Тема: основные проблемы детской психологии

ДЕТСКАЯ ПСИХОЛОГИЯ

 

Направление: 540600 (050700.62) Педагогика

Профиль:: 540605Технологии подготовки специалиста дошкольного образования

Форма обучения: очная — 2 курс, 4 семестр

Преподаватели: доцент Чернокова Т.Е., ассистент Савищева Т.В.

План семинарских занятий

Семинар № 1

Тема: предмет, задачи и методы детской психологии

Вопросы для обсуждения:

1. Предмет и задачи возрастной психологии. Понятия возраст, психическое развитие.

2. Детская психология как раздел возрастной психологии. Ее предмет.

3. Детство как социокультурный феномен. Основные характеристики детства.

4. Два пути развития ребенка: акселерация и амплификация (А.В. Запорожец).

5. Методы возрастной психологии.

-Понятия методология, методологические принципы, метод исследования.

-Классификация методов возрастной психологии.

Задания:

1) Выписать предмет и задачи детской психологии(1; 3).

2) Выписать понятия возраст (календарный, биологический, психологический), психическое развитие, филогенез, онтогенез (3).

3) Выписать закономерности психического развития(3).

4) Перечислить возрастные периоды(3).

5) Выписать парадоксы детства, доказать, что содержания и продолжительность детства зависит от общественных и исторических условий(2).

6) Выписать понятия метод, методология, методологические принципы(3).

7) Составить таблицу «Характеристика эмпирических методов и специфика их применения в детской психологии» (4; 5).

Литература:

Основная:

  1. Смирнова Е.О. Детская психология: Учеб для студ. высш. учеб заведений. — М.,2009.

Дополнительная:

2. Обухова Л.Ф. Возрастная психология. – М., 2010.

  1. Психология. Словарь / Под ред. А.В. Петровского, М.Г. Ярошевского. – 2 изд. – М.,1990.
  2. Волков Б.С., Волкова Н.В. Методы изучения психики ребенка. – М.,1994.
  3. Урунтаева Г.А., Афонькина Ю.Л. Практикум по детской психологии. – М. 1995.

Семинар № 2

Тема: основные проблемы детской психологии

Вопросы для обсуждения:

1. Проблема условий и движущих сил психического развития.

— Особенности представлений об условиях и движущих силах психического развития ребенка в биогенетических теориях (Ст. Холл), бихевиоризме (Д. Уотсон), психоанализе (З. Фрейд) и генетической психологии Ж. Пиаже.

21 стр., 10094 слов

1.Психология как наука. Предмет, функции и задачи различных отраслей ...

... Психология развития– это область психологии, которая изучает психологические изменения человека по мере того, как он взрослеет. В неё входят перинатальная психология, детская и юношеская психология, психология ... миром. В ней можно выделить: субъект деятельности, процесс деятельности, предмет деятельности , условия деятельности , продукт деятельности .  ...

— Понятие о предпосылках, факторах, условиях и источниках психического развития в теории культурно-исторического развития Л.С. Выготского.

— Понятие о движущих силах психического развития ребенка в отечественной психологии. Понятие о деятельности, ведущей деятельности, структура деятельности, механизм ее развития (А.Н. Леонтьев).

2. Проблема соотношения обучения и психического развития ребенка в детской психологии.

— Подход к проблеме соотношения обучения и психического развития ребенкав бихевиоризме, концепции Ж. Пиаже.

— Понятие о развивающем обучении в культурно-историческом подходе (Л.С. Выготский, В.В. Давыдов), понятие «зоны ближайшего развития».

— Типы и особенности обучения в раннем и дошкольном возрасте.

3. Проблема периодизации психического развития ребенка в детской психологии.

— Подход к проблеме в биогенетических теориях, психоанализе и генетической психологии.

— Критерии периодизации Л.С. Выготского – Д.Б. Эльконина.

— Стабильные и критические возрасты. Психологическая природа, особенности и типы кризисов.

— Эпохи и стадии детства (Д.Б. Эльконин).

Задания:

1) Выделить подходы к решению проблемы условий и движущих сил психического развития (4).

2) Выписать понятие и характеристики ведущей деятельности (2).

3) Выделить подходы к решению проблемы соотношения развития и обучения, типы обучения по Л.С. Выготскому.

4) Выписать понятия обучения, развивающего обучения, зоны ближайшего развития.

5) Выписать особенности развивающего обучения в дошкольном возрасте.

6) Охарактеризовать подходы к проблеме периодизации психического развития.

7) Выписать понятия, новообразования, социальной ситуации развития, кризиса(1).

8) Определить типы ведущих деятельностей, эпохи и стадии развития, типы кризисов (6).

9) Провести сравнительный анализ подходов к проблеме психического развития. Заполнить таблицу.

Школа Представления о психическом развитии
Суть психического развития Факторы психического развития Движущие силы развития Соотношение обучения и развития Периодизация
Биогенетические теории          
Психоанализ          
Бихевиоризм          
Генетическая психология          
Культурно-деятельностная теория          

Литература:

Основная

1. Выготский Л.С. Проблема возраста // Хрестоматия по детской психологии: от младенца до подростка / Под ред. Г.В. Бурменской. – М., 2008.

2. Леонтьев А.Н. К теории развития психики ребенка // Хрестоматия по детской психологии: от младенца до подростка / Под ред. Г.В. Бурменской. – М., 2008.

3. Смирнова Е.О. Детская психология: Учеб для студ. высш. учеб заведений. — М.,2009.

4. Обухова Л.Ф. Возрастная психология. – М., 2010.

Дополнительная:

5. Леонтьев А.Н. Общее понятие о деятельности // Хрестоматия по возрастной психологии / Под ред. Д.И. Фельдштейна. – М.,1994.

6. Эльконин Д.Б. К проблеме периодизации психического развития в детском возрасте // Хрестоматия по детской психологии: от младенца до подростка / Под ред. Г.В. Бурменской. – М., 2008.

Семинар № 3

Тема: общая характеристика условий развития и деятельности ребенка в младенческом и раннем возрастах

Вопросы для обсуждения.

1. Характеристика периода новорожденности.

2. Характеристика социальной ситуации развития младенца.

3. Непосредственно-эмоциональное общение как ведущая деятельность младенца.

— Значение.

— Формирование у младенца потребности в общении с взрослым.

4. Микропериоды младенчества.

— Особенности первого полугодия жизни,

— Характеристика «комплекса оживления»,

— Становление акта хватания,

— Особенности второго полугодия жизни,

— Изменение в социальной ситуации развития и общения со взрослыми,

— Манипулятивная деятельность младенца.

5. Основные новообразования младенчества. Кризис первого года жизни.

6. Характеристика социальной ситуации развития в раннем возрасте.

7. Предметная деятельность как ведущая в раннем возрасте.

— Значение для психического развития,

— Этапы развития предметной деятельности,

— Закономерности овладения предметно-орудийной деятельностью. (Д.Б. Эльконин).

Роль взрослого,

— Предпосылки бытовой, трудовой, продуктивной деятельности и сюжетно-ролевой игры в раннем возрасте.

8. Основные новообразования раннего возраста.

9. Кризис трёх лет. Симптоматика. Новообразования кризиса. Особенности общения с ребёнком в период кризиса трёх лет.

Задания:

1) Выписать особенности социальной ситуации развития, новообразования младенчества и симптомы кризиса 1 года жизни.

2) Опираясь на критерии, выделенные А.Н. Леонтьевым доказать, что непосредственно-эмоциональное общение является ведущей деятельностью младенца:

3) -соответствует месту ребенка в системе общественных отношений и его потребностям;

4) -в ней формируются предпосылки будущей ведущей деятельности;

5) -в ней развиваются частные психические процессы;

6) -в ней формируются основные личностные новообразования.

7) Выписать условия формирования у младенца потребности в общении (2).

8) Выписать особенности ситуативно-личностного и ситуативно-делового общения (2).

9) Охарактеризовать «комплекс оживления».

10) Выписать особенности социальной ситуации развития в раннем возрасте.

11) Опираясь на критерии, выделенные А.Н. Леонтьевым доказать, что предметная деятельность является ведущей в раннем возрасте.

12) Описать этапы освоения предметно-орудийных действий, выписать закономерности усвоения ребенком предметных действий (2, 4).

13) Выписать особенности бытовой, трудовой, продуктивной и игровой деятельности в раннем возрасте и их значение для психического развития ребенка.

14) Выписать психологические новообразования раннего возраста и симптомы кризиса трёх лет

Литература — основная:

1. Смирнова Е.О. Детская психология. — М., 2009.

дополнительная:

2. Лисина М.И. Развитие общения у детей в первые 7 лет жизни // Проблемы онтогенеза общения. — М,1986. с. — 77 – 84.

3. Урунтаева Г.А. Дошкольная психология. – М.,2006.

4.Эльконин Д.Б. Заметки о развитии предметных действий // Избранные психологические труды – М.,1989.

Семинар № 4

Тема: общая характеристика условий развития и деятельности ребенка в дошкольном возрасте

Вопросы для обсуждения.

1. Характеристика социальной ситуации развития дошкольника.

2. Сюжетно-ролевая игра как ведущая деятельность дошкольника. Значение игры для психического развития ребёнка.

— Теории детской игры.

— Структура сюжетно-ролевой игры.

— Развитие компонентов сюжетно-ролевой игры на протяжении дошкольного возраста.

3. Основные виды деятельности дошкольника. Их значение для психического развития

— Виды игры.

— Продуктивные виды деятельности.

— Бытовая и трудовая деятельность.

— Элементы учебной деятельности в дошкольном возрасте.

4. Основные новообразования дошкольного возраста.

5. Кризис семи лет. Симптоматика. Значение для психического развития.

Задания:

1) Выписать особенности социальной ситуации развития в дошкольном возрасте.

2) Опираясь на критерии, выделенные А.Н. Леонтьевым доказать, что сюжетно-ролевая игра является ведущей в дошкольном возрасте.

3) Выписать и охарактеризовать структурные компоненты сюжетно-ролевой игры.

4) Списать таблицу: «Развитие сюжетно-ролевой игры в дошкольном возрасте» (3).

Компоненты игры 2-3 года 3-4 года 4-5 лет 5-7 лет
Замысел игры, постановка игровых целей и задач        
Содержание игр        
Сюжет игры        
Выполнение роли и взаимодействие детей в игре        
Игровые действия, игровые предметы        
Правила игры        

5) Выписать новообразования дошкольного возраста.

6) Выписать симптомы кризиса семи лет.

Литература:

основная

1. Смирнова Е.О. Детская психология. — М.,2009.

дополнительная

2. Урунтаева Г.А. Дошкольная психология. – М.,2006.

3. Урунтаева Г.А., Афонькина Ю.А. Практикум по детской психологии. — М., 1995.

4. Эльконин Д.Б. Избранные психологические труды. — М.,1995.

Семинар № 5

Тема: индивидуальные особенности ребенка в раннем и дошкольном детстве

Вопросы для обсуждения:

1. Типы высшей нервной деятельности.

2. Понятие темперамента. Свойства темпераментов и их проявления в детстве.

3. Понятие характера. Условия формирования характера в дошкольном возрасте.

4. Понятие способностей. Проявления и условия развития способностей в дошкольном возрасте.

Задания:

1) Выписать характеристики типов ВНД, определения темперамента, характера, проявления свойств темпераментов в дошкольном детстве (1, 3).

2) Выписать определение характера и условия его формирования в детстве (3).

3) Выписать определение способностей, одаренности, типы одаренности (2. с. 66 – 67)

4) Выписать проявления одаренности в дошкольном возрасте(2, с. 74 – 85)

Литература

1. Акимова М.К., Козлова В.Т. Психофизиологические особенности индивидуальности школьников: учет и коррекция. – М.,2002. – с. 37 – 38.

2. Савенков А.И. Одаренные дети в детском саду и школе. – М.,2000. – с. 66 – 67, 74 – 85.

3. Урунтаева Г.А. Дошкольная психология. – М., 2006.

План лабораторных занятий

Лабораторная работа № 1

Тема: Особенности ведущей деятельности ребенка раннего возраста

Цель: Формировать у студентов умение изучать особенности ведущей деятельности ребенка раннего возраста посредством метода наблюдения.

Вопросы для обсуждения:

1.Понятия «деятельность», «ведущая деятельность». Предметная деятельность как ведущая для ребенка раннего возраста.

2. Особенности предметно-орудийных действий.

3. Этапы овладения ребенком предметными действиями.

4. Понятие «метод», «метод наблюдения», виды, возможности метода наблюдения.

Задания:

1. Выписать определение понятий «деятельность», «ведущая деятельность», «метод», «метод наблюдения»; этапы овладения ребенком предметными действиями; особенности предметно-орудийных действий; виды метода наблюдения, возможности метода наблюдения.

Ход работы:

1.Составить схему наблюдения за ведущей деятельностью ребенка раннего возраста, подготовить протокол наблюдения;

2.Провести наблюдение за поведением детей, фиксируя необходимые данные в протокол наблюдения;

3.Произвести количественный и качественный анализ полученных данных;

4.Сделать вывод об особенностях ведущей деятельности ребенка раннего возраста.

Литература

Основная:

1. Смирнова Е.О. Детская психология. – М.,2009.

Дополнительная:

2. Волков Б.С., Волкова Н.В. Методы изучения психики ребенка. – М.1994.

3. Психология. Словарь / Под ред. А.В. Петровского, М.Г. Ярошевского. – 2 изд.. – М.,1990.

 

Лабораторная работа № 2

Тема: Особенности ведущей деятельности ребенка дошкольного возраста

Цель: Формировать у студентов умение изучать особенности ведущей деятельности ребенка дошкольного возраста посредством метода наблюдения.

Вопросы для обсуждения:

1. Сюжетно-ролевая игра как ведущая для ребенка дошкольного возраста.

2.Структура сюжетно-ролевой игры.

3. Развитие компонентов сюжетно-ролевой игры на протяжении дошкольного возраста.

Задания:

Выписать определение понятия игры, содержание и структуру сюжетно-ролевой игры; развитие компонентов сюжетно-ролевой игры на протяжении дошкольного возраста.

Ход работы:

1. Составить схему наблюдения за ведущей деятельностью ребенка дошкольного возраста, подготовить протокол наблюдения;

2. Провести наблюдение за поведением детей, фиксируя необходимые данные в протокол наблюдения;

3. Произвести количественный и качественный анализ полученных данных;

4. Сделать вывод об особенностях ведущей деятельности ребенка дошкольного возраста.

Литература. Основная:

1. Смирнова Е.О. Детская психология. – М.,2009.

Дополнительная:

2. Волков Б.С., Волкова Н.В. Методы изучения психики ребенка. – М.1994.

3. Урунтаева Г.А., Афонькина Ю.А. Практикум по детской психологии. – М.,1995.

Методические рекомендации к выполнению лабораторной работы