2. Авдиенко, И.В. «Организационно-управленческие аспекты развития профессиональной компетентности взрослых, ответственных за успешную социализацию детей, оставшихся без попечения родителей» /И.В. Авдиенко // Образование Омской области .-  2010.-  № 03 (22)                                          3. Адлер А. Понять природу человека СПб.,1997 [Электронный ресурс]; Режим доступа (http://www.pedlib.ru)                                                                4. Барбару Леннер-Аксельсон, Ингела Тюлефорс. Психосоциальная помощь населению. – М., 1998. – 232 с.                                                                           5. Беззубик К.В. Содержание и методика психосоциальной работы в системе социальной работы: Учеб. пособие. / Под ред. Е.А. Сигиды. — М.: ИНФРА-М, 2008. — 168 с. — (Высшее образование)                                                                 6. Бреева Е.Б. Дети в современном обществе / Е.Б. Бреева; Рос. акад. наук, Ин-т социально-экономических проблема родонаселения. – М.: Эдиториал УРСС, 1999.- 212 с. [Электронный ресурс]; Режим доступа http://library.petrsu.ru                                                                                           7. Божович Л. И. “О нравственном развитии и воспитании детей// вопросы психологии”, Москва, 1975 г.                                                                                      8. Выготский Л.С. Психология развития ребенка. М.: Изд-во Смысл, Изд-во Эксмо, 2004. [Электронный ресурс]; Режим доступа (http://festival.1september.ru)

9. Выготский Л.С. Психология развития человека. – М.: Изд-во Смысл; Изд-во Эксмо, 2005. – с.636., ил.- (Библиотека всемирной психологии) [Электронный ресурс]; Режим доступа (http://festival.1september.ru) 10.    Гулина, М.А.  Психология социальной работы /  Под ред. М.А. Гулиной. – СПб.: Питер, 2002. – 352 с.6.  [Электронный ресурс]; Режим доступа                    ( http://www.bookler.ru)                                                     11. Егорова, М.А. Методические рекомендации по организации работы психолога в дошкольном детском доме [текст]/ М.А.Егорова //Психология труда.-2010. [Электронный ресурс]; Режим доступа (http://www.fpo.ru)          12. Ждан А.Н. История психологии: от античности к современности: Учебник для студентов психологических факультетов университетов. —  Изд. 2-е. – М.: Изд-во «Российское педагогическое агентство», 1997.-442с.           13. Запорожец А.В. Избранные психологические труды. Изд-во: М., Директ-Медиа, 2008г.                                                                                                       14.  Колосова, В.П. Из детского дома —  в семью [текст] /В.П.Колосова //Детский   дом.- 2004.- № 13.- С. 39   
                                                        
15.  Колосова, В.П. Проблемы подготовки воспитанников учреждений для детей-сирот к самостоятельной жизни [текст] /В.П.Колосова //Детский дом.- 2009.- № 32.- С.11                                                                                             16. Леонтьев А.Н. Проблемы развития психики. М., Изд-во Академии педагогических наук РСФСР, 1959.                                                                         17. Лисина М.И. Формирование личности ребенка в общении. Изд-во Питер, 2009г.                                                                                                         18. Пономарева, С.В. «Опыт социально-психологической адаптации детей, оставшихся без попечения родителей, в ДОЛ «Пионер» /С.В. Пономарева //Интерактивное образование.- 2008.- №20

19.            Семья Г.В. Дети-сироты в России. — М. ., 2002                                              20. Стебелева, Е.А. Дети-сироты: консультирование и диагностика развития / Ред. Е.А. Стребелева; Под ред. Е.А. Стребелевой. — М.: Полиграф сервис, 1998. – с. 12-329. [Электронный ресурс]; Режим доступа   (http://www.lib.ua-ru.net)                                                                                                                     21. Ушинский К.Д. Педагогические сочинения: В 6 т. Т. 5/Сост. С.Ф. Егоров. — М.: Педагогика, 1990. — 528 с.  [Электронный ресурс]; Режим доступа   (http://studentdream.narod.ru)                                                                                   22. Фирсов М.В., Шапиро Б.Ю. Психология социальной работы: Содержание и методы психосоциальной практики. – М., 2002. – 192 с                                                        23. Эльконин, Д.Б.  Детская психология. М., 1960. [Электронный ресурс]; Режим доступа  ( http://psyjournals.ru)