Виды музыкальной деятельности на уроках музыки в школе. Слушание, восприятие музыки, разучивание, исполнение детских песен

Функциями Арт-терапии являются: 1. Катарсическая — очищающая, освобождающая от негатив­ных состояний.  2. Регулятивная — снятие нервно-психического напряжения, регуляция психосоматических процессов, моделирование положительного психоэмоционального состояния.  3. Коммуникативно-рефлексивная — обеспечивающая коррек­цию нарушений общения, формирование адекватного межлично­стного поведения, самооценки.  В Арт-терапии не делается акцент на целенаправленное обучение и овладение навыками и умениями в каком-либо виде художественной деятельности.  Необходимо указать также преимущества метода арт-терапии перед другими психокоррекционными методами. А. И. Копытин выделяет следующие:

Практически каждый человек может участвовать в арттерапевтической работе, которая не требует от него больших способностей к изобразительной деятельности или художественных навыков. Каждый человек, будучи ребенком, рисовал, лепил, играл. Поэтому метод Арт-терапии практически не имеет возрастных ограничений в использовании. Нет оснований говорить и о наличии каких-либо противопоказаний к участию тех или иных людей в арттерапевтическом процессе.

Арт-терапия является средством преимущественно невербального общения. Это делает ее особенно ценной для тех, кто недостаточно хорошо владеет речью, затрудняется в словесном описании своих переживаний, либо, напротив, чрезмерно связан с речевым общением. Символическая речь является одной из основ изобразительного искусства, позволяет человеку зачастую более точно выразить свои переживания, по-новому взглянуть на ситуацию и житей­ские проблемы и найти, благодаря этому, путь к их решению.

Арт-терапия является средством свободного самовыражения и самопознания. Она- предполагает атмосферу доверия, высокой терпимости и внимания к внутреннему миру человека.

Продукты изобразительного творчества являются объективным свидетельством настроений и мыслей человека, что позволяет использовать их для ретроспективной, динамиче­ской оценки состояния, проведения соответствующих исследований и сопоставлений.

Арттерапевтическая работа в большинстве случаев вызывает у людей положительные эмоции, помогает преодолеть апатию и безынициативность, сформировать более активную жизненную позицию.

Арт-терапия основана на мобилизации творческого потенциала человека, внутренних механизмов саморегуляции и исцеления. Она отвечает фундаментальной потребности в самоактуализации: раскрытие широкого спектра возможностей человека и утверждение им своего индивидуального и неповторимого способа бытия в мире.

3 стр., 1093 слов

Песочная терапия как средство регулирования эмоционального состояния ...

... / Миронов В. // Дошкольное воспитание. – 2013. - №10. – с. 42. 13. Песочная терапия как средство развития дошкольников.//Дошкольная педагогика. – 2014. - №8. – с. 54 – 55. 14. Развитие эмоций ... замками» [2,с.16]. Эмоции – особый класс психических процессов и состояний, который составляет переживаемые в различной форме отношения человека к предметам и явлениям действительности. Эмоции и чувства – ...

Музыкотерапия

Музыкотерапия — это вид арт-терапии, где музыка используется в лечебных или коррекционных целях. В настоящее время музыкотерапия является целым психокоррекционным направлением (в медицине и психологии), имеющим в своей основе два аспекта воздействия: психосоматическое (в процессе которого осуществляется лечебное воздействие на функции организма) и психотерапевтическое (в процессе которого с помощью музыки осуществляется коррекция отклонений в личностном развитии, психоэмоциональном состоянии).

Именно катарсистическое (очищающее) воздействие музыки позволяет использовать ее в таком качестве в коррекционной работе с детьми, имеющими проблемы в развитии. Во многих исследованиях по музыкотерапии коррекционного воздействия этого вида арттерапии выделяются следующие:

регулирование психовегетативных процессов, физиологических функций организма;

катарсис, регуляция психоэмоционального состояния;повышение социальной активности, приобретение новых средств эмоциональной экспрессии;облегчение усвоения новых положительных установок и форм поведения, коррекция коммуникативной функции;

активизация творческих проявлений.

Если говорить о музыкотерапии с точки зрения ее влияния на физическую, эмоциональную и интеллектуальную сферы организма, то, поскольку музыка является языком невербальной коммуникации, наибольший эффект достигается во влиянии на чувства и настроения человека, ослабляя негативные переживания в процессе их катарсической разрядки под воздействием музыки.  Достоинствами музыкотерапии являются: 1Абсолютнаябезвредность; 2.Легкостьипростотаприменения; 3.Возможностьконтроля; 4.Уменьшение необходимости применения других лечебных методик, более нагрузочных и отнимающих большевремени Специалисты различают пассивную и активную формы музыкотерапии. В первом случае пациентам предлагают прослушивать различные музыкальные произведения, соответствующие состоянию их психологического здоровья и ходу лечения. Те, кто хоть раз общался с ребенком с ограниченными возможностями, знают, как трудно найти тропинку к его сердцу. Поэтому естественность и доступность, которая есть в музыке, — одна из причин бурного развития музыкальной терапии в последние десятилетия. Полезность музыкотерапии в работе с детьми с ограниченными возможностями в том, что она:

  • помогает укрепить доверие, взаимопонимание между участниками процесса;
  • помогает ускорить прогресс терапии, так как внутренние переживания легче выражаются с помощью музыки, чем при разговоре;
  • музыка усиливает внимание к чувствам, служит материалом, усиливающим осознание;
  • косвенно повышается музыкальная компетенция, возникает чувство внутреннего контроля и порядка.

Чем раньше начинается лечение, тем больше шансов на успех. Поэтому уже с двух лет детей с ограниченными возможностями можно лечить и развивать с помощью музыкотерапии. У детей второго года жизни круг представлений о внешнем мире очень узкий, слабо развита речь, а также слуховые и зрительные восприятия, слабая нервная система, плохая координация движений, неустойчивое внимание. Как правило, у этих детей отсутствуют навыки и умения в звукоподражании, в слоговом подпевании и интонировании простейших мелодий. Дети не умеют согласовывать движения с музыкой, подчинять свои действия различным внешним сигналам — зрительным, слуховым. Но у них есть одно свойство — подражательность, — которое проявляется как в музыкально-ритмических движениях, так и в подпевании и пении. Список произведений классической музыки для регуляции психоэмоционального состояния детей с ограниченными возможностями:

8 стр., 3968 слов

По музыкальной педагогике Проблема воплощения основных дидактических ...

... педагогики видоизменяются, совершенствуются, получают иное осмысление. 2. Использование музыкально-дидактических игр в процессе музыкального обучения. В системе учреждений дошкольного воспитания обучение музыке происходит в рамках музыкальных ... в процессе осуществления познавательной деятельности учащихся на занятиях по музыке, необходимости учета возрастных особенностей при организации музыкальных ...

  • Для уменьшения чувства тревоги и неуверенности — «Мазурка» Шопен, «Вальсы» Штрауса, «Мелодии» Рубинштейна.
  • Для уменьшения раздражительности, разочарования, повышение чувства принадлежности к прекрасному миру природы — «Кантата № 2» Баха, «Лунная соната» Бетховена.
  • Для общего успокоения — «Симфония №6» Бетховена, часть 2, «Колыбельная» Брамса, «Аве Мария» Шуберта.
  • Для снятия симптомовГИПЕРТОНИИ и напряженности в отношениях с другими людьми — «Концерт ре-минор» для скрипки Баха.
  • Для уменьшения головной боли, связанной с эмоциональным напряжением, — «Дон Жуан» Моцарт, «Венгерская рапсодия №1» Листа, «Сюита Маскарад» Хачатуряна.
  • Для поднятия общего жизненного тонуса, улучшение самочувствия, активности, настроения — «Шестая симфония», Чайковского, 3 часть, «Увертюра Эдмонд» Бетховена.
  • Для уменьшения злобности, зависти к успехам других людей — «Итальянский концерт» Баха, «Симфония» Гайдна.
  • Для повышения концентрации внимания — «Времена года» Чайковского, «Лунный свет» Дебюсси, «Симфония № 5» Мендельсона.

Таким образом, музыкотерапия представляет собой совокупность приемов и методов, направленных на расширение и обогащение спектра переживаний и формирование такого мировоззрения, которое помогает человеку быть здоровым и счастливым. Богатые чувства и высокие мысли являются главным составляющим этого вида психотерапии. Формирование богатой эмоциональной сферы ребенка достигается за счет вовлечения его в широкий круг музыкальных художественных переживаний, формирование высокого строя мыслей.

1

Музыкальная культура школьников формируется в процессе активной музыкальной деятельности. На уроках музыки учащиеся, знакомясь с инструментальными и вокальными произведениями, учатся понимать их, приобретают знания, умения и навыки необходимые для осознанного, эмоционального, глубокого восприятия музыкального образа.

15 стр., 7357 слов

Теоретические основы воздействия музыки на организм человека

... музыкальные произведения, после чего они делятся собственными мыслями и соображениями, воспоминаниями и переживаниями, ассоциациями и фантазиями, которые возникали у них в процессе прослушивания музыки. Во время сеанса пассивной музыкотерапии ...

Воспитание музыкальной культуры школьников происходит одновременно с развитием у них музыкальных способностей, которые в свою очередь развиваются в музыкальной деятельности. Учащиеся постепенно знакомятся с музыкальной речью и музыкальным языком по принципу постепенно раскручивающейся спирали, осваивают приемы звуковедения и звукоизвлечения, прием правильного дыхания, учатся осознанно анализировать музыкальные произведения, «рисовать» их музыкальный образ, зашифровывать данные произведения в граф-блок схемы.

         Основными видами музыкальной деятельности на уроке музыка являются:

  • Слушание, восприятие музыки;
  • Разучивание, исполнение музыкального произведения;
  • Музыкально-ритмические движения;
  • Игра на детских музыкальных инструментах;
  • Импровизация и драматизация детских песен.

Восприятие музыки

Восприятие музыки – сложный процесс, в основе которого лежит способность слышать, переживать музыкальное содержание как художественно-образное отражение действительности.

Музыка воздействует на человека благодаря целому комплексу выразительных средств. Это:

  • Ладогармонический склад (лад мажорный, минорный, переменный. Гармонический склад – различные виды аккомпанементов: аккорды мелодические и гармонические в зависимости от музыкального образа произведения.)
  • Ритм (песенный, песенно-танцевальный, песенно-маршевый, танцевальный, танцевально-песенный, танцевально-маршевый, маршевый, маршево-песенный, маршево-танцевальный)
  • Тембр (окраска голоса или инструмента. В данном случае анализируется какой инструмент или группа инструментов или оркестр может воссоздать определенный  музыкальный образ);
  • Темп (скорость исполнения музыкального произведения);
  • Динамика (сила; звучания: громко, средне громко, тихо средне тихо и т.д.)

 Восприятиемузыки происходитв результате творческой деятельности  слушателя, так как включает его собственный  музыкально-слуховой и жизненный опыт.

Работу над восприятием музыкального произведения можно условно разделить на четыре этапа.

Первый этап.

  1. Эмоциональный рассказ учителя, подготавливающий учащихся к слушанию музыкального произведения. Подготовка школьников к эмоциональному восприятию музыки осуществляется разными методами и приёмами. К ним относятся вступительное слово учителя, использование произведений других видов искусства – литературы, живописи, которые по характеру и настроению созвучны с музыкальным произведением. Перед слушанием музыкального произведения можно дать учащимся задание:
  • Определить жанровую принадлежность;
  • В какие тона и оттенки можно «окрасить» данное произведение;
  • Какие из литературных или живописных фрагментов созвучны данному произведению;
  • Попробовать «увидеть» музыкальный образ.
  • Определить музыкальную форму;
  • Нарисовать граф-блок схему к произведению;
  • Музыка выразительная или изобразительная?
  • Какой инструмент или инструменты, или какой оркестр исполняет данное произведение?

Второй этап

Непосредственное слушание музыкального произведения. (напомнить ребятам, что они в данный момент являются слушателями, а слушатели сидят в удобной для них позе)

23 стр., 11160 слов

Профессионально-педагогическое общение в системе взаимодействия ...

... учитель музыки - подросток . Интерес, к такого рода, исследованию с моей стороны обусловлен рядом обстоятельств. Как известно общение, и не только в музыкальной ... ИСКУССТВА 0. Экспериментальные исследования воздействия разножанровых произведений массовой культуры на подростков МОУДО ... третьей главе. ГЛАВА 0. ПСИХОЛОГИЧЕСКИЕ ОСОБЕННОСТИ ДЕТЕЙ ПОДРОСТКОВОГО ВОЗРАСТА, ОСНОВНЫЕ НАПРАВЛЕНИЯ ПЕДАГОГИЧЕСКОЙ ...

При первом прослушивании произведения учитель слушает вместе с ребятами так, как будто слышит данное произведение в первый раз: внимательно и заинтересованно. На втором прослушивании учитель может комментировать средства музыкальной выразительности, обращая на них ребят.)

Третий этап.

Третий этап включает в себя анализ прослушанного произведения. Учитель повторно задаёт учащимся вопросы, которые он задавал перед прослушанием музыкального произведения. Ответы должны быть развернутыми, подробными.

Учащиеся должны суметь отстоять свою точку зрения по тому или иному вопросу. Почему учащиеся «увидели» тот или иной музыкальный образ. Из составленных учителем  двух, трех граф-блок- схем выбрать ту, которая соответствует музыкальному образу данного произведения.

Четвертый этап.

Повторное слушание, которое предполагает более глубокое и осмысленное восприятие музыкального языка произведения.

На данном этапе учитель дает учащимся задание по прослушанному произведению:

  • подобрать литературный или стихотворный текст в соответствии с данным музыкальным образам;
  • нарисовать иллюстрацию;
  •  сделать граф-блок схему и т.д.

Разучивание, исполнение детских песен

Хоровое пение – один из видов коллективной исполнительской  деятельности. Оно способствует развитию певческой культуры школьников, их общему и музыкальному развитию; воспитанию духовного мира; становлению мировоззрения, воспитанию творческой личности. Исполнение должно быть выразительное, эмоциональное. Учащиеся должны понимать и чувствовать всю глубину музыкального образа.

Разучивание песни также делится на четыре этапа.

Первый этап.

Эмоциональный рассказ учителя о песне, её истории создания. Перед разучиванием песни можно прочитать стихотворение, небольшой отрывок, созвучные с данной песней. Предложить ребятам угадать о ком или о чем будет эта песня? Попробовать определить ее название.

Второй вариант задания: прочить стихотворение к данной песни и предложить ребятам побыть композиторами и «сочинить» к данному стихотворению мелодию по Перфокарте.

Третий вариант: Представить детям две иллюстрации и предложить им выбрать ту, которая бы соответствовала данному стихотворению.

13 стр., 6430 слов

Развитие музыкально-творческих способностей детей среднего дошкольного ...

... разработанность для осуществления воспитательного процесса по музыкально-творческому развитию в процессе обучения пению именно детей среднего дошкольного возраста, послужили основанием для определения ТЕМЫ РАБОТЫ: «Развитие ... проникающим в глубь души видом искусства Платон считал "мусическое искусство" (звучание песен), где ритм и гармония несут благообразие. Ученый выделил две стороны творчества: ...

При этом учащиеся по прослушивании песни, должны ответить на следующие вопросы:

  • Кто исполняет песню? (солист, ансамбль, хор: детский, народный или академический)
  • Какие инструменты или оркестр сопровождают данную песню?
  • В каком жанре написана песня?
  • Характер, настроение песни?
  • Попробовать определить название песни.

Предложить учащимся сесть как слушатели и прослушать песню. Слушатели сидят в удобной для них позе.

Непосредственное слушание песни.(Учитель разрешает детям сидеть как сидят слушатели, то есть в удобной для них позе.)

Третий этап

После прослушивания учащиеся отвечают на поставленные вопросы первого этапа, а затем переходят непосредственно к разучиванию песни. Учитель предлагает сесть детям,как исполнители. А исполнители сидят с ровными спинками, ножки упираются в пол. Во время разучивания нужно неоднократно напоминать детям о правильной посадке при разучивании и исполнении песни.

Разучивание песни происходит по фразам. Учитель пропевает первую фразу, обращая внимание на звуковедение и звукоизвлечение, а также на окончание фраз. Обращается внимание на отдельные гласные и согласные звуки. В конце и середине фразы вместо буквы «г» нужно пропевать «к», «а» пропевается как «о», «я» пропевать как «а», вместо «д» пропеваем «т» и т.д.

 Перед исполнением первой фразы детям дается первый звук, с которого начинается первая фраза, а затем она учится с детьми в рабочем темпе.

Затем с детьми разучивается вторая фраза по принципу разучивания первой. Перед исполнением второй фразы не забываем давать детям прослушать звук, с которого начинается вторая фраза.

Соединяем первую и вторую фразу вместе. Третью и четвертую фразу разучиваем по аналогичной схеме. Следим за дыханием, ровным звуковедением, поем, не напрягая голосовые связки, следим за окончанием фраз.

При разучивании песни могут встретиться незнакомые детям  слова,  смысл которых нужно детям объяснить.

После работы над отдельными фразами учитель приступает к исполнению всей песни, предварительно повесив плакат с текстом песни, ее рисуночной информацией, или раздав детям листочки с текстом песни.

Четвертый этап

На четвертом этапе учитель

  • намечает исполнительский план песни (первый куплет поют мальчики, второй – девочки, третий – все вместе. Или запев дети поют по очереди, а припев вместе. Можно выбрать солистов, которым поручить спеть всю песню, а дети оценят их исполнение и т.д.)
  • работает с детьми над характером и настроением песни.
  • предлагает детям исполнить песню как на концерте.

 На этом же этапе идет работа над драматизацией песни. Дети, исполняя песню, выполняют музыкально-ритмические движения. После разучивания песни детям предлагается

7 стр., 3148 слов

Копия 2 распр.нарушения у детей

... возможностей. Для развития зрительно‑двигательной координации полезны занятия перед зеркалом, когда ребенок вместе со взрослым смотрит на свое отражение и повторяет за взрослым названия ... четвертой групп. Большинство авторов предлагают проводить коррекцион‑ную работу с аутичными детьми в следующих основных направлениях. 1. Развитие ощущений и восприятия, зрительно‑двигательной координации. ...

  • подобрать дома стихотворение к песне,
  •  нарисовать рисунки,
  • придумать музыкально-ритмические движения,
  •  изобразить песню в граф-блок схеме.
  • Хровое пение как вид искусства
  • Хоровое пение, как любой другой вид искусства, имеет свои особенности. Правильнее всего начать характеристику хорового пения с выявления признаков, присущих музыкальному искусству вообще, так как хоровое пение является одной из разновидностей музыкального искусства. Другими словами, хоровое пение, как и любая музыка, способно передавать самые разнообразные оттенки эмоционально-психологического состояния человека, его переживания, настроения, чувства. По существу ни один из других видов искусства не может отображать динамику переживаний с той правдивостью и полнотой, как это делает музыка. Динамика чувств, скрытая в музыкальном произведении и переданная комплексом определенных музыкально-выразительных средств, становится для исполнителя объектом глубокого анализа. Раскрыть музыкальный образ вокального сочинения— важная творческая задача руководителя. А это выполнимо лишь при условии осмысленного и вместе с тем живого, эмоционального отношения поющих к исполняемому произведению. Следовательно, необходимо развивать у самодеятельных певцов эмоциональное восприятие музыки, образное мышление, навыки выразительного пения. Только тогда вся работа и собственно исполнение станут подлинным творчеством.
  • Отличительной чертой искусства хорового пения является органическое сочетание музыки и слова. Не что иное, как слово — носитель смыслового начала,’—помогает глубже проникнуть в содержание хорового произведения.
  • Давно подмечена аналогия между музыкой и речью. «Сходство-музыки с интонациями речи и с жестами помогает понять, какое содержание скрыто в ее звуках. Речь — основное средство общения людей между собой. Она выражает главным образом мысли. Но интересующая нас сторона речи — ее интонация — служит в основном для выражения эмоций, то есть чувств, настроений, страстей {тогда как смысловая, логическая роль интонации — подчиненная).

    Вот почему какая-либо фраза, произнесенная монотонно, без всяких интонационных оттенков, сохранит в большинстве случаев свой смысл, но утратит эмоциональную окраску. И наоборот: слушая речь на незнакомом языке, мы не поймем смысла сказанного, но по интонациям ощутим, какие чувства владеют говорящим». Музыка черпает из речевой интонации способность выражения эмоций, но передает их в более обогащенном и развитом виде. «Языком души» называл музыку русский композитор и критик А. Н. Серов.

  • Но еще большие возможности приобретает музыка тогда, когда соединяется со словом. Текст делает более конкретными и определенными мысли-, выраженные в музыке; она же, в свою очередь, своей образной и эмоциональной стороной усиливает воздействие слов. Особенно это относится к сюжетным хоровым сочинениям, ‘К боевым историко-патриотическим песням, частушкам.

чем ярче индивидуальность исполнителя (руководителя), тем убедительнее может быть интерпретация, тем сильнее воздействие на слушателя.

13 стр., 6292 слов

Основные виды музыкальной деятельности учащихся на уроках музыки ...

... конкретные (слушание музыки, хоровое пение, игра на музыкальных инструментах, движение под музыку, импровизация, сочинение музыки детьми) и обобщенные виды музыкальной деятельности (исполнение музыки, музыкально-композиционное творчество ... гармоничного и духовно-творческого развития личности на основе синтеза искусства, науки, культуры, педагогики (Ю.К. Бабанский и др.); психолого-педагогические ...

  • Результат исполнения зависит от ряда объективных и субъективных причин, среди которых основной следует считать техническую подготовленность участников хора, их умение эмоционально передать заложенный в произведении художественный образ, настроение.
  • Исполнительская техника в искусстве играет огромную роль, она является одной из самых специфических особенностей творчества исполнителя. Вместе с тем техника — лишь средство исполнения, ее определяют художественные задачи, которые диктуются, с одной стороны, содержанием конкретного исполняемого произ-

ведения (узколокальные задачи), и с другой — общей направленностью художественной деятельности коллектива (задачи в более широком смысле).

 Горячо отстаивал Б. Асафьев мысль о том, что хоровые занятия в школе – это актуальное направление всей учебно — воспитательной работы школьного коллектива: «Лучше совсем изъять хоровое дело из школ, чем смотреть на него полуснисходительно. Музыка требует при занятиях ею серьезной и настойчивой дисциплины. При малейшем «кое — как» она мстит расхлябанностью и неустойчивостью исполнения. Революционный быт – и вдруг рядом с ним, т. е. даже в нем самом, приблизительно интонируемые песни и еле — еле сритмованное пение!» в принципе, мысли здравые и методически направленные. И потому пропустить опору автора на «революционный быт»… 

хоровому пению как коллективной музыкальной деятельности, активно влияющей на развитие музыкальной и общей культуры учащихся, свойственны следующие положительные особенности:

  • в коллективной хоровой деятельности, когда учащийся на виду у всех, он раскрывается перед руководителем и сверстниками, его легче изучить, обучить и направит;
  • участие в общем деле формирует у школьника умение общаться, объективно оценивать свои действия, помогать осознать имеющиеся недостатки, как музыкальные (качество слуха и голоса, певческие умения и навыки), так и поведенческие;
  • работая в хоре, ученик формирует положительные личностные качества, необходимые для работы в коллективе, учится применять свои силы, музыкальные способности и умении с пользой для себя и для хора;
  • хоровая деятельность, активная и социально — ценная, представляет существенный фактор, обеспечивающий становление в сознании ученика необходимости единства и дела, полезного намерения и личностных средств его осуществления;
  • в процессе коллективного хорового творчества развиваются самостоятельность и чувство локтя, инициатива и другие волевые качества, так необходимые ученику, музыкальная деятельность переключает его внимание на полезное дело, значимое и для него и для остальных участников коллектива; в хоровом пении согласуются и объединяются разнообразные музыкально — воспитательные средства, положительно воздействующие на ученика, что усиливает позитивные влияния и нейтрализует отрицательные;
  • в хоровом, коллективном пении можно с большей степенью достоверности выявить подлинную структуру межличностных отношений учащихся, социальный статус основной массы членов малых групп в хоре, их отношений с «верхушкой» группы, с ее лидером, определить, кто из ее членов авторитетен, а кто предпочитает подчиняться, какие мотивы определяют поведение «верховодов» и тех, кто участвует в жизни группы на другом статусном уровне;
  • в хоровом пении, наконец, успехи и недостатки явственно могут быть прослежены и соответствующим образом отмечены поощрением или замечанием; заметим, кстати, что участники хора, самым положительным образом оценивают успех сверстника, если он был достигнут упорным трудом и волей; значительно меньшим энтузиазмом хористы встречают поощрения и награды, полученные лишь благодаря природным данным.
  •  Итак, хоровое пение детей – одно из главных средств школьного музыкального воспитания. Занятия в хоровых коллективах – продолжение хоровой работы, проводимой на уроках.