ДЕТСКАЯ ПСИХОЛОГИЯ
Направление: 540600 (050700.62) Педагогика
Профиль:: 540605Технологии подготовки специалиста дошкольного образования
Форма обучения: очная — 2 курс, 4 семестр
Преподаватели: доцент Чернокова Т.Е., ассистент Савищева Т.В.
План семинарских занятий
Семинар № 1
Тема: предмет, задачи и методы детской психологии
Вопросы для обсуждения:
1. Предмет и задачи возрастной психологии. Понятия возраст, психическое развитие.
2. Детская психология как раздел возрастной психологии. Ее предмет.
3. Детство как социокультурный феномен. Основные характеристики детства.
4. Два пути развития ребенка: акселерация и амплификация (А.В. Запорожец).
5. Методы возрастной психологии.
-Понятия методология, методологические принципы, метод исследования.
-Классификация методов возрастной психологии.
Задания:
1) Выписать предмет и задачи детской психологии(1; 3).
2) Выписать понятия возраст (календарный, биологический, психологический), психическое развитие, филогенез, онтогенез (3).
3) Выписать закономерности психического развития(3).
4) Перечислить возрастные периоды(3).
5) Выписать парадоксы детства, доказать, что содержания и продолжительность детства зависит от общественных и исторических условий(2).
6) Выписать понятия метод, методология, методологические принципы(3).
7) Составить таблицу «Характеристика эмпирических методов и специфика их применения в детской психологии» (4; 5).
Литература:
Основная:
- Смирнова Е.О. Детская психология: Учеб для студ. высш. учеб заведений. — М.,2009.
Дополнительная:
2. Обухова Л.Ф. Возрастная психология. – М., 2010.
- Психология. Словарь / Под ред. А.В. Петровского, М.Г. Ярошевского. – 2 изд. – М.,1990.
- Волков Б.С., Волкова Н.В. Методы изучения психики ребенка. – М.,1994.
- Урунтаева Г.А., Афонькина Ю.Л. Практикум по детской психологии. – М. 1995.
Семинар № 2
Тема: основные проблемы детской психологии
Вопросы для обсуждения:
1. Проблема условий и движущих сил психического развития.
— Особенности представлений об условиях и движущих силах психического развития ребенка в биогенетических теориях (Ст. Холл), бихевиоризме (Д. Уотсон), психоанализе (З. Фрейд) и генетической психологии Ж. Пиаже.
1.Психология как наука. Предмет, функции и задачи различных отраслей ...
... и деятельности людей. Психология развития– это область психологии, которая изучает психологические изменения человека по мере того, как он взрослеет. В неё входят перинатальная психология, детская и юношеская психология, психология зрелого возраста. Предмет- конкретные возрастные ...
— Понятие о предпосылках, факторах, условиях и источниках психического развития в теории культурно-исторического развития Л.С. Выготского.
— Понятие о движущих силах психического развития ребенка в отечественной психологии. Понятие о деятельности, ведущей деятельности, структура деятельности, механизм ее развития (А.Н. Леонтьев).
2. Проблема соотношения обучения и психического развития ребенка в детской психологии.
— Подход к проблеме соотношения обучения и психического развития ребенкав бихевиоризме, концепции Ж. Пиаже.
— Понятие о развивающем обучении в культурно-историческом подходе (Л.С. Выготский, В.В. Давыдов), понятие «зоны ближайшего развития».
— Типы и особенности обучения в раннем и дошкольном возрасте.
3. Проблема периодизации психического развития ребенка в детской психологии.
— Подход к проблеме в биогенетических теориях, психоанализе и генетической психологии.
— Критерии периодизации Л.С. Выготского – Д.Б. Эльконина.
— Стабильные и критические возрасты. Психологическая природа, особенности и типы кризисов.
— Эпохи и стадии детства (Д.Б. Эльконин).
Задания:
1) Выделить подходы к решению проблемы условий и движущих сил психического развития (4).
2) Выписать понятие и характеристики ведущей деятельности (2).
3) Выделить подходы к решению проблемы соотношения развития и обучения, типы обучения по Л.С. Выготскому.
4) Выписать понятия обучения, развивающего обучения, зоны ближайшего развития.
5) Выписать особенности развивающего обучения в дошкольном возрасте.
6) Охарактеризовать подходы к проблеме периодизации психического развития.
7) Выписать понятия, новообразования, социальной ситуации развития, кризиса(1).
8) Определить типы ведущих деятельностей, эпохи и стадии развития, типы кризисов (6).
9) Провести сравнительный анализ подходов к проблеме психического развития. Заполнить таблицу.
Школа | Представления о психическом развитии | ||||
Суть психического развития | Факторы психического развития | Движущие силы развития | Соотношение обучения и развития | Периодизация | |
Биогенетические теории | |||||
Психоанализ | |||||
Бихевиоризм | |||||
Генетическая психология | |||||
Культурно-деятельностная теория |
Литература:
Основная
1. Выготский Л.С. Проблема возраста // Хрестоматия по детской психологии: от младенца до подростка / Под ред. Г.В. Бурменской. – М., 2008.
2. Леонтьев А.Н. К теории развития психики ребенка // Хрестоматия по детской психологии: от младенца до подростка / Под ред. Г.В. Бурменской. – М., 2008.
3. Смирнова Е.О. Детская психология: Учеб для студ. высш. учеб заведений. — М.,2009.
4. Обухова Л.Ф. Возрастная психология. – М., 2010.
Дополнительная:
5. Леонтьев А.Н. Общее понятие о деятельности // Хрестоматия по возрастной психологии / Под ред. Д.И. Фельдштейна. – М.,1994.
6. Эльконин Д.Б. К проблеме периодизации психического развития в детском возрасте // Хрестоматия по детской психологии: от младенца до подростка / Под ред. Г.В. Бурменской. – М., 2008.
Семинар № 3
Тема: общая характеристика условий развития и деятельности ребенка в младенческом и раннем возрастах
Вопросы для обсуждения.
1. Характеристика периода новорожденности.
2. Характеристика социальной ситуации развития младенца.
3. Непосредственно-эмоциональное общение как ведущая деятельность младенца.
— Значение.
— Формирование у младенца потребности в общении с взрослым.
4. Микропериоды младенчества.
— Особенности первого полугодия жизни,
— Характеристика «комплекса оживления»,
— Становление акта хватания,
— Особенности второго полугодия жизни,
— Изменение в социальной ситуации развития и общения со взрослыми,
— Манипулятивная деятельность младенца.
5. Основные новообразования младенчества. Кризис первого года жизни.
6. Характеристика социальной ситуации развития в раннем возрасте.
7. Предметная деятельность как ведущая в раннем возрасте.
— Значение для психического развития,
— Этапы развития предметной деятельности,
— Закономерности овладения предметно-орудийной деятельностью. (Д.Б. Эльконин).
Роль взрослого,
— Предпосылки бытовой, трудовой, продуктивной деятельности и сюжетно-ролевой игры в раннем возрасте.
8. Основные новообразования раннего возраста.
9. Кризис трёх лет. Симптоматика. Новообразования кризиса. Особенности общения с ребёнком в период кризиса трёх лет.
Задания:
1) Выписать особенности социальной ситуации развития, новообразования младенчества и симптомы кризиса 1 года жизни.
2) Опираясь на критерии, выделенные А.Н. Леонтьевым доказать, что непосредственно-эмоциональное общение является ведущей деятельностью младенца:
3) -соответствует месту ребенка в системе общественных отношений и его потребностям;
4) -в ней формируются предпосылки будущей ведущей деятельности;
5) -в ней развиваются частные психические процессы;
6) -в ней формируются основные личностные новообразования.
7) Выписать условия формирования у младенца потребности в общении (2).
8) Выписать особенности ситуативно-личностного и ситуативно-делового общения (2).
9) Охарактеризовать «комплекс оживления».
10) Выписать особенности социальной ситуации развития в раннем возрасте.
11) Опираясь на критерии, выделенные А.Н. Леонтьевым доказать, что предметная деятельность является ведущей в раннем возрасте.
12) Описать этапы освоения предметно-орудийных действий, выписать закономерности усвоения ребенком предметных действий (2, 4).
13) Выписать особенности бытовой, трудовой, продуктивной и игровой деятельности в раннем возрасте и их значение для психического развития ребенка.
14) Выписать психологические новообразования раннего возраста и симптомы кризиса трёх лет
Литература — основная:
1. Смирнова Е.О. Детская психология. — М., 2009.
дополнительная:
2. Лисина М.И. Развитие общения у детей в первые 7 лет жизни // Проблемы онтогенеза общения. — М,1986. с. — 77 – 84.
3. Урунтаева Г.А. Дошкольная психология. – М.,2006.
4.Эльконин Д.Б. Заметки о развитии предметных действий // Избранные психологические труды – М.,1989.
Семинар № 4
Тема: общая характеристика условий развития и деятельности ребенка в дошкольном возрасте
Вопросы для обсуждения.
1. Характеристика социальной ситуации развития дошкольника.
2. Сюжетно-ролевая игра как ведущая деятельность дошкольника. Значение игры для психического развития ребёнка.
— Теории детской игры.
— Структура сюжетно-ролевой игры.
— Развитие компонентов сюжетно-ролевой игры на протяжении дошкольного возраста.
3. Основные виды деятельности дошкольника. Их значение для психического развития
— Виды игры.
— Продуктивные виды деятельности.
— Бытовая и трудовая деятельность.
— Элементы учебной деятельности в дошкольном возрасте.
4. Основные новообразования дошкольного возраста.
5. Кризис семи лет. Симптоматика. Значение для психического развития.
Задания:
1) Выписать особенности социальной ситуации развития в дошкольном возрасте.
2) Опираясь на критерии, выделенные А.Н. Леонтьевым доказать, что сюжетно-ролевая игра является ведущей в дошкольном возрасте.
3) Выписать и охарактеризовать структурные компоненты сюжетно-ролевой игры.
4) Списать таблицу: «Развитие сюжетно-ролевой игры в дошкольном возрасте» (3).
Компоненты игры | 2-3 года | 3-4 года | 4-5 лет | 5-7 лет |
Замысел игры, постановка игровых целей и задач | ||||
Содержание игр | ||||
Сюжет игры | ||||
Выполнение роли и взаимодействие детей в игре | ||||
Игровые действия, игровые предметы | ||||
Правила игры |
5) Выписать новообразования дошкольного возраста.
6) Выписать симптомы кризиса семи лет.
Литература:
основная
1. Смирнова Е.О. Детская психология. — М.,2009.
дополнительная
2. Урунтаева Г.А. Дошкольная психология. – М.,2006.
3. Урунтаева Г.А., Афонькина Ю.А. Практикум по детской психологии. — М., 1995.
4. Эльконин Д.Б. Избранные психологические труды. — М.,1995.
Семинар № 5
Тема: индивидуальные особенности ребенка в раннем и дошкольном детстве
Вопросы для обсуждения:
1. Типы высшей нервной деятельности.
2. Понятие темперамента. Свойства темпераментов и их проявления в детстве.
3. Понятие характера. Условия формирования характера в дошкольном возрасте.
4. Понятие способностей. Проявления и условия развития способностей в дошкольном возрасте.
Задания:
1) Выписать характеристики типов ВНД, определения темперамента, характера, проявления свойств темпераментов в дошкольном детстве (1, 3).
2) Выписать определение характера и условия его формирования в детстве (3).
3) Выписать определение способностей, одаренности, типы одаренности (2. с. 66 – 67)
4) Выписать проявления одаренности в дошкольном возрасте(2, с. 74 – 85)
Литература
1. Акимова М.К., Козлова В.Т. Психофизиологические особенности индивидуальности школьников: учет и коррекция. – М.,2002. – с. 37 – 38.
2. Савенков А.И. Одаренные дети в детском саду и школе. – М.,2000. – с. 66 – 67, 74 – 85.
3. Урунтаева Г.А. Дошкольная психология. – М., 2006.
План лабораторных занятий
Лабораторная работа № 1
Тема: Особенности ведущей деятельности ребенка раннего возраста
Цель: Формировать у студентов умение изучать особенности ведущей деятельности ребенка раннего возраста посредством метода наблюдения.
Вопросы для обсуждения:
1.Понятия «деятельность», «ведущая деятельность». Предметная деятельность как ведущая для ребенка раннего возраста.
2. Особенности предметно-орудийных действий.
3. Этапы овладения ребенком предметными действиями.
4. Понятие «метод», «метод наблюдения», виды, возможности метода наблюдения.
Задания:
1. Выписать определение понятий «деятельность», «ведущая деятельность», «метод», «метод наблюдения»; этапы овладения ребенком предметными действиями; особенности предметно-орудийных действий; виды метода наблюдения, возможности метода наблюдения.
Ход работы:
1.Составить схему наблюдения за ведущей деятельностью ребенка раннего возраста, подготовить протокол наблюдения;
2.Провести наблюдение за поведением детей, фиксируя необходимые данные в протокол наблюдения;
3.Произвести количественный и качественный анализ полученных данных;
4.Сделать вывод об особенностях ведущей деятельности ребенка раннего возраста.
Литература
Основная:
1. Смирнова Е.О. Детская психология. – М.,2009.
Дополнительная:
2. Волков Б.С., Волкова Н.В. Методы изучения психики ребенка. – М.1994.
3. Психология. Словарь / Под ред. А.В. Петровского, М.Г. Ярошевского. – 2 изд.. – М.,1990.
Лабораторная работа № 2
Тема: Особенности ведущей деятельности ребенка дошкольного возраста
Цель: Формировать у студентов умение изучать особенности ведущей деятельности ребенка дошкольного возраста посредством метода наблюдения.
Вопросы для обсуждения:
1. Сюжетно-ролевая игра как ведущая для ребенка дошкольного возраста.
2.Структура сюжетно-ролевой игры.
3. Развитие компонентов сюжетно-ролевой игры на протяжении дошкольного возраста.
Задания:
Выписать определение понятия игры, содержание и структуру сюжетно-ролевой игры; развитие компонентов сюжетно-ролевой игры на протяжении дошкольного возраста.
Ход работы:
1. Составить схему наблюдения за ведущей деятельностью ребенка дошкольного возраста, подготовить протокол наблюдения;
2. Провести наблюдение за поведением детей, фиксируя необходимые данные в протокол наблюдения;
3. Произвести количественный и качественный анализ полученных данных;
4. Сделать вывод об особенностях ведущей деятельности ребенка дошкольного возраста.
Литература. Основная:
1. Смирнова Е.О. Детская психология. – М.,2009.
Дополнительная:
2. Волков Б.С., Волкова Н.В. Методы изучения психики ребенка. – М.1994.
3. Урунтаева Г.А., Афонькина Ю.А. Практикум по детской психологии. – М.,1995.