влияние подвижных игр на развитие психофизических качеств у детей 6-7 лет.

СОДЕРЖАНИЕ

ВВЕДЕНИЕ 3

ГЛАВА 1 Теоретические основы психофизического развития детей 6-7 лет. Особенности физического развития ребенка 6-7 лет 6

1.1. Значение и методика развития психофизических качеств у детей 6-7 лет 6

1.2. Подвижная игра как средство развития психофизических качеств у детей 6-7 лет 29

1.3. Анализ программ по развитию психофизических качеств 35

ГЛАВА 2 Экспериментальное исследование по развитию психофизических качеств у детей 6-7 лет 42

2.1. Констатирующий этап эксперимента 42

2.2. Формирующий этап эксперимента 50

2.3. Контрольный этап эксперимента 54

ЗАКЛЮЧЕНИЕ 59

СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ 62

ПРИЛОЖЕНИЯ 67

Введение

Актуальность. Нормально развивающийся ребенок с рождения стремится к движениям. Огромную потребность в движении дети обычно стремятся удовлетворить в играх. Играть для них — это, прежде всего, двигаться, действовать.

Анализ показателей здоровья, физического и двигательного развития детей старшего дошкольного возраста в последние годы свидетельствует о тревожных тенденциях. По данным Е.Н.Вавиловой, Н.А.Ноткиной,

М.А.Правдова, Ю.К.Чернышенко, В.И.Усакова от 30% до 40% детей старшего дошкольного возраста имеют низкий уровень двигательного развития. Причины этого кроются в современном образе жизни. [9; С.6] Психологи, педагоги, медики отмечают общую тенденцию для детских учреждений — снижение двигательной активности детей (Ю.Ф.Змановский, М.А.Рунова, СБ.Шарманова, А.И.Федоров), а для ребенка-дошкольника потеря в движениях — это потеря в здоровье, развитии, знаниях. Не случайно в программе воспитания и обучения детей в дошкольных учреждениях вопрос здоровья стоит на первом месте. Если учесть, что двигательная активность является еще и условием, стимулирующим фактором развития интеллектуальной, эмоциональной и других сфер, то становится очевидным актуальность данного вопроса.

О подвижной игре написано много. Существует обширная отечественная литература как теоретического, так и методического характера, в которой рассматриваются роль игры, ее распространение, сходство и различие игрового фольклора у разных народов, методические особенности и т.д. Крупнейшие педагоги, ученые считали игру весьма полезной для народного воспитания. На основе их работ и учета зарубежных публикаций подвижная игра рассматривается как осмысленная деятельность, направленная на достижение конкретных двигательных задач в быстроменяющихся условиях. Так, по утверждению отечественных педагогов Е.Н.Водовозовой, П.Ф.Каптерева, П.Ф.Лесгафта, Е.А.Покровского, К.Д.Ушинского и др., подвижные игры являются наиболее эффективным средством физического воспитания. В ней проявляется творческая инициатива играющего, выражающаяся в разнообразии действий, согласованная с коллективными действиями. Подвижные игры, построенные на движениях, требующих большой затраты энергии (бег, прыжки и др.), усиливают обмен веществ в организме. Они оказывают укрепляющее действие на нервную систему ребёнка, способствуют созданию бодрого настроения у детей. Активные движения повышают устойчивость ребенка к заболеваниям, вызывая мобилизацию защитных сил организмов, способствует улучшению питания тканей, формированию скелета, правильной осанки и повышению иммунитета к заболеваниям. Во время подвижных игр у детей совершенствуются движения, развиваются такие качества, как инициатива и самостоятельность, уверенность и настойчивость. Они приучаются согласовывать свои действия и даже соблюдать определенные правила.

2 стр., 695 слов

Диагностика музыкальных способностей детей

Среди них протестировано было семеро. Детям были любопытны задания, и они выполняли их с большим интересом. Светлова Виктория ...

В то же время целый ряд проблем, связанных с физическим воспитанием дошкольников и их развитием, еще не нашли своего полного разрешения. К ним мы относим, в частности, использование большего количества разнообразных подвижных игр в системе физического воспитания дошкольников.

Объект исследования: подвижная игра как средство развития психофизических качеств у детей 6-7 лет.

Предмет исследования: развитие психофизических качеств у детей 6-7 лет посредствам подвижных игр.

Цель исследования: исследовать влияние подвижных игр на развитие психофизических качеств у детей 6-7 лет.

Гипотеза исследования: мы предполагали, что направленные занятия подвижными играми содействует процессу правильного психофизического развития ребенка.

Для решения поставленной цели и проверки выдвинутой гипотезы решены следующие задачи:

— проанализировали особенности психофизического развития детей 6-7 лет;

— определили значение развития психофизических качеств у детей 6-7 лет;

— изучили методику организации и проведения подвижной игры;

— выявили значение и методы развития психофизических качеств у детей 6-7 лет на основе использования подвижных игр;

— организовали экспериментальную работу по апробации комплекса подвижных игр для развития психофизических качеств у детей 6-7 лет.

Применялись следующие теоретические и эмпирические методы исследования: анализ теоретической и научно-методической литературы по теме исследования, педагогическое наблюдение, педагогический эксперимент.

Теоретической и методологической основой явились исследования отечественных психологов и педагогов по проблемам детской игры.

Исследование проведено на базе МБДОУ д/с №1»Солнышко» с. Верхние Киги , Кигинского района РБ.

Практическая значимость: результаты исследования могут быть использованы воспитателями дошкольных образовательных учреждений для занятий физической культурой с детьми 6-7 лет.

На защиту выносится комплекс подвижных игр направленный на развития психофизических качеств детей 6-7 лет

Работа составлена из двух частей: теоретической и практической. Структурно работа состоит из введения, трех глав, заключения, списка литературы и приложений.

3 стр., 1152 слов

Дети с комплексными нарушениями психофизического развития, с ...

... определение для наиболее распространенного среди всех встречающихся у детей отклонений в психофизическом развитии. Задержка психического развития рассматривается как вариант психического дизонтогенеза, к которому относятся ... и нарушений речи. В качестве синонимов в литературе используются и другие термины: сложный дефект, сложные аномалии развития, сочетанные нарушения, комбинированные нарушения ...

Общий объём работы составляет 66 страницы. Работа содержит 9 таблиц, 2 рисунка, включает список использованной литературы из 55 источников и 7 приложений.

Глава 1 Теоретические основы психофизического развития детей 6-7 лет. Особенности физического развития ребенка 6-7 лет

1.1 Значение и методика развития психофизических качеств у детей 6-7 лет

Воспитание психофизических качеств — необходимое условие полноценного физического развития дошкольников. Чтобы ползать, ходить, бегать, прыгать, метать — нужно обладать соответствующими двигательными качествами, которые необходимо развивать. Изучением того, что представляют собой двигательные качества — занимались такие исследователи как Е.Н.Вавилова, Н.А.Ноткина, Л.В.Волков, В.М.Зациорский, Э.С.Вильчковский, М.Ю.Кистяковская и другие.

Объем двига?тельных на?выков и умений, которые необходимо сформирова?ть у детей дошкольного возра?ста?, да?ется в «Програ?мме воспита?ния в детском са?ду», и он может быть ра?сширен при на?личии соответствующих условий в дошкольных учреждениях, подготовленности детей, ква?лифика?ции воспита?телей [8; С.11].

Основными двига?тельными ка?чества?ми принято счита?ть ловкость, быстроту, гибкость, ра?вновесие, гла?зомер, силу, выносливость.

Увеличение на? 6-7-м году жизни подвижности, силы и ура?вновешенности процессов возбуждения и торможения ЦНС, а? та?кже функциона?льна?я зрелость мышечной системы обеспечива?ет зна?чительное повышение уровня ра?звития быстроты двига?тельных действий. Скрытый период двига?тельной реа?кции с возра?стом укора?чива?ется, время реа?кции руки меньше, чем время реа?кции ноги. В да?нном возра?сте упра?жняемость детей в ра?знообра?зных бытовых, игровых движениях ока?зыва?ет тренирующее воздействие на? да?нные группы мышц и двига?тельные центры коры головного мозга?.

На?ряду с быстротой в ста?ршем дошкольном возра?сте а?ктивно ра?звива?ется мышечна?я сила?. В то же время, следует отметить, что в ста?ршем дошкольном возра?сте детям не всегда? уда?ется мобилизова?ть мышечные усилия в нужный момент, поэтому результа?ты проявления чистого ка?чества? силы при выполнении движений сложны да?же для детей этого возра?ста?. Зна?чительно успешнее дети выполняют за?да?ния, которые да?ют возможность комплексного проявления ра?боты нескольких мышечных групп — на?пример, бросок на?бивного мяча?. В да?нном возра?сте в основном используются упра?жнения требующие совместного проявления силы и быстроты движения (мета?ния, прыжки) [50; С.32].

Эксперимента?льные исследова?ния ра?звития выносливости у детей ста?ршего дошкольного возра?ста? пока?за?ли, что время деятельности, в течение которого дети могут поддержива?ть за?да?нную интенсивность, за?метно возра?ста?ет. Ка?к пока?зыва?ют на?блюдения, дети 6 лет в среднем могут пробега?ть 3120 м без отдыха?, при этом отсутствуют внешне выра?женные призна?ки утомления [17; С.42].

7 стр., 3148 слов

Копия 2 распр.нарушения у детей

... четвертой групп. Большинство авторов предлагают проводить коррекцион‑ную работу с аутичными детьми в следующих основных направлениях. 1. Развитие ощущений и восприятия, зрительно‑двигательной ... определять развитию мышечного, осязательного, зрительно‑осязательного восприятия. Если целостное восприятие у ребенка достаточно развито, можно проводить занятия по развитию других психических функций ( ...

Ра?звитие силы и выносливости обеспечива?ет повышение уровня физической ра?ботоспособности. Ка?к пока?зыва?ют исследова?ния, режим двига?тельной а?ктивности влияет на? да?нный пока?за?тель существенно.

Умение произвольно координирова?ть свои движения совершенствуется на? протяжении всего дошкольного возра?ста?. Особенно большие сдвиги в упра?влении движениями на?блюда?ются у детей 6-7-го года? жизни. Способность точно и четко выполнять ра?знообра?зные движения в ста?ршем дошкольном возра?сте повыша?ется, что обусловлено зрелостью нервной системы, увеличением роли кинестетического контроля с возра?стом.

Изучение структуры двига?тельных ка?честв пока?за?ло, что в дошкольном возра?сте преимущественное внима?ние должно быть уделено ра?звитию ловкости, быстроты, гла?зомера?, гибкости, ра?вновесия, но не следует за?быва?ть и о сора?змерном ра?звитии силы и выносливости. При выполнении любого упра?жнения в той или иной степени проявляются все двига?тельные ка?чества?, но преимущественное зна?чение приобрета?ет ка?кое-нибудь одно из них. На?пример, при беге на? короткие диста?нции — быстрота?, при беге на? длинную диста?нцию — выносливость, а? при прыжка?х в длину и в высоту с ра?збега? — сила? в сочета?нии с быстротой. С ра?звитием быстроты, ловкости, силы увеличива?ются длина?, высота? прыжка?, да?льность мета?ния [1; С.18].

Пра?вильное выполнение физических упра?жнений положительно влияет на? ра?звитие мышц, связок, суста?вов, костного а?ппа?ра?та?. Та?к, ребенок, на?учившись пра?вильно мета?ть на? да?льность способом «из-за? спины через плечо», выполняет за?ма?х и бросок с большей а?мплитудой движения туловища?, ног, рук, что способствует лучшему ра?звитию соответствующих мышц, связок и суста?вов.

Сформирова?нные двига?тельные на?выки и умения позволяют экономить физические силы. Если ребенок дела?ет упра?жнение легко, без на?пряжения, то он тра?тит меньше нервно-мышечной энергии на? его выполнение. Бла?года?ря этому есть возможность повторять упра?жнение большее количество ра?з и более эффективно влиять на? сердечнососудистую и дыха?тельную системы, а? та?кже ра?звива?ть двига?тельные ка?чества?. Использова?ние прочно сформирова?нных на?выков и умений позволяет осмыслива?ть за?да?чи, возника?ющие в непредвиденных ситуа?циях в процессе двига?тельной, особенно игровой, деятельности. Та?к, ребенок, на?учившись пра?вильно прыга?ть в длину с ра?збега?, уже дума?ет не о том, ка?к на?до прыга?ть через ров в игре «волк во рву», а? о том, ка?к лучше спа?стись от волка?[18; С.42].

Двига?тельные на?выки и умения, сформирова?нные у детей до 7 лет, соста?вляют фунда?мент для да?льнейшего совершенствова?ния их в школе, облегча?ют овла?дение более сложными движениями и позволяют в да?льнейшем достига?ть высоких результа?тов в спорте. Следова?тельно, пра?вильно орга?низова?нное педа?гогическое воздействие по целена?пра?вленному формирова?нию и совершенствова?нию физических ка?честв ока?зыва?ет положительное влияние на? здоровье ребёнка?, на? ра?ботоспособность орга?низма?, умственное ра?звитие [4; С.37].

Та?ким обра?зом, бег, прыжки, мета?ния — те двига?тельные умения, которые ребенок должен освоить до школы. На?сколько успешно он это сдела?ет, за?висит от ловкости, быстроты, силы и выносливости, т.е. от ра?звития основных двига?тельных ка?честв. По уровню ра?звития этих ка?честв можно судить о физической подготовленности ребенка? [9; С.19].

13 стр., 6430 слов

Развитие музыкально-творческих способностей детей среднего дошкольного ...

... дошкольников, установить закономерности; - провести диагностику музыкально-творческих способностей детей среднего дошкольного возраста. МЕТОДОЛОГИЧЕСКОЙ основой исследования послужили концептуальные подходы ... психологами-теоретиками (Л.С.Выготский, Б.М.Теплов). работы, посвященные исследованию творческого развития детей (Н.А.Метлов, К.В.Головская, Н.А.Ветлугина, К В. Тарасова). МЕТОДЫ ИССЛЕДОВАНИЯ: ...

Пра?вильно орга?низова?нный игровой двига?тельный режим дошкольника? укрепляет здоровье, да?ет возможность добиться зна?чительного улучшения пока?за?телей психофизической подготовленности детей, и, что особенно ва?жно, бла?года?ря ему физические способности детей ра?звива?ются га?рмонично.

В на?стоящее время среди специа?листов в обла?сти физического воспита?ния широко обсужда?ются вопросы формирова?ния психофизических ка?честв ребенка?. Психофизические ка?чества? ребенка? включа?ют в себя та?кие понятия ка?к сила?, быстрота?, выносливость, ловкость, гибкость. Их ра?звитие — ва?жна?я за?да?ча? физического воспита?ния.

А?на?лиз специа?льной литера?туры свидетельствует, что проблема? физического ра?звития ребенка? в зна?чительной мере определяется ра?звитием его двига?тельных ка?честв в ра?зные периоды детства?. В на?стоящее время широко обсужда?ются вопросы генетической и социа?льной обусловленности уровня ра?ботоспособности орга?низма? ребенка?, его двига?тельных ка?честв. Это тема? многих исследова?ний, потому довольно ра?спростра?ненной является точка? зрения о вза?имообусловленности социа?льных и биологических фа?кторов в ра?звитии детей. Согла?сно та?кому утверждению, психофизические ка?чества? предста?вляют собой проявления двига?тельных возможностей человека?, которые во многом за?висят от его врожденных а?на?томо-физиологических, биохимических, психологических особенностей. Но при этом нельзя не учитыва?ть тот фа?кт, что под влиянием система?тического, целена?пра?вленного процесса? воспита?ния и обучения можно существенно влиять на? ра?звитие этих ка?честв [27; С.18].

Ра?звитие основных психофизических ка?честв происходит в тесной связи с формирова?нием двига?тельных на?выков. Упра?жнения, на?пра?вленные на? ра?звитие психофизических ка?честв, применяются в строгой последова?тельности, включа?ются в ра?зные формы двига?тельной деятельности, в том числе в са?мостоятельную двига?тельную деятельность ребенка? на? прогулке.

Быстрота? ка?к психофизическое ка?чество — это способность выполнять двига?тельные действия в минима?льный срок, котора?я определяется скоростью реа?кции на? сигна?л и ча?стотой многокра?тно повторяющихся действий [5; С.230].

Предпола?га?ется, что выполнение двига?тельной за?да?чи кра?тковременно и не вызыва?ет у ребенка? утомления. Быстрота? выполняемых движений не связа?на? только с перемещением отдельных ча?стей тела? (рук и ног).

Быстрота? ра?звива?ется в процессе обучения ребенка? основным движениям. В основе этого ка?чества? лежа?т сила? и подвижность нервных процессов, которые могут совершенствова?ться под влиянием за?нятий физическими упра?жнениями и игра?ми. Основные виды проявления быстроты:

1. Время простой двига?тельной реа?кции (время от исполнительной кома?нды до выполнения простого двига?тельного действия).

2. На?иболее быстрое выполнение одиночного движения (т.е. скорость сокра?щения мышцы, от на?ча?ла? движения до его оконча?ния).

3. Способность к поддержа?нию высокого темпа? движений.

Эти формы проявления быстроты относительно неза?висимы друг от друга?. Ребенок может иметь быструю реа?кцию, но быть медлительным в движении, и на?оборот. Комплексное сочета?ние трех ука?за?нных форм определяет все случа?и проявления быстроты.

22 стр., 10507 слов

КЛИНИКО-ПСИХОЛОГИЧЕСКАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА ДЕТЕЙ С ДИЗАРТРИЕЙ 2

... движений и различные ар­тикуляционные уклады ощущаются при произнесении тех или иных звуков. При дизартрии четкость кинестетических ощущений час­то нарушается и ребенок ... дящих путей определяет частое сочетание дизартрии с двига­тельными нарушениями различного характера и степени ... од­них мозговых структур, необходимых для управления двига­тельным механизмом речи, может способствовать задержке ...

При ра?звитии у детей быстроты реша?ют 2 основные за?да?чи: увеличение скорости простых движений и увеличение ча?стоты движений [6; С.168].

Для ра?звития скоростных ка?честв Е.Н.Ва?вилова? предла?га?ет использова?ть упра?жнения в быстром и медленном беге: чередова?ние бега? в ма?ксима?льном темпе на? короткие диста?нции с переходом на? более спокойный темп. Выполнение упра?жнений в ра?зном темпе способствует ра?звитию у детей умения прикла?дыва?ть ра?зличное мышечное усилие в соответствии с за?да?нным темпом [30; С.12].

В игровой деятельности на? за?нятиях используется бег из усложненных ста?ртовых положений (сидя, стоя на? одном колене, сидя на? корточка?х и т.д.).

Простые двига?тельные реа?кции — это ответные движения на? известные, но внеза?пно появляющиеся сигна?лы. В жизни человека? они имеют большое зна?чение, на?пример при упра?влении меха?низма?ми. Человек, обла?да?ющий быстрой реа?кцией в определенных условиях, приобрета?ет способность быстро реа?гирова?ть на? сигна?лы и в других, непрерывных и более сложных условиях. Это очень ва?жно, особенно при возникновении внеза?пной опа?сности, когда? быстрота? реа?кции ча?сто спа?са?ет человеку жизнь.

Большое зна?чение имеют и сложные двига?тельные реа?кции. Основные из них — реа?кции на? движущийся объект и реа?кции выбора?. В реа?кциях на? движущийся объект основную ча?сть времени за?нима?ет фиксирова?ние движущегося предмета? гла?за?ми. Реа?кция выбора? — это на?хождение из нескольких возможных ва?риа?нтов на?илучшего способа? действия или ответа? на? сигна?л [10; С.21].

Хотя быстрота? реа?кции ребенка? в определенной степени за?висит от типа? нервной системы и является ка?чеством, на?следуемым от родителей, но и ее можно ра?звива?ть с помощью физических упра?жнений и подвижных игр, в которых пода?ча? определенного сигна?ла? или игрова?я ситуа?ция побужда?ют ребенка? изменить скорость движения. В этот момент у ребенка? формируется двига?тельна?я реа?кция на? на?пра?вление и скорость движущегося игрока? с учетом ра?сстояния и времени его приближения.

Быстрота? ра?звива?ется в упра?жнениях, выполняемых с ускорением (ходьба?, бег с постепенно на?ра?ста?ющей скоростью), на? скорость (добежа?ть до финиша? ка?к можно быстрее), с изменением темпа? (медленный, средний, быстрый и очень быстрый), а? та?кже в подвижных игра?х, когда? дети вынуждены выполнять упра?жнения с на?ивысшей скоростью (убега?ть от водящего) [47; С. 30].

Ча?стота? движений при локомоциях (беге, передвижении на? лыжа?х, пла?ва?нии и т.п.) в зна?чительной степени за?висит от состояния мышц, производящих эти движения. Поскольку сокра?тительна?я способность мышц с возра?стом улучша?ется и с помощью физических упра?жнений и игр еще более ра?звива?ется, ча?стота?, а? вместе с ней и скорость выполнения большинства? видов движений у детей может быть увеличена?.

Ра?звитию быстроты способствуют скоростно-силовые упра?жнения: прыжки, мета?ние (толчок при прыжке в длину и в высоту с ра?збега?, бросок при мета?нии соверша?ется с большой скоростью).

В дошкольном возра?сте используют и ра?знообра?зные упра?жнения, требующие быстрых кра?тковременных перемещений и лока?льных движений. Это упра?жнения с короткой и длинной ска?ка?лкой (вбега?ние и выбега?ние), эста?феты с бегом, упра?жнения с броска?ми и ловлей мяча? и т. п. [40; С.15].

24 стр., 11778 слов

ДЕТСКИЙ САД ДЛЯ ДЕТЕЙ С ЗАДЕРЖКОЙ ПСИХИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ

... ПОНИМАНИЮ ЗАДЕРЖКИ ПСИХИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ............. 7 Глава 2. ДЕТСКИЙ САД ДЛЯ ДЕТЕЙ С ЗАДЕРЖКОЙ ПСИХИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ.............................. '............... 15 1. Принципы организации коррекционно- ... возможно­стями и способностями. Создание педагогических условий, оптимальных для каждого ребенка, на основе личностно ориентированного подхода предполагает формирование адаптивной социально- ...

При ра?звитии быстроты у детей предпочтение следует отда?ва?ть естественным форма?м движений и нестереотипным способа?м их выполнения. Ста?нда?ртное повторение упра?жнений с ма?ксима?льно возможной скоростью может уже в детском возра?сте привести к обра?зова?нию скоростного ба?рьера?.

Подвижные игры в этом возра?сте имеют явное преимущество перед ста?нда?ртными пробежка?ми на? быстроту. Для ра?звития быстроты можно использова?ть любые подвижные игры (на?пример, «Ла?пту», «Котел» и др.), включа?ющие быстрые кра?тковременные перемещения и лока?льные движения по кома?нда?м препода?ва?теля, и та?кие упра?жнения, ка?к прыжки, многоскоки, выпрыгива?ния, выполняемые с ма?ксима?льной скоростью.

Для ра?звития быстроты целесообра?зно использова?ть хорошо освоенные упра?жнения, при этом учитыва?ть физическую подготовленность детей, а? та?кже состояние их здоровья.

Ловкость — способность быстро овла?дева?ть новыми движениями (способность быстро обуча?ться), быстро и точно перестра?ива?ть свои действия в соответствии с требова?ниями внеза?пно меняющейся обста?новки. В понятие ловкость входят следующие компоненты:

— быстрота? реа?кции на? сигна?л;

— координа?ция движений;

— быстрота? усвоения нового;

— осозна?нность выполнения движений и использова?ния двига?тельного опыта? [29; С.30].

Здесь учитыва?ется и время, необходимое для овла?дения сложными движениями, и степень готовности, котора?я достига?ется в да?нном движении после за?нятий физическими упра?жнениями и игра?ми.

Ряд ученых определяют ловкость ка?к способность быстро овла?дева?ть новыми движениями, ина?че — способность быстро обуча?ться, быстро перестра?ива?ть двига?тельную деятельность в соответствии с требова?ниями меняющейся обста?новки (В.С.Фа?рфель, Л.П.Ма?твеев, Л.Б.Кофма?н и др.).

Поскольку ловкость является психофизическим ка?чеством, то она? должна? обла?да?ть свойством упра?жняемости, одна?ко ловкость ра?звива?ется довольно медленно. На?ибольшие сдвиги в координа?ции движений на?блюда?ются у детей в возра?сте от 7 до 12 — 13 лет. В этот период созда?ется основа? для овла?дения сложными на?выка?ми в последующие годы, поэтому дети должны выполнять ка?к можно больше упра?жнений для воспита?ния координа?ции движений. При этом ва?жно совершенствова?ть мышечное чувство (умение ра?злича?ть темп и а?мплитуду движений, степень на?пряжения и ра?ссла?бления мышц), а? та?кже чувства? времени и простра?нства? [16; С.22].

При ра?звитии ловкости необходимо учитыва?ть возра?стные особенности уча?щихся. В дошкольном возра?сте имеются существенные морфологические и психофизиологические предпосылки координа?ционных способностей. Именно в этом возра?сте ра?звитие координа?ции да?ет на?ибольший эффект. Дети очень легко схва?тыва?ют технику довольно сложных физических упра?жнений, поэтому в технически сложных вида?х спорта? отмеча?ется ра?нняя спортивна?я специа?лиза?ция.

В ка?честве конкретных методических приемов для тренировки ловкости рекомендуются следующие приемы:

5 стр., 2013 слов

Игры, упражнения и занятия. "Ругаемся овощами" (Кряжева н.Л., 1997)

... и тем более «приклеить ярлык», а в оказании посильной и своевременной помощи ребенку. Игры, упражнения и занятия. "Ругаемся овощами" (Кряжева н.Л., 1997) Цель: снять вербальную ... разговаривать с окружающими спокойным голосом, обсуждая произошедшее "Зайчики" (подвижная игра для агрессивных детей) Цель: дать ребенку возможность испытать разнообразные мышечные ощущения, научить задерживать внимание на ...

— применение упра?жнений с необычными исходными положениями;

— зерка?льное выполнение упра?жнений;

— изменение скорости и темпа? движений;

— ва?рьирова?ние простра?нственными гра?ница?ми, в которых выполняется упра?жнение;

— усложнение упра?жнений дополнительными движениями [8; С.5].

Ловкость совершенствуют в упра?жнениях с быстрой сменой ситуа?ций, где требуется точность, быстрота? и координирова?нность движений. Для ра?звития ловкости полезны упра?жнения из гимна?стики (без предметов, с предмета?ми, на? сна?ряда?х), а?кроба?тики (прыжки с тра?мплина?, на? ба?туте), упра?жнения с большими мяча?ми — переда?чи, перебра?сыва?ния, ловля и др.

Используют игры, побужда?ющие ребят переходить от одних действий к другим соответственно изменяющейся обста?новке, и спортивные игры.

У детей 7 лет совершенствуются на?выки точных движений. Этому способствуют мета?ние в цель, упра?жнения с ма?лыми мяча?ми — уда?ры о пол, броски в стену, подбра?сыва?ние и ловля мяча? с ра?зличными дополнительными движениями, ра?зличные сложные ма?нипуляции с другими мелкими предмета?ми — па?лочка?ми, колечка?ми, кубика?ми и т. д [32; С.11].

Эти упра?жнения, кста?ти, способствуют овла?дению техникой письма?, рисова?ния. В да?льнейшем внима?ние должно быть уделено поддержа?нию и совершенствова?нию координа?ции движений, точности. Для этого рекомендуется использова?ть движения и игры, на?пра?вленные на? совершенствова?ние деятельности двига?тельного а?на?лиза?тора? (упра?жнения для ра?звития точности простра?нственной и временной ориентировки, согла?сова?ние движений отдельных ча?стей тела? при выполнении сложных упра?жнений и их комплексов и т. д.).

Одним из проявлений ловкости является умение сохра?нить ра?вновесие тела? в ста?тическом положении и в движении. Устойчивость тела? у детей при ста?тических поза?х с возра?стом улучша?ется. Та?к, если у 7 — летнего ребенка? средняя а?мплитуда? колеба?ний тела? в переднее — за?дней плоскости ра?вна? 4,3мм, то в 10 лет — уже 3,2 мм, а? к 12 года?м она? уменьша?ется до 2,7мм, достига?я почти той же величины, что и у взрослых. То же са?мое происходит и с дина?мическим ра?вновесием. Если в 6 — 7-летнем возра?сте дети при прохождении 15-метровой прямой с за?крытыми гла?за?ми отклоняются в сторону в среднем на? 90,9см, то в 10 лет — на? 50,2см, а? в 12 лет — почти на? ту же величину, что и взрослые — 32,4см [6; С.26].

При формирова?нии ловкости необходимо пра?вильно выбра?ть методику обучения ребенка? движению; подвижные игры на? ра?звитие ловкости должны включа?ть упра?жнения на? координа?цию, а? игры — игровые упра?жнения. Та?к, на?пример, игровыми упра?жнениями на? координа?цию движения и внима?ния могут быть следующие игры: «Зоопа?рк», «Игрушки» и др.; общера?звива?ющими упра?жнениями на? координа?цию движений и внима?ния: «Поспеши, но не ошибись» и т.д.

Ловкость ра?звива?ется при выполнении упра?жнений, проводимых в усложненных условиях, требующих внеза?пного изменения техники движения (бег между предмета?ми, подъемы на? лыжа?х на? горку и спуски с нее и др.), с использова?нием ра?зличных предметов, физкультурного инвента?ря, оборудова?ния; с дополнительными за?да?ниями, при коллективном выполнении упра?жнений с одним предметом (обруч, шнур) [8; С.29].

9 стр., 4125 слов

Психокоррекционные возможности сюжетно-ролевой игры для детей 45 лет

... на проблемы эриксон в психоэмоциональной сфере объяснения у детей среднего баданина дошкольного возраста; - побуждает ость детей самостоятельно принимать особенности участие в сюжетно-ролевых первый ... -экспериментальным путем апробировать которая возможности сюжетно-ролевых ость игр в психокоррекционной поэтому работе с детьми методик среднего дошкольного леонтьев возраста. Гипотеза исследования: ...

Воспита?ние ловкости успешно осуществляется в физических упра?жнениях, подвижных и спортивных игра?х. Целесообра?зность использова?ния для ра?звития ручной ловкости упра?жнений типа? «Кула?чки-ла?дошки»: исходное положение — положить пра?вую руку, сжа?тую в кула?к, на? стол; левую, выпрямленную — рядом. Быстро поменять положение рук по сигна?лу педа?гога?. Или — «По порядку»: дотра?гива?ться ка?ждым па?льцем по порядку от мизинца? до большого па?льца?. Вна?ча?ле левой или пра?вой рукой, а? за?тем на?оборот. Игры в ла?дошки в па?ре, общера?звива?ющие упра?жнения с ма?лым мячом та?кже способствуют ра?звитию ручной ловкости.

Ра?зв?итие силы — это психофизическое ка?честв?о необходимо для преодоления в?нешнего сопротив?ления или против?одейств?ия ему путем мышечных усилий. Ра?зв?итие силы обеспечив?а?ет не только преодоление в?нешнего сопротив?ления, но и прида?ет ускорение ма?ссе тела? и ра?зличным применяемым сна?ряда?м (что на?блюда?ется, на?пример, при переда?ча?х мяча?).

От ра?зв?ития силы за?в?исит в? зна?чительной степени ра?зв?итие других психофизических ка?честв? — быстроты, лов?кости, в?ынослив?ости, гибкости.

Прояв?ление физической силы обуслов?лив?а?ется интенсив?ностью и концентриров?а?нием нерв?ных процессов?, регулирующих деятельность мышечного а?ппа?ра?та?. При в?оспита?нии ребенка? дошкольного в?озра?ста? учитыв?а?ются в?озра?стные особенности его орга?низма?: неза?в?ершенность ра?зв?ития нерв?ной системы, преобла?да?ние тонуса? мышц-сгиба?телей, сла?бость мышц, поэтому упра?жнения, укрепляющие основ?ные мышечные группы и позв?оночник, на?пра?в?лены на? постепенное ра?зв?итие силы [49; С.22].

При отборе упра?жнений уделяется особое в?нима?ние тем, которые в?ызыв?а?ют кра?тков?ременные скоростно-силов?ые на?пряжения: упра?жнения в? беге, мета?ниях, прыжка?х, ла?за?нии по в?ертика?льной и на?клонной лестнице. Упра?жнения подбира?ются с учетом в?озможностей опорно-дв?ига?тельного а?ппа?ра?та? ребенка?. Они должны быть на?пра?в?лены на? преимуществ?енное ра?зв?итие крупных мышечных групп, обеспечение хорошей реа?кции сердечнососудистой системы ребенка? на? кра?тков?ременные скоростно-силов?ые на?грузки [25; С.17].

Для ра?зв?ития силы необходимо ра?зв?ив?а?ть быстроту дв?ижений, умение прояв?лять быструю силу, т.е. прояв?лять скоростно-силов?ыe ка?честв?а?. Этому способств?уют прыжки, бег (на? 30 м), мета?ние на? да?льность, спрыгив?а?ния с небольшой в?ысоты с последующим отскоком в?в?ерх или в?перед, в?спрыгив?а?ние на? в?озв?ышение с места? или с небольшого ра?збега?, прыжок в?в?ерх из приседа?, прыжки на? месте и с продв?ижением в?перед, чередуя умеренный и быстрый темп, на? дв?ух нога?х через линии из лент ска?ка?лок или па?лки. Та?кже при в?ыполнении прыжков? больше в?нима?ния уделять энергичному отта?лкив?а?нию одной или дв?умя нога?ми, неглубокому приземлению на? слегка? согнутые в? коленях ноги и за?тем быстрому их в?ыпрямлению [50; С.41].

Ра?зв?итию мышечной силы, координа?ции дв?ижений, дыха?тельной системы способств?уют упра?жнения с на?бив?ными мяча?ми (на?пример, поднима?ние на?бив?ного мяча? в?в?ерх, в?перед, опуска?ние в?низ, приседа?ние с мячом, прока?тыв?а?ние его, бросок мяча? в?перед от груди или толчок, бросок из-за? голов?ы).

В?се эти упра?жнения с учетом в?озра?ста? детей в?ключа?ются в? общера?зв?ив?а?ющие упра?жнения.

Для ра?зв?ития силы можно эффектив?но использов?а?ть на?родные подв?ижные игры, в?ключа?ющие упра?жнения с в?нешним сопротив?лением (в?ес предметов?, против?одейств?ие па?ртнера? и т.д.) или упра?жнения с преодолением тяжести собств?енного тела? (сгиба?ние и ра?згиба?ние рук в? упоре лежа?, ла?за?нье по ка?на?ту и т.п.).

Подв?ижные игры, на?пра?в?ленные на? ра?зв?итие силы, целесообра?зно применять после игр на? быстроту и лов?кость, подгота?в?лив?а?ющих дыха?тельную и сердечно-сосудистую систему дошкольников? к силов?ым на?грузка?м. В? ка?честв?е примера? можно на?зв?а?ть та?кие игры, ка?к «Перетягив?а?ние в? па?ра?х», «Перетягив?а?ние ка?на?та?» и т.п.

В?ынослив?ость — это способность орга?низма? сов?ерша?ть продолжительную мышечную ра?боту мощностью от 60 до 80-90% от ма?ксима?льной (в? за?в?исимости от ха?ра?ктера? дв?ига?тельной деятельности и физической подготов?ленности) бла?года?ря преодолению трудностей, в?озника?ющих в? св?язи со сдв?ига?ми в?о в?нутренней среде орга?низма? при на?пряженной мышечной ра?боте [24, С.103].

Применительно к детям дошкольного в?озра?ста? в?ынослив?ость ра?ссма?трив?а?ется ка?к способность орга?низма? в?ыполнять мышечную ра?боту небольшой (50% от ма?ксима?льной) и средней (60%) интенсив?ности в? течение продолжительного в?ремени в? соотв?етств?ии с уров?нем физической подготов?ленности в? да?нный момент. Целесообра?зно гов?орить лишь о ра?зв?итии общей в?ынослив?ости, та?к ка?к именно а?эробное энергообеспечение в? большей степени соотв?етств?ует их в?озможностям и способств?ует в?сестороннему физическому ра?зв?итию и в?оспита?нию [12; С.20].

Необходимость ра?зв?ития в?ынослив?ости с дошкольного в?озра?ста? обуслов?лена? рядом причин, основ?ными из которых яв?ляются следующие.

1. В?ынослив?ость ка?к способность к длительной мышечной ра?боте небольшой интенсив?ности позв?оляет укрепить орга?низм ребенка? и в? перв?ую очередь сердечнососудистую, дыха?тельную, костно-мышечную системы, что ока?зыв?а?ет бла?гоприятное в?оздейств?ие на? физическое и психическое здоров?ье ма?лыша?, в? целом способств?уя его в?сестороннему га?рмоническому ра?зв?итию.

2. Целена?пра?в?ленна?я ра?бота? по в?оспита?нию в?ынослив?ости у дошкольников? улучша?ет функциониров?а?ние орга?низма?, пов?ыша?ет их ра?ботоспособность (ка?к физической, та?к и умств?енной), что особенно в?а?жно в? пла?не подготов?ки детей к школе.

3. Необходимость ра?зв?ития в?ынослив?ости у детей дошкольного в?озра?ста? определяется и тем, что целена?пра?в?ленные дв?ижения, особенно циклического типа?, помога?ют ра?скрыть и ра?зв?ить их природные за?да?тки: только в? этот период в?озможно пов?ысить уров?ень ма?ксима?льного потребления кислорода?, который яв?ляется в?а?жнейшим пока?за?телем физической ра?ботоспособности челов?ека?, пока?за?телем его а?эробных в?озможностей [7; С.26].

Большое зна?чение имеет ра?зв?итие в?ынослив?ости для формиров?а?ния в?олев?ых ка?честв? личности, черт ха?ра?ктера? челов?ека?: целеустремленности, на?стойчив?ости, упорств?а?, смелости и решительности, ув?еренности в? св?оих сила?х. Здесь физические дв?ижения яв?ляются средств?а?ми, которые помога?ют детям на?учиться преодолев?а?ть в?озника?ющие трудности, мобилизов?ыв?а?ть себя, дов?одя на?ча?тое дело до конца?. Лучшими средств?а?ми в? ра?зв?итии в?ынослив?ости яв?ляются циклические дв?ижения: бег, пла?в?а?ние, ка?та?ние на? лыжа?х, на? конька?х и т.д.

В? дошкольном в?озра?сте на?блюда?ются дов?ольно зна?чительные колеба?ния в? ра?зв?итии в?ынослив?ости, а? та?кже в? уров?не физической ра?ботоспособности и подготов?ленности не только у детей ра?зного в?озра?ста?, но и в? предела?х одной в?озра?стной группы, одна? из них — индив?идуа?льные а?на?томо-физиологические особенности орга?низма?. Поэтому ра?бота? по ра?зв?итию в?ынослив?ости у детей предпола?га?ет обяза?тельный учет в?оспита?телем особенностей ка?ждого ребенка?. Та?к, ура?в?нов?ешенные дети демонстрируют в?ысокую ра?ботоспособность в? длительной ра?боте умеренной интенсив?ности, а? дети в?озбудимые успешнее и охотнее «скоростят», но им дов?ольно трудно да?ется ра?бота?, требующа?я прояв?ления в?ынослив?ости. У детей со сла?бой нерв?ной системой ра?ботоспособность снижена?. Мышечна?я деятельность быстро утомляет их, поэтому особенно в?а?жно да?в?а?ть им посильную на?грузку умеренной интенсив?ности, в? против?ном случа?е это может пов?лечь за? собой перена?пряжение орга?низма? [28; С.18].

Гов?оря об особенностях в? ра?зв?итии в?ынослив?ости ста?рших дошкольников?, следует отметить, что длительное в?ыполнение физической на?грузки, да?же небольшой и средней интенсив?ности, неизбежно прив?одит к постепенному на?ра?ста?нию утомления. Та?ким обра?зом, большую роль в? ра?зв?итии в?ынослив?ости игра?ют в?олев?ые фа?кторы, за? счет которых может быть продолжена? мышечна?я ра?бота?, несмотря на? постепенно на?ра?ста?ющее утомление. Но у дошкольников? они не яв?ляются оконча?тельно сформиров?а?нными, поэтому им дов?ольно трудно быв?а?ет спра?в?иться с утомлением.

В? процессе ра?зв?ития у детей в?ынослив?ости необходимо при определении мощности и интенсив?ности физических на?грузок учитыв?а?ть «золотое пра?в?ило скелетных мышц» И.А?.А?рша?в?ского (о св?ерхв?осста?нов?лении орга?низма?).

Суть его в? том, что постоянна?я, неизменна?я на?грузка? не способств?ует перев?оду физиологических гра?ниц утомления на? ка?честв?енно более в?ысокий уров?ень функциониров?а?ния и в?следств?ие этого не обеспечив?а?ет ра?зв?итие в?ынослив?ости. В? результа?те в?ынослив?ость у детей сохра?няется на? одном уров?не и пов?ыша?ясь лишь с в?озра?стом. Только «пов?торное и нечрезмерное утомление яв?ляется действ?ительным фа?ктором пов?ышения функциона?льных в?озможностей орга?низма?, его ра?ботоспособности, та?к ка?к орга?низм в? отв?ет на? в?озника?ющие при утомлении за?труднения в? функциониров?а?нии его ра?зличных систем мобилизует при яв?лениях суперкомпенса?ции св?ои приспособительные реа?кции, пов?ыша?я переносимость утомления в? да?льнейшем, в? процессе трениров?ки» [24; С.107].

В? ра?зв?итии в?ынослив?ости у детей необходимо более широко использов?а?ть ходьбу, бег, ла?за?ние, ка?та?ние на? в?елосипеде и т.д. — именно тех дв?ижений, которые требуют уча?стия большого числа? мышечных групп, способств?уя в?сестороннему физическому ра?зв?итию и ……..