Тема 1. «История становления возрастной психологии». (4 часа)

© Волгоградский

Государственный

Медицинский

Университет, 2011

Тематические планы семинарских занятий

по курсу «Психология развития и возрастная психология» преподавателя Грешнова Яна Борисовна

ВОПРОСЫ К СЕМИНАРУ:

  1. Предмет возрастной психологии и психологии развития: различные точки зрения.
  2. Значение идей Ж.Ж. Руссо для становления детской психологии.
  3. Значение эволюционного учения Ч. Дарвина для возникновения и развития детской психологии (середина 19 века).
  4. Начало систематического изучения детского развития (В. Прейер, Ст. Холл).
  5. Место возрастной психологии в системе психолого-педагогических дисциплин (связи возрастной психологии с общей психологией, педагогической психологией, педагогикой, психологией индивидуальных различий и др.).

    Соотношение возрастной психологии с психологией развития, детской и генетической психологией.

  6. Социально-историческая природа детства.
  7. Актуальные проблемы современной психологии развития.

ТЕМЫ ДОКЛАДОВ:

  1. Ж.Ж. Руссо – биография и научные труды.
  2. Эволюционное учение Ч. Дарвина.

Основная литература:

  1. Абрамова, Г.С. Возрастная психология: Учеб. пособие для студентов вузов. – 2-е изд., испр. и доп. – М.: Академ. проект, 2001. – 699 с.

  2. Обухова, Л.Ф. Детская (возрастная) психология. Учебник / Л.Ф. Обухова.– М.: Российское педагогическое агентство, 1996. – 374 с.
  3. Сапогова, Е.Е.. Психология развития человека. – М.: Аспект-Пресс, 2001.
  4. Шаповаленко, И.В. Возрастная психология (Психология развития и возратсная психология).

    – М.: Гардарики, 2005. – 349 с.

Дополнительная литература:

  1. Абрамова, Г.С. Практическая психология: Учебник для студентов вузов. – М.: Академический Проект, 2001. – 480 с.
  2. Ананьев, Б.Г. Человек как предмет познания. – 3-е изд. – СПб.: Питер, 2002. – 282 с.
  3. Анцыферова, Л.И. Психологические закономерности развития личности взрослого человека и проблема непрерывного образования / Л.И. Анцыферова // Психологический журнал. – 1980. – № 2.
  4. Архиреева, Т.В. Самосознание и Я-концепция ребенка / Т.В. Архиреева. – Великий Новгород: НовГУ им. Ярослава Мудрого, 2002. – 191 с.
  5. Асмолов, А.Г. Психология личности. – М.: Изд-во Моск. ун-та, 1990.
  6. Батаршев, А.В. Психология индивидуальных различий: От темперамента – к характеру и типологии личности. – М.: Владос, 2000. – 254 с.
  7. Берне, Р. Развитие Я-концепции и воспитание. – М., 1986.
  8. Бодалев, А.А. Вершина в развитии взрослого человека: характеристики и условия достижения. – М.: Наука, 1998.
  9. Божович, Л.И.

    3 стр., 1438 слов

    Семинар по возростной психологии «ВОЗРАСТНАЯ ПСИХОЛОГИЯ ...

    ... и условий индивидуальной эволюции человека. 1 )возрастная психология (делает акцент на возрастных особенностях психики); 2) психология развития (изучает сам процесс психического развития); Составляющими предмета возрастной психологии являются изменения, которые происходят в психике ...

    Личность и ее формирование в детском возрасте / Л.И. Божович. – М.: Просвещение, 1968. – 464 с.

  10. Божович, Л.И. Психологический анализ условий формирования и строения гармонической личности // Психология формирования и развития личности / Под ред. Л.И. Анцыферовой. – М., 1981.
  11. Божович, Л.И. Этапы формирования личности в онтогенезе / Л.И. Божович // Хрестоматия по возрастной психологии: учебное пособие для студентов / под ред. Д.И. Фельдштейна. – М.: Международная педагогическая академия, 1994. – С. 87-101.
  12. Вачков, И.В. Введение в профессию «психолог»: Учеб. пособие / И.В. Вачков, И.Б. Гриншпун, Н.С. Пряжников; Под ред. И.Б. Гриншпуна. – М.: Издательство Московского психолого-социального института; Воронеж: Издательство НПО «МОДЭК», 2004. – 464 с.
  13. Введение в психологию / Под общ. ред. проф. А.В. Петровского. – М.: Издательский центр «Академия», 1996. – 496 с.
  14. Выготский, Л.С. Проблема возраста / Л.С. Выготский // Вопросы детской психологии. – СПб.: СОЮЗ, 1999. – С. 3-39.
  15. Выготский, Л.С.

    Собрание сочинений: В 6-ти т. – Т.4. – М.: Педагогика, 1984. – 433 с.

  16. Гаврилова, Т.П. Личностные трудности и проблемы подростков / Т.П. Гаврилова // Психологическая наука и образование. – 1999. – № 3. – С. 104-109.
  17. Гинзбург, М.Р. Личностное самоопределение как психологическая проблема / М.Р. Гинзбург // Вопросы психологии. – 1988. – № 2.
  18. Гиппенрейтер, Ю.Б. Общаться с ребенком. Как? / Гиппенрейтер Ю.Б. – М.: «ЧеРо», 2003. – 240 с.
  19. Давыдов, В.В. Теория развивающего обучения / В.В. Давыдов. – М.: «ИНТОР», 1999.– 542 с.
  20. Деркач, А.А. Акмеология: личностное и профессиональное развитие человека. – Кн. 2. – М.: РАГС, 2000.
  21. Добрович, А.Б. Воспитателю о психологии и психогигиене общения: Кн. для учителя и родителей / А.Б. Добрович. – М.: Просвещение, 1987. – 207 с.
  22. Драгунова, Т.В. «Кризис» объясняли по-разному / Т.В. Драгунова // Хрестоматия по возрастной психологии: учебное пособие для студентов / под ред. Д.И. Фельдштейна. – М.: Международная педагогическая академия, 1994.

    6 стр., 2595 слов

    ИЗУЧЕНИЕ РЕБЕНКА С ПРОБЛЕМАМИ В РАЗВИТИИ В УСЛОВИЯХ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО УЧРЕЖДЕНИЯ

    ... областей знания и уметь анализировать медицинскую документацию. ИЗУЧЕНИЕ РЕБЕНКА С ПРОБЛЕМАМИ В РАЗВИТИИ В УСЛОВИЯХ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО УЧРЕЖДЕНИЯ Большое значение имеет целенаправленное изучение неуспевающих ... Посещение семьи. Беседы с родителями. IV. Физическое состояниеОтклонения в физическом развитии. Особенности физического развития (данные о росте, массе тела, упитанности, особенностях осанки и ...

    – С. 215-217.

  23. Запорожец, А.В. Значение ранних периодов детства для формирования детской личности / А.В. Запорожец // Хрестоматия по возрастной психологии: учебное пособие для студентов / под ред. Д.И. Фельдштейна. – М.: Международная педагогическая академия, 1994. – С. 23-26.
  24. Змановская, Е.В. Девиантология (психология отклоняющегося поведения): учеб. пособие для студ. высш. учеб. заведений / Е.В. Змановская. – М.: Издательский центр «Академия», 2003. – 288 с.
  25. Карабанова, О.А. «Социальная ситуация развития» как альтернатива понятию «социальная среда» в понимании движущих сил психического развития ребенка / О.А. Карабанова // Психолог в детском саду. – 2004. – № 4. – С. 3-39.
  26. Кон, И.С. В поисках себя. Личность и ее самосознание. – М.: Педагогика, 1984. – 335 с.
  27. Кон, И.С. Психология ранней юности: кн. для учителя / И.С. Кон. – М.: Просвещение, 1989. – 255 с.
  28. Кондратьев, М.Ю. Подросток в замкнутом круге общения / М.Ю. Кондратьев. – М.: Издательство «Институт практической психологии», 1997.

    – 336.

  29. Крайг, Г. Психология развития. – 7 -е межд.издание. – СПб, 2000.
  30. Леонтьев, А.Н. Деятельность, сознание, личность. – М.: Политиздат, 1975.
  31. Леонтьев, А.Н. Проблемы развития психики / А.Н. Леонтьев. – М.: Изд-во Моск. ун-та, 1981. – 584 с.
  32. Лисина, М. И. Проблемы онтогенеза общения. – М., 1986.
  33. Лисина, М.И. Общение, личность и психика ребенка. – М. – Воронеж, 1997. Проблемы и задачи исследования речи у детей. С. 259-284; Формирование личности ребенка в общении. С. 291 – 298; Основные проблемы изучения ребенка первого года жизни. С. 321 – 348; О механизмах смены ведущей деятельности у детей первых семи лет жизни. С. 209 – 218; Становление и развитие общения со сверстниками у дошкольников. С. 202 – 208.
  34. Личко, А.Е. Психопатии и акцентуации характера у подростков / А.Е. Личко // Психология и психоанализ характера. Хрестоматия по психологии и типологии характеров. – Самара: Издательский Дом «БАХРАХ», 1997. – 422-494.
  35. Ломов, Б.Ф. Методологические и теоретические проблемы психологии. – М., 1984.
  36. Мещерякова, Б.Г., Зинченко, В.П.

    Большой психологический словарь. – Спб.: прайм-ЕВРОЗНАК, 2004. – 672 с.

  37. Петровский, А.В., Ярошевский, М.Г. Психология: Учеб. для студентов пед. вузов. – 3 -е изд., стер. – М.: Акад., 2002. – 500 с.
  38. Петровский, В.А. Личность в психологии: парадигма субъектности. – Ростов-на-Дону: Феникс, 1996. – 512 с.
  39. Пиаже, Ж. Психология интеллекта. / Избранные психологические труды. – М., 1994.
  40. Пиаже, Ж. Теория Пиаже / Ж. Пиаже // История зарубежной психологии (30-60 г.г. XX века) Тексты / под ред. П.Я. Гальперина, А.Н. Ждан. – М.: МГУ, 1986. – С. 232-293.
  41. Поливанова, К.Н. Психология возрастных кризисов / К.Н. Поливанова. – М.: Издательский центр «Академия», 2000. – 184 с.
  42. Практическая психодиагностика. Методики и тесты. Учебное пособие. – Самара: Издательский Дом «БАХРАХ-М», 2005. – 672 с.
  43. Родители и дети: Психология взаимоотношений / под ред. Е.А. Савиной, Е.О. Смирновой. – М.: «Когнито-Центр», 2003. – 230 с.
  44. Рубинштейн, С.Л. Бытие и сознание.

    3 стр., 1466 слов

    Развитие познавательной сферы детей старшего дошкольного возраста

    ... в психолого-педагогической литературе. 2. Охарактеризовать возрастные особенности детей старшего дошкольного возраста. 3. Рассмотреть развитие познавательной активности детей старшего дошкольного возраста в игровой деятельности. ... формирование внимания. - М., 2013. 10. Гальперин П.Я. Котик Н.Р. К психологии творческого мышления//Вопросы психологии [Текст] / П.Я. Гальперин - 2012. - №5. 11. Голицына ...

    Человек и мир. – СПб.: Питер, 2003. – 512 с.

  45. Рубинштейн, С.Л. Основы общей психологии / Сост., авт. коммент. и послесл. А.В. Брушлинский, К.А. Абульханова-Славская. – СПб.: Питер Ком, 2000. – 705 с.
  46. Слободчиков, В.И. Категория возраста в психологии и педагогике развития / В.И. слободчиков // Вопросы психологии. – 1991. – № 2.
  47. Слободчиков, В.И., Исаев, Е.И. Психология развития человека. Развитие субъективной реальности в онтогенезе: Учеб. пособие для вузов / Под общ. ред. В.Г. Щур. – М.: Школьная Пресса, 2000. – 416 с.
  48. Фельдштейн, Д.И. Закономерности поуровневого развития личности в онтогенезе / Д.И. Фельдштейн // Хрестоматия по возрастной психологии: учебное пособие для студентов / Под ред. Д.И. Фельдштейна. – М.: Международная педагогическая академия, 1994. – С. 176-189.
  49. Фельдштейн, Д.И. Психология взросления: структурно-содержательные характеристики процесса развития личности: избр. труды / Д.И. Фельдштейн. – М.: Московский психолого-социальный институт: Флинта, 1999. – 672 с.
  50. Фрейд, З.

    Введение в психоанализ: Лекции. – СПб.: Питер, 2007. – 381 с.

  51. Хрестоматия по возрастной психологии. Ч.1./Под ред. О.А.Карабановой, А.И.Подольского, Г.В.Бурменской. М., 1999.
  52. Хъелл Л. Теории личности / Л. Хъелл, Д. Зиглер. – СПб.: Питер Пресс, 1997. – 608 с.
  53. Шнейдер, Л.Б. Профессиональная идентичность: Монография / Л.Б. Шнейдер. – М.: МОСУ, 2000. – 256 с.
  54. Эльконин, Д.Б. Избранные психологические труды / Д.Б. Эльконин. – М.: Просвещение, 1984.
  55. Эльконин, Д.Б. К проблеме периодизации психического развития в детском возрасте / Д.Б. Эльконин // Вопросы психологии. – 1971. – № 4. – С. 6-20.
  56. Эриксон, Э. Идентичность: юность и кризис. – М.: Просвещение, 1996. – 300 с.
  57. Ярошевский, М.Г. История психологии / М.Г. Ярошевский. – М.: Издательство «Мысль», 1985. – 463 с.

Тема 2. «Методы возрастной психологии». (6 часов)

ВОПРОСЫ К СЕМИНАРУ:

  1. Методологические основы организации психологического исследования в возрастной психологии. Требования к методам возрастной психологии.
  2. Стратегии исследования: метод поперечных срезов, лонгитюдный метод. Комбинированный (когортно-последовательный) план исследования. Формирующая стратегия в исследовании психического развития в онтогенезе. Кросс-культурные исследования.
  3. Метод наблюдения в работе с детьми и принципы его организации. Виды наблюдения.
  4. Эксперимент и его виды.
  5. Метод беседы в возрастной психологии. Виды и формы беседы. Технология психологического контакта: вербальный и невербальный способы взаимодействия. Интервью, анкетирование. Клиническая беседа Ж. Пиаже.
  6. Метод изучения продуктов деятельности и его значение в работе с детьми.
  7. Тесты: их виды и возможности использования в практической работе. Проективные тесты в возрастной психологии.
  8. Близнецовый метод в решении вопроса о влиянии наследственности и среды на развитие психики ребенка.
  9. Основные приемы оценки и интерпретации результатов психологического исследования: количественный и качественный анализ.
  10. Этика психологического исследования в возрастной психологии.

СОСТАВЛЕНИЕ ТАБЛИЦЫ «Методы психологии развития».

20 стр., 9582 слов

Психология дошкольного возраста как наука. Предмет и задачи

... психического развития проявляются у каждого ребенка индивидуально, своеобразно и неповторимо. Каждый ребенок усваивает речь, учится ходить, действовать с предметами, при этом путь ее развития остается индивидуальным. Методы исследования психологии дошкольного возраста ...

Тема 3. «История и современное состояние зарубежной истории развития». (4 часа)

ВОПРОСЫ К СЕМИНАРУ:

  1. Биогенетическое направление в исследовании детского развития. Теория рекапитуляции (Ст. Холл).

    Нормативный подход к исследованию (А. Гезелл, Л. Термен).

    Теория трех ступеней детского развития: инстинкт, дрессура, интеллект (К. Бюлер).

  2. Социогенетическое направление в исследовании детского развития. Проблема движущих сил психического развития ребенка в бихевиоризме. Теория социального научения (А. Бандура, Дж. Доллард, Р. Сирс).
  3. Теория конвергенции двух факторов (В. Штерн).
  4. Этологический подход к психическому развитию (Дж. Боулби, М. Эйнсворт).
  5. Психоаналитические теории детского развития. Стадии психосексуального развития ребенка по З. Фрейду. Эпигенетическая теория развития личности Э. Эриксона.
  6. Женевская школа генетической психологии Ж. Пиаже. Стадии интеллектуального развития ребенка (Ж. Пиаже).
  7. Гуманистическая психология и ее значение для возрастной психологии.

ТЕМЫ КОНСПЕКТОВ:

  1. Эпигенетическая теория развития личности Э. Эриксона.
  2. Стадии интеллектуального развития ребенка (Ж. Пиаже).
  3. Культурно-историческая концепция Л.С. Выготского.

Тема 4. «Концепции психического развития в отечественной психологии». (6 часов)

ВОПРОСЫ К СЕМИНАРУ:

  1. Педология: мифы и реальность.
  2. Культурно-историческая концепция Л.С. Выготского. Теория развития высших психических функций: опосредствованность и интериоризация в психическом развитии.
  3. Проблема возраста и возрастной периодизации в трудах Л.С. Выготского. Проблема соотношения обучения и развития в работах Л.С. Выготского. Понятие «зоны ближайшего развития»: его теоретическое и практическое значение. Роль и значение кризисов в психическом развитии ребенка.
  4. Учение А.Н. Леонтьева о ведущем виде деятельности. Учение Л.И. Божович о социальной ситуации развития. Проблема условий, источников и движущих сил психического развития ребенка. Проблема периодизации психического развития в работах Д.Б. Эльконина.
  5. Современный этап в развитии отечественной возрастной психологии.

ТЕМЫ КОНСПЕКТОВ:

11 стр., 5476 слов

Периоды развития теории управления

... размер Методологические основы менеджмента. Законы, принципы, функции. Законы и закономерности Законы развития производства объективны и не зависят от воли и сознания людей ... системы при изменении состояния внешней среды. пропорциональность производства и управления, соотносительность развития основного и вспомогательного производства. соотносительность и адекватность управляющей и управляемой ...

  1. Проблема соотношения обучения, созревания и развития в современной психологии..
  2. Динамика психического развития.

Тема 5. «Психическое развитие ребенка: движущие силы и условия. Онтогенез». (4 часа)

ВОПРОСЫ К СЕМИНАРУ:

  1. Представление об онтогенезе.
  2. Соотношение понятий рост, развитие, созревание. Основные характеристики психического развития человека.
  3. Проблема соотношения обучения, созревания и развития в современной психологии.
  4. Возраст и критерии его выделения. Необходимость различения хронологического (паспортного), биологического (органической зрелости), социального и психологического возраста.
  5. Возрастные периодизации.
  6. Динамика психического развития как чередование стабильных и критических (кризисов) периодов развития. Возрастные кризисы и сензитивные периоды, их характеристика и значение.

ТЕМЫ КОНСПЕКТОВ:

Учение Л.И. Божович о социальной ситуации развития.

СОСТАВЛЕНИЕ ТАБЛИЦЫ «Возрастные периодизации».

Тема 6. «Основные закономерности развития ребенка в младенчестве». (6 часов)

ВОПРОСЫ К СЕМИНАРУ:

  1. Пренатальное развитие и его роль в становлении психики ребенка. Условия перехода от пренатального к постнатальному детству. Перинатальный этап («базовые перинатальные матрицы», С. Гроф).
  2. Изменение внутрисемейной ситуации с рождением ребенка. Родительские установки.
  3. Общая характеристика этапа новорожденности. Специфика психической жизни новорожденного. Формирование привязанности. Врожденные рефлексы. Способность к научению. Индивидуальные особенности новорожденных.
  4. Критерии окончания кризиса новорожденности: медицинский, физиологический, психологический.
  5. Социальная ситуация младенчества – неразрывное единство ребенка и взрослого (ситуация «пра-мы»).

    Эмоционально-непосредственное общение как ведущий вид деятельности. Эффект госпитализма и его последствия. Эмоциональное развитие младенца. «Комплекс оживления» и развитие первых форм общения. Симптомы эмоционального неблагополучия.

  6. Сенсорное и перцептивное развитие в младенческом возрасте.
  7. Моторное развитие в младенчестве. Формирование акта хватания и его значение для психического развития ребенка. Предметные манипуляции.
  8. Предпосылки возникновения и развития речи. Роль предречевых вокализаций в становлении речевой функции. Характеристика речи младенца (автономность, ситуативность, эмоциональная окрашенность, полисемантичность слов).
  9. Основные новообразования младенчества. Осложненные варианты развития. Ранняя диагностика психического развития.
  10. Кризис 1 года: его причины и симптомы.

ТЕМЫ КОНСПЕКТОВ:

4 стр., 1649 слов

Развитие личности донаучн. период

... исследователей в области возрастной психофизиологии, изучал связь между физическим развитием организма и его психологическими особенностями в различные возрастные периоды. При этом важное значение ... известной является позиция Жан Жака Руссо, который изложил свои взгляды на психическую природу ребенка в своем известном произведении «Эмиль, или О воспитании». Интересно отметить, что ...

  1. Критерии окончания кризиса новорожденности: медицинский, физиологический, психологический.
  2. Основные новообразования младенчества.

Тема 7. «Особенности психического развития ребенка в раннем возрасте». (2 часа)

ВОПРОСЫ К СЕМИНАРУ:

  1. Характеристика социальной ситуации развития в раннем возрасте.
  2. Генезис и стадии развития игры в раннем возрасте. Характеристика игровой деятельности ребенка раннего возраста (Ф.И. Фрадкина).
  3. Развитие социальной привязанности в раннем детстве. Теория привязанности Д. Боулби. Модели привязанности (М. Эйнсворт), условия формирования различных вариантов привязанности, их значение для психического развития ребенка. Эффекты сепарации ребенка от родителей и близких взрослых (Д. Боулби).
  4. Основные закономерности развития восприятия в раннем детстве. Ранние формы наглядно-действенного мышления. Особенности и закономерности развития первых детских обобщений и суждений (Л.С. Выготский, И.Х. Швачкин).

Тема 8. «Особенности психического развития ребенка в дошкольном возрасте». (6 часов)

ВОПРОСЫ К СЕМИНАРУ:

  1. Общая характеристика социальной ситуации развития ребенка дошкольного возраста.
  2. Роль семьи в развитии ребенка дошкольного возраста. Влияние типов семейного воспитания на развитие личности ребенка.
  3. Сюжетно-ролевая игра как ведущая деятельность дошкольного возраста. (Структура игры. Роль и правило. Проблема замещения в игре. Реальные и игровые отношения детей в игре. Значение игры для психического развития и формирования личности ребенка).

    Виды игр (предметные, сюжетно-ролевые, дидактические игры, игры-драматизации, игры с правилами).

  4. Характеристика других видов деятельности дошкольника: изобразительная деятельность, конструктивная деятельность и ее роль в умственном развитии ребенка, восприятие литературно-художественных произведений, роль сказки в психическом развитии ребенка, элементы труда и учения в деятельности дошкольника.
  5. Развитие восприятия в дошкольном возрасте, его зависимость от видов деятельности ребенка. (Проблема сенсорного воспитания, условия его успешности. Овладение общественно-выработанными сенсорными эталонами и формирование перцептивных действий (А.В. Запорожец, В.П. Зинченко, Л.А. Венгер).
  6. Развитие мышления в дошкольном возрасте. (Развитие опосредствования и наглядного моделирования как основа качественного преобразования мышления ребенка. Наглядно-образное мышление как основное новообразование дошкольного возраста (А.В. Запорожец, Г.И. Минская, Н.Н. Поддьяков, Л.А. Венгер).
  7. Развитие функций и форм речи в дошкольном возрасте. (Проблема развития регулятивной функции речи. Феномен речи «для себя». Развитие контекстной речи.
  8. Развитие памяти. Проблема формирования произвольной и опосредствованной памяти. «Параллелограмм» развития памяти. Соотношение непроизвольной и произвольной памяти.
  9. Развитие внимания и его особенности.
  10. Развитие личности в дошкольном возрасте. (Развитие Я-концепции, особенности самооценки. Поло-ролевая идентификация в дошкольном возрасте. Установление иерархии мотивов. Развитие эмоций. Особенности формирования нравственных (гордость, стыд, чувство вины), эстетических чувств, познавательных интересов. Развитие эмпатии и начало осознания чувств и эмоций. Развитие воли и произвольности управления поведением. Стадии морального развития (Л. Кольберг).

    13 стр., 6430 слов

    Развитие музыкально-творческих способностей детей среднего дошкольного ...

    ... развития музыкально-творческих способностей детей среднего дошкольного возраста. ПРЕДМЕТ ИССЛЕДОВАНИЯ: педагогические условия развития музыкально-творческих способностей детей среднего дошкольного возраста ... возраст является наиболее подходящим для развития музыкально-творческих способностей. Этот возраст, по мнению психологов (Б.М.Теплов, А.В.Запорожец), обладает типичными для детства особенностями: ...

    Условия усвоения ребенком нравственных норм. Роль этических эталонов и самооценки (С.Г. Якобсон).

  11. Проблема психологической готовности к школьному обучению. Основные показатели психологической готовности ребенка к школе.
  12. Кризис семи лет, его причины и особенности протекания.

ТЕМЫ КОНСПЕКТОВ:

  1. Обзор теорий игры в зарубежной психологии (Г. Спенсер, К. Гросс, К. Бюлер, В. Штерн, Ф. Бойтендайк, Ж. Пиаже).

    Теории детской игры в психоанализе.

  2. Проблема игровой деятельности в отечественной психологии.

Тема 9. «Особенности психического развития ребенка в младшем школьном возрасте». (4 часа)

ВОПРОСЫ К СЕМИНАРУ:

  1. Характеристика социальной ситуации развития в младшем школьном возрасте. Учебная деятельность как ведущая деятельность. (Структура и общие закономерности формирования учебной деятельности (Д.Б. Эльконин).

    Значение форм совместной со сверстниками учебной деятельности для психического развития младшего школьника.

  2. Основные стадии адаптации ребенка к школе как процесса освоения новой социальной ситуации развития и овладения учебной деятельностью. Причины школьной дезадаптации. Развитие мотивов учения. Динамика изменения отношения к учению на протяжении младшего школьного возраста.
  3. Место других видов деятельности в психическом развитии младшего школьника (игра, спорт, занятия искусством, изобразительная деятельность, музыкальная деятельность, начальные формы труда).
  4. Социальная жизнь младших школьников. (Особенности общения со сверстниками. Дружба в младшем школьном возрасте, ее возрастно-психологические особенности, стадии развития (Р. Селман).

    Социальный статус и отношения со сверстниками. Кооперация, соревнование и конфликты в детских группах. Психология отношений внутри классного коллектива).

  5. Содержание обучения как основного источника умственного развития в школьном возрасте. Возрастные особенности и возрастные возможности усвоения знаний. Проблема интеллектуализации психических процессов, их осознания и произвольности. Особенности развития речи в младшем школьном возрасте. Проблема осознания речи, ее элементов, ее функций и форм при разных вариантах обучения (Д.Б. Эльконин, А.К. Маркова, С.Н. Карпова).
  6. Основные психологические новообразования младшего школьного возраста: рефлексия, анализ, планирование. Особенности развития восприятия и внимания. Формирование наблюдательности. Память младшего школьника, пути повышения ее эффективности. Особенности развития воображения.
  7. Развитие личности младшего школьника. Особенности развития Я-концепции. Начальные формы рефлексии, формирование самооценки в связи с развитием учебной деятельности. Развитие мотивационно-потребностной и волевой сферы. Особенности усвоения моральных норм, понятия справедливости и правил поведения.

ТЕМЫ КОНСПЕКТОВ:

5 стр., 2379 слов

речевое развитие ребёнка

... где-то к трехмесячному возрасту приобретет инструментальную функцию: будет направлена на то, чтобы вызвать ответную реакцию. 2. Этапы голосового развития ребенка Говоря, о речевом развитии, мы говорим о ... звук голосов. В нашей работе мы подробно рассмотрим доречевое развитие детей, проанализировав каждый его из периодов. 1. Предречевое развитие Активное освоение речи происходит на 2 – 3-м ...

  1. Проблема формирования основ научного мышления в начальной школе (Д.Б. Эльконин, В.В. Давыдов).
  2. Теория планомерного формирования умственных действий и понятий и ее значение для оптимизации учебной деятельности (П.Я. Гальперин).

Тема 10. «Особенности психического развития подростка». (4 часа)

ВОПРОСЫ К СЕМИНАРУ:

  1. Проблема «кризиса» подросткового возраста. (Анатомо-физиологические и психологические предпосылки перехода к подростковому возрасту. Роль гетерохронности органического, полового и социального развития в возникновении подросткового возраста (Л.С. Выготский).
  2. Переход от социализации к индивидуализации как основная характеристика подросткового возраста. Индивидуальные и половые различия в темпах и характере физического, умственного и социального развития подростков.
  3. Роль общения со сверстниками в психическом развитии подростка. (Коллектив сверстников и взаимодействие в нем как моделирование отношений взрослых членов общества. «Кодекс товарищества». Дружба у подростков и ее особенности в связи с половыми различиями).
  4. Чувство взрослости как основное психологическое новообразование подросткового возраста, специфическая форма самосознания (Д.Б. Эльконин).

    Виды взрослости, пути и условия ее формирования. Становление нового типа взаимоотношений со взрослыми.

  5. Учебная деятельность подростков. (Развитие познавательных мотивов. Избирательность отношения к учебным предметам. Развитие формально-операционального интеллекта).
  6. Формирование личности в подростковом возрасте. Поло-ролевая идентификация. Основные закономерности развития самосознания. Формирование самооценки. Уровень притязаний подростка. Возникновение идеалов как воплощение уровня притязаний. Причины нарушения формирования самооценки. Аффект неадекватности. Развитие аффективно-потребностной сферы. Обострение потребности в личностно-ориентированном общении, самоутверждении и социальном признании. Развитие воли. Формирование направленности личности. Развитие моральных суждений и нравственных убеждений в подростковом возрасте. Формирование характера. Типы акцентуаций личности в подростковом возрасте. Психологические предпосылки перехода к юношескому возрасту.

ТЕМЫ ДОКЛАДОВ:

  1. Теории подросткового возраста (Ст. Холл, Э. Шпрангер, Ш. Бюлер, Э. Эриксон, К. Левин, Ж. Пиаже).
  2. Психологическая характеристика подросткового возраста в трудах Л.С. Выготского.

Тема 11. «Особенности психического развития в юношеском возрасте». (4 часа)

ВОПРОСЫ К СЕМИНАРУ:

  1. Переходный характер юношеского возраста. Проблема ведущей деятельности юношеского возраста.
  2. Формирование профессиональной направленности и предварительное профессиональное самоопределение как ведущее новообразование юношеского возраста. (Психологические особенности выбора профессии. Учебная деятельность в юношеском возрасте. Переход к самообразованию и самовоспитанию. Развитие абстрактного, дивергентного и гипотетико-дедуктивного мышления. Формирование индивидуального стиля мышления).
  3. Развитие общения в юношеском возрасте. (Принадлежность к группе. Неформальные и формальные молодежные объединения и группировки. Феномен «молодежной субкультуры», его психологическое значение. Любовь и дружба в юношеском возрасте).
  4. Межполовые различия. Сексуальное поведение и профилактика его нарушений.
  5. Развитие самосознания как достижение личностной идентичности (Э. Эриксон).

    (Статусы идентичности (Д. Марсиа).

    Нарушения формирования идентичности. Основные закономерности развития самосознания. Развитие образа Я. Формирование ценностно-смысловой сферы. Развитие морального сознания. Мечты и идеалы в юношеском возрасте, их психологическая роль для развития личности).

  6. Самоопределение и построение жизненных планов во временной перспективе как основное новообразование юношеского возраста. Развитие воли и способности к самоуправлению. Пути развития научного мировоззрения. Формирование научных, нравственных и политических убеждений, социальных и эстетических норм.
  7. Девиантное поведение, его причины и предупреждение.

ТЕМЫ ДОКЛАДОВ:

Место юношеского возраста в периодизации целостного жизненного цикла (Э. Шпрангер, Ш. Бюлер, А. Фрейд, К. Левин, Э. Эриксон, Л.И. Божович, Д.Б. Эльконин).

Тема 12. «Психология взрослого человека (акмеология)». (4 часа)

ВОПРОСЫ К СЕМИНАРУ:

  1. Критерии «зрелой взрослости». Соотнесение хронологического, биологического, психологического и социального возраста. Легальный и функциональный возраст (Д. Биррен).
  2. Молодость как начальный этап зрелости и вступления во взрослую жизнь.
  3. Переход к средней зрелости как нормативный кризис (около 30 лет), обусловленный расхождением между идеальной моделью «мечты» образа жизни и реальностью. (Переживание чувства утраты жизни и давления времени. Пути выхода из кризиса: личностно-смысловая перестройка, коррекция жизненных планов и образа жизни).
  4. Средняя зрелость (середина жизни).

    (Расцвет творческой активности и профессиональной деятельности. Формирование потребности передачи опыта другим, наставничества. Возрастание потребности в достижениях и социальном признании, особая сензитивность к социальным оценкам. Построение карьеры).

  5. Переход к зрелости (около 40 лет) как нормативный кризис в развитии, «перелом жизни». Осознание утраты молодости и реальности смерти. (Изменение восприятия временной перспективы. Начало снижения физических сил и возможностей. Переживание «символической смерти» молодости. Изменение личностного отношения и смысловая перестройка сознания, изменение иерархии мотивов. Возрастание потребности в продуктивном самовыражении. Индивидуализация и формирование самодостаточности и независимости).
  6. Зрелость как вершина жизненного пути. Коллективная производительная деятельность как ведущая деятельность данного периода. (Основные задачи развития: сохранение супружеских отношений, воспитание детей, достижения в карьере, развитие форм досуга и хобби, принятие и приспособление к изменениям организма, принятие ответственности за стареющих родителей. Развитие самодостаточности и особенности общения. Одиночество в зрелом возрасте и его следствия).
  7. Проблема развития познавательных процессов в зрелом возрасте. Теория стадиальности развития интеллекта в зрелости К. Шайо. Факторы, влияющие на развитие интеллекта в зрелости. Критика теорий зрелости как «психической окаменелости». Возможности обучения в зрелых возрастах.

ТЕМЫ ДОКЛАДОВ:

Стабильность и изменения личности в зрелости (Э. Эриксон, Д. Левинсон, С. Гоулд).

Тема 13. «Психология преклонного возраста(геронтология)». (4 часа)

ВОПРОСЫ К СЕМИНАРУ:

  1. Причины нормативного кризиса 50 — 55 лет (изменение социальной ситуации развития и возрастная перестройка организма).

    (Период старения и старости. Биологические и социальные факторы старения. Историческая изменчивость оценки старости и старения. Роль психологического и личностного факторов в процессе старения).

  2. Возрастные изменения восприятия, внимания, памяти, мышления в период старения и возможности их компенсации.
  3. Задачи развития: принятие и освоение новых социальных ролей, адаптация к потере физических возможностей, подведение итогов жизни и ее принятие, развитие личностной позиции в отношении смерти, деятельность самообслуживания как возможность сохранения самостоятельности и независимости. Развитие потребности в передаче накопленного опыта, уважении и самоутверждении.
  4. Выход на пенсию. Проблема участия в трудовой деятельности в старости, ее значение для сохранения нормальной жизнедеятельности и долголетия. Значение общественных интересов для формирования деятельной старости.
  5. Жизненная мудрость как личностное новообразование, результат разрешения кризиса между личностной интеграцией и распадом и отчаянием. Влияние истории жизненного пути на процесс старения.
  6. Особенности общения и межличностных отношений в старости. Одиночество в старости. Критика теории инволюции. Компенсаторные механизмы в период старения.
  7. Проблема долголетия и жизнеспособности. Факторы долголетия.

ТЕМЫ ДОКЛАДОВ:

  1. Культурные традиции отношения к смерти и подготовки к ней. Виды психологической помощи безнадежно больным людям.
  2. Старость как социальная проблема.

Рекомендуемая литература:

Основная:

  1. Выготский Л.С. Проблема возрастной периодизации детского развития // Собр. Соч. В 6-ти т. — М., 1982. Т.4. С.244-268.
  2. Крайг Г. Психология развития. (Пер. с англ.)– СПб, 2000.
  3. Обухова Л.Ф. Возрастная психология. Учебник. – М., 2001.
  4. Хрестоматия по детской психологии / Под ред. Г.В. Бурменской. – М., 1996.
  5. Эльконин Д.Б. К проблеме периодизации психического развития в детском возрасте // Д.Б.
  6. Эльконин. Избранные психологические труды. – М., 1989.

Дополнительная:

  1. Авдеева Н.Н., Мещерякова С.Ю. Вы и младенец. – М., 1991.
  2. Ананьев Б.Г. Избранные психологические труды: В 2-х т. – М., 1980.
  3. Байярд Р.Т., Байярд Д. Ваш беспокойный подросток. – М., 1991.
  4. Баттерворт Дж., Харрис М. Принципы психологии развития (Пер. с англ.).

    – М., 2000.

  5. Бернс Р. Развитие Я-концепции и воспитание (Пер. с англ.).

    – М., 1986.

  6. Божович Л.И. Личность и ее развитие в детском возрасте. – М., 1968.
  7. Бреслав Г.М. Эмоциональные особенности формирования личности в детстве. – М., 1990.
  8. Валлон А. Психическое развитие ребенка (Пер. с фр.).

    – М., 1968.

  9. Выготский Л.С. Собр. Соч. В 6-ти т. – М., 1982.
  10. Гальперин П.Я. Методы обучения и умственное развитие ребенка. – М., 1985.
  11. Гамезо М.В., Герасимова В.С., Горелова Г.Г., Орлова Л.М. Возрастная психология: личность от молодости до старости: Учебное пособие. – М., 1999.
  12. Дальто Ф. На стороне подростка. – СПб., 1997.
  13. Запорожец А.В. Психическое развитие ребенка // Избр. психологические труды в 2-х томах. – М., 1986.
  14. Кле М. Психология подростка. Психосексуальное развитие. (Пер. с фр.).

    – М., 1991.

  15. Климов Е.А. Как выбирать профессию. – М., 1984.
  16. Кон И.С. Психология ранней юности. – М., 1982.
  17. Краснова О.В., Лидерс А.Г. Социальная психология старости. – М., 2002.
  18. Леонтьев А.Н. Избранные психологические произведения: В 2-х т. – М., 1983.
  19. Лисина М.И. Проблема онтогенеза общения. – М., 1986.
  20. Лишенные родительского попечительства. Хрестоматия. / Под ред. В.С. Мухиной. – М., 1991.
  21. Логинова Н.А. Развитие личности и ее жизненный путь // Принцип развития в психологии. – М., 1978.
  22. Маркова А.К. Формирование мотивации u1091 учения в школьном возрасте. — М., 1983.
  23. Массен П., Конгер Дж., Гивитц Дж. Развитие личности в среднем возрасте // Психология личности. Тексты. – М., 1982.
  24. Мухина В.С. Возрастная психология: феноменология развития, детство, отрочество. – М., 1999.
  25. Мухина В.С. Проблемы генезиса личности. – М., 1985.
  26. Новоселова С.Л. Развитие мышления в раннем возрасте. – М., 1978.
  27. Обухова Л.Ф. Концепция Жана Пиаже: За и против. – М., 1981.
  28. Обухова Л.Ф. Этапы развития детского мышления. – М., 1972.
  29. Пиаже Ж. Избранные психологические труды. – М., 1994.
  30. Поддъяков Н.Н. Мышление дошкольника. – М., 1977.
  31. Поливанова К.Н. Психология возрастных кризисов. – М., 2000.
  32. Практическая психология образования / Под ред. И.В. Дубровиной. – М., 1997.
  33. Прихожан А.Н., Толстых Н.Н. Подросток в учебнике и в жизни. – М., 1990.
  34. Психическое развитие в младшем школьном возрасте / Под ред. В.В. Давыдова. — М., 1990.
  35. Психология возрастных кризисов: Хрестоматия / Сост. К.В. Сельченок. – Мн., 2000.
  36. Психология подростка: Хрестоматия/ Сост. Ю.П. Фролов. – М., 1997.
  37. Психология старости и старения. Хрестоматия / Сост. О.В. Краснова, А.Г. Лидерс. – М., 2003.
  38. Развитие психики школьников в процессе учебной деятельности / Под ред. В.В.Давыдова. – М., 1983.
  39. Ремшмидт Х. Подростковый и юношеский возраст: Проблемы становления личности (Пер. с нем.).

    – М., 1994.

  40. Слободчиков В.И. Категория возраста в психологии и педагогике развития // Вопросы психологии. 1991. № 2.
  41. Субботский Е.В. Ребенок открывает мир. – М., 1991.
  42. Флэйк-Хобсон К., Робинсон Б.Е., Скин П. Развитие ребенка и его отношений с окружающими. (Пер. с англ.).

    — М., 1993.

  43. Формирование личности в переходный период: От подросткового к юношескому возрасту / Под ред. И.В. Дубровиной. – М., 1987.
  44. Формирование личности старшеклассника / Под ред. И.В.Дубровиной. – М.. 1989.
  45. Фрейд З. Введение в психоанализ. Лекции. (Пер. с нем.).

    – М., 1991.

  46. Шадриков В.Д. Происхождение человечности. М., 1999.
  47. Шахматов Н.Ф. Психическое старение. – М., 1996.
  48. Эльконин Б.Д. введение в психологию развития. – М., 1994.
  49. Эльконин Д.Б. Психология игры. – М., 1978.
  50. Эльконин Д.Б. Избранные психологические труды. – М., 1989.
  51. Эриксон Э. Детство и общество (пер. с англ.) – СПб., 1996.
  52. Эриксон Э. Идентичность: юность и кризис. (Пер. с англ.).

    – М., 1996.

  53. Якобсон С.Г. Психологические проблемы этического развития детей. – М., 1984.

Контрольные вопросы и задания для самостоятельной работы:

  1. Предмет и задачи психологии развития и возрастной психологии.
  2. Связь психологии развития и возрастной психологии с психологическими дисциплинами и другими науками.
  3. Роль методологии в построении научного психологического знания.
  4. Проблема метода исследования психического развития. Принципиальная ограниченность стратегии «срезов».
  5. Соотношение понятий рост, развитие, созревание. Основные характеристики психического развития человека.
  6. Эволюция детства в истории человечества.
  7. Возраст и критерии его выделения. Необходимость различения хронологического (паспортного), биологического (органической зрелости), социального и психологического возраста.
  8. Как можно объяснить существование аналогий и параллелей в индивидуальном развитии человека и истории развития рода?
  9. Различия в понимании роли среды в психическом развитии ребенка в бихевиоризме и в культурно-историческом подходе.
  10. Роль созревания в психическом развитии человека в онтогенезе.
  11. Сензитивные периоды и их роль в психическом развитии ребенка.
  12. Понятие «эго-идентичности» (Э. Эриксон).

    Статусы эго-идентичности и механизмы ее формирования.

  13. Проблема эгоцентрической речи и эгоцентрического мышления (Ж. Пиаже, Л.С. Выготский).

    Современные подходы к пониманию феномена эгоцентрической речи.

  14. Основные детерминанты интеллектуального развития в концепции Ж. Пиаже.
  15. Периодизация стадий развития интеллекта в онтогенезе в концепции Ж. Пиаже. Понятие «операция».
  16. «Феномен сохранения». Его теоретическая интерпретация в теории Ж. Пиаже и в исследованиях школы П.Я. Гальперина.
  17. Психологическое содержание процесса интериоризации. Различия в понимании интериоризации в теориях Ж. Пиаже, Л.С. Выготского, А.Н. Леонтьева, П.Я. Гальперина.
  18. Принцип историзма в исследовании психического развития ребенка.
  19. Специфика психического развития человека в онтогенезе. Роль присвоения социально-исторического культурного опыта.
  20. Соотношение социальной и органической (генетической) форм наследования человеком видового опыта. Значение органической наследственности и процессов созревания для психического развития в онтогенезе.
  21. Современное состояние проблемы биологического и социального в психике человека.
  22. Проблема социализации в современной психологии развития.
  23. Понятие высших психических функций: структура, свойства, генезис. Закон развития высших психических функций (Л.С. Выготский).
  24. Учение о системном и смысловом строении сознания Л.С. Выготского.
  25. Понятие психологического возраста. Социальная ситуация развития, возрастные психологические новообразования и динамика детского развития.
  26. Психологическое содержание возрастных кризисов, роль позитивной и негативной симптоматики.
  27. Возрастные и функциональные типы процессов развития в онтогенезе. Проблема соотношения возрастного и функционального развития.
  28. Вклад Л.С. Выготского в решение проблемы соотношения обучения и развития.
  29. Теоретическое и практическое значение понятия «зона ближайшего развития». Способ измерения зоны ближайшего развития.
  30. Социальная среда как источник психического развития ребенка.
  31. Деятельность как детерминаната психического развития в онтогенезе. Понятие «ведущей деятельности». Смена типа ведущей деятельности на различных стадиях онтоегенеза.
  32. Сравнительная характеристика двух подходов к организации практики воспитания ребенка – концепции искусственной акселерации и теории амплификации (А.В. Запорожец).
  33. Проблема генезиса потребности ребенка в общении. Механизм возникновения и развития новых форм общения.
  34. Функции «идеальной формы» и «ведущей деятельности» в психическом развитии ребенка.
  35. Критерии построения периодизации психического развития ребенка в культурно-историческом подходе.
  36. Гипотеза о периодичности процессов психического развития ребенка (Д.Б. Эльконин).
  37. Особенности кризиса новорожденности. Критерии его завершения.
  38. Проблема соотношения развития сенсорики и моторики в младенчестве.
  39. Подготовительный период в развитии речи. Особенности автономной речи ребенка.
  40. Психологическая характеристика кризиса 1-го года жизни.
  41. Качественное отличие орудий и предметно-орудийных действий человека и вспомогательных средств животных.
  42. Основные закономерности развития предметно-орудийных действий в раннем возрасте.
  43. Сравнительная характеристика игры детей раннего и дошкольного возраста.
  44. Развитие речи в раннем возрасте.
  45. Причины, сущность и новообразования кризиса 3-х лет.
  46. Структура и функции детской игры.
  47. Основные закономерности развития игровой деятельности.
  48. Развитие видов деятельности в дошкольном возрасте (изобразительная деятельность, художественные виды деятельности – восприятие сказки, музыки и др., элементарные формы труда и учения).

    Их значение для психического развития ребенка.

  49. Развитие общения со сверстниками в дошкольном возрасте.
  50. Проблема сенсорного воспитания.
  51. Основные психологические новообразования дошкольного возраста.
  52. Психологическая характеристика кризиса 7 лет.
  53. Социальная ситуация развития в младшем школьном возрасте.
  54. Понятие «внутренней позиции». Психологические условия формирования внутренней позиции школьника.
  55. Основные компоненты психологической готовности ребенка к школе.
  56. Значение содержания и организации учебной деятельности для психического развития ребенка.
  57. Основные психологические новообразования младшего школьного возраста.
  58. Проблема «кризиса» подросткового возраста в зарубежной и отечественной психологии.
  59. Самосознание и самопознание в подростковом и юношеском возрасте.
  60. Личностное и предварительное профессиональное самоопределение в юношеском возрасте.
  61. Дружба и развитие взаимоотношений со сверстниками в подростковом и юношеском возрасте.
  62. Проблема «нормативности» кризисов зрелых возрастов.
  63. Проблема развития познавательных процессов в зрелых возрастах.
  64. Критика понимания зрелости как «психической окаменелости».
  65. Психологические проблемы старения и старости. Понятие «оптимального старения».

Список рефератов

  1. Актуальные проблемы современной психологии развития.
  2. Психологический возраст как «единица» анализа психического развития ребенка в трудах Л.С. Выготского и его последователей.
  3. Основные этапы развития формирующей стратегии исследования психического развития.
  4. Роль кросс-культурных исследований в изучении психического развития.
  5. Критика факторного подхода в понимании движущих сил психического развития ребенка.
  6. Психоаналитические теории развития личности.
  7. Эпигенетическая теория развития личности Э. Эриксона.
  8. Проблема эгоцентрической речи и эгоцентрического мышления в работах Ж. Пиаже и Л.С. Выготского.
  9. Причины и условия психического развития ребенка в культурно-исторической концепции Л.С. Выготского.
  10. Роль активности ребенка в психическом развитии.
  11. Роль общения в психическом развитии человека.
  12. Роль наследственности и среды в психическом развитии ребенка.
  13. Генезис и развитие форм общения ребенка и взрослого в онтогенезе.
  14. Влияние «дефицита общения» на психическое развитие ребенка.
  15. Факторы риска в психическом развитии ребенка.
  16. Соотношение возрастного и функционального развития в онтогенезе.
  17. Ведущая роль обучения в психическом развитии ребенка.
  18. Роль возрастных кризисов в психическом развитии.
  19. Психологические особенности младенческого возраста.
  20. Предметно-орудийная деятельность – ведущая деятельность ребенка раннего возраста.
  21. Закономерности речевого развития в онтогенезе.
  22. Игра и ее роль в психическом развитии ребенка.
  23. Основные стадии развития изобразительной деятельности детей.
  24. Развитие Я-концепции в онтогенезе.
  25. Роль семьи в психическом развитии ребенка.
  26. Развитие общения со сверстниками в детском возрасте.
  27. Психологические особенности младшего школьника.
  28. Диагностика и коррекция психологической готовности ребенка к школе.
  29. Проблемы развивающего обучения.
  30. Теории подросткового возраста.
  31. Развитие личности в подростковом возрасте.
  32. Основные стадии морального развития личности в онтогенезе.
  33. Психологические особенности юношеского возраста.
  34. Всевозрастной подход в исследовании психического развития человека.
  35. Специфика психического развития человека в зрелом возрасте.
  36. Старость как завершающая стадия жизненного цикла человека.

16