© Волгоградский
Государственный
Медицинский
Университет, 2011
Тематические планы семинарских занятий
по курсу «Психология развития и возрастная психология» преподавателя Грешнова Яна Борисовна
ВОПРОСЫ К СЕМИНАРУ:
- Предмет возрастной психологии и психологии развития: различные точки зрения.
- Значение идей Ж.Ж. Руссо для становления детской психологии.
- Значение эволюционного учения Ч. Дарвина для возникновения и развития детской психологии (середина 19 века).
- Начало систематического изучения детского развития (В. Прейер, Ст. Холл).
- Место возрастной психологии в системе психолого-педагогических дисциплин (связи возрастной психологии с общей психологией, педагогической психологией, педагогикой, психологией индивидуальных различий и др.).
Соотношение возрастной психологии с психологией развития, детской и генетической психологией.
- Социально-историческая природа детства.
- Актуальные проблемы современной психологии развития.
ТЕМЫ ДОКЛАДОВ:
- Ж.Ж. Руссо – биография и научные труды.
- Эволюционное учение Ч. Дарвина.
Основная литература:
-
Абрамова, Г.С. Возрастная психология: Учеб. пособие для студентов вузов. – 2-е изд., испр. и доп. – М.: Академ. проект, 2001. – 699 с.
- Обухова, Л.Ф. Детская (возрастная) психология. Учебник / Л.Ф. Обухова.– М.: Российское педагогическое агентство, 1996. – 374 с.
- Сапогова, Е.Е.. Психология развития человека. – М.: Аспект-Пресс, 2001.
- Шаповаленко, И.В. Возрастная психология (Психология развития и возратсная психология).
– М.: Гардарики, 2005. – 349 с.
Дополнительная литература:
- Абрамова, Г.С. Практическая психология: Учебник для студентов вузов. – М.: Академический Проект, 2001. – 480 с.
- Ананьев, Б.Г. Человек как предмет познания. – 3-е изд. – СПб.: Питер, 2002. – 282 с.
- Анцыферова, Л.И. Психологические закономерности развития личности взрослого человека и проблема непрерывного образования / Л.И. Анцыферова // Психологический журнал. – 1980. – № 2.
- Архиреева, Т.В. Самосознание и Я-концепция ребенка / Т.В. Архиреева. – Великий Новгород: НовГУ им. Ярослава Мудрого, 2002. – 191 с.
- Асмолов, А.Г. Психология личности. – М.: Изд-во Моск. ун-та, 1990.
- Батаршев, А.В. Психология индивидуальных различий: От темперамента – к характеру и типологии личности. – М.: Владос, 2000. – 254 с.
- Берне, Р. Развитие Я-концепции и воспитание. – М., 1986.
- Бодалев, А.А. Вершина в развитии взрослого человека: характеристики и условия достижения. – М.: Наука, 1998.
- Божович, Л.И.
3 стр., 1438 слов
Семинар по возростной психологии «ВОЗРАСТНАЯ ПСИХОЛОГИЯ ...
... и условий индивидуальной эволюции человека. 1 )возрастная психология (делает акцент на возрастных особенностях психики); 2) психология развития (изучает сам процесс психического развития); Составляющими предмета возрастной психологии являются изменения, которые происходят в психике ...
Личность и ее формирование в детском возрасте / Л.И. Божович. – М.: Просвещение, 1968. – 464 с.
- Божович, Л.И. Психологический анализ условий формирования и строения гармонической личности // Психология формирования и развития личности / Под ред. Л.И. Анцыферовой. – М., 1981.
- Божович, Л.И. Этапы формирования личности в онтогенезе / Л.И. Божович // Хрестоматия по возрастной психологии: учебное пособие для студентов / под ред. Д.И. Фельдштейна. – М.: Международная педагогическая академия, 1994. – С. 87-101.
- Вачков, И.В. Введение в профессию «психолог»: Учеб. пособие / И.В. Вачков, И.Б. Гриншпун, Н.С. Пряжников; Под ред. И.Б. Гриншпуна. – М.: Издательство Московского психолого-социального института; Воронеж: Издательство НПО «МОДЭК», 2004. – 464 с.
- Введение в психологию / Под общ. ред. проф. А.В. Петровского. – М.: Издательский центр «Академия», 1996. – 496 с.
- Выготский, Л.С. Проблема возраста / Л.С. Выготский // Вопросы детской психологии. – СПб.: СОЮЗ, 1999. – С. 3-39.
- Выготский, Л.С.
Собрание сочинений: В 6-ти т. – Т.4. – М.: Педагогика, 1984. – 433 с.
- Гаврилова, Т.П. Личностные трудности и проблемы подростков / Т.П. Гаврилова // Психологическая наука и образование. – 1999. – № 3. – С. 104-109.
- Гинзбург, М.Р. Личностное самоопределение как психологическая проблема / М.Р. Гинзбург // Вопросы психологии. – 1988. – № 2.
- Гиппенрейтер, Ю.Б. Общаться с ребенком. Как? / Гиппенрейтер Ю.Б. – М.: «ЧеРо», 2003. – 240 с.
- Давыдов, В.В. Теория развивающего обучения / В.В. Давыдов. – М.: «ИНТОР», 1999.– 542 с.
- Деркач, А.А. Акмеология: личностное и профессиональное развитие человека. – Кн. 2. – М.: РАГС, 2000.
- Добрович, А.Б. Воспитателю о психологии и психогигиене общения: Кн. для учителя и родителей / А.Б. Добрович. – М.: Просвещение, 1987. – 207 с.
- Драгунова, Т.В. «Кризис» объясняли по-разному / Т.В. Драгунова // Хрестоматия по возрастной психологии: учебное пособие для студентов / под ред. Д.И. Фельдштейна. – М.: Международная педагогическая академия, 1994.
6 стр., 2595 слов
ИЗУЧЕНИЕ РЕБЕНКА С ПРОБЛЕМАМИ В РАЗВИТИИ В УСЛОВИЯХ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО УЧРЕЖДЕНИЯ
... областей знания и уметь анализировать медицинскую документацию. ИЗУЧЕНИЕ РЕБЕНКА С ПРОБЛЕМАМИ В РАЗВИТИИ В УСЛОВИЯХ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО УЧРЕЖДЕНИЯ Большое значение имеет целенаправленное изучение неуспевающих ... Посещение семьи. Беседы с родителями. IV. Физическое состояниеОтклонения в физическом развитии. Особенности физического развития (данные о росте, массе тела, упитанности, особенностях осанки и ...
– С. 215-217.
- Запорожец, А.В. Значение ранних периодов детства для формирования детской личности / А.В. Запорожец // Хрестоматия по возрастной психологии: учебное пособие для студентов / под ред. Д.И. Фельдштейна. – М.: Международная педагогическая академия, 1994. – С. 23-26.
- Змановская, Е.В. Девиантология (психология отклоняющегося поведения): учеб. пособие для студ. высш. учеб. заведений / Е.В. Змановская. – М.: Издательский центр «Академия», 2003. – 288 с.
- Карабанова, О.А. «Социальная ситуация развития» как альтернатива понятию «социальная среда» в понимании движущих сил психического развития ребенка / О.А. Карабанова // Психолог в детском саду. – 2004. – № 4. – С. 3-39.
- Кон, И.С. В поисках себя. Личность и ее самосознание. – М.: Педагогика, 1984. – 335 с.
- Кон, И.С. Психология ранней юности: кн. для учителя / И.С. Кон. – М.: Просвещение, 1989. – 255 с.
- Кондратьев, М.Ю. Подросток в замкнутом круге общения / М.Ю. Кондратьев. – М.: Издательство «Институт практической психологии», 1997.
– 336.
- Крайг, Г. Психология развития. – 7 -е межд.издание. – СПб, 2000.
- Леонтьев, А.Н. Деятельность, сознание, личность. – М.: Политиздат, 1975.
- Леонтьев, А.Н. Проблемы развития психики / А.Н. Леонтьев. – М.: Изд-во Моск. ун-та, 1981. – 584 с.
- Лисина, М. И. Проблемы онтогенеза общения. – М., 1986.
- Лисина, М.И. Общение, личность и психика ребенка. – М. – Воронеж, 1997. Проблемы и задачи исследования речи у детей. С. 259-284; Формирование личности ребенка в общении. С. 291 – 298; Основные проблемы изучения ребенка первого года жизни. С. 321 – 348; О механизмах смены ведущей деятельности у детей первых семи лет жизни. С. 209 – 218; Становление и развитие общения со сверстниками у дошкольников. С. 202 – 208.
- Личко, А.Е. Психопатии и акцентуации характера у подростков / А.Е. Личко // Психология и психоанализ характера. Хрестоматия по психологии и типологии характеров. – Самара: Издательский Дом «БАХРАХ», 1997. – 422-494.
- Ломов, Б.Ф. Методологические и теоретические проблемы психологии. – М., 1984.
- Мещерякова, Б.Г., Зинченко, В.П.
Большой психологический словарь. – Спб.: прайм-ЕВРОЗНАК, 2004. – 672 с.
- Петровский, А.В., Ярошевский, М.Г. Психология: Учеб. для студентов пед. вузов. – 3 -е изд., стер. – М.: Акад., 2002. – 500 с.
- Петровский, В.А. Личность в психологии: парадигма субъектности. – Ростов-на-Дону: Феникс, 1996. – 512 с.
- Пиаже, Ж. Психология интеллекта. / Избранные психологические труды. – М., 1994.
- Пиаже, Ж. Теория Пиаже / Ж. Пиаже // История зарубежной психологии (30-60 г.г. XX века) Тексты / под ред. П.Я. Гальперина, А.Н. Ждан. – М.: МГУ, 1986. – С. 232-293.
- Поливанова, К.Н. Психология возрастных кризисов / К.Н. Поливанова. – М.: Издательский центр «Академия», 2000. – 184 с.
- Практическая психодиагностика. Методики и тесты. Учебное пособие. – Самара: Издательский Дом «БАХРАХ-М», 2005. – 672 с.
- Родители и дети: Психология взаимоотношений / под ред. Е.А. Савиной, Е.О. Смирновой. – М.: «Когнито-Центр», 2003. – 230 с.
- Рубинштейн, С.Л. Бытие и сознание.
3 стр., 1466 слов
Развитие познавательной сферы детей старшего дошкольного возраста
... в психолого-педагогической литературе. 2. Охарактеризовать возрастные особенности детей старшего дошкольного возраста. 3. Рассмотреть развитие познавательной активности детей старшего дошкольного возраста в игровой деятельности. ... формирование внимания. - М., 2013. 10. Гальперин П.Я. Котик Н.Р. К психологии творческого мышления//Вопросы психологии [Текст] / П.Я. Гальперин - 2012. - №5. 11. Голицына ...
Человек и мир. – СПб.: Питер, 2003. – 512 с.
- Рубинштейн, С.Л. Основы общей психологии / Сост., авт. коммент. и послесл. А.В. Брушлинский, К.А. Абульханова-Славская. – СПб.: Питер Ком, 2000. – 705 с.
- Слободчиков, В.И. Категория возраста в психологии и педагогике развития / В.И. слободчиков // Вопросы психологии. – 1991. – № 2.
- Слободчиков, В.И., Исаев, Е.И. Психология развития человека. Развитие субъективной реальности в онтогенезе: Учеб. пособие для вузов / Под общ. ред. В.Г. Щур. – М.: Школьная Пресса, 2000. – 416 с.
- Фельдштейн, Д.И. Закономерности поуровневого развития личности в онтогенезе / Д.И. Фельдштейн // Хрестоматия по возрастной психологии: учебное пособие для студентов / Под ред. Д.И. Фельдштейна. – М.: Международная педагогическая академия, 1994. – С. 176-189.
- Фельдштейн, Д.И. Психология взросления: структурно-содержательные характеристики процесса развития личности: избр. труды / Д.И. Фельдштейн. – М.: Московский психолого-социальный институт: Флинта, 1999. – 672 с.
- Фрейд, З.
Введение в психоанализ: Лекции. – СПб.: Питер, 2007. – 381 с.
- Хрестоматия по возрастной психологии. Ч.1./Под ред. О.А.Карабановой, А.И.Подольского, Г.В.Бурменской. М., 1999.
- Хъелл Л. Теории личности / Л. Хъелл, Д. Зиглер. – СПб.: Питер Пресс, 1997. – 608 с.
- Шнейдер, Л.Б. Профессиональная идентичность: Монография / Л.Б. Шнейдер. – М.: МОСУ, 2000. – 256 с.
- Эльконин, Д.Б. Избранные психологические труды / Д.Б. Эльконин. – М.: Просвещение, 1984.
- Эльконин, Д.Б. К проблеме периодизации психического развития в детском возрасте / Д.Б. Эльконин // Вопросы психологии. – 1971. – № 4. – С. 6-20.
- Эриксон, Э. Идентичность: юность и кризис. – М.: Просвещение, 1996. – 300 с.
- Ярошевский, М.Г. История психологии / М.Г. Ярошевский. – М.: Издательство «Мысль», 1985. – 463 с.
Тема 2. «Методы возрастной психологии». (6 часов)
ВОПРОСЫ К СЕМИНАРУ:
- Методологические основы организации психологического исследования в возрастной психологии. Требования к методам возрастной психологии.
- Стратегии исследования: метод поперечных срезов, лонгитюдный метод. Комбинированный (когортно-последовательный) план исследования. Формирующая стратегия в исследовании психического развития в онтогенезе. Кросс-культурные исследования.
- Метод наблюдения в работе с детьми и принципы его организации. Виды наблюдения.
- Эксперимент и его виды.
- Метод беседы в возрастной психологии. Виды и формы беседы. Технология психологического контакта: вербальный и невербальный способы взаимодействия. Интервью, анкетирование. Клиническая беседа Ж. Пиаже.
- Метод изучения продуктов деятельности и его значение в работе с детьми.
- Тесты: их виды и возможности использования в практической работе. Проективные тесты в возрастной психологии.
- Близнецовый метод в решении вопроса о влиянии наследственности и среды на развитие психики ребенка.
- Основные приемы оценки и интерпретации результатов психологического исследования: количественный и качественный анализ.
- Этика психологического исследования в возрастной психологии.
СОСТАВЛЕНИЕ ТАБЛИЦЫ «Методы психологии развития».
Психология дошкольного возраста как наука. Предмет и задачи
... психического развития проявляются у каждого ребенка индивидуально, своеобразно и неповторимо. Каждый ребенок усваивает речь, учится ходить, действовать с предметами, при этом путь ее развития остается индивидуальным. Методы исследования психологии дошкольного возраста ...
Тема 3. «История и современное состояние зарубежной истории развития». (4 часа)
ВОПРОСЫ К СЕМИНАРУ:
- Биогенетическое направление в исследовании детского развития. Теория рекапитуляции (Ст. Холл).
Нормативный подход к исследованию (А. Гезелл, Л. Термен).
Теория трех ступеней детского развития: инстинкт, дрессура, интеллект (К. Бюлер).
- Социогенетическое направление в исследовании детского развития. Проблема движущих сил психического развития ребенка в бихевиоризме. Теория социального научения (А. Бандура, Дж. Доллард, Р. Сирс).
- Теория конвергенции двух факторов (В. Штерн).
- Этологический подход к психическому развитию (Дж. Боулби, М. Эйнсворт).
- Психоаналитические теории детского развития. Стадии психосексуального развития ребенка по З. Фрейду. Эпигенетическая теория развития личности Э. Эриксона.
- Женевская школа генетической психологии Ж. Пиаже. Стадии интеллектуального развития ребенка (Ж. Пиаже).
- Гуманистическая психология и ее значение для возрастной психологии.
ТЕМЫ КОНСПЕКТОВ:
- Эпигенетическая теория развития личности Э. Эриксона.
- Стадии интеллектуального развития ребенка (Ж. Пиаже).
- Культурно-историческая концепция Л.С. Выготского.
Тема 4. «Концепции психического развития в отечественной психологии». (6 часов)
ВОПРОСЫ К СЕМИНАРУ:
- Педология: мифы и реальность.
- Культурно-историческая концепция Л.С. Выготского. Теория развития высших психических функций: опосредствованность и интериоризация в психическом развитии.
- Проблема возраста и возрастной периодизации в трудах Л.С. Выготского. Проблема соотношения обучения и развития в работах Л.С. Выготского. Понятие «зоны ближайшего развития»: его теоретическое и практическое значение. Роль и значение кризисов в психическом развитии ребенка.
- Учение А.Н. Леонтьева о ведущем виде деятельности. Учение Л.И. Божович о социальной ситуации развития. Проблема условий, источников и движущих сил психического развития ребенка. Проблема периодизации психического развития в работах Д.Б. Эльконина.
- Современный этап в развитии отечественной возрастной психологии.
ТЕМЫ КОНСПЕКТОВ:
Периоды развития теории управления
... размер Методологические основы менеджмента. Законы, принципы, функции. Законы и закономерности Законы развития производства объективны и не зависят от воли и сознания людей ... системы при изменении состояния внешней среды. пропорциональность производства и управления, соотносительность развития основного и вспомогательного производства. соотносительность и адекватность управляющей и управляемой ...
- Проблема соотношения обучения, созревания и развития в современной психологии..
- Динамика психического развития.
Тема 5. «Психическое развитие ребенка: движущие силы и условия. Онтогенез». (4 часа)
ВОПРОСЫ К СЕМИНАРУ:
- Представление об онтогенезе.
- Соотношение понятий рост, развитие, созревание. Основные характеристики психического развития человека.
- Проблема соотношения обучения, созревания и развития в современной психологии.
- Возраст и критерии его выделения. Необходимость различения хронологического (паспортного), биологического (органической зрелости), социального и психологического возраста.
- Возрастные периодизации.
- Динамика психического развития как чередование стабильных и критических (кризисов) периодов развития. Возрастные кризисы и сензитивные периоды, их характеристика и значение.
ТЕМЫ КОНСПЕКТОВ:
Учение Л.И. Божович о социальной ситуации развития.
СОСТАВЛЕНИЕ ТАБЛИЦЫ «Возрастные периодизации».
Тема 6. «Основные закономерности развития ребенка в младенчестве». (6 часов)
ВОПРОСЫ К СЕМИНАРУ:
- Пренатальное развитие и его роль в становлении психики ребенка. Условия перехода от пренатального к постнатальному детству. Перинатальный этап («базовые перинатальные матрицы», С. Гроф).
- Изменение внутрисемейной ситуации с рождением ребенка. Родительские установки.
- Общая характеристика этапа новорожденности. Специфика психической жизни новорожденного. Формирование привязанности. Врожденные рефлексы. Способность к научению. Индивидуальные особенности новорожденных.
- Критерии окончания кризиса новорожденности: медицинский, физиологический, психологический.
- Социальная ситуация младенчества – неразрывное единство ребенка и взрослого (ситуация «пра-мы»).
Эмоционально-непосредственное общение как ведущий вид деятельности. Эффект госпитализма и его последствия. Эмоциональное развитие младенца. «Комплекс оживления» и развитие первых форм общения. Симптомы эмоционального неблагополучия.
- Сенсорное и перцептивное развитие в младенческом возрасте.
- Моторное развитие в младенчестве. Формирование акта хватания и его значение для психического развития ребенка. Предметные манипуляции.
- Предпосылки возникновения и развития речи. Роль предречевых вокализаций в становлении речевой функции. Характеристика речи младенца (автономность, ситуативность, эмоциональная окрашенность, полисемантичность слов).
- Основные новообразования младенчества. Осложненные варианты развития. Ранняя диагностика психического развития.
- Кризис 1 года: его причины и симптомы.
ТЕМЫ КОНСПЕКТОВ:
Развитие личности донаучн. период
... исследователей в области возрастной психофизиологии, изучал связь между физическим развитием организма и его психологическими особенностями в различные возрастные периоды. При этом важное значение ... известной является позиция Жан Жака Руссо, который изложил свои взгляды на психическую природу ребенка в своем известном произведении «Эмиль, или О воспитании». Интересно отметить, что ...
- Критерии окончания кризиса новорожденности: медицинский, физиологический, психологический.
- Основные новообразования младенчества.
Тема 7. «Особенности психического развития ребенка в раннем возрасте». (2 часа)
ВОПРОСЫ К СЕМИНАРУ:
- Характеристика социальной ситуации развития в раннем возрасте.
- Генезис и стадии развития игры в раннем возрасте. Характеристика игровой деятельности ребенка раннего возраста (Ф.И. Фрадкина).
- Развитие социальной привязанности в раннем детстве. Теория привязанности Д. Боулби. Модели привязанности (М. Эйнсворт), условия формирования различных вариантов привязанности, их значение для психического развития ребенка. Эффекты сепарации ребенка от родителей и близких взрослых (Д. Боулби).
- Основные закономерности развития восприятия в раннем детстве. Ранние формы наглядно-действенного мышления. Особенности и закономерности развития первых детских обобщений и суждений (Л.С. Выготский, И.Х. Швачкин).
Тема 8. «Особенности психического развития ребенка в дошкольном возрасте». (6 часов)
ВОПРОСЫ К СЕМИНАРУ:
- Общая характеристика социальной ситуации развития ребенка дошкольного возраста.
- Роль семьи в развитии ребенка дошкольного возраста. Влияние типов семейного воспитания на развитие личности ребенка.
- Сюжетно-ролевая игра как ведущая деятельность дошкольного возраста. (Структура игры. Роль и правило. Проблема замещения в игре. Реальные и игровые отношения детей в игре. Значение игры для психического развития и формирования личности ребенка).
Виды игр (предметные, сюжетно-ролевые, дидактические игры, игры-драматизации, игры с правилами).
- Характеристика других видов деятельности дошкольника: изобразительная деятельность, конструктивная деятельность и ее роль в умственном развитии ребенка, восприятие литературно-художественных произведений, роль сказки в психическом развитии ребенка, элементы труда и учения в деятельности дошкольника.
- Развитие восприятия в дошкольном возрасте, его зависимость от видов деятельности ребенка. (Проблема сенсорного воспитания, условия его успешности. Овладение общественно-выработанными сенсорными эталонами и формирование перцептивных действий (А.В. Запорожец, В.П. Зинченко, Л.А. Венгер).
- Развитие мышления в дошкольном возрасте. (Развитие опосредствования и наглядного моделирования как основа качественного преобразования мышления ребенка. Наглядно-образное мышление как основное новообразование дошкольного возраста (А.В. Запорожец, Г.И. Минская, Н.Н. Поддьяков, Л.А. Венгер).
- Развитие функций и форм речи в дошкольном возрасте. (Проблема развития регулятивной функции речи. Феномен речи «для себя». Развитие контекстной речи.
- Развитие памяти. Проблема формирования произвольной и опосредствованной памяти. «Параллелограмм» развития памяти. Соотношение непроизвольной и произвольной памяти.
- Развитие внимания и его особенности.
- Развитие личности в дошкольном возрасте. (Развитие Я-концепции, особенности самооценки. Поло-ролевая идентификация в дошкольном возрасте. Установление иерархии мотивов. Развитие эмоций. Особенности формирования нравственных (гордость, стыд, чувство вины), эстетических чувств, познавательных интересов. Развитие эмпатии и начало осознания чувств и эмоций. Развитие воли и произвольности управления поведением. Стадии морального развития (Л. Кольберг).
13 стр., 6430 слов
Развитие музыкально-творческих способностей детей среднего дошкольного ...
... развития музыкально-творческих способностей детей среднего дошкольного возраста. ПРЕДМЕТ ИССЛЕДОВАНИЯ: педагогические условия развития музыкально-творческих способностей детей среднего дошкольного возраста ... возраст является наиболее подходящим для развития музыкально-творческих способностей. Этот возраст, по мнению психологов (Б.М.Теплов, А.В.Запорожец), обладает типичными для детства особенностями: ...
Условия усвоения ребенком нравственных норм. Роль этических эталонов и самооценки (С.Г. Якобсон).
- Проблема психологической готовности к школьному обучению. Основные показатели психологической готовности ребенка к школе.
- Кризис семи лет, его причины и особенности протекания.
ТЕМЫ КОНСПЕКТОВ:
- Обзор теорий игры в зарубежной психологии (Г. Спенсер, К. Гросс, К. Бюлер, В. Штерн, Ф. Бойтендайк, Ж. Пиаже).
Теории детской игры в психоанализе.
- Проблема игровой деятельности в отечественной психологии.
Тема 9. «Особенности психического развития ребенка в младшем школьном возрасте». (4 часа)
ВОПРОСЫ К СЕМИНАРУ:
- Характеристика социальной ситуации развития в младшем школьном возрасте. Учебная деятельность как ведущая деятельность. (Структура и общие закономерности формирования учебной деятельности (Д.Б. Эльконин).
Значение форм совместной со сверстниками учебной деятельности для психического развития младшего школьника.
- Основные стадии адаптации ребенка к школе как процесса освоения новой социальной ситуации развития и овладения учебной деятельностью. Причины школьной дезадаптации. Развитие мотивов учения. Динамика изменения отношения к учению на протяжении младшего школьного возраста.
- Место других видов деятельности в психическом развитии младшего школьника (игра, спорт, занятия искусством, изобразительная деятельность, музыкальная деятельность, начальные формы труда).
- Социальная жизнь младших школьников. (Особенности общения со сверстниками. Дружба в младшем школьном возрасте, ее возрастно-психологические особенности, стадии развития (Р. Селман).
Социальный статус и отношения со сверстниками. Кооперация, соревнование и конфликты в детских группах. Психология отношений внутри классного коллектива).
- Содержание обучения как основного источника умственного развития в школьном возрасте. Возрастные особенности и возрастные возможности усвоения знаний. Проблема интеллектуализации психических процессов, их осознания и произвольности. Особенности развития речи в младшем школьном возрасте. Проблема осознания речи, ее элементов, ее функций и форм при разных вариантах обучения (Д.Б. Эльконин, А.К. Маркова, С.Н. Карпова).
- Основные психологические новообразования младшего школьного возраста: рефлексия, анализ, планирование. Особенности развития восприятия и внимания. Формирование наблюдательности. Память младшего школьника, пути повышения ее эффективности. Особенности развития воображения.
- Развитие личности младшего школьника. Особенности развития Я-концепции. Начальные формы рефлексии, формирование самооценки в связи с развитием учебной деятельности. Развитие мотивационно-потребностной и волевой сферы. Особенности усвоения моральных норм, понятия справедливости и правил поведения.
ТЕМЫ КОНСПЕКТОВ:
речевое развитие ребёнка
... где-то к трехмесячному возрасту приобретет инструментальную функцию: будет направлена на то, чтобы вызвать ответную реакцию. 2. Этапы голосового развития ребенка Говоря, о речевом развитии, мы говорим о ... звук голосов. В нашей работе мы подробно рассмотрим доречевое развитие детей, проанализировав каждый его из периодов. 1. Предречевое развитие Активное освоение речи происходит на 2 – 3-м ...
- Проблема формирования основ научного мышления в начальной школе (Д.Б. Эльконин, В.В. Давыдов).
- Теория планомерного формирования умственных действий и понятий и ее значение для оптимизации учебной деятельности (П.Я. Гальперин).
Тема 10. «Особенности психического развития подростка». (4 часа)
ВОПРОСЫ К СЕМИНАРУ:
- Проблема «кризиса» подросткового возраста. (Анатомо-физиологические и психологические предпосылки перехода к подростковому возрасту. Роль гетерохронности органического, полового и социального развития в возникновении подросткового возраста (Л.С. Выготский).
- Переход от социализации к индивидуализации как основная характеристика подросткового возраста. Индивидуальные и половые различия в темпах и характере физического, умственного и социального развития подростков.
- Роль общения со сверстниками в психическом развитии подростка. (Коллектив сверстников и взаимодействие в нем как моделирование отношений взрослых членов общества. «Кодекс товарищества». Дружба у подростков и ее особенности в связи с половыми различиями).
- Чувство взрослости как основное психологическое новообразование подросткового возраста, специфическая форма самосознания (Д.Б. Эльконин).
Виды взрослости, пути и условия ее формирования. Становление нового типа взаимоотношений со взрослыми.
- Учебная деятельность подростков. (Развитие познавательных мотивов. Избирательность отношения к учебным предметам. Развитие формально-операционального интеллекта).
- Формирование личности в подростковом возрасте. Поло-ролевая идентификация. Основные закономерности развития самосознания. Формирование самооценки. Уровень притязаний подростка. Возникновение идеалов как воплощение уровня притязаний. Причины нарушения формирования самооценки. Аффект неадекватности. Развитие аффективно-потребностной сферы. Обострение потребности в личностно-ориентированном общении, самоутверждении и социальном признании. Развитие воли. Формирование направленности личности. Развитие моральных суждений и нравственных убеждений в подростковом возрасте. Формирование характера. Типы акцентуаций личности в подростковом возрасте. Психологические предпосылки перехода к юношескому возрасту.
ТЕМЫ ДОКЛАДОВ:
- Теории подросткового возраста (Ст. Холл, Э. Шпрангер, Ш. Бюлер, Э. Эриксон, К. Левин, Ж. Пиаже).
- Психологическая характеристика подросткового возраста в трудах Л.С. Выготского.
Тема 11. «Особенности психического развития в юношеском возрасте». (4 часа)
ВОПРОСЫ К СЕМИНАРУ:
- Переходный характер юношеского возраста. Проблема ведущей деятельности юношеского возраста.
- Формирование профессиональной направленности и предварительное профессиональное самоопределение как ведущее новообразование юношеского возраста. (Психологические особенности выбора профессии. Учебная деятельность в юношеском возрасте. Переход к самообразованию и самовоспитанию. Развитие абстрактного, дивергентного и гипотетико-дедуктивного мышления. Формирование индивидуального стиля мышления).
- Развитие общения в юношеском возрасте. (Принадлежность к группе. Неформальные и формальные молодежные объединения и группировки. Феномен «молодежной субкультуры», его психологическое значение. Любовь и дружба в юношеском возрасте).
- Межполовые различия. Сексуальное поведение и профилактика его нарушений.
- Развитие самосознания как достижение личностной идентичности (Э. Эриксон).
(Статусы идентичности (Д. Марсиа).
Нарушения формирования идентичности. Основные закономерности развития самосознания. Развитие образа Я. Формирование ценностно-смысловой сферы. Развитие морального сознания. Мечты и идеалы в юношеском возрасте, их психологическая роль для развития личности).
- Самоопределение и построение жизненных планов во временной перспективе как основное новообразование юношеского возраста. Развитие воли и способности к самоуправлению. Пути развития научного мировоззрения. Формирование научных, нравственных и политических убеждений, социальных и эстетических норм.
- Девиантное поведение, его причины и предупреждение.
ТЕМЫ ДОКЛАДОВ:
Место юношеского возраста в периодизации целостного жизненного цикла (Э. Шпрангер, Ш. Бюлер, А. Фрейд, К. Левин, Э. Эриксон, Л.И. Божович, Д.Б. Эльконин).
Тема 12. «Психология взрослого человека (акмеология)». (4 часа)
ВОПРОСЫ К СЕМИНАРУ:
- Критерии «зрелой взрослости». Соотнесение хронологического, биологического, психологического и социального возраста. Легальный и функциональный возраст (Д. Биррен).
- Молодость как начальный этап зрелости и вступления во взрослую жизнь.
- Переход к средней зрелости как нормативный кризис (около 30 лет), обусловленный расхождением между идеальной моделью «мечты» образа жизни и реальностью. (Переживание чувства утраты жизни и давления времени. Пути выхода из кризиса: личностно-смысловая перестройка, коррекция жизненных планов и образа жизни).
- Средняя зрелость (середина жизни).
(Расцвет творческой активности и профессиональной деятельности. Формирование потребности передачи опыта другим, наставничества. Возрастание потребности в достижениях и социальном признании, особая сензитивность к социальным оценкам. Построение карьеры).
- Переход к зрелости (около 40 лет) как нормативный кризис в развитии, «перелом жизни». Осознание утраты молодости и реальности смерти. (Изменение восприятия временной перспективы. Начало снижения физических сил и возможностей. Переживание «символической смерти» молодости. Изменение личностного отношения и смысловая перестройка сознания, изменение иерархии мотивов. Возрастание потребности в продуктивном самовыражении. Индивидуализация и формирование самодостаточности и независимости).
- Зрелость как вершина жизненного пути. Коллективная производительная деятельность как ведущая деятельность данного периода. (Основные задачи развития: сохранение супружеских отношений, воспитание детей, достижения в карьере, развитие форм досуга и хобби, принятие и приспособление к изменениям организма, принятие ответственности за стареющих родителей. Развитие самодостаточности и особенности общения. Одиночество в зрелом возрасте и его следствия).
- Проблема развития познавательных процессов в зрелом возрасте. Теория стадиальности развития интеллекта в зрелости К. Шайо. Факторы, влияющие на развитие интеллекта в зрелости. Критика теорий зрелости как «психической окаменелости». Возможности обучения в зрелых возрастах.
ТЕМЫ ДОКЛАДОВ:
Стабильность и изменения личности в зрелости (Э. Эриксон, Д. Левинсон, С. Гоулд).
Тема 13. «Психология преклонного возраста(геронтология)». (4 часа)
ВОПРОСЫ К СЕМИНАРУ:
- Причины нормативного кризиса 50 — 55 лет (изменение социальной ситуации развития и возрастная перестройка организма).
(Период старения и старости. Биологические и социальные факторы старения. Историческая изменчивость оценки старости и старения. Роль психологического и личностного факторов в процессе старения).
- Возрастные изменения восприятия, внимания, памяти, мышления в период старения и возможности их компенсации.
- Задачи развития: принятие и освоение новых социальных ролей, адаптация к потере физических возможностей, подведение итогов жизни и ее принятие, развитие личностной позиции в отношении смерти, деятельность самообслуживания как возможность сохранения самостоятельности и независимости. Развитие потребности в передаче накопленного опыта, уважении и самоутверждении.
- Выход на пенсию. Проблема участия в трудовой деятельности в старости, ее значение для сохранения нормальной жизнедеятельности и долголетия. Значение общественных интересов для формирования деятельной старости.
- Жизненная мудрость как личностное новообразование, результат разрешения кризиса между личностной интеграцией и распадом и отчаянием. Влияние истории жизненного пути на процесс старения.
- Особенности общения и межличностных отношений в старости. Одиночество в старости. Критика теории инволюции. Компенсаторные механизмы в период старения.
- Проблема долголетия и жизнеспособности. Факторы долголетия.
ТЕМЫ ДОКЛАДОВ:
- Культурные традиции отношения к смерти и подготовки к ней. Виды психологической помощи безнадежно больным людям.
- Старость как социальная проблема.
Рекомендуемая литература:
Основная:
- Выготский Л.С. Проблема возрастной периодизации детского развития // Собр. Соч. В 6-ти т. — М., 1982. Т.4. С.244-268.
- Крайг Г. Психология развития. (Пер. с англ.)– СПб, 2000.
- Обухова Л.Ф. Возрастная психология. Учебник. – М., 2001.
- Хрестоматия по детской психологии / Под ред. Г.В. Бурменской. – М., 1996.
- Эльконин Д.Б. К проблеме периодизации психического развития в детском возрасте // Д.Б.
- Эльконин. Избранные психологические труды. – М., 1989.
Дополнительная:
- Авдеева Н.Н., Мещерякова С.Ю. Вы и младенец. – М., 1991.
- Ананьев Б.Г. Избранные психологические труды: В 2-х т. – М., 1980.
- Байярд Р.Т., Байярд Д. Ваш беспокойный подросток. – М., 1991.
- Баттерворт Дж., Харрис М. Принципы психологии развития (Пер. с англ.).
– М., 2000.
- Бернс Р. Развитие Я-концепции и воспитание (Пер. с англ.).
– М., 1986.
- Божович Л.И. Личность и ее развитие в детском возрасте. – М., 1968.
- Бреслав Г.М. Эмоциональные особенности формирования личности в детстве. – М., 1990.
- Валлон А. Психическое развитие ребенка (Пер. с фр.).
– М., 1968.
- Выготский Л.С. Собр. Соч. В 6-ти т. – М., 1982.
- Гальперин П.Я. Методы обучения и умственное развитие ребенка. – М., 1985.
- Гамезо М.В., Герасимова В.С., Горелова Г.Г., Орлова Л.М. Возрастная психология: личность от молодости до старости: Учебное пособие. – М., 1999.
- Дальто Ф. На стороне подростка. – СПб., 1997.
- Запорожец А.В. Психическое развитие ребенка // Избр. психологические труды в 2-х томах. – М., 1986.
- Кле М. Психология подростка. Психосексуальное развитие. (Пер. с фр.).
– М., 1991.
- Климов Е.А. Как выбирать профессию. – М., 1984.
- Кон И.С. Психология ранней юности. – М., 1982.
- Краснова О.В., Лидерс А.Г. Социальная психология старости. – М., 2002.
- Леонтьев А.Н. Избранные психологические произведения: В 2-х т. – М., 1983.
- Лисина М.И. Проблема онтогенеза общения. – М., 1986.
- Лишенные родительского попечительства. Хрестоматия. / Под ред. В.С. Мухиной. – М., 1991.
- Логинова Н.А. Развитие личности и ее жизненный путь // Принцип развития в психологии. – М., 1978.
- Маркова А.К. Формирование мотивации u1091 учения в школьном возрасте. — М., 1983.
- Массен П., Конгер Дж., Гивитц Дж. Развитие личности в среднем возрасте // Психология личности. Тексты. – М., 1982.
- Мухина В.С. Возрастная психология: феноменология развития, детство, отрочество. – М., 1999.
- Мухина В.С. Проблемы генезиса личности. – М., 1985.
- Новоселова С.Л. Развитие мышления в раннем возрасте. – М., 1978.
- Обухова Л.Ф. Концепция Жана Пиаже: За и против. – М., 1981.
- Обухова Л.Ф. Этапы развития детского мышления. – М., 1972.
- Пиаже Ж. Избранные психологические труды. – М., 1994.
- Поддъяков Н.Н. Мышление дошкольника. – М., 1977.
- Поливанова К.Н. Психология возрастных кризисов. – М., 2000.
- Практическая психология образования / Под ред. И.В. Дубровиной. – М., 1997.
- Прихожан А.Н., Толстых Н.Н. Подросток в учебнике и в жизни. – М., 1990.
- Психическое развитие в младшем школьном возрасте / Под ред. В.В. Давыдова. — М., 1990.
- Психология возрастных кризисов: Хрестоматия / Сост. К.В. Сельченок. – Мн., 2000.
- Психология подростка: Хрестоматия/ Сост. Ю.П. Фролов. – М., 1997.
- Психология старости и старения. Хрестоматия / Сост. О.В. Краснова, А.Г. Лидерс. – М., 2003.
- Развитие психики школьников в процессе учебной деятельности / Под ред. В.В.Давыдова. – М., 1983.
- Ремшмидт Х. Подростковый и юношеский возраст: Проблемы становления личности (Пер. с нем.).
– М., 1994.
- Слободчиков В.И. Категория возраста в психологии и педагогике развития // Вопросы психологии. 1991. № 2.
- Субботский Е.В. Ребенок открывает мир. – М., 1991.
- Флэйк-Хобсон К., Робинсон Б.Е., Скин П. Развитие ребенка и его отношений с окружающими. (Пер. с англ.).
— М., 1993.
- Формирование личности в переходный период: От подросткового к юношескому возрасту / Под ред. И.В. Дубровиной. – М., 1987.
- Формирование личности старшеклассника / Под ред. И.В.Дубровиной. – М.. 1989.
- Фрейд З. Введение в психоанализ. Лекции. (Пер. с нем.).
– М., 1991.
- Шадриков В.Д. Происхождение человечности. М., 1999.
- Шахматов Н.Ф. Психическое старение. – М., 1996.
- Эльконин Б.Д. введение в психологию развития. – М., 1994.
- Эльконин Д.Б. Психология игры. – М., 1978.
- Эльконин Д.Б. Избранные психологические труды. – М., 1989.
- Эриксон Э. Детство и общество (пер. с англ.) – СПб., 1996.
- Эриксон Э. Идентичность: юность и кризис. (Пер. с англ.).
– М., 1996.
- Якобсон С.Г. Психологические проблемы этического развития детей. – М., 1984.
Контрольные вопросы и задания для самостоятельной работы:
- Предмет и задачи психологии развития и возрастной психологии.
- Связь психологии развития и возрастной психологии с психологическими дисциплинами и другими науками.
- Роль методологии в построении научного психологического знания.
- Проблема метода исследования психического развития. Принципиальная ограниченность стратегии «срезов».
- Соотношение понятий рост, развитие, созревание. Основные характеристики психического развития человека.
- Эволюция детства в истории человечества.
- Возраст и критерии его выделения. Необходимость различения хронологического (паспортного), биологического (органической зрелости), социального и психологического возраста.
- Как можно объяснить существование аналогий и параллелей в индивидуальном развитии человека и истории развития рода?
- Различия в понимании роли среды в психическом развитии ребенка в бихевиоризме и в культурно-историческом подходе.
- Роль созревания в психическом развитии человека в онтогенезе.
- Сензитивные периоды и их роль в психическом развитии ребенка.
- Понятие «эго-идентичности» (Э. Эриксон).
Статусы эго-идентичности и механизмы ее формирования.
- Проблема эгоцентрической речи и эгоцентрического мышления (Ж. Пиаже, Л.С. Выготский).
Современные подходы к пониманию феномена эгоцентрической речи.
- Основные детерминанты интеллектуального развития в концепции Ж. Пиаже.
- Периодизация стадий развития интеллекта в онтогенезе в концепции Ж. Пиаже. Понятие «операция».
- «Феномен сохранения». Его теоретическая интерпретация в теории Ж. Пиаже и в исследованиях школы П.Я. Гальперина.
- Психологическое содержание процесса интериоризации. Различия в понимании интериоризации в теориях Ж. Пиаже, Л.С. Выготского, А.Н. Леонтьева, П.Я. Гальперина.
- Принцип историзма в исследовании психического развития ребенка.
- Специфика психического развития человека в онтогенезе. Роль присвоения социально-исторического культурного опыта.
- Соотношение социальной и органической (генетической) форм наследования человеком видового опыта. Значение органической наследственности и процессов созревания для психического развития в онтогенезе.
- Современное состояние проблемы биологического и социального в психике человека.
- Проблема социализации в современной психологии развития.
- Понятие высших психических функций: структура, свойства, генезис. Закон развития высших психических функций (Л.С. Выготский).
- Учение о системном и смысловом строении сознания Л.С. Выготского.
- Понятие психологического возраста. Социальная ситуация развития, возрастные психологические новообразования и динамика детского развития.
- Психологическое содержание возрастных кризисов, роль позитивной и негативной симптоматики.
- Возрастные и функциональные типы процессов развития в онтогенезе. Проблема соотношения возрастного и функционального развития.
- Вклад Л.С. Выготского в решение проблемы соотношения обучения и развития.
- Теоретическое и практическое значение понятия «зона ближайшего развития». Способ измерения зоны ближайшего развития.
- Социальная среда как источник психического развития ребенка.
- Деятельность как детерминаната психического развития в онтогенезе. Понятие «ведущей деятельности». Смена типа ведущей деятельности на различных стадиях онтоегенеза.
- Сравнительная характеристика двух подходов к организации практики воспитания ребенка – концепции искусственной акселерации и теории амплификации (А.В. Запорожец).
- Проблема генезиса потребности ребенка в общении. Механизм возникновения и развития новых форм общения.
- Функции «идеальной формы» и «ведущей деятельности» в психическом развитии ребенка.
- Критерии построения периодизации психического развития ребенка в культурно-историческом подходе.
- Гипотеза о периодичности процессов психического развития ребенка (Д.Б. Эльконин).
- Особенности кризиса новорожденности. Критерии его завершения.
- Проблема соотношения развития сенсорики и моторики в младенчестве.
- Подготовительный период в развитии речи. Особенности автономной речи ребенка.
- Психологическая характеристика кризиса 1-го года жизни.
- Качественное отличие орудий и предметно-орудийных действий человека и вспомогательных средств животных.
- Основные закономерности развития предметно-орудийных действий в раннем возрасте.
- Сравнительная характеристика игры детей раннего и дошкольного возраста.
- Развитие речи в раннем возрасте.
- Причины, сущность и новообразования кризиса 3-х лет.
- Структура и функции детской игры.
- Основные закономерности развития игровой деятельности.
- Развитие видов деятельности в дошкольном возрасте (изобразительная деятельность, художественные виды деятельности – восприятие сказки, музыки и др., элементарные формы труда и учения).
Их значение для психического развития ребенка.
- Развитие общения со сверстниками в дошкольном возрасте.
- Проблема сенсорного воспитания.
- Основные психологические новообразования дошкольного возраста.
- Психологическая характеристика кризиса 7 лет.
- Социальная ситуация развития в младшем школьном возрасте.
- Понятие «внутренней позиции». Психологические условия формирования внутренней позиции школьника.
- Основные компоненты психологической готовности ребенка к школе.
- Значение содержания и организации учебной деятельности для психического развития ребенка.
- Основные психологические новообразования младшего школьного возраста.
- Проблема «кризиса» подросткового возраста в зарубежной и отечественной психологии.
- Самосознание и самопознание в подростковом и юношеском возрасте.
- Личностное и предварительное профессиональное самоопределение в юношеском возрасте.
- Дружба и развитие взаимоотношений со сверстниками в подростковом и юношеском возрасте.
- Проблема «нормативности» кризисов зрелых возрастов.
- Проблема развития познавательных процессов в зрелых возрастах.
- Критика понимания зрелости как «психической окаменелости».
- Психологические проблемы старения и старости. Понятие «оптимального старения».
Список рефератов
- Актуальные проблемы современной психологии развития.
- Психологический возраст как «единица» анализа психического развития ребенка в трудах Л.С. Выготского и его последователей.
- Основные этапы развития формирующей стратегии исследования психического развития.
- Роль кросс-культурных исследований в изучении психического развития.
- Критика факторного подхода в понимании движущих сил психического развития ребенка.
- Психоаналитические теории развития личности.
- Эпигенетическая теория развития личности Э. Эриксона.
- Проблема эгоцентрической речи и эгоцентрического мышления в работах Ж. Пиаже и Л.С. Выготского.
- Причины и условия психического развития ребенка в культурно-исторической концепции Л.С. Выготского.
- Роль активности ребенка в психическом развитии.
- Роль общения в психическом развитии человека.
- Роль наследственности и среды в психическом развитии ребенка.
- Генезис и развитие форм общения ребенка и взрослого в онтогенезе.
- Влияние «дефицита общения» на психическое развитие ребенка.
- Факторы риска в психическом развитии ребенка.
- Соотношение возрастного и функционального развития в онтогенезе.
- Ведущая роль обучения в психическом развитии ребенка.
- Роль возрастных кризисов в психическом развитии.
- Психологические особенности младенческого возраста.
- Предметно-орудийная деятельность – ведущая деятельность ребенка раннего возраста.
- Закономерности речевого развития в онтогенезе.
- Игра и ее роль в психическом развитии ребенка.
- Основные стадии развития изобразительной деятельности детей.
- Развитие Я-концепции в онтогенезе.
- Роль семьи в психическом развитии ребенка.
- Развитие общения со сверстниками в детском возрасте.
- Психологические особенности младшего школьника.
- Диагностика и коррекция психологической готовности ребенка к школе.
- Проблемы развивающего обучения.
- Теории подросткового возраста.
- Развитие личности в подростковом возрасте.
- Основные стадии морального развития личности в онтогенезе.
- Психологические особенности юношеского возраста.
- Всевозрастной подход в исследовании психического развития человека.
- Специфика психического развития человека в зрелом возрасте.
- Старость как завершающая стадия жизненного цикла человека.
16